Пословица аз да буки

Обновлено: 24.12.2024

В 19 веке - это была русская пословица, такое своеобразное напутствие предков. Аз и Буки - это А и Б в старом алфавите. Смысл пословицы в том, что сначала выучи алфавит, а потом науки. В наше же время можно понять следующим образом - если ты не знаешь алфавита, то вряд ли сможешь понять прочитанное в книге. А еще один вариант пословицы в том, что не надо спорить с мастером своего дела, если ты пока только начинаешь обучение. Данная пословица не распространенная, ее мало кто знает.

Следующая пословица

Чтобы грамотными стать,
Азбуку должны мы знать.

Азбука – к мудрости ступенька.

Азбука – не мука, колыбель науки.

Аз да буки — да и конец науке.

Аз, буки — бери указку в руки, фита, ижица — плетка ближится.

Аз, буки и веди страшат, как медведи.

Азбука – не мука, первый шаг к науке.

Пословицы – азбука народной мудрости.

Азбуку учат — во всю избу кричат.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Азбуки не знает, а читать садится.

Аз не вяз: не содрав лыко, не сплести лаптей.

Аз да буки избавляют от скуки.

Без азбуки, как без рук.

Азбука – не скука, а ступень к науке.

Алфавиту учат Никиту.

Без муки нет науки.

Век живи, век учись.

Из повести А.Н.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Рубрика: Пословицы Метки: азбука, пословицы, про буквы Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Следующая пословица

Буквы кривые, да смысл прямой.

Аз, буки, веди страшат, что медведи.

Без букв и грамматики не учатся математике.

Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.

Я – последняя буква в алфавите.

Продай кафтан да купи буквицу.

Что такое буква?
Буква – графический знак, входящий в азбуку, отдельный символ какого-либо алфавита. Возможно несколько равнозначных способов написания буквы. Буквы бывают прописные и строчные.

Как мы говорим?
Следовать букве закона (прямой и строгий смысл).

Буква в букву, слово в слово (точно, дословно).

Человек с большой буквы (человек высоких моральных качеств).

Буквально замучен расспросами.

Буквально передать чьи-либо слова.

Ну и буквоед (человек, отличающийся буквоедством, формалист).

Что такое букварь?
Букварь – книга для первоначального обучения грамоте.

Слово «буква» в английском языке – letter.

«Чему учат в школе»
Автор: М.Пляцковский

Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь,
Учат в школе,
Учат в школе,
Учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать,
Учат в школе,
Учат в школе,
Учат в школе.

Рубрика: Пословицы Метки: пословицы, про буквы Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Следующая пословица

«Как известно, буква Я в азбуке последняя. А известно ли кому, отчего и почему?» ‒ хрестоматийные строчки из стихотворения Бориса Заходера. Буква буквой, но ведь Я – это еще и слово, важнейшее слово в языке, связанное с нашим мироощущением. И вот на тебе – стоит в конце азбуки.
Чтобы восстановить справедливость (насколько это возможно), я в свое время рассказывала первоклассникам о том, как был устроен старославянский алфавит, и это было им очень интересно. А самое главное, они получали возможность в некоторых случаях кричать в ответ на какой-нибудь вопрос («Кто это так замечательно сделал?», «Кто знает это лучше всех?», «Кто хочет ответить на самый сложный вопрос?») не «я», а «Аз».
Такая была у нас игра. Возможно, она еще кому-нибудь пригодится.

«Аз да буки ‒ вот и все науки» ‒ в этой странновато звучащей для современного уха пословице заключен глубокий смысл, о котором мы не догадываемся.

Как известно, наш сегодняшний алфавит восходит к буквам кириллицы – славянской азбуки, созданной Константином-Философом, в монашестве Кириллом.

Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: перед тем как Константину было божественное откровение, он долго изучал священные языки. Такими языками считались древнееврейский, греческий и латынь. На этих языках существовало Писание. На последних двух велись богослужения.

В священных текстах все имело смысл: не только содержание, но и форма записи, даже расположение букв алфавита. И Константин, прекрасно владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Вспомним: азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал христианство среди славян. А чтобы христианские идеи встретили любовь и понимание, их должно излагать на родном языке, полагал Философ. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть, потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал усвоенным им канонам священного письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как историю праведника и неправедного человека.

Аз и буки – две первые буквы кириллицы, из которых сложилось знакомое нам слово «азбука», обозначали двух персонажей, двух действующих лиц.

Аз – хороший, рожденный «быть первым», «светлым князем».

Буки – плохой, пустой человек, бессмысленное существо. (Отсюда обычай пугать детей Букой.)

Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным числом букв. В правом столбике (слово «правый» происходит от слова «правда») – «хорошие» буквы, связанные с Аз-первым, в левом – «плохие» буквы, «Букины».

Названия букв кириллицы были, как известно, словами: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» и т.д. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз – праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни, другая – о жизни Буки – пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.

Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.

Даже в начертании букв правого и левого столбика сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче. У букв левой стороны была сложная, вычурная форма, освоить их было гораздо труднее. Так что все в этой азбуке работало на моральное воспитание: ученик должен был усвоить предложенный ему жизненный урок и языком, и глазами, и руками.

Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился с букву а, Буки – в букву б (бэ), веди – в в (вэ) и т.д.

Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь.

Но, может быть, детям интересно будет узнать, почему в старину малышей пугали Букой.

И буква, обозначающая личное местоимение, не всегда стояла на последнем месте. В старославянском языке слово «я» звучало как «Аз». И с буквы «Аз» начиналась старославянская азбука. Одной из важнейших фраз была фраза: «Аз есмь человек!» И означала она, что человек сотворен по образу и подобию божьему.

История Аз-первого
«Родоначально Первый: ведай учение, говори-поступай добронравно, по естеству живи; усердно работай, люби свою землю, постигай мироздания сущность; как люди мыслящий, наш брат мудролюбивый, изречешь слово твердо, укрепишь закон, обретешь славу, жизнь вечную».

История Буки-пустого
«Безначальным будешь – мерзко закончишь, утробная тварь; шваль суетная, вор, пьянюга, враг-еретик, выпадет доля горькая, изувера изловят, измают, в узилище заточат, казнят; издохнешь псиной смердящий прах».

По книге А.В.Зиновьева «Тайнопись кириллицы» (Владимир, 1991)

Читайте также: