Логопедический фольклор пословицы поговорки
Обновлено: 24.12.2024
Описание слайда:
«Использование в логопедической работе пословиц и поговорок, как
средство формирования
речемыслительной
деятельности детей»
Выполнила:
Учитель-логопед
Вишнякова Наталья Валерьевна
МКОУ «Сузунская ОШ-И»
Описание слайда:
В современной педагогике перед педагогами стоят задачи открыть путь к сердцу и уму школьника, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей.
Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки.
В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К.Д.Ушинского о том, "что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу - родной язык, остались бессмертными".
Пословицы, поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц, ребенок развивает мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.
Я рассмотрю систему ценностей пословиц и поговорок. Считаю, актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:
недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса;
низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе;
недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание школьника.
Теоретические выводы могут быть использованы логопедами в работе со школьниками .
Описание слайда:
Определение и анализ пословиц и поговорок
Термины "пословицы" и "поговорки" - русские. Их связь с корнями слов "говорить", "говор", "слово" свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.
Пословица - это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение,
Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, однако между ними есть и различия.
Пословица - это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях.
Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.
Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: "Молодо-зелено, а погулять велено"; "Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться"; "Чем черт не шутит, когда Бог спит". Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка".
Описание слайда:
. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка".
Описание слайда:
Значение использования пословиц и поговорок для развития логического мышления
В настоящее время в педагогической литературе не часто затрагиваются вопросы, связанные с использованием пословиц, поговорок и загадок в логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи.
До настоящего времени в психолого-педагогической литературе, посвященной обучении и воспитанию детей с общим недоразвитием речи, не сложилось целостной системы использования малых форм устного народного творчества в логопедической работе.
В то же время, анализ психолого-педагогической литературы показал, что большинство исследователей отмечают наличие специфических особенностей формирования познавательной и речевой деятельности у детей с СНР.
Среди характерных черт выделяются недостаточное понимание речи окружающих, различные нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа.
Описание слайда:
С целью изучения особенностей восприятия, понимания, и употребления малых фольклорных форм детьми с СНР проводится следующая работа:
исследование детей;
наблюдение за детьми на занятиях и в свободное время;
беседа с родителями о каждом ребенке.
Полученная информация помогает построить исследование с учетом возможностей и личностных особенностей детей, определить оптимальную степень трудности диагностических заданий.
Целью применения разнообразных считалок, загадок, поговорок обычно является желание педагога создать мотивацию на предстоящую деятельность, поддержать познавательный интерес, коммуникативную активность детей. Пальчиковые игры, забавы, заклички, запевки в основном используются для организации детей в игре, режимных моментах, на прогулке.
Описание слайда:
Методы и приемы работы с пословицами и поговорками
Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник русский народных пословиц, который является богатейшей и полнейшей кладовой народной мудрости.
Все пословицы в них распределены по основным тематическим группам: "Родина", "Хлеб", "Добро-милость", "Дружба", "Природа" и т.д.
Такое распределение хорошо подходит и в работе с детьми в логопедической группе детского сада, так как весь лексический материал распределен по темам, В старшей группе, когда начинаем только работать с пословицами, подбираем пословицы, которые имеют только прямой смысл, а пословицы с двойным смыслом надо вводить постепенно в подготовительной группе.
К пословицам с прямым значением относятся: "Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей"; "На чужбине жить - слезы лить"; "Рыбам - мореэ птицам - воздух, а человеку - Родина". Эти пословицы относятся к теме: "Родина", "Город". При беседе о Родине пословицы характеризуют значимость Родины для человека: "Всякому мила своя сторона"; "На чужбине и собака горюет"; "Родимая сторона - мать, чужая - мачеха".
Описание слайда:
Прочитав пословицу "Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть", предлагаю осмыслить содержание - как вы понимаете ее? Вспомнить случай, когда можно было ее употребить. Очень важно, чтобы дети не просто находили необычные слова, но и умели их объяснить.
По этой теме можно предложить множество заданий: "Пословица "рассыпалась": А, игла, не, руки, шьет. Когда дети собрали, беседуем по содержанию: как понимают? Действительно, мы говорим об искусной портнихе, что у портнихи умелые руки. А можно этой пословицей похвалить повариху? Конечно, чтобы сделать дело хорошо, важны не столько орудия, сколько мастерство человека.
Таким образом, и слово "руки" имеет значение - мастерство, умение. Идет накопление словаря (умение, мастерство). Умные руки человек, искусный в каком-либо ремесле. Дело мастера боится - человек выполняет свое дело быстро, умело, правильно. Чтобы работу сделать интересной, разнообразной, читаю детям пословицы: "Дело мастера боится"; "Плотник - первый на селе работник"; "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда".
Описание слайда:
О чем эти пословицы? (О труде, профессиях). Они похожи друг на друга? Чем?
Мы действительно часто слышим пословицу "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда". Пословица помогает понять, что надо вложить больше труда, тогда дело получится хорошо. Можно бросить дело, которое не получается, но надо еще попробовать. И тогда все получится.
Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, мы не можем обойтись без комментария, путем сравнения сопоставлять предмет или явления с другим. Таким образом, начинаю работу над отдельными словами и их значениями, только потом можно переходить к объяснению прямого переносного значения всей пословицы в целом. Предлагаю послушать пословицы:
"Декабрь год кончает, а зиму начинает";
"Лето - припасиха, зима - подбериха";
"Весна красна цветами, а осень - плодами";
"Весна зажги снега, заиграй овражки".
Описание слайда:
Как вы думаете, о чем говорится в этих пословицах? О природе. А эти пословицы учат чему-либо? Чему же они учат? Правильно народ, много наблюдал за природой, ведь если знаешь ее законы, то можно устроить свою жизнь, что она будет более хорошей. Поэтому народ и передавал в пословицах свои наблюдения. Скажите, почему в пословице говорится: лето-припасиха? Что значит слово "припасиха"? Ведь лето - не человек, а время года. (Рассуждение) Верно, написано одно, а подразумеваем другое; такое необычное красивое слово, оно обозначает не только время года, но и людей.
Описание слайда:
Давайте переделаем пословицу, чтобы было всем понятно. Летом люди припасают, а зимой все запасы используют. Понятно стало? Красиво? Нет, совсем не красиво. Так зачем народ употреблял необычные слова? Как красиво звучит "припасиха", "подбериха". Есть слова похожие. Какие? (повариха, ткачиха). По какому признаку называют людей? По действию. Видите, какие волшебные слова, и смысла в них много и очень красивые.
Послушайте пословицы: "Мороз и метели под февраль прилетели"; "Снега надует - хлеба прибудет". Народ заметил, что вьюги и метели часты в феврале. Зимой от мороза у всех розовые щеки, поэтому каждый выглядит молодым: " В зимний холод всякий молод". Да, у народа много всяких примет: "Много снега - много хлеба".
Описание слайда:
Благодаря этим приметам можно предсказать урожай, лучше подготовиться к зиме. Поэтому приметы передавались из поколения в поколение. А мне нравится вот эта: Весна, зажги снега, заиграй овражки. Красивая, правда? Кто понял, почему так говорится: "зажги снега"? Кто зажигает снега? Конечно, солнышко: яркое, весеннее переливается по снегу тысячами разных огней.
Много раз народ любовался этим прекрасным зрелищем и перенес эту картину в пословицу. А что значит "заиграй овражки"? В овражках накапливается вода, это снег тает, и веселые ручейки бегут, играя, по дну овражков. Красивая картина и веселая. В этой пословице народ передает свою любовь к пробуждающей природе.
При изучении темы "Семья и я", можно использовать такие пословицы:
"Нет лучшего дружка, чем родная матушка";
"Хороший сын отцу радость, а плохой - печаль";
"В родной семье и каша слаще";
"Материнская ласка конца не знает".
Описание слайда:
Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, можно давать после сказанного такие задания:
1. Соедини начало и окончание;
2. Какая пословица лишняя;
3. Нарисуй картину по пословице: "Как вся семья вместе, так и душа на месте«
"В семье лад, так и не нужен клад»).
Описание слайда:
Моя задача показать детям меткость, выразительность пословицы, разъяснить значение отдельных слов и сочетаний, активизировать речь, развивать образное мышление. Так после чтения сказки "Лиса и журавель", читаю детям пословицы:
"За добро добром и платят";
"Каков гость, таково и угощение";
"На что и звать, коли нечего дать";
"Старую лису хитростям не учить".
Работая с этой серией пословиц, выясняем смысл каждой из них, их понимают дети. Как нужно поступить в той или иной ситуации? Как бы вы поступили? Можно предложить усложнить задание. Пословицы:
"Труд кормит, а лень портит";
"Шило в мешке не утаишь".
Сначала выясним, какая из пословиц подходит к произведению, и только потом работаем над ними.
Описание слайда:
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Л.Н.Толстой прекрасно понимал специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, рекомендовал при работе использовать иллюстрации. К занятию подбирается одна картина, например: рыбная ловля или изготовление скворечника, или сбор урожая в саду. К одной картине берется ряд пословиц, сходных по значению, по смыслу:
"Без труда не вытащишь и рыбку из пруда";
"Любишь кататься, люби и саночки возить";
"Хочешь есть калачи, не лежи на печи".
Описание слайда:
А можно взять пословицу и подобрать несколько иллюстраций. Тем самым не только обеспечиваем понимание смысла пословицы, но и осознается ее обобщенность, многозначность, расширяет зрительное представление, творческое воображение. Выясняя смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: "В лесу лес неровен, в миру - люди". Спрашиваю у детей: "Все были в лесу? Какие деревья растут там?" Дети перечисляют только названия. Чем похожи, чем отличаются эти деревья? Одно большое, другое маленькое. Сосна стройная, а другое красивое. Деревья в лесу разные. И люди тоже все разные, у каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.
В работе над сравнениями в пословицах по теме можно использовать такой прием: восстановите пословицу, подобрав к ней соответствующие сравнения:
"Друг неиспытанный, что . (кошелек без денег, орех не сколотый)",
"Красавица без ума, что . (кошелек без денег, маков цвет в огороде)",
"Ласковое слово, что . (пить попросить, весенний день)".
Описание слайда:
При выполнении этого задания главное не в том, справятся дети или нет, а в том, чтобы привлечь внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова. В пословице важно понимание общего смысла, она кратка, не обильна словами, и поэтому ее охватить легче, чем длинный рассказ.
Или такое задание: восстановить пословицу, вставляя пропущенные прилагательные:
"За (какой?) головой, как за каменной стеной, (крепкой,, большой, дурной, молодой, старой)".
"(Какое?) слово, что весенний день, (умное, доброе, ласковой, хорошее)".
"(Какая?) книга лучший друг, (хорошая, содержательная, интересная, занимательная, поучительная)".
"(Какую?) дружбу и топором не разрубишь, (прочную, крепкую, хорошую)".
Описание слайда:
Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем нравственные качества личности, образное мышление, обогащаем речь, используя разнообразные приемы, которые позволяют сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребенка.
Ознакомившись с эффективными приемами и методами работы с пословицами, можно сделать выводы:
1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.
2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.
3. У детей повысился уровень познавательной и речевой деятельности, повысился и обогатился словарный запас.
4. Через пословицы и поговорки развивали и формировали грамматический строй, связную речь, способствовали речевой активности дошкольников с СНР.
Использование пословиц и поговорок позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысить уровень усвоения материала по темам.
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
СкрытьМеждународная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Пословицы и поговорки освещают явления и предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи.
Следующая пословица
На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей. Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.
Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.
Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл, ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.
Использование в логопедической работе малых фольклорных форм как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу. Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов. Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года».
Цели: 1. Расширить и закрепить знания и представления о зиме.
2. Активизировать словарь по теме «Зима».
3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме.
4. Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в посло-
вицах и поговорках.
5. Обогатить лексику родственными словами (мороз).
6. Учить вести диалог по содержанию рассказа.
7. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: сюжетные картины «Зимой на катке», «Зима. Игры на
свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым», «Зима. На горке».
Ход занятия:
1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.
(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке».)
- Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.
(На картине изображена зима.)
- Где находятся дети (Дети находятся на катке.)
- Что они делают (Они катаются на коньках.)
- Послушайте стихотворение «На катке»:
Блестят коньки, блестит каток
Пушистый снег искрится.
Надень коньки свои, дружок
Пускай тебя, щипнёт мороз –
Смотри, не испугайся.
Пусть заморозит он до слёз –
Ему не поддавайся!
Не отпускай, скользи вперёд,
Лети быстрее птицы.
Мороз упрямый отстаёт
От тех, кто не боится!
- Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)
- От кого он отстаёт (От тех, кто не боится.)
- Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза (Они катаются,
двигаются, резвятся, играют в хоккей.)
(Словарная работа: резвятся)
2. Работа с пословицами и поговорками.
(На доске добавляются сюжетные картины: «Зима. Игры на свежемвоздухе»,«Зима. Помощь взрослым».)
- Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не за-
мёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков,
играют в снежки, разгребают снег.)
- Известна ли вам пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?
- Как вы понимаете её смысл (Ответы детей.)
- Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста
двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о
морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице
«Мороз не велик, да стоять не велит»:
Без мороза вода не замёрзнет.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Снег холодный, а от мороза укрывает.
Зима лодыря морозит.
(Дети выбирают подходящие пословицы.)
Художник-невидимка Маршируют по кругу друг за другом
По городу идёт. высоким подниманием колена.
Всем щёки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг,
Всех за нос ущипнёт. трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.
А ночью он, пока я спал, Идут на цыпочках друг за другом.
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал Останавливаются лицом в круг,
Сверкающие листья. «рисуют» листья воображаемой кистью.
4. Работа с текстом.
(Надоске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке».)
- Послушайте рассказ «Морозный день»:
Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погу-
лять.Мама их предупредила: «Сегодня на улице мороз!»
Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мо-
роза и надел: кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу,
рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль.
На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал
и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на
шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз.
Когда мальчики вернулись домой,Саша сказал маме: «Какой чудесный
морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.
- Кто испугался мороза?
- Как Коля спасался от мороза?
- Что делал на улице Саша?
- Кому из братьев было холодно на морозе и почему?
- Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да
стоять не велит»?
- Вспомните другие пословицы. (Мороз ленивого за нос хватает, а
перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)
- А как вы себя ведёте на улице в мороз?
Игра «Исправь ошибку»
(Педагог произносит пословицы с искажением, а дети исправляют ошибки.)
Мороз не велик, да стоять велит.
Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.
Зима лодыря согревает.
Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)
- Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)
- Как назовём очень сильный мороз? (морозище)
- Мороз что делает? (морозит)
- Если зимой на улице мороз, то день… (морозный).
- Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)
- Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)
- Где замораживают продукты? (в морозильнике)
- Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)
- Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод.
- Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица).
Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Публикации по теме:
Детский рисунок на логопедических занятиях На всех видах занятий по коррекции речи детей мной используется рисование, что помогает совершенствовать ориентировку в пространстве, зрительное.
Использование песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.
Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.
Использование коллажей и коллективных творческих работ на логопедических занятиях Коллаж (с франц. буквально - наклеивание) — прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов,.
Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Использование кубиков Зайцева на логопедических занятиях Учитель-логопед МКДОУ №85 Петухова Светлана Владимировна Преодоление задержки.
Использование пальчиковых тантамаресок на логопедических занятиях Тантамареска — это стенд для фотографирования. Когда-то тантамарески украшали практически каждый фотоальбом после летнего отдыха на курорте.
Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку Основным положением современной методики является максимальная адекватность условий, способствующих образованию коммуникативных навыков.
Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок в учебно-воспитательной работе с дошкольниками» В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц. I. Пословицы – максимы, фиксирующие конкретные моменты действительности.
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным.
Особенности использования дидактических игр на занятиях Дидактическая игра – это игра только для ребёнка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как.
Следующая пословица
Дети в настоящее время мало используют различные фольклорные формы в конкретных речевых ситуациях; путают между собой пословицы и поговорки; очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц; допускают ошибки в образовании разных грамматических форм.
Включение малых жанров фольклора (пословиц, поговорок) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: развитие у детей фонематического слуха, так как в них используют особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук.
Цели и задачи данного направления работы:
1. Познакомить с жанром устного народного творчества - пословицы и поговорки.
2. Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок.
3. Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
4. Развивать наглядно-образное воображение, мышление, творческие способности, интонационную и мимическую выразительность речи.
5. Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей.
6. Воспитывать интерес к пословицам и поговоркам.
7. Формирование грамматического строя речи, связной речи, развитие речевой активности у детей с ОНР.
8. Формирование понимания многозначности слов, развитие красочности и связности высказывания.
- разбор пословицы или поговорки;
- четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;
- формирование правильного понимания значения пословицы;
- подбор пословицы к содержанию, идее определенной сказки (когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок,
- иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки (умение передать художественный образ в рисунке расширяет возможность его выражения в слове,
Формы и виды работы с детьми
1. Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни. Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.
2. Разучивание и чтение пословиц и поговорок.
3. Формирование самоконтроля за звуконаполняемостью слов сложной звуко-слоговой структуры в процессе проговаривания пословиц и поговорок.
4. Совместное изготовление с детьми схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники.
5. Чтение пословиц и поговорок с отстукиванием, отхлопыванием, отшагиванием ритма.
6. Пропевание пословиц и поговорок с отстукиванием ритма.
7. Выполнение детьми в игровой форме сочетанных артикуляционных, пальчиковых, дыхательно-координационных и голосовых упражнений с использованием пословиц на занятиях и в повседневной жизни.
8. Рисование, аппликация, лепка по мотивам сюжетов пословиц и поговорок. Создание коллажей, альбомов, книжек–самоделок, настольных игр.
9. Звуко-слоговой анализ слов на материале пословиц и поговорок на логопедических занятиях и на занятиях по обучению грамоте.
10. Чтение пословиц и поговорок с использованием схем мнемотехники.
11. Составление рассказов, сочинение сказок по мотивам сюжетов пословиц и поговорок.
12. Участие в играх–инсценировках, спектаклях по сочинённым сказкам с использованием игрушек, пальчикового театра, театральных костюмов. Обыгрывание пословиц и поговорок в ролевых играх: «Семья», «Дружба», «Школа» и др.
13. Игры: «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Подбери слово», «Какая пословица лишняя», «Собери пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Продолжи пословицу», игры – соревнования, «Кто больше скажет пословиц?», «Кто знает, пусть продолжает» на знание и умение подбирать пословицы и поговорки и др.
14. Театрализованная деятельность «Делу – время, потехе - час».
15. Экологические акции: «Красна весна цветами, а осень плодами», «Каков уход - таков и плод».
17. Продуктивные виды деятельности: «Была бы охота, наладится любая работа», «Терпение и труд все перетрут», «За всякое дело берись умело» (лепка, оригами, рисование).
18. Выставка рисунков «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
19. Решение ребусов и кроссвордов: «Ко всякому делу разумный подход».
20. Конкурс-смотр: «Не говори, что делал, а покажи, что сделал».
21. Создание банка пословиц и поговорок.
22. Неделя с пословицей:
• Знакомство с пословицей, изучение её смыслов.
• Рисование по пословице.
• Разговор о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословицы.
• Знакомство с пословицами других народов, созвучными с этой пословицей (русскими, белорусскими и др.
Некоторые примерные задания для детей
• О каком человеке говорят: «Крутится, как белка в колесе», «Дрожит, как осиновый листок»?;
• В какой ситуации мы говорим: «Выше себя не подпрыгнешь», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
• О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «С людьми говори вежливо», «Когда не зовут – в гости не идут», «Каждой вещи своё место»?;
• О какой черте человека говорится в таких пословицах: «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
• От чего предостерегают такие пословицы: «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Доверяй, но и проверяй»?
Творческие задания
1. Предложить детям составить правила к поговорке «В правде – сила».
Например: дошкольники могут предложить:
1. Говори всегда правду.
2. Не рассказывай тайну своего друга без его согласия.
3. Не обращай свою вину на других.
4. Помогай говорить правду своим близким.
5. Учи говорить правду младших по возрасту.
2. «Подбери слово».
Не заживает рана от плохого…
Слово… каждому приятное.
Кто… тот людей смешит.
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Ответы: Слова, учтивое, спешит, голодно, обеда.
3. Составление словосочетания или предложения к пословице «Человек без друзей, что дерево без корня»
— бабочка без цветов;
— одна звезда на небе;
— один цветок в поле.
4. «Какая пословица лучше»?
Взрослый читает детям пословицы: «Если себя не похвалишь – никто не похвалит, Не хвалы себя сам – пусть люди похвалят», после чего спрашивает: «Какая пословица лучше?» Если детям трудно ответить, то предлагает найти ответ в сказке «Заяц-хвастун». Педагог предлагает вспомнить сказку «Заяц-хвастун» и тётю Ворону. В сказке Заяц – Хвастун стоял на пеньке перед другими зайцами и прихвастывал: «Я самый умный, я самый смелый, хитрый!». А тётя Ворона потрепала его за ухо и не позволила хвастаться. А затем прибежали собаки, поймали тётю Ворону и стали её трясти, а Заяц помог ей освободиться. И увидела Ворона, что Заяц не хвастун, а молодец.
1) «Подбор пословиц к сказкам».
Взрослый читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, к которым её можно отнести.
Завистливые глаза не знают стыда – сказка «Лиса и заяц».
Залез в богатство – забыл и братство – сказка «Три брата».
У страха глаза большие – сказка «Пан Коцкий».
Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».
2) «Спор друзей». Взрослый рассказывает детям, что друзья, когда шли на день рождения, начали спорить: «Какая пословица лучше?» - «Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей», «Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей», «Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей». Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).
3) «Умницы и умники». Взрослый предлагает детям послушать интересный рассказ «Для чего человек работает»: «Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю», второй ответил: «Деньги зарабатываю», третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня»». После прочитанного рассказа логопед спрашивает дошкольников: «К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», просит обосновать свои ответы.
Педагог предлагает детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы: Между тремя деревьями потерялся. Слышали звон, да не узнали, где он. Даёт, но с рук не выпускает. Прячется, как лягушка в камыше. Задрал нос, что кочергой не достанешь.
Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы
Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:
• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»
• Миша увидел в магазине конструктор лего. Он попросила папу его купить. Папа купил лего и принес домой. Миша поиграл с ним, а убирать не захотел. Тогда папа сказал ему: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Мой папа работает полицейским. Когда я вырасту, я тоже буду работать в полиции, как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.
Коллективная работа методом «коллаж» используя пословицу «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи»
Рекомендуется использовать фотографии родителей, семьи каждого дошкольника, а также рисунки детей на тему «Моя семья», можно сделать ксерокопии банкнот.
Использование пословиц и поговорок во время автоматизации звуков на уровне предложения:
Звуки «Д – Дь» – «Жизнь дана на добрые дела», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Долог день до вечера, коли делать нечего».
Звуки «К – Г» – «Кончил дело – гуляй смело».
Звук «Ч» – «Хочешь есть калачи – не сиди на печи», «Под лежачий камень вода не течет», «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Звук «Ш» – «Шила в мешке не утаишь», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Поспешишь, людей насмешишь», «В гостях хорошо, а дома лучше».
Звук «М» - «Москва – всем городам мать».
Звуки «Л – Ль» – «Маленькое дело лучше большого безделья».
Звук «К» – «Красна птица пером, а человек умом».
При изучении лексических тем, особенно времен года, также хорошо знакомить детей с пословицами, они лучше запомнят сезонные признаки.
Формы и виды работы с родителями
- Творческая мастерская: «Мамины руки не знают скуки».
- Папка-передвижка: «Яблоко от яблони далеко не падает». О традициях семейного воспитания.
- Акция: «Без дела жить – только небо коптить». Привлекать родителей к оказанию помощи в изготовлении дидактических игр и пособий по данной теме.
- Информационный стенд для родителей: «Какова яблонька, таковы и яблочки». Из жизни детей в детском саду.
- Семейный коллаж «За деньги не купишь ни отца, ни матери, ни семьи» и др.
Публикации по теме:Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.
Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.
Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.
Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.
Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.
Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.
Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.
Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».
Следующая пословица
После г р озы - вёд р о, после го р я - р адость.
На без р ыбье и р ак р ыба.
Дове р яй, но п р ове р яй.
Те р пенье и т р уд всё пе р ет р ут.
Ду р ные п р име р ы за р азительны.
На зап р етный това р - весь база р .
П р ивычка - вто р ая нату р а.
Не г р ози р ыбе мо р ем.
За кома р ом не с топо р ом.
Доб р ота - лучшая к р асота.
Доб р ое се р дце до р оже ко р оны.
Поте р янное в р емя не во р отишь.
Р ыба в р еке - не в р уке.
Ут р о вече р а муд р енее.
Кто р аз ук р ал - себя зама р ал.
Во р у во р а увёл ко р ову со дво р а.
Тео р ия п р ове р яется на п р актике.
На чужой ка р авай р от не р азевай.
Тот ге р ой, кто за Р одину го р ой.
К р асна р ека бе р егами, обед - пи р огами.
На ми р у и сме р ть к р асна.
Нав р ал с т р и ко р оба.
Д р ужба д р ужбой, а с л ужба с л ужбой. (Р-Л, Ж)
Б ерёжёного Б ог б ережёт. (Б,Р,Ж)
П о п ытка - не п ытка.
Поздний г ость г ложет к ость. (Г-К)
Г ово р ить, так до г ова р ивать, а не до г ова р ивать, так и не г ово р ить. (Г-Р) - и скороговорка
Д руг в бе д е - д важ д ы д руг.
Муж в дверь - жена в Тверь . (Д-Т)
Л егко приш л о, л егко уш л о.
Кончи л де л о, гу л яй сме л о.
Ме л и, Еме л я, - твоя неде л я.
Ум з а ра з ум з ашёл.
Ко с и, ко с а, пока ро с а.
С екрет на ве с ь с вет.
С орока на хво с те ве с ть прине с ла.
Ли с ица - с тарая ль с тица. (С,Ц)
С емь вёр с т до небе с и в с е ле с ом.
Послови ц а не зря молвится[ ц а].
Молоде ц против ове ц , а против молод ц а и сам ов ц а.
Носится[ ц а] как кури ц а с яй ц ом.
Коне ц - делу вене ц .
И шве ц , и жне ц , и в дуду игре ц .
Не у ч и у ч ёного.
Ч тение - лу ч шее у ч ение.
Не у ч и щ уку плавать.
Поспе ш и ш ь - людей насме ш и ш ь.
Ти ш е еде ш ь - даль ш е буде ш ь.
Ш ила в ме ш ке не утаи ш ь.
От гор ш ка два вер ш ка.
И ва ш им, и на ш им за копейку спля ш ем.
Как постеле ш ь, так и поспи ш ь.
Как завари ш ь, так и попьё ш ь.
Что посее ш ь, то и по ж нё ш ь.
Ш ирока доро ж [ш]ка Еро ш ке. (Ш,Р)
Ш умит дуброву ш ка к погоду ш ке.
Подаль ш е поло ж и ш ь - побли ж е возьмё ш ь. (Ж-Ш)
Не тот хоро ш , кто лицом приго ж [ш], а тот хоро ш , кто для дела го ж [ш]. (Ш, Р, Л)
Читайте также: