Пословицы к басне трудолюбивый медведь

Обновлено: 22.11.2024

Цель: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Трудолюбивый медведь».

Дата проведения: «30» ноября 2020 г.

Учитель: Гиззатуллина З.И./___________

Методист: Ситдикова О.А. /__________

Оценка за урок: ___________________

Класс : 2 «Б»

Тема: Басня И.А. Крылова «Трудолюбивый медведь»


Тип урока: Знакомство с новой темой

Цель: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Трудолюбивый медведь».

· Формировать умения объяснять внутреннее состояние персонажей, рассказывать об их поступках.

· Развивать навыки чтения: правильность, беглость, осознанность, выразительность; развивать речь обучающихся, артикуляционный аппарат; обогащать словарный запас; расширять кругозор детей.

· Воспитывать бережное отношение к природе, к животным; интерес к миру художественной литературы и жизни талантливых людей.

· перерабатывать полученную информацию;

· формировать умения воссоздавать картины, нарисованные автором;

· выразительных средств, создающих художественный образ;

· расширять активный и пассивный словарь детей;

· Применять простые правила поведения при сотрудничестве (договариваться друг с другом, проявлять внимание и такт при работе в группе);

· Осознавать роль языка в речи;

· Высказывать своё мнение;

· Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

· формировать умения планировать, контролировать и оценивать

· учебные действия в соответствии и поставленной задачей на уроке;

· определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке;

· учиться осознанному построению речевых высказываний;

· Слушать и понимать речь других;

· создание условий для развития речевой деятельности (говорение, чтение),

· формирование навыков сотрудничества (создание условий для работы в группе)

· обсуждают героев литературных произведений: высказы­вают свое отношение.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

2.Актуализация знаний, создание проблемной ситуации

- Наш урок мне бы хотелось начать словами: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело-только мука…»

- Я желаю вам сегодня согласия, понимания и дружной работы.

Речевая разминка.

Что нужно сделать, чтобы читать четко, красиво и выразительно?

а) Чтение скороговорки, отработка произношения.

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали —
И проснулись на заре.

Повторить 3 раза: «тихо», «не очень тихо», «громко» (коллективная работа).

3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности

Тема урока у нас непроста,

Гостья будет у нас хороша:

Поучительна, мудра,

Кто же такая она? (на слайде буквы «раскиданы» и дети собирают из них слово «БАСНЯ»).

- Может кто – то из вас знает, что такое басня?

- Что такое басня? Это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. В басне обязательно должно быть поучение, совет или насмешка над дурным поступком. В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери, но ведут себя по- человечьи: спорят, ссорятся, мирятся. Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать. Басни Крылова легко запоминаются – они такие ясные, складные. А многие фразы из них стали крылатыми: «Ларчик просто открывался», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», - говорим мы в подходящий момент, порой даже не думая, что слова эти произнесли герои басен Крылова.

- А как вы думаете, как называют автора басни?
- Каких баснописцев вы знаете?
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого русского баснописца И.А. Крылова.

- Чтобы узнать название басни, которую мы сегодня прочитаем, вам нужно найти спрятавшиеся буквы.

- Какие буквы спрятались?

- О ком будет идти речь?

- Какого вы представляете медведя?

-Итак, автор известен, произведение известно, сформулируйте тему урока.

-Какова же цель урока?

-Что нужно для достижения этой цели?

Басня И.А. Крылова «Трудолюбивый медведь»

Вспомнить биографию И.А. Крылова, узнать, о чем басня «Трудолюбивый медведь», понять замысел автора.

4. Открытие нового знания.

- Посмотрите на экран. Кто изображён?

- Верно. Что вы о нём можете мне рассказать?

- Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца “дедушки Крылова”, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

И.А. Крылов родился в Москве. Детство и отрочество его прошли в тяжелых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Своему сыну он оставил в наследство солдатский сундучок с книгами. Мать Крылова, Мария Алексеевна, не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Крыловы жили в глубокой нищете. Мать ходила читать и отпевать покойников в богатые дворянские и купеческие дома, будущий баснописец начал служить в одном из казенных учреждений. Он рано познакомился с судейским произволом, взяточничеством, унизительной атмосферой человеческого бесправия.

Будущий писатель не учился в школе. Но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал “Зритель”. Но именно басня сделала его известным.

Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов “посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пестрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов . ”

- Что вы запомнили из моего рассказа?

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!

Словарная работа

- Помогите определить значение слова Кум в басне – друг, приятель.

Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.

Следующая пословица

Сказка "Мужик и медведь" повествует о работящем, трудолюбивом мужике, и ленивом медведе. Первый старался всего достичь своим трудом, пахал поле, сеял, убирал урожай. Второй хотел все вкусное получить бесплатно, уповая на свою силу и страх, который он внушал мужику.

Но мужик отнюдь не горел желанием делиться с кем бы то не было плодами своего труда, а потому схитрил и проучил медведя. Когда они заключали между собой договор, мужик оговорил, что возьмет корешки, а это была репа. И конечно мужик получил то, что хотел изначально, а медведю досталась несъедобная ботва. Однако первый урок впрок не пошел и медведь решил, что теперь он получит корешки. Хитрый мужик извернулся и посеял рожь, а значит медведь снова получил отходы производства.

Для описания главной мысли этой сказки нам потребуются пословицы которые говорят о хитрости, об уме, о лени и жадности, о том, что свой хлеб нужно добывать своим же трудом, а не эксплуатировать других.

Следующая пословица

Помогите пожалуйста, по риторике задали написать написать басню. Подайте пожалуйста мысль. В басне должна быть мораль из поговорки. Напишите мне пожалуйста поговорку в которой есть мораль. В басне должны быть главные животные. Пожалуйста, подайте идеи у кого какие..

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов категория: философия, непознанное комментировать в избранное up --> Tacit­ urn [20.3K] 7 лет назад

Всё очень просто. Живёт человек, живёт. Лень ему учиться и работать лень - такая уж человеческая натура, но виноват в своих бедах не он, а обязательно кто-то другой. Скорее всего тот, кто им руководит. Будет у него руководитель пьяница - не нравится ему, будет полудохлый мямля - тоже не нравится, будет вор и прощелыга - тоже, будет деятельный, адекватный и инициативный - всё не то. Хоть спину ему мёдом намажь - он всё жалуется да жалуется. Мораль басни в том, что человеческая сущность такова, что не имеет значения, каков тот, кто им командует: хорош или плох, а в том, что руководитель для него изначально плох только потому, что он руководитель, а всё остальное- по боку. Сущность этого человека и смысл его жизни - постоянно жаловаться, отнимите у него такую возможность - он станет самым несчастным.

Если по теме: можно в качестве руководителей ставить животных с разными повадками и качествами, которые, естественно не будут нравиться какому-нить ворчливому дикобразу.

система выбрала этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Милая Кошеч­ ка [328K] 2 года назад

Лиса очень дружила с медведем, постоянно его нахваливала, говорила, какой он замечательный друг и что она готова его поддержать в любой момент. Медведь всегда делился с Лисой своей добычей.

Однажды Медведь сломал лапу, он теперь не мог ходить на охоту и очень рассчитывал, что ему поможет Лиса. Лиса один раз забежала к нему в гости, увидела, что Медведь теперь бесполезный для нее и больше не заходила. Медведь понял, что дружила с рыжая Лиса только ради своей выгоды, с тех пор не дружат.

Главный порок в такой басни - это лесть и лицемерие. Такие люди, как Лиса ищут свою выгоду во всем, и как только человек становится в их глазах бесполезный - дружба сразу прекращается.

в избранное ссылка отблагодарить Милая Кошечка [328K] поговорка к этой басне такая:
Кого сдружила выгода, те век будут ссориться — 2 года назад комментировать Nelli­ 4ka [110K] 3 года назад

Сначала подумайте над тем, какое качество в человеке вам больше всего не нравится. Допустим, пусть это будет двуличность, лицемерие.

Вспоминаем, кому из животных можно причислить это качество. У меня есть живой пример из жизни - кот, который отправился жить на дачу и нашел там тех хозяев, что кормят получше. От старых он теперь носом ведет.

Ну а дальше придумываем саму историю.

Жили-были кот и кошка. Однажды кот говорит своей кошке: "Жена, сходи к коровке, попроси у нее молока". Отправилась кошка к корове, а та ей и говорит: "Принеси мне травы, я тебе молока дам". Кошка пыталась умаслить корову, говорила ей ласковые речи ("коровушка, кормилица ты наша, на, но рогатое животное стояло на своем.

Но корова - натура переменчивая. Когда кошка ушла, пообещав на следующий день принести травы, корова подумала: "Что же я, до завтра терпеть буду? Пойду пощиплю травы у дома кошки, а заодно и молока ей дам, а кошка завтра выполнит свое обещание".

Пошла корова к дому кошки и слышит из открытых окон такой разговор: "Ах, она такая-сякая, проклятая, молока не дала и т.д.". Рассердилась корова, постучала рогом в дверь, а когда ей отворили, промолвила: "Не дам я больше вам молока, можете не говорить мне больше ласковых речей".

Вот так с тех пор и повелось - чтобы достать молока, кошке приходится его не у коровы просить, а у человека.

Следующая пословица

Тема урока: Басня Ивана Андреевича Крылова «Трудолюбивый медведь».

Номер урока в данной теме: урок второй.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся с произведением И.А.Крылова «Трудолюбивый медведь»

Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности , как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою

Развивать осмысленность и выразительность чтения.

Включать учащихся в змоционально - творческую деятельность.

Продолжать работу над развитием связной речи учащихся

Способствовать осмыслению нравственных ценностей в баснях И.А.Крылова, освоению основных литературоведческих понятий (наставление, иносказание, нравоучительный комический рассказ); создать условия для обучения работе с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали

Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением

Форма урока: урок с элементами практической работы.

Оборудование урока:

Учебник: Кац Э.Э. Литературное чтение 4 класс, 2 часть, ноутбук, телевизор

Планируемые результаты

Предметные: научатся выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос с опорой на авторский текст,оценивать события , ; определять героев басни, характеризовать их, делать выводы, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками, формировать навык осознанного, выразительного чтения.

Личностные: понимать нравственные уроки, которые даёт басня; анализиррвать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы.

На уроке не зевать,

А работать и читать.

Вы урок начать готовы!!

Будем слушать , рассуждать и друг другу помогать.

- Наш урок мне бы хотелось начать словами: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело-только мука…»

- Я желаю вам сегодня согласия, понимания и дружной работы.

Учащиеся приветствуют учителя и настраиваются на рабочий лад.

Регулятивные: целеполагание

Личностные:

Речевая разминка

1 « Одуванчик» (Представим, что мы пришли в лес ,а на поляне много одуванчиков. Срываем себе один одуванчик и дуем на него. Делаем вдох носиком и выдох .(повторить 5 раз)

3. « Во бору»

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру

А медведь не спит

Громче и быстрее.

С ударением на каждом слове.

Мобилизация внимания. Включение в учебную деятельность

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Тема урока у нас непроста,

Гостья будет у нас хороша:

Поучительна, мудра,

Кто же такая она?

Вспомните, чем удивительна и необычна была жизнь И.А.Крылова

Какой жанр литературы использовал И.А. Крылов для своих произведений?

А что такое басня?

Чем басня отличается от сказки?

Ученик читает подготовленный синквейн, дети отгадывают

короткая поучительная

учит осуждает подсказывает

век живи, век учись

Ответы на вопросы.

самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с

целью выделения признаков.

Работа по теме урока. Работа с текстом

Сейчас мы прочитаем одну из известных басен. Откройте учебник на стр. 91.

Давайте прочитаем басню «Слон и Моська» по ролям.

Какие недостатки высмеиваются в этой басне?

Что такое мораль?

Какова мораль басни?

Я вам раздала карточки, которые нужно будет заполнять во время урока.

В конце урока мы сравним ваши выводы.

И так какую басню запишем первой?

Чтение по ролям Автор- Бабиева

Подруга Моськи – Олег

Логический, поучительный вывод.

В басне описаны люди, желающие нападками на другого, зачастую более авторитетного человека и шумом вокруг себя, создать шумиху и популярность, и что всегда найдется публика, какую это привлечет.

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.

Работа по теме урока. Инсценирование.

Следующую басню вы тоже хорошо знаете. И сейчас свое домашнее задание покажут воспитанники.

Пока смотрите инсценирование басни - заполните таблицу.

Уже записали мораль? Молодцы.

Инсценорование басни «Квартет»

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.

Давайте немного отдохнем.свою физминутку покажет..

Физминутку ведет Гончаров

Личностные: работа в команде одноклассников.

Коммуникативные: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Работа по теме урока. Инсценирование.

Продолжаем искать мораль в баснях. Давайте просмотрим следующую басню и заполним свои таблички.

Кто увидел какие пороки высмеивает эта басня? Записали? Молодцы.

Тогда встречайте следующих актеров.

Инсценорование басни «Ворона и Лисица»

Инсценорование басни «Зеркало и обезьяна»

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Работа по теме урока. Соотношение морали басен с русскими пословицами. Развитие речи

Прежде чем сравнить ваши выводы я предлагаю подобрать пословицы которые подойдут к басням И.А.Крылова.

Объясните, почему вы так считаете.

Не пори, когда шить не умеешь. (Квартет)

Не рой другому яму, сам в нее попадешь (Чиж и Голубь)

Молодец среди овец, а на молодца – и сам овца (Слон и Моська)

Где родился, там и сгодился (Щука и Кот)

Глаз видит, да зуб неймет (Лисица и виноград)

Лето пролежишь – зимой с смой побежишь (Муравей и Стрекоза)

Подбирают к названию басни пословицу.

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия.

Подведение итогов. Анализ эйдос-конспектов

Теперь давайте сравним ваши выводы.

Читаем название басни, затем пороки, которые высмеивают, и как вы понимаете мораль.

Поднимают руки те, у кого совпало по смыслу

Читают свои записи по очереди.

самопроверка и взаимопроверка.

Познавательные: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

Подведение итогов.

Также здесь стоят книги из нашей библиотеки. Басни И.А.Крылова печатают до сих пор. Почему так происходит?

Отвечают на вопросы.

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Используя «словарь настроения» скажите, какое настроение у вас?

Каким чувством вы хотите поделиться со мной, с другом?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Как вы оцените свою работу на уроке.

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

Свою работу оценит воспитанник.

Показывают карточки на которых рисуют смайлику рот.

Воспитанник устно оценивает свою работу

умение делать выбор и обосновывать его.

Личностные : нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков

Читайте также: