Пословица умеет быть немногословной умной

Обновлено: 22.11.2024

Старый говорит, что делал, молодой — что будет делать, а глупый — что делает.

Глупый ищет большого места, а умного и в углу знают.

Глупому не страшно и с ума сойти.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

Из пустой клети либо сыч, либо сова, из пустой головы — глупые слова.

Без ума голова — что лукошко.

С твоим умом только в горохе сидеть.

Глупый свистнет, а умный смыслит.

Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.

Глупость — беде соседка.

Молодость не без глупости, старость не без дурости.

Глуп да ленив одно дважды делает.

Глуп, как сивый мерин.

Глупая речь не пословица.

Глупо говорить — людей смешить.

Глупого долю наперед едят.

Глупого учить — что мертвого лечить.

Глупого учить — что решетом воду носить.

Глупому Авдею наколотили шею.

Глупому в поле не давай воли.

Глупому сыну и родной отец ума не пришьет.

Глупому сыну не в помощь наследство.

Глупый гость будет угощать хозяина.

Глупый да малый правду говорят.

Глупый завяжет, и умный не скоро развяжет.

Глупый киснет, а умный все промыслит.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Глупый погрешит один, а умный соблазнит многих.

Глупый умного, а пьяный трезвого не любит.

Глупого не оспаривай.

Глупые речи — что пыль на ветру.

Глупый болтает — умный думает.

Глупым словам глухое ухо.

Глуп по самый кляч.

Глуп по самый пуп, а что выше, то пуще.

Глуп, как осел (как индейский петух, как осетровая башка).

Глуп, как сибирский туес.

Глупая собака громко лает.

Глупее надолбы приворотной.

Глупого надоумь, а умный сам догадается.

Глупого похвала портит.

Глупому на что ум: у него дума сдумана, работа сроблена.

Глупому счастье, а умному напасть.

Глупость — не порок.

Глупость завидует богатому, а смеется бедному.

Глупость не порок, а несчастье.

Глупостью не прокормишься.

Глупые друг друга губят да потопляют, а умные друг дружку любят да подсобляют.

Глупый (дурак) завяжет, а умный не скоро развяжет.

Глупый да малый всегда говорят правду.

Глупый да малый что ни увидят, то и просят.

Глупый ищет большого места, а разумного и в углу видно.

Глупый кладет, а немой везет.

Глупый много просит, а умный много дает.

Глупый про себя согрешит, а умный многих соблазнит.

Глупый разум по ветру пускает.

Глупый ртом глядит, брюхом слушает.

Глупый свистнет, а умный промыслит.

Глупым словам — глупое ухо.

Глух да глуп — два увечья.

Глупому сыну не в помощь богатство.

Глупому сыну не впрок и наследство.

Глупому сыну отцовское достояние не в помощь.

Глупая собака и на небо лает.

В глупом сыне и отец не волен.

Дубликаты не найдены
3 года назад У нас говорят- помолчи, за умного сойдешь) 3 года назад

Откуда столько глупостей скопировали?

показать ещё 0 комментариев Похожие посты 14 дней назад

Следующая пословица

Не торопись отвечать, ⇒ торопись слушать.
Язык болтуна ⇒ не доведёт до добра.
Хлеб-соль кушай, ⇒ а умные речи слушай.
Умей сказать, ⇒ умей и смолчать.

Следующая пословица

2. Приведите отрывок из художественного произведения или случай из собственной жизни, которые можно было бы прокомментировать конкретной пословицей.

3. Продолжите следующую мысль: пословица умеет быть немногословной, умной, деловитой, о многом она гордо и как бы независимо молчит.

5. Назовите пословицы, которые вы могли бы принять как руководство в жизни, как своего рода девиз.

6. Приведите примеры загадок-пословиц.

3. НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ. ПОЭЗИЯ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В песнях определенно присутствует педагогическая идея, она обусловливает образовательно-воспитательную функцию песен.

Назначение колыбельных песен убаюкать, усыпить ребенка. Творцами колыбельных песен преимущественно являются матери и бабушки, а пользуются ими все, кто нянчит детей. О колыбельных песнях встречаются воспоминания в пословицах, сказках, песнях. В одной из песен казаков, например, старший брат представлен нянькой. Он поет колыбельную песнь, которая могла быть в сущности создана и им самим:

А брат сестрицу

В люлечке качает:

Все по кусточкам,

Все по норочкам,

Все по гнездышкам,

Где им вздумалось,

В колыбелях спят.

В колыбельных песнях любят не только своего ребенка, любят детей вообще, с радостью рассказывают о других детях, которые уже уснули. Умиление вызывает мирная картина жизни многодетной семьи:

Полна горница ребят,

Все по лавочкам сидят,

Кашу масляну едят.

В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали. В колыбельной песне мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую разрядку.

Баю-бай, мой родной, засыпай,

Глазки, маленький мой, закрывай.

Спит кукушка средь темных ветвей,

Так ложись ты в постельку свою,

Баю-бай я тебе пропою.

Колыбельные песни народов собирались плохо, утеряны многочисленные импровизации, отличавшиеся, как можно полагать, изумительными поэтическими и педагогическими достоинствами.

Талантливые создатели и исполнители колыбельных песен одновременно были и талантливыми педагогами, любили детей. И дело отнюдь не в том, что без любви к детям не создать прекрасных колыбельных песен, а еще и в их непосредственном воздействии на ребенка. Редкая из песен проверяется в реальном действии, а колыбельная песня была именно такой: она не исполнялась просто так, ею усыпляли детей в колыбели. Такое соединение таланта поэта с талантом педагога было характерным явлением в народе. Если лучшими создателями колыбельных песен могли быть и воспитатели чужих детей, то лучшими в мире их исполнителями могли быть все-таки только матери. В этом смысле материнское чувство совершенствовало не только поэзию и музыку народа, но и сокровенные движения души человека, его духовное богатство, самые нежные и самые человечные стороны народной нравственности.

Современные психологи считают бесспорным существование памяти детства. Психологический портрет человека складывается до пяти лет. Поэтому в высшей степени необходимо, чтобы с первого своего дня ребенок слушал хорошую поэзию и музыку. Не имея совершенно никаких представлений ни о существовании памяти детства, ни о психологическом портрете, уже тысячелетиями матери отдают своим детям лучшие порывы души, самую нежную поэзию и мелодию. Слова Ушинского о педагогическом гении народа, высказанные им в связи с оценкой сказок, могут быть применимы и к характеристике колыбельных песен, педагогическая гениальность которых бесспорна.

Зачем дров не таскал,

Народ не оправдывает лентяя в любом возрасте и считает, что психологическая подготовка к деятельности должна начинаться с момента пробуждения сознания.

Песни также и неизменный, обязательный элемент игры. Песня оживляет и игры, и труд, является связующим звеном между ними.

Представляют интерес и дразнилки, более всего распространенные среди младших подростков. В детской среде существовали своеобразные словесные игры, рассчитанные на несообразительных и излишне доверчивых сверстников. В редких случаях дразнилки или какой-то элемент их оформлялись простейшей мелодией, т.е. по характеру были близки к шуточным песням.

Кто ты есть, Адемей?

И пастух, и дровосек,

Я и пахарь, и ловец,

И на скачках удалец!

Среди подобных песен много шуточных, где наряду с показом действия характеризуются забавные качества предметов и явлений.

Педагогическая идея в песенном репертуаре подростков проступает несравненно более явно, нежели в репертуаре самых маленьких и старших. По-видимому, здесь сказалось понимание народными педагогами особенностей и трудностей подросткового возраста как переходного периода от детства к юности.


ЮНОШЕСКИЕ ПЕСНИ И ПЕСНИ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Еще более многообразны по жанру песни взрослых мужчин и женщин, песни родителей. Эти песни тесно связаны с жизнью народа. Среди них преобладают обрядовые, ритуальные. Еще больше песен о труде и борьбе, песен социального протеста. Они прямо не ставят проблем воспитания, но воспитывают мелодией, мыслью, чувствами, примером воспеваемых героев, событиями из народной жизни.

Этот гимн с самого раннего детства сопутствовал человеку. Вот почему его слова и заложенные в них идеи усваивались накрепко.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ПРИЧИТАНИЙ

Плачи и причитания во время похорон распространены у многих народов. Изумительными памятниками народной духовной культуры представляются русские плачи.

Рассмотрим несколько русских плачей.

Не храбры да сыновья растут без отнии,

Не красны да слывут дочери у матушки.

Мать, оставшись одна, более всего беспокоится о судьбе своих детей:

Да как ростить-то сиротных малых детушек?

Благодарствуй, матушка крестовая,

Ты меня, желанная, вскормила,

Уму-разуму меня ты научила.

На руках ведь меня ты носила,

Николи мне словом грубым не губила:

С малых летушек меня ласкала,

Матушку родную ты мне заменяла.

Мой крестовый сын, мой дите родной!

Кто со мной пойдет что летом на работушку,

Кто раздиет вековешную заботушку.

Детвора твоя идет да вся умывана,

Чисто платьице на них надевано.

Одно красно пеке солнышко,

Едино живет желаньицо.

Ой, не дай да Боже, Господи,

Расти девушке без матушки.

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕСНИ

Молодой человек, прощаясь с родными местами, в своей песне с сожалением размышляет о том, что не довелось ему поднимать бревна, помогая отцу в строительстве дома, не посчастливилось и пожить в отцовском доме; что не пришлось ему носить дрова, помогая матери в выпечке хлеба; не довелось и поесть материнского хлеба. Просто и естественно устанавливала песня связь человека с родным домом через его труд в семье.

Вечерний Санкт-Петербург под сверхшироким углом: атмосферная прогулка по красивому городу, лето 2021

Эмоции 15 дней назад

Следующая пословица

Книга содержит пословицы, поговорки, афоризмы об учебе и труде, а также стихи русских поэтов на эту же тему.

Оглавление

  • ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ОБ УЧЁБЕ И ТРУДЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пословицы и поговорки об учебе и труде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ОБ УЧЁБЕ И ТРУДЕ

• Без муки нет и науки.

• Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

• Век живи — век учись.

• Всезнания Бог человеку не дал.

• Конь добр, да не езжен; дорог парень, да не учён.

• Не выучит школа, выучит охота.

• Повторенье — мать ученья.

• Дураку наука, что ребёнку огонь.

• Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.

• Идти в науку — терпеть муку.

• Красна птица перьем, а человек ученьем.

• Кто больше знает, тому и книги в руки.

• Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

• Мудрено тому учить, чего сами не знаем.

• Наука не пиво, в рот не вольёшь.

• Не силою дерутся, а уменьем.

• Не учась и лаптя не сплетёшь.

• Не штука — промашка, штука — поправка.

• Недоучёный хуже неучёного; переучёный хуже недоучёного.

• И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.

• Всему учён, только не изловчён.

• Не штука — наука, а штука — разум.

• В умной беседе быть — ума прикупить.

• Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

• Голова без ума — что фонарь без свечи.

• Умный любит учиться, а дурак — учить.

• Умный научит, дурак наскучит.

• У глупого умный, как бельмо на глазу.

• Глупый осудит, а умный рассудит.

• С умом жить — тешиться, а без ума — мучиться.

• Не для шапки только голова на плечах.

• От умного научишься, от глупого разучишься.

Без ума голова — лукошко.

• По платью встречают, по уму провожают.

• Голова с короб, а ума с орех.

• Учёный водит, неучёный следом ходит.

• Ученье — красота, неученье — сухота.

• Ученье — свет, а неученье — тьма.

• Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

• Аз да буки избавят нас от скуки.

• Азбука — к мудрости ступенька.

• Без букв и грамматики не учатся и математике.

• Без наук — как без рук.

• Без терпенья нет ученья.

• Буквы кривые, да смысл прямой.

Велико ли перо, а большие книги пишет.

• Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.

• Грамота — не болезнь, годы не уносит.

• Грамоте учиться — всегда пригодится.

• Для ученья нет старости.

• Древо и учитель познаются по плоду.

• Его учить — что по лесу с бороной ездить.

• Знаешь счёт, так и сам сочтёшь.

• Знание лучше богатства.

• Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.

• Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибёт.

• Испокон века книга растит человека.

• К мягкому воску — печать, к юному человеку — ученье.

• Книга — книгой, а своим умом двигай.

• Книги не говорят, а правду сказывают.

• Коли грамота даётся, так на ней далеко уедешь.

• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

• Кто много знает, с того много и спрашивается.

• Лучше не учён, да умён, нежели учён, да глуп.

• Мир освещается солнцем, а человек — знанием.

• Мнится — писание лёгкое дело: пишут три перста, а болит всё тело.

На ошибках учатся.

• Наука в лес не ведёт, а из лесу выводит.

• Наука — верней золотой поруки.

• Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.

• Наукой люди кормятся.

• Наукой свет стоит, ученьем люди живут.

• Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

• Не кичись, а учись.

• Не красна книга письмом, красна умом.

• Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.

• Не пером пишут — умом.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Неграмотный — что слепой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ОБ УЧЁБЕ И ТРУДЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пословицы и поговорки об учебе и труде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Чашу с изображением фантастического зверя нашли на раскопках в Кремле

Археологи во время раскопок в Большом Кремлевском сквере нашли уникальную поливную чашу с изображениями человека и фантастического животного.

О находке сообщается на сайте Института археологии РАН.

Чаша датируется XV веком. Она украшена оттисками штампов, на которых можно увидеть лицо человека и стилизованное изображение какого-то фантастического животного. Археологи сообщают, что аналогов у этой чаши нет, лишь в Твери в указанный период использовалась близкая по технологии изготовления керамика.

Раскопки в Большом Кремлевском сквере начались в 2019 году. Тогда археологи нашли остатки здания Приказов (центральный орган управления государством в XVI-XVII веках). Раскопки были возобновлены в 2020 году. Специалисты планировали продолжить изучение здания Приказов, исследовать культурные отложения на месте объекта, чтобы найти самые ранние из них (залегают на глубине от 3 до 5 м между кладками фундаментов). В текущем сезоне один из главных результатов — выявление остатков городских усадеб с плотной застройкой XIV — первой половины XVI веков на территории, где ранее находились административные здания. На этом месте нашли глубокие ямы-погреба и остатки печей.

Читайте также: