Пословица к рассказу горячий камень

Обновлено: 16.05.2024

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 5 июля 2018 г.

Гайдар А. "Горячий камень"

Аркадий Гайдар сказка "Горячий камень"

Жанр: литературная волшебная сказка

Главные герои сказки "Горячий камень" и их характеристика

  1. Ивашка Кудряшкин. Обычный деревенский мальчик восьми лет. Учится в школе, бегает, играет, проказничает. по характеру добрый и отзывчивый, всегда готов прийти на помощь.
  2. Старик-сторож. Прожил насыщенную событиями жизнь и потому считает себя счастливым. Добрый и не злопамятный.
  1. Одинокий старик
  2. Ивашка лезет в сад
  3. Сторож ловит Ивашку
  4. Ивашка находит камень
  5. Ивашка дарит камень старику
  6. Ивашка тащит камень в гору
  7. Старик не хочет разбивать камень
  8. Рассказ старика
  9. Так и остался камень лежать.
  1. Жили в деревне старик-сторож, одинокий и весь в шрамах, и мальчик Ивашка, веселый и озорной
  2. Поймал как-то сторож Ивашку в саду, но отпустил
  3. От стыда убежал Ивашка в лес, на болото, и нашел волшебный камень, который молодость возвращает
  4. Предложил Ивашка старику молодость вернуть,
  5. Затащил Ивашка камень на гору, а старик не хочет камень разбивать, про молодость рассказывает
  6. И лежит до сих пор камень на горе никем не разбитый

Чему учит сказка "Горячий камень"
Сказка учит ценить прожитые годы, радоваться хорошему, переживать плохое и не отчаиваться. Учит дорожить своим временем, своими годами. Учит любить жизнь, ведь это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Отзыв на сказку "Горячий камень"
Это очень интересная история, которая заставляет читателя задуматься о смысле жизни. О том, для чего человек живет на свете, о том, зачем ему достаются и счастье и горести. О том, что молодость бывает только одна, но она всегда остается самым лучшим временем. Мне понравился мальчик Ивашка, который был добрым и хотел помочь другому человеку. Но прав и старик, который гордился прожитой жизнью.

Пословицы к сказке "Горячий камень"
Жизнь прожить - не поле перейти.
Жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
Жизнь нельзя прожить играючи.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Горячий камень"
Жил в одной деревне одинокий старик, хромой, седой, с огромным шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, делал корзинки и подшивал валенки.
Жил в деревне и мальчик Ивашка Кудряшкин, восьми лет от роду.
Полез однажды Ивашка в колхозный сад за яблоками, да за гвоздь зацепился и в колючий крыжовник свалился. Завопил Ивашка, а тут и старик-сторож его поймал.
Но пожалел старик Ивашку - и так весь грязный, в крови, зареванный. Вывел из сада и отпустил.
Стыдно стало Ивашке, побрел он куда глаза глядят и в лес зашел. Дошел до болота, увидел камень голубой и сел на него передохнуть.
И тут же подскочил. Показалось Ивашке, что его словно пчела ужалила, такой горячий камень оказался.
Понял мальчик, что камень-то волшебный. И каблуком мох и грязь с камня обстучал. А на камне надпись. И сказано там, что тот, кто камень в гору поднимет, да разобьет камушек, вернет молодость свою.
Огорчился Ивашка, восемь лет ему всего, зачем ему второй раз в первый класс идти. И решил подарить камень сторожу.
Прибежал в сад, рассказал все старику, а тот оставить сад не может, воров опасается. И попросил сторож самого Ивашку камень в гору поднять, а потом, мол, старик придет и разобьет его.
Огорчился Ивашка, да делать нечего. Поднатужился, затащил каменюку в гору. Утешала мальчика мысль о том, что старик счастья не видел, а он уже три раза счастливую жизнь встречал - когда его шофер подвез до школы, когда голыми руками щуку поймал, и когда на Первое мая в город ездил.
Пришел старик. Удивляется Ивашка, с голыми руками старик пришел, чем он камень бить будет?
А старик и говорит, что не станет камень разбивать. Рассказал он мальчику, что жизнь прожил конечно трудную, но счастливую. И гордится своей жизнью, а потому начинать ее сначала не хочет.
Обиделся Ивашка, говорит, зачем же я камень здоровенный в гору огромную тащил, корячился?
А старик отвечает, что пусть камень на виду лежит. Кто захочет молодость вернуть, пусть и разбивает этот камень.
Много народу с тех пор побывало у камня. Посмотрят, надпись прочтут, головой покачают и идут дальше. Вот и автор, пришел, постоял у камня, и не стал его разбивать.

Следующая пословица

Аркадий Гайдар написал сказку о стороже старике, который был уже старым, седым и хромым. Старик подшивал валенки, сторожил колхозный сад, а так же плёл корзинки. Автор описывает старика, как очень доброго и всегда готового прийти на помощь человека, который считал, что свою жизнь он прожил не зря.

  • Жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.
  • Жизнь прожить - не поле перейти.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Не так живи, чтобы кто кого сможет, тот того и гложет, а так живи, чтобы людям, как себе.
  • Жизнь изжить — не лапоть сплесть.

А так же в сказке рассказывается о деревенском мальчике, которого все звали Ивашка Кудряшкин. Мальчику было восемь лет. Ивашка учился в школе, любил играть, иногда проказничал, но был очень отзывчивым и добрым мальчиком. Ивашка очень хотел помочь старику сторожу вернуть молодость.

  • Даёшь другому – приобретаешь себе.
  • Доброму везде добро.
  • Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
  • Доброе семя – добрый и всход. Доброе слово сказать – посошок в руку дать.
  • Добрым быть — добрым и слыть. Доброе слово доходит до сердца.


Марина Вологда [165K] 1 год назад

Я подобрала следующие пословицы к сказке А.Гайдара "Горячий камень".

Все они касаются жизни человека, ведь именно важность жизни автор и ставит на первый план своего произведения. Гайдар хочет показать, что необходимо ценить жизнь, жить достойно, справедливо и не жалеть о том, что прожил жизнь именно так.

1 пословица: Жизнь прожить - не поле перейти.

2 пословица (именно она очень точно подходит к данному произведению): Жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.

3 пословица: Дороже всего — жизнь.

4 пословица (ее бы я отметила, как основную мысль сказки "Горячий камень"): Не тот большую жизнь прожил, кому много лет, а тот, кто много сделал.


Стрымбрым [300K] 1 год назад

В этой философской сказке Аркадия Гайдара исследуется тема желания жить вечно и отношения к этой проблеме с разных точек зрения.

Ивашка Кудряшкин познаёт мир. Когда глубокому старику волшебным образом, предоставляется возможность вернуть молодость, тот от такой возможности отказывается. Ивашке это кажется странным, ведь он искренне хочет помочь дедушке.

К этой сказке, на мой взгляд, могут подойти следующие пословицы:


Эления [403K] 1 год назад

"Горячий камень" - это интересное и душевное произведение Аркадия Гайдара, которое тот написал незадолго до войны, в апреле 1941 года, а потом в том же году сказка появилась в журнале "Мурзила".

В сказке паренек Ивашка Кудряшкин хочет забраться в сад с яблоками, чтобы нарвать. Но в колхозе сторож слышит шум, когда мальчик падает, зацепившись за гвоздь, в кусты, поэтому находит ребенка и выпроваживает подальше, пожалев и не поругав.

Главный герой идет прямо в лес, а там у болота находит волшебный камень со словами о том, что разбивший камень обретет молодость, но еще надо занести камень на гору. Мальчик тащит камень наверх, чтобы старик-сторож там его разбил, но тот отказывается и рассказывает Ивашке, что он прожил такую счастливую жизнь, какую нет желания повторять заново. С тех пор камень лежит на горе, но никто его не трогает.

Аркадий Гайдар, сказка "Горячий камень". Какие пословицы подходят к сказке?


Trok [35K] 1 год назад

Произведение "Горячий камень" учит тому, что следует ценить годы, которые прожил человек и радоваться хорошим моментам. Не следует переживать и отчаиваться. Следует дорожить своими годами и временем. Также, следует любить жизнь, так как является самым ценным у каждого человека. К произведению подходят пословицы:

Жизнь прожить - не поле перейти.

Жизнь надо прожить так, чтобы не было стыдно за бесцельно прожитые годы.

Жизнь нельзя прожить играючи.

Таким образом, данные три пословицы четко символизируют данное произведение.

Илта [275K] 1 год назад

В этой интересной сказке Аркадия Гайдара очень большой и философский смысл. Мальчик Ивашка нашел камень, на котром было написано, что если его разбить, то можно вернуть себе жизнь с самого начала, то есть стать снова молодым, если ты старый и тебе плохо живется. Парнишка предлагает этот камень знакомому старому сторожу, но тот от дара отказывается, говоря, что он и так прожил отличную жизнь.

Пословицы к произведению:

Жизнь дана на добрые дела.

Жизнь безвозвратно мчится стрелой.

Что было, то сплыло и быльем поросло.

Рассказ "Зимовье на Студеной" очень печальный, его финалом оказывается смерть главных героев. И читатель, который успел полюбить и старика Елеску и его собаку Музгарко тяжело переживает такой конец.

В этом рассказе много говорится об одинокой старости, о том, что только верный друг, собака, помогает человеку смирится с одиночеством, что старик Елеска даже не представляет себе жизни без своей собаки и тяжело оплакивает его смерть.

Поэтому можно использовать для этого рассказа пословицы про одиночество, например:


Или пословицы про друга, например:


А так же можно использовать пословицы про старость, например:


1 год назад

К разным ситуациям можно применить эту пословицу.

  1. Добыча редкоземельных металлов. Много породы и руды надо взять и переработать, смотря какая технология получения нужного химического вещества из руды, вещества из руды получилось немного, поэтому не удивительно, что такие металлы как золото и платина стоят очень дорого.
  2. Малоэффективная деятельность. Человек что-то делает по одному способу и ведёт себя определённым образом, но от этого мало что имеет, или ничего не имеет. Если бы он применил другой способ, и стал бы вести себя иначе, был бы другой результат.
  3. Банальное невезение человека на охоте или на рыбалке, из-за отсутствия опыта в этом деле.
  4. Человек купил посадочные материалы, посадил их в огороде, но из-за сложных погодных условий и недостаточного полива и ухода за растениями, урожай получился скромным, что не окупает затраты на посадочный материал.

Итак, в одних ситуациях это закономерность, в других ситуациях этого можно избежать за счёт нужных знаний и полезных действий.

1 год назад

Давайте начнём с самого элементарного рассуждения. Есть такая поговорка: "Без труда, не вытащишь рыбку из пруда". Думаю здесь заложен большой смысл и она имеет большое значение в поучении молодого поколения. Точно такой же смысл и мотивация к труду имеет и данная поговорка в вопросе.

Во все времена, и тысячу лет назад и десять тысяч - именно осознанный целенаправленный труд был одним из условий выживания человека. Но, ведь прежде чем заниматься каким-либо общественно полезным трудом, человек обязать приобрести необходимую базу знаний. А получив знания, человек имеет возможность получать доход, что позволит содержать себя и свою семью. А это главное условие воспроизводства и развития коллектива, общества, государства.

Труд, конечно приносит определённое удовлетворение, радость, материальный достаток, крепкую семью и само собой разумеется счастье. Спросите почему ? Да потому, что человек, оглянувшись назад может честно сказать самому себе: "Я не даром прожил свою жизнь"!

1 год назад

У нас говорили: ". как от быка молока".

Бык не дает молока, молоко производит только корова. Соответственно, если сравнивают некое ожидание с ожиданием молока от быка, то имеют в виду бесполезность и тщетность данного ожидания. Например, можно безуспешно ждать милости от жестокого человека или помощи от бессердечного и т.д.

1 год назад

Представим случай, когда человек опаздывает, и сильно опаздывыает. Тогда можно сказать:

-Видно, Арсенья ждать до воскресенья, пока Николай подойдет, и шашлык остынет!

Или поручено какое-то дело, но человек мало торопится его сделать.

-Ты когда мне бумагу эту оформишь, тебя как Арсенья, до воскресенья ждать?

Отсрочка платежа, долга.

-Арсенья опять ждать до воскресенья, - подумал продавец.

Можно чуть изменить смысл, и говорить так о человеке, который приходит только на праздники, или только тогда, когда дела сделаны, и ему можно отдыхать. Воскресенье же обозначает выходной день.

  • Да, просто так твой знакомый Семен Павлович не приходит, ждет Арсений воскресенья только, как застолье, или шашлыки на заднем дворе, тогда и в гости заявляется.
  • Смотри хитрец, ждет Арсений воскресенья, пока мы все помоем, в курилке?

Помните про Антошку, который не копал картошку, но который пришел, прибежал, когда ему ложку сказали готовить? Так и Арсений.

Следующая пословица

Главные герои в рассказе "Горячий камень" одинокий старик и мальчик Ивашка, есть еще неодушевленный образ камня, который помогает охарактеризовать каждого героя. Старик, с виду больной и несчастный отказывается начать жизнь сначала, камень мог бы помочь прожить вторую жизнь, учесть все свои ошибки, но старик отказывается и объясняет мотивы своего поступка.

Когда Ивашка тащил камень в гору, ему было очень тяжело, но он не бросил начатое дело, он не отказался от желания отблагодарить сторожа за его доброту. Мальчик искренне хотел поблагодарить старика и сделать для него доброе дело. Желание Ивашки было взвешенным и обдуманным.

Камень символизирует опыт и жизнь человека, поэтому рассказ называется "Горячий камень", символ жизни, наполненной делами, за которые не стыдно, потому что каждый поступок был наполнен силой сердца. Пословица, которая подходит к рассказу

Жизнь измеряется не трудами, а годами

и еще пословица, которая выражает главную мысль рассказа "Горячий камень" -Живут один раз - здесь и сейчас

План рассказа "Горячий камень"

1 Суровый сторож

2 Ивашка попался на краже

3 Мальчик находит волшебный камень

4 Тайные желания

5 Ивашка хочет отблагодарить сторожа

6 Переживания Ивашки за старика

7 Старик отказывается от волшебства

8 Гордость за прожитую жизнь

В сказке Аркадия Гайдара "Горячий камень" повествуется о волшебном камне, который мог бы вернуть молодость старому сторожу. На камне были высечены такие слова:


К сказке имеются иллюстрации художников, на них они нарисовали горячий камень, а выглядит он так:


Для того чтобы нарисовать волшебный камень, можно сделать такой набросок:


Теперь на камне пишем вышеуказанную надпись и дорисовываем рядом с ним Ивашку, читающего текст:


Можно нарисовать камень с надписью и Ивашку немного крупнее - здесь надпись видна лучше:


Теперь мы можем изобразить рядом с горячим камнем двух главных персонажей: старика и мальчика:


Старик не стал разбивать волшебный камень, поскольку он считал, что свою жизнь прожил честно и достойно. Можно изобразить фигуру сторожа, удаляющегося от камня:


1 год назад

Рассказ очень похож на притчу. Ивашка хочет помочь старику, который пожалел его и не наказал за то, что мальчик залез в колхозный сад. Он даже сам затащил на гору горячий камень, старику осталось только прийти туда и разбить камень: тогда к нему вернется молодость.

Но в конце произведения все происходит не так, как ожидалось и Ивашке, и читателю.

Хотя старый сторож и согласился поначалу, на гору он приходит без желания разбивать камень.

Не нужно ему снова быть молодым -- он рассказывает Ивашке, как прошла его молодость, как воевал он с белыми во время гражданской войны, как был ранен, болел и сидел в тюрьме, как строил баррикады.

Да, это была трудная молодость, но разве променяешь ее на какую-то другую.

И финал: так и лежит камень на горе, никто не захотел его разбить, никто не хочет проживать другую жизнь.

Вот и автор -- пришел, подумал, покурил и ушел.

1 год назад

Для того чтобы написать несколько синквейнов к сказке Аркадия Гайдара "Горячий камень", вспомним, что же такое "синквейн".

Синквейн - это небольшое стихотворение, которое состоит всего из пяти строк. Но написано оно должно быть по правилам. Правила, по которым строится синквейн, можно посмотреть ниже.


Напишем синквейн о старом колхозном стороже, человеке со сложной судьбой.

Трудится, прощает, вразумляет.

Прожил жизнь достойно.

Напишем синквейн о мальчике Ивашке Кудряшкине, осознавшем свою вину.

Жалеет, тащит, исправляется.

Осознает свои ошибки.

1 год назад

Историю на похожую тему придумал уже писатель Платонов: он рассказал о мальчике, который в погоне за бабочкой сорвался в пропасть, но выжил. Выбраться из этой пропасти он не мог, годы шли, малыш вырос. И однажды, когда ему наконец удалось покинуть пропасть и выйти к людям, он встретил свою мать. Сила материнской любви была так сильна, что старик, жизнь которого прошла в постоянном труде (он рыл ход из пропасти) опять стал ребенком.

Я вспомнила этот рассказ потому что не каждый захочет начать свою жизнь заново. Для этого нужен целый ряд условий, самое главное среди них - бесполезно растраченная жизнь. Поэтому героем рассказа о человеке, который бы согласился бы разбить волшебный камень, на мой взгляд, мог бы стать только очень несчастный человек.

Когда-то давно цыганский табор расположился на ночевку в лес. Один малыш, увидев лисью нору, забрался в нее и заснул. На следующее утро родители долго искали своего малыша, но лес молчал, молчал и крепко спавший в норе малыш. Табор ушел.

Лиса, вернувшись в нору, обнаружила в ней незваного гостя и приняла его. Она выкормила его вместе со своими лисятами и ребенок долго жил с ними. Шли годы мальчик рос. Он ничего не знал, кроме этого леса, где был хозяином. Иногда он видел в лесу людей, но сторонился их. Постепенно он состарился. Жизнь проходила мимо.

Неожиданная встреча все изменила. Однажды он встретил в лесу плачущую девочку, которая заблудилась. Наш герой провел девочку сквозь дебри и показал дорогу к людям. По дороге они разговорились и он поведал ей свою историю. Девочка отвела его высоко на гору и попросила разбить горячий камень. С горы они уже спускались держась за руку - два веселых, жизнерадостных ребенка, у которых впереди была целая жизнь.

1 год назад

Обратимся к произведению "Горячий камень" Аркадия Гайдара. Написано было в апреле, незадолго до войны, на которой находился автор, когда опубликовал журнал.

Видим в произведении мальчика Ивашку Кудряшкина, который хотел набрать яблок в колхозном саду, но был найден стариком-сторожем после того, как свалился в кусты колючего крыжовника. Старый человек пожалел ребенка, выставил с территории, но ни слова не промолвил в назидание. Мальчик находит чудодейственный камень, который, если верить надписи, возвращает молодость. Благодарный юный герой решает помочь сторожу, который недавно хорошо отнесся и пожалел. По мнению ребенка, старый человек выглядит слабым, на щеке шрам, видно тяжелой была жизнь, поэтому хочется помочь и утешить, дать возможность вернуть молодость. Как оказалось, жизнь умудренного опытом человека была счастливой, в ней много было хорошего, о чем стоит радоваться, не стоит начинать все заново.

Главная идея в том, что надо уметь давать оценку прошедшей жизни, видеть лучшее, чтобы не жалеть ни о чем. Многим захотелось бы, возможно, разбить камень, если бы нашли столь чудодейственное средство, чтобы возвратиться в лучшие годы. Однако, никто не воспользовался его силой, все отказывались от этой мысли.

Произведение дает увидеть ценность жизни под другим углом. Казалось бы, больной и пожилой человек с радостью воспользуется, а сторож вспоминает то лучшее, что у него случилось на жизненном пути, гордится этим!

Проблематика в том, что надо уметь ценить лучшее, видеть истинно хорошее в прожитой жизни, не оглядываться с сожалением, а гордиться лучшими моментами!

Каким автор показывает сторожа? Сначала человеком, которому можно посочувствовать, потому что жизнь его была тяжелой, даже во время улыбки печальное лицо, голова седая, морщины, шрам. Но позже видим героя другим: умудренным опытом, строгим, но добрым, который не обидел ребенка, никому не собирался рассказывать, а просто вывел с территории колхоза. Он знает, что его жизнь была такой, что лучше ее не сделать, он ценит прошедшие моменты и счастлив, какой была его жизнь.

Каким автор дает увидеть мальчика? Честным, ответственным за сделанное, готовым благодарить за то, что его не наказали, не обидели, добросовестным, если вспомнить, как тот тащил на верх горы камень, ожидая, что дедушка разобьет его там.

Еще один образ, символичный предмет - сам камень - его значение в умении проанализировать жизнь, сделать правильные выводы, видеть хорошие стороны.

Начинается произведение с описания жизни старика, с того момента, что паренек полез в колхозный сад. Далее развиваются действия, мальчик находит камень и хочет подарить вторую жизнь и молодость сторожу. Самым ярким разворачивается кульминация, как старик отказывается разбить камень и рассказывает о счастливой жизни. Завершение рассказа - вывод, что жизнь такая, какая она есть. Никто не дотронулся до камня, в том числе сам главный герой, даже когда ему однажды пришлось нелегко:


– сказано в финале.


В завершение можно сказать, что произведение учит понять истинную ценность жизни, делать добрые поступки, видеть хорошее в людях и быть благодарными, не оглядываться назад, а ценить жизнь, как есть.

Картинки можно выбрать с такими моментами, как паренек беседует со стариком, тот ему рассказывает о жизни, мальчик тянет наверх тяжелую ношу, надпись на камне.

Следующая пословица

« Г орячий камень» — последняя сказка Аркадия Гайдара, которую многие называют исповедью писателя. В произведении автор предлагает читателю поразмышлять над парадоксом: каким тяжёлым и непростым ни был бы жизненный путь человека, никто не хочет использовать волшебную возможность начать заново другую жизнь.

Аркадий Гайдар не только незримо присутствует в сказке в виде рассказчика, но и появляется на заветной скале в конце необыкновенной истории, тем самым показывая, как глубоко волнует его тема повествования.

В колхозный сад, охраняемый хромым и очень седым одиноким стариком, залез Ивашка Кудряшкин. Мальчик хотел тайком набрать яблок, но не удержался на заборе и упал в колючие кусты крыжовника. Сторож, услыхав рёв Ивашки, подошёл к нему, но на удивление мальчика не стал стегать крапивой, давать тычки, а молча выставил за ворота сада —«Доброе молчание лучше худого ворчания» (русская пословица).

Обескураженный Ивашка, плача не столько от обиды, сколько от стыда, побрёл в лес, на болота. Вскоре мальчик устал от слёз и бесцельной ходьбы и решил присесть на большой голубой камень. Но сделать этого не получилось — камень на ощупь оказался, как раскалённая печка. Присмотревшись, Ивашка заметил на нём буквы, затёртые глиной. Повозившись немного, Кудряшкину удалось полностью очистить от глины надпись. Оказывается, камень волшебный, и тот, кто поднимет его на гору, а затем разобьёт на мелкие кусочки, вновь станет молодым и проживёт жизнь сначала. Слова подкреплялись совершенно невообразимой и замысловатой печатью.

Для восьмилетнего Ивашки подобная находка оказалась бесполезной — ему абсолютно не хотелось заново оставаться на второй год. Опечаленный и разочарованный мальчик побрёл домой. Проходя мимо колхозного сада, Кудряшкин вновь увидел старого сторожа, и, чувствуя благодарность к хромому, измученному тяжёлым кашлем, старику, мальчик рассказал ему о чудесном камне. «Добро добром возвращается» (удмуртская пословица).

Старик поблагодарил Ивашку, но пойти с ним на болота отказался — некому будет сад сторожить. Вместо этого, он попросил мальчика самому втащить камень на гору. Когда дела позволят, сторож подойдёт, чтобы разбить камень. Мальчик согласился, хотя и немного расстроился, ему казалось, что старик слишком сдержанно отреагировал на такую необыкновенную находку.

Взяв из дома плотные рукавицы, чтобы не обжечься, Ивашка принялся за работу. Когда камень удалось втащить на гору, мальчик искренне порадовался чудесной возможности для измученного старого человека вернуть свою молодость и прожить более счастливую, «хорошую жизнь». Ведь даже у Ивашки были такие моменты, а у одинокого, «израненного» старика, как говорили люди, жизнь была на редкость трудна и безрадостна.

К вечеру на гору поднялся и сам сторож. Но удивительно — он не взял с собой ничего, чем можно было разбить тяжёлый валун. Мальчик спросил, как же он собирается разбить камень. Но старик и не думал делать этого. Пусть его жизнь кажется для других очень тяжёлой, пусть он болен, изранен, хром — вместе с тем он самый счастливый человек на свете. Каждый шрам, каждая затянувшаяся хворь напоминает ему о значительном и важном моменте не только в его судьбе, но и всей молодой страны, ради становления которой он не жалел не только здоровья, но и собственной жизни.

На вопрос Ивашки, что же теперь делать с камнем, старик попросил мальчика оставить его на месте и посмотреть, что из этого выйдет.

Прошли годы. Камень так и остался нетронутым, хотя много людей побывало на скале. Подойдут, подумают и уходят — «Прожито, что пролито — назад не вернёшь» (русская пословица). Хотелось и самому рассказчику начать жизнь заново, но он вовремя одумался —незачем начинать то же сначала, если не сумел разглядеть счастье в своей настоящей жизни. «Всё, за что мы обязаны жизни — это сама жизнь» (греческая пословица), «Прожитого не пережить, а прошедшего не воротить» (русская пословица).

«Не следует молиться, чтобы беды быстрее окончились, ибо когда кончатся беды, кончится и жизнь». Еврейская мудрость перекликается с ключевой мыслью произведения Гайдара — жизненный путь редко бывает лёгким и спокойным, но все эти препятствия, трудности и есть сама жизнь. Великое счастье, пройдя длинный путь, в конце его сказать слова старика из сказки —«моя жизнь прошла трудно, но ясно и честно!».

Читайте также: