Пословица речь вести не лапти плести
Обновлено: 22.11.2024
Человек должен уметь владеть своей речью, языком; о трудностях в общении с людьми.
- Говори, да не заговаривайся
- Умей сказать — умей и смолчать
- Видна птица по перьям, а человек по речам
- Языком молоть — не дрова колоть, спина не заболит
К орни высказывания уходят в быт дореволюционной России, когда половина населения жила в деревне, занимаясь физическим трудом.
Тогда почти все крестьяне умели плести лапти, так как их изготовление не требовало больших усилий и особого умения.
Наши мудрые предки заметили, что договариваться с людьми намного труднее, чем изготовить пару обуви. Пословица напоминает, что искусство общения требует подготовки и определённого таланта.
Е ё смысл заключается в том, что любой человек должен уметь владеть своей речью, языком. Важно уметь точно и чётко излагать мысли, доказывать. Это необходимо для того, чтобы вас понимали.
Всегда нужно правильно и умело вести беседу: диалог и монолог. От того, как вы говорите, будет зависеть понимание темы обсуждаемого предмета и заинтересованность.
А вот при обычной работе не обязательно что-то говорить, терять драгоценное время, здесь важен результат физического труда.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Речь вести́ — не ла́пти плести́
Человек должен уметь владеть своей речью, языком; о трудностях в общении с людьми.
ЛА́ПТИ — крестьянская обувь из коры деревьев.
Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге оборами (шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти).
Следующая пословица
«Речь вести – не лапти плести» – это старинная русская пословица о трудностях общения с людьми. Ее истоки тесно связаны с хозяйственным бытом крестьян дореволюционной России, для которых сплести лапти не представляло особого труда. Например, в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» служанка главной героини заказывает для своей взбалмошной хозяйки пару лаптей, и на следующее утро изделие уже было готово. К тому же это занятие носило разовый характер, то есть не занимало много времени и не требовало особых усилий, чего нельзя сказать о культуре общения, которая в наше время называется дипломатией.
Показателен тот факт, что иногда слово «речь» заменятся на «дом». И в самом деле, любая хорошая хозяйка знает, что уборка, приготовление пищи, уход за детьми отнимают много сил. Можно сказать, что красноречие занимало не менее важное место в древнерусской истории. Оно зародилось вместе с принятием и распространением христианства, обязательными атрибутами которого были проповедь и «слово». Последний жанр был особо почитаем среди наших далеких предков. Авторы этих сочинений затрагивали религиозные, философские, нравственные темы, которые живо волновали людей (например, знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона); обличали социальные пороки («Слово» Даниила Заточника); в торжественной форме излагали значимые события прошлого («Слово о полку Игореве»).
Их составители – люди не только образованные, но и мудрые, опытные, с большим знанием жизни. К сожалению, в рассматриваемое время они были в меньшинстве, в то время как почти все население поголовно занималось физическим трудом. На фоне деревенской, крестьянской России сказители выгодно выделялись своим умом и красноречием. Их почитали, к ним прислушивались, с ними считались. Так возникла рассматриваемая пословица, которая, кстати, сохранила свою актуальность и в наши дни, что бы ни говорили скептики о бесполезности ораторского искусства.
Просто в 21 веке оно встало на службу политике, рекламным шоу и даже пустой демагогии. Но наши предки понимали и ценили значимость слова, наслаждались его эстетическим звучанием. Это народное восприятие культурного общения лучше всего выразил А.С. Пушкин, когда сравнил красноречивую речь с журчащей реченькой, которая, к счастью, пока не иссякла в русском языке под мощным натиском иностранных слов-паразитов.
Смысл пословицы, значение:
«Речь вести – не лапти плести» – это пословица о трудностях в общении с людьми. Корни высказывания уходят в быт дореволюционной России, половина населения которой жила в деревне, занимаясь физическим трудом. Тогда почти все крестьяне умели плести лапти, так как их изготовление не требовало больших усилий и особого умения. Наши мудрые предки заметили, что договориться с людьми намного труднее, чем изготовить пару обуви. Пословица напоминает, что искусство общения требует подготовки и определенного таланта.
Следующая пословица
Пословица: Речь вести – не лапти плести.
Похожие по смыслу, аналоги:
- Видна птица по перьям, а человек по речам.
- По речи узнают человека.
- Языком молоть — не дрова колоть, спина не заболит.
- Говори, да не заговаривайся.
- Умей сказать — умей и смолчать.
Пример (рассказ с пословицей):
К Новому году учительница литературы Вера Николаевна задала классу задание: разыграть маленький спектакль по какой-нибудь зимней сказке. Когда она это сказала, ребята сразу заволновались.
– А кто будет ставить сценку? – раздалось сразу несколько голосов.
Ваня, который был самым активным учеником в классе, первый поднял руку. Вера Николаевна строго на него посмотрела.
– А ты справишься один? Это тяжелая нагрузка и большая ответственность.
– Я справлюсь, – смело и уверенно ответил Ваня, и класс рассмеялся. – Я решил, что мы разыграем «Снежную королеву».
На следующий день мальчик попытался договориться с ребятами о репетиции, однако его никто не слушал: каждый занимался своим делом и не хотел обсуждать сценарий. До конца недели Ваня тщетно уговаривал одноклассников собраться, чтобы распределить роли и проговорить текст. На выходных мальчик был вынужден признать, что не справляется с заданием. Тогда он обратился за помощью к дедушке, который в молодости ставил спектакли в местном театре.
– Речь вести – не лапти плести, – сказал дед. – Ты сначала сам подготовься к работе, найди к каждому подход – тогда дело и наладится.
Ваня послушался совета дедушки и сам написал сценарий. Затем он улучил минуту, когда ребята были в сборе, и зачитал все реплики актеров.
Потом мальчик распределил роли и, договорившись с Верой Николаевной, назначил время для репетиций. Таким образом, к концу четверти спектакль был готов: сценка вышла очень веселой, и все участники получили пятерки.
Следующая пословица
Лапти – самая распространенная обувка в деревнях на Руси с древности и до 30х годов прошлого века. Причем с древности глубокой, специальные приспособления для плетения – кочедыки, находят при раскопках многих славянских поселений. В Мещере, по свидетельствам Паустовского, в деревнях лапти носили большинство крестьян, которых он поэтично называл лангобардами.
Разновидностей лаптей, а также названий, было очень много. Во-первых , обувь именовали по материалу изготовления. Были вязовики , дубовики и берестяники , но самым распространенным материалом считалось липовое лыко. Такие лыковые лапти были весьма прочными и мягкими, к ним крепилась обора - пеньковая или шерстяная (черная праздничная) тесьма для крепления на ноге и поддержки онучей.
Плетение лаптей Умелец за работой Плетение лаптейВо-вторых , лапти называли по количеству лыковых полос. Так в ходу были семеряки , шестярики и пятерики , плетенки с бОльшим числом лыка использовали в холодное время года, полос могло быть и десять, и двенадцать. Кстати, летом крестьяне использовали лапти меньше всего, ходили босиком, а для холодного и сырого времени приторачивали подковырку (подметку). За год изнашивалось примерно 50 пар лаптей.
Лапти ЛаптиНаконец, по технике плетения различали так называемую «решетку косую» и «решетку прямую», лапти могли иметь носок разной формы, а еще могли быть сделаны из конского волоса, ивовых прутьев и даже тонких корней. Почти в каждой семье были умельцы плетения, они могли за день сделать от двух до десяти пар, а навык передавали из поколения к поколению.
Заготавливали лыко весной, часто обдирая липку полностью, отсюда кстати и известная поговорка, а хранили связанное в пучках на чердаке или в сенцах. К плетению приступали после укрытия земли снежным покровом и, вместе с конской упряжью и другими подобными занятиями, посвящали им долгие зимние вечера.
Крестьянская семья Крестьянская семьяПромысел был на первый взгляд совсем не сложный и трудоемкий, но это не так. Петр Первый, который к зрелому возрасту владел тремя десятками ремесел, как известно, был прекрасным плотником и кузнецом, техникой плетения лаптя овладеть хотел, но до конца не смог. Лапоть, недоплетенный первым императором, хранился в кунсткамере.
А с Петром связана легенда о появлении на рязанской земле Николо-лапотного монастыря. А было это в 1695 году, когда царь по Оке возвращался из Азовского похода. В деревеньке на реке возле Шилова царь встретил местного умельца лапотных дел, посмотрел, как тот ловко управлялся с работой и тоже «загорелся» научиться нехитрому ремеслу.
Но, скорее времени у Петра было не много, а любой навык за пару часов не освоишь, приказал царь своей свите купить лапти у умелого мужика, да все что у него были и цену назначил «царскую». А крестьянин мудро оставил честную стоимость себе, а остальное пожертвовал на храм. Так появилась церковь Николая Угодника при впадении реки Пары в Оку, также называемая Николой Лапотным, а позже и монастырь Николо-Лапотная пустынь.
Смоленские крестьяне Смоленские крестьянеВ начале 20 века лапти были в ходу на всех рынках и в Клепиках, и в Касимове и в Рязани, просили за пару от 10 до 15 копеек. Насколько это было много и какие тогда были цены можно прочитать в статье о смолокуренном промысле, которую любопытный читатель без труда сможет найти на канале.
На продажу На продажуВ первые годы советской власти было создано даже особое подразделение по скупке лаптей и валенок у крестьян со звучным и модным тогда названием - ЧеКВаЛап. Правда существовала эта ЧК не долго, да и сам промысел через пару десятков лет остался только, как и многие другие, у единиц-производителей сувениров.
Лапти ЛаптиБуду благодарен Вашим оценкам и комментариям. Всем удачи! О других промыслах и красотах Мещеры можно почитать ниже и в других статьях канала:
Читайте также: