Пословицы и поговорки народов урала
Обновлено: 07.11.2024
Удивительный мир устного народного творчества возник в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснять их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния, почему одни растения и животные помогают людям, а другие – вредят им.
Вложение | Размер |
---|---|
zhivye_sushchestva_v_skazkah_poslovitsah_pogovorkah_narodov_yuzhnogo_urala.docx | 42.86 КБ |
zhivye_sushchestva_v_skazkah_poslovitsah_pogovorkah_narodov_.pptx | 2.83 МБ |
Следующая пословица
Пословицы народов Урала пригодятся воспитателям и учителям для ознакомления детей с бытностью и менталитетом местных жителей. Большая их часть имеет шуточный характер, несмотря на то, что людям тяжело жилось до революции. Они сохранили силу духа и чувство юмора, которое нашло отражение в пословицах Уральского народа.
Краткие фразы способны метко подметить какой-либо факт, высмеять недостаток и подчеркнуть жизненные приоритеты.
Употребление пословиц на языке народов Урала придают речи выразительности, обогащают и художественно украшают ее. Не теряют смысла с переводом на русский язык и помогают сблизиться с кровным народом.
Предварительный просмотр:
Конспект внеурочного занятия
«Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала»
Название кружка: «Моя малая Родина»
Направленность внеурочной деятельности: общекультурная
Класс / возраст детей : 4 «Б» / 11-12
Тема: занятие 3; «Живые существа в сказках, пословицах, поговорках народов Южного Урала»
Предметные : участвовать в диалоге, слушать и понимать окружающих, учиться высказывать своё мнение.
Личностные : развивать связную речь; мотивировать к познавательной деятельности, воспитывать нравственное чувство, желать и стремиться изучать историю Южного Урала.
Цель: формирование представления о фольклоре народов Южного Урала, о творчестве народов Южного Урала.
- способствовать формированию у обучающихся понимания выражения « малая Родина»;
-способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма и т.д.;
-способствовать формированию знаний о фольклоре Южного Урала через живых существ в сказках, пословицах, поговорках.
Форма проведения: познавательная беседа- викторина.
Дата проведения: 10.10.2018
Самоопределение к деятельности
-Удобно ли вам? Всем ли слышно? Если все готовы – начинаем наше занятие. Посмотрите на доску, что здесь написано? А что означают эти слова? (Слайд1)
Готовятся к уроку.
Р.: Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация знаний и мотивация
- Удивительный мир устного народного творчества возник в давние времена, когда люди поклонялись силам природы, не умея объяснять их. Они не понимали, почему день сменяется ночью, гремит гром и сверкает молния, почему одни растения и животные помогают людям, а другие – вредят им. Народ хотел понять, всё, что происходит вокруг, хотел научиться управлять силами природы и не зависеть от них. Мечты и надежды людей на лучшую жизнь, их вера в справедливость и победу над злом нашли отражение в сказках, былинах, песнях, пословицах и поговорках, загадках и считалках.
Слушают учителя, проявляют заинтересованность к теме урока.
П.: осуществлять для решения учебных задач операции анализа.
К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений.
Р: Контроль , коррекция, оценка знаний
П.: Подведение к теме урока.
-В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа, Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей.
-Вот почему произведения, которые создавались народом и передавались устно – и называются устное народное творчество.
- Кто скажет цель нашего занятия?
-Чтобы интереснее нам было вспоминать жанры устного народного творчества, мы отправимся с вами в путешествие по некоторым станциям.
-Какие сказочные, волшебные средства передвижения вы знаете?
-На чем ездил Емеля Дурачок? ( Слайд 2)
-Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто помнит заклинание?
-Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо провести это заклинание!
(По щучьему веленью, по нашему хотенью,
Ступай печь, на станцию « Пословицы»)
Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.
Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.
Отвечают на вопросы, проявляют заинтересованность.
Р. :постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
Л.: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Включение в систему знаний, повторение
- В русском фольклоре много пословиц и поговорок. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете. Я начну, а вы кончайте хором дружно отвечайте.
Делу время,---------------------------- потехе – час.
Терпенье и труд --------------------- всё перетрут.
Семь раз отмерь---------------------- один раз отрежь. (Слайд 3)
-А теперь посмотрите на слайды и попробуйте составить пословицы из предложенных, попарно соединенных, слов.
1. Дело – смело. Слайд 4
(«Кончил дело, гуляй смело».)
2. Пером - топором. Слайд 5
(«Что написано пером, того не вырубишь топором»)
3. Друга - береги. Слайд 6
(«Нет друга - ищи, а нашел - береги».)
4. Гоп - перепрыгнешь. Слайд7
(«Не говори гоп, пока не перепрыгнешь».)
- Следующее задание такое: Подобрать к началу пословицы её окончание. ( на карточках выполняют парами)
-Вот и побывали на станции «Пословицы и поговорки», молодцы справились с заданиями команды, чтобы добраться до второй станции, нам тоже надо провести заклинание!
(По щучьему веленью, по нашему хотенью,
Ступай печь, на станцию «Загадки»)( Слайд 8)
- Загадки – это ещё один вид народного творчества. Загадка – это задача, головоломка. Предмет, который загадывается, скрыт, спрятан за другим предметом, с которым он сопоставляется . Например. Два братца пошли в воду купаться.” – Говорится в народной загадке о вёдрах. Вёдра похожи, как братья друг на друга. Зачерпнёт девушка ими в речке воды, вёдра и искупаются.
-Есть загадки, в которых указываются признаки предмета. Знаешь, эти признаки – отгадаешь загадку. Например: ,, Зимой беленький, а летом серенький.” Кто это? Ну конечно заяц, который меняет цвет своей шубы в зависимости от времени года. Интересны загадки, построенные на сравнении. Например: ,, Сижу на дереве, круглая, как шар, красная, как кровь, сладкая, как мёд.” Что это? Это вишня.
-В загадке она сравнивается с шаром по форме, с мёдом по вкусу, с кровью по цвету. Некоторые загадки сложены в рифму и легко запоминаются. Люди сочиняли загадки обо всём, что их окружало: о человеке, о растениях, о явлениях природы, о вещах.
- Ребята, какие загадки вы знаете?
-Ребята, а эти более трудные загадки, они на смекалку и сообразительность. (Слайд 9-17)
1. Кто может говорить на всех языках?( Эхо.)
2. Кто может ткать без станка и без рук?( Паук.)
3. Что родится без костей? ( Язык.)
4. Кто всегда идёт и с места не сходит? ( Часы.)
5. Кто хозяин мельницы? ( Мельник.)
6. От чего гусь плавает? ( От берега.)
7. Сидит в ложке, свесив ножки. (Лапша.)
8. Четыре ушка, два брюшка. (Подушка.)
9. Из какой посуды нельзя поесть? ( Из пустой.)
-Чтобы дойти до следующей станции, нужно сказать заклинание, скажем хором.
(По щучьему веленью, по нашему хотенью,
Ступай печь, на станцию «Сказки») ( Слайд 18)
Выполняем движения за учителем.
- Ребята, давным-давно сказки только рассказывали вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости, о лучшей доле для бедняка, об уме и трудолюбии простых людей. Сначала, конечно, сказку придумывал один человек, рассказал другому. Ему она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то ещё, а те в свою очередь ещё кому-то. Когда появилась сказка точно нельзя сказать, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут разговаривать, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль.
- А коли речь зашла о сказах и сказочном, то и я, как в сказке, стану сейчас не учителем, а сказительницей. Итак, я начинаю. А вы, ребята, слушайте, и яркие страницы жизни писателя запоминайте.
В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил себе поживал парнишечка Павлушка Бажов, Петров сын. Отец работал мастером на заводе, а мать была искусной кружевницей.
- А уж красив уральский край, так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.
- Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть там золото и серебро, есть драгоценные самоцветные камни. Есть медная руда, зеленый камень малахит.
Так-то он невзрачный, а если отшлифуешь и отполируешь, пойдет по малахиту затейливые узоры, точно художник какой разрисовал этот камень или даже волшебник.
- Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних пор стояли тут заводы. Хозяева заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных мастерских, где наводили красоту на дикий уральский камень.
- Бывало, под вечер соберутся старики и давай байки рассказывать: про каменный цветок, что в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да её чудеса. А уж про Медную гору, где завод медеплавильный Гумешки стоит, и вовсе чего только не рассказывали.
- Слушал Павлуша тайные сказы, запоминал.
- Когда пришло время учиться, мальчика отдали в 3-летнюю школу. В летние месяцы будущий писатель много путешествовал по Уралу. Где бы ни был Бажов, везде он приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы Писательский же талант открылся у Бажова, когда ему было уже почти 60 лет.
Первая его книга – «Сказы старого Урала» – так сначала называлась знаменитая «Малахитовая шкатулка». Сборник объединил 14 произведений.
Затем, из года в год, он пополнялся всё новыми и новыми сказами. А всего Павел Бажов написал 56 произведений.
- Хозяин медной избушки.
- Молодцы вы справились с заданием.
-Еще вам задание: ( Слайд 19-24)
Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (Волк и козлята)
На окошке он студился
Взял потом и укатился
На съедение лисе. (Колобок)
Что за чудо, что за диво
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению)
Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
- Ребята, посмотрите на слайд, вы видите иллюстрации к сказкам.
Назовите сказку и перечислите героев по очереди.
1.«Гуси лебеди» Слайд 25
2.«Морозко» Слайд 26
3.«Колобок» Слайд 27
4.«Сивка Бурка» Слайд 28
5.«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Слайд 29
Следующая пословица
• Пошел я на лыко гору драть, увидал: на утках озеро плавает.
Я срубил три палки: одну еловую, другую березовую, третью рябиновую. Бросил еловую — не добросил, бросил березовую — перебросил, бросил рябиновую — угодил.
Озеро вспорхнуло, полетело, а утки остались. Мужик серый, кафтан рослый, на босу ногу топоры, лапти за поясом, под носом румянец, а во всю щеку — что в носу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословицы и поговорки о дружбе.
пословицы о труде.
Картотека пословиц и поговорок.
Разнообразие художественного материала по здровому образу жизни.
Картотека пословиц и поговорок.
Картотека пословиц и поговорок для средней группы.
Буду рада если картотека поможет воспитателям при ознакомлении детей с темой "Семья".
Следующая пословица
• Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
• За хлеб и соль не платят, кроме спасибо.
• Хоть не богат, а гостям рад.
• Мойся беленько: гости близенько.
• Что есть в печи, все на стол мечи.
• Чем богаты, тем и рады. Чем хата богата, тем рада.
• Гостю почет — хозяину честь. Гость доволен — хозяин рад.
• Конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот.
• Принимают: за обе руки берут да в красный угол сажают.
• Хозяин весел, и гость радостен.
• Кипите, щи, чтобы гости шли.
• Пошел пир горой, пир на весь мир.
• Хозяин добр — и дом хорош.
• Дом невелик, да лежать не велит.
• Горе тому, кто непорядком живет в дому.
• Хозяюшка в дому — оладышек в меду.
• Чистую посуду легко и полоскать.
• Свой уголок — свой простор. Своя хатка — родная матка.
• Не красна изба углами — красна пирогами.
• Двор что город, изба что терем.
• Всякий дом хозяином держится.
• Дом красится хозяином.
• Без хозяина дом сирота.
• Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
• Дом, как полная чаша.
• Дом вести — не бородой трясти.
• Хлеб-соль кушай, а хозяина слушай.
Семья, родственные отношения
• На что и клад, коли в семье лад.
• Любовь и совет — так и горя нет.
• Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.
• Нет такого дружка, как родная матушка.
• При солнце тепло, а при матери добро.
• Все купишь, а отца-матери не купишь.
• Умел дитя родить, умей и научить.
• Возле батьки-матки учатся дитятки.
• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
• Корми сына до поры: придет пора — сын себя накормит.
• Каков батюшка, таковы у него и детки.
• Братская любовь лучше каменных стен.
Башкирские пословицы и поговорки
Труд, земледелие, скотоводство
• Без труда не появится еда.
• Без умения нет дела, а без дела нет почета.
• Без работы ума не прибавится.
• За работой и время быстрей бежит.
• Человек познается в труде.
• Начиная работу, подумай о ее завершении.
• Тяжелую поклажу тянет конь, тяжелую работу — мужчина.
• Тяжелую работу множество рук побеждает.
• У кого работа, у того сила.
• Человек землю поднимает, а земля человека.
• Сила страны от земли.
• То, что в землю упало, цветком стало, что в огонь упало, углем стало.
• Егет без коня — птица без крыльев.
• Если конь твой устал, себя вини.
• У кого есть конь — у того есть друг.
Семья, родственные отношения
• В доме, где согласие, — изобилие, счастье.
• В доме, где есть старшие, есть благородство.
• Жена дома, муж во дворе.
• Земля без дерева не бывает, человек без родителей не бывает.
• Глядя на отца, сын растет.
• Глядя на мать, дочь растет.
• Глядя на старшего брата, младший силу обретет.
• Глядя на отца, сын стрелу будет строгать.
• Глядя на мать, дочь шубу будет кроить.
• Двух братьев и медведь боится.
• Дети — и богатство, и радость жизни.
Татарские пословицы и поговорки
• Без труда и зайца не поймаешь.
• Сколько не взбивай воду, масла не собьешь.
• Каков хозяин, таков и скот.
• Без тучи дождя не будет, без людей дело не сделается.
• Неоконченную работу снегом запорошит.
• Начало дела дорого.
• Ленивый всегда скажет, что он болен.
• Кто работает, тот и сыт.
• Безделье — ключ к бедности.
• Кто не сеял, тот и не пожнет.
• Лучше делать одно ремесло хорошо, чем десять плохо.
Семья, родственные отношения
• Ребенок в люльке — пять раз изменится.
• Который из пяти пальцев не укусишь, одинаково больно.
• Мысли матери — о сыне, мысли сына — в степи.
• Один отец кормит десять сыновей.
• Какова яблоня, таковы и яблоки.
• Яйцо не учит курицу.
• Что нужно для большого дома, то нужно и для малого.
• Человек без родины — соловей без песни.
Читайте также: