Пословицы о крещение руси
Обновлено: 24.12.2024
Крещенский вечер. Крещенский сочельник. Второй сочельник.
Яркие крещенские звезды породят белых ярок. Богоявление под полный месяц к большому разливу (пермск.).
Крещенский снег собирают для беления холстов; также от разных недугов.
Увидеть господне крещение (в полночь чаша с водой сама колыхнется).
На крещенский сочельник ставят меловые кресты.
Крещенье. Крещенские морозы. Богоявленье.
В богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается (проясняется).
О чем открытому небу помолишься, то сбудется.
В иордани купаются, кто о святках рядился.
На богоявленье день теплый, хлеб будет темный (т. е. густой).
В крещенье метель — на святой метель.
Коли на воду пойдут да будет туман — хлеба много.
На богоявленье снег хлопьями — к урожаю; ясный день — к неурожаю.
Когда прорубь (иордань) полна воды, разлив будет большой.
В крещенье на полдень синие облака — к урожаю (вятск.).
Звездистая ночь на богоявленье — урожай на горох и ягоды.
Коли в крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи (пермск.).
Почему индийцам не смогли навязать христианство
Идея сделать Индию, и не только ее, христианской, владела умами и политиков, и тех, кто выбирал путь миссионерства, чтобы научить индусов жить и думать по Новому Завету. Этот процесс поглощал и поглощает до сих пор огромные ресурсы – и материальные, и человеческие. А результат – лишь немногим более двух процентов индийцев причисляют себя к христианской общине.
Некоторые же наотрез отказываются меняться и сейчас – как жители Андаманских островов, например, которые прибывших с благими намерениями могут попросту съесть.
Следующая пословица
1. Почему именно в этот день?
2. Вот так сразу перешли в новую, неизвестную для себя веру?
Конечно, нет. Первые упоминания о славянах-христианах относятся еще в VI веку (см. свидетельства Филосторгия, Сократа Схоластика, Мартина Бракарского), а уже в середине VIII века главой Константинопольского патриархата становится Никита I, славянин.
3. А разве могли язычники добровольно креститься? Их явно заставили.
Это было невозможно. Тот же князь Игорь был убит древлянами-язычниками, когда захотел взять с них дань больше оговоренного размера. Если бы князь Владимир попробовал крестить язычников против их воли, то закончил бы так же, как и его дед Игорь. Учтите, что княжеская дружина измерялась не десятками тысяч и даже не тысячью, а всего несколькими сотнями человек. Для принуждения всех язычников, коих было на несколько порядков больше, такого числа, мягко говоря, недостаточно.
«Князь и тяготевшая к нему знать не располагали средствами для массовых насилий в обществе, где управляли. Они подчинялись вечу, в распоряжении которого была мощная военная организация – народное ополчение, превосходившее по силе княжескую дружину» — пишет один ведущих отечественных историков, Фроянов И.Я.
Нравится Показать список оценивших
4. Если их не заставляли христиане, то как иначе объяснить массовое крещение?
Легко. Ответ кроется в коллективном характере славянского язычества. Выживание общины тысячу лет назад зависело от слаженных действий всех её членов, что проявлялось не только в обороне от врагов или добычи пропитания, но и в области верований. Гнев богов, вызванный нарушением запретов или непочтительным поведением одного конкретного человека, мог стать причиной неурожая, пожара или падежа скотины, что уже несло опасность для всей общины. А потому язычник, как член общины, не был волен выбирать веру или отдельные её положения по своему усмотрению. Всё определялось коллективно.
Вот как, к примеру, выглядело принятия решения западными славянами-язычниками в начале XI века по свидетельству Титмара Мерзенбургского: «Решение необходимого дела обсуждается в общем собрании, после чего все должны дать согласие на приведение его в исполнение. Если же кто-нибудь из селян противится принятому решению, его бьют палками; а если он и вне собрания открыто оказывает ему сопротивление, его наказывают или сожжением и полным разграблением всего его добра, или уплатой соответствующей его рангу суммы денег в их присутствии».
5. Т.е. славяне-язычники сами захотели и массово крестились? Это не было единоличное решение князя Владимира?
Разумеется. Было совещание старейшин, «Что же вы посоветуете? Что ответите?», — спрашивал у них Владимир. Были долгие рассуждения и отправка послов, чтобы те своими глазами посмотрели на новую веру. Владимир действовал по решению старейшин, «Где примем крещение?», спрашивал он у них.
6. А в чем тогда его заслуга? Почему он Креститель?
Заслуга в том, что сумел всё это организовать. Дело в том, что Византия, от которой наш народ и перенял христианство, отнюдь не горела желанием крестить Русь. Инициатива исходила от самого Киева. Более того, Владимир даже осадил Корсунь, греческую колонию в Крыму близ нынешнего Севастополя, и выдвинул ультиматум Константинополю. Только после этого Византия согласилась прислать священников для Крещения Руси.
Ну и личный пример князя, как лидера, конечно же, тоже был важен, не зря русский народ прославил его в лике святых, а в былинах Владимир, князь киевский, именуется не иначе, как Владимир Красно Солнышко. «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре», — говорили киевляне, выходя принимать крещение.
Нравится Показать список оценивших
7. Выходит, что Русь чуть ли не сама себя крестила. А есть ли еще аналогичные случаи или Крещение Руси уникально?
Конечно, есть. Дело в том, что опыт Руси не уникален, другие славянские страны шли таким же путем. «И тотчас примеру своего главы и любимого государя последовала масса народа», — писал о крещении Польши Титмар Мерзебургский в XI веке. «Удивительно, как быстро и просто всё это множество народа, услышав слова знатных, склонились к единому решению. <. > Новая религия везде принималась беспрекословно – не нашлось ни одного, кто, после общего согласия, воспротивился бы истине Евангелия», — писали Эббон и Герборд о крещении полабских славян Оттоном Бамбергским в XII веке. Да и сама княгиня Ольга, когда уговаривала сына Святослава принять христианство, сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же».
Это была общая тенденция для большинства славянских народов. Собственно, исключение составило только крещение части западных славян немцам. Там действительно крещение навязывалось извне, а потому было и жесткое сопротивление славян-язычников. Там же где решение принималось самими язычниками, всё проходило мирно, без потрясений.
8. Без потрясений? А откуда тогда взялась поговорка «крестили огнем и мечом»?
Да, такая фраза есть. Правда восходит она к одному единственному и многократно уличаемому в подложности тексту Татищева, т.н. «Иоакимовской летописи», где идет речь о крещении Новгорода. Если кратко, то там описываются следующие события.
В город прибыли священники с княжеским воеводой Добрыней, чтобы крестить новгородцев. Заметим, что среди горожан уже были христиане и имелась церковь, но были и язычники, часть которых не пожелала креститься и заградилась на одной стороне реки. Священники не стали настаивать, а начали проповедь на другой стороне, где крестили сотни людей. Язычники же, подстрекаемые жрецом Богомилом, начали нападать на христиан, грабить и убивать их, разрушили церковь, убили жену Добрыни, жившую в Новгороде. Естественно, воевода, как представитель власти, вынужден вмешаться, чтобы остановить разбой и грабежи.
9. Но ведь были же столкновения между язычниками и христианами. Разве можно их игнорировать?
А их никто и не игнорирует, конфликты случались. Просто их причина лежит в иной плоскости, к теме Крещения Руси они не относятся.
Материалы по теме
Шокирующие подробности из прошлого Европы. Как связаны казалось бы совершенно разные явления: огромные хранилища человеческих костей в парижских катакомбах, святые мощи в церквях, заражение человека плесенью и грибами, алкогольные обряды и окуривание ладаном? Фото- и видео-материалы 18+. Православная пасха заимствована в несколько этапов и в разных местах. Языческие ритуалы, "прикрученные" к римскому празднику с иудейским названием, с датировкой по лунному календарю - эта гремучая смесь вырисовывается даже в рамках спорной официальной хронологии. В воскресенье 8 июля Православная Церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев – День семьи, любви и верности. При ближайшем рассмотрении фигуры Давида и Евфросинии полностью теряют свой благоверный блеск.Миссионерство в современном мире
После Второй мировой войны отношение к миссионерству изменилось, оно теперь стало восприниматься как неоколониализм и вызывало противодействие. Но само явление не ушло в прошлое, оно продолжается и по сей день. Тут заключен определенный парадокс – христианские проповедники идут в страны, чья культура древнее, а религия уж точно не менее сложна и глобальна, чем та, что приносится извне.
Но та же Индия, а вместе с ней и другие страны «окна 10/40», то есть расположенные между 10 и 40 градусами северной широты, считаются еще и потому перспективными в смысле миссионерства, что испытывают большие сложности в социально-экономическом смысле, проще говоря, это страны бедные, где население лишено даже самого необходимого с точки зрения западного человека. Приходя с проповедями, туда приходят и с проектами строительства больниц, с лекарствами, со школами и даже просто продуктами, потому и спрос на проповеди не снижается.
А между тем, в последние десятилетия отмечается рост агрессии против работающих в стране миссионеров, включая и нападения на христианские миссии. Да и с точки зрения авторитетных фигур индуизма, прибывающие из западного мира миссионеры часто без должного уважения относятся к местным традициям и религии, отмахиваются от сложившихся за века ритуалов и навязывают свои.
Апогеем такого неприятия чужого вмешательства стало отношение к гостям жителей Северного Сентинельского острова, территории, формально принадлежащей Индии, но никак ею не контролируемой.
Джон Аллен Чо, погибший при исполнении своего миссионерского долга. Источник: Instagram
С племенем, живущим на острове, никогда не было и до сих пор нет никаких контактов, это чрезвычайно воинственные и одновременно крайне уязвимые люди. Любой контакт с ними может обернуться кровопролитием – аборигены активно пользуются оружием и не подпускают к берегу прибывающие лодки.
А кроме того – из-за изоляции, длившейся тысячи лет, эти люди полностью лишены защиты от инфекций современного мира, и, скорее всего, погибнут вскоре после общения с вновь прибывшими. Тем не менее, попытки высадиться на остров предпринимаются, в том числе и теми, кто преследует миссионерские цели. В 2018 году на Северный Сентинельский остров прибыл молодой американец Джон Аллен Чо, который планировал «нести весть об Иисусе этим людям». Закончилось все трагически – молодой человек был убит аборигенами при попытке высадиться на остров.
Следующая пословица
Академик Рыбаков Б.А.:
"Несомненна прогрессивная роль церкви как организации, помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и ее положительная роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и создании крупных литературных и художественных ценностей" - статья "Рыбаков Б.А. Христианство и язычество"
Замечание:
Далее, правда, следует марксистко-ленинско-атеистический пассаж Рыбакова:
"Но надо помнить, что русский народ дорогой ценой заплатил за эту положительную сторону церкви: яд религиозной идеологии проникал (глубже, чем в языческое время) во все поры народной жизни, он притуплял классовую борьбу, возрождал в новой форме первобытные воззрения и на долгие века закреплял в сознании людей идеи потустороннего мира, божественного происхождения властей и провиденциализма, т. е. представления о том, что всеми судьбами людей всегда управляет божественная воля.
Русские люди не были так религиозны, как это пытаются изобразить церковные историки, но все же религиозная идеология была препятствием на пути к свободному миропониманию".
Сам по себе он вздорен и нелеп, одна "классовая борьба" чего стоит. Однако он может послужить упреком в недобросовестном цитировании и вырывании из контекста, т.е. сделает подборку уязвимой для критики. Так что надо думать включать эту цитату или нет.
Нравится Показать список оценивших
Кривошеев Ю.В., д.и.н.:
"Таким образом, можно определенно сказать, что прелюдия принятия христианской религии на Руси происходила по языческому сценарию, языческому действию, традиционному для древнерусской общины".
Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. с.23
Замечание:
Хоть и не совсем о Крещении, но тоже важные слова о том, что оно проходило мягко.
Академик Лихачев Д.С.:
"Поскольку высшее язычество было раздробленным, оно было уничтожено Владимиром довольно мирным путем. Столкнули в воду этих идолов стоявших в Киеве. О них поплакали и о них забыли. И заметьте - не порубили, не сожгли. Проводили с почестями: так обветшалую икону будут класть на воду, доверяя ее реке. И все. Древние боги ушли".
Лихачев Д.С. Тысячелетие культуры. // Альманах библиофила. 1989, № 6. Вып. 26, с. 7.
Нравится Показать список оценивших
Петрухин В.Я., д.и.н.:
"Несмотря на средневековые церковные обвинения русских крестьян в двоеверии, которые некритически были восприняты и современными исследователями, можно утверждать, что языческие пережитки на руси были ассимилированы, как и повсюду в Европе, культами христианских святых, а боги-таки стали бесами, нечистой силой: волосатик и мокошка русского фольклора лишь по именами напоминают языческих кумиров Волоса и Мокошь. Крестьяне были христианами, а не двоеверцами - их сословное самоназвание, известное, по крайней мере, с XIV в., говорит само за себя".
Аничков Е.В., Язычество и Древняя Русь, - М., Индрик, 2003 - с. 398
Нравится Показать список оценивших
Петрухин В.Я., д.и.н.:
"Важнейшим фактором, определявшим общие тенденции развития русской культуры и русского самосознания в XI в. (и последующие столетия), был конфессиональный фактор [ср.: Толстой, 1982. С. 243-44]".
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995 г. - с. 244
Нравится Показать список оценивших
Петрухин В.Я., д.и.н.:
"Вместе с тем нельзя не отметить общих тенденций развития погребального обряда в XI-XII вв. от Приднепровья до Белозерья, которые, безусловно, отражают единый по направленности процесс христианизации. Важный вывод, который можно сделать из наблюдений за эволюцией обряда, - это постепенное и, стало быть, не насильственное восприятие христианских идей, в частности идей, связанных с представлениями о "том свете" и эсхатологией".
Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995 г. - с. 240
Далее идет такой текст:
"Конечно, случаи крещения "огнем и мечом" имели место не только в самом начале христианизации (так, по преданию, Добрыня крестил новгородцев - ср.: Янин, 1984); они зафиксированы и археологически: так интерпретируются скелеты со следами рубленых ран, обнаруженные при раскопках кривической курганной группы в с.Каблу-ково; после расправы, произведенной над "язычниками", местные жители стали хоронить своих умерших не на "горизонте", а в могильной яме, по-христиански (Подмосковье, см.: Кызласов, Коновалов, 1968). Но в принципе "спланировать" эволюцию обряда с нарастанием христианских черт насильственными методами было невозможно".
В целом это не меняет выше озвученного тезиса, но может дать зацепку для любителей "выводить историков на чистую воду".
Нравится Показать список оценивших
Щапов Я.Н., член-корреспондент АН СССР и РАН:
Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв. М., Наука,1989. - с.86-87
Нравится Показать список оценивших
Щапов Я.Н., член-корреспондент АН СССР и РАН:
"Между тем имеющиеся в нашем распоряжении источники, как русские, так и византийские, в частности названный список митрополий 1374 г., где Русь отсутствует среди тех кафедр, которые платят ежегодную подать патриарху[8], ничего не сообщают о такого рода обязательных и постоянных платежах из Киева. Естественно, что при поездках киевских митрополитов и других иерархов в Константинополь они везли с собой подарки. Средневековая структура управления и суда определяла плату, становившуюся со временем традиционной, за приезд епископа для суда («почестье»), митрополита для третейского суда, платы за по-ставление в епископы и церковные чиновники (Правило 1273 г.). Вероятно, для утверждения выбранного Ярославом и поставленного епископами митрополита Илариона, если такое было, он возил в Константинополь также большие подарки[9]. Но сама система, согласно которой поставление и посвящение киевского митрополита из числа греков, людей, приближенных к патриарху, происходили в Константинополе, а также приезд на Русь таких митрополитов должны были приводить к привозу подарков не из Руси в Константинополь, а наоборот, подарков от императора киевскому великому князю[10]. Конечно, на Русь в XI—XIII вв. приезжали византийские деятели церкви, которые также одаривались со стороны митрополита и князя, но эти подарки никак нельзя рассматривать в качестве постоянных и обязательных даней, о которых без достаточного основания говорят названные исследователи[11]".
Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси, X-XIII вв. М., Наука,1989. - с.166-167
Нравится Показать список оценивших
Фроянов И.Я., доктор исторических наук:
"Эта умозрительная концепция не соответствовала политическому строю Киевской Руси, где княжеская власть еще не стала суверенной, поскольку рядом с ней существовала олицетворяемая вечем (народным собранием) общинная власть. Да и сам князь в некотором роде являлся носителем общинной властиЗЗ . Князь и тяготевшая к нему дружинная знать не располагали средствами для массовых насилий в обществе, где управляли. Они подчинялись вечу, в распоряжении которого была мощная военнaя организация - народное ополчение, превосходившее по силе княжескую дружину34. Вероятно, при крещении в Киеве имели место и отдельные факты принуждения, но вылиться в систему они не могли. Именно отсутствие массовых насилий и связанных с ними социальных потрясений объясняет забывчивость русских книжников относительно места крещения князя Владимира и жителей города, обнаружившаяся, как уже отмечал ось, во второй половине ХI века и вызвавшая жаркие споры".
Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси - М.: Алгоритм, 2007. - с. 107
Нравится Показать список оценивших
Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси - М.: Алгоритм, 2007. - с. 160
Нравится Показать список оценивших
Бернштам Т.А., д.и.н., главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН, заведующая отделом русской и славянской этнографии:
"Потрясения первой половины 20 века прервали естественнный процесс христианизации и воцерковления трех славянских народов. Одним из его итогов явилось сложение народного христианства, которое Церковь и богословы отрицали (и отрицают) как "суеверное полуязычество". Между тем именно оно дает основания для употребления такого понятия, как соборное православие русского народа, ибо, как уже говорилось (гл. 2 пар. 2), главным признаком которого была принадлежность к Русской Церкви. Неверно и научное убеждение в том, что в "языческо-христианском синкретизме" народного-православной веры более язычества, нежели христианства. Сравнительный анализ символизма двух опытов переходных обрядов показал, что в составе народного христианства превалируют христианские (православные) и христианизированные слои: богослужебные чины, часть усвоенных догматов и канонов Церкви, неканонические идеи и образы. На их основе развивались народные обеты, и в их духе трансформировались языческие обряды и мифология".
Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Опыт и учение Церкви в народном христианстве – СПб: Петербургское востоковедение, 2000 – с. 336
Нравится Показать список оценивших
Бернштам Т.А., д.и.н., главный научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН, заведующая отделом русской и славянской этнографии:
"Особым образом взаимодействовал с христианством народной веры слой её языческих воззрений и культовых отправлений. Его восточнославянский объем и диапазон проявлений нам пока неизвестен, хотя очевидно, что в разных этнорегиональных и локальных традициях они были различны. Наличие же в 19-20 вв. так называемых этнографами и фольклористами "архаичных заповедных уголков" - еще не свидетельство языческого состояния или закоренелого двоеверия/суеверия их жителей. И вот почему. Какой бы вес ни занимало язычество в религиозности крестьян, оно явно или тайно было пропитано христианской символикой, а порядок организации их жизнедеятельности уже был повсеместно христианским, ибо традиционный коллектив существовал (даже при отсутствии местной церкви) в литургическом ритме, т.е. в ритме суточного, седмичного и годового кругов с чередованием будней-праздников, постов-мясоедов и с соблюдением хотя бы минимума церковных правил в переходных обрядах. И повсюду в иерархии больших праздников общины первое место занимал храмовый/престольный".
Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян. Опыт и учение Церкви в народном христианстве – СПб: Петербургское востоковедение, 2000 – с. 337
Нравится Показать список оценивших
Панченко А.М., доктор филологических наук, академик РАН:
"У язычников нет представления об истинной вере, которую должен исповедовать весь мир. Множеству племен и наречий соответствует множество религий, в принципе равноправных. Их иерархия зависит от могущества того или иного народа. С этой точки зрения Христианство,которое стремительно распространялось в Европе в IX-XI веках, доказало не истинность свою, но силу. Поэтому Русь и примкнула к общеевропейскому процессу.
Но крещение не было отречением. Русь создала свой вариант Православия, терпимый и открытый, создала сложную и «равновесную» культуру. Эта одушевленная оптимизмом культура породила выдающиеся памятники искусства, создала непреходящие ценности".
Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. (Красота Православия и крещение Руси) СПб.: Юна, 1999, с. 377-391.
Нравится Показать список оценивших
Толочко П.П., доктор исторических наук, академик НАНУ, почётный доктор РАН:
"Объективный анализ всего комплекса явлений духовной и материальной культуры Киевской Руси убеждает, что основой мировоззренческого и нравственного развития древнерусского общества уже с Х века являлось всё же православное христианство".
Толочко П.П. Ранняя Русь: История и археология - СПб, Русско-Балтийский информационный центр "Блиц", 2013 - с. 160
Нравится Показать список оценивших
"Главной заботой древней Руси было стремление усвоить и осуществить в жизни христианское вероучение. Наши предки прежде всего были озабочены, как угодить Богу и достигнуть спасения. Эти стремления красной нитью проходили через государственную деятельность правительства, через общественную и частную жизнь. Наша древняя письменность и служила этим целям по преимуществу. И мы должны признать, что наша духовная и светская власти достигли значительных результатов в деле борьбы с древним язычеством: через два-три века после крещения Руси смысл нашего язычества был забыт совершенно. Правда, языческая старина не счезла бесследно. Многие из до-исторических обычаев и верований дошли даже до наших дней; но смысл этих обломков старины утерян, понимание их внутренняго значения давно и безвозвратно забыто. Это мы считаем результатом борьбы христианства с древним язычеством".
Гальковский Н.М. «Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси». Харьков, 1916 , стр.375-376
Нравится Показать список оценивших
Процесс "добровольного и стихийного принятия христианства русскими земледельцами".
Власов В.Г. Христианизация русских крестьян // Советская этнография. 1988. №3
Нравится Показать список оценивших
"Для крестьян Восточной Европы такое положение вещей было вовсе не «оязычиванием» христианства, а напротив, «охристианиванием» религии их предков".
Мирча Элиаде. Аспекты мифа - Инвест-ППП 1995, с.172
Нравится Показать список оценивших
"При раскопках поселений и могильников на Русском Севера нам ни разу не удалось обнаружить каких-либо следов насильственного введения христианства или религиозного антагонизма, расколовшего общество на две части. Северяне, погребенные с крестами на Волоке Словенском, не были ни воинствующими проповедниками новой религии, ни жертвами крестового похода на окраины. От обитателей других северных поселков их отличало лишь то, что они были лучше знакомы с жизнью древнерусской метрополии и более восприимчивы к новым религиозным идеям. Приняв крещение, они сохранили привычный образ жизни и старые социальные связи, более того, они продолжали использовать для захоронений старое языческое кладбище с могилами своих предков.
Версия о кровавой борьбе язычников и христиан, затянувшейся на Севере на несколько столетий, - своеобразный историографический миф, заключающий в себе некоторое зерно реальности, но ни в коей мере не отражающий сложных взаимоотношений обеих религий. Эта версия восходит к сочинениям средневековых книжников, не жалевших красок для того, чтобы показать, какое жестокое сопротивление приходилось преодолевать первым проповедникам христианства. Советская историография 1920-1960-х гг. сохранила ее, изменив оценки действующих лиц в соответствии с теорией классовой борьбы: миссионеры-подвижники стали ставленниками феодального государства, волхвы-язычники - идеологами угнетенных народных низов, отвергавших религию феодального строя. Кровавые конфликты между христианами и язычниками (такие, как выступление волхвов на Белоозере), неизменно связанные с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами, стали рассматриваться как обычные, повседневные явления."
Следующая пословица
Фольклор – одна из важных частей культурного богатства каждого народа. Устное народное творчество – это носитель вековой (а то и тысячелетней) житейской мудрости этноса. Особо хочется отметить пословицы и поговорки – это фольклорный жанр охватил все стороны жизни народа.
Не обошла стороной народная мудрость и церковь: среди поговорок и пословиц можно найти огромное количество высказываний о религии, церкви и попах.
Когда власть и церковь век за веком внедряет в жизнь простого народа религиозные обряды и понятия, это не могло остаться незамеченным и наложило свой отпечаток на образ мыслей.
Сейчас церковью идёт активная пропаганда идеи о том, что в дореволюционную Россию народ был глубоко набожным и религиозным, даже есть такое красивое определение русского народа как народа-богоносца. Церковнослужители пытались внедрить в народное сознание целый ряд пословиц и поговорок для подкрепления этой идеи:
– Одно спасение – пост да молитва.
– Молись иконе да будь в покое.
– Пост да молитва небо отворяют.
– Богу молиться – вперед пригодится.
Но подлинные народные пословицы и поговорки разительно отличаются такого поучительного словотворчества. Взять, к примеру, широко употреблявшуюся ранее пословицу «Вес да мера – христова вера». Поскольку для обычных людей вес и мера – величины реальные, то сравнение реальных величин с богом и верой было явно не в пользу последних. Есть еще и такая: «Вес – не попова душа». А теперь подумайте: как может глубокая вера и религиозность совмещаться со столь пренебрежительным отношением к церковнослужителям?
Стоит отметить тот факт, что подобное снижение божественного образа посредством сравнений - явление в фольклорных жанрах частое. В пословицах и поговорках о боге в представлении простых людей денежное могущество всегда выше силы бога:
– Деньга не бог, а полбога есть.
– Деньга попа купит и бога обманет.
Величие бога, его милосердие, которые проповедовали церковники, вызывал у простого народа ироническое отношение:
– Бог поберег и вдоль и поперек.
– Ох, ведает про то бог, отчего живот засох.
– Кто сам себя стережет, того и бог бережет.
Любопытно, что некоторые пословицы и поговорки хранят воспоминания о периоде Крещения Руси. В память о кровавом и насильственном принуждении к новой вере новгородцы сложили пословицу «Добрыня крести мечом, Путята — огнем» (о Путяте ]]> ]]> недавно высказался ]]> ]]> Невзоров). В русских пословицах и поговорках о религии можно найти массу доказательств того, что новая вера очень долго и тяжело приживалась на Руси:
– Веру переменить – не рубашку переодеть.
– Менять веру – менять и совесть.
К догматам христианской веры народ относился скептически: «Свой вертеп лучше Синайской горы». Другими словами, родной кабак для русского мужика был ценнее горы, где Моисей беседовал с самим Господом! Или вот ещё, ирония по поводу бедной жизни: «Наша горница с богом не спорница: каково на дворе, таково и в ней».
Для того, чтобы вызвать у русского народа чувство религиозного покаяния , церковники внушали ему мысль о его греховности, запуская в обиход простого люда такие поговорки, как:
– Един бог без греха.
– Один бог безгрешен.
– Виновен да повинен – богу не противен.
Но смирения служители Церкви не добились. А русский народ о своей греховности говорил с такой же иронией, как и о боге:
– Согрешающих видим, о кающихся бог весть.
– Благословясь не грех.
– Что грешно, то и потешно.
– Не скажешь: аминь, так и выпить не дадим.
Все, пожалуй, слышали такую пословицу: «И рад бы в рай, да грехи не пускают». С одной стороны мы видим смирение в пословице, а с другой отчетливо ощущается, что не верит народ в реальность христианского рая.
Реакцией простых людей на призывы попов молиться в церкви явились такие остроумные пословицы и поговорки, как:
– Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.
– Не до обедни, коли много бредни ( т.е. хозяйственных забот).
– Нужда — богомолка.
Русский народ прекрасно осознавал тщетность молитв, что нашло отражение в пословицах: «Нет тяжелее: богу молиться да долги платить», «Добрый вор без молитвы не украдет», «Зашел в чужую клеть молитвы петь», «Вор слезлив, а плут богомолен», «Иной по две обедни слушает да по две души кушает».
Пословицу «Заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет» знают, пожалуй, все. Она – прекрасная иллюстрация народного, ироничного отношения к умственным способностям истовых богомольцев.
На церковные посты народ так же смотрел сквозь призму иронии и скептицизма:
– Постись духом, а не брюхом.
– За еду не быть в аду.
– Бес и хлеб не ест, а не свят
– Среда да пятница в доме не указчица.
– Зачал говеть, да стало брюхо болеть.
– Рада бы душа посту, так тело бунтует.
– Пост не мост, можно и объехать.
– Согрешил, накрошил да и выхлебал.
– Кому скоромно, а нам на здоровье.
Составитель толкового словаря Владимир Даль слово «церковь» сопроводил такой откровенно атеистичной и антицерковной пословицей: «Близко церковь, да далеко от бога». И подобных пословиц в словаре Даля можно найти очень много:
– Сковородный звон лучше колокольного.
– Не строй семь церквей, пристрой семь детей.
– Поп сидя обедню служит, а миряне лежа богу молятся.
– Голодному да заботному долга обедня.
– На бедняка и кадило чадит.
Церковь старалась внушить народу противоречивые понятия. С одной стороны, она говорила о том, что человек — ничтожное существо, целиком зависящее от божьей власти. С другой стороны, существует христианская идея о том, что человек создан по образу и подобию божьему. Неудивительно, что народ в пословицах и поговорках стал наделять Господа Бога человеческими чертами:
Ваши слова да богу в уши.
– Он живет как у Христа за пазухой.
– Он бога за бороду ухватил (об удачливом человеке).
В Толковом словаре В.Даля мы находим множество пословиц, демонстрирующих критическое отношение народа к духовенству, к монастырям и монастырской жизни, к тем, кто решил принять монашеский постриг:
– Поп в колокол, а мы за ковш.
– Попы за книжки, а мы за пышки.
– Шел в церковь, а попал в кабак, ну, ин так.
– Хоть церковь и близко, да ходить склизко.
– Три попа, да заросла в церковь тропа.
– Старичок Сергеюшка в шелк-бархат всю братию одел (пословица говорит о Троице – Сергиевой лавре).
– Не земля монастырь кормит, а мужичок.
– Монастырщина что барщина.
– Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив.
– Не от бога лавре благодать, а от богомольцев.
– От беды в чернецы.
– Дожила голова до черного клобука.
– Постриженный – что отпетый.
– Келья гроб – и дверью хлоп.
– Вчера с кистенем, сегодня с четками (среди монахов были и преступники).
– Монах — он умом не ах.
Картина «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы».
Художник: Перов Василий Григорьевич (1833-1882).
Также написал картины «Христос в Гефсиманском саду», «Первые христиане в Киеве», «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на пасхе», «Монастырская трапеза» и другие, рассказывающие о каждодневном быте русского народа и православного духовенства в царской России.
В русском языке до сих пор существует устойчивое словосочетание «подвести под монастырь» в значении «подвергать кого-то неприятностям».
Привёденные в статье русские народные пословицы и поговорки о религии и попах – это лишь их малая толика. Формат статьи не позволяет привести их полностью. Но даже такая небольшая часть убедительно доказывает, что русский народ, насильно обращённый в христианскую веру, относился к ней довольно насмешливо, молитвы и устои почитал мало, поскольку видел, что церковь неразрывно связана с государственной властью, поддерживает её.
Разумеется, были те, кто находился под влиянием церкви, был набожным, религиозным. Есть они и сейчас. Но молодым людям, которые начинают вступать во взрослую, самостоятельную жизнь, следует серьезно поразмыслить о роли религии и церкви в истории русского народа и в настоящее время. И отличным помощником в этом деле станет русский фольклор, в том числе русские народные пословицы и поговорки о боге, вере и церкви.
- 26364 просмотра
А вот ещё:
Фома Неверующий – первый миссионер в Индии
Первым, кто принес слово Христа на полуостров Индостан, считается апостол Фома – тот самый, что был неверующим, пока не прикоснулся к ранам Спасителя после Воскресения. «Итак, идите, научите все народы» - гласило Великое поручение Христа, и апостолу Фоме достались для исполнения поручения именно эти дальние края. Церковь, основанная Святой Фомой в Индии, сейчас насчитывает около двух миллионов последователей, на месте предполагаемой гибели апостола, в городе Ченнаи (бывший Мадрас) находится базилика, где покоятся мощи святого.
Начиная с XIV века миссионерством в Индии занимались монахи некоторых католических орденов – первыми были доминиканцы, за ними прибыли францисканцы, капуцины, иезуиты. Два столетия спустя южная часть Индии была сферой влияния португальцев: те в обмен на свои услуги по защите берегов от арабских кораблей требовали переходить в католическую веру и крестили индийцев сразу деревнями. Западному миру в те времена требовалось противостоять влиятельной Османской империи, поэтому вопрос экспансии христианства на восток был как никогда актуален.
А к XVIII веку Индия была предметом интереса уже нескольких крупных европейских держав, и прежде всего – Англии, которая в христианизации населения видела основное средство укрепления колониальной власти. Миссионерство того времени связано с именем Уильяма Кэри, баптистского проповедника и ученого, который во время работы в Индии перевел Библию на несколько языков, включая бенгальский и санскрит.
Обращение индийцев в христианскую религию встречало серьезные затруднения: препятствовала тому и кастовая система общества, и большое количество диалектов, и многовековые традиции и ритуалы местных верований. Не на одну лишь Индию был направлен интерес миссионеров прошлого: проповедовать новозаветные истины отправлялись и на другие континенты, включая Африку и обе Америки, а в Азии работа проповедников христианства велась еще и в Китае.
«Идите, научите все народы»
С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру - явление давнее и обычное.
Христиан в Индии - около 2 процентов, большая часть среди них - протестанты. Источник: asianews.it
Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» - чем их больше, тем успешнее миссия.
Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.
С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».
Читайте также: