Пословица к сказке крупеничка

Обновлено: 07.07.2024

Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, с автором – Н. Д. Телешовым.

Воспитательные: Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям.

Развивающие: Развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление, воображение.

Образовательные: Продолжать учить детей настраиваться на прослушивание сказки,уметь выражать свои эмоции: удивление, радость, переживание.

Планируемый результат: Выражает положительные эмоции (удивление, восхищение) при прослушивании сказки Н. Телешовой «Крупеничка»; умеет вести беседу по содержанию произведения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Методы и приемы: чтение, вопросы, беседа,

Наглядные средства обучения: книга Н. Телешова «Крупеничка», гречневая крупа, портрет бабы – Яги (несколько вариантов, каша, книга «Сказки бабы Яги».

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о хозяйственных культурах, д/и «Злаки»

I. Орг. момент (рассматривание выставки на тему «Русские народные сказки»).

1. Рассматривание портретов Бабы Яги и беседа о ней.

2. Чтение сказки, беседа по содержанию.

I. Дети подходят к выставке и рассматривают книги.

II.1) Вы любите сказки?

2) За что вы их любите?

3) Ребята, мы с вами знаем много сказок.

4) А какой сказочный герой встречается в сказках чаще всего?

- Ну, конечно, - Баба Яга?

В разных сказках Б. Яга разная. Вот сейчас мы с вами посмотрим нашу выставку. Здесь Б. Яги (бабки-ёшки) устроили целый конкурс. Посмотрите внимательнее на них и скажите, они все одинаковые или отличаются?

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка»

- Да, все Б. Яги разные, есть и добрые, есть и злые и злющие.

- Давайте вспомним сказки, где живет Б. Яга и какая она. (Ответы детей)

1. Гуси – лебеди – злая?

2. Царевна – лягушка – добрая?

3. Сестрица Аленушка и братец Иванушка – злая?

4. Маша и Б. Яга – добрая?

5. Царь – девица – Б. Яги?

- Ну, а сегодня, ребята я познакомлю вас с новой сказкой, написал ее Н. Д. Телешов. Называется сказка «Крупеничка», а почему так называется, вы сейчас поймете.

Воспитатель читает сказку, после прочтения задает вопросы.

1. Кто такая Крупеничка?

2. Что с ней случилось?

3. Кто выручил Крупеничку из беды?

Ребята, а хотите узнать почему у царевны такое имя?

- Его ей дали случайно, так звали простую женщину, которая встретилась ее отцу. Что случилось с Крупеничкой дальше – вы знаете. А там, где она из простого зернышка снова превратилась в девушку. растут розовые мелкие цветочки, из них появляются зерна. В честь девушки – царевны эти зерна назвали крупой, Крупеничкой. Из них готовят очень вкусную кашу, (показать зерна).

А потом угощают кашей друг друга, поют песни, чтобы красавица – царевна услышала и помогла вырастить хороший урожай гречихи.

А поев этой каши люди говорили: «Гречневая каша – кормилица наша!»

III. – С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- Какие сказки бывают еще?

- Почему сказку автор назвал «Крупеничка»?

- Чем она вам понравилась?

А теперь я вас приглашаю вас к столу попробовать настоящую кашу – «крупеничку».


Дети садятся за стол и едят гречневую кашу.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование на неделю (старшая группа) Старшая группа. Организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность воспитателя и детей.

Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе Расписание непосредственно образовательной деятельности в младшей разновозрастной группе День недели Приоритетные направления Образовательная.

Следующая пословица

1. Учить слушать литературную сказку, отвечать на вопросы по содержанию, развивать связную речь, внимание, формировать запас литературных художественных впечатлений.

2. Использовать литературную сказку, как средство развития словарного запаса детей дошкольного возраста.

3. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа и понимать скрытые мотивы поведения героев произведения.

Оборудование: иллюстрации к сказке.

Словарная работа: воевода, татарское становище, посох, караван, гречишное зёрнышко.

Предварительная работа: чтение литературной сказки Н. Д. Телешова «Крупеничка».

Ход совместной деятельности.

1. Вступительное слово воспитателя.

Сегодня у нас должен состояться интересный разговор по содержанию сказки Николая Дмитриевича Телешова «Крупеничка». Сказка, поведавшая нам о спасении главной героини девушки Крупенички из татарского плена, заинтересовала и понравилась вам.

Мы вернёмся с вами в необычный мир сказки, в котором живут знакомые нам герои сказки: умница и красавица, добрая девушка Крупеничка, слава о которой распространилась на весь мир, её отец воевода Всеслав, мамушка Варварушка, старик-волшебник Одолень-трава, коварный татарский военачальник Талантай.

Хочу напомнить вам, что сказка «Крупеничка» - литературная сказка, у неё есть

автор Николай Телешов, и написана она сто лет назад. Запомните, литературная сказка – эпический жанр, ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.

2. Беседа по содержанию сказки Н. Д. Телешова «Крупеничка».

- Кто такая Крупеничка? (Ответы детей: красавица, единственная дочь воеводы Всеслава).

- Почему все полюбили Крупеничку? (Ответы детей: старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие - все любили Крупеничку за её доброе сердце).

- До кого долетела слава о красоте Крупенички? Ответы детей: долетела до татарского становища, до военачальника Талантая).

- Что приказал сделать Талантай своим воинам? (Ответы детей: выкрасть для своего хана в подарок красавицу Крупеничку).

- Как удалось наездникам Талантая выполнить его приказ? (Ответы детей: налетели неожиданно в лесу на мамушку Варварушку и Крупеничку и подхватили девушку).

- К кому обратилась мать Крупенички за помощью? (Ответы детей: к старику-волшебнику Одолень-трава).

- Во что превратил старик Варварушку? (Ответы детей: в посох).

- Как помогал посох старику в пути? (Ответы детей: старик шёл, опираясь на него, где трудно, раздвигал им в чащах кустарник, а в селениях отмахивался им от собак).

- Что происходило в это время в татарском становище? (Ответы детей: снаряжали караван для отсылки хану золота и мехов, самоцветных камней и снаряжали в путь-дорогу красавиц невольниц. Среди них была и Крупеничка).

Где остановился и что сделал старик? (Ответы детей: остановился старичок возле дороги, по которой пойдёт караван, развернул свой узелок и начал раскладывать для продажи разные сласти - и мёд, и пряники, и орехи).

- В кого превратил старик свой дорожный посох? (Ответы детей: в мамушку Варварушку).

- О чём предупредил старик Варварушку? (Ответы детей: глядеть во все глаза на дорогу, потому что на неё вскоре упадёт малое зёрнышко. Как упадёт, взять его в руку и беречь и не потерять зёрнышка, пока домой не вернёмся).

- Как угощали старик и Варварушка девушек? (Ответы детей: обступили их девушки; старик выбрасывал в воздух целую горсть гостинцев, да ещё горсть и ещё горсть).

- Что почувствовала Крупеничка, когда увидела рядом со стариком свою мамушку? (Ответы детей: поняла она, что неспроста явилась её мамушка и не признает её, а идёт к ней, словно чужая, не здоровается, не кланяется, идёт прямо на неё, во все глаза глядит и только громким голосом говорит одно и то же: «Кушайте, милые, кушайте!»).

- Почему вдруг не стало Крупенички? (Ответы детей: старик взмахнул рукавом над Крупеничкой, и Крупенички не стало, а упало вместо неё на дорогу малое гречишное зёрнышко).

- Что сделала в ту же секунду мамушка, как только зернышко упало на дорогу? (Ответы детей: схватила зёрнышко в руку и крепко зажала).

- Что сделал старик с Варварушкой? (Ответы детей: старичок махнул над нею рукавом - и вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.).

- Куда благополучно возвратился старичок? (Ответы детей: на тот самый берег, где когда-то повстречался с Варварушкой).

- Какой увидел старик Варварушку, когда в очередной раз кинул дорожный посох на землю? (Ответы детей: правая рука в кулачок зажата и к сердцу прижата).

- Что сделал старик с гречневым зёрнышком? (Ответы детей: бросил на поле, которое никогда не было пахано).

- И что случилось в ту минуту, когда зёрнышко упало на землю? (Ответы детей: старичок исчез, появилась живая и здоровая Крупеничка, и зазеленело невиданное растение – душистая греча.

3. Итог.

- Вам понравилась эта сказка? (Ответы детей: понравилась).

- Чем именно она понравилась вам? (Ответы детей: старик не только помог вернуть Крупеничку домой, но и подарил людям замечательное и полезное растение – гречиху).

- О чём эта сказка? (Ответы детей: о том, что в трудную минуту, когда людям нужна помощь, добрые люди обязательно придут на помощь).

Я вижу, что вам понравилась сказка, вы искренне переживали за её героев, внимательно следили за событиями, происходящими в сказке, и радовались хорошему её концу.

Публикации по теме:

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки Н. Шелест «Сказка про паучка» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Следующая пословица


Отзыв о сказке Н.Д.Телешова "Крупеничка"

Главные героини сказки Н.Д.Телешова «Крупеничка» – дочь воеводы Крупеничка и ее старая мамушка Варварушка. Крупеничка выросла красавицей, и слава о ее красоте распространилась так далеко, что один татарский военачальник решил похитить девушку, чтобы подарить ее своему хану.

Послал он трех воинов, и когда Крупеничка с мамушкой шли к лесному озеру, напали воины на них и увезли девушку. А мамушка Вараварушка осталась горевать и плакать у озера. К ней подошел старичок. Он сказал, что идет к басурманам и спросил, не надо ли передать поклон кому-нибудь? Когда же старичок сказал, что его зовут Одолень-трава, мамушка Варварушка стала просить его вернуть красавицу Крупеничку.

Старик согласился. Он превратил мамушку в дорожный посох и отправился в путь. В татарском становище старик расположился возле дороги и разложил для продажи разные сладости. Мамушке он вернул человеческий облик и наказал, чтобы та, как увидит на земле маленькое зернышко, хватала его и не отпускала до самого возвращения домой.

Когда мимо них шел караван с невольницами, старик стал предлагать девушкам сладости. Мамушка была рядом с ним. Она уже увидела Крупеничку, но не показывала, что знает ее. Девушка поняла, что сейчас что-то произойдет. В какой-то момент старик подбросил сладости в воздух и невольницы кинулись их ловить. Тогда старик превратил Крупеничку в зернышко, а мамушка схватила зернышко и прижала его к себе. Старик снова обратил мамушку в посох и отправился в обратный путь. Никто и не заметил, что Крупеничка исчезла.

Когда они вернулись на берег озера, старик вернул мамушке человеческий облик и спросил ее, где тут есть непаханная земля. Мамушка Варварушка показала на землю возле озера. Старик взял у нее зернышко, бросил его в землю и сказал заговорные слова, после чего пропал. Вместо него появилась Крупеничка, целая и невредимая. А на том месте, где упало зернышко, выросло растение, которое теперь называют гречей. И когда люди сеют гречку, они вспоминают Крупеничку.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Крупеничка» заключается в том, что любовь и верность своему долгу помогают человеку в достижении цели. Мамушка Варварушка крепко любила свою воспитанницу Крупеничку. Она так сильно хотела ее вернуть, что ей на помощь пришел кудесник Одолень-трава. Вдвоем они нашли девушку и вернули ее домой.

Сказка «Крупеничка» учит быть внимательным, осторожным и не привлекать к себе внимания злых людей.

В сказке мне понравился старичок Одолень-трава. Он помог мамушке выручить Крупеничку из плена и принес на русскую землю новое растение – гречу.

Какие пословицы подходят к сказке «Крупеничка»?

Красота в глаза бросается.
Верность познается во время испытаний.
Гречневая каша – матушка наша.

Рубрика: Отзывы Метки: о книгах Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Следующая пословица

Телешов. Крупеничка. Краткое содержание. Читательский дневник.

Читательский дневник. Краткое содержание сказки "Крупеничка" Телешова.


категория: образование комментировать в избранное up --> Иванк­ а Попов­ а [3.8K] 2 года назад

Сказка Телешова Николая Дмитриевича (1867-1957) "Крупеничка" написана в форме легенды о появлении на русской земле гречихи и дне 13 июня, когда на Руси варили гречневую кашу и угощали странников.

Крупеничка - название одного зернышка гречихи.

Краткое содержание: Воины татарского военачальника Талантая украли для своего хана дочку русского воеводы Всеслава. А Мамушка Варварушка с помощью чудесного старичка по имени Одолень-трава обратилась в посох и отправилась в дальнюю страну, чтобы вернуть Крупеничку. Там старичок-волшебник обратил Крупеничку в гречишное зернышко и Варварушка, зажав его в руке, вернулась домой. На заброшенном поле, где никто ничего не сеял, по указанию старичка бросила она зернышко в землю и появилась перед ней дочка Крупеничка, живая и здоровая. А на Руси с тех давних пор растет гречиха.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Enot-Nina [97.7K] 2 года назад

Интересна сказка "Крупечинка" Телешова повествует о непростых испытаниях, что выпали на долю девушки по имени Крупеничка и ее матери Варварушки.

Краткое содержание сказки таково:

Не помня себя от горя, матушка все сидела на берегу озера и приговаривала про Одолень-траву, которая способна защитить от всяких напастей. Так перед ней и появилась Одолень-трава в виде старичка. Он обратил Варвару в посох и пошел к татарам. Там он стал угощать их пленниц сладостями, разбрасывал конфеты и обратил Крупеничку в маленькое зернышко, ее пропажу татары не заметили.

Вернулся старичок на родную землю к тому самому озеру. Превратил посох назад в Варварушку. А зернышко бросил на землю. Тут же Крупеничка перед ними и предстала. А на том месте начала расти гречиха.

Совсем кратко в виде плана сказку "Крупеничка":

  1. Красавица-дочь воеводы.
  2. Хитрый замысел татар.
  3. Похищение Крупенички.
  4. Появление старца Одолень-травы.
  5. Старец и Варварушка в таборе татар.
  6. Превращение Крупенички в зернышко
  7. Благополучное возвращение домой.


комментировать в избранное ссылка отблагодарить 88Sky­ Walke­ r88 [341K] 2 года назад

Телешов "Крупеничка", краткое содержание для читательского дневника:

  1. У воеводы Всеволода была дочь-красавица по имени Крупеничка.
  2. Татарские воины украли ее во время прогулки.
  3. Ее мамушка по имени Варвара знакомится со старичком Одолень-трава, который мог делать волшебство.
  4. Он обратил Варвару в посох и отправился к татарскому военачальнику Талантаю, чтобы устроить там ярмарку.
  5. Одолень-трава превращает Крупеничку в зернышко, Варвара его поймала, опять превратилась в посох, и они пошли домой.
  6. Варвара бросила зернышко на заброшенном поле, и перед нею появилась Крупеничка.
  7. С тех пор там растет греча.


комментировать в избранное ссылка отблагодарить Элени­ я [439K] 2 года назад

Николай Телешов, "Крупеничка" - это оригинальная и интересная сказка, которая читается легко и быстро.

В двух словах можно сказать, что жила на свете Крупеничка - красавица дочь у воеводы Всеслава и мамушки Варварушки. Не могли нарадоваться люди на симпатичную молодую девушку, а родители замуж ее хотели отдать за такого человека, который был бы всегда в семье помощником и никуда не увозил жену, чтобы не расставались отец и мать никогда с дочерью.

Но народная молва велика: прознали о красавице в татарском становище - заинтересовался военачальник Талантай, не жениться ли на девице его хану. И задумал тогда выкрасть, отправил трех наездников за девушкой.

Однажды мама Варварушка и дочь Крупеничка пошли к озеру искупаться, а там лес, да много ягод на поляне. Срывали землянику и рассказывала мамушка про чудодейственную одолень-траву, которая несчастья прочь отводит. Но не успели набрать ни земляники, как выкрали злоумышленники красавицу.

Телешов "Крупеничка­": краткое содержание для читательского дневника какое?

Мать с тех пор печалится, сидит на берегу озера и дочь свою вспоминает.

Однажды мимо проходил старец, назвался Одолень-травой и обещал помочь. Для этого мамушка должна все выполнять, как скажет. Превратил женщину в посох и пошел в ту сторону басурманскую, куда увезли похитители девушку, дошел до становища татарского, узнал, что к хану везут сокровища, отправляют невольниц.

Старичок выложил у дороги сласти, мед, орехи, словно он продавец этих угощений. Сказал старичок Варварушке ему помочь и внимательно следить, когда на дорогу упадет зернышко, чтобы понять его и крепко держать.

Мимо проходил караван, предложил старичок всем девушкам угощаться медом, да орехами. А сам превратил Крупеничку в зернышко, мать его подобрала. Превратил в посох обратно мамушку Варварушку старичок, да пошел своей дорогой, а татары еще благодарили за угощение.

Вернулись в родные края, старичок велел посадить зернышко гречишное мамушке Крупенички, в этот момент увидела мать перед собой дочку.

С тех пор 13 июня пошел праздник Гречишницы, а Крупеничку до сих пор вспоминают в песенке со словами:

Читайте также: