Русские заветные пословицы и поговорки
Обновлено: 22.11.2024
Комментарий не найдено. Будьте первыми!
Чтобы оставить комментарий или поставить оценку книге Вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
Следующая пословица
В. Васнецов. Царевна у окна
Сказка – удивительное творение народа, она возвышает человека, развлекает его, дает веру в свои силы и в чудеса. С этим жанром литературы, пожалуй, самым популярным и любимым, мы знакомимся еще в детстве, поэтому в сознании многих людей сказки ассоциируются с чем-то простым, даже примитивным, понятным и маленькому ребенку. Однако это глубокое заблуждение. Народные сказки не так просты, как может показаться на первый взгляд. Это многогранный, глубокий пласт народного творчества, который несет в себе мудрость поколений, заключенную в лаконичную и необычайно образную форму.
Русская сказка – особенный жанр фольклора, в ней есть не только занимательный сюжет и волшебные герои, но и удивительная поэзия языка, открывающая читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений; она утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Сказки относятся к народному творчеству, у них нет автора, но нам известны имена исследователей сказок, которые бережно собирали и записывали их. Одним из самых известных и выдающихся собирателей сказок был ученый-этнограф, историк и литературовед А. Н. Афанасьев. В 1855–1864 гг. он составил самый полный сборник сказок – «Народные русские сказки», куда вошло около 600 текстов, записанных в разных уголках России. Эта книга стала образцом сказочной литературы и источником вдохновения для многих русских писателей и поэтов.
Неоднородность сказок, обширный диапазон тем и сюжетов, многообразие мотивов, персонажей и способов разрешения конфликтов делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. Однако есть общая черта, присущая всем сказкам, – сочетание вымысла и правды.
На сегодняшний день общепринята классификация сказок, в которой выделяются несколько групп: волшебные сказки, сказки о животных, социально-бытовые (или новеллистические) и докучные сказки. А. Н. Афанасьев еще выделял так называемые «заветные» сказки, известные своим эротическим содержанием и ненормативной лексикой.
В наш сборник мы включили сказки о животных и волшебные сказки – как самые распространенные, яркие и всеми любимые народные сказки.
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы и даже насекомые, они разговаривают друг с другом, ссорятся, мирятся и женятся. Однако в этих сказках почти нет чудес, их герои – вполне реальные обитатели лесов.
Человек издавна был частицей природы, постоянно борясь с нею, он в то же время искал у нее защиты, что отразилось в народном фольклоре. Изображая животных, народ придавал этим персонажам человеческие черты, в то же время сохраняя их реальные повадки и «образ жизни». Впоследствии во многие сказки о животных был привнесен басенный, притчевый смысл.
Сказок о животных сравнительно немного: они занимают десятую часть сказочного эпоса. Главные действующие лица: лиса, волк, медведь, заяц, коза, лошадь, ворон, петух. Наиболее часто встречающимися героями сказок о животных являются лиса и волк, которым присущи постоянные признаки: лиса хитра и коварна, а волк зол, жаден и глуп. У других персонажей-животных характеристики не так резко очерчены, они варьируются от сказки к сказке.
В животном эпосе нашла отражение человеческая жизнь со всеми ее страстями, равно как и реалистическое изображение человеческого, в частности, крестьянского быта. Большинство сказок о животных отличаются незатейливым сюжетом и лаконичностью, но при этом сами сюжеты необычайно разнообразны. Сказки о животных обязательно содержат мораль, которая, как правило, не высказывается прямо, а вытекает из содержания.
Основную часть русского фольклора составляют волшебные сказки – своеобразный вид приключенческой устной литературы. В этих сказках мы встречаемся с самыми невероятными выдумками, с одухотворением предметов и явлений окружающего мира. Эти черты свойственны сказкам всех народов мира. Их герои совершают удивительные подвиги, убивают чудовищ, достают живую и мертвую воду, освобождают из плена и спасают от смерти невинных; они наделены чудодейственными качествами: обращаются в зверей, гуляют по дну морскому, летают по воздуху. Из всех опасностей и испытаний они выходят победителями и всегда достигают того, что задумали. Фантастические, ни на кого не похожие герои волшебных сказок хорошо известны всем с детства: Баба-яга, Кощей, Змей Горыныч, Царевна-лягушка… А кто из нас иногда не мечтает иметь ковер-самолет, скатерть-самобранку или волшебное кольцо, исполняющее все желания!
В русской волшебной сказке образ положительного героя является центральным, весь интерес повествования сосредоточен на его судьбе. Он воплощает народный идеал красоты, нравственной силы, доброты, народные представления о справедливости. Героя поджидают многочисленные опасности, чудеса, неожиданные испытания, нередко ему угрожает смерть. Но всё заканчивается благополучно – это главный принцип волшебной сказки, в которой отразились народные представления о добре и зле, а герои стали воплощением борцов за вековые народные идеалы.
В фантастической, волшебной форме русских сказок нашли отражение описания национального быта, психологии и народных обычаев, что придает сказкам дополнительную культурную ценность. А обилие метких сравнений, эпитетов, образных выражений, песенок и ритмических повторов заставляет читателя, забыв обо всем, с головой окунуться в волшебную действительность.
Сказки есть у всех народов мира. Нам показалось интересным сравнить сказочные сюжеты, которые встречаются в мировом фольклоре, проследить их национальные черты, отличия и сходства, особенности композиции. Опираясь на работы известных исследователей сказок и собственные наблюдения, мы включили в эту книгу комментарии к некоторым сказкам с так называемыми «бродячими» сюжетами.
Перед вами не просто сборник сказок, а самый настоящий сундук с самоцветами народной мудрости, красками и блеском которых можно любоваться бесконечно. Эти нетленные драгоценности на протяжении веков учат нас любить добро и ненавидеть зло, вдохновляют героизмом и стойкостью героев и могут служить настоящим утешением и развлечением в любой жизненной ситуации.
Птицы Сирины. Лубочная иллюстрация
Сказки о животных
Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал-думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил-ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть – пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!
Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится:
– Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала.
Поклонилась коту и спрашивает:
– Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел – и как тебя по имени величать?
А кот вскинул шерсть свою и говорит:
– Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович.
– Ах, Котофей Иванович, – говорит лиса, – не знала про тебя, не ведала; ну, пойдем же ко мне в гости.
Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою, а сама выспрашивает:
– Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?
– Холост, – говорит кот.
– И я, лисица, – девица, возьми меня замуж.
Кот согласился, и начался у них пир да веселье.
На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома.
Следующая пословица
Народные русские сказки не для печати, заветные пословицы и поговорки, собранные и обработанные А. Н. Афанасьевым, 1857-1862 / [Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом)]; Изд. подготовили О. Б. Алексеева и др.; [Вступ. ст. и примеч. Е. А. Костюхина]. - М. : Науч.-изд. центр "Ладомир", Б. г. (1997). - 735 с. : портр.; 22 см. - (Русская потаенная литература).
Следующая пословица
Обвенчали и еть помчали.
Обдерни хуй-то: рубашка видна!
Огребай говно лопатой.
Один в келье, а кто набздел?
Один палец в рот, другой в задницу да почаще переменять. (Совет от болезней).
Одиннадцатый палец.
Одна овца (корова) дристлива — все стадо передрищет.
Одной женой да одной кобылой десятины не обсерешь.
Одной жопой всех не обсерешь.
Олень в воду насцал. (20 июля — вода холоднее).
Он ему в штаны накладет.
Он ему за пазуху насерет.
Он и поеть не выпросит.
Он любит играть на волосянке.
Он с пенька серет. (Зазнался, важничает).
Она нос расквасила (т. е. в рубашечной, регулы).
Она слабенька на передок.
Она на передок припадает.
Орликом срать.
От гузна с пёрст на семь вёрст.
От нечего делать кобель хуй лижет.
От Тотьмы до Кинешмы мудами докинешь ли?
От Шипилова до Мокрилова много ль вёрст? — Один пёрст.
Отважный жид и в школе бздит.
Отьёб, да и к месту.
Ох, не могу — одна в пологу, нет дружка —потереть брюшка.
Ox, ox, ox! У бабушки мох, а мне не дал Бог!
Переломленного хуя не стоит!
Пизда да веник, да пятьалтынный денег. (Насмешка о приданом).
Пизда не калач — один не съешь.
Пиздья кожа всего дороже.
Писано-переписано, посередь пизды лысина.
По Сеньке — клобук, по говну — сахар.
По хую ползет, а к мудям дороги не найдет.
Погоди, еще тебе жопу не высмолили, не дворянин.
Подарунок без порток ходит.
Поди в пи, да там и спи!
Подцепил сто хуев на лопату.
Поеблась да окотилась, подъебать научилась.
Поиграл говном, да и за щеку.
Покой — и же — пи, земля — добро —аз — да, — капуста.
Полюбишь в шляпке, поносишь в тряпке.
Поп — толоконный лоб..
Попал, как в тёщу.
Попал пальцем в жопу.
Попал языком в пизду.
Попович — вор, а поповна — блядь.
Пороху на полку, да жопой хлоп!
Походя бздит.
Поцаловал бы тебя в гузнышко, да кисло бздишь.
Поцаловал бы тебя и в муде, да хуй глаза выколет.
Поцалуй в пазуху не влезет, а щуп пизды не вырвет.
При несчастье и муха пердит.
При несчастье и от родной матушки (сестры) хуерык получишь.
При несчастье и утка перднет.
При счастье пердит и кулик, а при несчастье и от родной сестры (или: от целки) хуерык.
Приданого два гака — пизда да срака.
Приданого две мельницы: ветряная да водяная, одна с пухом, а другая с духом.
Приданого у тебя (у нея) только и есть, что Шипиловка, да Мокриловка, да Подгузённая волость.
Приобрести часы с курантами, с кукушкой. (Заразиться.)
Пристал, как банный лист к жопе.
Пришло узлом к гузну.
Променяла лимонный цвет на алую плешь. (Вышла замуж)
Против ветра не сцы.
Прощай, батюшка Никита! Кто после тебя будет меня ети-та?
Прощайте, Лубны, бо шли в вас ебли, а у Хороли ебли до воли.
Пью, ем сахар, а хуй с ума нейдет.
Рад дурак, что хуй велик.
Рада пизда, что железце нашла.
Рифма к нёбу — мать твою ёбу.
Рожу мягче жопы сделай, а под душу не бей.
Русский человек лукав: возьмет хуй в рукав да и говорит — гусиная шейка.
Русской человек (Русак всегда) задом крепок.
С говна пленки драть.
С говна или с пизды пенки снимать.
С губами за стол, а с хуем за ворота.
С ним водиться все равно, что в крапиву срать садиться.
Caмa блядь и другим не верит.
Свой чемодан: кому хочу — тому и дам.
Своячена — разве маленько не допячена.
Сделать нужник. (В шахматах — припереть.)
Седти в горосе да бздти потроси. (Белорусская).
Семерым езда, одному пизда.
Сери да лоб мажь и будешь черт наш.
Сказал, словно в лужу перднул.
Скинь портки, давай поищемся.
Скипидар в жопе запылал.
Славно бабу ети на горячей печи: поневоле подъебает, печкой жопу пропекает.
Сорок два года, а пизда как ягода!
Спать двоим — быть и третьему.
Срать да родить — нельзя погодить.
Срать ходил, да высцаться позабыл.
Станешь еть в шляпках, будешь ходить в тряпках.
Стань на край (пизды) да ногой болтай.
Стоит — не валяй, а легла — не плошай!
Стоит Ромен на гори, по три курвы у двори.
Сука не захочет, кобель не вскочит.
Cyкa не манит, кобель не бежит.
Счастливому и в гузне вязнет.
Сцыт, а на хуй не глядит.
Съем да не высеру — без вести пропадешь!
Сядь на мой (хуй) да поезжай домой.
Так набздели, что хоть топор повесить.
Так приперли, что ни бзднуть, ни перднуть.
Такая скоромь, что по ней слюнки текут.
Такеляж (так и ляжь) перетянуть.
Тебя ебут, а у меня слюнки текут.
Тело в тело — любезное дело.
Телом бела, да пизда грязна.
Темно, как в жопе.
Тешь мою плешь, весели мои муде.
Титьки по пуду, пизда с решето.
Тихий пастырь и в ризах бздит.
Тихо бздит, да вонью несет.
Толк-то есть, да не втолкан весь.
Тоненькой голосок, как пиздий волосок.
Трудится-работает, на хуй нитки мотает.
Ты мешаешь, как в гузне волос.
Ты моя подруга, я твой друг — сядем на скамейку да перднем вдруг.
Ты не еби, а в город веди. (Не самоуправничай.)
У барана жопа драна, у козла жопа зла.
У всякой блядки свои ухватки.
У его бабушки овин горел, а мой дедушка мимошел да хуй погрел. (О дальней родне).
У монашенки своя снасть, кому хочет — тому даст.
У мужа толсто (в кармане), так у жены широко (по хозяйству).
У нас на себе. (Рубашечная.)
У нее на пизде волоса, как у прапорщика усы.
Убирайся к матери на ять — голубей гонять (т. е. в пизду).
Убирайся к мерину на пятую ногу.
Убирайся к монаху — на хуй.
Удалось бздуну пёрднуть!
Удалось пизде посекильничать.
Уебла попа грамота.
Уж хоть раком стать, да молока достать (т. е. во что бы то ни стало).
Укусила муха собаку за грешное тело — засраку.
Ума палата, да прикинута говна лопата.
Умница, а в жопе пугвица.
Уплыли муде по великой воде.
Урод — из жопы ноги растут!
Фита — ижица — плеть к жопе ближится.
Хватился монах, когда хуй в головах.
Хер — у — ху да палочка наверху.
Хорош зять, да не хуй взять.
Хорош, хоть к гузну приложить.
Хороша хозяйка! Скатерть настлана, а на скатерти насрано.
Читайте также: