Русский этикет в пословицах и поговорках

Обновлено: 06.11.2024

Люди во все времена понимали, что общение и правильное использование речи — ключ к жизненному успеху. Сохранились универсальные поговорки, которые можно «держать в уме» и по сей день:

В многословии не без пустословия — призыв к лаконичности.

Сперва подумай, а там и скажи — замечание об аккуратном использовании речи, ведь словами легко обидеть человека.

Говорить не думая, что стрелять не целясь — словом можно причинить боль, но и добиться своего.

Жить в соседах, быть в беседах — человек не может отделять себя от общества.

Сердечное слово до сердца доходит — умение говорить поможет в личной жизни.

Красную речь красиво и слушать — с грамотным человеком приятнее общаться.

Хорошее слово – половина дела — о мотивации с помощью речи.

В добрый час молвить, а в дурной – промолчать — каждая фраза должна быть уместной.

От учтивых слов язык не отсохнет — вежливость всегда пригодится.

Недоброе слово, что огонь жжёт — нужно быть аккуратней, чтобы не обижать людей.

Звон не молитва, крик не беседа — нельзя заменять аргументы в споре криком и другими манипуляциями.

30 народных пословиц о речевом этикете

За худую привычку и умного дураком обзывают — легко можно испортить о себе впечатление неграмотной речью или неопрятным видом.

В людях Илья, а дома свинья — нужно общаться дома не менее аккуратно, чем в обществе.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив — об уважении к хозяевам в гостях.

На добрый привет, добрый и ответ — о взаимоприятной коммуникации.

Не спеши языком, торопись делом — нельзя заменять работу обсуждениями и совещаниями.

Блюди хлеб на обед и слово на ответ — нельзя быть безответным, умей постоять за себя.

Бранись, бранись, да на мир слово оставляй — не «сжигай мостов».

Дома, как хочу, а в людях, как велят — в обществе необходимо придерживаться единых правил.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами — не стоит ругать еду или порядки в гостях.

Не мудрён привет, а сердца покоряет — вежливость помогает в жизни.

Когда больше двух, говорят вслух — неприлично шептаться в обществе.

30 народных пословиц о речевом этикете

Доброе молчание лучше худого ворчания — нужно сдерживать негативные эмоции.

Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит — описания проектов могут отличаться от реализации.

Не любо – не слушай, а врать не мешай — каждый имеет право высказаться.

Напои, накорми, а после расспроси — сначала надо проявить уважение к человеку, а потом задавать вопросы.

Следующая пословица

Следующая пословица

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

Специфика русской национальной культуры общения. Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. Техника реализации этикетных форм. Толкование пословиц и поговорок о языке, речи и поведении говорящего и слушающего. Социально-политические табу разговора.

Рубрика Этика и эстетика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.03.2014
Размер файла 35,5 K

Подобные документы

Правила знакомства в русском речевом этикете

Речевой этикет как правила общения. Специфика русского речевого этикета, особенности техники реализации этикетных форм. Правила этикета, техника знакомства, правила вручения и использования визитной карточки. Особенности знакомства без чьего-либо участия.

реферат [28,4 K], добавлен 23.04.2010

Речевой этикет в деловом общении

Предмет и функции речевого этикета в деловом общении. Культура поведения, система обращений, речевой этикет. Готовые языковые средства и принципы использования этикетных формул. Обстановка общения и этикетные формулы. Важность речевого этикета.

презентация [187,6 K], добавлен 26.05.2014

Речевой этикет

Понятие, специфика, формулы и функции речевого этикета. Его национальная специфика. Прямое устное обращение, используемое в деловой речи. Своеобразие и правило ведения телефонного разговора. Этикет в письменной речи. Основные правила ведения дискуссии.

реферат [27,2 K], добавлен 13.05.2015

Культура устной речи

Понятие речевого этикета. Значение лексического запаса, грамматической структуры речи, тона разговора, интонации. Формы обращения "ты" и "вы". Общепринятые правила приветствий и прощаний. Использование этикетных речевых оборотов при установлении контакта.

реферат [19,2 K], добавлен 11.09.2011

Нарушения речевого этикета в глобальной сети Интернет

Обзор истории возникновения речевого этикета и факторов, определяющих его формирование. Нормы, формулы вежливости и взаимопонимания. Речевые дистанции и табу. Виды общения в сети Интернет. Нарушение правил речевого этикета пользователями социальных сетей.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 22.02.2013

Речевой этикет

Назначение речевого этикета. Факторы, определяющие формирование речевого этикета и его использование. Деловой этикет, значение правил речевого этикета, их соблюдения. Особенности национального этикета, его речевых формул, правил речевого поведения.

реферат [14,1 K], добавлен 09.11.2010

Правила этикета. Этикет торгового работника

Анализ правил и составляющих этикета: вежливости, тактичности, чуткости, скромности и корректности. Изучение речевого этикета торгового работника и основных этапов обслуживания покупателей. Описания подбора деловой одежды и культуры общения в коллективе.

Следующая пословица

Речевой этикет – принятая в данной культуре совокупность требований к форме, содержанию, порядку, характеру и ситуативной уместности высказываний [232с. 1] К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т. д.

Цель нашего исследования заключается в описании представлений о речевом этикете в народе.

Объект исследования – речевой этикет.

Предмет исследования – речевой этикет в русских пословицах и поговорках

Пословицы и поговорки – широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Такие выразительные средства, как рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы и поговорки стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи. Пословицы следует отличать от поговорок. Главной особенностью пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера.

Исходя из самого понятия речевого этикета, мы рассмотрим следующие пословицы и поговорки.

Не стыдно молчать, когда, нечего сказать.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Кстати промолчать, что большое слово сказать.

Ласково слово, что вешний день.

На добрый привет, добрый и ответ.

Не спеши языком, торопись делом.

Блюди хлеб на обед и слово на ответ.

Бранись, бранись, да на мир слово оставляй.

В чужом доме не указывают.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят

Говори, да не заговаривайся.

Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

Дома, как хочу, а в людях, как велят.

Если говоришь, что думаешь, так думай, что говоришь.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

Когда больше двух, говорят вслух.

Умей сказать — умей и смолчать.

Доброе молчание лучше худого ворчания.

Вертит языком, что корова хвостом.

Всё мы говорим, да не всё по-говореному выходит.

Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.

Где много толков, там мало толку.

Говорит день до вечера, а послушать нечего.

Не любо – не слушай, а врать не мешай.

Говорит прямо, а делает криво.

Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит.

Говорит, словно реченька журчит.

Начал за здравие, а кончил за упокой.

Напои, накорми, а после расспроси.

Держи язык на верёвочке.

Доброе молчанье лучше худого ворчанья.

На языке медок, а на сердце ледок.

Доброе слово и кошке приятно.

На чужой роток не накинешь платок.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

Как нет души, так что хошь пиши!

Со своим уставом в чужой монастырь не ходят;

Не выноси сор из избы;

Собака лает – ветер носит;

Слово – серебро, молчанье – золото;

Не говори: «Гоп» пока не перепрыгнешь.

Представим попытку проанализировать пословицы и поговорки, отражающие этикетные особенности речи.

Думаем, что выделенные пословицы и поговорки формируют правила говорящего и слушающего, эти правила сводятся к следующему:

Слушать необходимо внимательно

Не вмешиваться в чужой диалог

В диалоге необходимо учитывать предмет разговора

Не говорить попусту

Разговорный темп должен был «приятен» для собеседника

Быть тактичными, искренними

Строить диалог учитывая логичность речи

Возможно выделить группу паремий, отражающих неречевые правила поведения в обществе, т.е. зпатрагивающие невербальные этикетные моменты

За худую привычку и умного дураком обзывают.

На привычку есть отвычка. Бык, да и тот отвык.

Не гляди на лицо, гляди на обычай.

Не всяк умён, кто в краски наряжён.

Вымыла ложки, да вылила во щи.

В людях Илья, а дома свинья

Не стоит гроша, да походка хороша.

Не хочу в ворота, разбирай забор.

Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, останешься без рубашки.

Вино полюбил, семью разорил.

На людей глядя — и сам надоумишься.

Береги одёжу снову, а честь смолоду.

Гость хозяину не указчик.

Не тем богат, что есть, а тем богат, что рад.

Часом опоздал, годом не вернёшь.

Безобычному человеку с людьми не жить.

Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку.

Молодец, красив, да на душу крив

Данные пословицы формируют правила поведения в обществе, кторые сводятся к следующему:

Не нужно на всеобщее обозрение показывать свои плохие привычки, а лучше совсем от них избавится.

Красивая обертка не всегда говорит о порядочности человека.

Всего должно быть в меру, злоупотребление алкоголем может повлиять на социальное положение.

Нужно поступать так, чтоб потом за твои дела и поступки никто не мог осудить

Нужно внимательнее относится к людям, внешне они могут быть красивыми, но в душе оказаться скверными

Не нужно обращать внимание на материальное положение человека, так как внутренне он может оказаться очень богатым.

В пословицах и поговорках акцентируется внимание на такие важные коммуникативные качества речи, как уместность речи, красота, выразительность, искренность, логичность, положительный настрой в разговоре. Излишняя болтливость воспринимается обществом издавна как отрицательное качество человека, что нашло отражение и в изречениях русского народа.

Наш родной русский язык очень богат на пословицы и поговорки, народ веками их собирал, под каждую ситуацию можно подобрать свою поговорку или же пословицу. В них отражена наша культура и колорит нашей страны. Пословицы и поговорки передаются из поколения в поколение, это доказывает то, что до нас дошло огромное количество пословиц и поговорок.

Читайте также: