Пословицы к сказке мена
Обновлено: 22.11.2024
Оборудование: слайдовая презентация, карточки, памятки.
Цель деятельности учителя : создать условия для осознанного определения обучающимися главной мысли сказки – не в деньгах счастье - через анализ произведения.
Планируемые результаты:
Предметные : продолжить знакомство с русской народной сказкой «Мена», раскрыть идейное содержание сказки, ее эмоциональное и эстетическое содержание.
Личностные УУД: формирование интереса к чтению, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД: определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные УУД: понять текст и его фактическое содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Надеюсь, нам с вами сегодня будет работать очень легко. Желаю вам удачного полёта на уроке.
Прежде чем начнём работу подготовим своё речевой аппарат:
1)Дыхательное упражнение «33 Егорки…»
«Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки: (глубокий вдох и продолжаем) раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
2) Скороговорка
- Зачем мы произносим скороговорки?
«Не живут ужи, где живут ежи»
2. Актуализация опорных знаний.
1) Проверка домашнего задания
1. Чтение по ролям стр.19-20 (Фёдоров Матвей, Урбасова Зарина, Ганиятова Альфина)
2. Индивидуальная работа (разноуровневые задания)
1 уровень (Пирожкова Дарья), (Степанов Святослав)
Задание: Тест
На ферме живёт конь Вьюнок. Петька Иванов часто выводит его на луг.
Весь луг усыпан пушистыми шариками. Это одуванчики.
Бежит Вьюнок, а за ним столбом летит белый пух. Только голые стебельки остаются на земле.
Вьюнок хорошо отдохнул. А Петя рад.
1. Как звали коня?
А) Буян б) Гнедой в) Вьюнок
2. Кто выводит его на луг?
А) Пастух б) Хозяин в) Петька Иванов
3. Что растёт на лугу?
а) Клевер б) Ромашки в) Одуванчики
4. Как отдохнул Вьюнок?
а) Плохо б) отлично в) Хорошо
2 уровень (Иванов Виктор), (Витхен Егор)
Прочитай текст
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверёк издал слабый звук. Из тёмной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый весёлый
Ответь на вопросы:
Где была нора барсука?
. Под елью у озера
.Под сосной у реки.
Кто сидел у норы?
Какие были барсучата?
. Маленькие и тощие
. Маленькие и жирные
. Большие и жирные
Маленький барсучонок был
Кто автор данного рассказа.
Напиши противоположные слова по смыслу данных:
3 уровень: анализ произведения В.Осеева «Синие листья» Абубакирова София
3. Постановка целей урока
- Какое произведение вы прочитали на предыдущем уроке? (Русская народная сказка «Мена»)
- Определите тему урока ( Русская народная сказка «Мена».)
- Как вы думаете, какой это урок?( Урок повторения)
-Какую задачу поставим на уроке? ( Будем работать с текстом)
- Что мы должны определить, работая с текстом? (Жанр, тему, главную мысль)
- Какое слово написано на доске? (Урок)
Каждая буква в этом слове поможет нам определить наши действия на уроке.
- Чему учимся на уроках литературного чтения? ( У – учимся размышлять, доказывать и делать выводы , Р – развиваем устную речь , О – открываем неизвестное, К – корректируем ответы одноклассников )
- Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? А – активными.
4 . Осознанное выполнение действий, направленных на выявление и освоение учебных задач.
1. Беседа по содержанию.
- Как называется произведение? (Мена)
- К какому жанру относится произведение? (сказка)
- Какие бывают сказки? (авторские и народные)
-Какой народ написал эту сказку? (русский народ)
-Вспомните определение сказки.
- Докажите с помощью текста, что это сказка?
- Что в этой сказке вымешлено, а что взято из реальной жизни?
- Какие бывают сказки? Виды сказок.
- К какой группе относится эта сказка? ( бытовая)
2. Чтение с пометками (Работа на карточках)
- Определите присутствуют в сказке :
3.Словарная работа ( работа в паре)
-Давайте поработаем над трудными словами. Найдите сноски и объясните значение этих слов. (Барышник – торговец лошадьми, Овчар – работник по уходу за овцами, Коробейник - мелкий торговец-разносчик, ходивший со своим товаром по деревне, продававший булавки, пуговицы, ленты, перчатки, ткани, книги и т. п.)
-А кто может объяснить, почему торговца называли коробейником? (товар коробейник носил в коробе)
-А кто такой мужик-серячок? Найдите в тексте предложение с этим словом и прочитайте его (т.е. середнячок, обычный человек)
- В тексте сказки встретились другие "трудные"слова, прочитайте их, попробуйте объяснить.
Табун – стадо или сообщество лошадей, как диких, так и домашних.
Вол – особый вид быков, использующийся, как мясное и рабочее животное.
Плетень - плетёный забор из прутьев и веток.
- Ребята, для чего нам нужно знать значение этих слов?
4.Анализ художественного произведения
а) Работа над композицией сказки
-Понравилась ли вам эта сказка? (ответы детей)
-Назовите главных героев сказки? (старик и старуха)
б) Выборочное чтение
- Найдите и прочитайте часть текста, которые соотвествуют иллюстрциям на слайде.
- Восстановите порядок событий , в котором шел обмен в сказке (кусок золота величиною с конскую голову, конь, вол, баран, поросенок, игла) (карточка)
- Посчитайте, сколько раз шёл обмен. Обозначим каждый кружком. Что мы можем вставить в пустые кружки? (название предметов обмена) (1 ученик выходит к доске и пишет заглавные буквы в пустых фигурах: З Л В Б П И).
-Подумайте, а мог ли обмен идти в обратном порядке? Почему? (Нет, потому что, те люди, которые менялись со стариком хотели извлечь выгоду, обмануть старика, предлагая неравноценный обмен. )
-А как вы можете охарактеризовать тех людей, которые встречались старику? (они жадные и хитрые)
- Кто из вас хоть раз совершал обмен?
- Мария, давай поменяемся: я тебе ручку, а ты мне телефон?
- Т.е. главное условие обмена- ? (должен быть равнозначным)
в) Работа над характеристикой персонажей
- Что вы можете сказать о главных героях сказки – старике и его старухе?
-- Старик глуповатый, но добрый, приветливый, нежадный, старуха тоже к нему добра.
- Почему старушка не расстроилась, увидев мужа с пустыми руками? ( «Ну хорошо, голубчик, что ты хоть сам вернулся!»)
- Что говорит о доброте этих персонажей? (Старик бросился на помощь утопающему человеку, а старуха не ругала мужа за то, что он пришёл домой с пустыми руками.)
- Даны слова на карточке: общительный, ответственный, дружелюбный, доверчивый, высокомерный, нахальный, любопытный, честный, скромный, храбрый, жадный, упрямый, хитрый, глупый, любящий, бескорыстный, добрый.
- Выберите слова, характеризующие старуху.
- Выберите слова, характеризующие старика.
- Какие поступки героев подтверждают их доброту? доверчивость?
- Верите ли вы тому, что старичок со старушкой счастливы? Почему? ( Они добрые, не жадные, хорошо относятся друг к другу, потому и живут в покое, согласии.)
г) Работа над идеей сказки.
-У вас на партах лежит листок с пословицами. Прочитайте пословицы. Выберите те, которые выражают главную мысль сказки. Работайте в парах
1. На чужом горе своего счастья не построить.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Не нужен клад, коли в семье лад.
4. Не в деньгах счастье .
- Объясните значение каждой пословицы. Предложите свой выбор.
(ответ 3- семья это самое ценное, дорогое и родное для каждого человека. И когда в доме нет конфликтов, когда вам уютно, вы получаете тепло и поддержку, то никакие материальные блага этого не заменят ,4- деньги-это не самое ценное, что есть, а самое ценное это семья)
Следующая пословица
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
Содержание
Следующая пословица
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
среда, 8 августа 2018 г.
"Мужик и медведь"
Русская народная сказка сказка "Мужик и медведь" (Вершки и корешки)
Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого
Главные герои сказки "Мужик и медведь" и их характеристика
- Мужик. Честный, работящий, хитрый, веселый, выдумщик.
- Медведь. Простой, жадный, ленивый, глупый.
- Посев репы
- Угрозы Медведя
- Договор
- Дележ урожая
- Медведь обманут
- Новый договор
- Сбор урожая
- Невкусные корешки.
- Разрыв отношений.
- Пошел мужик в лес, репу сеять
- Налетел Медведь, долю требует
- Поспела репа, мужик медведю вершки отдал, себе корешки взял
- Попробовал Медведь вершок, понял, что его обманули
- Посеял Мужик рожь, обещал корешки Медведю отдать
- Попробовал Медведь корешки, вконец обиделся.
Чему учит сказка "Мужик и медведь"
Сказка учит трудолюбию, умению хорошо работать. Учит отстаивать свое добро, свое имущество от нахлебников и дармоедов. Учит проявлять смекалку, учит хитрости.
Отзыв на сказку "Мужик и медведь"
Мне понравилась эта простая и вместе с тем веселая история. Умный мужик обманул медведя, который надеялся на свою силу, а сам работать не хотел. Вот и получал по заслугам то ботву от репы, то корешки от ржи. Не хотел трудиться, нечего и кушать стало.
Пословицы к сказке "Мужик и медведь"
Кто не работает, тот не ест.
На чужой каравай рта не разевай.
Сила есть, ума не надо.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Что потрудился, то и поел.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Мужик и медведь"
Приехал Мужик в лес и стал репу сажать. Вдруг из леса Медведь выходит. Хочет Мужика поломать, да сожрать. А Мужик просит не ломать его, предлагает вместе репу садить. Обещает половину урожая отдать. Себе хочет корешки взять, а Медведю вершки предлагает.
Согласился на это Медведь, ушел в лес.
Хорошая репа уродилась. Приехал Мужик репу убирать, Медведь тут как тут. Свою долю требует. Отдал ему Мужик вершки, нагрузил телегу, в город поехал. Хочет репу продать, телефон новый купить.
А Медведь попробовал вершки, разревелся. Догоняет Мужика, просит корешок попробовать. Жует репку, сладко ему. Понял Медведь, что обманул Мужик его, обиделся.
На следующее лето Мужик решил рожь возле леса посеять. Опять Медведь идет, свою долю требует. Только умный Медведь стал, не хочет вершки брать. Согласился Мужик ему корешки отдать, а себе вершки взять. На том и порешили.
Созрела рожь. Поделил Мужик урожай - себе колосья, Медведю - корешки.
Приехал домой, смолол зерно, хлеб испек с пирогами. А Медведь поел корешки, не понравилось. Обиделся он на Мужика и больше с ним дел не имел.
Следующая пословица
Оборудование: слайдовая презентация с трудными словами, карточки.
Цель деятельности учителя : создать условия для осознанного определения обучающимися главной мысли сказки – не в деньгах счастье - через анализ произведения.
Планируемые результаты:
Предметные : продолжить знакомство с русской народной сказкой «Мена», раскрыть идейное содержание сказки, ее эмоциональное и эстетическое содержание.
Личностные УУД: формирование интереса к чтению, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные УУД: определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Познавательные УУД: понять текст и его фактическое содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение сверстников о прочитанном произведении; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Надеюсь, нам с вами сегодня будет работать очень легко. Желаю вам удачного полёта на уроке.
Прежде чем начнём работу подготовим свой речевой аппарат:
Скороговорка
- Зачем мы произносим скороговорки? (ответ примерный: ясно и понятно проговаривать слова при создании ответа на вопросы учителя.
- Произнесите скороговорку: Около кола колокола, около ворот коловорот
2. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания:
Итак, начнём с вопросов по пройденному материалу .
1)Какие вы знаете виды сказок? (ответ: волшебные, сказки о животных).
2)А что такое сказка? (ответ: Сказка-это рассказ выдуманного и невозможного).
3. Постановка целей урока
Вы прочитали дома русскую народную сказку «Мена».
- Определите тему урока ( Русская народная сказка «Мена».)
- Как вы думаете, какой это урок? (Урок изучения нового).
-Какую задачу поставим на уроке? (Будем работать с текстом).
- Что мы должны определить, работая с текстом? (Жанр, тему, главную мысль).
- Какое слово написано на доске? (Урок)
Каждая буква в этом слове поможет нам определить наши действия на уроке.
- Чему учимся на уроках литературного чтения? ( У – учимся размышлять, доказывать и делать выводы , Р – развиваем устную речь , О – открываем неизвестное, К – корректируем ответы одноклассников )
- Какими должны быть ученики, чтобы урок стал интересным, познавательным, необычным? А – активными.
4 . Осознанное выполнение действий, направленных на выявление и освоение учебных задач.
1) Беседа по содержанию.
- Ещё раз повторим: Как называется произведение? («Мена»)
- К какому жанру относится произведение? (сказка)
-Какой народ написал эту сказку? (русский народ)
Вспомните определение сказки.
- Докажите с помощью текста, что это сказка?
- Что в этой сказке вымешлено, а что взято из реальной жизни?
Вы уже знаете два вида сказок: волшебные, о животных.
Эта сказка относится к бытовой.
- Давайте докажем это.
2) Физминутка: А сейчас немного отдохнем под музыку Моцарта «Полет печали» (2 минуты) (Использование этого произведения на физминутке зависит от двух факторов: если учащиеся устали после физической культуры или этот урок уже пятый-шестой по расписанию).
3) Чтение с пометками (Работа на карточках).
- Определите, присутствуют в сказке (только поставить плюс или минус):
4.Словарная работа(презентация).
-Давайте поработаем над трудными словами. Найдите сноски и объясните значение этих слов. (Барышник – торговец лошадьми, Овчар – работник по уходу за овцами, Коробейник - мелкий торговец-разносчик, ходивший со своим товаром по деревне, продававший булавки, пуговицы, ленты, перчатки, ткани, книги и т. п.)
-А кто может объяснить, почему торговца называли коробейником? (товар коробейник носил в коробе)
-А кто такой мужик-серячок? Найдите в тексте предложение с этим словом и прочитайте его (т.е. середнячок, обычный человек)
- В тексте сказки встретились другие "трудные"слова, прочитайте их, попробуйте объяснить.
Табун – стадо или сообщество лошадей, как диких, так и домашних.
Вол – особый вид быков, использующийся, как мясное и рабочее животное.
Плетень - плетёный забор из прутьев и веток.
- Ребята, для чего нам нужно знать значение этих слов? (ответы учеников).
5. Краткий анализ художественного произведения.
-Понравилась ли вам эта сказка? (ответы детей)
-Назовите главных героев сказки? (старик и старуха)
На доске написаны начальные буквы, в них зашифрован сюжет сказки: ВТККПСВ
-Подумайте, расшифруйте эти буквы и у вас получится краткое содержание сказки «Мена», т.е. сюжет (ответы учеников). Расшифровали, но с трудом (Старик пошел волов(В) продавать, купил телегу(Т), телегу поменял на козу(К), козу на кошелёк(К), а кошелёк за переправу(П), потом поспорив с мужиками, получил и фут соли(С) и волов(В).
в) Работа над характеристикой персонажей.
- Что вы можете сказать о главных героях сказки – старике и его старухе?
-- Старик глуповатый, но добрый, приветливый, нежадный, старуха тоже к нему добра.
- Почему старушка не расстроилась, увидев мужа с пустыми руками? («Ну хорошо, голубчик, что ты хоть сам вернулся!»)
- Что говорит о доброте этих персонажей? Приведите пример из текста.
- Верите ли вы тому, что старичок со старушкой счастливы? Почему? ( Они добрые, не жадные, хорошо относятся друг к другу, потому и живут в покое, согласии.)
г) Работа над идеей сказки.
-У вас на партах лежит листок с пословицами. Прочитайте пословицы. Выберите те, которые выражают главную мысль сказки. Работайте в парах
1. На чужом горе своего счастья не построить.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Не нужен клад, коли в семье лад.
4. Не в деньгах счастье .
(Выполнили задание быстро и правильно подобрали пословицы к сказке.3 и 4 пословицы. Объяснили почему их выбрали. Молодцы.
У чились размышлять над вопросами?
Р азвивали свою речь?
О ткрыли сегодня что - то новое?
К орректировали свои ответы и одноклассников?
Если всё делали, то, значит, выполнили задачи, которые были поставлены на уроке? (Ответы учащихся).
- Оцените свою деятельность (на листочках):
сегодня я узнал…
я выполнял задания…
у меня получилось …
6. Домашнее задание: каждый ученик отвечает на определённый вопрос.
воскресенье, 26 января 2020 г.
Русская сказка "Как старик домовничал"
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки "Как старик домовничал" и их характеристика
- Старик. Вредный, самоуверенный.
- Старуха. Добрая, умная.
- Ругань старика
- Обмен делами
- Курица и коршун
- Разлитая сметана
- Сгоревший хлеб
- Высиживание яиц
- Смех старухи
- Поругались старик со старухой и решили делами поменяться.
- Старуха в поле отправилась, а старик домовничать остался.
- Связал он курицу и цыплят веревочкой, а их всех коршун унес.
- Погнался старик за коршуном и сметану разлил.
- Хлеб в печи сгорел, так он сам туда сел яйца высиживать.
- Посмеялась старуха, и простила старика за глупость.
Чему учит сказка "Как старик домовничал"
Сказка учит уважать чужой труд, и не считать свою работу самой важной. Учит не чваниться и не задирать нос, учит не гордится собой без причины. Учит рассудительности и разумности.
Отзыв на сказку "Как старик домовничал"
Меня насмешила эта сказка и особенно мне понравились приключения старика. Он думал, что вести домашнее хозяйство легко, но оказалось, что без должных навыков и умений, даже хлеб не испечь. Все работы почетны, и все по-своему трудны.
Пословицы к сказке "Как старик домовничал"
Не зная броду не суйся в воду.
Век живи, век учись.
Красна птица перьем, а человек уменьем.
Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Дело мастера боится.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как старик домовничал"
Жили-были старик со старухой. И старик часто ругал старуху, обвиняя ее в том, что она ничего не делает, пока он весь день пашет. Надоело это старухе и предложила она на день поменяться со стариком местами. Старик согласился.
Пошла старуха в поле, а старик наказал ей поле вспахать. Остался старик дома, а старуха наказала ему испечь хлеба, сбить масло и покараулить курицу с цыплятами.
Замесил старик хлеб, поставил в печь, связал всех цыплят и курицу веревочкой, чтобы никто не потерялся, стал масло сбивать.
Тут крик на улице. Выбегает старик, смотрит, коршун курицу унес и всех цыплят вместе с ней. Бросился старик в погоню, а пахталку со сметаной на спину повесил. Подумал, что сметана сама в масло собьется, пока он за коршуном бегает.
Но споткнулся старик, упал, сметана пролилась.
Вернулся старик домой ни с чем, а хлеба в печи уже в уголь превратились.
Совсем закручинился старик. Решил хоть яйца высидеть. Положил их в печь, а сам сверху сел.
Старуха с поля приезжает, никто ее не встречает. Заходит в дом, видит старик в печи на яйцах сидит. Поняла старуха, что не справился старик с домашней работой.
С тех пор пошло все у них по старому. Старик в поле работает, старуха за домом следит.
Читайте также: