Пословицы к рассказу ребята и утята

Обновлено: 07.11.2024

Познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; познакомить с художественными особенностями произведения; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою

Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова; воспитывать чувство толерантности.

Здоровьесберегающие цели: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: урок – презентация, урок – размышление.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации.

1. Организационный момент

Положительный настрой на урок.

Я рада приветствовать всех в этом классе
Возможно, есть классы и лучше и краше
Но пусть в нашем классе всем будет светло
Пусть будет уютно и очень легко!
Начнем же урок, будем время беречь!

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

- Прежде, чем приступить к работе, я вам предлагаю сделать зарядку, но не совсем обычную.

- А сделаем мы эту зарядку, чтобы подготовиться к чтению.

(слайд 2) 1. Задуйте свечу .

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу.

- А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.

- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

(слайд 3) 2. В цветочном магазине.

- Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 - 3 раза).

3. Фонетическая зарядка.
– А сейчас проведем тренировку для нашего голоса и язычков, чтобы на протяжении всего урока правильно и четко говорить.
Читаем наше стихотворение сначала в медленном, затем быстром темпе. Не забудьте про дыхание. Набираем воздух и читаем на выдохе каждое четверостишие.
(слайд 4) Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
– Молодцы, ребята, на протяжении всего урока следите за вашей речью. Не забывайте о том, как надо говорить.

Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Ну, начнём урок, друзья!

2. Введение в тему.
Учитель: Давайте вспомним, какой раздел учебника мы с вами изучаем?
Дети: Мы изучаем раздел учебника «Мы и природа».

Учитель: Чему нас учит этот раздел?
Дети: Он учит нас любить природу, быть наблюдательными, внимательными, бережно к ней относиться. Потому, что только наблюдательный и чуткий человек сможет заметить скрытую жизнь насекомых, птиц, различных зверей.
Учитель: А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться?
Дети: Мы продолжим беседовать о природе, учиться любить природу, наблюдать за ней, чтобы проникнуть в ее тайны и секреты.
Учитель: Ребята, всем ли природа открывает свои секреты?
Учитель: Какому же человеку она их раскрывает?
Дети: Природа может открыть свои секреты только заинтересованному. Наблюдательному человеку, любящему природу.

3.Актуализация знаний

(слайд 5) 1. Рассказ о М.Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

2. Викторина по творчеству М.Пришвина.

1) «Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.»

2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.”

– “ Лисичкин хлеб”

3) « И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.»

-- «Золотой луг»

4) Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле нее, шумел, шумел и наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил ее, огромную, в угол.

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

5. Изучение нового материала

Сегодня на уроке литературного чтения вас ждёт встреча с новым произведением. (7слайд) Прочитайте заголовок произведения « Ребята и утята ».

(щелчок) Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –

Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.

Заголовок – это не просто слова.

Эти слова – всему голова!(С.К.Тивикова)

- О чём может быть текст с таким названием?

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

– Кто видел маленьких утят?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

1) Словарная работа.

(8слайд) – В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.

(9слайд) Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

(10слайд) Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

(11слайд) Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

(12слайд) Кузница – помещение, где работают кузнецы.

(13слайд) 2) Физминутка. «Танец утят»
(14слайд) 3) Чтение рассказа. Слушание рассказа.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– 1. Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
–2. Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
На свободу.

– 3.Сколько надо было идти до озера?
3 версты.
Сколько это километров?
Чуть больше 3 километров.
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
–4.Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток? (лисица, ястреб)
– Докажите строчками из произведения.

– 5.Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– 6.Зачем ребята это делали?
Просто так, для забавы.
– 7.
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– 8.А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
Заботливая .
– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?

Пословицы о маме

При солнышке светло, при матери добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка

Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.

Сердце матери греет лучше солнца.

– 9.Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Кто помешал мальчишкам? (автор)
–10. Смогли ли они объяснить свой поступок? (нет, они струсили)
– 11.Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
–12. Назовите слова, которые показывают строгость автора. (живо, идите, возвратите)
– 13.Что можно сказать о ребятах? (глупые)
–14. Как их назвал рассказчик? (глупыши)
– 15.Можно ли сказать, что ребята были жестокими? (нет)
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– 16.Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (позади)
– А почему сейчас она побежала впереди?
– Хотела быстрее увести детей от врагов.
–17. Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
– Знак уважения .

– 18.Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
–19. Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему? (потому что, она не понимала их языка)
5) Работа с пословицами.

(слайд 15)– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске.
– Прочитайте их про себя.
– Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться – умей и …)

( Сей добро, посылай …, оделяй …)

– Продолжите пословицу.
Сей добро, посылай добро, оделяй добром .
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица? (автору)
– Почему?

6) Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ?
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
(слайд 16 ) – Докажите, что М.Пришвин – человек

а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.

7) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

(слайд 17 ) Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

6. Итог урока

Рефлексия-самооценка. Раздаю наклейки. Шкала оценки. Подсчёт лучиков на солнышках.

-Чему вас научил урок?

-Кто доволен своей работой?

-Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

(слайд 18 ) 7.Домашнее задание: стр.92-94

Подготовить подробный пересказ рассказа, нарисовать иллюстрацию.

(слайд 19 ) Спасибо!

Результативность технологии: способствовало формированию у детей интереса, любознательности, развитие внимания, памяти.

Следующая пословица

Чему учит рассказ "Ребята и утята"
Рассказ учит беречь и любить природу, с нежностью относиться ко всякому живому существу. Учит не обижать слабых, не волновать своих родителей, помогать другим в трудную минуту.

Отзыв на рассказ "Ребята и утята"
Мне очень понравился этот рассказ и особенно поведение автора. Сразу заметно, что этот человек очень любит природу, очень любит всех животных и готов помогать им. И мне понравилось, что ребята не желали утятам зла, они просто не понимали, что поступают нехорошо.

Пословицы к рассказу "Ребята и утята"
У кого детки, у того и заботы.
Кто матери не послушает - в беду попадет.
Тише едешь - дальше будешь.
Над слабыми сильный царствует.
Жизнь дана на добрые дела.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Ребята и утята"
Дика утка чирок-свистунок решила перевести своих утят к озеру. Весной она соорудила свое гнездо за три версты от озера, потому что то разливалось и топило всю округу. А вот теперь, когда утята подросли, требовалось отвести их к воде.
В открытых местах утка-мама шла позади утят, чтобы не выпускать их из вида, и точно также она пропустила утят вперед, когда переходила через дорогу возле деревенской кузницы.
И тут утят закидали шапками ребята. Они поймали утят и только собирались поймать мать, которая бегала вокруг в великом волнении, как увидели автора.
Он строго спросил ребят, что те собираются делать с утятами.
Ребята струсили и ответили, что пустят утят.
А автор пристыдил их и спросил где утка-мама. Ребята показали на утку, которая сидела на кочке на паровом поле. Автор потребовал, чтобы ребята отпустили утят и ребята очень охотно побежали к полю.
Они выпустили утят, а утка-мама собрала своих деток, и степенно повела дальше к озеру, в обход деревни.
Автор снял шапку и помахав ее, пожелал утятам счастливого пути. Ребята было засмеялись, но он сказал, что утятам нелегко добраться до озера, таким крохам. И ребята тоже сняли шапки и стали желать утятам счастливого пути.

Следующая пословица

• Учить чувствовать и понимать характер героев произведения. Закреплять знания детей художественных произведений знакомых писателей. Уметь анализировать поступки героев, формировать умения у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях;

• Развивать память, диалогическую речь;

• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Предварительная работа: продолжать знакомить детей с писателями: М. М. Пришвиным, А. Барто, К. Н. Чуковский, Н. Н. Носовым, А. С. Пушкиным.

Повторение произведений: М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб», Е. Ж. Журка «Золотой луг».

1. Доброе дело и воде не тонет;

2. Мир не без добрых людей;

3. Ласковое слово – что весенний день;

4. Добро и во сне хорошо;

5. Не жалей то кто скачет, а жалей того кто плачет;

6. Доброе слово лечит, а худое калечит.

Опорные слова: дикая утка разливалась, версты, кузница, в обход деревни, прочное место, запыленные, зашвыряли шапками, холмик, отлетела от волнения.

Материал: аудиокассета, портреты писателей: М. М. Пришвина, А. Барто, А. С. Пушкина, красная лента, книги писателей, полочка для книг.

Ход занятия:

Звучит спокойная музыка. Дети встают в круг

Воспитатель: Ребята, что в первую очередь люди, говорят друг другу при встречи?

Воспитатель: Да, люди при встречи здороваются и желают друг другу добра и здоровья. А здороваться будем так. Если я хлопну:

1 раз – здороваемся за руки;

2 раза – здороваемся плечами;

3 раза – здороваемся спинками.

Воспитатель: Какое у вас стало настроение? К нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: Ребята, нам пришло приглашение в библиотеку на открытие выставки. Хотите пойти? Я сейчас узнаю все ли готово. А вы с Юлией Александровной и гостями подходите.

Воспитатель: Вы пришли в библиотеку, на открытие выставки. Право открывать выставку предоставляется мне – Татьяне Анатольевне. А помогут мне в этом Ариша и Алена.

Воспитатель: Кого вы видите на полках? Кому посвящена выставка?

Все портреты открылись, а один нет.

Портрет открывает ребенок.

Воспитатель: Кого видите на портрете? (М. М. Пришвина)

Воспитатель: О ком пишет Пришвин? А сейчас пройдем в читальный зал и подробно остановимся на рассказе «Ребята и утята».

Дети проходят и садятся за столы.

Воспитатель: ребята, а кого называют писателем? О ком пишет Пришвин в своих рассказах? (природе, животных, птицах)

- О ком говорится в рассказе? (утке чирок-свистунок)

- Почему утка чирок-свистунок решила вывести своих птенцов ни около озера, а в болотистом лесу?

- Где находится озеро?

- Что случилось с утятами во время путешествия?

- Какое состояние было у мамы утки? (взволнованное, бегала с открытым ртом)

- Кто помог утке в данной ситуации?

- Что им сказал автор?

- Какое поведение было у мальчиков?

- Какими были мальчики по отношении к утке с утятами? (злые, в начале рассказа бессердечные, не воспитанные)

- А какое поведение было у мальчиков в конце рассказа?

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

- Изобразите шагающих утят на пруд.

- Утенок поцарапал лапку.

- Утята увидели огромного пса. Как испугались?

- Покажите как вам жалко утенка.

Воспитатель: покажите настроение мамы утки и утят, когда она переводила их через дорогу. Когда мальчики утят отпустили.

Пословицы о добре и зле.

Психогимнастика «Спаси птенца»

Воспитатель: чему учит наш рассказ?

Публикации по теме:

«Как утята подружились с цыплятами». НОД по развитию речи с использованием картин с последовательно развивающимся действием. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЕРИИ КАРТИН «КАК УТЯТА ПОДРУЖИЛИСЬ С ЦЫПЛЯТАМИ»ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. Учить детей составлять связный рассказ.

Открытый урок музыки в 5 классе «Музыкальный портрет» Цель: закрепление понятий характер, интонация, динамика, образ. Задачи: сопоставление произведения музыки и живописи; развитие фантазии,.

Следующая пословица

Произведение М. Пришвина «Ребята и утята», картинки с изображением Утки и утят, карточки с изображением плохих и хороших поступков по отношению к животным, карточки с изображением животных.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением М. Пришвина «Ребята и утята». Присаживайтесь по удобнее и внимательно слушайте. (На доске висит изображение утки и утят)

Чтение рассказа «Ребята и утята»

Беседа по прочитанному:

- О ком говорится в рассказе?

- Что случилось с утятами во время путешествия?

- Какое состояние было у мамы утки? (взволнованное, бегала с открытым ртом)

-Какими были мальчики по отношению к утке с утятами? (злые, бессердечные.)

- Хорошо ли мальчики поступили?

- Какое поведение было у мальчиков в конце рассказа?

- Кто помог утке в данной ситуации?

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

Утки серые летели.

Все летели, да летели.

И присели, посидели,

Да и снова полетели

За столы тихонько сели.

Дидактическая игра: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Плохо- хорошо». У вас на столе лежат карточки, на них изображены Плохие и Хорошие поступки по отношению к животным. Ваша задача отобрать карточки с хорошими поступками и объяснить, почему вы считаете это хорошим поступком.

Молодцы ребята! Вы все хорошо справились с этим заданием.

Игра на развитие речи:

Дети по очереди вытягивают карточки с животным (и). Взрослый задает любые вопросы в любой очередности. (Например: Ребенок выбрал утку. Какая она? Назови утку ласково. Как зовут детенышей утки? Чем утка питается? Как она ест)

-Давайте вспомним с каким произведением мы с вами сегодня познакомились?

-Кто был главным героем этого рассказа?

-Как нужно поступать по отношению к живой природе?

На этом наше занятие подошло к концу. Я буду надеяться, что вы все хорошо поняли то, что природу надо беречь и совершать только хорошие поступки.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» в старшей группе Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.

Конспект НОД по развитию речи с элементами сказкотерапии в старшей группе «Все ребята хороши, всех мы любим от души» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учереждение Детский Сад N8 Приморского района г. Санкт-Петербург. Конспект Непрерывно.

Конспект НОД в средней группе детей с ОНР. Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб» Программные задачи: Развивать словарь за счёт активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоимённых форм, притяжательных.

Конспект ООД в подготовительной группе Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» Программное содержание Расширять представления детей о жизни растений. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный.

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе «Спорт, ребята, очень нужен!» (для детей с ОВЗ)

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе «Спорт, ребята, очень нужен!» (для детей с ОВЗ) Цель: Систематизировать знания детей о летних олимпийских видах спорта: волейбол, футбол, баскетбол. Задачи: - развивать физические качества.

Конспект открытого занятия во второй средней группе «Уточка и утята» Тема: «Уточка и утята». Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый.

Конспект занятия по степ-аэробике «Дружные ребята» для мальчиков старшей группы Задачи: формировать осанку, развивать внимание, чувства ритма и темпа музыки, закрепить умение соблюдать дистанцию во время передвижения,.

Конспект занятия парная гимнастика для детей старшей группы «Дружные ребята» Парная гимнастика для детей старшей группы "Дружные ребята" Цель: создание условий для повышения двигательной активности старших дошкольников.

Конспект занятия по полоролевому воспитанию детей в средней группе на тему: «В нашей группе дружные ребята» Цель: формировать дружеские отношения между мальчиками и девочками в группе. Задачи: 1. Формировать представления о различиях полов. 2.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей 2–3 лет на тему: «Весёлые утята» Цель: Создать условия для развития познавательной активности к объектам окружающей действительности. Задачи: Образовательные: 1. Обогащать.

Читайте также: