Пословицы и поговорки сценарий для детей

Обновлено: 28.04.2024

В конкурсе могут принимать участие 2 – 4 команды учащихся 1-4 классов или среднего звена. Дети должны заранее приготовить пантомимы пословиц, нарисовать рисунки, подобрать книги.

ВложениеРазмер
Конкурс пословиц и поговорок 49.5 КБ

Следующая пословица

Легкий непринужденный праздник с конкурсами играми и подарками ,очень понравился детям. В программе досуга знакомство со значением пословиц и поговорок, шуточная викторина , нацеленная на знание детьми пословиц, показ и отгадывание детьми поговорок, сюрпризные моменты . музыкальные игры.

ВложениеРазмер
zravstvuyte.doc 51 КБ

Следующая пословица


Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Чем дальше в лес … (тем больше дров).

Первый конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс: вспомнить пословицы о труде.

Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не выловить и рыбку из пруда. И другие.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

Тише едешь – дальше будешь.

Четвёртый конкурс: на карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой окончание. Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить пословицы по-новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

Шестой конкурс: вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Ленивый одну работу два раза делает.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Девка красива, да прясть ленива.

Голова завита, да делом не занята.

У Федорки всегда отговорки.

Один машет, а семеро руками машут.

Лентяй сидя спит, лёжа работает.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Развлечение для детей старшей группы «Пословица недаром молвится» ТЕМА: Приобщение детей к русской культуре через народное творчество – пословицу

Цель: Создать условия для обогащения образной речи детей посредством использования малых фольклорных форм (пословиц). Задачи: * воспитывать интерес к народной культуре через разучивание пословиц, .


Викторина "Пословица недаром молвится"

Викторина может проводиться с детьми старшего и подготовительного к школе возраста.


Речевой праздник "Пословица недаром молвится"

Занятие позволяет в увлекательной форме познакомить детей с некоторыми пословицами.


«Пословица недаром молвится»

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе«Пословица недаром молвится»Задачи:- обобщить у детей знание о пословицах;- развивать интерес к пословицам, потребность в их употреблен.


«Пословица недаром молвится»

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе.

Конспект НОД для детей старшей группы " Пословица недаром молвится. "

Непосредственно образовательная деятельность по теме "Пословица недаром молвица. " направлена на обогащение детьми знаний о русском фольклоре.


Конспект НОД по духовно – нравственному воспитанию в рамках проекта «Сердце матери лучше солнца греет», с использованием игровой, исследовательской технологий в старшей группе «Пословицы и поговорки о маме».

Занятие развивающее интерес к устному народному творчеству, воспитывающее дружеские отношения между детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Мероприятие "В стране пословиц и поговорок"

Мероприятие помогает расширить кругозор обучающихся в русском языке, развивает речь, мышление. воспитывает любовь к слову.

конспект внеклассного мероприятия по риторике "Путешествие в город Пословиц и поговорок"

Внеклассное мероприятие для начальных классов "Путешествие в город Пословиц и поговорок" включает в себя работу с пословицами, игровые упражнения и др.


Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка. Классификация по правилам.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.Классификация по правилам.


Механизмы внедрения в речь детей пословиц и поговорок с временным содержанием у детей с ОНР III уровня

Механизмы внедрения в речь детей пословиц и поговорок с временным содержанием у детей с ОНР III уровня.


Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умен.

Предварительный просмотр:

Конкурс пословиц и поговорок

В конкурсе могут принимать участие 2 – 4 команды учащихся начальных классов или среднего звена. Дети должны заранее приготовить пантомимы пословиц, нарисовать рисунки, подобрать книги. Класс украшается плакатами с пословицами и поговорками, книгами, рисунками детей.

Каждая команда получает лист бумаги, на котором написано необычным способом 5 поговорок или пословиц. Слова в них стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. За определённое время все участники игры должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть поговорку или пословицу.

1. Я А К А Д Ж У К Р И А Ц С О Й В С А Т Е С Н Х Л А Т И В.

(Каждая курица свой насест хвалит)

2. М О Л Б Т Ы Н Е С Н Е Ш Ё Р О П Ь Б.

(Лбом стены не пробьёшь)

3. К О М С А В Е Н С У З А Р Л И С Т А С О Р Ь.

(Москва не сразу строилась)

4. Я В О С А Ш Н О Н Е Я Т Е Н Т.

(Своя ноша не тянет)

5. С Е С Т О Л Ь М О Г О Р А Д Б Р Ё Т Е

(Смелость города берёт)

1. У С М И Е Я К Е Н Н Я Д И Т Б З Е З У Г А Л.

(У семи нянек дитя без глазу)

2. Ч Е У Т Ш О К А К, Ё Ь Ч Л О М С А А Л Ъ Е С.

(Чует кошка, чьё масло съела)

3. Д Е Б У Т Н Е Д Ь - Т У Д Е Б Щ И А П.

(Будет день – будет пища)

4. З Ы Я К О Д В Е К И А Д Ё Д О Т Е В.

(Язык до Киева доведёт)

5. Г О Р А Д О К Л А Ж О К Д У Б О Е.

(Дорога ложка к обеду)

1. М Ы А Д Б З Е Н О Г Я Е Н Т Ы Б Е А В.

(Дыма без огня не бывает)

2. А З Д У В А Р П И Е Р Т Е М Ь У К Л А Д О С.

(За правду и умереть сладко)

3. К О Т Т Ё З В Е , О Г О Т И Н О Г О Т Я Ю П.

(Кто везёт, того и погоняют)

4. Л М А Н О Т И Л О З К, А Д О Д Р О Г.

(Мал золотник да дорог)

5. Т О О Б Р А Д Р Б О Д А Е Н У Щ И Т.

(От добра добра не ищут)

1. Я В О С К Р У А - К Л А Д А В Ы.

(Своя рука – владыка)

2. В Ы Р Е П Й Н И Л Б М О М К О.

(Первый блин комом)

3. К Р И С - Д О Р О Г О Л А Б Н Е Л О Д Е.

(Риск – благородное дело)

4. У С А Х А Р Т З А Л Г А Е К И Л И В.

(У страха глаза велики)

5. Ш Е П С О И Ш П Ь - Е Й Д Ю Л Ш Е Ш И М Ь С А Н.

(Поспешишь – людей насмешишь)

«Кольцовка пословиц и поговорок»

Команды по очереди вспоминают и называют пословицы и поговорки на заданную тему. Игрокам можно пользоваться записями, сделанными заранее.

Учи других – и сам поймёшь.

Без муки нет и науки.

Без терпенья нет ученья.

Век живи, век учись.

За учёного трёх неучёных дают, да и то не берут.

Всякое полузнанье – хуже всякого незнанья.

Знание – лучше богатства.

Не кичись, а учись.

Голая речь – не пословица.

На пословицу ни суда, ни расправы.

На рынке пословицы не купишь.

Пень – не околица, глупая речь – не пословица.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица недаром молвится.

Красна речь пословицей.

На всякого Егорку есть поговорка.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Друг познается в беде.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Без друга жить – самому себе постылым быть.

Верному другу цены нет.

Друг научит, а недруг проучит.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Без труда нет плода.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.

Была бы охота, заладится всякая работа.

Без работы и печь холодна.

Труд человека кормит, а лень – портит.

Без дела жить – только небо коптить.

Всякое уменье трудом даётся.

Брюхо болит: на краюху глядит.

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

От хлеба-соли не отказываются.

Ведущему не следует забывать о главной цели конкурса – познавательной. Если называются пословицы и поговорки, которые дети слышат впервые, необходимо пояснить их смысл.

Каждая команда показывает заранее приготовленную пантомиму пословицы или поговорки. Соперники должны отгадать её.

Каждая команда получает лист бумаги, на котором написаны пословицы и поговорки, но по «ошибке наборщика» первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид.

  1. Баба с возу, а хомут найдётся.
  2. Беды мучат, а руки делают.
  3. Без труда не накинешь платок.
  4. На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.
  5. Глаза страшатся, да уму учат.
  6. Была бы шея – кобыле легче.
  1. Едешь на день, а сам не плошай.
  2. Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться.
  3. Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.
  4. Как с быком не биться, он и лоб расшибёт.
  5. На бога надейся, хлеба бери на неделю.
  6. Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.
  1. Где любовь и совет, там и рвётся.
  2. Жена приласкает, свинья не съест.
  3. За двумя зайцами погонишься, бей молотом.
  4. Где тонко, там и горя нет.
  5. Господь не выдаст, а мать пожалеет.
  6. Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.
  1. Гром не грянет, коли делать нечего.
  2. Взял лыко, один раз отрежь.
  3. Красна птица пером, да дураку досталась.
  4. Умная голова, а человек умом.
  5. Семь раз отмерь, отдай ремешок.
  6. Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.

Командам предлагаются предложения, смысл которых необходимо заменить пословицей или поговоркой. Команда, ответившая первой, получает очко.

  1. Учись всю жизнь (Век живи, век учись).
  2. Беречь время (Делу – время, потехе – час. Разумно жить, минутой дорожить.)
  3. Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье – смолоду. Больной и сам не свой).
  4. Не болтай (Держи язык за зубами).
  5. Будь гостеприимным (Гостю щей не жалей, а погуще лей. Гостю почёт, а хозяину честь.)
  6. Не торопись, делай всё аккуратно (Делано на спех, делано на смех. Поспешишь, людей насмешишь.)
  7. Держи слово (Не давши слова, крепись, а давши – держись)
  8. Не завидуй другим (Завидущи глаза не знают стыда. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает.)
  9. Не ссорься (Ссора до добра не доведёт. Лучше худой мир, чем добрая ссора.)
  10. Доводи начатое дело до конца (Не верь началу, верь концу. Сделал дело – гуляй смело.)

«Пословицы и поговорки в рисунках»

Команды показывают рисунки, приготовленные к конкурсу. Соперники отгадывают по иллюстрации пословицу или поговорку.

Командам нужно вспомнить пословицы или поговорки, где встречаются числа.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

В одном пере и птица не родится.

Где два, там не один.

Два и на поле воюют, а один и на печи горюет.

Один, да дорог, не надобно и сорок.

Один и камень не сдвинешь, а артелью и гору поднимешь.

За семь вёрст киселя хлебать.

Седьмая вода на киселе.

Сто голов – сто умов.

Семеро по лавкам.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Один воин тысячи водит.

Один волк гоняет овец полк.

Весна да осень – на дню погод восемь.

«Закончи пословицу, поговорку»

Терпение и труд…(всё перетрут).

С волками жить…(по-волчьи выть).

Яблоко от яблони…(недалеко падает).

Грамоте учиться…(всегда пригодится).

Худой мир…(лучше доброй ссоры).

На безрыбье…(и рак – рыба).

Один в поле…(не воин).

Ученье – свет…(а неученье – тьма).

Что посеешь…(то и пожнёшь).

Шила в мешке…(не утаишь).

Командам по очереди предлагаются пословицы или поговорки, которые нужно закончить. Если команда затрудняется ответить, то ход переходит к соперникам.

В конце конкурсов стоит предложить детям создать книгу пословиц и поговорок, где можно собрать их по самым разным темам. В книгу желательно поместить рисунки детей, их рассказы к пословицам и поговоркам.

Жюри подводят итоги и объявляют команду – победительницу.

Следующая пословица

Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами и поговорками.

  • Формировать понятия о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.
  • Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
  • Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
  • Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
  • Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.
  • Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
  • Формировать умение командной работы.

Дети делятся на три команды. Каждая занимает свое рабочее место.
Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…» (автор М.Скребцова).

Ведущая: Дорогие ребята! Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

  • Пословица – всем делам помощница.
  • Без пословицы не проживешь.
  • Пословица вовек не сломится.
  • Пословицы ни обойти, ни объехать.
  • Пословица ведется, как изба веником метется.

По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»

Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»

Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.

  • пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)
  • слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое слово – пословица.)
  • пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)
  • есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою спесь пословица есть.)
  • Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На всякого Егорку есть поговорка.)
  • слова, Из, выкинешь, поговорки, не. (Из поговорки слова не выкинешь.)
  • строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Если мил друг, то и семь верст не крюк.

Проводится игра «Загадки, загаданные пословицами».

Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.

  • Лапки её мягки, да когти остры.
  • Она спит, а мышей видит.
  • Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
  • И она помнит, кто ее кормит.
  • Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
  • Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)

Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

  • Грозит она кошке, да из норы.
  • Она гложет, что может.
  • Надулся, как она на крупу. (Мышь)
  • Она на порог, а мышка в уголок.
  • Ее против шерсти не гладят.
  • Знает она, чье мясо съела. (Кошка)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает предостережение человеку, обидевшему слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)

  • Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
  • Как его ни корми, он все в лес смотрит.
  • Его ноги кормят. (Волк)
  • Он неуклюж, да дюж.
  • С ним дружись, а за топор держись.
  • Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает попадание из малой беды в большую. (От волка бежал, да на медведя напал.)

Ведущая: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.
Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина, потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.
«Пословица – это коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное и пущенное в оборот, под чеканом народности», – такое определение дал пословице В.И.Даль.

Проводится дидактическая игра «Живые буквы» – тема «Пословица».

Команды получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова – слова-ответы на вопросы.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. слово
2. Когда она есть, ума не надо. сила
3. Им лучше в грязь не ударять. лицо
4. Кто и во сне кур считает? лиса
5. Паршивая, она все стадо портит. овца
6. В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом пил? пиво
7. Бывает он долог, да ум короток. волос

Чтецы:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»

  • Лентяй да шалопай – два родных брата.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  • Где ум, там и толк.
  • Красна птица пером, а человек умом.

Проводится дидактическая игра «Азбука – к мудрости ступенька».

Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.

Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да буки, а там и науки.)
Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)

Ведущая: Не каждый человек сумеет рассказать сказку или спеть песню. Но любой человек может употребить в разговоре пословицу или поговорку и даже сам того не заметит. Не зря в народе говорится: «Без пословицы речь не молвится».
Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки «Пословицы и поговорки в сказках». Вы внимательно слушайте и назовите потом те пословицы и поговорки, смысл которых объясняется в этой сказке.

Ведущая читает сказку «Делу время – потехе час» О.Перовой.

Ведущая: Все народы имеют пословицы, и у всех народов пословицы ведут свое начало от самой глубокой древности. Но у каждого народа они свои, потому что пословицы отражают национальные черты каждого народа.
«За двумя зайцами пого­нишься – ни одного не пойма­ешь», – говорят русские люди. А в Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два арбуза одной рукой не удержишь».
«Новая метла чище метет»,– говорят русские. А таджики на ту же тему сложили свою пословицу: «В новом кувшине вода холодней».
У русских есть пословица: «Попал из огня да в полымя». А у индусов: «Вырвался из пасти крокодила, угодил в пасть к тигру».
И таких примеров можно найти сотни. Недаром говорится: «В каком народе живешь, того и обычая держись».

Проводится дидактическая игра «Пословицы – мудрость народов».

Ведущая дает каждой команде карточку с русской пословицей. На отдельном столике разложены пословицы и поговорки народов мира.
Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира.

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (ассирийская пословица)
  • У многих хозяев и собака дохнет. (карельская пословица)
  • Где много нянек, там дитя без носу. (польская пословица)
  • Много поваров плохой суп варят. (английская пословица)
  • В доме, где много петухов, поздно наступает утро. (турецкая пословица)
  • У кровельщика крыша дырявая. (бенгальская пословица)
  • Дверь плотника всегда сломана. (арабская пословица)
  • Торгующий овощами ест ботву. (китайская половица)
  • Красильщик в некрашеных шароварах ходит. (японская пословица)
  • Гадалка своей судьбы не знает. (осетинская пословица)
  • Верблюда под мостом не спрячешь. (афганская пословица)
  • В сене огня не скроешь. (грузинская пословица)
  • Пика не кладется в мешок. (польская пословица)
  • Угля в мешке не спрячешь. (английская пословица)
  • Сидящий на верблюде себя не скроет. (туркменская пословица)

Демонстрируется отрывок из мультфильма «Волк и лиса» (голодный волк встречает лису, поедающую рыбку).

Дети просматривают отрывок и называют пословицу:«Ем свой, а ты подальше стой…»

Ведущая: Очень близки к пословицам поговорки, недаром их обычно рассматривают вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, как в пословице. Например, выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица.
В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка.

Демонстрируются диафильмы «Коломенская верста» (о поговорке «Начать с азов») и «Хватит бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной строки»).

Ведущая: Если верить пословице, то в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность и образность.

Проводится игра «Мыслей и речи украшение».

  • Б*б*ш*а н*дв*е ск*з*л*. (Бабушка надвое сказала.)
  • *б*ть дв*х *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
  • К*п*ть *от* в *еш*е. (Купить кота в мешке.)
  • Д*а с*п*г* *ар*. (Два сапога пара.)
  • Д*л* в *л*п*. (Дело в шляпе.)
  • *ов*я *е*ла по-н*в*му м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)
  • *ор*г* *ож*а к *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

Ведущая: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»

Предварительный просмотр:

Развлечение для старшей группы:

«Пословица недаром молвится».

Цель: Развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы. вызывать у детей эмоционально положительное отношение к досугу, желание активно участвовать в нем.

  1. Познакомить детей с одним из разделов русского фольклора: «пословицы, поговорки».
  2. Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок.
  3. Заучить пословицы.
  4. Развивать речь и мышление детей.
  5. Закреплять умение работать в команде.

Материалы: корзинка с сюрпризом , мешок с книгой «Пословицы и поговорки», коромысло с ведерками, разноцветные камушки, видеоматериал и МР3 запись.

Ход занятия: Дети сидят на стульчиках в музыкальном зале, под фольклорную музыку входит ведущая в русском сарафане с корзинкой. проходит по залу, приветствует гостей…

-Зравствуйте, добро-молодцы, здравствуйте красно-девицы, здравствуйте, гости дорогие! Я, Рассказушка и пришла сегодня к вам не с пустыми руками. Ребята вы любите игры и подарки?. А слушать умеете? Есть у меня в корзинке- мешочек волшебный ,а что в нем лежит вы узнаете, если мою загадку отгадаете…

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком.
Дети: - Книга

Рассказушка: - Правильно – это книга. Дети, а как мы узнаем о чём эта книга? (Ответы детей. Воспитатель читает что написано в книге)

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Тише едешь — дальше будешь.
  • Старый друг лучше новых двух

Рассказушка: - Ребята, вы догадались, что я прочитала? Правильно, эта книга пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки каждому знакомы с детства. Они возникли в давние времена, еще до того как появилась на Руси письменность. Их называют золотыми зернами русского языка, маленькими жемчужинами, сокровищами народной мудрости. Благодаря пословицам и поговоркам, наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножечко мудрее.

В жизни на каждый случай есть меткое выражение – пословица.

О значении некоторых пословиц мы узнаем. когда посмотрим пластилиновый мультфильм о пословицах (демонстрация мультфильма)

Рассказушка продолжает беседу с детьми: Например, о людях, которые всегда торопятся и дела делают некачественно – народ сложил такую пословицу «Поспешишь – людей насмешишь»

- А есть люди очень медлительные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят так: «Семеро одного не ждут».

- И вот людям ленивым, не очень умным от пословиц не укрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но ещё учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию.

- Кто знает такие пословицы, расскажите нам.

Выслушивает ответы детей.

- Вот я знаю несколько о дружбе :

  • Друга ищи, а найдешь — береги.
  • Друг познается в беде.
  • Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

- О пословицах и поговорках народная мудрость тоже сложила поговорки и пословицы. Например, вот такие:

  • Пословица недаром молвится.
  • Пословица всем делам помощница.
  • Пословица ввек не сломится.
  • Стара пословица, да про новое молвится.
  • У каждого Егорки свои поговорки.

- А теперь, давайте немного разомнёмся.

Дети делятся на две команды: «Бабочки» и «Цветочки» в соответствии с картинками на ведерках с коромыслом.

1.А сейчас шуточное задание по пословицам .(нужно выбрать правильный ответ)За каждый правильный ответ ,команда получает волшебный камушек,который Рассказушка кладет в ведерко…

Любишь кататься, люби и…

-друг, товарищ, брат

-все к мамкам бегут

-кулаками не машут

-никому уже не страшно.

-сам себе режиссер.

Не буди лихо, пока…

Бесплатный сыр бывает только…

-улитку не догонишь

Без труда не вытащишь и…

-жвачку из волос

-друга из Интернета.

Будет дождик – будут и…

Чем дальше в лес, тем…

Слово – не воробей…

-вылетит - не поймаешь

-сверху не капнет

-не разгонит голубей.

Не зная броду, не суйся…

Семь раз отмерь…

-коли делать нечего

-один раз выкинь

(музыкальная пауза-игра с ускорениемМР3)

Рассказушка - Поговорки – меткие выражения, делают нашу речь богатой, образной и интересной. А вот веселое задание. Изобразите поговорку и объясните смысл.

  • Работать спустя рукава.
  • Клевать носом.
  • Тянуть за уши.
  • Воды в рот набрать.
  • Кусать локти.
  • Зарубить на носу.

Рассказушка приглашает 6-ых детей, которые по очереди изображают поговорки, остальные дети отгадывают.

  • -Скучен день до вечера…(коли делать нечего).
  • -Семь раз отмерь…(один раз отрежь).
  • -Любишь кататься…(люби и саночки возить).
  • -Не красна изба углами, …(а красна пирогами).
  • -Не рой яму другому…(сам в нее попадешь).
  • -Не зная броду,…(не суйся в воду).
  • -Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
  • - Первый блин…(комом).
  • -Не было бы счастья…(да несчастье помогло).
  • -Куй железо…(пока горячо).
  • -Готовь сани летом,… (а телегу зимой).
  • -Не сиди сложа руки…(не будет скуки).
  • -Хороша веревка длинная,…(а речь короткая).
  • -Чай пить –… не дрова рубить.
  • -Терпенье и труд все …перетрут.
  • -Правда ни в огне не горит, ни в воде… не тонет.
  • -Друзья познаются… в беде.
  • -Не спеши языком, торопись… делом.
  • -Золото из земли добывают, а знания –… из книги.
  • -За добрые дела всегда ждет… похвала.
  • -Доброе слово лучше всякого… пирога.
  • -Кто друга в беде покидает, тот сам в беду… попадает.

Рассказушка: -Молодцы ребята, как много вы пословиц знаете.

-Наши конкурсы закончились. Я приглашаю двух помощников для подведения итогов .( взрослые считают камушки в ведерках)

-Счет равный .Победила ДРУЖБА.

Пословицы недаром молвятся…

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья!

А в качестве поощрительных призов , я приготовила для вас гостинцы –это баранки! (Рассказушка угощает детей , прощается и уходит).





Читайте также: