Прочитайте подготовьте написать пословицы под диктовку

Обновлено: 22.11.2024

Н е б у д е т ск у к и , к о л и з а н я т ы р у к и .

  • Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.

Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.

Упражнение 83, с. 39

83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.

В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.

Упражнение 84, с. 39

84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.

Яблоко, арбуз , лимон.

  • Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.

Упражнение 85, с. 40

85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.

1. Клён, мост, лён: [о].
2. Мел, кекс, эх: [э].
3. Крюк, куст, трюм: [у].
4. Мяч, сад, ряд: [а].

  • Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.

Упражнение 86, с. 40

86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё

Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.

Упражнение 87, с. 40

87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.

Я сегодн я нарису ю
Зиму, снежну ю таку ю .
Лес, дорога -
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.

  • Объясните написание выделенных букв.
  • Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у]

Упражнение 88, с. 41

88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!

Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.

Г о рá, тр а вá, м о ря́, д е лá.

Упражнение 89, с. 41

89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е

рекá - рéчка бéрег - б е регá
м о ря́к - мóре п и сьмó - пи́сьма
дождь - д о жди́ грач - гр а чи́
стр и жи́ - стриж нóжик - н о жи́

  • Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
  • Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 90, с. 42

90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

щ ё ки - щ е кá м я ч - м я чи́
з ё рна - з е рнó л и ст - л и сты́
с ё стры - с е стрá шк а ф - шк а фы́
зв ё зды - зв е здá хл е б - хл е бá

  • Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.

Упражнение 91, с. 42

91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

(в е твь) в е тви́стый (кр и к) кр и кли́вый
(гл а з) гл а знóй (с ó сны) с о снóвый
(х ó лод) х о лóдный (в ó здух) в о здýшный
(в é чер) в е чéрний (д а ль) д а лёкий

  • Запишите по образцу. На какой вопрос отвечают проверочные слова? проверяемые слова?

Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые - какой?

Упражнение 92, с. 43

92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.

Дул холодный ветер .
Шумел сосновый лес .
Летел воздушный шар .

  • Подчеркните в предложениях главные члены.

Упражнение 93, с. 43

93. Прочитайте выразительно.

Над рекой - Береги его,
родной уголок, не гаси,
А в окне - От него светлей
золотой огонёк. на Руси.

  • О чём самом главном хотел сказать автор?

Автор говорит о том, что каждый должен беречь свою семью, своих родных, родные места. От этого станет мир лучше и светлей.

  • Объясните написание выделенных орфограмм.

Проверяемый безударный гласный в корне слова: р е кой (р é ки), р о дной (р ó дненький), о кне ( ó кна), з о лотой (з ó лото), бер е ги (бер é чь), св е тлей (св е т). Подбираем проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

Непроверяемый безударный гласный в корне слова: зол о той. Надо запомнить.

Имя собственное: (на) Р уси. Пишем с заглавной буквы.

Упражнение 94, с. 44

94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.

(пли́тка) плитá (сáдик) сады́
(гóрка) горá (хóлмик) холмы́
(свéчка) свечá (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá (цвéтик) цветы́

Упражнение 95, с. 44

95. Прочитайте.

1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.

а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;

Л е сни́к охр а ня́ет на ши л е сá.

б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.

(Р é ки) р е кóй, (ск á лы) (на) ск а лé, (к ó злик) к о зёл, (л е с) л е сни́к.

Упражнение 96, с. 45

96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.

Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.

Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.

  • Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.

(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.

Упражнение 97, с. 45

97. Прочитайте. Обозначьте ударение.

что делает? хвáлит - что делать? хв а ли́ть
что делает? кóрмит - что делать? к о рми́ть
что cделает? сп и́ шет - что сделать?сп и сáть
что делает? дéржит - что делать? д е ржáть

что делает? лéчит - что делать? лечи́ть
что делает? смóтрит - что делать? смотрéть
что cделает? скáжет - что сделать? сказáть
что делает? дáрит - что делать? д а ри́ть

  • Впишите в слова пропущенные буквы в ударных слогах, затем в безударных. Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов.
  • Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?

Упражнение 98, с 46

98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а

Ш и рóкие п о ля́, л е снáя тр о пá, ст а льнóе к о льцó, м о рскáя в о лнá, гр а чи́ное гн е здó, п о левóй цв е тóк, с о снóвые л е сá, цв е тнóй к о вёр, я дови́тые гр и бы́.

  • Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.

Берегите сосновые леса!

Упражнение 99, с. 46

99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.

На рассвете прокр и ч а л петух . Надя проснулась. Дев о чка посм о трела в о кно. По улице д е ревни шёл пастушóк. Мальч и к и грал на дудочке. За ним шли к о ровы. На лугу их ждёт сочная тр а ва, а на оз е ре - х о лодная в о дичка.

  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 100, с. 47

100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.

Упражнение 101, с. 47

101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.

Клейкие почки, з е лёные л и сточки.
С белой к о рой ст о ит над г о рой.

Никто не пугает, а вся дрожит.

Упражнение 102, с. 47

102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.

дети - ребята
школьник - ученик
путь - дорога
узор - рисунок

Упражнение 103, с. 48

103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.

р и с/ýнок - р и с/овáть (надо запомнить)
р о с/á- р о с/и́нка (р ó сы)
св и ст/óк - св и ст/éть (св и ст/)
сн е ги́р/ь - сн е гир/ёк (сн е г)
с о р/и́нка - с о р/и́ть (с о р/)
сáх а р/ - сáх а р/ница (надо запомнить)
вéт е р/ - вет е р/óк (надо запомнить)
п о гóд/а - п о гóд/ка (надо запомнить)

  • В каких словах написание пропущенных букв надо запомнить, а в каких можно проверить? Подберите к ним проверочные слова.
  • Выделите корень в однокоренных словах.

Упражнение 104, с. 48

104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.

1. На ябл о не растут ябл о ки. 2. Гвоздь забивают м о л о тком. 3. Квакает л я гушка, в о рона каркает, а с о бака лает. 4. На л е сной п о лянке созрела з е мл я ника. 5. М а лина - ягодный кустарник. С е нтябрь - осенний месяц.

Следующая пословица

Диктант с подготовкой. Прочитай загадки и пословицы. Как ты понял смысл пословиц? Нужно ли писать букву ь на месте пропусков? Для чего? Объясни. Вставь, где это нужно, ь простым карандашом. Какие ещё знакомые орфограммы ты увидел в словах? Подчеркни их, объясни написание.

Один л_ёт, другой п_ёт, третий растёт.
Сидит Федос_я, распустивши волос_я. Ма-
лен_кий, удален_кий сквоз_ землю прошёл,
красну шапоч_ку нашёл. Кон_ стал_ной, хвост
л_няной.
Пет_ хорошо вместе, а говорит_ – вроз_. Где
хотен_е, там и умен_е.

Закрой учебник. Напиши под диктовку. Подчеркни все знакомые орфограммы. Проверь себя по учебнику.

Следующая пословица

1. Слово - что воробей, вылетит - не поймаешь. 2. Что написано пером, того не вырубишь топором. 3. Сначала подумай, а потом скажи.

Слово - что воробей, вылетит - не поймаешь. Сказанные, произнесённые слова не вернёшь.
Что написано пером, того не вырубишь топором. Если написанное слово стало известно, его не исправишь.
Сначала подумай, а потом скажи. Прежде чем начнёшь говорить, хорошо обдумай.

Канакина. 3 класс. Учебник №2, упр. 146 с. 84

146. Прочитайте. Подготовьтесь написать пословицы под диктовку.

И.п.
1. Плохая шутка до добра не доведёт.
П.п.
2. На чужой стороне и солнце не греет.
Д.п.
3. К большому терпенью придёт уменье.
В.п.
4. На красный цветок и пчела летит.
И.п. Р.п.
5. Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Укажите падеж имён прилагательных.

Плохая шутка до добра не доведёт .
шутка (какая?) плохая, не доведёт (до чего?) до добра.

Следующая пословица

Читайте также: