Славянские пословицы о богах
Обновлено: 07.11.2024
За богом пойдешь, ничего не найдешь.
Где человек не сможет, там и бог не поможет.
Бог дал, бог и взял.
Бог любит троицу.
Бог-то бог, а не будь сам плох.
Надежда на бога и в болезни подмога.
Ох, ведает бог, от чего живот засох.
Бог даст день, даст и пищу.
Бог сирот любит, да воли не дает.
Бог не велит хвостом шевелить, а только кончиком.
Бог рассудит, да не скоро скажет.
Бог шельму (плута) метит.
Где страх, там и бог.
Деньга попа купит и бога обманет.
Какова вера, таков у ней бог.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Пошли, боже, с неба, что нам треба: сала и хлеба.
Раем не прельщай, адом не стращай.
Хоть Лазаря пой, хоть волком вой. богатство, бедность
Тому бог не нужен, кто с наукою дружен.
Богу молись, крепись да за соху держись!
Бей челом ниже: до неба высоко, до лица земля ближе.
Было бы что поесть, то и бог пропитает.
Вот тебе, боже, что нам негоже.
Утаи, бог, так, чтобы и черт не узнал.
Взял бы боженьку за ноженьку, да и об пол.
На, тебе, боже, что мне не гоже.
Надежда на бога и в болезни не подмога.
Трудно богу с нами: рай на земле мы строим сами.
Следующая пословица
Именно Владимиру Далю принадлежит честь быть наиболее внимательным и верным исследователем устного народного творчества. Собранные им пословицы и поговорки не перестают открывать нам новые грани глубинной мудрости наших предков и поражают тонкой наблюдательностью и остроумием.
Оглавление
- Пословица несудима[1]
- О Боге
- О любви
- О дружбе
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 1000 русских пословиц и поговорок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
♦ Жить — Богу служить.
♦ В мале Бог, и в велике Бог.
♦ Бог не в силе, а в правде. Не в силе Бог, а в правде.
♦ Сила Господня в немощи (или: в немощах) совершается.
♦ Что Богу не угодно, то и не сильно (или: не годно).
♦ У Бога милости много. Бог на милость не убог.
♦ У Бога всего много.
♦ Милостив Бог, а я, по его милости, не убог.
♦ Божья вода по божьей земле бежит.
♦ Божья роса божью землю кропит.
♦ Ни отец до детей, как Бог до людей.
♦ Друг обо друге, а Бог обо всех (печется).
♦ Всяк про себя, а Господь про всех.
♦ Не по грехам нашим Господь милостив.
♦ Бог напитал, никто не видал (прибавка: а кто и видел, тот не обидел).
♦ Бог пристанет (или: наставит) и пастыря приставит.
♦ Даст Бог день, даст Бог и пищу.
♦ После стрижки Господь на овец теплом пахнёт.
♦ Бог не как свой брат, скорее поможет (или: проси, так поможет).
♦ Бог поберег вдоль и поперек.
♦ Бог полюбит, так не погубит.
♦ У Бога для праведных места много.
♦ С Богом пойдешь — до блага дойдешь (к добру путь, или: добрый путь найдешь).
♦ На Бога положишься, не обложишься.
♦ Человек ходит, Бог водит.
♦ Отстанет Бог, покинут и добрые люди.
♦ Кто к Богу, к тому и Бог.
♦ Кто любит Бога, добра получит много.
♦ Любящих и Бог любит.
♦ Бог не дремлет — все слышит.
♦ Тот не унывает, кто на Бога уповает.
♦ Коли Бог по нас, то никто на нас (или: против нас).
♦ Чего Бог не нашлет, того человек не понесет.
♦ Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом.
♦ Божьи невольники счастливы.
♦ Грозную тучу Бог пронесет.
♦ Человек так, да Бог не так.
♦ Бог свое строит. Ты свое, а Бог свое.
♦ Человек гадает, а Бог совершает.
♦ На человеческую глупость есть Божья премудрость.
♦ Человек с лихостию, а Бог с милостию.
♦ Мы с печалью, а Бог с милостью.
♦ Он его бранит, а Бог его хранит.
♦ Бог не мужик (т. е. не обидит): бабу отымет, а девку даст (о вдовце).
♦ Бог за худое плательщик.
♦ Страшен сон, да милостив Бог.
♦ Кабы Бог послушал худого пастуха, так бы весь скот выдох (по частой брани его: чтоб ты издохла!).
♦ Бог не даст (или: не выдаст), свинья не съест.
♦ Жив Бог — жива душа моя.
♦ Умная голова, разбирай божьи дела!
♦ Все от Бога. Всяческая от Творца.
♦ У Бога-света с начала света все доспето.
♦ Божеское не от человека, а человек от Бога.
♦ Больше Бога не будешь.
♦ Божьей воли не переможешь (или: не перево лишь).
♦ Не по нашему хотенью, а по Божью изволенью.
♦ Не нашим умом, а Божьим судом.
♦ Божье тепло, божье и холодно.
♦ Бог вымочит, Бог и высушит.
♦ Все мы под Богом ходим.
♦ Под Богом ходишь — Божью волю носишь.
♦ Чего Бог не даст, того никто не возьмет.
♦ Что Богу угодно, то и пригодно.
♦ Бог по силе крест налагает.
♦ Бог лучше знает, что дать, чего не дать.
♦ Бог не даст — нигде не возьмешь.
♦ В делах человеческих сам Бог послух (свидетель).
♦ Бог видит, кто кого обидит (или: кто кого любит).
♦ Бог долго ждет, да больно бьет.
♦ Бог и слышит, да не скоро скажет.
♦ Бог видит, да нам не сказывает.
♦ От людей утаишь, а от Бога не утаишь.
♦ Сколько ни мудри, а воли Божьей не перемудришь (ответ крестьян на нововведения).
♦ Что народ увидит, то и Бог услышит.
♦ Бог виноватого найдет.
♦ Бог накажет, никто не укажет.
♦ Бог не свой брат, не увернешься.
♦ От Бога не уйдешь. От Божьей власти (или: кары) не уйдешь.
♦ Суда Божьего околицей не объедешь.
♦ Его сам Бог пометил (или: запятнал, покарал).
♦ Кого Бог любит, того и наказует.
♦ Кто Богу угоден, тот и людям приятен (или: пригоден).
♦ На этом свете помучимся, на том порадуемся.
♦ Начало премудрости — страх господень.
♦ Бог тебя суди! Бог тебе судья! Бог его накажи!
♦ Перед Богом все равны.
♦ У Бога выслужишь, у людей никогда (о неблагодарности).
♦ На весь мир и сам Бог не угодит.
♦ На Бога надейся, а сам не плошай!
♦ Богу молись, а к берегу гребись!
♦ Бог Богом, а люди людьми.
♦ Царь далеко, а Бог высоко.
♦ Кто добро творит, того Бог благословит.
♦ В небо приходящим отказу не бывает.
♦ И рано встал, да Бог не пристал (о неудаче).
♦ Не сохранит Господь града, не сохранит ни стража, ни ограда.
♦ Коли Господь не построит дома, и человек не построит.
♦ Без Бога ни до порога.
♦ С Бога начинай и Господом кончай!
♦ Утром Бог и вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же, кроме его.
♦ Благослови, Господи, достояние твое!
♦ Богу молиться — вперед пригодится.
♦ Молитва — полпути к Богу (или: ко спасению).
♦ Молись втайне, воздастся въяве!
♦ Проси Николу, а он спасу скажет.
♦ Сей, рассевай, да на небо взирай!
♦ Кто перекстясь работает, тому Божья помощь.
♦ Перейти крест — грех на душу (т. е. пройти впереди молящегося).
♦ Кто без крестов (т. е. без тельного креста), тот не Христов.
♦ С молитвой в устах, с работой в руках.
♦ Не торопись, сперва Богу помолись!
♦ К вечерне в колокол — всю работу об угол.
♦ Первый звон — чертям разгон; другой звон — перекстись; третий звон — оболокись (оденься, иди в церковь).
♦ Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся!
♦ Что бы ни пришло, все молись!
♦ Лихо думаешь — Богу не молись.
♦ Не для Бога молитва, а для убожества.
♦ Богу хвала, а вам (а добрым людям) честь и слава.
♦ Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы.
♦ С верой нигде не пропадешь.
♦ Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь.
♦ Спаси, Господи, люди Твоя (и благослови достояние Твое).
♦ Славите Бога, так слава и вам!
♦ Не скажешь аминь, так и выпить не дадим.
♦ Божье забудешь, и своего не получишь.
♦ Напади Бог, нападут и добрые люди.
♦ «Господи, помилуй!» — не грех говорить и не тяжело носить.
♦ Буди имя Господне благословенно отныне и до века!
♦ Не стои́т город без святого, селение без праведника.
♦ Молитва места не ищет.
♦ Коротка молитва «Отче наш», да спасает.
♦ Аминем беса не отшибешь (или: беса не отбудешь).
♦ Прости, Господи, прегрешения мои!
♦ С нами крестная сила! С нами Бог и все святые его.
♦ Наше место свято!
♦ Дома спасайся, а в церковь ходи!
♦ Не хлебом живы, молитвою.
♦ Церковное достоянье — убогих богатство.
♦ Первую мерлушку попу на опушку!
♦ Не отсыпав попу новины, хлеба не продавай!
♦ Монастырь докуку любит (т. е. просьбы и приношения).
♦ Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают).
♦ Образа да ножи не дарят, а меняют.
♦ Кто понедельничает, возрадуется заступничеству архангела Михаила.
♦ Великий пост всем прижмет хвост.
♦ Одно спасенье — пост да молитва.
♦ Бог даст совет, так и в пост мясоед.
♦ Постись духом, а не брюхом!
♦ Послушание паче поста и молитвы.
♦ Не сквернит в уста, а сквернит из уст.
♦ Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа.
♦ Богу молиться — не вовсе разориться (т. е. надо заняться и мирским).
♦ Не нужны нам праведники, нужны угодники (т. е. нам угождающие).
♦ Пению время, а молитве час.
♦ Грех под лавку, а сам на лавку.
♦ Хлеб ест, а креститься не умеет.
♦ Много кающих(ся), да мало воротящих(ся).
♦ По́ено да кормлено, а дома не помо́лено.
♦ Поп сидя обедню служит, а приход (а миряне) лежа Богу молятся.
♦ Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
♦ Как надо говеть, так и стало брюхо болеть.
♦ На дудку есть, а на свечку нет (т. е. денег).
♦ В тревогу — и мы к Богу, а по тревоге — забыли о Боге.
♦ Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку.
♦ Попы за книжки, а миряне за пышки.
♦ Поп в колокол, а мы за ковш.
♦ Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу.
♦ Окрест боящихся Бога ангел господень ополчается.
♦ Лучше брани: Никола с нами.
♦ На поле Никола общий Бог.
♦ Бог не убог, а Никола милостив.
♦ Нет за нас поборника, супротив Николы.
♦ Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает.
♦ Что хромо, что слепо, то Козьме и Демьяну (о дворовой птице).
♦ Спаси и помилуй Ты меня, Мать Пресвятая Богородица; а живу я в крайней избе на селе (или: и крайнюю избу на селе).
Следующая пословица
Планеты в знаках
Солнце в Овне: воинственность, идеализм, не бегает от опасности, он ее ищет, готов идти на жертвы, мужество безгранично.
Луна в Весах: Подсознательное чувство такта. Тонкое понимание душевного состояния человека. Тяга к справедливости. Часто выступает в роли миротворца. Умеет общаться с публикой.
Меркурий в Рыбах: Интеллект такого склада, что приобретает знание не за счет глубокого и тщательного изучения, а скорее за счет интуитивного восприятия. Выслушать его трудно, он вас утопит в подробностях. Ум живет ощущениями, верой и только потом логикой.
Венера в Овне: Чувства выражаются ярко, стремительно, даже агрессивно. Цели свои преследует энергично, ведя открытый бой с конкурентами, боец, в любви страстен. Характер пылкий, несдержанный, любящий, благородный в привязанностях, наслаждается любовью и восхищением.
Марс в Деве: Делает человека оригинальным, но это положение Марса создает препятствия на пути честолюбивых мечтаний, приносит неудачи, постоянное беспокойство. Сильное стремление, что угодно, лишь что-нибудь делать и особенно спорить. Все дела доводят до конца и даже дальше. Всегда раздражительны при маленьком сопротивлении.
Юпитер в Деве: Усиливает склонность к интеллектуальному или даже несколько мистическому взгляду на вещи, натура, на которую нелегко повлиять.
Сатурн в Водолее: Приветливый, вежливый нрав, вдумчивый, гуманный, серьезный, сдержанный характер. Целенаправлен в действиях и очень выразителен в речи. К друзьям, сотрудникам относятся дружелюбно и, опять же, с чувством ответственности. Очень ценят хорошие человеческие отношения.
Уран в Овне: Это положение Урана дает любовь к независимости и свободе, решительность, силу, импульс. Любит путешествовать и часто меняет место жительства.
Нептун в Деве: Придает мягкость, терпение характеру.
Плутон в Раке: Возможность разрушительных конфликтов между поколениями. Стремление внести новое содержание в сложившиеся традиции.Персона Гороскоп - Пугачева Алла Борисовна Гороскоп с 12 по 18 апреля Гороскоп с 12 по 18 марта Гороскоп с 19 по 25 марта Гороскоп с 26 марта по 1 апреля
Гороскоп с 4 по 10 июня
Гороскоп с 16 по 22 апреля 2009Читать полностью.
От: Наталия Сидорова, Метро
Ремонт по звездам
Если вы уже решили посвятить отпуск ремонту, и до него остались считанные дни, принять трудные решения поможет. астрология. Со знаками Зодиака тем более стоит свериться в том случае, когда перемены задуманы как сюрприз для кого-то из близких.
Гороскоп с 30 апреля по 6 мая Гороскоп с 1 по 30 апреля Гороскоп с 28 мая по 3 июняСледующая пословица
Эта книга расскажет вам о мире языческих богов, многих фантастических существах и мифических персонажах. Из нее вы узнаете, что не случайно до сих пор многие деревни и села носят имя бога Велеса, раскроете для себя смысл многих слов, традиционно употребляемых нами, и поймете, что сказочная Баба-яга и былинные богатыри не просто порождение фантазии некоего сочинителя, а отражение представлений о мире наших предков – славян. Обязательно прочтите эту книгу, вас ждет много интересного: о верованиях и обрядах наших славянских предков; о сходстве и отличии религиозных воззрений различных племен; о том, какие животные почитались и какими магическими свойствами они наделялись; о праздниках, представлениях о жизни и смерти, добре и зле… Издание будет интересно школьникам, студентам, а также всем, кто увлекается фольклором, историей и культурой славян.
Оглавление
- Введение
- БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Словарь славянской мифологии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень) — персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла и надеждой на урожай. Иногда он воспринимался как бог смены времен года. Его атрибутами являются золотисто-рыжие кони, это позволяет предположить, что он покровительствовал коням и пастухам, всячески им помогал.
Анчутка — злой дух, одно из древних русских названий черта. Анчутка связан с водой и вместе с тем иногда летает; его часто считают водяным и даже болотным. Ему сопутствуют эпитеты «беспятый», «роговой», «беспалый». Упоминать его не рекомендуется, так как он тут же отзывается на упоминание своего имени.
Баган — покровитель домашнего рогатого скота, который считался некоторой разновидностью дворового и исполнял часть его обязанностей. Под его охраной находились животные, он не допускал их заболеваемость, умножал приплод. Его следовало почитать, ибо он мог разгневаться и истребить молодняк или сделать самок бесплодными. В некоторых болотных и лесистых областях в коровьих и овечьих хлевах ему уделяют особое место и устраивают маленькие ясли, наполненные сеном. Сеном из его яслей как целебным снадобьем кормят отелившуюся корову.
Банник (Банный, Лазьник) — дух бани, опасный для моющихся: может испугать, бросая камни с печи, содрать с них живьем кожу. Он живет за каменкой или под полком, на котором парятся. Хотя он невидим, его движение в куче неопаренных веников можно услышать ночью. Банник всегда моется после всех людей.
Он приходит мыться после того, как помылись три пары людей, или после третьего пара, так как в ту пору моются черти, лешие, овинники, русалки.
Чтобы добиться расположения банника, ему следовало оставлять в бане метлу, кусок мыла и воду на дне лохани. В жертву ему приносили черную курицу. Выстроив новую баню, такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и закапывают под порогом.
Несмотря на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле признается не чистым местом, а банище — и вовсе поганым. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! Человек, посетивший баню, считавшуюся «поганой», не мог идти в тот же день в церковь.
Белобог — бог света, удачи, блага и счастья. Само название этого божества созвучно слову «благо». Название этого бога связывается с положительным началом в жизни людей.
Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белобога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.
Жертвы Белобогу приносили весельем, играми и радостным пированьем. Его почитают также подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белобог приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос: если тот исполнит просьбу, то из сумы посыпятся деньги, а он исчезнет. Поговорка: «Мужик с Белобогом подружился» — означает, что кого-то посетило счастье.
Бор (Святобор) — бог лесов, покровитель охоты. Иногда он любит под шутить над человеком — если разозлится — и мучает, сбивает его с пути, пуская по лесу эхо. Лешие — его слуги. Лешие есть в каждом лесу, а Бор один над всеми необозримыми славянскими лесами хозяин. Ростом он выше самой высокой сосны, статью могуче самого кряжистого дуба, волосы его длиннее березовых кос, борода гуще мха, носит он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. У Бора есть свойство, что он может обозреть все свои владения и при свете, и в темноте, но ночью, как светляки, мелькают его огненные очи.
Вазила — одно из явлений дворового, он является охранителем лошадей. Выглядит как человек, но с конскими ушами и копытами. Вазила живет на конюшне, всячески заботится о лошадях, оберегает их от болезней, а когда они на выпасе, в табуне, — от хищного зверя.
Ведогоны — духи-двойники, которые получает при рождении каждый человек и которые сопутствуют человеку в течение всей жизни до смерти. Они оберегают своего хозяина-человека от врагов и других, недобрых духов, также охраняют имущество хозяина от воров, пока тот спит. Если человек совершил неблаговидный поступок, он может свалить это на своего духа-ведогона. Если ведогон бывает убит в схватке со своими потусторонними врагами, то и его хозяину-человеку грозит скорая смерть.
Велес (Волос) — «скотий бог», покровитель домашних животных, а также бог богатства, олицетворение хозяйской мудрости. Упоминается в древних договорах, в частности, в договоре русских с греками 907 года он соотносится с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог Перун соотнесен с оружием.
В праславянские времена, когда главным источником пропитания, а следовательно, богатства, была охота, Велес был покровителем удачи на охоте или богом «убитого зверя». Его воспринимали в образе медведя.
Связь Велеса с сельскохозяйственными культами очевидна из обычая оставлять в дар божеству несжатыми несколько стеблей хлебных колосков, которые называли «Волосовой бородкой».
В православной традиции культ Велеса ассимилировался с почитанием святого Власия, христианским покровителем скота.
Велес считался богом всей Руси, а Перун — богом княжеской дружины. Во времена князя Владимира идол Перуна стоял в Киеве на горе, а идол Велеса — на Подоле, в нижней части города.
В «Слове о полку Игореве» сказитель Боян назван «Велесовым внуком», что отражает древнюю связь его культа с обрядовыми песнями и поэзией.
Водяной (водовик, водяник) — злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Чаще всего выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове) или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. Водяные женятся на русалках, водяницах.
Над теми людьми, которым судьба определила утонуть, водяной получает таинственную власть, от которой никак нельзя оторваться, поэтому некоторые суеверные люди не решаются оказать помощь тонущему: от судьбы не уйти!
В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Но уж на реках все рыбы ему подвластны, все бури, штормы и ураганы: он бережет пловца — или топит его, дает рыбаку счастливый улов — или рвет его сети.
Летом он бодрствует, а зимой спит, ибо зимние холода запирают дожди и застилают воды льдами. С началом же весны, в апреле, водяной пробуждается от зимней спячки, голодный и сердитый, как медведь: с досады ломает он лед, вздымает волны, разгоняет рыбу в разные стороны. В эту пору рассерженного властелина реки ублажают жертвами: поливают воду маслом, даруют гусей — любимую птицу водяного, могущественного, пугающего — и в то же время озорного и веселого.
Водяные соотносятся с чёрным цветом: им приносили в жертву чёрного козла, чёрного петуха, существовал обычай держать на водяных мельницах чёрных животных, любезных водяному. По поверьям, у водяного были коровы чёрного цвета, он обитал в чёрной воде — в сказках урочище Черная Вода служит местом встречи с водяным. С левой полы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего), где бы он ни сел, место постоянно оказывается мокрым, а начнет причесываться — и с волос струится водица.
Водяные утаскивали людей к себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у схваченного царя или купца сына в залог и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод.
Волхв — божество всяческих чудес, превращений и колдовства. По преданиям, это сын князя Славена, некогда воздвигшего на берегах Днепра город Славенск. Волхв слыл великим чародеем, поэтому его имя стало нарицательным. На берегу реки Мутной, которую в его честь и доныне называют Волховом, он построил крепость и разбойничал там, обращаясь водяным чудищем. Когда он погиб, его слуги и жрецы погребли своего господина и бога на крутом берегу, справили великую тризну, а над могилой насыпали высокий курган, который тотчас рухнул, провалившись в самое под земное царство.
Одного из старейших богатырей назвали в честь этого божества, обладающего неимоверной силой. Это был Вольга Святославич.
Он является олицетворением хитромудрости, сродной с колдовством. Вещий богатырь-знахарь, разъезжающий со своей дружиною по городам, выбивающий, как сказано в былинах, «с мужичков дани-выходы», являет собою яркое воплощение «змеиной мудрости», объединенной с красотою-молодечеством.
Много совершил он чудесных подвигов, только ни чего не смог поделать с сохой, позабытой на недопаханной ниве любимым сыном Матери сырой земли Микулой Селяниновичем.
Воструха — в древние времена исполнял обязанности, сходные с домовым. Живет рядом с человеком, в его жилище, чаще за печкой. Его главная задача — оберегать всё, что есть в доме. Ничего не упускает он из виду, не дает пропасть ничему. Особую роль он играет по отношению к молодым девушкам, честь которых он также старается оберегать, поскольку это тоже богатство дома.
Встречник — вихрь, который несется по дорогам. Считается, что в нем черт и ведьма празднуют свадьбу. Их можно заставить служить себе, если, не испугавшись, бросить в вихрь нож. Тогда нечистая сила обретет плоть и будет служить победителю. Встречник ищет души убийц и преступников, но может утащить и неосторожного прохожего, поэтому этот дух считается злым.
Дабог — образ земного царя, противопоставляемый богу на небе. Имя Дабога, как и Дажьбога, восходит к сочетанию глагола «давать» с именем «бог» или обозначением доли, богатства.
Дажьбог — бог, связываемый с солнцем, является олицетворением солнечного света. Дажьбогу дал жизнь Сварог, владыка Вселенной. Его имя упоминается вместе со Стрибогом, продолжающим индоевропейский образ бога ясного неба.
Иногда Солнце представляли в виде царицы, одетой в пурпурные одежды зари и в сияющем венце лучей. В Иванов день Солнце выезжает навстречу своему супругу Месяцу, пляшет и рассыпает по небу лучи. А с началом зимы Солнце и Месяц расходятся в разные стороны и не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает, где живет и что делает Месяц, а он ничего не ведает про Солнце. Весной же они встречаются и долго рассказывают друг другу о том, где были и что видели.
Славяне представляли, что жилище Солнца находится на востоке. Там, в стране вечного лета, стоит его золотой дворец, оттуда выезжает оно поутру в своей золотой колеснице. Солнцевы девы расчесывают его золотые лучи и умывают его, тогда на землю льется благодатный дождь.
Дажьбог покровительствует свадьбам, встречает жениха на рассвете в день бракосочетания. Дажьбог замыкает зиму и отмыкает лето. В пантеоне князя Владимира в Киеве идол его стоял на холме.
В «Слове о полку Игореве» Дажьбожьи внуки — русские, покровителем и родоначальником которых считалось это светоносное божество.
Дворовой — исполняет те же функции, что и домовой, только не в доме, а в хозяйственном дворе. Большую часть своего внимания он уделяет не человеку, а скотине. Он бывает рассержен, тогда дружит только с собакой и козлом, а тех животных, которых невзлюбил, мучает беспощадно: эта скотина спадает с тела, не ест, грива у неё спутана, хвост в репьях, общипан.
Лучше с дворовым дружить, а этой дружбы добиться нетрудно, если ему кое в чем потакать: не держать, например, белых кошек, белых собак и сивых лошадей (соловых и буланых он тоже обижает, а холит и гладит только вороных и серых). Если же случится так, что нельзя отказаться от покупки лошадей нелюбимой масти, то их вводят во двор особым способом. Не придется дворовому по нраву новый конь — загоняет до смерти ночью, приглянется — гриву ему в косички заплетет, будет хо лить, чистить, корму сам подбросит.
Чтобы уберечь от дворового новорожденных телят и овец, хозяйки спешат унести их в избу и провести обряды, после которых новорожденная скотина становится «своей», и дворовой начинает о ней заботится.
Хозяину, который сумеет угодить дворовому, приходит удача за удачею. Дворовой и лешему не даст потешиться в хозяйском саду, и ведьме не позволит задаивать хозяйских коров — он устраняет всякий убыток и противодействует замыслам нечистой силы. Нужно только уметь с ним дружить. Ублажают дворового на Михайлов день, поздней осенью, а если его не приветить, он уйдет со двора и нелегкая принесет черта вместо защитника-дворового.
Дед — дух-покровитель всех кладов. Глаза его в темноте светятся, как расплавленное золото, отсюда и пошло поверье, что там, где в чистом поле или в темном лесу неожиданно завиднеется огонь, хранится клад. При этом считается, что дедко ведет тебя к кладу.
Денница — богиня-образ полуденной зари, мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, с которым у солнца за нее идет спор.
Дид — добрый бог супружеского счастья. Он третий сын богини Лады, после Леля и Полели, покровительствовал прочным союзам, верности до самой смерти, семейному счастью. Дид, как и его братья, всегда молод, ибо истинная супружеская любовь никогда не стареет, не слабеет: она дарована богами для увеличения человеческого рода, для неумирающего уважения друг к другу мужа и жены, для вечной взаимной нежности. Если даже угасает жар любви, страсть, нежные отношения должны сохраняться.
Дид изображался с венком из васильков на голове, он держал в руках двух горлинок, которые символизировали нежные чувства супругов друг к другу. Таким его изображала статуя, воздвигнутая в огромном храме в Киеве. Диду, так же как и братьям его и матери следовало при поклонении приносить светлые и нежные знаки внимания: цветы, ягоды, — петь веселые, приветливые песни.
К его алтарю принято было приходить большой семьей и возносить благодарность за счастливо протекающие годы, за вечную любовь, которую благословляет Дид.
Дидилия — богиня женщин. Она всячески помогала им в их нелегкой женской доле. Самое большое несчастье женщины — бесплодие, и Дидилия старалась избавить от него как можно больше женщин. Бес плодные женщины ей усердно поклонялись. Но особенное покровительство она оказывала, конечно, беременным женщинам. Она была их самой значительной защитницей от болезней и несчастий. Дидилия покровительствовала также благополучным ро дам и воспитанию младенцев.
Дидилия изображалась молодой, прекрасной, цветущей женщиной, увенчанной драгоценными камнями. Такая статуя украшала ее храм в Киеве. Один кулак у нее был сжат, что знаменовало трудности родов, а другой разжат: это означало благополучное разрешение. Богине жертвовали цветы, плоды и новорожденных ягнят, телят, поросят. По прошествии какого-то времени их отдавали бедным.
Читайте также: