Пословицы с изученными орфограммами
Обновлено: 07.11.2024
1. Мимо рта суется, а на язык не попадается. 2. Язык ворочается, говорить хочется. 3. Дерево держится корнями, а человек — друзьями. 4. Не приестся хороший кусок, не наскучит хороший дружок. 5. Двое умных друг друга найдут — до смерти дружбу берегут, два дурака сойдутся — до смерти грызутся.
Следующая пословица
На данной странице собраны интересные пословицы с орфограммами, которые обязательно понравятся каждому ребенку на уроках русского языка.
Следующая пословица
Движущей силой, развивающей человеческое общество, во все времена была система его ценностей. И не только материальных, но, в большей мере, морально-нравственных и духовных.
Ценности, появились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением о желаемом идеале. Ценности придают смысл человеческой жизни.
Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определённый уровень развития общества. Для закрепления и передачи следующим поколениям своей системы ценностей, которые были выработаны и выстраданы многими поколениями, русский народ создал богатый и разнообразный «мир»- «мир» устного народного творчества. И в нём «кладезем» народной мудрости являются пословицы и поговорки. Они были достоинством и умом народа. Пословицы и поговорки формировали и укрепляла его нравственный облик, его историческую память и наполняли глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием родителей. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение.
На каждое последующее поколение ложится задача передавать, укреплять и развивать это «богатство». В современном обществе чаще всего это происходит в семье и школе. В жизни каждой семьи возникают ситуации, при которых взрослые произносят ту или иную пословицу и детский цепкий ум сразу же её «схватывает», запоминает. И не только содержание, но и ситуацию, в которой эта пословица уместна. Но в последние годы в семьях пословицы звучат всё реже и поэтому эта задача, в большей мере, ложится на школу.
Современная школа уделяет изучению половиц очень большое внимание, особенно на уроках русского языка и литературы. И это не случайно, ведь пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: “Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию”. В книге “Родное слово”, предназначенной для учащихся начальных классов, К.Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок и несколько рассказов, раскрывающих смысл отдельных из них. Л.Н. Толстой также написал для изучающих грамоту несколько рассказов по пословицам. Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделять пословицам.
В Начальных классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи. Работу с пословицами следует начинать уже в 1-м классе. Можно это сделать, когда ученики изучают алфавит. Можно подобрать пословицы, первое слово в которых начинается на изучаемую букву. Дети слышат звук и соотносят его о буквой . А збука к мудрости ступенька. Б едность не порок . В есной дни долгие, да нитка коротка. В ода камень точит. Г рамоте учиться-всегда пригодится. Д ружно - не грузно, а врозь - хоть брось. Д оброе слово и кошке приятно.
Некоторые из них могут служить эпиграфом к уроку.
В «Азбуке» и в учебнике для литературного чтения дети также найдут много пословиц. Ученики читают пословицу, раскрывают ее смысл, находят слово с нужной буквой. После этого учитель может предложить детям завести тетради, в которые они будут записывать пословицы и поговорки, и дает задание: к следующему дню на первой странице этой тетради приклеить открытку или картинку с изображением, подходящим по смыслу к изученной пословице. На следующий день на уроке учащиеся вспоминают пословицу, которую накануне заучили, показывают картинки из своей тетради. Работа с пословицами продолжается и во 2-м классе. Учащиеся также заводят тетради, в которые они выписывают пословицы и поговорки. Во 2-м классе можно ограничиться выбором и использованием тех пословиц и поговорок, которые встречаются в “Родной речи” и в учебнике русского языка, так как их количество там довольно значительно.
В 3–4-м классах, продолжая работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем. Количество тем не должно быть больше пяти-шести в 3-м классе и больше десяти в 4-м классе.
Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать одну – две пословицы по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы. Затем дается новая тема, по которой также подбираются пословицы. Время от времени, учитывая содержание рассказов, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома и характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.
В 4-м классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае. . Темы для альбомов могут быть такими: 1) Ученье и неученье; 2) Добро и зло; 3) Труд и лень; 4) Вежливость и грубость; 5) Родители и члены семьи; 6) Родина; 7) Времена года; 8) Явления природы; 9) Животные; 10) Богатство и бедность. Художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки – все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа.
Очень интересная и важная работа с пословицами может быть проведена на уроках русского языка. Достижение высокой грамотности учащихся является одной из важнейших задач школы и она закладывается в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе.
Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением
На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, важно научить детей пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением. Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы: К о нe'ц – делу венец. К o 'нчил дело, гуляй смело . В первой имеется слово с безударным гласным, а во второй в этом слове этот гласный находится под ударением. Пословицы учащиеся записывают, подчеркивают слова к онe'ц и кo'нчил , гласную букву о и ударение выделяют красным карандашом. Пословицы заучиваются как пример к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением.
Не та дружба с и льна, что в сл о вах, а та, что в д е лах. С и ла есть- ума не надо. Сл о во не воробей – вылетит не поймаешь. Делу время, а потехе – час.
Пословицы при изучении слов с парными согласными.
При объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов во 2-м классе учитель вспоминает поговорку Береги но с в большой моро з , записывает ее на доске, выделив цветными мелками буквы с в слове нос и з в слове мороз. Учащиеся устанавливают, что в слове нос и в слове мороз на конце слышится один и тот же глухой согласный, а пишется в одном случае с , а в другом з . Учитель разъясняет, каким орфографическим правилом следует руководствоваться, чтобы не делать ошибок при написании слов с глухим или звонким согласным на конце. Под пословицей записываются слова: нос-носа, мороз-мор о за . При этом сомнительные согласные на письме выделяются. Эта поговорка знакома детям ещё с первого класса, поэтому объяснение строится на знакомом тексте, что способствует более прочному его усвоению. Иллюстративный материал не отвлекает учащихся, их внимание целиком сосредотачивается на новом орфографическом правиле. Аналогичная работа проводится и по другим пословицам : В зимний холо д всякий моло д . Весна го д кормит. Весенний дож д ь растит, осенний — гноит. Сне г на полях - хле б в закромах. Декабрь го д кончает, зиму начинает. Землю красит Солнце, а человека тру д .
Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными
Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова. Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов. Лучше использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными. Например: У к о ровы м о л о ко на я зыке ; М о ро з да метели под ф е враль налетели; Ябл о ко от ябл о ни н е дал е ко падает; Ч е л о век без Р од и ны, что с о л о вей без песни. Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Примеры : Сам погибай, а ( товарища) выручай; Всякая (дорога ) вдвоем веселей; Собирая по (ягодке ) , наберешь кузовок; Не гони коня кнутом, а гони коня ( овсам) ; Корова на дворе – ( молоко ) на столе; Не та ( собака ) кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет; Лежебоке и ( солнце ) не в пору всходит; Ленивому всегда ( праздник ); В страду одна забота: не стала бы (работа ) ; Два друга – ( мороз ) да вьюга; ( Мороз ) ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает; На (капустнике ) козел не караульщик. Не разгрызешь ( ореха) , не съешь ядра; Ученому везде ( дорога ); Что написано пером, то не вырубишь ( топором ); Слово не ( воробей ) , вылетит – не поймаешь; На смелого ( собака ) только лает, а труса кусает; Ласточка день начинает, а ( соловей ) кончает.
В 3–4-м классах при повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работы. На доске записывается несколько пословиц с пропущенными словами . Крепкую дружбу и ……не разрубишь. Два …..- пара. Доверили козлу ….. . Дорога ложка к … . Делят шкуру неубитого ….. . ….. месяц поёт, а ….. каркает круглый год. Учащиеся читают пословицы, называют пропущенные слова, затем записывают пословицы в тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или выделяя цветным карандашом безударные гласные.
Пословицы при изучении слов с двойными согласными
Изучение написания слов с двойными согласными опирается на зрительный и двигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так, при объяснении написании слов с двойными согласными хорошо использовать плакат с пословицами, в которых нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются. Хороша нива у дружного ко лл ектива . А кк уратность человека красит. Сс ора до добра не доводит. Добрый друг лучше ста родстве нн иков. При закреплении этого материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы: Не даром говорится, что нужда коллектива боится; Утренний дождь не долог; Хороший лен – дохода миллион ; Русский солдат не знает преград.
В 3-м или 4-м классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц. Примерный текст диктанта: Всякая ссора красна миром; Утренний дождь путника не остановит; К дому друга дорога никогда не бывает длинной; Осенняя сушь что острый нож; С ремеслом дружи, в коллективе живи; Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. Храброму не нужна длинная шпага; По дрожжам пирогов не узнаешь; Худой мир лучше доброй ссоры. Можно познакомить учеников и с пословицами других народов: Ранняя осень – убыток, поздняя осень – достаток. (Кит.); Острый язык – дарование, а длинный – наказание; Один утренний час лучше двух вечерних. (Англ.); Между “говорить” и “делать” – длинная дорога. (Испан.); Если в чужой стороне идет золотой дождь, а в нашей каменный, все равно лучше жить на своей земле. (Афр.).
Пословицы при изучении Ь как знака мягкости и как разделительного знака
Уже во 2-м классе учащиеся учатся различать ь , который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь , отделяет согласный звук от сочетания звуков, обозначаемых на письме гласным буквами е, ё, ю, я . При закреплении этого материала в 3-м классе можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком на конце; в другой столбик – слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком. Приведем пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке. Родину-мат ь умей защищать; Отол ь ются волку овеч ь и слезки; Учен ь е – путь к умен ь ю; Мален ь кое дело лучше бол ь шого безделья; От зор ь ки до зор ь ки моряки на вахте зорки. Красна птица пер ь ями, а человек – учен ь ями. Повторен ь е - мать учен ь я. Здоров ь е дороже богатства.
Пословицы на сочетания ЖИ, ШИ
Жи знь про жи ть - не поле перейти.
Жи ви для людей, по жи вут люди и для тебя. Жи ви просто – до жи вёшь до ста лет. Хоро ши й гость хозяину в почет.
Определение падежей слов в пословицах.
Учитель предлагает ученикам прочитать пословицы и определить, какое слово повторяется. Труд кормит, а лень портит; Землю солнце красит, а человека – труд; Без труда не вынешь и рыбку из пруда; Суди о человеке по его труду ; Белые ручки чужой труд любят; В труде рождаются герои. Дети замечают, что это слово «труд». Затем они ставят к этому слову вопрос, выделяют окончание и определяют падеж. Можно ещё уточнить, каким членом предложения оно является. Аналогичная работа проводится и с другой группой пословиц. У дороги конца нет. Знающий дорогу не устает. С хорошим попутчиком – половина дороги.
Больше землю удобряй, выше будет урожай . Хороший снежок урожа й сбережет. Упустишь время – потеряешь урожай .
Работа с использованием пословиц и поговорок может проводиться и по другим темам и в других направлениях, а также и при изучении других предметов и при проведении внеклассных мероприятий. Эта работа многогранна. И она необходима т. к. обогащает речь, мышление, память детей. Благотворно влияет на их эмоциональный настрой, помогает находить правильный выход из создавшейся жизненной ситуации, строить свою линию поведения. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.
Пословицы и поговорки, являясь составной частью языка, «живут» по его законам: создаются, изменяются, развиваются, перестают употребляться и снова создаются. В каждый конкретный отрезок времени были свои специфичные условия жизни народа и они отражались в пословицах. Современная жизнь во многом отличается от жизни предыдущих поколений и это способствовало созданию новых пословиц. В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче… Если дым стелется по земле - вернитесь и выключите утюг, если поднимается столбом - можете уже не возвращаться. Hе имей сто процентов, а имей сто клиентов.
Следующая пословица
-Жизнь прожить – не поле перейти(.Гласные после шипящих.)
-Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь(Гласные после шипящих..)
-Сначала цветочки, а уж потом ягодки.(Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.)
-Жить – Родине служить(.Правописание слов с ь – показателем
мягкости)
-Повторенье – мать ученья.(Разделительный мягкий знак.)
-Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.(Непроверяемые безударные гласные.)
-Где птица не летает, а своё гнездо знает.(Безударные гласные, проверяемые ударением.)
Читайте также: