Пословицы к произведению счастливый жучок

Обновлено: 22.11.2024

Цель . Познакомить учащихся со сказкой Скребицкого Г. А. Развивать навыки чтения; устную речь учащихся. Воспитывать: любовь ко всему живому; умение радоваться счастью окружающих.

Оборудование: набор пословиц, выставка книг, аппликация жучка к сказке Скребицкого, листы для аудирования.

Литература. «Литературное чтение 4 класс» И. Ф. Гудзик, Киев: Освита. «Чтение. Планы-конспекты уроков 4 класс» А. Г. Чарушина, Харьков: Ранок.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

(чтение наизусть стихотворения А. Усачёва «Улитка»)

II . Мотивация учебной деятельности

(речевая разминка по таблице учебника стр. 102)

  • Чтение за диктором
  • Работа в командах

1 команда (*) – внятное четкое чтение первого столбика сверху вниз.

3 команда (***) – быстрое внятное четкое чтение 1 столбика в двух направлениях.

  • Работа с пословицами (каждая команда получает набор слов)

- Дети, составьте пословицу и объясните её значение.

3 группа (***). Счастье без ума – дырявая сума: где найдёшь, там и потеряешь.

  1. группа (**). Не родись ни хорош, ни пригож, а родись счастлив.

III . Актуализация опорных знаний

- О чём эти пословицы? (на доске появляется слово «счастье»)

- Как вы думаете, что такое счастье?

- А вот какое объяснение даёт нам «Толковый словарь» (подготовленный ученик).

Счастье – это состояние полного удовлетворения жизнью, ощущение уверенности и безграничной радости.

- Назовите синонимы (удача, фортуна, благодать, блаженство, везение)

- Люди, поздравляя друг друга с праздником, желают много чего, в том числе и счастья. Каким может быть счастье? (большим, огромным, безграничным, безоблачным).

  • Работа с загадкой

- Чтобы узнать, какое насекомое будет героем нового произведения, отгадайте загадку.

Я на ветке сижу,

Букву Ж всё твержу.

Зная твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

( портрет писателя на доске)

  • Знакомство с биографией (подготовленный ученик)

(аппликация жучка на доске)

V . Восприятие и осознание нового материала

  • Просматривание текста «Счастливый жучок»
  • Словарная работа ( кисея, поблекшие, околица, убранство)
  • «Жужжащее чтение»
  • Аудирование

1.Сказку ребятам рассказала:

А) учительница в классе;

Б) бабушка Дарья;

В) артистка по радио

Б) весёлую весеннюю музыку;

В) яркие нарядные одежды

5. Бабочки , жуки, кузнечики замечательные одежды:

6. Весна, заглянув под прошлогодний листок, увидела:

А) маленького жучка;

Б) спящую бабочку;

7. Жучок ничего не попросил у Весны, потому что:

А) очень ослабел после зимы и не успел вылезти на поляну;

В) он и так был счастлив

8. Жучок был счастлив тем, что:

А) у него появилось много еды;

Б) у него замечательный наряд;

В) он живёт в родном лесу

9. Желание насекомых красиво одеться Весна:

Б) не поняла жучка

11. Весна подарила жучку:

А) красивый ночной наряд;

Б) голубой фонарик;

  • Физминутка
  • Работа над текстом

1. « Чтение за диктором (Был тёплый … . Вот как это было.)

Проверка ответа на первый вопрос ( 1-б)

2. «Чтение цепочкой» ( Прилетела на землю Весна. … Дольше всех никак не мог подыскать…)

4.«Выборочное чтение» (Наконец надел на себя … даже в самую тёмную ночь…)

5. « Чтение молча» (Вот и сказке конец … до конца)

VI . Закрепление и осмысление знаний

- Как вы думаете, сумел ли автор затронуть душу ребят?

- Какие черты характера ценит автор больше всего?

- Так какая главная мысль сказки? Прочитайте.

VII . Обобщение и систематизация знаний.

VIII . Итог урока.

Следующая пословица

Название работы: Конспект урока русского языка в 5 классе «Жизнь сердца.

Г. Скребицкий. Счастливый жучок"

Автор : Солдатова Ирина Олеговна, учитель русского языка

Место выполнения работы : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Ногинск, Московская область, ул.Бабушкина, д.3а

Тема урока: "Жизнь сердца. Г. Скребицкий. Счастливый жучок".

Цель деятельности учителя: - развитие коммуникативной функции речи через изучение художественного произведения Г.Скребицкого «Счастливый жучок»

Задачи :

Расширение круга представлений о счастье.

Повышение речевой мотивации; развитие и коррекция всех сторон речи, умения выразительно читать текст.

Коррекция фонетической стороны речи на основе упражнений в дикции.

Воспитывать умение анализировать свою деятельность, сравнивать с образом (коррекция самооценки).

Тип урока: комбинированный

Применяемые технологии:

Технология уровневой дифференциации

Методы и приемы обучения: беседа, игра, мыслительная деятельность, дифференцированная работа, проблемное изложении, практическая работа, показ.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение : компьютер, презентация; иллюстрации к произведению, карточки с дифференцированным заданием, рисунки учащихся “Счастливый я”, “Счастливый день”; аудиозапись биения сердца, отрывок из аудио сборника “Шедевры инструментальной музыки”; карточки с надписями – высказываниями о счастье (философов, детей из книги “Мир глазами детей”; карточки для моделирования композиции произведения; макет большого сердца + маленькие сердечки.

Термины и понятия: поблекшие, кисея, околица, убранство.

Организационный момент. (Слайд №1)

Игра «Приветствие на сегодняшний день».

- Ребята, давайте начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы передаете это плюшевое сердечко тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кто получил сердечко, в свою очередь передает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы сердечко побывало у всех, и постараемся никого не пропустить.

II . Мотивация учебной деятельности.

Учитель: ( Звучит запись биения сердца) (Слайд №2)

– Ребята, обхватите правой рукой левую руку около кисти. Прислушайтесь, под большим пальцем вы ощутите пульс – биение вашего сердца. Его жизнь и работа зависят от того, насколько вы счастливы. Много добрых людей, живших и живущих в этом мире, хотели и хотят помочь нам быть счастливыми.

Обратите внимание на высказывания о счастье людей разных эпох, разного возраста. (На доске)

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное”. (Платон – древнегреческий философ).

Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем” (Гете – немецкий поэт).

Человек – творец своего счастья” (Торо – мексиканский кинорежиссер).

Хорошо играть с друзьями! Хорошо прижаться к маме! Хорошо любить страну!» (высказывания детей)

- Считаете ли вы себя счастливым человеком? Почему? (спросить несколько учащихся)

2. Анализ рисунков детей (обратить внимание на выставку рисунков) (На доске)

– Недавно, на классном часе, мы затрагивали эту тему и выражали свое понимание счастья с помощью красок. Вы по-своему представляете, что такое счастье. Это видно на ваших рисунках. Может быть, вы прокомментируете их? (Некоторые ребята рассказывают о том, что они изобразили, как назвали рисунок и чем они счастливы).

III . Постановка проблемы.

- Как же стать счастливым? Надеюсь, наш урок поможет нам разобраться в этом.

- Чтобы узнать, над каким произведением мы сегодня будем работать, отгадайте загадку. (Слайд №3)

Летит, жужжит, шумит,

На землю садится,

А никто не боится. (Жук)

- Правильно, это жук. Но сегодня на уроке мы будем читать не о простом жуке, а о жучке, который умеет быть счастливым.

- Мы познакомимся с рассказом Г. Скребицкого «Счастливый жучок», в котором рассказывается об одной маленькой удивительной истории, проанализируем это произведение, и при этом будем совершенствовать своё выразительное чтение. А теперь давайте познакомимся с автором этого произведения Григорием Алексеевичем Скребицким (показ портрета) (На доске)

V . Изучение нового материала.

Учитель: (Слайд №4)

- Г.Скребицкий был необыкновенным человеком и понимал, что природа не лжет, не хитрит, она дружественна к друзьям и беспощадна к врагам. Именно поэтому она и является главным героем его книг.

(Обращение к выставке книг) (Слайд №5)

- По тому, как он чувствует природу, мир вокруг себя, тонко передает ощущения даже самых маленьких обитателей этого мира, мы, даже не зная его, можем сказать какой он человек? (Добрый, знающий природу, мастер слова).

2. Дыхательная гимнастика.

В цветочном магазине.

-Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений.

Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2 – 3 раза).

3.Речевая разминка. (Слайд №6)

Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо погреться
Бедной осинке.

Прочитайте плавно, певуче.

Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

Начните читать громко и постепенно переходите на шёпот.

4. Словарная работа. (Слайд №7)

- Ребята, в тексте вам встретятся некоторые непонятные слова (Поблекшие - потерявшие свежесть и яркость; кисея – прозрачная тонкая ткань; околица – изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него; убранство – внешняя отделка, украшение.)

5. Первичное восприятие.

Учитель читает текст.

6. Осмысление.

-Понравилась вам эта история?

-Кто герои этой истории?

Ответы детей: (старушка, Весна, Солнышко, бабочки, жуки, мотыльки, червячки).

Работа над жанром, композицией.

- А заметили ли вы, в какой необычной форме рассказана эта история?

- Где реальные события? Где сказочные?

- Давайте представим композицию этого произведения. 1начало ? 2 основная часть ?3 концовка. (Слайд №8)

-Найдите и прочитайте начало произведения? (чтение хором)

-Найдите и прочитайте концовку произведения? (чтение цепочкой)

- А над основной частью мы будем работать в течение всего урока.

7. Анализ художественного произведения.

- Какие же подарки хотели бы получить от Весны бабочки, чтобы чувствовать себя счастливыми? (Найти и прочитать в тексте) ( выборочное чтение)

( - Видишь, Весна, как потёрлись, испачкались за осень и зиму наши крылышки, какие мы все некрасивые. Дай нам яркие, нарядные одежды, тогда мы разлетимся в разные стороны, будем кружить над цветами, радоваться твоему приходу, тогда мы будем по-настоящему веселы и счастливы).

Работа в парах.

- На столах у вас лежат карточки с изображением бабочек, которые описаны в произведении. Каждая пара, посоветовавшись между собой, подписывает названия каждой бабочки. ( Проверка по слайду №9)

-А теперь найдите описание, заданной мною бабочки, воспользовавшись текстом. (Выборочное чтение)

Ребята выполняют задание и ищут отрывки в тексте.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд № 10-12)

Дифференцированная работа

- Какие же подарки получили от Весны жуки? Докажите словами из текста.

(Сильные учащиеся находят отрывки описания того или иного жука в тексте, а более слабые учащиеся выходят к доске, подбирают и показывают картинки с изображением данных жуков).

МайороваЛ., Колнацкий Н., Докучаев И., Мишина И.- находят соответствующие картинки жуков у доски

Брыксин А., Грязев М., Болталова А., Бадьев С., Скворцов А. – находят и читают описание жуков в тексте

( Решили принарядиться и важные, степенные жуки. Майский жук оделся в костюм шоколадного цвета, жук-носорог - в коричневый да ещё присадил себе в виде украшения на голову длинный рог. Навозный жук выбрал тёмно-синий костюм. Дольше всех никак не мог подыскать подходящую одежду жучок бронзовка. Наконец надел на себя золотисто-зелёный кафтан, такой нарядный, что, как только выбрался в нём на солнце, так и заблестел в его лучах).

-Как ответила Весна после того как исполнила все пожелания жуков и бабочек?

( - Ну, кажется, всем я угодила, - сказала Весна, - теперь все довольны, могут летать кто куда хочет и радоваться солнечному теплу).

- Стали ли бабочки и жучки счастливы? (Ответы детей)

- А чем был счастлив Иванов жучок? (Ответы детей)

Чтение по ролям (инсценированный диалог Весны с жучком-червячком)

- Как он говорит о том, что он счастлив? Найдите разговор Весны с жучком-червячком в тексте.

(Учитель назначает роли)

Ребята выходят к доске, на голову учитель им надевает шапочки весны, жучка, автора. Ребята начинают выразительное чтение по ролям.

Заглянула Весна под листок и увидела там маленького невзрачного жучка. Он и на жучка-то был не похож, скорее походил на какого то бурого червячка.

- Кто ты такой? - спросила его Весна. - Как тебя звать?

- Меня зовут Ивановым червячком, - ответил ей незнакомец.

- Почему же ты сидишь под листом, не вылезаешь оттуда? Разве ты не хочешь получить от меня красивый наряд? Разве не хочешь быть довольным и счастливым?

Жучок-червячок взглянул на Весну, подумал и ответил:

- А мне и так хорошо, я и так счастлив, счастлив тем, что наступило тепло и всё кругом ожило, радуется твоему приходу.

Мне не надо яркого платья - я ведь ночной жучок, я выползаю из-под листвы, когда уже стемнеет и в небе зажгутся первые звёзды. Зачем мне красивый наряд? Я счастлив тем, что живу в родном лесу. Спасибо тебе, Весна, что ты так красиво его одела. Больше мне от тебя ничего не нужно.

8. Обобщение.

- Вот мы и подошли к пониманию основной мысли. Подумайте и попробуйте передать своими словами главную мысль, которую хотел донести до нас Г. Скребицкий.

Ответы детей: (Автор побуждает: давайте будем добрыми к людям, внимательными к окружающим тебя, будем переживать друг за друга, помогать и радоваться успехам другого и сопереживать чужому горю, ощущать себя единой частичкой классного коллектива).

- Обратите внимание на слова автора…

… как хорошо уметь в жизни радоваться за других… А как хорошо этому научиться! Вот это и есть счастье!

- Вот мы и приблизились к тому пониманию счастья, о котором говорили в начале нашего урока.

- Мы сегодня прочитали, проанализировали произведение, рассмотрели композицию, мы открыли автора. При этом вы совершенствовали своё выразительное чтение, выборочное чтение, учились сравнивать, рассуждать, делать выводы. Эта сказка заставила нас заглянуть в своё собственное сердце, в свои мысли, подумать о себе, о том, какие мы, можем ли мы называть себя счастливыми людьми? Мы попытались узнать, что такое счастье и ответить на вопрос, поставленный в начале урока: как стать счастливым? А ответом будет наша с вами жизнь.

И я хочу сейчас спросить у вас:

- Что на уроке для вас было самым важным, ценным?

Игра «Дадим жизнь сердцу» (На доске)

-Если представить счастье в виде образа беспокойного сердца, то как, по-вашему, какими словами его можно наполнить, что бы оно было счастливым? (На маленьких листиках в виде сердечка дети пишут слова и этими сердечками мы заполняем большое сердце).

Звучит музыка. (Слайд №13)

- Моё понимание счастья совпало с вашим. Как вы думаете, будет ли наше сердце счастливым, если мы наполним его такими словами? (Появляются карточки: мир, любовь, дружба, сострадание, забота, душевность, чуткость, доброжелательность, счастье и т.д.).

- Пусть этот образ сердца висит у нас в классе и напоминает нам о нашем уроке, будет залогом нашей дружбы.

- Положите руки друг другу на плечи. Очень важно почувствовать плечо товарища, знать, что в трудную минуту тебя поддержат. Этим мы счастливы.

Следующая пословица

Цель: ознакомить учащихся с новым рассказом, работать над пониманием содержания текста; развивать речь и память учащихся; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование: презентация, предметы для игры «Что нам дарит счастье», схемы-рисунки бабочек.

Организация класса.

1. Игра «Приветствие на сегодняшний день».

- Ребята, давайте начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Актуализация опорных знаний.

- Как вы понимаете смысл слова счастье?

- Каких людей можно назвать счастливыми? Почему?

- Считаете ли себя счастливым человеком? Почему?

2. Игра «Что нам дарит счастье».

Детям выдаются разные предметы: морскую раковину, красивый камушек, ветку дерева, цветок, книжку, игрушку.

- Ребята, посмотрите внимательно на свой предмет. Расскажите, как этот предмет может сделать людей счастливыми.

Мотивация учебной деятельности.

- Какие вы молодцы! А сейчас давайте немного поиграем.

1. Игра «Узнай слова с одного взгляда» (слайд 2).

- Сейчас на экране вы увидите слова. На ваших партах лежат кружочки с цифрами. Посмотрите на них. У кого кружочек с цифрой 1 читают первый столбик, с цифрой 2 – второй столбик, с цифрой 3 – третий столбик. Через несколько секунд слова на экране исчезнут. За это время вам необходимо прочитать и запомнить свой столбик.

2. Работа со скороговоркой (слайд 3).

Проведение конкурса «Мастер скороговорки»

3.Создание эмоционального фона. Прослушивание музыкальной пьесы «Полёт шмеля» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (слайд 4).

- Что вы представили, слушая эту музыку?

- На чьи голоса похожи звуки музыкальных инструментов?

- Ребята, а в каком произведении мы с вами встречали шмеля?

- Сейчас, мы с вами прослушали музыкальную пьесу «Полёт шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Давайте посмотрим на экран и вспомним отрывок из этой сказки (слайд 5, 6.)

- А сейчас давайте немного отдохнём, сделаем упражнение «Погода в Занзибаре».

Станьте в круг, повернитесь направо и идите дальше, повторяя движения за мной.

В Занзибаре греет солнышко. ( Гладить по плечам того, кто идёт впереди .)

Дует лёгкий ветерок. ( Провести пальцами по спине .)

Но вот тучки закрыли солнце, стал накрапывать дождик. ( Постукивать пальцами по спине.)

Поднялся ветер. ( Тереть спину).

Начался ливень. ( Энергично постукивать пальцами по спине .)

Град. ( Лёгкие удары кулачками .)

Но что это? Буря успокаивается…( Действия в обратном порядке .)

Ливень переходит в мелкий дождик, буря превращается в лёгкий ветерок.

В Занзибаре снова солнце!

- Чтобы узнать, над какой темой мы сегодня будем работать, отгадайте загадку (слайд 7).

- Правильно, это жук. Но сегодня на уроке мы будем читать не о простом жуке, а о жучке, который умеет быть счастливым.

- Мы познакомимся с рассказом Г. Скребицкого «Счастливый жучок» (слайд 8).

Изучение нового материала.

Просматривание текста «Счастливый жучок»

- Сейчас мы проверим ваше умение просматривать прочитанное. Пробегите глазами по данному тексту, читая только выделенные слова.

- Теперь проверим, выбирая ответы, поняли ли вы сказку хотя бы в основном.

- Молодцы! А теперь давайте внимательно прочитаем сказку и обратим внимание на те подробности, которые ускользнули от нас при беглом чтении.

3. Чтение рассказа «Счастливый жучок» учителем.

4. Словарная работа.

- Какие слова в тексте вам непонятны? ( Поблекшие - потерявшие свежесть и яркость; кисея – прозрачная тонкая ткань; околица – изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него; убранство – внешняя отделка, украшение.)

5. Чтение рассказа учащимися.

- Мы много читали, нашим глазкам нужно отдохнуть. Посмотрите на экран. К нам прилетела маленькая божья коровка. Следите за её движениями глазками (слайд 9).

Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

Подберите отрывок из текста к иллюстрациям (слайд 10, 11, 12, 13, 14.)

- Выберите из текста понравившиеся описания нарядов бабочек и изобразите их на схеме-рисунке. Подпишите название каждой раскрашенной бабочки.

Разгадывание загадок (слайд 15, 16, 17.)

Чтение учителем рассказа Н. Сладкова «Кузнечик» (слайд 18, 19.)

- Почему кузнечики получили такое название? Расскажите.

Подведение итогов урока.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- С какой сказкой мы познакомились?

- Назовите героев сказки?

- В каких словах заключена главная мысль сказки?

2. Чтение стихотворения (слайд 20.)

3. Игра «Спасибо за приятное занятие».

- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Следующая пословица

• Кто правдой живет, тот добро наживет; кто добро творит, того Бог благословит.

"Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный"

•Бранись, брда на себя оглнись.

• Взявшись за гуж, не говори, что не дюж.

• Заварил кашу – ссора до добра не доводит.

• .Других не суди, на себя погляди.

• Правда – глаза колет.

Осень

• От осени к лету поворота нету.

• Лето со снопами, осень с пирогами.

• В октябре ни на колесах, ни на полозьях.

• В сентябре одна ягодка, да и та горькая рябина.

• Осень – запасиха, зима – прибериха.

• Холоден сентябрь, да сыт.

Зима

• В зимний холод всякий молод.

• В феврале дороги широки.

• Готовь сани летом, а телегу зимой.

• Зиме да лету союза нету.

Весна

• Матушка весна – всем красна.

• В апреле земля преет.

• Февраль богат снегом, апрель водой.

• Весна и осень – на дню погод восемь.

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

• За большим погонишься – последнее потеряешь.

И. Соколов – Микитов «Листопадничек»

• В гостях хорошо, а дома лучше.

• Везде хорошо – где нас нет.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

• Встречают по одежде, провожают по уму.

С. Аксаков «Аленький цветочек»

• Шуба овечья, да душа человечья.

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

• Собирай по ягодке, соберешь кузовок.

• Лесом шел, а дров не нашел.

В. Катаев «Цветик - семицветик»

• Дружба дороже денег.

«Хлеб»

• У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

• Хлеб – всему голова.

• Хлеб – батюшка. Водица – матушка.

• Хлеб да вода – молодецкая еда.

• Без соли, без хлеба худая беседа.

• Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

«Бременские музыканты»

• Доброе братство лучше богатства.

• У страха глаза велики, да ничего не видят.

• Один за всех – все за одного.

С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

• Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

• Доброму везде добро.

• Кто любит труд, того люди чтут.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• С поклону голова не болит.

Семья

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• На свете все сыщешь, кроме отца и матери.

• Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Праздник мам

• Материнская молитва со дна моря поднимает.

• Лучше матери друга не сыщешь

• Нет такого дружка, как родная матушка.

• При солнце тепло, а при матери добро.

Посуда

• Дом как полная чаша.

• Дорога ложка к обеду.

Овощи

• Без заботы и репу не вырастишь.

• Всякому овощу свое время.

Домашние животные

• Без кота мышам раздолье.

• Козла спереди бойся, коня сзади.

• Кошка на порог, а мышка в уголок.

Труд – профессии

• Птицу узнают в полете, а человека в работе.

• Делу время, потехе час.

• Поработаешь до поту – поешь в охоту.

• Умелые руки не знают скуки.

• Сделал дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Терпенье и труд все перетрут.

Рыбы

• Как рыба в воде.

• Биться. Как рыба об лед.

• Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Об учении

• Азбука к мудрости ступенька.

• Без муки нет науки.

• Без терпенья нет ученья.

• Грамота – второй язык.

• Грамоте учиться – вперед пригодиться.

• Знание лучше богатства.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Сразу всему не научишься.

Колобок

• Чем хвалимся, на том и провалимся;

• На языке медок, да на сердце –ледок.

Теремок

• Не бравши топор, жилья не срубишь;

• Легко взято, легко и потеряно.

Репка

• Из многих малых одно большое выходит;

• Капля по капле и камень долбит.

Лиса и журавль

• Как аукнется, так и откликнется.

• Каков привет, таков и ответ.

Курочка, мышка и Тетерев

• Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Лисичка со скалочкой

• Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить.

Царевна Несмеяна

• Не все то золото, что блестит.

• Телу – простор, душе – теснота.

Публикации по теме:

Выручалочка «Учим песни». Предлагаю вам еще одну "выручалочку" - мнемотаблицы. Я их использую при разучивании слов к песням и движений в танцах. Вот некоторые примеры.

Читайте также: