Хлеб всему голова значение пословицы

Обновлено: 07.11.2024

Во многих славянских языках слова «голова» и «главный» имеют один корень и родословную. Именно поэтому русскую пословицу «Хлеб - всему голова» можно трактовать как «хлеб - самый главный продукт на столе». Хлеб насыщает, он калориен и подходит практически ко всем приемам пищи, будь то завтрак, обед или ужин. Это было важно раньше, это остается важным и сейчас.

Есть такое понятие, как пирамида питания. Такие пирамиды разрабатываются диетологами и бывают разные. Но в большинстве из них в основе, фундаменте пирамиды, всегда лежит хлеб. Например, в российской пирамиде питания, первый «блок» включает в себя хлеб, крупы, рис, картофель и макаронные изделия.

Диетологи уточняют, что наиболее полезный хлеб - это хлеб, сделанный из ржаной или цельнозерновой муки. В них полезных веществ гораздо больше, так как при обработке из зерен не удаляется зерновая оболочка и зародыш, которые и содержат больше всего витаминов и клетчатки.

При приготовлении хлеба всегда важно: в каких условиях он готовится и из каких продуктов. На Карпинском “хлебокомбинате” пекут хлеб по-старинке, то есть не используют примеси, которые ускоряют процесс брожения. Из-за этого хлеб производится дольше, но получается качественнее и вкуснее. Именно вкус и польза делают хлеб главным на любом столе, и полностью оправдывают древнюю пословицу “Хлеб - всему голова”.

Спешим напомнить, что в грядущие выходные, а именно 29 ноября, в России отмечается День матери. К этому теплому празднику вы можете заказать на карпинском хлебокомбинате вкусный пирог или красивый торт с уникальной надписью и фигурками.

Следующая пословица

-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Оборудование: картинки, тарелка с мукой, выпечка.

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод.

Воспитатель: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;

Загадка про хлеб

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Дети: Это хлеб.

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и бросает хлеб.

Воспитатель (поднимает хлеб)

Серёжа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие!

Серёжа: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.

Как тебе, Серёжа, не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

Серёжа: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.

Воспитатель: Ты, Серёжа, не прав и многого не знаешь оказывается.

Давайте, ребята, расскажем Серёже, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Серёжа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.

Воспитатель: Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий).

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин?

Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку,нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва - это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Воспитатель: Что же делает комбайн?

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу.

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.

Воспитатель: Ребята,послушайте стихотворение:

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.

И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.

- Я - пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.

Воспитатель: Как вы думаете, хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?

Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете,дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.

Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)

Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?

Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари. (Показать различные хлебобулочные изделия, которые перечислят дети)

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).

Воспитатель: - давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью.

Хлеб

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Публикации по теме:

Фотоотчет по проекту «Хлеб всему голова» в старшей разновозрастной группе

Фотоотчет по проекту «Хлеб всему голова» в старшей разновозрастной группе [b]Проект «Хлеб всему голова».[/b] В России относились к хлебу всегда по-особому. Но в наше время у детей недостаточно сформированы знания.

Фотоотчет о НОД в старшей группе «Хлеб — всему голова»

Фотоотчет о НОД в старшей группе «Хлеб — всему голова» Есть в нашем мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, солнце, вода, жизнь человека. В один ряд с.

Следующая пословица

2. Закрепить знания о названиях национальных блюд, о народных пословицах и поговорках.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважения к труду людей, участвующих в его выращивании.

4. Развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление.

Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций, альбомов и видеоматериалов о выращивании хлеба;

Заучивание пословиц, поговорок народов Среднего Поволжья;

Чтение литературных произведений по теме, заучивание стихов; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Посещение краеведческого музея – тема «Как выращивали хлеб в старину»;

Художественно – творческая деятельность по теме;

С/р игры: «Пекарня», «Хлеборобы»

Иллюстрации о выращивании хлеба, каравай на подносе в корзине, соленое тесто, картинки с изображением хлебобулочных изделий, мяч.

Дети сидят полукругом. В дверь раздается стук, входит пекарь с корзиной в руках (в корзине каравай).

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Здравствуйте, вы – (пекарь, повар, кулинар, мама).

Я – пекарь. А чем я занимаюсь, что делаю?

Вы печете хлеб, булки, батоны.

Он и черный, он и белый

И всегда он загорелый

Мы как кушать захотим

То всегда садимся с ним.

Что это? (хлеб)

Пекарь, вынимая каравай,говорит:

Вот он, каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Давайте рассмотрим его и расскажем: какой он.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети передают по кругу каравай и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Пекарь: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В чем же польза хлеба?

Дети: В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.

Пекарь: Это самый главный и ценный продукт для всех народов. Русский народ называет его хлеб, хлебушек, как называют его татарский народ, чувашский народ, мордовский народ… (Дети отвечают: ипи, сюкар, кши).

Пекарь: Правильно, хлеб составляет основу всего питания человека, народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

Пословицы и поговорки про хлеб:

«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда», «Не трудиться – хлеба не добиться», «Хлебушко - калачу дедушка», «Береги хлеб для еды», «Хлеба ни куска, так и в горнице тоска», «Худой обед, если хлеба нет».

татарские: «Ипи – тоз- якты йоз» (Хлеб – соль – радужный лик, «Ипи белян тоз да дару кюреня» (С хлебом, даже соль кажется лекарством,

«Бер кискяк ипи пире ябышный» (Оторванный ломтик хлеба ничем не склеишь).

Чувашские: «Сюкар, тавартан асли сук» (Хлеб и соль – выше всех благ, «Сюкар тутине еслекен пелет» (Тот, кто работает, знает цену хлеба, «Сюкар хырам хыссан суремест» (Хлеб за брюхом не бегает).

Пекарь: Ребята, молодцы, много знаете пословиц.

Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто и печь хлеб. Такой хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

Сейчас у нас в магазинах большой выбор разных хлебобулочных изделий, но такое разнообразие было не всегда. Вы должны знать, что хлеб в старину считался самым главным продуктом. Без хлеба не обходилось не одно застолье. Хлеб всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя встречали на Руси хлебом и солью, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли из шелухи, травы и лебеды. Такой хлеб давали по маленькому кусочку, как нам с вами дают на обед. Люди понимали, что хлеб это их жизнь.

Пекарь: Ребята, помните надо с уважением относиться к каждому кусочку хлеба. Какие правила бережного отношения к хлебу вы знаете?

Дети: Хлеб нельзя выбрасывать, крошить, есть аккуратно, нельзя покупать лишнего.

Пекарь: Правильно, ведь хлеб прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине. Хлеб не игрушка, им не сори, хлеба к обеду в меру бери.

Ребята, а кто занимается выращиванием зерна на полях?

Дети: Хлеборобы.

Пекарь: Да, на бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Давайте мы с вами выложим алгоритм выращивания хлеба. Кто хочет начать?

(Ребенок подходит к столу, выбирает нужную картинку, выставляет на доске и объясняет).

1. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Его ведет тракторист. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

2. Все лето созревают зёрна в колосьях. Солнце их пригревает, дождик поливает. За ростом следит – агроном. Поле в это время очень красивое – зеленое, а как созреют колоски, все поле становится желтым - золотым. Значит, пора хлеб убирать.

3. Зёрна созрели. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны. Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. А из накопителя соломы комбайнера сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

4. Грузовые машины везут зерно на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна. Где его сушат и очищают.

5. Из элеваторов зерно везут на мельницу, там зерно мелют в муку.

6. Потом отправляется мука на хлебозавод, пекарню. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.

Пекарь: А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

Физкультминутка «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй. (2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Булочки, печенье, сушки, баранки, пироги, пряники, блины.

Воспитатель: Вы назвали блюда русского народа, а что из муки делают люди других народов.

Пачат, чемант – блюда мордовского народа, хуплу, пюремеч, кукале – чувашского народа, кыстыбый, бэлеш, учпочмак, баурсак, чак-чак – татарские народные блюда.

Пекарь: Какие вы молодцы. Предлагаю вам со мной поиграть. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч.И так:

— Назови хлеб ласково (Хлебушек)

— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)

— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)

— Посуда для хлеба (Хлебница)

— Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

— Кто печет хлеб? (Хлебопек)

— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)

— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.

Пекарь: А сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими ваш магазин. Тесто я уже замесила и приготовила образцы выпечки. А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.

Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.

Пекарь: Посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Пекарь: Предлагаю всем попробовать мой каравай с чайком, да с разговорами. Посидим рядком, да поговорим ладком. Приятного чаепития!

Публикации по теме:

Презентация «Хлеб — всему голова» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию одну из своих презентаций на тему: "Хлеб-всему голова". Слайд 2. Педагог: "Отгадайте загадку: Отгадать.

Дидактические игры «Хлеб — всему голова» Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова» «Что сделано из муки?» Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»

Фотоотчет «Хлеб всему голова» Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни,.

Фотоотчет «Хлеб — всему голова»

Фотоотчет «Хлеб — всему голова» Хлеб — всему голова. Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей.

Неделя знаний «Хлеб — всему голова»

Неделя знаний «Хлеб — всему голова» В подготовительной группе нашего детского сада была проведена неделя знаний о хлебе. Каждый день ребята узнавали что-то новое о хлебе. Были.

Видео о том, как выпекают хлеб в детском саду «Хлеб — всему голова» По приглашению музея города Черногорска Ребята нашей группы (и не смотря на то что мы совсем малышки) приняли участие в большом мероприятии.

Презентация «Хлеб — всему голова» Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие.

«Хлеб всему голова». Лэпбук

«Хлеб всему голова». Лэпбук Цель: - дать детям понятие о том, что хлеб является необходимым продуктом питания; систематизировать знания о долгом пути хлеба от поля.

Презентация «Хлеб — всему голова» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 47 "Петушок" городского округа Люберцы Московской.

Следующая пословица

Зачастую возникает вопрос о том, как правильно трактовать ту или иную пословицу. В этой статье мы попытаемся раскрыть смысл наиболее известных пословиц о хлебе. В статьях «Дело и хлеб», «Пословицы о хлебе, деньгах и богатстве», «Добро, дом и гостеприимство» указаны некоторые краткие толкования.

«Будет хлеб — будет и песня!» Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.

«Чужие хлебы приедчивы.» В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло. Оно не означает, что соседский хлеб плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а свой домашний — уже привычный и самый вкусный.

«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.» Того, что сделано, уже не изменишь.

«Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.» Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.

«Хлеб — всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.

«Говорят — хлебы варят, а щи пекут.» Многие из народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не правдой.

«Не для Иисуса, а для хлеба куса.» Так говорят о поступках людей, в основе которых лежит меркантильный интерес, личная выгода или нажива. Но, при этом, сам человек преподносит целью поступка какие-либо высшие идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях, которые пытаются заработать на вере или надежде человеческой.

«Круто замешено, да не пропечено.» Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.

«Без закваски хлеба не месят.» Без подготовки к делу не приступают.

В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.

Читайте также: