Режиссерский этюд на пословицу

Обновлено: 17.05.2024

задание помогает научить детей покачивать куклой вперёд и возвращать её в исходное положение.

Гуси, гуси (дети придерживают игрушку одной рукой)

Дети: Га - га - га! (покачивают игрушкой вперёд в ритме потешки)

Ведущий: Пить хотите?

Дети: Да, да, да! (покачивают игрушкой)

Ведущий: Гуси, гуси, вот вода. (исходное положение)

«Ходит конь по бережку»,

(русская народная потешка)

Ходит конь по бережку, вороной по зелёноому.

Он головушкой помахивает,

Чёрной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечки-то бряк, бряк, бряк!

Золотые они звяк, звяк, звяк.

(дети водят игрушку по столу, выполняя движения по тексту потешки)

«Я рыжая лисица», (русская народная шутка)

Я рыжая лисица, я бегать мастерица.

Я по лесу бежала, я зайку догоняла.

(дети выполняют движения игрушкой в ритме шутки)

(русская народная потешка)

Прыг! Скок! Прыг! Скок! На лужок, на лужок. Вы скачите, лапки, по зелёной травке, (дети выполняют лёгкие поскоки игрушкой в ритме потешки)

(русская народная потешка)

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять (ребёнок ведёт игрушку по столу, плавно покачивая ей из стороны в сторону).

Козлик ножками стучит,

По козлиному кричит (ребёнок, остановив игрушку, постукивает ею по столу)

Ребёнок: Бе- бе- бе- бе! (покачивает игрушкой вперёд и возвращает в исходное положение)

«Мыши водят хоровод»,

(русская народная прибаутка)

Детям даётся возможность освоить пляску кукол.

Мыши водят хоровод.

На лежанке дремлет кот (дети плавно водят игрушки по столу).

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснётся Васька кот,

Разобьёт весь хоровод (дети импровизируют танцевальные движения кукол, с окончанием потешки кот ловит их).

Публикации по теме:

Этюдный тренаж детей старшей группы Этюды на выразительность жеста. Воспитатель предлагает детям выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения или потешки. Тексты.

Следующая пословица

Преподаватель по сценической речи – М.Г. Почтенева. Художественный руководитель курса – заслуженный работник культуры РМЭ, лауреат Государственной молодежной премии РМЭ им. О. Ипая, лауреат Национальной театральной премии им. Йывана Кырли Д.Д. Лавров.

26 –контрольный урок по учебной дисциплине «Мастерству актера» студентов 1 курса специальности «Актерское искусство» специализации «Актер драматического театра и кино».

1. Этюд на импровизацию – проводит педагог курса Б.Р. Веркау.

2. Этюды:

«Встреча в кафе» - заняты: Виктория Суворов

Артур Каразанов

«В офисе» - заняты: Светлана ГусяноваЕкатерина Казанцева

«Свидание» - заняты: Татьяна БеляеваАртем Михаткин

«Возвращение домой» - заняты: Наталья Охотникова Антон Белоусов

«Прощание» - заняты: Ирина ОльневаАртем Климов

«На пристани» - заняты: Екатерина КазанцеваДмитрий Лавров

«Вечер в общежитии» - заняты: Вера ВоздвиженскаяАнтон Белоусов

«День рождения» - заняты: Валерия Селемёнова

Артем Климов

«Первое знакомство» - заняты: Татьяна МилютинаДанила Гребнев

3. Новогодний СЮРПРИЗ – занят весь курс.

Педагоги по мастерству актера:

заслуженный деятель искусств РМЭ, лауреат Национальной театральной премии им. Йывана Кырли Б.Р. Веркау, Д.Д. Лавров.

Педагоги курса: по сценической речи – М.Г. Почтенева, по сценической пластике – А.С. Казаринов, по сценическому танцу – народная артистка РМЭ О.П. Комлева.

Художественный руководитель курса – заслуженный работник культуры РМЭ, лауреат Государственной молодежной премии РМЭ им. О. Ипая, лауреат Национальной театральной премии им. Йывана Кырли Д.Д. Лавров

27 – 29 – Новогодние представлениястудентов 1 курса специальности «Актерское искусство» / 6 представлений/. Руководитель – заслуженный деятель искусств РМЭ, лауреат Национальной театральной премии имени Йывана Кырли – Б.Р. Веркау.

Год

Январь

28 – «Труба зовет…» -класс-концерт по дисциплинам специальности «Мастерство актера» студентов 1 курса специальности «Актерское искусство» на встрече с родителями.

30 - Посещение «Театральной гостиной» в музее Города. Встреча с народной артисткой РМЭ Надеждой Репьёвой.

31 – посещение студентами Театрального отделения открытия персональной выставки «Музыка и поэзия костюма» художника-постановщика по костюмам Татьяны Изычевой.

Следующая пословица

Материал для создания этой книги я стала собирать по совету Н. М. Горчакова, доктора искусствоведения, профессора ГИТИСа, режиссера МХАТ, известного широкой аудитории читателей своими книгами: «Режиссерские уроки К. С. Станиславского», «Режиссерские уроки Вахтангова» и др.

Николай Михайлович Горчаков был моим учителем в режиссу­ре — сначала я училась в ГИТИСе на его курсе, затем работала как молодой преподаватель под его руководством. Николай Михайлович предложил мне записывать наши практические занятия этюдами, отрывками, по возможности фиксируя самый ход, процесс работы. — Из этих записей со временем может составиться полезная ме­тодическая книга, — говорил он. Я последовала его совету.

С тех пор прошло достаточно много времени. За эти годы я ра­ботала как преподаватель на курсе народного артиста РСФСР, про­фессора Н. В. Петрова, на курсе заслуженного деятеля искусств, профессора А. А. Гончарова, и на курсе А. В. Эфроса. Мне посчастли­вилось в течение нескольких лет наблюдать занятия со студентами этих интереснейших и своеобразных режиссеров, работать с ними в непосредственном контакте, воспитывая молодых режиссеров совет­ского театра. У меня накопился и свой собственный пятнадцатилетний опыт работы на режиссерском факультете ГИТИСа.

Я не ставлю себе задачу затронуть все проблемы режиссерского искусства. Некоторые важные этапы подготовки студентов-режиссеров в ГИТИСе не будут освещены в этой книге, как не будет показан весь процесс работы по созданию спектакля. Читатель познакомится лишь с Етчальными этапами обучения, с работой над этюдами и от­рывками из произведений драматургии в первые два года обучения студентов.

Каждая конкретная студенческая группа требует особого под­хода к ней, творческих контактов. Каждый руководитель курса в ГИТИСе имеет свои, только ему присущие секреты и особенности процесса обучения, да и они развиваются, изменяются во времени. Поэтому попытка сформулировать, записать некий незыблемый ме­тод воспитания, всякая окончательная, установленная для всех систе­ма обучения, наверно, таит в себе опасность косности. Тем не менее опыт, сложившийся за годы работы режиссерского факультета ГИТИСа, может быть полезен для тех, кто занимается в театраль­ной самодеятельности, руководит творческим коллективом.

Я приношу большую благодарность за ценные замечания и сове­ты по моей работе над книгой профессору Алексею Борисовичу Гла-голину-Гусеву, заведующему кафедрой режиссуры Харьковского института искусств, и народному артисту РСФСР, профессору Лео­ниду Федоровичу Макарьеву, заведующему кафедрой драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музы­ки и кинематографии.

Я выражаю свою искреннюю признательность профессорам ГИТИСа: заведующей кафедрой режиссуры Марии Осиповне Кнебель, Юрию Александровичу Завадскому, Ирине Сергеевне Анисимовой-Вульф, Иосифу Моисеевичу Раевскому и Матвею Алексеевичу Гор­бунову — ректору института — за их помощь в создании этой книги.

Стр3

I. ЭТЮД НА РЕЖИССЕРСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Этюд — мысль режиссера о жизни, выраженная в действии на сцене

Именно с размышления о жизни, о людях начинается режиссура, с наблюдения действительности, с сопостав­ления характеров, с интереса к человеческой психологии, к ее секретам и неожиданностям. Чтобы мысль режиссера стала гибкой, подвижной, ее надо тренировать ежеднев­но, ежечасно. Режиссер-психолог, режиссер — знаток человеческой души может надеяться завоевать доверие актера. А режиссерское ремесло и его законы — это уже второе, тоже очень важное, но все же вторичное звено в формировании режиссера. Создавая сценическую жизнь, режиссер отбирает то, что ценно для воплощения его мысли, что выражает и доказывает ее. Если цель ху­дожника не зеркально отразить жизнь, а вмешаться в нее, участвовать в ней своим искусством, то иначе он поступать не может. Ради этой ответственной цели идут в режиссуру.

Огромное содержание и возможности профессии режиссера начинают раскрываться уже в первых пятидесятиминутных спектаклях — этюдах. Этюд—вымысел студента, им облюбованный, ему чем-то очень дорогой. Студент, сочиняя и исполняя этюд, защищает его право на сценическую жизнь, привлекает всего себя, свои мысли, чувства и легче попадает в верное сценическое самочувствие, оставаясь самим собой.

Вот почему обучение режиссуре начинается именно с этюдов.

Стр. 4

Если спектакль — это море режиссерских возможно­стей, то этюд — это та капля, в которой оно отражено. И в этюде можно выразить средствами театра свою мысль о жизни, вмешаться в жизнь, участвовать в ней своим искусством.

Н. М. Горчаков определял подготовленный студен­тами этюд как первый в их жизни спектакль, поставлен­ный самостоятельно с определенной целью и одушевлен­ный мыслью постановщика.

А если дело обстоит так, то первейшая задача педа­гога — воспитывать в своих учениках смелость, само­стоятельность мышления, иначе все их спектакли будут бескрылы. Мысль, воображение, его полет — вот начало творчества. Ни шагу, ни слова, ни жеста на сцене без работы мысли, без постановки цели и оценки результа­тов! Поэтому содержание занятий должно отвечать на­мерению научить студентов выражению определенной мысли-идеи режиссерскими и актерскими средствами через организацию короткого сценического действия —

Этюд способен взволновать зрителя, он интересен, когда заложенная в нем мысль прозрачна и заразительна для аудитории. Добиваясь в этюдах разнообразия тем, развивая наблюдательность студента, обращая его вни­мание на близкие ему, волнующие его события, поощряя искренность, чувство юмора, можно помочь молодому начинающему режиссеру свободнее, самостоятельнее от своего лица высказаться в этюде. И пусть на первых по­рах этюды, их драматургия незамысловаты, иногда даже наивны. Если студент искренне увлечен темой, действи­тельно хочет высказаться именно об этом, надо помочь ему выразить себя, свои чувства и мысли в коротком сценическом действии — этюде. Именно увлеченность сту­дента темой приносит успех в работе.

Приведу один пример.

Студенту хотелось в маленьком этюде показать, что значит для человека Ленин, пример его жизни.

Стол, стул, телефон. На стене — портрет в черной ленте. Вошел человек, подошел к столу. Взял, прочитал, повертел в руках какую-то бумагу, посмотрел на портрет. Долго посмотрел. Пусто в комнате. Холодно. Человек перечитал бумагу, подошел к телефону.

Сел. Один. Холодно в комнате. Пусто. Вошел вто­рой. Кивнул молча. Первый читает вслух по бумаге.

Стр.5

— «Мандат. Решением бюро партячейки завода то­варищ Петров командируется на постоянную работу в Центральное отделение ЧК, в распоряжение товарища Дзержинского. 26 января 1924 года».

Второй изумленно и протестующе: - Я?! В ЧК?!

И взревели гудки. Один. Второй. Пятый. Останови­лось время. Нет Ленина. Слушают стоя. Молча. На сте­не портрет в черной ленте.

А потом — тишина. Подошел к столу Петров. Долго, тщательно сворачивал бумажку. Спрятал в карман. По­жал руку человеку за столом. И вышел.

Здесь на очень небольшом материале этюда зазвучала большая тема: жизнь среди людей, жизнь для людей.

В практике ГИТНСа существует такой принцип: обыч­но, прежде чем приступить непосредственно к работе над этюдом, студенты выполняют ряд упражнений, которые непосредственно, органично подводят их к этюду. Эти упражнения постепенно переходят в этюд, переставая быть просто упражнениями. Часто их проводят как игру, чтобы не воцарялась томительная скука. В них отраба­тываются отдельные элементы верного сценического по­ведения— внимание, наблюдательность, развивается творческая воля, умение быстро включаться в действие и переключаться с одного объекта внимания на другой, умение сосредоточиться на заданном объекте: быстро и точно схватить его основные черты и передать их словами ярко, образно, зримо. В этих упражнениях студенты по­лучают наглядные уроки того, что слушать и слышать, смотреть и видеть — это не одно и то же. Слушают все, как говорит один, допустим, но не все услышат манеру, мелодику, характерность, дефекты речи говорящего. Студенты начинают понимать, что рассказывать — это значит рисовать словом, добиваться, чтобы человек, слу­шающий рассказ, увидел все так, как видит рассказчик. Студенты учатся «рассказывать глазу», мыслям партне­ра, как того требовал К. С. Станиславский, а не только его уху. Здесь впервые некоторые из них обнаруживают, что плохо умеют смотреть и видеть.

Объектами в этих упражнениях может быть любой предмет, картина, событие, человек, улица, дом, музыка, явление природы, происшествие — короче, все, что мож­но слушать и слышать, на что можно смотреть и видеть. Упражнения развивают также фантазию студентов, их изобретательность.

Стр. 6

Одно и то же действие, выполненное подряд всеми студентами, решается каждым из них по-своему. Напри­мер, надо войти в ком«ату. Каждый делает это, исходя из различных предлагаемых обстоятельств — откуда, ку­да и с какой целью он входит, — стремится выразить все обстоятельства в точном действии, этими обстоятельства­ми продиктованном.

Упражнения подводят и к общению с партнером (им­провизация диалога или диалога без слов). Студенты в этих упражнениях понимают, что действие на сцене все­гда имеет определенную цель. Толчок к действию — «если \ бы». Значит, на сцене нельзя сделать ни одного шага без \ [.< вымысла и работы воображения. Каждое действие дол- V жно иметь оправдание. Ряд упражнений на элементы системы Станиславского преследует цель тренажа твор­ческой воли, внимания, фантазии, свободы мышц и т. д. Затем все элементы системы — действие, внимание, во­ображение, оценка факта, общение, владение объектом, внутренний монолог, действие словом, владение темпо-ритмом — осваиваются в работе над этюдом, отрывком, актом пьесы и, наконец, всей пьесой.

Практика показала, что самостоятельная работа ярче и полнее раскрывает студента, поэтому целесообразно с первых же недель занятий прививать студентам навык к повседневной самостоятельной работе. Самостоятель­ность будит творческую активность, повышает личную ответственность студента.

Сочинение-этюд как вид работы по развитию речи

СОЧИНЕНИЕ-ЭТЮД - это один из видов творческой деятельности учащихся по развитию связной речи, которая реализуется на основе непосредственных наблюдений как словесная зарисовка предмета с натуры с целью разработки какой-либо темы. Сочинение-этюд – это связное самостоятельное высказывание, мотивированное наблюдением объекта непосредственно в момент создания текста высказывания.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ СОЧИНЕНИЙ-ЭТЮДОВ

Содержание и тематика сочинений-этюдов позволяет привлекать на уроке русского языка широкий познавательный материал, что делает урок не только информативным, но и расширяет у школьников представления о мире, обнаруживает связи между различными явлениями, дает дополнительные сведения о жизни общества и развитии языка, об истории народов и развитии культуры, объясняет мир, вызывая интерес к познанию неизвестного, нового, углубляя взгляд на знакомое и привычное.

Объектом описания могут стать общественно значимые предметы (солдатская каска времен Отечественной войны, значки-символы, хлеб, хлебные колосья), различные предметы живой и неживой природы (домашние животные, птицы, аквариумные рыбки, букеты цветов, кораллы, ракушки, камни, янтарь). Яркие, красочные предметы декоративно-прикладного искусства, изделия местных народных промыслов (хохломская посуда, расписные матрешки, дымковские игрушки, Павловские шали, вологодские кружева, жостовские подносы, гжельская посуда, ручное ткачество, вышивка, белорусская соломка, изделия из керамики).

В качестве подготовительной работы целесообразно проводить экскурсию. (Перед сочинением-этюдом – описание каравая и хлебных колосьев можно провести экскурсию на хлебозавод и т.д.)

Наблюдая, школьники учатся сравнивать предметы и явления, выделять главное в наблюдаемом, учатся словесно оформлять свои наблюдения в связных высказываниях. Привлечение широкого познавательного материала на уроках – одна из существенных особенностей сочинений-этюдов. Уроки способствуют формированию читательских интересов школьников в различных областях знаний, индивидуальные и поисковые задания приучают работать самостоятельно с учебником, справочной литературой, со словарями, что развивает интерес к языку, к литературе, искусству, к познанию мира вообще.

Второй существенной особенностью методики сочинений-этюдов является широкое применение наглядности вплоть до организации небольших тематических выставок на уроке. Отметим своеобразие использования наглядных пособий во время СЭ, их синтетический характер.

На первом плане – натуральные наглядные пособия (живые животные, птицы, рыбы, цветы), широко используются и другие виды зрительной и слуховой наглядности (выставка книг для внеклассного чтения по теме, схемы, тематические словари, слайды, фильмы, иллюстрации картин, географические карты, музыкальные произведения). Конечно, нужна не только методическая и эстетическая мера , но и психологическая дозировка .

Часть наглядных пособий включается в урок лишь эпизодически , часть раздается на парты в виде дидактического материала для выполнения самостоятельных заданий учащимися; музыкальные произведения могут включаться как «тихий фон» во время письменной работы.

Наглядность на широком фоне познавательной информации урока вызывает различные ассоциации, что влечет к использованию межпредметных связей в обучении. Темы СЭ требуют привлечения общественно-политических, исторических и естественнонаучных, филологических и этнографических, эстетических знаний. Межпредметные связи как средство обучения – это третья существенная особенность уроков по обучению СЭ.

К методическим особенностям урока можно отнести и его структуру:

Особенности структуры:

1) вступительное слово учителя , в котором привлекается внимание учеников к предмету описания. Цель этой части урока – подготовить к восприятию темы, объяснить задачи сочинения, увлечь предметом;

3) на каждом уроке проводится лингвистическая подготовка , она включает наблюдения над языком, анализ текстов-образцов, работу над словом, словосочетанием, предложением и связным высказыванием, работу по обогащению словарного запаса, предупреждение речевых, орфоэпических и правописных ошибок.

Тесно связана с этой работой и подготовка учащихся по теории сочинений : работа над темой , основной мыслью, композицией сочинений, жанровыми особенностями, заголовком сочинения.

4) Следующий этап урока – обобщение всего сделанного, четкое объяснение задачи самостоятельной работы, ответ на возможные вопросы учащихся. Возможна и устная работа над отдельными частями сочинения, стилистическая правка.

Урок завершается самостоятельной письменной работой, написанием сочинения-этюда. В конце урока можно прочитать две-три работы, сделать несколько замечаний, подвести итоги, дать домашнее задание. Возможно проводить сдвоенные уроки.

ПЛАН РАБОТЫ НА УРОКЕ:

1) Подготовительная работа

2) Вступительное слово учителя

4) Лингвистический комментарий

5) Наблюдения за предметом описания

6) Беседа с классом

7) Словарно-семантическая и словарно-стилистическая работа, работа по теории сочинения, предупреждение ошибок

Следующая пословица

• Подготовка к празднику.

• Этюды на переходы (опасные места, через препятствия).

Этюды на смену обстоятельств, определяющих физическое самочувствие (темнота, холод, жара, дождь, пожар, снежная пурга, наводнение, голод, жажда, боль).

Практический тренинг: сценическая характерность и «зерно» образа

Наряду с этюдами, в основе которых — упражнения на память физических действий и ощущений, в этот период студенты работают над упражнениями и этюдами, обращенными к проблемам характерности, поиска «зерна» образа. Это серия очень увлекательных упражнений, их любят все студенты и делают всегда радостно, весело, с юмором, изобретательностью. Это игра, основанная на ярком и смелом воображении. Студенты пытаются постигнуть «душу» вещи, животного, растения, птицы, игрушки, куклы, рыбы, ребенка или старика. Здесь вопросы формы, внешней, физической техники, жизни тела актера — имеют первостепенное значение. Но не только точная форма важна в этих заданиях. Проблема поисков «зерна» образа — очень глубока, она связана в первую очередь с природой перевоплощения, с жанром произведения. Сейчас же студенты делают только первые шаги в этом направлении. Что такое «зерно»? Это глубинная сущность человека, проявляющаяся в способе его мышления, поведении, в его восприятии мира. Как из зерна пшеницы может вырасти только пшеница, а из желудя — только дуб (но никогда — пшеница), так и из определенного «зерна» родится особый человек, наделенный присущими только ему физическими данными (горбатый, с большим носом, с грубым или нежным голосом) и с особой психикой (флегматик или холерик, злой, коварный, или добрый, наивный, как ребенок). Однако найти «зерно» человека — очень трудно (это студенты будут делать на 3-м и 4-м курсах). Легче изучить и проще найти, то есть «влезть в шкуру» собаки или кошки, за которыми мы можем наблюдать дома. С детской наивностью надо поверить в то, что ты, к примеру, кукла. Но одной веры мало. Сначала надо точно понять «анатомию» куклы: где расположены ее шарниры, связки, скрепления, какой механизм отвечает за голос куклы и т. д. Из какого материала она сделана: резиновая, гуттаперчевая или тряпичная. Тогда пластика куклы угадывается легко, и человеческие движения нужно только подладить к тем, какие может делать кукла. Если собственный физический аппарат актера хорошо натренирован, такая задача выполняется достаточно быстро. Однако этого тоже мало. Необходимо нафантазировать «зерно» куклы, заложенное в нее кукольным мастером. И вслед за этим передать всю глубину и тонкость психологических оттенков, содержащихся в этом «зерне». Допустим, кукла «Тролль». Какой он? Озлобленный, дикий, циничный, старый, уродливый тролль, считающий себя красивее всех? Или это, по традиции, презираемый, всеми покинутый и одинокий молоденький тролль, влюбленный в красавицу, стыдящийся своего уродства? Надо найти ответы на многие вопросы. Подобный описанному мною путь должен пройти студент, выполняя любое из заданий на эту тему.

Приведу примеры таких заданий: «Люди-вещи», «Магазин игрушек», «Скотный двор» (домашние животные и птицы), «Зоопарк» (дикие животные), «Из жизни растений», «Птичий базар» (дикие птицы), «Обитатели моря» (рыбы и морские животные), «Наш цирк».

Когда студенты освоят эти задания, можно дать более сложные, вплотную приближающиеся к проблеме характерности:

• Дети: На детской площадке. Знакомство. Находка. Ссора. Новая игра. Предательство.

• Старики: В доме для престарелых. В кафе. Встреча. Несчастный случай. В парке. Свидание.

• «Человечки»: Бомжи; пьяные; наркоманы; слепые; люди разных профессий: спортсмены, военные, ювелиры, часовщики, клоуны, официанты и другие.

Все эти задания выполняются вначале как «зарисовки», «эскизы». Наблюдательность и творческое воображение, чувство формы здесь играют ведущую роль. Потом можно осуществлять переход к этюдам — одиночным, парным и коллективным импровизациям на эти темы.

Основы словесного взаимодействия

Завершается освоение основ актерского мастерства на первом курсе этюдами на литературной основе. В парных этюдах без слов студенты-режиссеры уже вплотную сталкиваются с законами сценического взаимодействия, общения. На этом этапе «зоны молчания», наполненные напряженной мыслью, а значит внутренней речью и видениями, составляют суть этюда. Этот опыт ученики должны взять с собой, когда встретятся с текстом. Именно в «зонах молчания» рождается текст. И то, как и почему он рождается, всегда важнее самого текста.

Диалоги. Они практически устанавливают взаимосвязь словесного, мыслительного и физического действия. Самым важным в режиссерской мастерской становится поиск остроконфликтной событийной ситуации. В этот период ученики на материале современной прозы импровизационно исследуют десятки этюдных ситуаций. Любой этюд — цепь непрерывных конфликтов, поединков, в нем необходимо почувствовать действенность столкновений.

Следующая пословица

Друзья! В очередной раз "блуждала" в своих "закромах", нашла старенький документ. Почитала, вроде бы актуальности не потерял. Может быть, кому-то пригодится.

Читайте также: