Положи камушком подними калачиком значение поговорки

Обновлено: 07.11.2024

Цитаты из романа «Война и мир» (1869 г.) русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910).

Оглавление

Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть

Cлова главнокомандующего русской армией Кутузова Михаила Илларионовича (1745 – 1813), из разговора с князем Андреем Болконским, о том, что Кутузову не раз советовали дать французам неподготовленного сражения.

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну

Слова Андрея Болконского сказанные Пьеру Безухову накануне Бородинского сражения (1812 г.).

Дубина народной войны

Выражение от строк романа: "дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие."

Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум

Жизненная позиция графа Николая Андреевича Болконского (отец Андрея Болконского).

Кто всё поймет, тот всё и простит

Слова графа Николая Андреевича Болконского, обращенные к сыну - князю Андрею Болконскому о его молодой жене.

Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской

Мысли князя Андрея Болконского, умирающего от полученных во время Бородинского сражения ран.

Мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали

Слова приведены со ссылкой на писателя Лоуренса Стерн (1713 - 1768, Laurence Sterne, англ.).

Несчастье происходит не от недостатка, а от излишка

Из размышлений Пьера Безухова, когда он попал в плен к французам.

Пока есть жизнь, есть и счастье

Слова Пьера Безухова, обращенные к Наталье Ростовой.

Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть

Слова князя Андрея Болконского, произнесенные накануне Бородинского сражения.

Терпение и время, вот мои воины-богатыри!

Слова командующего русской армией фельдмаршала Михаила Кутузова-Голенищева о результатах Бородинского сражения.

Французских солдат надо возбуждать к сражениям высокопарными фразами, с Немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем идти вперед; Но что русских солдат надо только удерживать и просить: потише!

Слова графа Фёдора Васильевича Ростопчина (1763 - 1826) - русского государственного деятеля, генерал от инфантерии, фаворита императора Павла, генерал-губернатора Москвы во время наполеоновского нашествия.

Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого

Слова главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова, произнесенные перед отправлением в Фили, принимать трудное решение об оставлении Москвы французам в 1812 году.

Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь

Слова князя Андрея Болконского, произнесенные в споре с Пьером Безуховым.

Открытка серии "Картины войны" (художник Апсит (Апситис) Александр Петрович, 1888 – 1944)

Открытка серии "Картины войны" (художник Апсит (Апситис) Александр Петрович, 1888 – 1944)
Большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа

Слова французского императора Наполеона из разговора с русским посланником Александра I — Балашовым.

В военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы, все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, все зависит от того, как и кем ведется все дело

Мысль князя Андрея Болконского.

В нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее

Слова Раевского, обращенные к главнокомандующему русской армией Михаилу Кутузову, в ходе Бородинской битвы 1812 года.

В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтоб они ехали

О дружбе князя Андрея Болконского и Пьера Безухого.

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма

Размышления автора романа.

Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть

Cлова главнокомандующего русской армией Кутузова Михаила Илларионовича (1745 – 1813), из разговора с князем Андреем Болконским, о том, что Кутузову не раз советовали дать французам неподготовленного сражения.

Влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез

Слова князя Василия.

Военное искусство — это искусство быть сильнее неприятеля в известный момент

Слова императора Франции Наполеона, обращенные к своему генералу Раппу.

Война есть наитруднейшее подчинение свободы человека законам бога

Мысли Пьера Безухова.

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну

Слова Андрея Болконского сказанные Пьеру Безухову накануне Бородинского сражения (1812 г.).

Война противна человеческому разуму и всей человеческой природе

Размышления автора романа.

Всегда лучше перекланяться, чем не докланяться

Из размышлений автора романа.

Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии

Слова Пьера Безухова из его речи перед масонами.

Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках физики, истории, химии и т. д., на которые распадается знание умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку — науку всего, науку объясняющую всё мироздание и занимаемое в нем место человека.

Слова масона из разговора с Пьером Безуховым (Том 2, Часть 2, глава 3).

Гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого

Слова Несвицкого, сказанные Пьеру Безухову перед дуэлью.

Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность

Слова, сказанные Наполеоном, перед тем, как войти в Москву (2 сентября 1812 года).

Господи Великий, помоги мне ходить по стезям Твоим, 1) побеждать часть гневну – тихостью, медлением, 2) похоть – воздержанием и отвращением, 3) удаляться от суеты, но не отлучать себя от а) государственных дел службы, b) от забот семейных, с) от дружеских сношений и d) экономических занятий

Слова из дневника Пьера Безухова (запись от 24 ноября), который он стал вести по совету брата масона.

Девушка, выходя замуж, не должна опускаться, не должна бросать свои таланты, должна еще более, чем в девушках, заниматься своей внешностью, должна прельщать мужа так же, как она прежде прельщала не мужа

Об отношении Наташи Ростовой к своей внешности, после того как она вышла замуж за Пьера Безухова.

Для великого – нет дурного

Даже плохие поступки, совершенные известным, популярным человеком, люди склонны оправдывать и даже принимать как хорошие.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина

Из размышлений автора романа.

Для человеческого ума непонятна абсолютная непрерывность движения. Человеку становятся понятны законы какого бы то ни было движения только тогда, когда он рассматривает произвольно взятые единицы этого движения. Но вместе с тем из этого-то произвольного деления непрерывного движения на прерывные единицы проистекает большая часть человеческих заблуждений

Из размышлений автора романа.

Дрожание моей левой икры есть великий признак

Слова французского императора Наполеона (1769 - 1821).

Дубина народной войны

Выражение от строк романа: "дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие."

Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было

Слова Пьера Безухова из разговора с Андреем Болконским.

Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни

Из размышлений автора романа.

Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы

Из размышлений автора романа.

Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум

Жизненная позиция графа Николая Андреевича Болконского (отец Андрея Болконского).

Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение, и так же безучастно неподвижны, за момент до передачи движения, части механизма, до которых еще не дошло дело

О действии русских войск накануне сражения под Аустерлицем.

Кто всё поймет, тот всё и простит

Слова графа Николая Андреевича Болконского, обращенные к сыну - князю Андрею Болконскому о его молодой жене.

Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской

Мысли князя Андрея Болконского, умирающего от полученных во время Бородинского сражения ран.

Любовь есть бог

Мысли князя Андрея Болконского, умирающего от полученных во время Бородинского сражения ран.

Мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали

Слова приведены со ссылкой на писателя Лоуренса Стерн (1713 - 1768, Laurence Sterne, англ.).

Мы спим, пока не любим. Мы дети прaxa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в первый день создания

Слова Дениса Денисова, из разговора с Николаем Ростовым.

На всё воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует

Слова Марьи Дмитриевны Ахросимовой о сыновьях, направленных на военную службу.

Надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым

Из рассуждений князя Андрея Болконского.

Наполеон - зверь, о появлении которого предсказано в Апокалипсисе

Вывод, который сделали многие и он был популярен в России в 1812 году, что Наполеон и есть тот зверь, о появлении которого предсказано в Апокалипсисе и которому соответствует звериное число 666 (Число зверя (666)):

Науки человеческие всё подразделяют – чтобы понять, всё убивают – чтобы рассмотреть

Слова из дневника Пьера Безухова (запись от 27 ноября), который он стал вести по совету брата масона. Пьер рассуждает о преимуществе подходе масонов, в отличии от традиционной науки.

Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами

Слова Наполеона, по поводу попыток лекарей вылечить его от насморка.

Не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо

Слова князя Андрея Болконского, обращенные к его другу Пьеру Безухову.

Несчастия происходят от бога, люди никогда не бывают виноваты

Слова княжны Марьи из разговора с братом Андреем Болконским. Андрей Болконский в то время мечтал отомстить Анатолю Курагину, который пытался соблазнить невесту Андрея - Наташу Ростову.

Несчастье происходит не от недостатка, а от излишка

Из размышлений Пьера Безухова, когда он попал в плен к французам.

Нет и не может быть никакой военной науки и поэтому не может быть никакого так называемого военного гения

Из размышлений князя Андрея Болконского во время отечественной войны 1812 года.

Никто один не может достигнуть до истины; только камень за камнем, с участием всех, миллионами поколений, от праотца Адама и до нашего времени, воздвигается тот храм, который должен быть достойным жилищем Великого Бога

Слова масона из разговора с Пьером Безуховым (Том 2, Часть 2, глава 3).

Одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим

Из письма княжны Марьи подруге Жюли Карагиной, которая потеряла на войне брата.

Пока есть жизнь, есть и счастье

Слова Пьера Безухова, обращенные к Наталье Ростовой.

Положи, господи, камушком, подними калачиком

Эту фразу часто повторял русский солдат Платон Каратаев.

Потеря Москвы не есть потеря России

Слова командующего русской армией во время войны 1812 года Кутузова-Голенищева Михаила Илларионовича (1747-1813).

Решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска.

О главнокомандующем русской армией Кутузове Михаиле Илларионовиче (1745 - 1813) во время Бородинской битвы 1812 года (том 3 часть 2, глава 35).

Cила свежей старости

Про графа Николая Андреевича Болконского (отец Андрея Болконского).

Скрытая теплота патриотизма

Мысли Пьера Безухова о состоянии духа русского войска перед Бородинским сражением.

Слуги, вернейшие судьи господ, потому что они судят не по разговорам и выраженным чувствам, а по действиям и образу жизни

Об отношении слуг к Пьеру Безухову.

Случай сделал положение; гений воспользовался им

Из рассуждений автора в конце романа.

Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится

О действиях русских войск накануне сражения под Аустерлицем.

Состоянием обязательной и безупречной праздности пользуется целое сословие – сословие военное

Из рассуждений автора о жизни военных.

Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть

Слова князя Андрея Болконского, произнесенные накануне Бородинского сражения.

Терпение и время, вот мои воины-богатыри!

Слова командующего русской армией фельдмаршала Михаила Кутузова-Голенищева о результатах Бородинского сражения.

Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений

Из рассуждений автора романа.

Французских солдат надо возбуждать к сражениям высокопарными фразами, с Немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем идти вперед; Но что русских солдат надо только удерживать и просить: потише!

Слова графа Фёдора Васильевича Ростопчина (1763 - 1826) - русского государственного деятеля, генерал от инфантерии, фаворита императора Павла, генерал-губернатора Москвы во время наполеоновского нашествия.

Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого

Слова главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова, произнесенные перед отправлением в Фили, принимать трудное решение об оставлении Москвы французам в 1812 году.

Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье

Из размышлений Княжны Марьи.

Что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым

Слова князя Андрея Болконского, произнесенные в споре с Пьером Безуховым.

Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь

Слова князя Андрея Болконского, произнесенные в споре с Пьером Безуховым.

Sunday, October 20, 2013

наука, то есть мнимое знание совершенной истины/ Tolstoy, War and Peace, vol. 3

Thursday, October 31, 2013

Лег камушком, встал калачиком/ Tolstoy, War and Peace, vol. 4


Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности.

Monday, October 21, 2013

Москва, азиатская столица/ Tolstoy, War and Peace, vol. 3

Ему [старику Болконскому] хотелось спать, но он знал, что не заснет, и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем.

Лаврушка был один из тех грубых, наглых лакеев, видавших всякие виды, которые считают долгом все делать с подлостью и хитростью, которые готовы сослужить всякую службу своему барину и которые хитро угадывают барские дурные мысли, в особенности тщеславие и мелочность.

Москва, азиатская столица этой великой империи, священный город народов Александра, Москва с своими бесчисленными церквами, в форме китайских пагод! [Наполеон]

Следующая пословица

Цитаты русского писателя Толстого Льва Николаевича (1828 – 1910).

Писать надо только тогда, когда не можешь не писать

Из дневника от 19 октября 1909 г.

Плоды просвещения

Название комедии "Плоды просвещения" (1891 г.).

Погубила Россию эмансипация!

Из романа "Анна Каренина" (1873 – 1877 гг.), часть III, глава XXVII. Слова помещика, в споре о том, почему вести хозяйство помещикам было очень трудно.

Подчинение требованиям ложной веры — в этом главная причина бедствия людей
Пока есть жизнь, есть и счастье

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.). Слова Пьера Безухова, обращенные к Наталье Ростовой (Том 4, часть IV, XVII).

Положи, господи, камушком, подними калачиком

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.), Том 4, часть I, XIII. Эту фразу часто повторял русский солдат Платон Каратаев.

Правда сама по себе не есть добродетель, но она необходимое условие всего доброго
Предполагается в теории, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь ведь есть нечто мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспоминать мерзко и стыдно

Из рассказа "Крейцерова соната" (1890 г.). Слова Позднышева, гл. XIII.

Просвещенный человек — тот, который знает свое назначение в жизни
Прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять

Из романа "Воскресение" (1889 - 1899 гг.). Это мысль, к которой пришел Нехлюдов в конце романа (ч. 3, гл. 27).

Радости богатства обманчивы
Различие между ядами вещественными и умственными в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные, в виде газет и дурных книг, к несчастию, часто привлекательны
Раки любят, чтоб их варили живыми

Из романа "Воскресение" (1889 – 1899 гг.). О взглядах Топорова (ч. 2, гл. 27).

Религиозное учение — основа воспитания, а между тем в нашем христианском мире учат тому, во что никто не верит. Дети проницательны и видят это и не верят не только тому, чему их учат, но и тем, которые их учат
С женою забота, с не-женою еще хуже

Из романа "Анна Каренина" (1873 – 1877 гг.), часть V, глава XXXIII.

Самосовершенствование есть и внутренняя работа, и внешняя. Человек не может совершенствоваться без общения с людьми и без воздействия их на него и своего на них
Самосовершенствование уже потому свойственно человеку, что он никогда, если он правдив, не может быть доволен собою
Самые захватывающие нас желания — это желания похотливые, такие желания, которые никогда не удовлетворяются, и чем больше удовлетворяются, тем больше разрастаются
Свод правил Вронского

В романе "Анна Каренина" (1873 – 1877 гг.), сформулирован свод правил, которым придерживался Вронский (любовник Анны Карениной) (часть III, глава XX).

Cила свежей старости

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.). Автор пишет про графа Николая Андреевича Болконского (отец Андрея Болконского)

Сколько бы раз ни пришлось тебе падать, не достигнув победы над своими страстями, не унывай. Всякое усилие борьбы уменьшает силу страсти и облегчает победу над ней
Слово есть поступок
Слуги, вернейшие судьи господ, потому что они судят не по разговорам и выраженным чувствам, а по действиям и образу жизни

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.), Том 4, Эпилог, XII. Автор описывает отношение слуг к Пьеру Безухову.

Случай сделал положение; гений воспользовался им

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.), Том 4, Эпилог, II. Автор упоминает эту фразу как устойчивое и широко известное выражение.

Смерть и рождение — два предела. За этими пределами одинаковое что-то
Совершенство нравственное недостижимо, но приближение к нему есть закон жизни человеческой
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.). Автор описывает действия русских войск накануне сражения под Аустерлицем.

Состоянием обязательной и безупречной праздности пользуется целое сословие – сословие военное

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.).

Споры всегда больше содействуют затемнению, чем уяснению истины
Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть II, XXV. Слова князя Андрея Болконского, произнесенные накануне Бородинского сражения.

Стыдно и гадко, гадко и стыдно

Из романа "Воскресение" (1889 – 1899 гг.). Это мысль Нехлюдова и его отношениях с Мисси, о его последней встрече в ее доме и о своем поступке, по отношению к Масловой (ч. 1, гл. 28).

Только в России люди в пятьдесят лет считают себя стариками, а во Франции пятидесятилетний человек считает себя в расцвете лет, а сорокалетний — молодым человеком

Из романа "Анна Каренина" (1873 – 1877 гг.), часть VI, глава IV.

Только те народы имеют будущность, только те народы можно назвать историческими, которые имеют чутье к тому, что важно и значительно в их учреждениях, и дорожат ими

Из романа "Анна Каренина" (1873 – 1877 гг.), часть III, глава III. Эту фразу говорит Кознышев Сергей Иванович (единоутробный брат Левина), во время спора с Левиным о пользе государственных учреждений.

Тщетны все попытки улучшения жизни без жертвы. Такие попытки только отдаляют возможность улучшения
Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро

Из рассказа "Крейцерова соната" (1890 г.). Слова Позднышева, гл. V.

Узнаю коней ретивых по каким-то их таврам, юношей влюбленных узнаю по их глазам

Из романа "Анна Каренина" (1873 – 1877 гг.), часть I, глава XVII. Слова Облонского (Вронскому).

Усилие нужно для делания добра, но еще нужнее для воздержания от зла
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть I, I.

Французских солдат надо возбуждать к сражениям высокопарными фразами, с Немцами надо логически рассуждать, убеждая их, что опаснее бежать, чем идти вперед; Но что русских солдат надо только удерживать и просить: потише!

Слова графа Фёдора Васильевича Ростопчина (1763 – 1826) — русского государственного деятеля, генерал от инфантерии, фаворита императора Павла, генерал-губернатора Москвы во время наполеоновского нашествия. Ростопчин способствовал пожару в Москве 1812 года тем, что вывел из города все средства пожаротушения и пожарные команды.

Эта цитата Ростопчина упоминается в романе "Война и мир" (1863 – 1869 гг.), том 2.

Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.), Том 3, часть III, III. Слова главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова, произнесенные перед отправлением в Фили, принимать трудное решение об оставлении Москвы французам в 1812 году.

Христианское учение так ясно, что младенцы понимают его в его настоящем смысле. Только люди, желающие казаться и называться христианами, но не быть ими в действительности, могут не понимать его
Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье

Из романа "Война и мир" (1863 – 1869 гг.). Из размышлений Княжны Марьи.

Tuesday, October 29, 2013

бессознательная деятельность; нравственная красота/ Tolstoy, War and Peace, vol. 4

Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать.

Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из-за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти-то люди были самыми полезными деятелями того времени.

Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых, и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых за то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.

Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней.
. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.

Friday, October 25, 2013

в деле хитрости глупый человек проводит более умных/ Tolstoy, War and Peace, vol. 3


С свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица, он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности.

Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.

Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах.

Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair à canon [пушечное мясо], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.

Крестьяне говорят, что поздней весной дует холодный ветер, потому что почка дуба развертывается, и действительно, всякую весну дует холодный ветер, когда развертывается дуб.

. как всегда бывает, что в деле хитрости глупый человек проводит более умных. [об Элен]

Saturday, October 19, 2013

какое ничтожество может быть причиной несчастья людей!/ Leo Tolstoy, War and Peace, vol. 3


12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.

Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием.

Солнце только начинало подниматься из-за туч; в воздухе было свежо и росисто. По дороге из деревни выгоняли стадо. В полях один за одним, как пузырьки в воде, вспырскивали с чувыканьем жаворонки.

В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этой необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдиравший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски-благородном и нежном характере Александра.

. маршал Даву был один из тех людей, которые нарочно ставят себя в самые мрачные условия жизни, для того чтобы иметь право быть мрачными.

Saturday, October 26, 2013

народ-то что зверь. Растопчин и Верещагин / Tolstoy, War and Peace, vol. 3

Стоит только допустить, что что-нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.

Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
Для человека, не одержимого страстью, благо это никогда не известно; но человек, совершающий преступление, всегда верно знает, в чем состоит это благо. И Растопчин теперь знал это.

Следующая пословица

". Мартын был из тeх людей, для которых хорошая книжка перед сном - драгоцeнное блаженство. Такой человeк, вспомнив случайно днем, среди обычных своих дeл, что на ночном столикe, в полной сохранности, ждет книга, - чувствует прилив неизъяснимого счастья." (Владимир Набоков, "Подвиг")

Friday, October 18, 2013

Он стар и слаб, а я смею осуждать его/ Tolstoy, War and peace, vol. 2

На днях приехавший в Москву в отпуск, Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.

Наташа вдруг нравственно съежилась и приняла невольно такой небрежный тон, который еще более отталкивал от нее княжну Марью.

И Анатоль с тем особенным пристрастием, которое бывает у людей тупых к умозаключению, до которого они дойдут своим умом, повторил то рассуждение, которое он раз сто повторял Долохову.


И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной.

Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что-нибудь случиться; но ему так страшно было думать, что что-нибудь постыдное случилось с его любимой дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и все старался уверить себя, что ничего особенного не было, и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812-го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив, Пьер радостно, мокрыми от слез глазами смотрел на эту светлую звезду, которая как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место на черном небе и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.

Monday, October 28, 2013

оживленная непроницаемость ко всему тому, что не было он сам/ Tolstoy, War and Peace, vol. 3


Ей [Наташе] казалось, что-то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.

Душа его была не в нормальном состоянии. Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить всё свое внимание. Здоровый человек в минуту глубочайшего размышления отрывается, чтобы сказать учтивое слово вошедшему человеку, и опять возвращается к своим мыслям. Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда-нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии; но вдруг, посредине своей работы, она обрывалась, заменялась каким-нибудь неожиданным представлением, и не было сил возвратиться к ней.

Thursday, October 31, 2013

Лег камушком, встал калачиком/ Tolstoy, War and Peace, vol. 4


Пьер испытал то же, что во всех судах испытывает подсудимый: недоумение, для чего делали ему все эти вопросы. Ему чувствовалось, что только из снисходительности или как бы из учтивости употреблялась эта уловка подставляемого желобка. Он знал, что находился во власти этих людей, что только власть привела его сюда, что только власть давала им право требовать ответы на вопросы, что единственная цель этого собрания состояла в том, чтоб обвинить его. И поэтому, так как была власть и было желание обвинить, то не нужно было и уловки вопросов и суда. Очевидно было, что все ответы должны были привести к виновности.

Следующая пословица

". Мартын был из тeх людей, для которых хорошая книжка перед сном - драгоцeнное блаженство. Такой человeк, вспомнив случайно днем, среди обычных своих дeл, что на ночном столикe, в полной сохранности, ждет книга, - чувствует прилив неизъяснимого счастья." (Владимир Набоков, "Подвиг")

Thursday, October 24, 2013

Скрытая теплота патриотизма/ Tolstoy, War and Peace, vol. 3

[. ] Как бы тебе сказать. Ну, у отца твоего немец-лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец.


. Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.

Wednesday, October 23, 2013

безмолвие природы/ silence is spreading over the natural world

Tuesday, October 22, 2013

искренность, которая бывает при пробуждении/ Tolstoy, War and Peace, vol. 3

Та искренность, которая бывает при пробуждении.

Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем-то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни.

Л. Толстой. Война и мир. Том 3

Неврология стала веселей/ Oliver Sacks on hallucinations

Выдающийся британский нейропсихолог Оливер Сакс, который всю жизнь работает над проблемами восприятия, памяти и сознания, в своей последней книге исследует занимающий его всю жизнь вопрос: всеобъемлющее и трансцендентное понятие галлюцинации. В частности, в одной из глав он описывает собственные эксперименты с наркотиками в 1960-е годы и в своем интервью радио NPR называет интерес к воздействию психоактивных веществ на мозг одной из причин, подтолкнувших его к стезе ученого.



Altered States. Self-experiments in chemistry - By Oliver Sacks (2012)

Читайте также: