Роль пословиц в речи

Обновлено: 07.11.2024

Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах. Но от наших предков нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество. Моя мама пела мне колыбельные, рассказывала сказки, прибаутки, которые она сама услышала, когда то от своей мамы и бабушки. Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор. Ни что не может заменить живую речь. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму- разуму.

ВложениеРазмер
rol_poslovits.docx 185.12 КБ

Следующая пословица

Мастер класс на тему «Использование пословиц и поговорок для развития словаря и образной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Багаева А. М.

Цель: повышение профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста

- Познакомить участников мастер класса с разнообразными приемами ознакомления детей с устным народным творчеством. (Пословицами поговорками).

- Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

- Способствовать развитию мышления, творчества, образности речи педагогов ДОУ.

Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, национальная история, быт, как в пословицах и поговорках. Пословицы, как на крыльях перелетают из века в век, от одного поколения к другому. Я считаю, что именно вот эта связь поколений, как никогда важна сейчас. Давайте с вами вспомним что такое пословица и поговорка. (высказывание педагогов).

В работе с детьми дошкольного возраста пословицы и поговорки давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат — в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я. О.Каменского: : «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т. е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».

Знакомство детей с пословицами и поговорками играет большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащает чувства ребенка, его речь. Вслушиваясь в образность народного языка дети приобщаются к красоте и самобытности русского слова. Знакомство с пословицами и поговорками обогащает их представление о мире, отношениях между людьми, дает толчок фантазии, творчеству. Хорошо подобранные пословицы должны соответствовать уровню развития ребенка, должны быть понятны ему. Одни пословицы и поговорки побуждают к действию другие учат «уму разуму». Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает речь. Систематическая работа над пословицами и поговорками очень многое дает детям. Во-первых они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщенный характер. А у современных детей часто наблюдается недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связанного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса. Проводя работу при ознакомлении детей с пословицами и поговорками можно создать копилку пословиц и поговорок по разным темам ; о «Родине», о «Труде»«Временах года»«Смелости»«Правде и лжи», о «Дружбе», о «Семье», о «Матери» и т. д.

Такая «копилка» позволяет более эффективно использовать их в работе, практически во всех видах деятельности. Так, удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание. Пословицы и поговорки благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний.

Сейчас я хочу вам представить этапы ознакомления детей с пословицами и поговорками.

* Знакомство с понятием что такое пословица и поговорка

*Внимательно прочитать с детьми пословицу

* Выяснить лексическое значение непонятных и устаревших слов и подобрать слово, используемое в настоящее время.

*Выяснить смысл пословицы в целом, о чем она и чему она учит.

*Определите, к какой тематической группе ее можно отнести

* Вместе с детьми подумать, к какой житейской ситуации ее можно отнести или подобрать сказку, подходящую под эту пословицу.

А чтобы нам было интереснее работать, попрошу Вас побыть детьми старшего дошкольного возраста и приглашаю поиграть в игру «Подбери картинку к пословице». Конечно, Ваш жизненный опыт, багаж знаний остаётся с Вами, на него и будем опираться.

Посмотрите, сколько разных картинок у нас на мольбертах. Давайте рассмотрим их. Это иллюстрации к знакомым сказкам. А сейчас я буду называть пословицу, а Вы отберёте те картинки, которые, по вашему мнению, соответствуют по содержанию, смыслу данной пословицы и объясните, почему сделали именно этот выбор.

- Труд кормит, а лень портит («Морозко», «Колосок»)

- Научит горюна другая сторона («Маша и медведь»)

-Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей («Лиса и заяц»)

-Злом отвечать на зло -плохо («Лиса и журавль»)

-Иванушка - дурачок, да в жизни не простачок («По-щучьему велению»)

Подбор картинок постоянно можно обновлять, так как пословиц огромное количество и тема эта неиссякаема.

Игровое упражнение «Закончи пословицу»

Хорошая книга- лучший Друг

Кто много читает –тот много Знает

С книгой жить –век не Тужить

Книга твой друг- без нее как без Рук

Книга подобна воде - дорогу пробьет Везде

Можно провести следующую дидактическую игру «Подбери героев сказок к пословицам»

Ребята, я сейчас вам назову несколько пословиц. Послушайте их внимательно:

1. Не ищи красоты, ищи доброты.

Мир не без добрых людей.

Доброму бог помогает.

1. Злого любить – себя губить.

Злой человек —как уголь: если не жжёт, то чернит.

1. Без хорошего труда нет плода.

Терпенье и труд все перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

О каких людях эти пословицы (о добрых, злых, трудолюбивых) Встречали ли вы таких людей? Где? (в сказке, в жизни). Хотели бы Вы с ними общаться?

Я предлагаю поиграть ещё в одну игру. У вас на столах лежат карточки с изображёнными на них героями сказок и фломастеры. Выберете героев, к которым подходят пословицы о доброте и пометьте их красным фломастером; тех героев сказок, про которых говорится в пословицах о зле, отметьте чёрным цветом, а героев, которых характеризуют пословицы о труде отметьте синим цветом. Молодцы отлично справились с заданием.

Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки — эффективное средство приобщения детей к народной культуре, воспитание нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, обогащение их словарного запаса, улучшение понимания речи окружающих за счёт ознакомления с образностью и многозначностью русского языка.

И в заключении : Дружно хлопнули в ладоши

Вместе топнули ногой

Все во что мы здесь играли

Забираем мы с собой

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Предварительный просмотр:

Роль пословиц и поговорок в нашей речи .

Пословицы и поговорки использовали люди в своей речи всегда. Да и сейчас они часто употребляются. Всем известно, что в них отразились народный ум, народный опыт и мудрость. Эти небольшие высказывания содержат глубокий смысл и в лаконичной форме помогают выразить свои мысли. Пословицы и поговорки очень похожи. Мне вспоминаются слова А.С. Пушкина о поговорках, которые мы читали на уроке литературы, учась в школе. Но писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Их можно использовать в различных речевых ситуациях, так как они разнообразны по своей тематике.Я помню такие пословицы:

Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь,а один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дело мастера боится. Не спеши языком, а торопись делом. Делу время, а потехе час.

Многие пословицы и поговорки я услышала от своей бабушки. Она любит их употреблять в разговоре с нами, внуками. Она живёт в деревне одна. И я думала не один раз, что ей скучно без нас. Но однажды она мне сказала: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Она очень трудолюбивая и заботливая и всегда найдёт себе занятие по душе. От того ей не приходится скучать.

Летом мы с бабушкой ходили за лесной ягодой. День был жаркий. Мы собрали немного ягод. И мне больше не хотелось их собирать, но бабушка мне напомнила:

« Любишь кататься – люби и саночки возить». Да, я, действительно, люблю варенье из лесной клубники. После этих слов ягоду я с бабушкой собирала до вечера.

Бабушкина пословица мне помогла и перед экзаменом. «Повторенье – мать ученья,» - тихо проговорила бабушка, когда увидела, что я хотела отложить в сторону тетрадь с экзаменационном материалом.

Пословица, мне кажется, объединяет людей, призывает к труду, взаимопомощи. И на этот случай у бабушки нашлась пословица: «Один в поле не воин». Как-то мы приехали к ней в выходной день, а у неё целая гора дров лежит перед домом. Одна она не могла их перенести в сарай. Мы с мамой помогли ей быстро это сделать.

Я наблюдала, что в речи бабушки встречались и такие выражения:

Как снег на голову. Лёгок на помине. Живут душа в душу. Их водой не разольёшь. Это поговорки.

Одним словом, у моей бабушки на всякий случай есть пословица или поговорка. О ней можно сказать: «Собирательница пословиц».

Предварительный просмотр:

Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.

Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах. Но от наших предков нам достался неоценимый дар. Это устное народное творчество. Моя мама пела мне колыбельные, рассказывала сказки, прибаутки, которые она сама услышала, когда то от своей мамы и бабушки. Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор. Ни что не может заменить живую речь. В лучших своих пословицах народ передавал свои заветные правила жизни, учил детей уму- разуму.

Актуальность моего исследования обусловлена:

  • Недостаточной изученностью влияния пословиц и поговорок как малых жанров фольклора на развитие речи школьников;
  • Словарь школьников обеднён, лишён выразительных образных конструкций, в том числе пословиц и поговорок;
  • Одноклассники испытывают необходимость в расширении своего словарного запаса, чтобы грамотно, ясно, доходчиво, образно выражать свои мысли.

Объект исследования – пословицы и поговорки русского народа.

Предмет исследования – устная и письменная речь младших школьников.

Гипотеза: я предполагаю, что пословица не утеряла своей актуальности в речи современных людей.

доказать, что пословицы необходимы в нашем общении, развить интерес к фольклорному наследию.

  • раскрыть совершенство форм пословиц и поговорок;
  • найти сходство и различия двух жанровых форм фольклора;
  • показать тематическую многоликость пословиц;
  • раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц.

Задачи , которые я поставила:

1.Изучить литературу по теме исследования;

2. Провести анкетирование, опрос учеников и взрослых по теме;

3. Провести анализ;

В своей работе я использовала методы:

  • Сбор и обработка информации по литературным источникам;
  • Метод сравнения;
  • Анкетирование;
  • Анализ результатов;
  • Выбор интересного материала.

Старинные пословицы живут в нашем родном языке и сегодня: и в разговоре, и в книгах .

За каждой пословицей стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – древняя истина, проверенная годами.

Как говорится в русской народной пословице, «Большая река начинается с малого ручейка». И я решили стать таким ручейком, донести до своих одноклассников красоту, пользу народных пословиц в современной жизни. В сегодняшние времена больших потоков информации и малого количества времени нам необходимо начать свой путь к успеху с изучения нашего родного языка, уже накопленной народной мудрости, основная часть которой точно, кратко и метко выражена именно в пословицах.

Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы - устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно и время возникновения первых поговорок - эмоциональных кратких выражений. И те и другие сопровождают нас в повседневной жизни. Однако нередко эти понятия отождествляются.

Давайте разберёмся, чем отличается пословица от поговорки. Для этого сопоставим пословицы и поговорки и составим портрет пословицы.

Пословица – жанр устного народного творчества:

вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл.

«Век живи - век учись»

Поговорка - жанр устного народного творчества:

вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.

В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла.

Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием

«Не робкого десятка».

«Заруби себе на носу» - запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко.

Так мы можем сделать вывод, что пословицы и поговорки - это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Итак, вот как выглядит портрет пословицы :

  1. Краткость и законченность (легко запоминается и выражает законченную мысль);
  2. Общеизвестность (это всем известное народное выражение, которое приходит на память к случаю);
  3. Мудрость (общепризнанность выражаемой истины: пословицу признают все, с ней не спорят);
  4. Образность (может употребляться в различных жизненных ситуациях, пословица – средство изобразительности и выразительности).

Прямой и переносный смысл пословиц.

Пословицы имеют прямой и переносный смысл, поэтому не так просто понять пословицу: в них часто говорится о предмете, казалось бы, к нашей жизни не имеющем никакого отношения, но оказывается, что это относится непосредственно к нам. Разберем на примере моей любимой пословицы:

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Прямое значение пословицы отражает все те приготовления и затраты сил, которые нужны для получения результата – поймать рыбку:

1) раздобыть и отладить снасть – удочку;

2) заготовить червей, приманку;

3) дойти до реки, найти рыбное место;

4) насадить на крючок червяка, следить за поплавком;

5) умело закинуть удочку;

6) вовремя подсечь рыбу и вытащить ее так, чтобы она не сорвалась с крючка;

7) снять рыбу с крючка и опустить ее в ведро с водой.

Переносный смысл пословицы всякое дело требует усилий; без усилия, старания никакого дела не сделаешь.

Говорится, когда для получения какого-нибудь результата требуется большая работа, упорный труд.

Откуда берутся пословицы.

Вопрос о происхождении пословиц связан с материальной и духовной культурой народа. Они представляют собой результат обобщения, различных жизненных ситуаций. А такие ситуации возникали:

- В ходе исторических событий : Незваный гость хуже татарина.

- В повседневном быту : Не красна изба углами - красна пирогами.

- В профессиональной деятельности : Без закваски хлеба не месят.

- В свободное времяпрепровождение : Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Пословицы также могли быть итогом:

- Наблюдения за явлениями природы : Яблочко от яблоньки недалеко падает.

- Осмысления своего социального положения : На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк.

- Религиозных представлений : Бог даст день, даст и пищу.

Кроме того, источником возникновения пословиц является и взаимодействие разных народов одной страны и других стран. Заимствованные пословицы тоже ярко отражают психологию, этику и мораль русского народа: Аппетит приходит во время еды (из фр. яз.) Игра не стоит свеч (из фр.яз)

При чтении художественных книг я отметила, что все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству языка и использовали их в своих произведениях. Давайте вспомним, откуда эти пословицы и поговорки: «….и осталась старуха у разбитого корыта. » («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин) «Кому велено чирикать - Не мурлыкайте!» («Путаница» К.И. Чуковский) «А воз и ныне там.» («Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов) « А Васька слушает да ест» («Кот и Повар» И.А. Крылов).

Собирал человек слова

В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике. Через 2 года выходит 4 -томный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок.

Еще в молодости он обратил внимание на разницу между речью образованных людей и простого народа и начал собирать народные слова и выражения, стараясь выяснить их происхождение. Это стало его любимым занятием – изучение языка русского народа. Даль был искателем и собирателем слов и именно этому делу он отдал всю свою жизнь. Итогом почти пятидесятилетнего труда стал сборник, уникальный и единственный в своем роде по объему и разнообразию материала: в него вошли пословицы и поговорки русского народа, скороговорки, приметы, загадки. Владимир Иванович Даль собрал свыше 30130 пословиц.

Даль впервые распределил пословицы по темам

В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые качества человека.

Таким образом, я могу выделить самые многочисленные, а значит, самые важные с точки зрения наших предков, и современников, тематические группы пословиц:

На слайде представлены пословицы и поговорки есть обо всём на свете, вот некоторые из них:

О Родине : «Человек без Родины, что соловей без песни».

Об учении : «Не стыдно не знать, стыдно не учиться ».

О природе : «У зайцев шерсть побелела – зима близко».

О семье : «При солнышке тепло, при матушке добро .»

О труде :« Землю красит солнце, а человека труд» .

О дружбе : « Нет друга – ищи, а нашел – береги.»

Мною было проведено анкетирование учащихся 4 класса нашей школы. Мне было интересно узнать, насколько важны пословицы для младших школьников .

1. Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?

  • На этот вопрос все ребята ответили утвердительно.

Что такое пословицы и поговорки

2. Употребляете ли вы пословицы в современной жизни?

  • Половина опрошенных ответила иногда, время от времени;
  • 20% считают, что употребляют пословицы часто;
  • 30 % - редко, очень редко.

Употребляете ли вы пословицы

3. Назовите пословицы, которые вы слышите очень часто?

  • Согласно анализу анкет, лидером стала пословица « Без труда не вытащишь и рыбку из пруда » (52% назвали именно её);
  • отстаёт от неё на 6% « Сделал дело – гуляй смело ».
  • 24% опрошенных назвали пословицу « Друг познаётся в беде ».
  • «Всё тайное становится явным» и «Не зная броду, не суйся в воду» назвали по 16% респондентов.

Пословицы, которые вы слышите часто


Объясните прямой и переносный смысл пословиц.

Были предложены для толкования следующие пословицы и поговорки:

- Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.

- После драки кулаками не машут.

- Цыплят по осени считают.

- Лес рубят – щепки летят.

Буквальный смысл объяснили 88% школьников, а переносный раскрыли только 40%.

Прямой и переносный смысл пословиц



Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод , что школьники используют в своей речи пословицы, но этот запас нуждается в пополнении.

На вопрос «От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?» ребята ответили следующим образом.

Больше всего пословиц и поговорок употребляют в речи бабушки и дедушки (80%).

Мамы и папы – лишь иногда (17%). Братья и сёстры употребляют иногда (3%).

Я составила рейтинг любимых мудрых изречений по темам. Вот что у меня получилось.

Чаще всего взрослые, воспитывая детей, используют пословицы о труде.

Делу время – потехе час.

Сделал дело – гуляй смело.

Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Встречаются и такие наставления:

Кашу маслом не испортишь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

От учителей мои одноклассники чаще всего слышат:

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Встречают по одёжке, а провожают по уму.

«Главное - старание!» - вот к чему призывают нас учителя.

А ещё мы должны помнить: «Ученье – свет, а неученье - тьма»

Ребята в своей речи иногда используют поговорки:

Лежащего не бьют.

Надулся как индюк.

Пришла к выводу, что наши бабушки и дедушки знают пословицы и поговорки, умеют их вовремя и, кстати, употребить в речи для точного выражения своей мысли. А вот одноклассники не используют накопленную предками мудрость в своей повседневной жизни и речи, потому что повторяют поступки и слова ближайшего своего окружения. А раз из повседневной речи родителей исчезли пословицы и поговорки, дети не имеют возможности закрепить тот материал, с которым познакомились на уроке.

Результат заданий подтвердил актуальность моего исследования.

В конце своей работы я попросила олноклассников заполнить анкету.

1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках? (ДА, НЕТ)

2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?

Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство учеников считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире. Они украшают нашу речь. Пословицы – это живость языка, ум, начитанность.

Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.

Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки? А для своих одноклассников я разработала буклет и предложила всегда им пользоваться.

Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Их наделят новым смыслом, преобразят соответственно времени. Но это будет уже совсем другая история. История для наших потомков, до которых мы, из уст в уста, от матери к детям донесем это чудо народного творчества.

Список использованной литературы

1. Аникин В.П. К мудрости ступенька .- М.: Детская литература, 1988.- С.175.

2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200.

3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.

4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56.

5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.

6. Вавилова Н.С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., № 3, С.68 — 69.

7. Даль В.И. Пословицы русского народа. — М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003, — С.616 .8

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.

9. Кабинетская Т.Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе: Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994, С.З-51.

10. Шейко Н.И. Пословицы и поговорки русского народа. – М.: Вече, 2006. – 304 с.

Сборник пословиц лежит теперь на моём рабочем столе. Я стараюсь их выучить, чтобы потом употреблять в речи.

Приложение 4. Сборник пословиц и поговорок

« Ученье, наука, знание ».

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

« Что посеешь, то пожнёшь »,

« Поле труд любит »,

« Ум впереди дела »,

« Дело мастера боится »,

« Дурака работа любит »,

« Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается »,

« Труд человека кормит, а лень портит »,

« Ленивому всегда праздник »

« Работать мальчик, а есть мужичок ».

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Без ума голова - пивной котел.

Борода выросла, а ума не вынесла.

Брат он мой, а ум у него свой.

Был бы ум; будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Волос долог, да ум короток

Ворона и за море летала, да вороной и вернулась.

Глупому не страшно и с ума сойти. Глупому сыну не в помощь богатство. Глупость - не порок (а несчастье).

Следующая пословица

Сочинение об употреблении пословиц в нашей речи.Умение подбирать пословицы к различным ситуациям.

ВложениеРазмер
sochinenie_o_poslovitsakh_i_pogovorkakh.docx 15.36 КБ

Читайте также: