Пословица к рассказу слепая лошадь ушинский

Обновлено: 07.11.2024

2. Развивать пассивный и активный словарь; способствовать развитию связной речи;активировать словарь детей: роскошно, соболя, парча, рогатина, узда; хворать, хилеть; слепая, голодная, глухая.

3. Развивать кругозор, умение делать обобщающие выводы, высказывать свое мнение.

4. Воспитывать бережное отношение к животным, доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения

I.Организационный момент: «Здравствуй друг!»

На улице много брошенных людьми животных-кошек и собак. Вам их жалко?

О чем бы вы попросили человека, который бросил животное, если бы вы встретили его?

Животные, которые люди приручили, а потом бросили, сами себя не прокормить, не защитить не могут.

Знаете, мне сразу захотелось прочитать вам одну сказку, которую я помню еще с детства, он мне очень запомнился. Называется она «Слепая лошадь», его написал Константин Дмитриевич Ушинский.

Но сначала я познакомлю вас с новыми словами, с которые встретятся вам в сказке:

Рогатина-большая палка с развилиной на конце.

Соболя-мех хищного животного.

Парча-плотная узорчатая,шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями.

Узда- часть сбруи, надеваемые на голову лошади.

-Чтение сказки.

-Беседа по произведению

В каком городе произошло это событие? (В городе Винета)

Как звали главного героя? Что о нем узнали? (Догони-Ветер, был быстрый красивый конь)

Кем был для УседомаДогони-Ветер? (Любимой лошадью)

Что однажды приключилось с купцом? (На него напали разбойники)

Кто спас Уседома? (Лошадь)

Что обещал хозяин своему коню? (Чтобы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить, не прогонять его как бы он не состарился и ежедневно до самой смерти давать коню по три меры овса)

Сдержал ли Уседом свое слово? Почему? Как случилось, что Догони-Ветеростался слепой? (Уседом не сдержал слово, потому что он купил молодую лошадь, а этот стал обузой)

Что велел сделать Уседом со слепой лошадью? (Прогнал его)

Что произошло с Догони-Ветром, когда он оказался на улице? (Остался стоять за воротами, опустивши голову, не знал, не видел куда идти)

Почему слепая лошадь позвонила в колокол? (Думая, что это кусок соломы)

Какое решение вынесли люди на площади? (Приказали хозяину кормить его до самой смерти)

Что вы можете сказать о поступке купца? (Он не сдержал своего обещания, предал своего друга)

Чему учит нас эта сказка? (Сказка учит нас тому:что за добро надо платить добром. А ведь добро,доброта начинаются часто с любви ко всему живому: к людям и конечно же к животным. Доброте, честности, отзывчивости, дружбе)

III.Динамическая пауза: «Лошадки».

Конь меня в дорогу ждет

Бьет копытом у ворот

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой

Быстро в седло вскачу не поеду полечу

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой.

IV.Игра: «Доброта». (подбор слов к слову Доброта).

V. «Пословицы и поговорки». Какие пословицы о доброте, дружбе, честности вы знаете?

Жизнь дана на добрые дела.

Мир не без добрых людей.

Доброе слово доходит до сердца.

Добрые дела лучше мягкого пирога.

VI.Игра с мячом: «Каким делает человека доброта?»

Доброта делает человека красивым.

У доброго человека выражение радости и покоя на лице.

От доброго человека исходит тепло.

У доброго человека милая улыбка на губах.

У доброго человека добрый и ласковый взгляд.

VII. Какую сказку я вам прочитала? (Слепая лошадь). Кто написал? (Константин Дмитриевич Ушинский). Чему учит нас эта сказка (Эта сказка учит быть добрыми, отзывчивыми)Какую пользу лошади приносят людям? (Лошади принимают активное участие вспахивание земли. Выполняют самую тяжелую работу, перевозят грузы. Грациозных и гордых животных можно увидеть в конном спорте. Лошади выступают на парадах, в цирке, катают детей и взрослых в парках. Дают молоко - кумыс, которое лечит многие болезни. Общение с лошадьми помогают от многих болезней).

VIII.Пальчиковая гимнастика: «Скакала лошадка

Вдоль маленькой речки

По мостику стала

Лошадка бежать

За ней лягушата

Лошадка, лошадка

Всем вместе, всем вместе

Есть такая пословица: «Друга ищи, а найдешь, береги». Предлагаю вам пройти в конюшню поухаживать за лошадками раскрасить, причесать гриву, хвостик. Хочу чтобы эти лошадки стали для вас друзьями и чтобы вы всегда помнили историю о Догони Ветер и не поступали со своими друзьями, как поступил купец.

Дети подходят к столам, раскрашивают цветными мелками лошадей.

Чтениестихотворения ребенком:

Не стой в стороне равнодушно

Когда у кого-то беда

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит

Что годы живешь ты не зря.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по чтению произведения К. Ушинского «Слепая лошадь» (подготовительная группа) Конспект интегрированного НОД по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: чтение произведения К. Ушинского «Слепая.

Конспект НОД по речевому развитию «Чтение сказки «Гуси-лебеди» Цель: расширение словарного запаса, совершенствование коммуникативных навыков. Задачи: - познакомить детей со сказкой «Гуси- лебеди»,.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №2089» Конспект открытого.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». Программное.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Интеграция образовательных областей:»Речевое развитие», «Художественное развитие», «Физическое.

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Конспект занятия по развитию речи чтение сказки К. Чуковского" Телефон". Цель: создать условия для расширения детей о творчестве детского.

Конспект занятия по развитию речи младшая группа чтение и рассматривание сказки «Три Медведя» Цель: познакомить детей с русской народной сказкой "Три Медведя". Задачи: учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»» приоритетная.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Репка» Задачи: • Воспитывать эмоциональный отклик, доброту, дружеские взаимоотношения • Способствовать умению детей определять овощи на ощупь •.

Духовно-нравственное воспитание, развитие эмоционально-волевой сферы. Занятие в подготовительной группе «Слепая лошадь» Цель: на примере притчи объяснить детям, как важно быть ответственным за свои слова и поступки, подвести к пониманию, что от этого может.

Следующая пословица

Ч ёрная неблагодарность… Это не просто короткая память, а сознательный отказ от добра. Именно поэтому так важно не требовать, а терпеливо учить благодарности с детства, чтобы ребёнок видел в этом чувстве не обременение, а естественную нравственную потребность.

Почин сказки Константина Ушинского «Слепая лошадь» классически прост, но вместе с тем заставляет читателя предвкушать увлекательную и непростую историю. Очень-очень давно в одном славянском городе с красивым названием Винета жил богатый купец. Звали его Уседом. Славно жил купец — торговые дела шли в гору, в богатом и роскошном доме было всё, что пожелаешь.

Была у купца и конюшня с прекрасными лошадями. Но самым дорогим богатством считал Уседом своего коня, Догони-Ветра, так прозвал его хозяин за лихость.

Пришлось как-то богатею поздно возвращаться в родной город из дальней торговой поездки. Дорога вела через глухой лес. Уседом берёг уставшего коня и ехал шагом. Неожиданно из мрачных кустов выскочило шесть плечистых молодчиков. Двое из них бросились к припозднившимся путникам и схватили за уздцы дорогого коня. Купец уже мысленно прощался с родной Винетой, но лошадь изо-всех сил рванула вперёд, сминая под собой не только двух молодцев, но и третьего разбойника, пытавшегося преградить путь рогатиной. Лиходеи пустились в погоню. Хороши были их кони, но не сравниться им с купеческой лошадью. Не только злодеи, но и сам ветер не смог в тот момент догнать её. «Спасут кони от погони» (русская пословица).

От бешеной скачки бока лошади покрылись пеной. Купец, глядя на своего спасителя, пообещал всегда помнить о том, что животное для него сделало, никогда не менять, не продавать его, не прогонять и пожизненно обеспечивать тремя мерами отборного овса. «Дал слово — держи» — так лаконично и твёрдо требует русская мудрость сдерживать обещания и клятвы. Сдав лошадь своему работнику, радостный Уседом поспешил к домашним. Но нерадивый работник оплошал — поторопился напоить неостывшего коня.

С того дня ноги Догони-Ветра стали терять силу, а глаза гаснуть. Вскоре лучшая лошадь во всей Винете ослепла. Долго горевал хозяин, но обещание своё держал: конь стоял в конюшне и его вдоволь кормили отборным овсом.

Через год обзавёлся купец новым скакуном, а слепой лошади приказал давать две меры овса вместо обещанных трёх. Вскоре и это показалось купцу расточительно. Распорядился он давать только одну меру слепой лошади, ставшей вдруг обузой для своего хозяина. Затем и вовсе приказал своим людям выгнать её из конюшни. Проявилась чёрная душа купца — «Слово бело, да дело черно», «У хорошего хозяина нет плохой лошади» (русские пословицы). Работникам пришлось избить животное, чтобы заставить его выйти из родной конюшни.

Слепая лошадь долго стояла на месте, но спать на холодных камнях она не смогла, да и голод не давал покоя. Натыкаясь на стены, заборы, постоянно принюхиваясь, брела она в поисках хоть какого-нибудь корма, пока не оказалась на городской площади. Там на четырёх столбах висел огромный колокол. Звонить в него полагалось только для сбора вече, а также тем, кто, считая себя несправедливо обиженным, желал призвать народ в судьи и защитники.

Слепая лошадь, добравшись до вечевого колокола, случайно ухватила губами верёвку и потянула её, надеясь дотянуться, как она полагала, до пучка соломы. Раздался долгий звон, ещё один… Встревоженный народ стал собираться на площади, полагая, что кто-то требует защиты.

Увидев истощённое и продрогшее животное, люди признали в нём бывшую любимую лошадь купца. Возмущённые жители, зная о клятвах богатея, потребовали ответа от неблагодарного. Как ни оправдывался перед вече купец, народ приказал ему держать и кормить спасшую ему жизнь лошадь до конца её дней. Слово народа было вырезано на камне, поставленным на вечевую площадь — «Обещание выполнением ценится» (русская мудрость).

Печальная, но справедливая сказка говорит детям как страшна неблагодарность и как малодушно невыполнение своих обещаний. Слова купца, сказанные после спасения, быстро обесценились, так как слепая лошадь уже не могла соответствовать высокому положению Уседома. «Снаружи мило, да внутри сгнило» (русская пословица) — широкая душа богача оказалась пустой, не способной ни принимать, ни отдавать добро, поэтому и обещание он не смог сдержать.

Следующая пословица

Главная мысль рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь» в том, что никогда нельзя предавать и забывать тех, кто помог вам в трудную минуту, даже если это уже старое больное животное. И слово свое надо всегда держать.

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Это сказал французский летчик, писатель, погибший во время второй мировой войны, Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт С.Есенин назвал животных «братьями нашими меньшими». Этот рассказ учит нас тому, что за добро надо платить добром. А ведь добро, доброта начинаются часто с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим». К сожалению, человек не всегда достойно ведет себя по отношению к домашним животным, вчерашним своим друзьям. Бывают такие случаи, когда сердце человека черствеет и он предает друга.

Остальные ответы

Главная мысль рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь» в том, что никогда нельзя предавать и забывать тех, кто помог вам в трудную минуту, даже если это уже старое больное животное. И слово свое надо всегда держать.

Главная мысль рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь» в том, что никогда нельзя предавать и забывать тех, кто помог вам в трудную минуту, даже если это уже старое больное животное. И слово свое надо всегда держать.

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Это сказал французский летчик, писатель, погибший во время второй мировой войны, Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт С. Есенин назвал животных «братьями нашими меньшими». Этот рассказ учит нас тому, что за добро надо платить добром. А ведь добро, доброта начинаются часто с любви ко всему живому: к людям и, конечно же, к «братьям нашим меньшим». К сожалению, человек не всегда достойно ведет себя по отношению к домашним животным, вчерашним своим друзьям. Бывают такие случаи, когда сердце человека черствеет и он предает друга

Следующая пословица


Однажды купец возвращался из дальней поездки домой. Ехал он верхом на верном коне и путь его лежал через дремучий лес. Неожиданно из кустов выскочили разбойники и напали на купца. Но тут не растерялся Догони-Ветер, он посбивал нападающих с ног и помчался быстрее ветра. До самого дома летел конь, не останавливаясь.

Спасенный купец на радостях пообещал щедро кормить и поить коня всю его оставшуюся жизнь. Да только не проследил хозяин, чтобы с конем после быстрой и долгой езды правильно обращались. От небрежного ухода конь вскоре заболел и ослеп. Поначалу купец был верен слову и щедро кормил своего спасителя, но со временем жадность и расчетливость взяли над ним верх, и он приказал давать коню меньше корма. А потом и вовсе распорядился гнать Догони-Ветра со двора.

Бедное животное долго бродило по городу в поисках пищи, пока случайно не попало на городскую площадь. Там висел колокол, которым собирали людей на вече, общее собрание жителей. Приняв веревку от колокола за пищу, слепая лошадь начала ее дергать и колокол зазвонил. Собравшиеся люди узнали в животном купеческого коня и поняли, что Уседом нарушил свое слово. Они приняли решение, что купец обязан ухаживать за слепым животным, и назначили специального человека, который следил за исполнением решения. Так справедливость была восстановлена.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Слепая лошадь» в том, что очень важно уметь держать свое слово. Ведь на доверии к словам, что люди говорят друг другу, держатся взаимоотношения в обществе. Если купец Уседом не сдержал своего слова в отношении коня, то он может не сдержать его и по отношению к людям. И доверия к такому человеку уже не будет. Сказка «Слепая лошадь» также учит нас быть внимательными к домашним животным, которые всецело преданы человеку, но, зачастую, не могут сами позаботиться о себе. И поэтому, прежде чем завести себе домашнего любимца, стоит тщательно подумать, готов ли человек ухаживать за этим животным и заботиться о нем и днем и ночью.

Какие пословицы подходят к сказке «Слепая лошадь»?

Вся надёжа – верный конь.
Давши слово – держись.
Потерянное доверие не скоро вернешь.

Рубрика: Родное слово Метки: отзыв Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: