Поговорка самовар варить варвара
Обновлено: 22.11.2024
Воспитывающая: Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.
- патриотического воспитания; воспитывать познавательный интерес к прошлому
Тип урока: комбинированный
У учащихся будут сформированы:
• осознание роли речи в общении людей;
• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
• чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
• интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
• в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
• вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную;
• пользоваться словарями, справочниками;
Коммуникативные:
• вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
• изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
Характеристика этапов урока
Содержание учебного материала
Цель этапа: включение учащихся
Орг. момент
Здравствуйте, гости дорогие
Гости званные и желанные.
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге-хозяйке радость.
Проходите, погостите в нашей хате.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Запись числа и классной работы.
2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
Цель этапа: повторить материал, необходимый для усвоения нового.
1. А расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав мою загадку :
Он шипит и кипит ,
Всем чай пить велит . ( Самовар)
2. Самостоятельная работа. С. 64 ( слайд)
- Определи, о каком из самоваров идет речь в каждом предложении с пропущенным словом.
Организует подготовку к
повторению пройденных тем.
Отвечают на вопросы учителя.
3.Постановка цели и задач урока.
планирование урока, постановка целей и задач .
Тема нашего урока: Самовар кипит-уходить не велит
Подводит к формулированию детьми темы и цели урока.
Размышляют над темой урока и учебной деятельностью
Открытие новых знаний
Цель : умения решать учебно-познавательные задачи .
Традиции чаепития в России.
Послушайте текст. С 67
- Раньше самовар , начищенный до блеска, устанавливался на специальном самоварном столике , который располагался около обеденного стола. Заварочный чайник ставился на конфорку. На обеденном столе расставлялись чашки с глубокими блюдцами и чайными ложечками, сахарница с колотым сахаром, щипцы, ситечко, блюда с пирогами. Чай подавала хозяйка дома или её старшая дочь . Чашку надо было наливать до краев, не забывая потчевать гостей и предлагать ещё. Чай полагалось пить из блюдца, держа его всеми пальцами. Подливание чая в чашку кончалось тогда, когда гость переворачивал её вверх дном. Это означало, что гость чаю больше не хочет и доволен угощением.
- Почему самовар называют символом русского гостеприимства?
- Объясните, что означает поговорка « В Тулу со своим самоваром не ездят»
3. К каждой картинки подбери название самовара
4. Из истории языка и культуры с 68
Организует подготовку к
снятие физического и эмоционального напряжения.
Показывает упражнения, читает стихотворение
Выполнять физические упражнения
6.Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
Цель этапа : развитие умения решать учебно-познавательные задачи
1 Работа с текстом с 69. «О слове чай»9 Приложение)
Верно ли поняли ребята, что означает слово чай в этом тексте?
Составь скороговорки с. 64
1. Самовар, самохвал, варить, недоварить
2. Самовар, варить, Варвара, варенье.
3.С.69 Работа с текстом
Объединитесь в группы по четыре человека. Каждый участник группы будет работать с одним из текстов. Порядок работы такой.
3.Дай совет одному из участников группы, как можно сделать его устный ответ лучше .
В сказках А. С. Пушкина встречается слово накладно. Прочитай отрывки из сказок. Объясни, что означает слово накладно в этих отрывках.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье».
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
(«Сказка о золотом петушке»)
5. Есть версия, что у русского самовара был
«прадедушка» — сосуд, напоминавший чайник. Для чего он был нужен? Как назывался? Проведём маленькое «расследование».
1.Какие напитки считались традиционными на Руси?
Национальным русским летним напитком был квас, а зимним — сбитень, горячий напиток из пряных трав, подслащённый мёдом.
2.Как появилось слово сбитень?
Слово сбивать имеет два значения: 1) соединять, смешивать; 2) взбивая, взбалтывая, приготовить что-то.
Многие считают, что слово сбитень образовалось от глагола сбивать в значении «. », потому что напиток готовился в двух раздельных сосудах. В одном настаивался мёд, а в другом — травы, а потом содержимое сосудов смешивалось — «сбивалось».
3. Какие слова образовались от слова сбитень?
От слова сбитень образованы два слова: сбитенник и сбитенщик.
Рассмотри внимательно картинку, объясни значение обоих слов. Обрати внимание: на картинке есть подсказка. Теперь ты знаешь «прадедушку» русского самовара. Назови его.
Дает комментарий к
Контролирует выполнение работы.
Ученики выполняют задания
Высказывают свои предположения
7. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу
Цель этапа : проверка умения самостоятельно работать с заданием.
В тексте нарушен порядок следования предложений. Собери текст, расставив предложения в правильном порядке. Запиши его в тетрадь.
1.Его родиной считают Тулу.
2.Во всём мире знают русский самовар.
3.Там было много мастеров-самоварников.
4.Первый самовар был изготовлен в 1778 году Назаром Лисицыным.
5.Самовар — это символ доброго русского гостеприимства.
Дает комментарий к
8. Рефлексия Подведение итогов занятия)
Цель этапа : подведение итогов урока, планирование дальнейшей деятельности.
Чему учились? Что нового узнали на уроке? Было ли вам интересно на уроке? Что особенно понравилось?
Подводит обучающихся к выводу
Подводят итог урока
Отвечают на вопросы
Оценивают свои достижения
Цель этапа : проверка умения самостоятельно работать с заданием.
Видишь, вон где, на восток,
Словно светится зарница.
Чай, небесная светлица.
Что-то больно высока!» —
Так спросил Иван конька.
Семён: Чай, небесная светлица. Что это за чай? Индийский, цейлонский?
Вероника: Нет, это не напиток. Чай — это «как».
Саша: Чай — это «вот там».
Паша: Чай — это «возможно», «вероятно». В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина есть такие строчки: «Здравствуй, барыня сударыня дворянка! Чай, теперь твоя душенька довольна».
• Верно ли поняли ребята, что означает слово чай в этом тексте?
Текст 1. Сахарная голова
Раньше расплавленный сахар заливали в формы, чтобы он остывал и твердел. Отлитый в виде конуса кусок сахара назвали сахарной головой.
Сахарные головы заворачивали в специальную плотную синюю бумагу. Она так и называлась — сахарная бумага.
Сахарная голова раскалывалась на большие куски. Потом эти куски раскалывали на мелкие кусочки специальными сахарными щипцами. Колотый сахар был очень твёрдым, почти как камень. Он растворялся медленно даже в горячей воде.
(По Е. Ермачковой)
Раньше сахар был очень дорогим, поэтому купцы и крестьяне пили чай вприкуску. Они с одним сахарным кусочком выпивали несколько стаканов чая. Гость знал, что если чашку наливают доверху, то сахар можно брать только вприкуску, иначе хозяину такой приём обойдётся очень дорого.
Для питья чая вприкуску небольшой кусочек колотого сахара зажимали передними зубами и через него протягивали горячий чай. Он омывал кусочек и оставлял во рту лёгкую сладость. Понятно, что звуки при таком питье были своеобразные, поэтому в дворянских семьях такой способ чаепития не был принят. (По И. Шеину)
Дворяне пили чай внакладку. Они растворяли кусочек сахарной головы в чае. Такой способ считался очень дорогостоящим. До второй половины 19 века сахар был очень дорогим продуктом, а на чашку чая его требовалось довольно много. В современном языке есть разговорное слово накладно, которое означает «невыгодно, дорого».
Для крестьян в 18 веке сахар был слишком дорогостоящим продуктом, и его экономили. Кусочек сахара клали на хлеб, отодвигали его губами и откусывали хлеб, прихлёбывая при этом чай, — этот способ назывался вдогонку. Когда целый ломтик хлеба был съеден, в руках оставался маленький кусочек сахара, который так и «не догнал» хлеб, и его съедали как настоящее лакомство. А ещё можно пить чай вприглядку — это без сахара, только глядя на сахар.
В тексте нарушен порядок следования предложений. Собери текст, расставив предложения в правильном порядке. Запиши его в тетрадь.
Следующая пословица
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяСледующая пословица
3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов
Следующая пословица
Цели:
познакомить детей с историей и традициями русского чаепития;
познакомить учащихся с историей русского самовара;
учить их чтить традиции русского народа;
развивать артистические способности, выразительность речи;
воспитывать любовь к родине, народной культуре.
развивать у учащихся интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам, пословицам)
ХОД ПРАЗДНИКА
Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус.
Ученик 1. Внимание! Внимание! Внимание! 2 б Сорокин
Открывается веселое гуляние.
Торопись, честной народ!
Тебя развлеченье ждет.
Ученик 2. Не толпитесь у дверей – 2 б Соловьев
Проходите поскорей.
Ждут вас с чаем ребятишки,
И баранки и коврижки.
Ученик 3. Приглашаем заглянуть- 2 в
Посиделки ждут гостей-
Ученик 4. От души признаться надо, 2 б Богачева
Что давно вас в гости ждем.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Ученик 5. Мир вам, гости долгожданные, 2 в
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
Ученик 6. Сегодня в представлении 2 в
звучат музыкальные шутки,
Баламутки на пятиминутки!
Ученик 7. Пословицы, поговорки 2 в
Катаются, как с горки!
Ученик 8. Будем вспомнить рады 2 в
Обычаи и обряды.
Ученик 9. Потому что старое 2 в
нового не портит!
Ученик 10. Так шути, пока шутится! 2 в
Хоть шуткой, хоть смехом,
Да было бы дело с успехом!
Ученик 11.Все на праздник к нам спешите 2 б Анохина
И друзей с собой ведите!
Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем!
Ученик 12.Хлебосольством и радушием 2 в
Знаменит наш русский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
К нам, смотри, не опоздай, Вместе
А не то остынет чай.
Ученик 13.Здесь, без всякого сомненья, 2 б Федюкина
Чай душистый всех вас ждет,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
(открыть на доске пирог «Чай на Руси»)
Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.
Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Как и хлеб, чай прочно вошел в повседневную жизнь многих народов мира.
Ученик 2 в: Чай горячий, ароматный Мозиль С.
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо - эликсир!
Ведущий 2. На посиделки нас всех сегодня собрал чай. Это очень чудодейственный напиток. Он и лечит, и компанию веселит, и способствует задушевной беседе. А вы знаете, откуда появился чай на Руси?
Ведущий 1: 360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланникам 200 пакетов с надписью «бах-ча», что означает, «чай для заварки». Русские послы деликатно попытались отказаться от груды никчемных пакетов.
Ведущий 2: Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что русскому царю напиток из листьев придется по душе.Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Давайте посмотрим, что из этого получилось. Изучением этого вопроса занимались ученики 2 д класса.
Вы, послы мои, идите,
К Алтын-хану попадите,
Одарите соболями,
Чернобурыми лисами
Да каменьев драгоценных
Захватите непременно.
Послы с приказом согласились
И с поклоном удалились.
Царь же стал, как всем понятно,
Ожидать послов обратно.
Много ценных я диковин
Алтын-хану приготовил.
Чем ответит Алтын-хан?
Что же мне пришлет он в дар?
Дни и месяцы прошли.
Возвращаются послы.
Царь их кормит, и поит,
И ответ держать велит.
Чем ответил Алтын-хан?
Что же мне прислал он в дар?
В чужих странах мы бывали,
Много дива повидали,
Посетили Алтын-хана.
Вроде все в нем без изъяна.
Но с чудинкой он, однако.
Вот смотри подарок, на-ка!
С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью «Чай».
Как увидел царь-отец,
Что принес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И послов хотел повесить.
Посмотрите вы, бояре!
Ведь смеется хан над нами!
Ах, насмешник он какой!
На него пойду войной!
Но, смягчившись на сей раз,
Слугам дал такой приказ:
Чудо-листья заварить
Да боярам подносить.
Чтоб не страшно было вам,
Перву чашу выпью сам.
Глотнул раз. Потом второй.
Вкус понравился.
Царь. Крутой!
Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.
Если только жив я буду,
Буду устали не знать,
Каждый день чаи гонять.
Ведущий 1: Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться».
Ведущий 2: Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Опытом заваривания чая поделятся ученики 2 б класса.
Сценка «Курьезный случай» 2 б класс
Раз прислал мне барин чаю,
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял я всё на скору руку,
Чай весь высыпал в горшок.
На приправку перцу, луку
И петрушки корешок.
На огонь его поставил,
Всё лучинкой помешал.
Потом мучкою заправил,
И немного подождал.
Чай мой вышел – объеденье.
Раза два прокипятил,
И вдобавок в наслажденье
Сверху маслица подлил.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
"Чай готов! Извольте кушать!" -
Снял я с барина пальто.
"Молодец! Коли послушал! -
И хвалю тебя за то!"
"Если будешь аккуратно
Ты всегда так выполнять,
То на праздничек, понятно,
Подарю рублишек пять".
Пять рублей - ведь денег много.
С ними можно погулять
ИОкулька-недотрога
Меня будет уважать.
Слышу, барин расходился,
Меня в горницу позвал,
В волоса мои вцепился,
И таскал меня, таскал.
"Ты чего же образина?
Ты чего же наварил?
Ах ты, Пешка, ты - дубина!
Чтобы шут тебя схватил!"
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Что же мог я натворить?
А потом, уж догадался.
Что забыл я, п о с о л и т ь.
Конкурс-игра «Коробейники» (в команде по 5человек).
Ведущий 1: Со времен древней Руси без самовара не проходило ни одно народное гуляние. На них русский народвеселился, забавлялся. Вот и мы с вами немного отдохнем и погуляем. Прошу выйти по 2 представителя от каждого класса (мальчик и девочка). Ребята, вот беда-то, столы-то уже накрыты, чай кипит, а вот пить его не с чем. Вы уж нам помогите, доставьте нам на праздник угощение. Участники берут в руки яркие подносы. Нужно пробежать до стула, на котором лежат баранки, взять баранки, положить на поднос, обогнувстул, вернуться к линии стартаи передать поднос второму участнику.
Ведущий 1: Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Всегда во все времена гостей встречали хлебом – солью и добрым отношением.
Ведущая2: Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Ведущий 1: И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Ведущий 2: В народе про русское гостеприимство есть множество пословиц. Какие пословицы вы знаете о чаепитии?
(называют пословицы по 1 от класса)
Пословицы о чае
Чай пьешь – здоровье бережешь.
Самовар кипит – звать гостей велит.
Чай пить – долго жить.
Коль чаем угощают, значит уважают.
Выпей чайку — забудешь тоску.
Пей чай – удовольствие получай.
Пей чай, не вдавайся в печаль.
За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
Чай не пить, так на свете не жить.
Чай пить — не дрова рубить.
Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
Чай пьешь – до ста лет проживешь
Где есть чай, там и под елью рай.
С чая лиха не бывает!
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Выпьешь чаю – прибавятся силы.
Ведущий 1: Молодцы. Много знаете пословиц про чай. А знаете ли вы, что является самым важным предметом русского чаепития? (самовар)
Открывается баранка «Наш красавец самовар»
Ведущий 2. Действительно, для русского человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари.
Ведущий 1: Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в каждом жилище. Недаром говорили в народе - «печка-матушка», да «самовар - батюшка».
Ведущий 2: В гости к самовару вас приглашают ученики 2 в класса.
Песня « Самовар»
1.Расскажу вам не про море, расскажу не про загар,
Не про пальмы, не про горы, а про русский самовар.
Он высокий и пузатый, он блестящий чаевар,
Он ушастый и носастый, наш красавец самовар.
Припев. Самовар, самовар!
К потолку пускает пар.
Чай душистый прямо с жару
Будем пить из самовара.
2.Самовар на день рожденья подарила мне сестра
И сказала: «Пить без сушек самоварный чай нельзя!»
Мы и сушки, и ватрушки, и оладьи напекли,
А еще варенья банку по сусекам наскребли.
Припев.
3.Буду всех из самовара сладким чаем угощать,
Самоварные частушки для застолья сочинять.
На столе у нас пирог, пышки да ватрушки,
Так споемте ж под чаек чайные частушки!
Самовар, самовар,
Золотая ножка.
Я посеяла горох —
Вот стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
И шипит, и кипит,
Наливать нам чай велит.
Самовар блестит, кипя,
И чаек в нем пенится.
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку спускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Чай с лимоном и малиной
Чай с брусникой и жасмином,
К чаю пряники, конфеты
Чай все любят на планете!
Очень вкусен чай из трав:
Целебный и полезный.
Витаминов много в нём
Это всем известно!
Если б не было воды –
Не было бы кружки.
Если б не было ребят –
Кто бы пел частушки
Ведущая 1: Самовары появились в России в 1679 году. Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле.
Ведущий 2: К середине ХIХ века в Туле уже существовало около 80 самоварных фабрик.
Ведущий 1: Как же выглядел самовар раньше?
Ведущая 2: Подставка с ножкой и жаровней, крышка, тулово с трубой-тягой, краном и ручкой. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки (короткие обрубки дерева) или специальный древесный уголь, поджигали их лучиной (тонкой длинной щепкой от сухого полена), раздували огонь (часто - сапогом), и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Ведущий 1: И в наше время особой популярностью пользуются самовары, только уже электрические.
Ведущий 2 : Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как матрешка, балалайка.
Ведущий 1: Так полюбился самовар в Росси, что о нем сочиняют не только песни и частушки, но и стихи. Одно из таких стихотворений подготовили ученики 2 б класса.
Стихотворение «Самовар» 2 б класс
Ученик 1: У меня есть друг зеркальный,
Сроду не был он печальный.
И хотя он очень рыжий,
Он не немец, не поляк -
Ученик 2: В мире нет мне друга ближе:
Он из Тулы, он туляк!
Говорят, ему сто лет,
Но совсем он не скелет:
Ученик 3: И румян он, и пузат,
Как сто лет тому назад!
Все его, кто с ним знаком,
Почитают остряком.
Ученик 4: Кто взглянуть в него захочет,
Непременно захохочет.
Ну-ка, быстро посмотри -
Узнаешь себя внутри?
Ученик 5: Если нос у вас курнос -
Расплывется, как поднос!
Ну, а если длинный нос -
Он повиснет, как вопрос!
Ученик 6: Узнаете эти груши?
Не пугайтесь - это уши.
Вы на друга дуться бросьте:
Заходите чаще в гости!
Ученик 7: Все мальчишки здешних мест
Знают, что он шишки ест!
Он сперва воды напьется,
А потом глотнет огня,
Ученик 8: А потом вдруг как займется
На крылечке у меня –
Засипит и забормочет,
Запоет и закипит!
Вместе: Всех, кто чаю выпить хочет,
Он от пуза угостит!
Ведущий 1: Ребята, а сейчас посмотрите, какая забавная история приключилась с «Умной собачкой Соней», которую вам покажут ученики 2 а класса.
Сценка 2 а класса «Умная собачка Соня»
Однажды собачка Соня решила попить чаю с вареньем. Наложила своего любимого варенья в блюдечко, включила самовар, села и начала ждать, когда закипит вода. Сидела она, сидела, ждала, ждала, потом поглядела на самовар и вдруг увидела себя в самоваре. «Ой, ой, ой. Это как же это я в самовар попала? Сидит она в самоваре, глядит на себя и ничего понять не может: лапы у нее распухли, лицо вытянулось, а уши, как два больших лопуха. «А, ой-ой-ой-ой-ой. Наверное я обварилась в самоваре. Тут вода начала кипеть и из самовара повалил пар. «Ой-ой-ай-ай. Я же могу свариться. ААААА. И что было силы прыгнула из самовара. Она задела шнур, самовар повалился и из него хлынула горячая вода. Но Соня уже успела отскочить в сторону. «Фу-фу-фу. Хорошо, что я вовремя догадалась выпрыгнуть, дуя на ошпаренный хвостик думала умная собачка Соня, а то бы я не заметила, как сварилась.
Ведущий 2: Самовар, самовар!
Старый медный самовар!
Может, стал ты слишком стар.
Где ж твой прежний пыл и жар?
Ведущий 1: Все стоишь и пыхтишь,
Все никак не закипишь!
Песня «Пых-пых самовар» 2 б класс
Жил-поживал самовар,
был он не молод, не стар.
он на работе кипел,
песню такую он пел
припев: 2 раза
пых, пых, тумба, тумба самовар,
тумба - 4 раза
русский самовар
2.
пусть неуклюж он на вид,
но на Руси знаменит,
чайник с почтеньем большим,
робко стоит перед ним
припев
3.
всем он приносит тепло,
много воды утекло
медью сверкают бока,
новое через века
припев
Надо, чтобы вовремя
Стол был наш накрыт.
Ведущий 2 : Самовар любит трудолюбивых, тех, кто рано встает, и наказывает лентяев и сонь. Посмотрите сценку «Иван Иваныч Самовар», которую приготовили для вас ученики 2 б класса.
Сценка “Иван Иваныч Самовар” 2 б класс
Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведерный самовар.
В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток
Разъяренный кипяток,
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.
Утром рано подошел,
К самовару подошел,
Дядя Петя подошел.
Дядя Петя говорит:
– Дай-ка выпью, – говорит, –
Выпью чаю, – говорит.
К самовару подошла,
Тетя Катя подошла,
Со стаканом подошла.
Тетя Катя говорит:
– Я, конечно, – говорит, –
Выпью тоже, – говорит.
Вот и дедушка пришел.
Очень старенький пришел.
В туфлях дедушка пришел
Он зевнул и говорит:
– Выпить разве, – говорит,
Чаю разве, – говорит.
Тут и бабушка пришла.
Очень старая пришла.
Даже с палочкой пришла.
И, подумав, говорит:
– Что ли выпить, – говорит, –
Что ли чаю, – говорит.
Скороговорки, пословицы и поговорки
Кроме общеизвестной поговорки
«Любопытной Варваре на базаре нос оторвали»
существует ещё много пословиц и поговорок:
Наша Варвара не любит ухи без навара.
Не кланяюсь бабушке Варваре - своё есть в кармане.
Бабушка Варвара на мир три года серчала; с тем и умерла, что мир не узнал.
К Варваре на расправу.
Кому Варвары, а мне голову оторвали.
Варвара мне тетка, а правда - сестра.
Не спрашивают Варвару на расправу.
и даже скороговорки:
Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
Варвара варила, варила, да не выварила.
Купим Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова.
Тары-бары, растабары! У Варвары куры стары!
Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
Читайте также: