Пословица к сказке четыре желания

Обновлено: 25.12.2024

- звуковая культура речи: учить, не нарушая ритма, заканчивать фразу, начатую воспитателем; произносить двустишие с разной силой голоса.

Воспитатель читает рассказ К. Ушинского "Четыре желания" и задает вопросы.

Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горки и на коньках по замершей реке, прибежал домой румяный,веселый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! я бы хотел, чтобы все зима была!

- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов,прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос.Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод,кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и желтые груши.Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

О чем говорится в этом рассказе?

Чем Мите понравилась зима?

Что ему понравилось весной?

Что запомнилось Мите летом?

Какими словами сказал мальчик Митя об осени?

Почему рассказ называется "Четыре желания"?

Для пересказа можно вызвать четырех детей, каждый будет рассказывать об определенном времени года (рассказ следует повторить дважды).

Воспитатель. Какое время года вам нравится и почему? Придумайте об этом рассказ, короткий и законченный.

Рассказов должно быть не менее четырех.

Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень - лучше.Давайте сравнивать: весна теплая, а лето теплее или более теплое; трава зеленая, а после дождя она зеленее или более зеленая; поздней осенью холодно, а зимой холоднее или более холодно.

Далее дети самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных.

Чистый (чище, более чистый); высокий (выше, более высокий); стройный (стройнее, более стройный); веселый (веселее, более веселый); теплый (теплее, более теплый); сильный (сильнее, более сильный) и др.

В случае затруднений воспитатель обращает внимание детей на то, что степень сравнения можно образовать по-разному. Например, можно сказать сильнее, а можно более сильный.

В рассказе говорится: "Пришла весна". А как можно сказать по другому?

Называют другие предложения и словосочетания: набегался вволю (вдоволь, нарвал цветов (набрал, насобирал) и т. п.

Воспитатель. Если я скажу слово большой, то какое слово будет противоположным по смыслу?

Воспитатель дает еще ряд слов: хороший (плохой, холодный (теплый, идти (стоять, говорить (молчать) и др.

Воспитатель. Весна пришла! А что она принесла, назовите вы. Итак, весна пришла., (тепло, цветы, траву) принесла. Скажем эту фразу громко, тихо и шепотом.

Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие).

Где вы встречали выражение "злая зима"? (В сказках.) К кому относится это слово "злая"? (Злая мачеха, злая ведьма, Баба Яга.)

Замените слова,скажите по-другому: плакать (реветь, мчатся (нестись, найти (отыскать, радоваться (веселиться, шалить (баловаться, приглашать (звать, бросать (кидать, кружиться (вертеться, открыть (отворить).

Подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах.

Март зиму кончает, весну. (начинает.)

Смелый там найдет, где робкий. (потеряет.)

Больше знай, да меньше. (болтай.)

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда. (старый.)

В умной беседе ума наберешься, в глупой свой. (растеряешь.)

Человек от лени болеет, а от труда. (здоровеет.)

Дождик вымочит, а солнышко. (высушит.)

Один теряет, а другой. (находит.)

Если что-нибудь забудешь, то потом и. (вспомнишь.)

Сначала свет зажжешь, а уходя. (погасишь.)

Публикации по теме:

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе Пересказ рассказа К. Ушинского "Четыре желания" Основная образовательная область: Чтение художественной литературы. Интеграция образовательных.

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре Желания» Задачи: продолжать учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков.

Пословицы к произведению

У природы нет плохой погоды.

Весна красна цветами, а осень – хлебами.

Зима не лето, в шубу одета.

Новые слова и выражения

Вволю – сколь душе угодно.

Румяный – покрасневший от мороза.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравился этот красивый рассказ, в котором говорится о том, что нет у природы плохих времён года. В каждом можно отыскать свои прелести и весело провести время.

Главная мысль

Каждое время года прекрасно по-своему.

Следующая пословица

Чему учит эта книга

Рассказ учит любить природу в любое время года. Учит радоваться жизни и весело проводить время. Учит умению анализировать.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Каждое время года нравилось Мите чем-то своим. Но он понял, что все времена года прекрасны.

Следующая пословица

Настала весна и Мите очень понравилось бегать по зеленому лугу, гоняясь за бабочками. Он сообщил отцу о своем желании, чтобы всегда была весна. И это желание было занесено в записную книжку отца.

Летом Митя побывал на сенокосе. Он прыгал на душистом сене, ловил рыбу, собирал ягоды. Вечером Митя высказал пожелание, чтобы лето никогда не заканчивалось. Отец записал желание сына к себе в книжку.

А осенью, когда настала пора собирать урожай в саду, Митя начал восторгаться этим чудным временем года. Теперь он хотел, чтобы и осень длилась вечно. Тогда отец достал свою записную книжку и показал сыну, что то же самое он говорил и о других временах года.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль Ушинского «Четыре желания» заключается в том, что у каждого времени года есть свои положительные стороны и надо уметь их замечать и ценить.

Рассказ Ушинского «Четыре желания» учит позитивно относиться к жизни, ценить все хорошее, что есть в каждом времени года.

Какие пословицы подходят к рассказу Ушинского «Четыре желания»?

В зимний холод всякий молод.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Каково лето, таково и сено.
У природы нет плохой погоды.

Рубрика: Отзывы Метки: о книгах Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Следующая пословица

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» .

Программное содержание: Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений.

Словарь и грамматика: активизировать подбор сравнений и определений, синонимов и антонимов к заданным словам.

Закрепить способы образования степеней сравнения прилагательных.

Звуковая культура речи: совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.

Развивать память, логическое мышление.

Воспитывать интерес к явлениям природы.

1 часть: - Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.

Мы спокойны, мы cпокойны,

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Что учили на занятии.

-Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс посылку.

-А вы хотите посмотреть, что же там внутри?

-Но сначала мы с вами отгадаем загадки

Сколько снега намело!

Стало чисто и светло.

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая … (зима).

Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Это к нам идет… (весна).

Спеет сладкая малина

На лесной опушке,

На болоте у осины

И выводит соловей

Трели до рассвета.

Ночь короче, день длинней,

Наступило … (лето).

Вот ненастный день понуро

Листьев ворох в ноги бросил,

И сереет небо хмуро,

И дождями плачет … (осень).

(на доске картинки, изображающие 4 времени года)

-Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)

-А как можно сказать об этом одним словом? (времена года) .

-А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

-зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

-весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

-лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

-осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

2 часть. –Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом про мальчика Митю и узнаем как он вел себя в разное время года. Рассказ называется «Четыре желания». Написал рассказ Константин Ушинский.

-Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.

ЗНАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

1. Чтение рассказа.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно. (Воспитатель сопровождает свой рассказ картинками на экране телевизора).

а) Чтение первой части рассказа.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный,веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!» «Запиши свое желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал.»

Беседа по содержанию.

- Как звали мальчика? /Митя. /

- Что делал Митя зимой? /Катался на саночках и на коньках. /

- Каким он был зимой? /Румяным и веселым. /

- Какое желание высказал мальчик своему отцу? /Он хотел, чтобы всегда была зима. /

- Куда записали его желание? /В записную книжку. /

- Выберите схему для рассказа о зиме.

- Послушайте и скажите,какой знак может стоять в конце этого предложения:Митя сказал: «Уж как весело зимой!» /Восклицательный. /

- Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу и, каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией, ваши предложения должны быть радостными, восклицательными. (Уж как /радостно, славно, прекрасно, увлекательно, отлично, хорошо, здорово/ зимой)

б) Чтение второй части рассказа.

«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов,прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!» Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.»

Беседа по содержанию в виде отгадывания кроссворда на экране телевизора:

- Сейчас мы с вами попробуем отгадать кроссворд.

- Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? /Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками. /

- Какие были бабочки? /Бабочки были пестрые. /

- Что мальчик рвал на лугу? /Мальчик рвал цветы. /

- Как мальчик говорил о весне? /Что за прелесть эта весна!/

- Куда Митя записал свое желание? /Митя записал свое желание в записную книжку. /

- Молодцы! Все правильно отгадали.

- Прочитайте, какое слово получилось по вертикали. /Весна. /

- Выберите схему для рассказа о весне.

в) Чтение третьей части рассказа.

«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос.Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод,кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!» И это желание Мити было записано в ту же книжку».

Беседа по содержанию.

- Куда отправился Митя с отцом летом? /На сенокос. /

- Как мальчик веселился весь день? /Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. /

- Что сказал Митя отцу вечером? /Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!/

- Куда было записано желание мальчика? /В записную книжку. /

- Подберите схему о лете.

Д/и «Кто больше придумает слов?»

г) Чтение четвертой части рассказа.

- Слушайте, что было дальше.

«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши.Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.»

Беседа по содержанию.

- Какое время года наступило? /Осень. /

- Что делали люди в саду? /Собирали румяные яблоки и желтые груши. /

- Какое было настроение у Мити? /Митя был в восторге!/

- Что мальчик говорил отцу? /Осень – лучше всех времен года!/

- Что сделал отец? /Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. /

(физкультминутка)

-А сейчас я вам прочитаю рассказ еще раз. Потом будете рассказывать вы. Слушайте внимательно и запоминайте.

(повторное чтение)

-А теперь кто хочет пересказывать? (вызвать 4 детей)

Вы между собой договаривайтесь, кто о каком времени года будет говорить.

(рассказы детей) .

-А сейчас кто-нибудь один перескажет рассказ целиком.

-Молодцы, дети, очень подробно рассказали.

3.-Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, - а осенью еще лучше.Давайте сравнивать:

-весна теплая – а лето? (теплее, более теплое)

-трава зеленая – а после дождя? (зеленее, более зеленая.)

-осенью холодно – а зимой? (холоднее, более холодно)

-береза высокая – а ель? (выше, более высокая.)

-тигр сильный – а слон? (сильнее, более сильный.)

-клубника сладкая – а малина? (слаще, более сладкая.)

-вата мягкая – а пух? (мягче, более мягкий.)

-дорога узкая – а тропинка? (уже, более узкая.)

-река глубокая – а море? (глубже, более глубокое.)

-мальчик высокий – а его брат? (выше, более высокий.)

4 .- А теперь вспомним пословицы: я начинаю, а вы подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах.

Смелый там найдет, где робкий (потеряет) .

Больше знай – да меньше (болтай) .

Вещь хороша когда новая, а друг – когда (старый) .

Человек от лени болеет, а от труда (здоровеет) .

Дождик вымочит, а солнышко (высушит) .

Один теряет, другой (находит) .

3часть. Наше занятие подошло к концу.

-скажите, дети, что вы сегодня узнали нового?

-Какое время года лучше всех?

-Правильно, вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами очень довольна. Спасибо вам всем.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе детей с ОНР по обучению пересказу. Пересказ рассказа «Спор животных» К. Д. Ушинского Пересказ рассказа «Спор животных» К. Д. Ушинского. Задачи: Закреплять умение пересказывать рассказ близко к тексту с опорой на картинки.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Программное содержание:.

Сюжет – краткое содержание

  1. Зимой Митя катался на санках и хотел, чтобы зима была всегда.
  2. Папа велел ему записать это желание.
  3. Весной Митя радовался первым цветам и бабочкам и хотел, чтобы весна была всегда.
  4. Летом Митя радовался рыбалке, ягодам и сену.
  5. Осенью Митю привлекали спелые и вкусные плоды.
  6. Папа показал ему записи о каждом времени года.

План произведения для пересказа

  1. Зима.
  2. Весна.
  3. Лето.
  4. Осень.
  5. Вывод.

Понравившийся эпизод

Мне понравился финал этого рассказа, когда папа показал сыну в записной книжке его слова о каждом из времён года. И оказалось, что мальчик всегда говорил одно и то же.

Читайте также: