Пословицы содержащие слова с непроверяемыми орфограммами
Обновлено: 25.12.2024
Движущей силой, развивающей человеческое общество, во все времена была система его ценностей. И не только материальных, но, в большей мере, морально-нравственных и духовных.
Ценности, появились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением о желаемом идеале. Ценности придают смысл человеческой жизни.
Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определённый уровень развития общества. Для закрепления и передачи следующим поколениям своей системы ценностей, которые были выработаны и выстраданы многими поколениями, русский народ создал богатый и разнообразный «мир»- «мир» устного народного творчества. И в нём «кладезем» народной мудрости являются пословицы и поговорки. Они были достоинством и умом народа. Пословицы и поговорки формировали и укрепляла его нравственный облик, его историческую память и наполняли глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием родителей. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение.
На каждое последующее поколение ложится задача передавать, укреплять и развивать это «богатство». В современном обществе чаще всего это происходит в семье и школе. В жизни каждой семьи возникают ситуации, при которых взрослые произносят ту или иную пословицу и детский цепкий ум сразу же её «схватывает», запоминает. И не только содержание, но и ситуацию, в которой эта пословица уместна. Но в последние годы в семьях пословицы звучат всё реже и поэтому эта задача, в большей мере, ложится на школу.
Современная школа уделяет изучению половиц очень большое внимание, особенно на уроках русского языка и литературы. И это не случайно, ведь пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию”. В книге “Родное слово”, предназначенной для учащихся начальных классов, К.Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам.
В Начальных классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи. Работу с пословицами следует начинать уже в 1-м классе. Можно это сделать, когда ученики изучают алфавит. Можно подобрать пословицы, первое слово в которых начинается на изучаемую букву. Дети слышат звук и соотносят его о буквой . А збука к мудрости ступенька. Б едность не порок . В есной дни долгие, да нитка коротка. В ода камень точит. Г рамоте учиться-всегда пригодится. Д ружно - не грузно, а врозь - хоть брось. Д оброе слово и кошке приятно.
Некоторые из них могут служить эпиграфом к уроку.
В «Азбуке» и в учебнике для литературного чтения дети также найдут много пословиц. Ученики читают пословицу, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель может предложить детям завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением, подходящим по смыслу к изученной пословице. На следующий день на уроке учащиеся вспоминают пословицу, которую накануне заучили, показывают картинки из своей тетради. Работа с пословицами продолжается и во 2-м классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Во 2-м классе можно ограничиться выбором и использованием тех пословиц и поговорок, которые встречаются в “Родной речи” и в учебнике русского языка, так как их количество там довольно значительно.
В 3–4-м классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше пяти-шести в 3-м классе и больше десяти в 4-м классе.
Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать одну – две пословицы по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы. Затем дается новая тема, по которой также подбираются пословицы. Время от времени, учитывая содержание рассказов, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома и характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.
В 4-м классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае. . Темы для альбомов могут быть такими: 1) Ученье и неученье; 2) Добро и зло; 3) Труд и лень; 4) Вежливость и грубость; 5) Родители и члены семьи; 6) Родина; 7) Времена года; 8) Явления природы; 9) Животные; 10) Богатство и бедность. Художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки – все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа.
Очень интересная и важная работа с пословицами может быть проведена на уроках русского языка. Достижение высокой грамотности учащихся является одной из важнейших задач школы и она закладывается в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе.
Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением
На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить детей пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением. Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы: К о нe'ц – делу венец. К o 'нчил дело, гуляй смело . В первой имеется слово с безударным гласным, а во второй в этом слове этот гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова к онe'ц и кo'нчил , гласную букву о и ударение выделяют красным карандашом. Пословицы заучиваются как пример к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением.
Не та дружба с и льна, что в сл о вах, а та, что в д е лах. С и ла есть- ума не надо. Сл о во не воробей – вылетит не поймаешь. Делу время, а потехе – час.
Пословицы при изучении слов с парными согласными.
При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во 2-м классе учитель вспоминает поговорку Береги но с в большой моро з , записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз. Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с , а в другом з . Учитель разъясняет, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухим или звонким согласным на конце. Под пословицей записываются слова: нос-носа, мороз-мор о за . При этом сомнительные согласные на письме выделяются. Эта поговорка знакома детям ещё с первого класса, поэтому объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредотачивается на новом орфографическом правиле. Аналогичная работа проводится и по другим пословицам : В зимний холо д всякий моло д . Весна го д кормит. Весенний дож д ь растит, осенний — гноит. Сне г на полях - хле б в закромах. Декабрь го д кончает, зиму начинает. Землю красит Солнце, а человека тру д .
Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными
Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова. Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов. Лучше использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными. Например: У к о ровы м о л о ко на я зыке ; М о ро з да метели под ф е враль налетели; Ябл о ко от ябл о ни н е дал е ко падает; Ч е л о век без Р од и ны, что с о л о вей без песни. Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Примеры : Сам погибай, а ( товарища) выручай; Всякая (дорога ) вдвоем веселей; Собирая по (ягодке ) , наберешь кузовок; Не гони коня кнутом, а гони коня ( овсам) ; Корова на дворе – ( молоко ) на столе; Не та ( собака ) кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет; Лежебоке и ( солнце ) не в пору всходит; Ленивому всегда ( праздник ); В страду одна забота: не стала бы (работа ) ; Два друга – ( мороз ) да вьюга; ( Мороз ) ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает; На (капустнике ) козел не караульщик. Не разгрызешь ( ореха) , не съешь ядра; Ученому везде ( дорога ); Что написано пером, то не вырубишь ( топором ); Слово не ( воробей ) , вылетит – не поймаешь; На смелого ( собака ) только лает, а труса кусает; Ласточка день начинает, а ( соловей ) кончает.
В 3–4-м классах при повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работы. На доске записывается несколько пословиц с пропущенными словами . Крепкую дружбу и ……не разрубишь. Два …..- пара. Доверили козлу ….. . Дорога ложка к … . Делят шкуру неубитого ….. . ….. месяц поёт, а ….. каркает круглый год. Учащиеся читают пословицы, называют пропущенные слова, затем записывают пословицы в тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или выделяя цветным карандашом безударные гласные.
Пословицы при изучении слов с двойными согласными
Изучение написания слов с двойными согласными опирается на зрительный и двигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так, при объяснении написании слов с двойными согласными хорошо использовать плакат с пословицами, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются. Хороша нива у дружного ко лл ектива . А кк уратность человека красит. Сс ора до добра не доводит. Добрый друг лучше ста родстве нн иков. При закреплении этого материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы: Не даром говорится, что нужда коллектива боится; Утренний дождь не долог; Хороший лен – дохода миллион ; Русский солдат не знает преград.
В 3-м или 4-м классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц. Примерный текст диктанта: Всякая ссора красна миром; Утренний дождь путника не остановит; К дому друга дорога никогда не бывает длинной; Осенняя сушь что острый нож; С ремеслом дружи, в коллективе живи; Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. Храброму не нужна длинная шпага; По дрожжам пирогов не узнаешь; Худой мир лучше доброй ссоры. Можно познакомить учеников и с пословицами других народов: Ранняя осень – убыток, поздняя осень – достаток. (Кит.); Острый язык – дарование, а длинный – наказание; Один утренний час лучше двух вечерних. (Англ.); Между “говорить” и “делать” – длинная дорога. (Испан.); Если в чужой стороне идет золотой дождь, а в нашей каменный, все равно лучше жить на своей земле. (Афр.).
Пословицы при изучении Ь как знака мягкости и как разделительного знака
Уже во 2-м классе учащиеся учатся различать ь , который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь , отделяет согласный звук от сочетания звуков, обозначаемых на письме гласным буквами е, ё, ю, я . При закреплении этого материала в 3-м классе можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком на конце; в другой столбик – слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком. Приведем пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке. Родину-мат ь умей защищать; Отол ь ются волку овеч ь и слезки; Учен ь е – путь к умен ь ю; Мален ь кое дело лучше бол ь шого безделья; От зор ь ки до зор ь ки моряки на вахте зорки. Красна птица пер ь ями, а человек – учен ь ями. Повторен ь е - мать учен ь я. Здоров ь е дороже богатства.
Пословицы на сочетания ЖИ, ШИ
Жи знь про жи ть - не поле перейти.
Жи ви для людей, по жи вут люди и для тебя. Жи ви просто – до жи вёшь до ста лет. Хоро ши й гость хозяину в почет.
Определение падежей слов в пословицах.
Учитель предлагает ученикам прочитать пословицы и определить, какое слово повторяется. Труд кормит, а лень портит; Землю солнце красит, а человека – труд; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Суди о человеке по его труду ; Белые ручки чужой труд любят; В труде рождаются герои. Дети замечают, что это слово «труд». Затем они ставят к этому слову вопрос, выделяют окончание и определяют падеж. Можно ещё уточнить, каким членом предложения оно является. Аналогичная работа проводится и с другой группой пословиц. У дороги конца нет. Знающий дорогу не устает. С хорошим попутчиком – половина дороги.
Больше землю удобряй, выше будет урожай . Хороший снежок урожа й сбережет. Упустишь время – потеряешь урожай .
Работа с использованием пословиц и поговорок может проводиться и по другим темам и в других направлениях, а также и при изучении других предметов и при проведении внеклассных мероприятий. Эта работа многогранна. И она необходима т. к. обогащает речь, мышление, память детей. Благотворно влияет на их эмоциональный настрой, помогает находить правильный выход из создавшейся жизненной ситуации, строить свою линию поведения. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.
Пословицы и поговорки, являясь составной частью языка, «живут» по его законам: создаются, изменяются, развиваются, перестают употребляться и снова создаются. В каждый конкретный отрезок времени были свои специфичные условия жизни народа и они отражались в пословицах. Современная жизнь во многом отличается от жизни предыдущих поколений и это способствовало созданию новых пословиц. В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче… Если дым стелется по земле - вернитесь и выключите утюг, если поднимается столбом - можете уже не возвращаться. Hе имей сто процентов, а имей сто клиентов.
Следующая пословица
С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_na_vse_pravila.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Все орфограммы начальной школы
в пословицах и поговорках
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С.Ожегов).
Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль).
Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С.Ожегов).
Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль).
С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.
Гласные после шипящих.
Делу время – потехе ча с.
Не торопись отве ча ть – торопись слушать.
В чу жи е сани не садись.
Грибы и щу т – по лесу ры щу т.
Ши ла в мешке не утаишь.
Чужи м богат не будешь.
Чу жая душа – потёмки.
Век жи ви – век учись.
Яйца курицу не у ча т.
Жи знь прожить – не поле перейти.
Сам погибай, а товарища выру ча й.
Знания – дело на жи вное.
Голову дер жи в холоде, жи вот в голоде, а ноги в тепле.
На вкус и цвет товари ща нет.
Где с ши то на живую нитку, там жди прорехи.
Держи карман ши ре.
Ча й пить – не дрова рубить.
Конь бе жи т, земля дро жи т.
Дом, как полная ча ша.
Чу деса в решете.
Январь – году на ча ло, зиме – середина.
Соловей с вороной в одном лесу жи вут, да разные песни поют.
Два медведя в одной берлоге не у жи вутся.
Не верь козлу в огороде, а волку в ов ча рне.
Летом проле жи шь, зимой с сумой побе жи шь.
Ехал в К азань, заехал в Р язань.
У лодыря Е горки, всегда отговорки.
Куда М акар телят не гонял.
Москва слезам не верит.
Язык до К иева доведёт.
Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Белые ру чк и чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и ябло чк и.
Ложка дёгтя в бо чк у мёда.
Ласто чк а день начинает, а соловей кончает.
Сини чк а – воробью сестри чк а.
Сначала цвето чк и, а уж потом ягодки.
Зимний ветер морозу помо щн ик.
Старый друг лу чш е новых двух.
Правописание слов с ь – показателем мягкости.
Бол ь ше думай, мен ь ше говори.
Смелост ь города берёт.
Осен ь – перемен восем ь .
Бол ь ному всё гор ь ко.
Жит ь – Родине служит ь .
Родина – мат ь , умей за неё постоят ь .
Скучен ден ь до вечера, коли делат ь нечего.
Разделительный мягкий знак.
Б ь ётся как рыба об лёд.
Снегирь зимою поёт, на снег, в ь югу и слякоть.
Здоров ь ю цены нет.
Не игла ш ь ёт, а руки.
Февраль силён метел ь ю, а март – капел ь ю.
Осен ь ю у вороб ь я пир.
Учен ь е – путь к умен ь ю.
Апрельские руч ь и землю будят.
Если зимою в ь юги, то летом – ненаст ь е.
Ветер без крыльев летает.
Где была радуга, там дождь прол ь ётся.
Где хотен ь е – там и умен ь е.
Терпен ь е и труд всё перетрут.
Откладывай бездел ь е. Не откладывай дела.
Всяк кузнец своего счаст ь я.
Маленькое дело лучше большого бездел ь я.
Птице – крыл ь я, а человеку – разум.
Вся сем ь я вместе, так и душа на месте.
Учен ь е – свет, а неучен ь е – тьма.
Повторен ь е – мать учен ь я.
Непроверяемые безударные гласные.
Два м е дведя в одной берлоге живут.
Худ о бед, когда хлеба нет.
Р а ботай до поту, так поешь в охоту.
Без к а пусты щи не густы.
Дорога ложка к о беду.
Слово не в о робей, вылетит, не поймаешь.
На вкус и цвет т о вар и ща нет.
Видит с о бака м о локо, да в кувшине глубоко.
Пустили козла в о г о род.
Не дорог о бед, а дорог привет.
Правда в огне не г о рит и в воде не тонет.
Не мол о т железо куёт, а кузнец мол о том бьёт.
Всякая д о рога вдвоём веселей.
Тяп да ляп не выйдет к о рабль.
Безударные гласные, проверяемые ударением.
Б о льшой г о ворун – пл о хой работник.
Сядем р я дком да пог о ворим л а дком.
Тогда пл я ши, когда играю.
Утро веч е ра мудренее.
Б е да ум р о дит.
За худой г о л о вой и н о гам не покой.
У страха гл а за велики.
Не на пользу ч и тать коли только в е ршки хв а тать.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
О дер е ве судят по пл о дам, а о человеке по его д е лам.
По платью встречают, по уму провожают.
Какие труды, такие пл о ды.
Мороз л е нивого за нос хв а тает, а перед проворным шапку сн и мает.
Дерево с и льно к о рнями, а человек своими трудами.
З е рно в к о л о су, тор о пись сжать п о л о су.
Всякому м и ла своя ст о рона.
Новый год – к в е сне поворот.
Октябрь землю покрыл где л и стом, где сн е жком.
Где птица не л е тает, а своё гн е здо знает.
Парные звонкие и глухие согласные.
Береги но с в большой моро з .
Ко ш ка клубком – на моро з .
В зимний холо д всякий моло д .
Ко ш ка на поро г , а мы ш ка в уголок.
Кто любит тру д , того люди чтут.
Терпенье и тру д всё перетрут.
Сорвать пру т не большой тру д .
В мае дождь – будет рожь.
Пей, ешь, а правду ре ж ь.
Красна яго д ка, да на вкус горька.
Ры б ка мелка, да уха сла д ка.
Бро в ь да глаз рядом живут.
Не тот дру г , кто ме д ком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.
На мы ш ку и ко ш ка зверь.
Мё д есть – в улей ле з ть.
Собирай по яго д ке – наберёшь кузовок.
Чтобы ры б ку съесть, надо в воду ле з ть.
Хвост голове не ука з ка.
Хле б – всему голова.
Хле б – батюшка, вода – матушка.
Хрен ре д ьки не слаще.
Мал золотник, да доро г .
По Сеньке ша п ка.
Один с сошкой, а семеро с ло ж кой.
На языке мё д , а на сердце лё д .
Старый дру г лучше новых двух.
Снег глубок - год хорош.
И на нашей улице будет праз д ник.
Ленивому всегда праз д ник.
Зимой со л нце сквозь слёзы улыбается.
Тёплые и звёз д ные ночи в апреле – к урожаю.
На языке мёд, а на сердце – лёд.
Сс ора до добра не доводит.
В осе нн ее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
Следующая пословица
Горох, кочан, капуста, картофель, морковь, огород, овощи, огурец, помидор, растение, салат, чеснок, урожай, овес, пшеница.
Адрес, аптека, библиотека, магазин, аллея, улица.
по теме: Транспорт, дорога
Автобус, автомобиль, метро, трамвай, троллейбус, дорога, шоссе, шофер, ездить, расстояние.
по теме: Наречия
Аккуратно, медленно, легко, вчера, сегодня, завтра, однажды, теперь, потом, вокруг, везде, здесь, впереди, назад, направо, налево.
отечество, Красная площадь, Кремль
Солдат, командир, герой, медаль, орден, память, памятник, обелиск, победа, парад, салют, ракета, корабль, космос, космонавт.
по теме: Профессии
профессия, учительница, хлебороб, комбайнер, агроном, тракторист, инженер, космонавт, конструктор, капитан, командир, корреспондент
по теме: Прилагательные
Тяжелый, желтый, черный, горячий, готовый, железный, городской, фамильный, сахарный, пшеничный, молочный, яблочный, ягодный.
по теме: Гласные о-е после шипящих
Шов, шорох, шоколад, крыжовник, жонглер, шоссе, шофер.
Шелк, челка, щелка, жесткий, шепот, решетка, дешевый, ночевка, шерстка.
по теме: Слова с непроизносимыми согласными
Детство, лестница, окрестность, праздник, чувство, вкусный, чудесный, прекрасный, ужасный, опасный, напрасный, интересный, блеснуть.
Следующая пословица
Приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми гласными.
Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений и их правописание следует запомнить.
Окулова Г.Е. в пособии "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ".
Основной приём, используемый для механического запоминания написания слова, - это опора на комплекс анализаторов. Лёвушкина О.Н. в своей диссертации приводит высказывание Вахтерова В.П., который ещё в 1901 году отмечал эффективность такого подхода к организации словарно-орфографической работы: "Если в моей памяти запечатлено произношение слова,… если я хорошо помню зрительный образ слова и его физиономию, так сказать; если моя рука привыкла его писать так, как надо; если я никогда не писал сам и не видал данного слова написанным неправильно, - то правописание слова в огромном большинстве случаев будет вполне обеспечено, если бы я даже совершенно не имел понятия о грамматике…"
"В запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы - зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный". Руководствуясь этими факторами, Кохичко А.Н. предлагает использовать следующие виды заданий для работы над словами с непроверяемыми написаниями:
1. Задания для работы со словарём.
Выписать 5 слов, начинающихся с буквы К.
Выписать слова с Ь в середине слова.
2. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.
Это задание состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или данные на доске слова и по алфавиту и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов.
Так, учащимся даются слова с непроверяемыми безударными гласными: планета, диван, газета, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава . Школьники должны записать слова столбиками: в один столбик слова по алфавиту с гласной а , в другой - с безударной гласной о и т.д.
3. Упражнения, способствующие развитию культуры речи.
Правильно прочитайте вслух слова: алфавит, магазин, цемент.
Составьте предложения с данными словами.
4. Выборочный диктант.
В.В. Ераткина указывает, что выборочный диктант является наиболее эффективным методом на исходном этапе в работе над непроверяемыми написаниями, так как обучает учащихся "умению различать, опознавать слова с такими написаниями".
Методика выборочного диктанта состоит в том, учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нём слова с данными орфограммами.
5. Диктант по картинке.
На картинке изображены предметы, обозначаемые словами с непроверяемыми написаниями. Задача учащихся - обнаружить данные слова и записать их в тетради.
6. Диктант по памяти.
Учитель предлагает учащимся запомнить слова, записанные на доске, в течение определённого времени, после которого слова закрываются, и школьникам нужно воспроизвести их по памяти у себя в тетрадях.
7. Диктант с комментарием.
Учитель диктует слова с непроверяемыми орфограммами, один из учеников вслух комментирует правописание слова, остальные записывают.
8. Диктант с использованием загадок.
Этот метод стал особенно популярным в последнее время. Учитель зачитывает учащимся загадки, отгадками на которые являются "трудные" слова. Такие диктанты можно увидеть в книге О.В. Узоровой и Е.А. Нефёдовой "Словарные слова".
Приведём примеры загадок из этой книги:
Рисовал я на бумаге
Ручейки, леса, овраги…
Оттого что рисовал,
Я поменьше ростом стал.
От него - здоровье, сила
И румянец щёк всегда.
Белое, а не белила,
Жидкое, а не вода.
9. Упражнения для активизации и обогащения словарного запаса учащихся.
Подберите однокоренные слова к словам "вокзал", "автомобиль", "трактор".
10. Творческие задания.
Вспомните пословицы, в которых встречаются слова "воробей", "железо".
Д.Н. Богоявленский также считал необходимым для облегчения работы механизма памяти привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы: "Для орфографии имеют значение зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием".
Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти.
Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. И для того чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым "орфографическим" его прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом, сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма.
О роли проговаривания как одного из важнейших средств обучения орфографии писали Н.И. Жинкин, Н.Н. Китаев, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и другие.
Например, Т.Г. Рамзаева отмечает: "Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами".
"Н.С. Рождественский предлагает для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов:
1. внимательно прочитайте слово про себя и вслух;
2. справьтесь о значении слова, если не знаете его;
3. прочитайте слово по слогам и запишите его;
4. подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить;
5. проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам;
6. подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза…".
Но этот приём, ориентированный на механическое запоминания правописании слов с опорой на комплекс анализаторов, имеет свои недостатки. Главный из них заключается в отсутствии сознательной работы со стороны ребёнка, что приводит к формированию у него привычки не вникать в смысл прочитанных слов.
"Приёмы обучения орфографии с опорой на механические виды памяти не позволяют учителю активизировать сознание учащихся в целях более эффективного усвоения ими значения слова, не позволяют школьникам осознать взаимосвязь семантики и правописания данной лексической единицы, а значит и причин современной её орфографии", - пишет О.Н. Лёвушкина.
К следующей группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы.
Мнемоника или мнемотехника (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
О применении мнемотехники при обучении непроверяемым написаниям говорили в своих работах многие учёные.
Как особый вид работы мнемонические приёмы выделяет А.Н. Кохичко. В своей работе "Этимология в помощь орфографии" он демонстрирует следующие приёмы для запоминания графического облика отдельных слов:
гОрох (вместо буквы О на карточке нарисована горошина)
Стихотворные строки, вида:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали "Петя" -
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мёд.
Г.Е. Окулова приводит предложения из старинных учебников русского языка, способствующие лучшему запоминанию слов с непроверяемыми написаниями:
КОСтя пришёл в КОСтюме,
а Павел пришёл в Пальто.
О.Н. Лёвушкина ссылается на мнение М.В. Ушакова, который также рекомендует применять мнемонические приёмы для запоминания некоторых слов: "Если в слове несколько одинаковых гласных (считая и ударные и безударные), то полезно указать их количество (в слове ДИСЦИПЛИНА три И, а в слове МОЛОКО три О, в слове БАРАБАН три А и т.п.) Поможет и запоминание порядка непроверяемых орфограмм в слове, сопоставление слов, различающихся в отношении этого порядка". Причём М.В. Ушаков справедливо предупреждал: "к мнемоническим приёмам нужно относиться очень осторожно…, применять только в тех случаях, когда нет других способов усвоить данные орфограммы, помимо их запоминания".
Е.И. Никитина говорит о том, что мнемонические приёмы можно использовать лишь в том случае, когда при запоминании написания "трудного" слова нет возможности опереться на сознание ученика. Например, вот как предлагает она запомнить написание слов ПАЛАТКА и ИНЕЙ:
"1) Слово ПАЛАТКА на доске и в ученических словариках передаётся печатными буквами. Присматриваясь к нему, дети замечают, что в этом слове все гласные - А. Эта буква по своему виду напоминает палатку.
2) Иней похож на снег; в слове СНЕГ единственная гласная - Е; поэтому легко запомнить, что в слове ИНЕЙ пишется Е, как в слове СНЕГ".
Г.Е. Окулова в работе "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" пишет: "С точки зрения культуры умственного труда мнемоника - один из самых удобных приёмов запоминания. Так пусть он и служит орфографии, пусть помогает детям в усвоении трудных слов!"
Существуют попытки построить всю словарно-орфографическую работу с опорой на ассоциативную память ребёнка. Например, в статье М. Гафитулина и Т. Поповой "Слово о словарном слове" предлагается обучить детей пользоваться различными видами ассоциаций для запоминания написания слов, не проверяемых в современном языке. М. Гафитулин и Т. Попова выдвигают требования к ассоциативному образу:
"а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству,…
б) Ассоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове". Но учитель не должен навязывать ученику свои ассоциации, так как ценность данного приёма в "наличии у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма".
Как уже было отмечено выше, использование мнемонических приёмов целесообразно лишь в том случае, если нет других способов запоминания слов. "Мнемоническими приёмами нужно пользоваться осторожно и в исключительных случаях, они не рассчитаны на качественное совершенствование словарного запаса ребёнка и в целом его речи".
Ещё одним эффективным приёмом, помогающим запомнить написание "трудных" слов, оказывается запоминание непроверяемых орфограмм в составе сложносокращённого слова. Например, кОрабль - линкОр, дИвизия - комдИв, бАтальон - комбАт и др. Впервые об этом приёме написала Е.И. Никитина. Использование этого приёма ограничено, так как немногие слова позволяют образовывать сложносокращённые слова с ударным звуком в том слоге, который требует проверки и в современном языке никак иначе не проверяется.
По мнению Д.Н. Богоявленского, "учащиеся должны осмыслить не только "как" пишется слово, но и "почему". Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным".
Необходимость опоры на сознание в словарной работе отмечали такие известные педагоги и методисты, как Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, А. Преображенский, В.П. Шереметевский, М.А. Рыбникова и другие. По данным учёных, продуктивность смысловой памяти примерно в 25 раз выше продуктивности механической памяти.
С решением проблемы сознательности в словарной работе тесно связан вопрос об использовании этимологического анализа в работе со словом.
Известный методист Н.Н. Китаев в течение нескольких лет изучал сравнительную эффективность различных приёмов изучения правописания непроверяемых орфограмм и пришёл к выводу, что приём "морфологическо-этимологического" анализа является одним из наиболее продуктивных, так как "помогает учащимся осознать правописание непроверяемого слова".
Гордеев Э.В. и Дмитрюк М.В. при составлении учебного пособия выделили две группы работ над словами с непроверяемыми написаниями: словарные работы на основе слухового восприятия и словарные работы на основе зрительного восприятия. К числу работ на основе зрительного восприятия они отнесли этимологический анализ слова. "Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, или этимологическая справка, которая содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истокам слова позволяет мотивировать его современное написание".
Большая роль отводится использованию этимологического анализа в словарно-орфографической работе Е.И. Никитиной. "Этимологический анализ на помощь памяти приводит могучие силы сознательной интеллектуальной деятельности ученика, изучение трудных слов превращается в сознательный процесс, а это во всех отношениях и намного ценнее механического запоминания".
Обобщая выше сказанное, можно отметить, что: словарно-орфографическая работа включает в себя изучение правописания слов с непроверяемыми орфограммами; одним из путей рационализации словарно-орфографической работы в школе является применение на уроках русского языка таких приёмов запоминания правописания "трудных" слов, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся; приёмами запоминания орфографии слова являются:
1) опора на комплекс анализаторов, включающий в себя и орфографическое проговаривание,
2) мнемонические приёмы, облегчающие запоминание внешнего облика "трудных" слов путём образования ассоциаций,
3) подбор однокоренных сложносокращённых слов,
4) этимологический анализ;
основным приёмом, опирающимся на сознание, а не на механическое запоминание является этимологический анализ слова.
Читайте также: