Опросник пословицы и с клецина

Обновлено: 07.11.2024

В качестве утверждений использованы русские народные пословицы, собранные В. И. Далем (Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1957).

Опросник предназначен для определения степени подверженно­сти испытуемых традиционным представлениям о разделении ролей в семье. Результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемых.

Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:

Совершенно согласен — 5 баллов.

Скорее согласен — 4 балла.

Трудно сказать — 3 балла.

Скорее не согласен — 2 балла.

Совершенно не согласен — 1 балл.

Чем больше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому при­сущи традиционные установки о распределении ролей в семье.

Приложение 6

Опросник «Распределение ролей в семье»[16]

Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни.

Ваш пол (напишите)_______________

1. От кого должны зависеть интересы и увлечения семьи?

A. В основном от мужа.

B. В большей степени должны зависеть от мужа, но и от жены тоже.

C. В большей степени должны зависеть от жены, но и от мужа тоже.

D. В основном должны зависеть от жены.

2. От кого в большей степени должно зависеть настроение в семье?

A. В основном должно зависеть от жены.

B. В большей степени должно зависеть от жены, но и от мужа тоже.

C. В большей степени должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.

D. В основном должно зависеть от мужа.

3. Если возникнет необходимость, кто в первую очередь должен найти, где можно занять крупную сумму денег?

A. Это сделает жена.

B. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.

C. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже.

D. Это сделает муж.

4. Кто в семье чаще должен приглашать в дом гостей?

B. Обычно муж, но и жена тоже.

C. Обычно жена, но и муж тоже.

5. Кто в семье в большей степени должен заботиться об уюте и удоб­стве в квартире?

A. В основном муж.

B. В большей степени муж, но и жена тоже.

C. В большей степени жена, но и муж тоже.

D. В основном жена.

6. Кто из супругов должен первым целовать и обнимать другого?

A. Это должен делать муж.

B. Это должен делать муж, но и жена тоже.

C. Это должна делать жена, но и муж тоже.

D. Это должна делать жена.

7. Кто в семье должен решать, какие газеты и журналы выписы­вать и покупать?

А. Обычно должна решать жена.

B. В большей степени это должно зависеть от жены, но и от мужа тоже.

C. В большей степени это должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.

D. Обычно должен решать муж.

8. По чьей инициативе чаще супруги должны ходить в кино, в театр?

A. По инициативе мужа.

B. В основном по инициативе мужа, но бывает, что жены тоже.

C. В основном по инициативе жены, но бывает, что мужа тоже.

D. По инициативе жены.

9. Кто в семье должен играть с маленькими детьми?

A. В основном жена.

B. Чаще жена, но и муж тоже.

C. Чаще муж, но и жена тоже.

D. В основном муж.

10. От кого в семье должна зависеть взаимная удовлетворенность интимными отношениями?

A. В основном должна зависеть от мужа.

B. В большей степени должна зависеть от мужа, но и от жены тоже.

C. В большей степени должна зависеть от жены, но и от мужа тоже.

D. В основном должна зависеть от жены.

11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях. Как Вы считаете, от кого это может зависеть (вольно или невольно) в большей степени?

B. От мужа, но и от жены тоже.

C. От жены, но и от мужа тоже.

12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обя­зательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) должны быть определяющими в семье?

A. Жизненные принципы жены.

B. Как правило, жены, но в некоторых случаях мужа.

C. Как привило, мужа, но в некоторых случаях жены.

D. Жизненные принципы мужа.

13. Кто в семье должен следить за поведением маленьких детей?

A. Это должна делать жена.

B. Это должна делать жена, но и муж тоже.

C. Это должен делать муж, но и жена тоже.

D. Это должна делать муж.

14. Кто в семье должен ходить с ребенком в кино, театр, цирк и др.?

A. Это должен делать муж.

B. Это должен делать муж, но и жена тоже.

C. Это должна делать жена, но и муж тоже.

D. Это должна делать жена.

15. Кто в семье в большей степени должен обращать внимание на самочувствие другого?

B. В большей степени муж, но и жена тоже.

C. В большей степени жена, но и муж тоже.

16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появи­лась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?

A. Это сделает жена.

B. Скорее жена, чем муж.

C. Скорее муж, чем жена.

D. Это сделает муж.

17. Кто в семье должен заниматься повседневными покупками?

A. В основном муж.

B. В большей степени муж, но и жена тоже.

C. В большей степени жена, но и муж тоже.

D. В основном жена.

18. Кто в семье будет иметь больше оснований обижаться на рав­нодушие, черствость, бестактность другого?

B. В большей степени муж, но и жена тоже.

C. В большей степени жена, но и муж тоже.

19. Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супру­гов должен заняться поисками дополнительного заработка?

A. Это должен сделать муж.

B. В первую очередь муж, но и жена примет в этом участие.

C. В первую очередь жена, но и муж примет в этом участие.

D. Это должна сделать жена.

20. Кто в семье должен планировать, как и где провести отпуск?

A. В основном жена.

B. Чаще жена, но и муж тоже.

C. Чаще муж, но и жена тоже.

D. В основном муж.

21. Кто в семье должен вызывать представителей различных ре­монтных служб ивести с ними переговоры?

A. Это должна делать жена.

B. Это должна делать жена, но и муж тоже.

C. Это должен делать муж, но и жена тоже.

D. Это должен делать муж.

Назначение:исследование ролевой структуры семьи.

Стимульный материал:опросник из 21 вопроса, где каждой из 7 внутренних ролей соответствует по 3 вопроса. Основные роли: 1) воспитание детей; 2) материальное обеспечение семьи; 3) эмо­циональный климат в семье; 4) организация развлечений; 5) роль хозяина/хозяйки; 6) сексуальный партнер; 7) организация семей­ной субкультуры

Обработка показателей:сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой). Индексы по каж­дой сфере подсчитываются как среднее арифметическое 3 вопро­сов. В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11,14, 15, 17,18, 19 первой альтерна­тиве приписывается значение 1, второй — 2, третьей — 3, четвер­той — 4.

В остальных вопросах значения приписываются в обратном поряд­ке, то есть в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 первой альтернативе приписывается значение 4, второй — 3, третьей — 2, четвертой — 1. Подсчет по сферам ведется следующим образом:

Интерпретация:чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реали­зуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизитель­но в равной степени.

Сведения о надежности и валидности методики:окончательный вариант методики проверялся на надежность на выборке в 120 чело­век (60 мужчин, 60 женщин, из них 34 семейные нары) по следующим критериям. Устойчивость методики проверялась по критерию повтор­ного опроса — 58 испытуемых через месяц после первого заполнения. Коэффициент устойчивости оказался равен: р = 0,8. Следовательно, методику можно считать высокоустойчивой.

Конструктивная (логическая) валидность подсчитывалась при помощи 12 экспертов. Они 2 раза заполняли опросник: один раз за члена семьи с традиционным распределением ролей, второй — с равноправным распределением. Различия между данными 2 за­полнений оказались статистически значимыми < 0,1), следова­тельно, подтверждается конструктивная валидность данной мето­дики.

Часть IV

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Опросник (пословицы)

1. Богатого за стол присаживают, а бедного и так выпроваживают.

2. В ком нужда, того знаем как чествовать.

3. В протоколе густо, а на деле пусто.

4. В резолюциях чисто, а в городе грязно.

5. Воз рассыпал, а два нагреб.

6. А рыльце у тебя в пуху.

7. Врать – не мякину жевать: не подавишься.

8. Где прыжком, где бочком, а где и на корячках.

9. Говорит бело, а делает черно.

10. Где он лисой пройдет, там три года куры не несутся.

11. Голова с поклоном, язык с приговором, ноги с подходом, руки с подносом.

12. Даром что не грамотный, а пряники ест писаные.

13. «Дай» - так не слышит, а «на» - так услыхал.

14. За матерью да за отцом и свинка идет молодцом: да еще как идет – кверху нос дерет.

15. За медный пятак и эдак и так, а уж за полтину – дугою спину.

16. Занимать – так приходит, а платить – так кругом обходит.

17. И богу, и черту заодно угодить хочет.

18. И нашим и вашим всегда спляшем.

19. И речисто, да нечисто.

20. 24. И сам тонет, и других топит.

21. И с умом, да с пустой сумой, и без ума, да туга сума.

22. Когда совесть раздавали, его дома не было.

23. Кому служу, тому и пляшу.

24. Конь не свой – погоняй не стой.

25. Льстивые слова говорит, а сам в карман норовит.

26. На берегу много умных, когда на море беда случится.

27. Мистеры важные, да умы продажные.

28. На обеде все соседи, а пришла беда, они прочь, как вода.

29. На словах милости просит, а за голенищем нож носит.

30. На волка помолвка, а пастух теленка украл.

31. Назначили лису воеводой в лесу – пера много, а птицы нет.

32. Наша дуда и туда и сюда.

33. На чьем возу сижу, того и песенку пою.

34. Невинность соблюсти и капитал обрести.

35. О подлости кричит и воет, а честности яму роет.

36. Не всякий судит по праву, иной и по нраву.

37. Плачет сын по отцу, что мало денег оставил.

38. Подал ручку, да подставил ножку.

39. Одной рукой крестится, а другой за пазуху лезет.

40. Пожалел волк кобылу, оставил хвост и гриву.

41. Правда на дне моря отдыхает.

42. Подсунуть барашка в бумажке (дать взятку).

43. Режь волк чужую кобылу, да моей овцы не тронь.

44. С переднего крыльца отказ, а с заднего милости просим.

45. При деньгах Панфил всем людям мил, а без денег Панфил никому не мил.

46. Соврет и дорого не возьмет.

47. У кого руки подлиннее, тот и правее.

48. Рука руку моет, плут плута кроет.

49. У лжеца на одной неделе семь четвергов.

50. Хлеба нет, так и друзей не бывало.

51. Хвост лисий, да рот волчий.

52. Чужим добром поступиться – себе не в убыток.

53. Чье кушаю, того и слушаю.

54. Чужими руками каштаны из огня таскать.

ФИО Пол Возр.(дата рожд) Сем. положение Образование Профессия, должность Стаж работы / в должн. Дата

Шкала оценок: поставьте в протоколе 7 баллов, если данная пословица полностью характеризует оцениваемых персонажей и вы с этим полностью согласны. Итак: 7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 – да, согласен; 5 – возможно да, согласен частично; 4 – ни да ни нет, нечто среднее; 3 – возможно нет, не согласен частично; 2 – нет, не согласен; 1 – безусловно нет, полностью не согласен.

ФИО Пол Возр.(дата рожд) Сем. положение Образование Профессия, должность Стаж работы / в должн. Дата

Обработка данных опросника «Пословицы»

Опросник «Пословицы» используется для изучения гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье. Данный опросник составлен И.С.Клециной и апробирован в курсовых и дипломных работах студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им.А.И.Герцена.

В качестве утверждений использованы русские народные пословицы, собранные В.И.Далем. Опросник предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о разделении ролей в семье. Результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемых.

совершенно согласен – 5 баллов;

скорее согласен – 4 балла;

трудно сказать – 3 балла;

скорее не согласен – 2 балла;

совершенно не согласен – 1 балл.

Чем больше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому присущи традиционные установки о распределении ролей в семье. Если получены значения больше 37 баллов, то можно говорить о выраженности традиционных гендерных установок. Значения от 24 до 36 свидетельствуют о неопределенных гендерных установках.

АНЕКДОТИ на гендерную тематику

Объявление в газете: «Продам дешево рыболовные снасти, рыбац­кую лодку с мотором. Телефон: 12-34-56. Если ответит мужчина, сле­дует сказать: "Извините, ошибка".

Милая, дорогая, единственная! Ты — радость всей моей жизни, ты — свет в окошке! Любимая, красивая, желанная! Ну будь чело­веком, дай на пиво.

Согласно исследованиям американских психологов, есть всего две основные причины, по которым мужчина проводит вечера в баре:

у него нет жены;

у него есть жена.

Она: - Наша машина совсем пришла в негодность! Вода в карбюраторе. Он: - Вода в карбюраторе?! Это же смешно! Ты даже не знаешь, где карбюратор находится.

«Ты посмотри, во что ты квартиру превратил! Повсюду рога! Охотник чертов! Обещал мне летом еще фазаний мех добыть. И где он, спрашивается? У всех мужики как мужики, мне только такой попался! Я этого так не оставлю! Я тебе покажу! Ты на коленях передо мной будешь ползать, прощения просить! Здоровый детина размером с платяной шкаф, а мозгов — как у трамвайного столба! Что молчишь, как в гостях? Убери газету! Там про тебя, дурака, никогда не напишут. Хоть бы мусор вынес! Отложи свою газету в сторону и слушай меня! Права была мама, не пара ты мне, не па­ра. » — так юная девушка накануне замужества стояла перед зер­калом, готовя себя к супружеской жизни.

Доктор, я обеспокоен.

Вот уже несколько дней мне кажется, что все, что говорит моя жена, имеет какой-то смысл.

Всемирный женский конгресс, проработав три недели, огласил свою резолюцию:

Все мужики — сволочи.

Надеть абсолютно нечего.

Женщина интересуется у приятельницы, злобной феминистки:

— Ты зачем назвала своего пса Подонок? Та объясняет:

— Приятно! Когда я его зову на улице, столько мужиков обора­чивается.

Разговаривают два приятеля:

Все-таки женщины умнее мужчин!

А ты когда-нибудь слышал про женщину, которая вышла замуж только потому, что у него длинные ноги?

Один мужик говорит другому:

- Не знаю, что жене на 8 Марта подарить. - А когда у нее 8 Марта?

У блондинки спрашивают:

Вам нравится Бернард Шоу?

Не знаю. А по какому каналу оно идет?

— Ты сволочь! Негодяй! Мерзавец! Я от тебя ухожу! Между нами все кончено! Дай мне денег на билет, подонок, я уезжаю к маме.

Муж протягивает ей деньги.

— Подлец! А на обратный билет?

Женщина приехала в автомастерскую и пытается «объяснить» ме­ханику, что произошло с машиной. После чего механик заявляет:

— То, что «бум-бум-бум», — мы сделаем очень быстро, а вот то, что «пых-пых-пых», — обойдется вам в 200 баксов.

Выходит казак из дому, смотрит — сосед на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит. Жена у со­седа детей собрала-накормила, лошадь запрягла, огород пропахала, за скотиной сходила, в доме убралась.

На следующий день выходит казак из дому, смотрит — сосед опять на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сто­ронам смотрит. Жена у соседа огород засеяла, детей накормила, за ско­тиной сходила.

На третий день выходит казак из дому, смотрит — сосед опять на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторо­нам смотрит, а жена у соседа вовсю хлопочет, домашние дела делает.

Спрашивает казак у соседа:

— Как так, сосед? Ты чего на крыльце сидишь отдыхаешь, а жена твоя изработалась вся?

А сосед отвечает:

— Дак вдруг завтра война, а я уставший?

Едет телега по дороге, вожжами управляет женщина, рядом сидит мальчик, в телеге валяется мужик с похмелья.

Плохо ему, голова болит, а еще телегу трясет на ухабах. Тут сын спрашивает:

Папа, а почему деревья такие зеленые? Мужик ему:

Через некоторое время мальчик опять спрашивает:

Папа, а почему небо такое голубое и солнце светит так ярко? Отец стонет:

У-у-у, не лезь ко мне!

Прошло какое-то время, мальчик опять с вопросом:

— Папа, а почему птички так летают по воздуху, кружатся и песни поют?

Мать не выдерживает и говорит сыну:

— Не лезь к отцу! Видишь — ему плохо!

Тут мужик поднимает голову и говорит грозно:

— Молчи, женщина, если не я, то кто сына жизни научит!

Две женщины просидели в лифте шесть часов, а когда техники их оттуда вытащили, они постояли в холле еще 15 минут, поговорили о том о сем и разошлись каждая по своим делам.

— Что нам, мужчинам, не нравится в домашней работе, так это ее однообразие: убрал постель, вытер пыль, пропылесосил. И через пол­года начинай все сначала!

Идет суд. Судья допрашивает мужчину-свидетеля:

Скажите, вы женаты? Мужчина тяжело вздыхает. Судья — секретарше:

Маша, запишите: «женат».

Дальше допрашивают женщину-свидетеля:

Скажите, вы замужем? Женщина тяжело вздыхает. Судья:

Маша, запишите: «не замужем».

Подозвал отец сына и говорит:

— Сынок, ты уже у меня взрослый, пора тебе открыть глаза на жиз­ненную правду. Запомни, сынок, что если женщина красивая, то она — дура, а если она умная, то, тут уж ничего не поделаешь, — она полная уродина. Такова, сынок, наша жизнь.

Сын все это слушал, слушал, а потом и спрашивает:

Пап, а пап. А исключения бывают?

Ну а почему же им не бывать, сынок? Встречаются в жизни и некрасивые идиотки.

Интуиция — поразительное чутье, подсказывающее женщине, что она права независимо от того, права она или нет.

Женщина говорит мужу:

— Дорогой, я пойду на минуточку к соседке, а ты помешивай в ка­стрюле каждые полчаса.

Следующая пословица

В какой степени вы согласны с приведенными ниже суждениями. Поставьте плюс в графе, соответствующей вашему мнению.

Совершенно согласен

Скорее согласен

Трудно сказать

Скорее не согласен

Совершенно не согласен

Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи

Муж вези гуж, а жена шей рубашки

Муж – голова, жена – шея

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит

Муж – дому строитель, нищете отгонитель

От плохой жены – состаришься, от хорошей – помолодеешь

Муж молоти пшеницу, а жена пеки паляницы

Мир в семье женой держится

Без мужа, что без головы, без жены, что без ума

Бабе дорога – от печи до порога

Не всякую правду муж жене сказывает, а и сказывает, так обманывает

Баба да кошка завсегда в избе, мужик да собака во дворе

Мужик тянет в одну сторону, баба – в другую

Пусть нередко и дура, только бы огонь пораньше раздула

Жена верховодит, так муж по соседям бродит

Следующая пословица

Данная методика определяет понимание личностью переносного смысла явлений и ситуаций, прямо не отражённого в вербальном (словесном) виде.

Пословицы содержат в себе указания на разные способы действия в конфликтных ситуациях, иногда, даже, диаметрально противоположные. Это и позволяет использовать данную методику в целях определения когнитивных (интеллектуальных) аспектов конфликтогенности личности.

В данной классической методике, широко применяемой в клинической практике, выявляется не только способность испытуемых оценить пословицы по смыслу, но и их познавательное отношение к конфликтным ситуациям.

Таким образом, в методике оценивается не только понимание испытуемыми переносного смысла пословиц, но и соотнесение ими их содержания с предпочитаемым стилем собственного поведения. Пословицы могут по смыслу «закреплять» противоположные способы поведения, и «предпочтение» тестируемыми тех или иных пословиц позволяет «отнести» их к представителям разнообразных типов поведения личности в конфликте.

Пословицы, как и загадки, относятся к сфере народного твор­чества. Они во многом отражают этнические особенности народа, что особенно заметно при сравнении пословиц разных народов.

Пословицы могут быть по значению «однонаправленными». Сравним содержание пословиц: туркменской — «Поселился у горы, так гора обвалилась. Поселился у реки, так река высохла» и русских — «Пришла беда — отворяй ворота» или «На бедного Ванюшку все шишки валятся».

Пословицы могут быть «разносмысловыми». Сравним русские пословицы: «Яблоко от яблони недалеко падает» и «Даже на одной ветке могут быть разные ябло­ки», или «Тише едешь, дальше будешь» и «Куй железо, пока горячо».

В данной психодиагностической методике испытуемым предъявляется набор из 35-ти пословиц, преимущественно русских, ориентированных на определение двух основных свойств человека: быть, т.е. отказаться от своего эгоцентризма и «вещизма», прояв­лять внутреннюю активность, и иметь, т.е. жить во имя собственных интересов, особенно - материальных. Э. Фромм писал, что большинство людей относят­ся ко второму, «материальному» типу личности, так как отказаться от своей ориентации на обладание слиш­ком трудно, - это предполагает высокую степень внутренней свободы.

В описанных ценностных ориентациях и проявляется конфликтность личности. В первой («духовной») она слабо выражена, а во второй («материальной») – сильно выражена. Описанные тенденции психологической направленности личности испытуемого на конфликт или на бесконфликтность и выявляются в данном тесте-задании. Испытуемые на специальном бланке, по пятибалльной шкале определяют своё личное отношение к каждой пословице и меру (степень) следования ей в их обычном поведении.

Полный текст данной психодиагностической тестовой методики «Понимание пословиц» (Автор – Э. Фромм, адаптация Е.С. Романовой) приведён нами ниже.

Инструкция. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте все утверждения и определите, в какой степени каждое из них типично (характерно) для Вашего обычного поведения в условиях конфликта (ориентируйтесь на нижеследующую таблицу) и понимания Вами конфликтных ситуаций. Отметьте (оцените) то, насколько типично каждое из нижеприведённых утверждений по отношению к Вашему обычному поведению, используя критерии оценки, «заложенные» в представленной ниже таблице.

Следующая пословица

1. Мне кажется, что нет такого человека, который понимал бы меня.

2. Я не против того, чтобы меня выбирали мишенью для насмешек.

3. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею (больше и чаще, чем другие).

4. Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал что-то плохое или злое.

5. Я считаю, что в моем доме жизнь идет не хуже, чем у большинства моих знакомых.

6. Мои родители и другие члены моей семьи часто ко мне придираются.

7. Моя повседневная жизнь полна событий, интересующих меня.

8. Моя половая жизнь удовлетворительна.

9. Временами мне очень хотелось покинуть дом.

10. В юности было время, когда я совершал мелкие кражи.

11. Я вел неправильный образ жизни.

12. Я никогда не нарушал закона.

Адекватность. При согласии поставьте «+», при не согласии «-».

Методика 8

Инструкция для испытуемого (1 этап): Вам нужно оценить в баллах, насколько подходит данные пословицы для характеристики нашего времени и людей живущих в нем.

Шкала оценок: поставьте в протоколе 7 баллов, если данная пословица полностью характеризует оцениваемых персонажей и вы с этим полностью согласны. Итак: 7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 – да, согласен; 5 – возможно да, согласен частично; 4 – ни да ни нет, нечто среднее; 3 – возможно нет, не согласен частично; 2 – нет, не согласен; 1 – безусловно нет, полностью не согласен.

Следующая пословица

Заполнение и обработка опросника «Пословицы»

Заполнение опросника «Распределение ролей в семье»

Опросник «Распределение ролей в семье» предназначен для изучения установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами. Авторы опросника: Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская [1]. Для реализации целей занятия в опроснике изменена инструкция. В исходном варианте испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации вашей семейной жизни». В приведенном варианте (приложение 6) инструкция дается следующая: «Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни». Студентов просят высказать свое мнение не о том, как в их семье распределены роли между мужем и женой, а предлагают высказать суждения о том, как вообще должны распределяться семейные роли. Таким образом выясняются гендерные установки студентов, связанные с распределением ролей в семье.

Обработка и обсуждение результатов

В опроснике выявляются установки студентов относительно распределения ролей в семи сферах семейной жизни: 1) воспитание детей; 2) материальное обеспечение семьи; 3) поддержание эмоционального климата в семье; 4) организация развлечений; 5) исполнение роли «хозяина»/»хозяйки»; 6) ответственность за удовлетворенность интимными отношениями; 7) организация семейной субкультуры. Полученные данные обрабатываются в соответствии с инструкцией, данной в приложении 6.

Читайте также: