Сходства пословиц и поговорок таблица
Обновлено: 22.11.2024
3.Тема урока: Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов.
Образовательная: Создать условия для ознакомления с устным народным творчеством (пословицами, поговорками), для выявления читательского опыта учащихся (знание пословиц, поговорок)
- узнать, как пословицы и поговорки разных народов мира отражают их образ жизни, мировоззрение, национальную культуру и традиции;
-выявить общее и различное в этих пословицах и поговорках путем сравнительного анализа.
- обратить внимание на необходимость изучения родного языка,
- учить работать с текстом,
- развития творческого и образного мышления,
- развивать связанную речь .
-воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
-воспитывать познавательный интерес к прошлому русского народа, патриотическое воспитание
Тип урока: комбинированный
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, поговорки).
Метапредметные: познавательные: знакомятся с малыми жанрами фольклора (пословицы, поговорки), выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
Характеристика этапов урока
Содержание учебного материала
Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой; условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс .
Орг. момент
Предлагает детям игру-диалог:
У - На урок зачем идём?
Д- Знания новые найдём.
У –А зачем вам много знать?
Д – Чтоб о жизни всё узнать,
Чтобы человеком стать
Умным, сильным, добрым!
У -Зарядим друг друга улыбкой
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Запись числа и классной работы.
2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Цель этапа: повторить материал, необходимый для усвоения нового.
Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)
Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое пословица, а что такое поговорка?
Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.
Организует подготовку к
повторению пройденных тем.
Отвечают на вопросы учителя.
3.Постановка цели и задач урока.
планирование урока, постановка целей и задач .
Определение темы, цели урока.
- Что вы можете сказать о двух высказываниях, с которыми мы работали?
-Какова тема этого урока?
-Какую цель мы ставим перед собой?
- А ещё мы должны разобраться: кто создаёт поговорки и пословицы?
Подводит к формулированию детьми темы и цели урока.
Размышляют над темой урока и учебной деятельностью
Открытие новых знаний
Цель : умения решать учебно-познавательные задачи .
(Слайд) Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Наши предки веками сохраняли и передавали из уст в уста народные мудрости, которые «учили уму разуму». Старшее поколение поучало подрастающее, предостерегало их от возможных ошибок. С пословицами и поговорками они передавали накопленный жизненный опыт. В стародавние времена народ активно употреблял пословицы и поговорки, ведь это было частью их культуры.
Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей.
Мы также употребляем пословицы и поговорки в повседневной жизни, в разговоре, но уже не так часто, как раньше.
Хотя пословицы и поговорки оживляют высказывание. Речь становится разнообразной.
Некоторые путают пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки похожи, но различий между ними больше, чем схожих черт.
(Слайд) Пословица — это малая форма народного поэтического творчества, несущая обобщённую мысль, вывод, иносказание.
( Слайд, учебник с 87 зад. 1)
Поговорка — это словосочетание, отражающее какое-либо явление жизни (чаще в быту), часто с долей юмора.
Поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и более образны, чем пословицы. Они наиболее точно определяют какое-либо жизненное явление.
Работа с учебником . с 87 (определение)
На самом деле, поговорки мы используем чаще, так как они более ясны и проще для нас, понятнее. Некоторые прочно укоренились в нашей разговорной речи. Например:
«Яйца курицу не учат».
«Друзья познаются в беде».
«Но все же четкую границу между пословицей и поговоркой провести нельзя.
В пословице преобладает смысл, нежели красота и складность. А вот у поговорки главное – складность, красота звучания.
Пословицу можно сравнить с советом, который можно дать в той или иной ситуации. Каждая пословица - универсальный совет, которым пользовались поколения.
В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» ( Слайд )
На слайде представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?
Следующая пословица
Давно замечено, что мудрость и дух народа ярко проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.
Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют эти народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению.
Данная работа является актуальной, так как для изучающих иностранный язык важно знать основные и часто употребляемые пословицы, чтобы уметь правильно подобрать нужный эквивалент в родном языке.
Глава I. История изучения пословиц
1.1. Пословицы и поговорки: сходства и различия
Пословицы и поговорки – широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи.
Пословицы и поговорки – древний жанр народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым.
Сравним определения понятий «пословица» и «поговорка».
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм 1 .
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. 2
Пословица – меткое образное изречение, обычно ритмичное по форме, отражающее мировоззренческое и нравственное представления народа, его практический опыт. 3
Поговорка – устойчиво воспроизводимое изречение, образно уточняющее характеристику какого-либо явления, но не являющееся – в отличие от пословицы – цельной фразой, предложением. 4
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. 5
Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. 6
Пословица – краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило, ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа; имеет форму законченного предложения. 7
Поговорка – 1) краткое изречение, нередко назидательного характера, имеющее, в отличие от пословицы, только буквальный план и в грамматическом отношении представляющее собой законченное предложение; 2) в фольклористике поговорку понимают как образный оборот, не составляющий цельного предложения. 8
Пословица – меткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл. 9
Поговорка – общеизвестное выражение, обычно образное, иносказательное, не составляющее, в отличие от пословицы, цельного предложения и не имеющее назидательного смысла. 10
1 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Институт русского языка им.В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – С. 568.
2 Там же. – С. 530.
3 Ефремова, Т.В. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т.: ок. 160000 слов / Т.В. Ефремова. – М.: Астрель, 2006. – Т.2: М-П. – С. 918.
4 Там же. – С. 770.
5 Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2008. – С. 704.
6 Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2008. – С. 660.
7 Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева, — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 389.
8 Там же. – С. 379.
9 Словарь русского языка. В 4 т. / РАН, Институт лингвистических исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 4-е изд., стрер. – М.: Рус. яз., Полиграфресурсы, 1999. – С. 317.
10 Там же. – С. 167.
Анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод о сходствах и различиях пословиц и поговорок на основании сопоставления их по ряду признаков (см. Табл. 1).
Следующая пословица
- повторить малые жанры фольклора;
- показать красоту и ценность русских пословиц и поговорок, объяснить их поучающий смысл;
- показать сходство и различие двух жанровых форм;
- развивать речь учащихся через комментированное чтение пословиц;
- воспитывать интерес к фольклорным традициям русского народа.
Оборудование: сборники пословиц и поговорок; мультимедийный проектор.
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
I. Оргмомент
II. Вступительное слово учителя. Знакомство с целями урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся с малыми жанрами фольклора. Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, о их мудрости и поучающем смысле.
III. Актуализация
– Что такое фольклор?
– Какие жанры фольклора относятся к малым жанрам?
– В чём их своеобразие?
Запись в тетрадях: К малым жанрам фольклора относятся: потешки, колыбельные песни, прибаутки, считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, загадки.
– Теперь мы с вами закрепим ваши знания на конкретных примерах, попробуем определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.
IV. Презентация «Малые жанры фольклора»
1) Попугай говорит попугаю, попугай, я тебя попугаю.
Отвечает ему попугай: попугай, попугай, попугай. (Скороговорка).
2) Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду. (Колыбельная песня)
3) Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшкой,
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц, загадка)
4) Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей! (Закличка)
5) А у нас во дворе
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился. (Небылица)
6. Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает. (Потешка)
7) Сенька-везенька,
Вези меня на палке,
А сам иди пешком,
Пере-вёр-тыш-ком! (Прибаутка)
8) Потягунчики, порастунчики!
Роток – говорунюшка,
Руки – хватунюшки,
Ноги – ходунюшки. (Пестушка)
9) Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной. (Приговорка)
10) На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Считалка)
11) Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годиться,
Можно простудиться. (Дразнилка)
12) Семь пятниц на неделе. (Поговорка)
13) Ласковое слово слаще мёда. (Пословица)
V. Слово учителя
– Ребята, сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок.
– Cкажите, какие пословицы и поговорки вы знаете? (Ответы учащихся)
– Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли. Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам. Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника «Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.
VI. Работа с учебником
– А теперь прочитаем статью учебника «Пословицы и поговорки» стр. 11-13.
– Запишите определения пословиц и поговорок в тетради.
Пословица – малый жанр фольклора, краткое изречение, иносказание с нравоучительным уклоном. Пословица – народная мудрость, переходящая от поколения к поколению и поддерживающая уклад народной жизни, духовный и нравственный облик народа.
Поговорка – жанр фольклора, образное выражение, которое вошло в повседневную речь.
VII. Сравнительный анализ
– Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками.
Недаром говорят: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка. (Обращение к эпиграфу урока).
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Семь пятниц на неделе.
- Цени по заслугам, а не по услугам.
- Семеро по лавкам.
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Седьмая вода на киселе.
IX. Работа по учебникам, стр. 13-14
– Как вы понимаете смысл данных пословиц и поговорок?
X. Подведение итогов урока
– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
– Что нового вы для себя узнали?
– Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?
XI. Оценки
XII. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.
Следующая пословица
Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Некоторые из них дошли до нас в произведениях древнерусской литературы XI-XII веков: «Слово о полку Игореве»,«Повесть временных лет». Собирание пословиц началось в 16 веке, но записи до нас не дошли.Первые рукописные сборники относятся к 17-18 векам.Составителями пословиц и поговорок были Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др. Но самым известным является Владимир Иванович Даль (1801-1872). Всю свою жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц и поговорок (около 30 лет). Кроме сборника«Пословицы и поговорки», В.И.Даль подготовил и издал четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок.
Задание для групповой работы.
Сходства и различия пословиц и поговорок.
отражение народной мудрости;
краткость;
рифмованность
Это целое предложение, как правило, состоит из 2-х частей.
В первой части сообщается какая-то мысль, во второй части делается вывод.
Нет законченного суждения: она лишь его часть.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства.
Определите, какие из них относятся к пословицам, какие – поговоркам?
Что посеешь, то и пожнешь.
Семь пятниц на неделе.
Цени по заслугам, а не по услугам.
Семеро по лавкам.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Седьмая вода на киселе.
Самостоятельная работа (дифференцированные задания).
Игра "Четвертый лишний"
С деньгами мил, без денег постыл.
Правда дороже золота.
У Фомушки денежки – Фомушка Фома, у Фомушки нет денежки – Фомка Фома.
Худ Роман, коли пуст карман.
Бьется, как рыба об лед.
Как рак на мели.
Пропал, как швед под Полтавой.
Хвост голове не указ.
Игра "Соедини начало и конец"
Кто добро творит,
Бог не без милости,
Варвара мне тетка,
не узнаешь и радости.
казак не без счастья.
того Бог благословит.
а правда сестра.
Напишите сочинение-миниатюру с использованием пословиц и поговорок.
Плакат для рефлексии со смайлами.
Когда и почему возникла необходимость в загадке?
Происхождение загадок относится к глубокой древности. Ученые предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, чтобы не давать настоящие названия животным, предметам, явлениям.
Люди боялись называть какое-либо существо, чтобы не накликать беды; например, избегали произносить названия болезней, волка, чёрта, змеи и т.д.
Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной, не говорил, куда он направляется на охоту, на какого зверя, не называл охотничьих орудий. Охотнику, уходящему на промысел, не следовало задавать вопрос: «Куда идешь?». Ответ на этот вопрос означал бы раскрытие тайны. Когда вопрос был задан, охотник возвращался домой, бранился или шутливо отвечал: «На кудыкину гору журавлей пугать».
Вместо запретных слов человек стал употреблять «подставные» слова. Так, сибирские крестьяне, «чтобы не навлечь на себя беды» и по забывчивости не сказать дурного слова о медведе, избегали употребления самого слова «медведь», называли его «дедушка», «зверь», «хозяин», «черный зверь». Отправляясь в тайгу, произносили заговор: «Пень, колода, крутая гора, не видать чёрному зверю меня».
Когда-то в древности загадки служили средством испытания «мудрости». Древний человек был заинтересован в том, чтобы была обеспечена победа в военном столкновении, благополучный брак, удачная охота. Поэтому проводили испытания «мудрости» при выборе вождя, жреца, при приеме в род, испытывали жениха перед свадьбой. В русском фольклоре сохранились следы таких загадок. Например, существовали сказки, в которых царевна обещала выйти замуж за того, чьи загадки она сумеет отгадать или наоборот, выйдет за того, кто отгадает ее загадки.
Постепенно функция загадок изменяется. Они становятся средством развлечения. Испытания, состязания загадками приобретают игровое значение. Их очень любят дети. Отгадывая загадку, они испытывают большое удовлетворение. Загадка как бы по-новому раскрывает мир, заставляя видеть предметы или явления в новом, часто совершенно неожиданном свете. В этом состоит большое познавательное и воспитательное значение загадок. Загадки очень поэтичны, они используют иносказание, метафоричность.
2. Словарь загадок.
Звукоподражание
За блеском- треск,
За треском- плеск.
Грызет с визгом дубок.
Внутри — пустой,
А голос — густой.
Сам молчит,
А бьют — ворчит.
У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть — не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
Пыль увижу - заворчу, заверчу и проглочу.
По волне, волне, плывет музыка ко мне.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
"Пейте чай, вода вскипела!"
Ежедневно в шесть утра,
Я трещу: вставать пора!
Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит:
"Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е".
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
Как кровь, красна.
Как мед, вкусна.
Как мяч, кругла,
Мне в рот легла.
Очень быстрых два коня
По снегам несут меня -
Через луг к березке,
Тянут две полоски.
Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
Сидят девицы
В темной темнице,
Вяжут сетку
Без иглы, без нитки.
Стоит на холмике
В красной шапочке,
На голове пуговка,
Да и то на спине.
Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате?
Два конца, два кольца,
Месяц-новец днем на поле блестел,
К ночи на небо слетел.
Два братца пошли в воду купаться.
А дом в окошки ушел.
По пяти сыновей,
Идут четыре брата
Да крошка Тимошка.
Где носом ведет,
Там заметку кладет.
Всю деревню веселит.
Не девица, а в зеркало глядится,
Не старуха, а голова серебрится.
Гуляет в поле, не конь,
Летает на воле, а не птица.
Не князь по породе,
А ходит в короне.
Не зверь,
А нос как спица,
Кто его убьет,
Свою кровь прольет.
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь.
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь - сороконожка
По дороге той ползет,
Весь обоз один везет.
Читайте также: