Пословицы и произведения соотнесите пословицы с произведениями

Обновлено: 07.11.2024

Пословица обладает следующими отличительными особенностями: краткость, яркость, поучение, совет, народное творчество, маленькая форма, мудрость.

Следующая пословица

В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц.

I. Пословицы – максимы, фиксирующие конкретные моменты действительности и выраженные обычным языком.

• Ждать да гонять – нет хуже.

II. Афоризмы, сохраняющие конкретное содержание, но употребляющиеся в переносном смысле.

• Бодливой корове бог рога не дает.

III. Изречения, которые можно понимать только иносказательно.

• Что посеешь, то и пожнешь.

В дошкольных учреждениях описанные выше разновидности пословиц могут быть использованы во время проведения экскурсий в лес, парк, школу и т. д. ; на прогулках, на занятиях, на прогулках, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, рисованию и т. д.

Возможно также использование пословиц в повседневной жизни, в процессе индивидуальной работы по развитию речи, на праздничных утренниках.

Взрослые, писал К. И. Чуковский, мыслят словами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысли на первых порах связаны только с конкретными образами.

Поэтические произведения многие столетия передавались от поколения к поколению. Ребенок усваивает поэтические образы народа. Сокровищница русского языка раскрывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества.

Совершенные образы его – пословицы, поговорки, загадки, сказки – входят в его язык.

Ниже приводятся задания дошкольникам, предполагающие формирование у них операций мышления, элементов творческого и воссоздающего воображения на материале пословиц и других жанров.

Цель: учить детей анализировать, сравнивать, находить общее в нравственном содержании разных пословиц.

Материал: пословицы:

• Наскоро делать – переделывать.

• Поспешишь – людей насмешишь.

• Тяп-ляп – не выйдет корабль.

Иллюстрации к этим пословицам.

Методика проведения: воспитатель называет пословицу и вывешивает на доску картинку к каждой пословице.

Послепоказа всех картинок задает детям вопросы:

1. Чем похожи пословицы?

2. Какие картинки можно подобрать к первой, второй, третьей пословице?

3. Какое слово больше подходит к этим пословицам: неряха, хвастун, торопыга? Почему?

4. Какую можно придумать историю, происшедшую с торопыгами?

Цель: учить классифицировать пословицы по содержанию.

Материал: кукла Петрушка, пословицы.

• Один за всех, и все за одного.

• Один в поле не воин.

• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Цветные карандаши, бумага.

Методика проведения:

Скажите детям, что к ним в группу пришел Петрушка. Он будет проверять, как они поняли и запомнили пословицы. Петрушка будет называть пословицы, а дети – рисовать их. Когда дети нарисуют все пословицы, попросите их сказать, что означают их рисунки, какие им соответствуют пословицы.

Цель: учить детей соотносить содержание пословицы с содержанием сказки.

Материал: пословица «У страха глаза велики»; русская народная сказка «У страха глаза велики».

Методика проведения: В гости к детям приходит «Сказочница», рассказывает детям сказку «У страха глаза велики»и объясняет, что сказка названа словами пословицы. Детям дается задание объяснить, почему так названа сказка.

Цель: систематизировать и уточнить знание детей о пословицах.

Материал: разборная ромашка, на лепестках которой написаны задания детям.

Методика проведения: разделите группу на две команды, выберите капитанов. Предложите капитанам подойти к воспитателю и вытащить по одному лепестку из ромашки.Зачитайте играющим задания:

• Вспомните и назовите пословицы о труде.

• Расскажите сказку, которая называется словами пословицы.

• Назовите пословицы о трусости, смелости, вспомните сказки о смелых и трусливых людях и животных.

Цель: учить детей изобразительными средствами передавать содержание пословицы.

Материал: пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Методика проведения: Зачитайте детям пословицу, спросите в каких случаях ее можно использовать.Дайте задание: придумать смешные истории к этой пословице и рассказать их малышам.

Цель: учить детей отличать пословицы от других жанров литературного творчества.

Материал: знакомые детям стихи, потешки, песни.

Методика проведения: Воспитатель предлагает послушать стихотворения, потешки, сказки, пословицы и верно их квалифицировать, объясняя, чем отличаются пословицы от потешек и т. д.

Затем поручите ребятам вспомнить пословицы о дружбе, неряшестве и т. д.

Цель: учить детей заканчивать пословицы.

Материал: кукла Буратино, пословицы:

• Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

• Кончил дело – гуляй смело.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Методика проведения: Скажите детям, что к ним в гости пришёл

Буратино. Он хочет узнать, помнят ли дети пословицы. От имени Буратино

зачитайте детям начало пословицы и предложите закончить их.

Цель: в игровой форме обобщить и уточнить знания детей о пословицах.

Материал: карта путешествий (рисунок моря с несколькими островами). На карте «Остров дружбы», «Остров труда», «Остров веселья», фишки в виде корабликов.

Методика проведения: Предложите детям поиграть в путешествие. Разделите группу на две команды, выберите капитанов. Команда должна поочередно выполнять задание – достигая «островов» проговаривать пословицы, соответствующие названию «островов».

Победительницей считается та из команд, которая больше других вспомнит пословиц.

В честь команды – победительницы предложите детям послушать запись песни о путешественниках.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в работе с дошкольниками с учетом полоролевых особенностей Проблема воспитания детей с учётом гендерных различий не нова. В разное время к ней обращались такие исследователи, как А. Моль, Л. С. Макаренко,.

Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками. Материал подготовила воспитатель Медведева Елена Николаевна. Современные.

Использование педагогом-психологом метафорических карт в работе с дошкольниками

Использование педагогом-психологом метафорических карт в работе с дошкольниками Как молодой специалист, начав работать, столкнулась с проблемой не контактности некоторых детей, связанной с их психологическими особенностями.

Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным.

Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и.

Использование песочных макетов в работе с дошкольниками Современный дошкольник – пытливый исследователь и деятель, готов к общению, ориентирован на познание человека и природы. Знакомство с окружающим.

Использование тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками «Использование тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками» Двигательная активность является естественной потребностью.

Особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась.

Педагогический опыт «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Педагогический опыт «Использования средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Абрамушкиной Татьяны Николаевны Воспитателя.

Современные технологии в образовании. Использование интерактивного оборудования в работе с дошкольниками.

Современные технологии в образовании. Использование интерактивного оборудования в работе с дошкольниками. Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.

Следующая пословица

С какими произведениями можно соотнести следующие пословицы?

Вежливости открываются все двери.
Красив тот, кто красиво поступает.
Остёр на язык, да к делу не привык.

Решение

"Вежливости открываются все двери".− В.Осеева "Волшебное слово".
"Красив тот, кто красиво поступает". − В.Осеева "Почему?".
"Остёр на язык, да к делу не привык". − В.Осеева "Хорошее".

Следующая пословица

Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди−ка ты!

Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козёл засыпает,
А маленькие козлёночки
Муку выгребают…

Сшила Саша Саньке шапку.

− Ты пирог съел?
− Нет, не я!
− А ещё хочешь?
− Хочу!

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.

Решение

Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори. − Пословица.

Учись доброму, худое на ум не пойдёт.− Пословица.

Считалка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы…
Поводи пойди−ка ты!

Прибаутка.
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козёл засыпает,
А маленькие козлёночки
Муку выгребают…

Скороговорка.
Сшила Саша Саньке шапку.

Прибаутка.
− Ты пирог съел?
− Нет, не я!
− А ещё хочешь?
− Хочу!

Колыбельная песенка.
Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон.
Стали гули ворковать.
Стала Маша засыпать.

Читайте также: