Поговорка круглое кати плоское тащи
Обновлено: 07.11.2024
Есть такая премудрая поговорка: круглое — кати, плоское — тащи, диктующая, как нетрудно заметить, основы технологии обращения с предметами разных конфигураций. Круглое и плоское — вещи противоположных свойств; их совмещение всегда вызывает в умах некоторую заминку.
Почему кинескоп родился круглым — кто его знает! Но во времена неофитов телевизионного века, когда вокруг крошечного экрана телевизора-первенца КВН группировались всей семьей, с чадами, домочадцами, гостями, соседями и дедушкой на центральном табурете, упершимся бугристым носом в увеличительную линзу с дистиллированной водой, — в те времена электроннолучевая трубка была круглой.
Что касается дальнейшего — то прогресс диктовал: экрану следует расти, а ящику телеприемника уменьшаться. В соответствии с малогабаритностью квартир, отвечающих нуждам времени, когда людей становится все больше, а всего остального все меньше.
Но всякая идея, как известно, претерпевает самые неожиданные трудности, сталкиваясь с реальной действительностью. Сразу возникает множество мелких и крупных проблем. Кто-то, рукоплескавший идее, оказывается вдруг не в восторге от свалившихся на него самого новых задач: он так не умеет, не сможет, и это вообще нереально… Кто-то, наоборот, старается, делает точно по идее, а получается глупость; кто-то находит неожиданное решение, но сама идея, дрогнув и подавшись в сторону удачи, слегка деформируется… Одним словом, в цехе кинескопов начался период внедрения новой технологии, и весь завод следил за ним, как за хоккейным матчем. Одной из существенных проблем явилось, естественно, стекло. Как отлить эти новые прямоугольные экраны с круглой электроннолучевой трубкой? Это была очередная проблема.
Таков был общий фон. Затем на этом фоне возникал некий молодой конструктор, которого все на заводе звали просто Павликом. Павлик был специалистом по машинам стекольного производства и славился тем, что почти все свое рабочее время проводил исключительно в механосборочном цехе. Там, должно быть, его охотнее посещало конструкторское вдохновение; там, среди скрипа и лязга, который устраивали слесари, он чертил что-то в своем блокнотике, там он дневал и ночевал, закусывал в тамошнем буфете и вечно что-нибудь внедрял. «Взял бы ты уж свой кульман, — посмеивались сборщики, — и к нам. Вон возле фрезера отличное местечко. И раскладушка еще войдет. Совсем хорошо устроишься».
И вот из этой тесной дружбы и родилось приспособление для шлифовки форм литья прямоугольного экрана. И когда на пороге лаборатории кинескопов, возглавляемой Ириной Петровной Яковлевой, однажды утром появился счастливый конструктор, с усами из тавота, как будто он только что хватанул на радостях кружечку этого восхитительного зелья, оттуда, из лаборатории, раздался такой могучий радостный вопль, что он достиг стен даже нашего тихого уголка.
Любопытство было моей чертой, которую с детства никто не поощрял. Но тем не менее я бросила свои ступки и пробирки и выглянула в коридор. Мне досталось уже немногое, но и это можно было считать удачей: я увидела спину самого великого Лучича, в окружении небольшой свиты вплывавшую в дверь лаборатории кинескопов. Такое, как объяснили мне быстренько пожилые лаборантки, происходило исключительно в особо важных случаях; они припоминали лишь: дни обороны Москвы, день Победы, ну и реконструкцию завода.
Всем остальным Лучич занимался не выходя из своего кабинета.
На следующий день в многотиражной газете завода был опубликован портрет Павлика, размером в добрые полстраницы, со старательно заретушированными тавотными усами. На плече отличившегося, несмотря на крупнозернистую печать, проглядывала все же могучая рука, ласково потрепывавшая героя. Номер многотиражки пользовался бешеным успехом, его разглядывали, собираясь в коридорах группами, демонстрировали не успевшим купить газету несчастливцам.
Затем дело завертелось! Формы изготовили, отшлифовали, в них отлили пятьдесят штук прямоугольных первенцев и с превеликими осторожностями свезли их в печь для окончательной сварки.
Следующая пословица
В начальной школе, мы - малыши, просто замирали от одного звука его имени. Перейдя в 5-ый класс, мы знали, что математику у нас преподавать будет не он. Виталий Иванович брал на обучение только сильные классы. Наш тоже был одним из лидеров, но предполагалось, что выпустив ещё несколько классов, Виталий Иванович не будет брать классы младше 7-го. Мы на тот момент находились в 5-ом.
Но судьба бывает изменчива и нам улыбнулась удача. В конце 7-го класса наш классный руководитель объявил нам счастливую новость: Виталий Иванович согласился взять наш класс, и нас переводят на усиленную программу по математике и физике. 1-го сентября 2002 года мы пришли в физико-математический класс.
Виталий Иванович был учителем с душой и сердцем, настоящим талантом и профессионалом. Высокий, седовласый. Его голос можно было услышать издалека, но при этом он никогда не кричал и не ругался. Ни один ученик на его уроках не вздрагивал и не прятал голову поглубже в плечи, чтобы его не заметили.
Войдя в класс, он здоровался с нами, разрешал садиться и начиналось увлекательное приключение. В волшебный мир математики - царицы наук. Матрицы, синусы, тангенсы, теоремы. Он экспериментировал, увлекал, рассказывал истории про гениев, пытавшихся доказать теорему Ферма. Математику у нас в классе, благодаря Виталию Ивановичу, хорошо знал даже тот, кто сызмальства тяготел к гуманитарным наукам. Лауреат фонда Сороса, заслуженный Учитель России. Невиданное дело для провинциальной глубинки севера нашей страны.
Когда Виталий Иванович сердился, он всегда говорил: "Эх, Вы, русские Иваны!". Или иное: "Вам бы плоское катать, круглое таскать!".
Вызовет к примеру Андрея к доске, (а Андрей - знатный хулиган и заводила нашего класса, частенько они с соседом по парте громко обсуждали творчество The Metallica на уроках) и спросит: "Дворником будешь?".
Андрюха возмутительно отвечает: "Нет, с чего бы это!".
Виталий Иванович умиротворённо поясняет: "С того, что учишься ты не очень, задачи не решаешь, неинтересно тебе стало быть!".
Андрей огорчённо соглашается: "Эх, да, неинтересно, весна же на улице, не до учёбы!".
Виталий Иванович смеётся и мотивирует Андрейку дальше: "Иди тогда, бери метлу, веник, совок да Евгения, соседа своего по парте, ступайте рекреацию прибирать, раньше начнёте, быстрее закончите, да и навык в профессии быстрее освоите!".
Класс дружно начинает хихикать, мальчишки смущаются, бормочут извинения и урок продолжается дальше. Что любопытно, заканчивали школу мальчишки с отличным оценками по математике, а Евгений и вовсе серебряным медалистом. Одним из 6 медалистов класса выпуска 2006-года.
Виталий Иванович на своих уроках мало уделял времени правильному оформлению решения той или иной задачи, выделяя приоритет самого решения, логической цепочки ученика перед чистописанием. Он не ставил рамки, границы. Он давал свободу мыслить, подходить нестандартно к решению обыкновенной задачи. Организовывал совместные уроки с классом старше, чтобы мы, как галчата, открыв рты, слушали и запоминали что-то совершенно новое и неизведанное.
Я не выпускалась со своими ребятами, волей обстоятельств мне пришлось уехать после окончания 9-го класса. Поступив в колледж на новом месте жительства, я буквально на первом же занятии получила освобождение от математики до окончания 1-го курса. Преподаватели удивлялись моим знаниям и качеству обучения. Для них, преподавателей одного из лучших колледжей региона, это было нонсенсом. Чтобы в глубинке учили по программе, значительно превышающей уровень знаний обычного абитуриента. Это же глубинка. Говорилось об этом свысока.
С моей подругой и, по совместительству, одноклассницей, мы встретились однажды летом. Я долго не была в городе детства, посчастливилось приехать в гости. Мариша давно звала. Оседлав велосипеды, мы весело помчались колесить по узким улочкам любимого городка. Так и встретили Виталия Ивановича, он шёл по своим делам. Мы соскочили с велосипедов, с визгами бросились здороваться к любимому учителю. Мы невероятно были рады его видеть. А он нас расспрашивал, как мы живём, где, как учимся, нравится ли, всё ли успеваем. Мы весело отвечали, что стараемся не подводить его, учимся хорошо и отлично.
После была ещё одна встреча, на праздник Широкой Масленицы. Кто же только знал, что встреча станет последней. У Виталия Ивановича как раз намечался юбилей и мы организовали сбор подписей на открытке от всех, кто когда-либо был его учениками.
Дети, мы были детьми, нас увлекал большой мир открытий, другие города, жизнь во всех её проявлениях. Можно даже сказать, что мы были эгоистами в какой-то мере.
Мы ничего не знали о семье Виталия Ивановича, о том, куда он возвращался. Знали только то, что он живёт в небольшой квартире в маленьком доме, в центре города и о том, что у него есть сестра. Знали и о том, что здоровье не раз подводило нашего удивительного педагога. Ходили разговоры, что Виталий Иванович перенес инфаркт и даже не один.
Виталия Ивановича уже нет с нами. Он ушёл незаслуженно рано, не успев дать стольким юным умам пищу для размышлений. Он не учил нас математике, он учил нас гораздо большему. Жизни.
К сожалению, в архиве школьных лет моего фотоальбома нет ни одной фотографии с учителем. Он принципиально не хотел фотографироваться и каждый раз всеми силами избегал фото на память.
Мы живы, пока нас помнят. (с) Виталия Ивановича я буду помнить всегда. Это Учитель с большой буквы, как бы банально это не звучало.
Выражаю огромную благодарность за помощь при подготовке статьи моему однокласснику - Кириллу Анатольевичу.
Если Вам понравилась, публикация, ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Автор будет Вам премного благодарен.
Следующая пословица
Во-первых, строках моего рассказа хочется поздравить с Днем Защитника нашего Отечества. Пожелать всем здоровья. А то, как будем защищать его – Отечество!
А теперь к армейским байкам.
У нас ходило их очень много. Нашли как-то блокнотик, в котором было записано их целое множество:
· Работаем от сюда и до обеда. С лопатами и ведрами я договорился.
· Почистите на ночь сапоги, чтобы утром одеть их на свежую голову.
· Круглое носим, а квадратное катаем.
И так на несколько страниц. В моей практике таких высказываний встречалось не больше чем на гражданке. В обычной жизни. Из этого делаю вывод, что армия – это наше общество.
А я хочу рассказать один случай из своей армейской практики, жизни, когда действительно квадратное было легче катить.
Зима. Холод. На улице лежит снег и замершие тротуары. На тротуаре снега конечно же нет. Его мы чистим. Как это!? Не по уставу если на территории военного городка и части снег не убран. Но лед есть на тротуаре.
А в этот момент происходит возврат нашего штатного вооружения автоматов Калашникова на склад боеприпасов. Правда! Забыл! Или был обмен 47 на 74. Не помню. Но сдавали. Укладывали их в деревянные ящики. Ящики тяжелые. Тащили вдвоем.
Вынесли из казармы усираясь по лестнице. Отдохнули. Но видим вот такую картину как представители первого взвода нас опережают в доставки точно такого же ящика. Они толкают его по льду. И он очень хорошо по льду двигается в направлении склада! Да еще и так резво! Только места, где нет льда приходилось переносить.
Вот так я впервые понял, что значит квадратное катать.
Случаи еще были разные. И как сначала высаживали траву на газоне в городке, затем все лето ее выкашивали. «Трава должна быть высотой 10-15 сантиметров над землей» - начальник штаба.
А у вас какие были случаи подтверждения армейских высказываний?
Что скажет читатель?
Всегда рад обсуждению моих рассказов. Ведь невозможно все знать. А благодаря Вашим комментариям мы все будем больше получать знаний по теме. Обязательно нужен лайк! Вам просто отметить мою статью, а мне стимул для создания новых рассказов, новых возможностях вас удивлять. Подписывайтесь на канал . Подписчикам Дзен будет чаще показывать мои рассказы. И больше ни чего! Ни рассылок, ни оповещений.
Следующая пословица
П ословицу употребляют в тех случаях, когда работа очень простая и нет необходимости выдумывать или усложнять процесс.
Просто нужно делать, а не изобретать велосипед.
— Беда, какой неуживчивый этот, стал быть, Бондарев.
Чисто буран. Ну, а Митрию он что за работёнку назначил?
— Как вам: круглое — катать, плоское — таскать.
Читайте также: