Пословицы о колыбельных песнях

Обновлено: 07.11.2024

Уютный мир. он теплый и лучистый, И если где-то падает звезда, Он видит путь холодно-серебристый И открывает с радостью врата. И если ты увидишь беспокойство, Не спрашивай зачем дождю капель, Присущее природе мира свойство Под песни он качает колыбель. Мое дитя спокойно засыпает В поющей тишине у очага, Мой мир нас от ненастья укрывает И счастьем сыплет звезды-жемчуга.

Ты под другими звёздами Сейчас засыпаешь где-то. Там с ароматом розовым В листьях гуляет лето, Там согревало бережноСолнце тебя до вечера. Умыло лучами нежными, Погладило ласково плечи, Душу твою наполнило Светом своим до донышка.Вечер глазами темными Глядел на тебя тихонечко, Сны тебе вновь нашёптывал.Ночь обняла, укутала, Чтобы к себе пришёл бы ты, Все разрывая путы.

В мягких тапочках ночь Пробирается в дом, Тихо-тихо шуршит Старым черным шарфом. Зажигает ночник, И вокруг тишину Наколдует, и в миг Нас потянет ко сну. Нам нашепчет в тиши Старой сказки слова, И в волшебные сны Заберет нас она.

Малютку сына — баю-бай! Прижми покрепче к сердцу И никогда не забывай Задать ребенку перцу! Баюкай сына своего Хорошею дубиной - Увидишь, будет у негоХарактер голубиный!

Следующая пословица


В данной книге собраны русские народные потешки, колыбельные и сказки для самых маленьких. Пойте и рассказывайте! Уверена, ваши дети будут в восторге.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народные колыбельные, потешки и сказки для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Ай качи, качи, качи

Ай, качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи,

На ворота наши сели.

Ворота-то скрип, скрип,

А Кирюшка спит, спит.

А Кирюшка спит, спит.

— Сказку Маше принесли.

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Не будите у нас Машу,

У нас Маша спит-спит.

Баю — баюшки — баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он утащит во лесок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадет,

Прямо Катеньке в рот.

Не ложися на краю.

Прийдет серенький волчок

И ухватит за бочек.

И потащит во лесок

Под осиновый кусток.

Ты к нам, волчик, не ходи,

Нашу Машу не буди.

Баю-баюшки-баю не ложися на краю

Баю — баюшки — баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

А там бабушка живет

И калачики печет,

И детишкам продает,

А Ванюше так дает.

Баю, баю, баю, бай

Баю, баю, баю, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Мою дочку не пугай!

И в дудочек не гуди,

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

Баю, баю, ты собаченька не лай

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька — не спится,

Моя Танечка боится…,

Ты, собаченька, не лай,

Мою Таню не пугай!

Баю-бай, баю-бай, и у ночи будет край

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

Спит корова, спит бычок,

В огороде спит жучок.

И котенок рядом с кошкой

Спит за печкою в лукошке.

На лужайке спит трава,

На деревьях спит листва,

Спит осока у реки,

Спят сомы и окуньки.

Баю-бай, крадется Дрёма,

Он разносит сны по дому.

И к тебе пришел, Малыш,

Ты уже так сладко спишь.

Баю-бай, крадется дрема

Баю-бай, крадется Дрема,

Он разносит сны по дому.

И к тебе пришел, Малыш,

Ты уже так сладко спишь.

Баю-баю, за рекой

Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Не пора ли баиньки?

Алеше — на перинку.

Баю-баю, спи, дружок

Баю-баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешиных ворот

Зайки водят хоровод.

Не пора ли баиньки?

Алеше — на перинку.

Маша, Маша, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Баю-баюшки-баю живет мельник на краю

Живет мельник на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Баюшки, баюшки, скакали горностаюшки

Прискакали к колыбели —

На Сережу поглядели.

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И зайчонка, и волчонка,

И в болоте лягушонка,

И на елке кукушонка,

А под елками — лису!

Котя серенький хосток.

Приди, котик, ночевать —

Мою детоньку качать,

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кувшинчик молока

Да кусочек пирога.

Люли — люли — люленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Колю накормить?»

Один сказал: «Кашкою!»

Третий сказал: «Молочком

Да румяным пирожком».

Люли — люли — люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Люли — люли — люленьки,

Сели в изголовье…

Спи на здоровье!

Люли-люли-люли, прилетели гули

Сели на воротцах

В красных чеботцах.

Стали гули говорить,

Чем нам Машу накормить?

Сахарком и медком,

Стали гули ворковать

— Стала Маша засыпать.

Ночь пришла, темноту привела

Ой, лю-ли, прилетели журавли

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота — скрип-скрип…

Не будите у нас Ваню —

У нас Ваня спит, спит.

Сладко спи, ребенок мой

Сладко спи, ребенок мой,

Глазки поскорей закрой

Баю-баю, птенчик спать!

Будет мать тебя качать,

Папа сон оберегать.

Сон дорогу нашел

Сон дорогу нашел,

К тебе в гости пришел,

Спи, малышка, усни.

Завтра выйдешь опять

В сад весенний гулять,

Спи, малышка, усни.

Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай,

Над горами солнце тает, баю-бай,

Листья шепчутся устало, баю-бай,

Гулко яблоко упало, баю-бай,

Подломился стебель мяты, баю-бай,

Жёлтым яблоком примятый, баю-бай,

Месяц солнце провожает, баю бай,

По цветам один гуляет, баю-бай.

Спи-ко, спи-ко, баю-бай

Свои глазки закрывай.

Ходит Сон у окон,

Ходит Дрёма возле дома.

И глядят, и глядят,

Все ли, все ли дети спят

Ходит Сон по лавочке

В голубой рубашечке

А Сониха по другой —

День растает, ночь настанет

День растает, ночь настанет,

и придёт в наш дом

еле слышными шагами

Дрёма — добрый гном.

Он вокруг раскинет полог

и рассыплет пестрый ворох

сказок над тобой.

Сказки слушая украдкой,

до рассвета от кроватки

Спи, моя радость, усни

Спи, моя радость, усни,

В доме погасли огни.

Птички затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Мышка за печкою спит,

Месяц в окошко глядит.

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Утром ты будешь опять

Бегать, смеяться, играть.

Завтра тебе я в саду,

Много цветочков найду.

Всё-то добыть поспешишь,

лишь бы не плакал малыш.

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

В доме всё стихло давно,

В кухне, в подвале темно.

В лунный серебряный свет,

Каждый листочек одет.

Кто-то вздохнул за стеной,

Что нам за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Народные колыбельные, потешки и сказки для детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также


Все истории о червячке Игнатии и его друзьях. Шесть книг вместе


Сказки от Матвея

Матвей Владимирович Михайлов


Геометрия в сказках. математические сказки

Валентина Владимировна Еремеева


Сказ про кота Васюху. Пьеса


Дела стоящие и суета на побегушках. Сборник рассказов


Приключения зайчонка Пети и бельчонка Рустика. Сказка


Сны после Войны


Лиса Василиса. Правдивые сказочные истории

Татьяна Юрьевна Мороз


Детские стихи. Для воспитателей детских садов, учителей начальных классов, родителей, детей

Сюзанна Михайловна Зубок


Как мальчик и козленок волка победили


Пингвины из Африки. Книги детям о планете


Сказка о колокольчике. Сказка для самых маленьких


Кто каким должен быть? Сказка с картинками для раскрашивания

Юрий Петрович Русин


Опасные приключения Фридриха. Книга первая


Цыпа из Цыпляндии

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Следующая пословица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: познакомить с народной колыбельной песней; закрепить знания о жанрах устного народного творчества; создать условия для осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, использования общих приемов решения задач в зависимости от условий, принятия и сохранения учебной задачи, преобразования практической задачи в познавательную, осуществления контроля по результату, обоснования своей позиции; способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации, дифференцированной самооценки, умений осознавать причины успешности учебной деятельности, учитывать разные мнения и интересы.

Просмотр содержимого документа
«Урок 84. ПОСЛОВИЦЫ. НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «КОЛЫБЕЛЬНАЯ».»

Урок 84. Пословицы.
Народная песня «Колыбельная»

Тип урока: изучение нового материала

Педагогические задачи: познакомить с народной колыбельной песней; закрепить знания о жанрах устного народного творчества; создать условия для осуществления поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий, использования общих приемов решения задач в зависимости от условий, принятия и сохранения учебной задачи, преобразования практической задачи в познавательную, осуществления контроля по результату, обоснования своей позиции; способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации, дифференцированной самооценки, умений осознавать причины успешности учебной деятельности, учитывать разные мнения и интересы

Планируемые результаты

Предметные: овладевают основными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; понимают и объясняют смысл пословиц; сравнивают народные и авторские колыбельные песни

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; строят речевые высказывания; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов; осуществляют анализ, синтез, сравнение; строят рассуждения;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие;

коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания

Личностные: задаются вопросом о том, какое значение, смысл имеет для них учение, и умеют находить ответ на него

Образовательные ресурсы: песня «Спят усталые игрушки» (муз. А. Островского. сл. З. Петровой), сведения о колыбельных, карточки

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучаю-
щегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок наш пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок

Проговаривают стихотворение, правила поведения на уроке. Настраиваются на работу

Совместно договариваются и следуют правилам
поведения и общения
в школе

II. Проверка
домашнего
задания

– Какую тему мы начали на прошлом уроке?

– Какое домашнее задание выполняли?

– Что такое пословица?

– Подбирали пословицы о семье, учили стихотворения.

– Это произведение фольклора, в котором коротко выражена народная мудрость.

Зачитывают подобранные пословицы и объясняют их смысл:

• На что и клад, коли в семье лад.

• Семейные нелады доведут до беды.

• Семейный котел всегда кипит.

• Семья крепка ладом.

• Вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают
в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

III. Постановка учебной задачи

Звучит песня «Спят усталые игрушки».

– Как называется эта песня?

– Из какой детской передачи?

– Как исполняется эта песенка?

– Почему она так поется?

– Когда вы были маленькими, мамы и бабушки пели вам перед сном песенки?

– Сегодня у нас необычайный урок: он будет тихим и спокойным. Почему? Назовите тему сегодняшнего урока.

– Какими бывают колыбельные?

– «Спят усталые игрушки».

– «Спокойной ночи, малыши!».

– Нежно, спокойным голосом, задушевно, протяжно.

– Чтобы убаюкать ребенка.

– Выяснить какими бывают колыбельные песни, кто их исполняет и зачем

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию
и имеющиеся знания.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи

IV. Работа
по теме урока.

1. Знакомство
с колыбельными песнями
(рассказ
учителя)

– Как вы думаете, много ли колыбельных песен существует?

– Как они дошли до наших дней?

– Какие бывают колыбельные песни?

– Колыбельные песни бывают народные и авторские. Сегодня мы познакомимся с ними, научимся правильно и красиво читать.

– Вы знаете, что первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это своего рода обряд, успокаивание. Вот посмотрите, какие раньше были люльки.

– Назовите синонимы к слову колыбель.

Рассказ учителя (см. Ресурсный материал).

– О чем колыбельные песни? Среди колыбельных песен многие посвящены коту. Его зовут качать колыбель, обещают разные награды за заботу: и кусок пирога, и кувшин молока.

А у нашего дитяти

Кольцы, пробойцы серебряные;

Крюк золотой, ремни шелковые.

– Упоминание кота в песнях связано с разными бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон
и покой ребенку; существовал даже обычай: прежде чем положить в люльку ребенка, в нее клали кота, чтобы малыш лучше спал.

– Мы много сегодня говорили о колыбельных песнях. Какая интонация подходит для их чтения?

Следующая пословица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота. Кот (кошка), как и заяц, оказывает благотворное влияние на сон. Поэтому образ кота часто встречается в детских колыбельных песнях.

Поскольку повсеместно считается, что ребенок растёт во сне, тема роста оказывается одной из основных в колыбельных песнях: «Уж ты спи по ночам, Ты расти по часам».

Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Спи, мой мальчик! птицы спят,
Накормили львицы львят,
Прислоняясь к дубам, заснули
В роще робкие косули,
Дремлют рыбы под водой,
Почивает сом седой.

Колыбельные песни – бесценный материал, который позволяет ребенку почувствовать язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Колыбельные обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова, позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематичесикй слух.

От слова пестовать, то есть нянчить, холить — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, когда ребёнок начинает учиться ходить.

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперёк толстонюшки
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Простота и мелодичность звучания потешкек помогает детям запомнить их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры во время кормления кукол или укладывании кукол. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Читая потешку, необходимо менять интонацию голоса в соответствии со смыслом стишка. Простые, короткие потешки побуждают детей к действию, произнесенные же на распев, ласково не громко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

Элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу

«Сорока»

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки»

Ладушки-ладушки, где были?

У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу. Полетели!
На головку сели!

Один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению

Небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Непосредственное назначение современной детской считалки — распределить роли в игре. Этот фольклорный жанр сплачивает детский коллектив, устанавливает в нём дружеские контакты, формирует чувство товарищества, а также такие важные качества, как честность, справедливость, дисциплинированность.

Скороговорка

Фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку — цап!

2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

3. От топота копыт пыль по полю летит.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью.

Пословицы и поговорки

Признаны поучать и советовать. Но нравоучение не всех пословиц понятно. Пословицы можно понимать и трактовать по-своему. У некоторых пословиц и поговорок не понятен смысл, который они через выразительные слова пытаются донести до слушателя или читателя.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Перед тем как что-либо сделать, надо тщательно обдумать, проверить, чтобы не переделывать ещё раз и не жалеть о том, что сделано неверно.

Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь. Прежде чем сказать что-то, надо подумать. Необдуманные слова могут обернуться против говорящего, можно пожалеть о сказанном, а слова уже не вернуть. Нужно отвечать за свои слова и думать заранее о последствиях.

Смелость города берет.

Смелость помогает добиваться результата, достигать новых высот, делать что-то, что казалось ранее невозможным.

Утро вечера мудренее.

Говориться в том случае, когда решение по какому-либо вопросу лучше принимать на утро: на свежую голову, когда мысли за ночь пришли в порядок, разум ясный и здравый.

Худой мир лучше доброй ссоры.

Лучше жить в мире, чем в ссоре. Нужно стараться делать все возможное, чтобы хранить мир и спокойствие.

Активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль. Пословицы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалами и могут успешно использоваться в качестве материала для работы по развитию речи и коммуникативной культуры. Кроме того, пословицы, несомненно, являются эффективным занимательным языковым материалом, использование которого способно повысить интерес к русскому языку, оказать воспитательное воздействие на морально-нравственные качества личности, активизировать познавательную деятельность, формировать уважение к родному языку, культуре и истории России.

Читайте также: