Опросник пословицы и с клецина
Обновлено: 07.11.2024
В качестве утверждений использованы русские народные пословицы, собранные В. И. Далем (Даль В. И. Пословицы русского народа. — М., 1957).
Опросник предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о разделении ролей в семье. Результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемых.
Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:
Совершенно согласен — 5 баллов.
Скорее согласен — 4 балла.
Трудно сказать — 3 балла.
Скорее не согласен — 2 балла.
Совершенно не согласен — 1 балл.
Чем больше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому присущи традиционные установки о распределении ролей в семье.
Приложение 6
Опросник «Распределение ролей в семье»[16]
Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни.
Ваш пол (напишите)_______________
1. От кого должны зависеть интересы и увлечения семьи?
A. В основном от мужа.
B. В большей степени должны зависеть от мужа, но и от жены тоже.
C. В большей степени должны зависеть от жены, но и от мужа тоже.
D. В основном должны зависеть от жены.
2. От кого в большей степени должно зависеть настроение в семье?
A. В основном должно зависеть от жены.
B. В большей степени должно зависеть от жены, но и от мужа тоже.
C. В большей степени должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.
D. В основном должно зависеть от мужа.
3. Если возникнет необходимость, кто в первую очередь должен найти, где можно занять крупную сумму денег?
A. Это сделает жена.
B. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.
C. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже.
D. Это сделает муж.
4. Кто в семье чаще должен приглашать в дом гостей?
B. Обычно муж, но и жена тоже.
C. Обычно жена, но и муж тоже.
5. Кто в семье в большей степени должен заботиться об уюте и удобстве в квартире?
A. В основном муж.
B. В большей степени муж, но и жена тоже.
C. В большей степени жена, но и муж тоже.
D. В основном жена.
6. Кто из супругов должен первым целовать и обнимать другого?
A. Это должен делать муж.
B. Это должен делать муж, но и жена тоже.
C. Это должна делать жена, но и муж тоже.
D. Это должна делать жена.
7. Кто в семье должен решать, какие газеты и журналы выписывать и покупать?
А. Обычно должна решать жена.
B. В большей степени это должно зависеть от жены, но и от мужа тоже.
C. В большей степени это должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.
D. Обычно должен решать муж.
8. По чьей инициативе чаще супруги должны ходить в кино, в театр?
A. По инициативе мужа.
B. В основном по инициативе мужа, но бывает, что жены тоже.
C. В основном по инициативе жены, но бывает, что мужа тоже.
D. По инициативе жены.
9. Кто в семье должен играть с маленькими детьми?
A. В основном жена.
B. Чаще жена, но и муж тоже.
C. Чаще муж, но и жена тоже.
D. В основном муж.
10. От кого в семье должна зависеть взаимная удовлетворенность интимными отношениями?
A. В основном должна зависеть от мужа.
B. В большей степени должна зависеть от мужа, но и от жены тоже.
C. В большей степени должна зависеть от жены, но и от мужа тоже.
D. В основном должна зависеть от жены.
11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях. Как Вы считаете, от кого это может зависеть (вольно или невольно) в большей степени?
B. От мужа, но и от жены тоже.
C. От жены, но и от мужа тоже.
12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) должны быть определяющими в семье?
A. Жизненные принципы жены.
B. Как правило, жены, но в некоторых случаях мужа.
C. Как привило, мужа, но в некоторых случаях жены.
D. Жизненные принципы мужа.
13. Кто в семье должен следить за поведением маленьких детей?
A. Это должна делать жена.
B. Это должна делать жена, но и муж тоже.
C. Это должен делать муж, но и жена тоже.
D. Это должна делать муж.
14. Кто в семье должен ходить с ребенком в кино, театр, цирк и др.?
A. Это должен делать муж.
B. Это должен делать муж, но и жена тоже.
C. Это должна делать жена, но и муж тоже.
D. Это должна делать жена.
15. Кто в семье в большей степени должен обращать внимание на самочувствие другого?
B. В большей степени муж, но и жена тоже.
C. В большей степени жена, но и муж тоже.
16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?
A. Это сделает жена.
B. Скорее жена, чем муж.
C. Скорее муж, чем жена.
D. Это сделает муж.
17. Кто в семье должен заниматься повседневными покупками?
A. В основном муж.
B. В большей степени муж, но и жена тоже.
C. В большей степени жена, но и муж тоже.
D. В основном жена.
18. Кто в семье будет иметь больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?
B. В большей степени муж, но и жена тоже.
C. В большей степени жена, но и муж тоже.
19. Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов должен заняться поисками дополнительного заработка?
A. Это должен сделать муж.
B. В первую очередь муж, но и жена примет в этом участие.
C. В первую очередь жена, но и муж примет в этом участие.
D. Это должна сделать жена.
20. Кто в семье должен планировать, как и где провести отпуск?
A. В основном жена.
B. Чаще жена, но и муж тоже.
C. Чаще муж, но и жена тоже.
D. В основном муж.
21. Кто в семье должен вызывать представителей различных ремонтных служб ивести с ними переговоры?
A. Это должна делать жена.
B. Это должна делать жена, но и муж тоже.
C. Это должен делать муж, но и жена тоже.
D. Это должен делать муж.
Назначение:исследование ролевой структуры семьи.
Стимульный материал:опросник из 21 вопроса, где каждой из 7 внутренних ролей соответствует по 3 вопроса. Основные роли: 1) воспитание детей; 2) материальное обеспечение семьи; 3) эмоциональный климат в семье; 4) организация развлечений; 5) роль хозяина/хозяйки; 6) сексуальный партнер; 7) организация семейной субкультуры
Обработка показателей:сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой). Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое 3 вопросов. В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11,14, 15, 17,18, 19 первой альтернативе приписывается значение 1, второй — 2, третьей — 3, четвертой — 4.
В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, то есть в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 первой альтернативе приписывается значение 4, второй — 3, третьей — 2, четвертой — 1. Подсчет по сферам ведется следующим образом:
Интерпретация:чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.
Сведения о надежности и валидности методики:окончательный вариант методики проверялся на надежность на выборке в 120 человек (60 мужчин, 60 женщин, из них 34 семейные нары) по следующим критериям. Устойчивость методики проверялась по критерию повторного опроса — 58 испытуемых через месяц после первого заполнения. Коэффициент устойчивости оказался равен: р = 0,8. Следовательно, методику можно считать высокоустойчивой.
Конструктивная (логическая) валидность подсчитывалась при помощи 12 экспертов. Они 2 раза заполняли опросник: один раз за члена семьи с традиционным распределением ролей, второй — с равноправным распределением. Различия между данными 2 заполнений оказались статистически значимыми (р < 0,1), следовательно, подтверждается конструктивная валидность данной методики.
Часть IV
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Опросник (пословицы)
1. Богатого за стол присаживают, а бедного и так выпроваживают.
2. В ком нужда, того знаем как чествовать.
3. В протоколе густо, а на деле пусто.
4. В резолюциях чисто, а в городе грязно.
5. Воз рассыпал, а два нагреб.
6. А рыльце у тебя в пуху.
7. Врать – не мякину жевать: не подавишься.
8. Где прыжком, где бочком, а где и на корячках.
9. Говорит бело, а делает черно.
10. Где он лисой пройдет, там три года куры не несутся.
11. Голова с поклоном, язык с приговором, ноги с подходом, руки с подносом.
12. Даром что не грамотный, а пряники ест писаные.
13. «Дай» - так не слышит, а «на» - так услыхал.
14. За матерью да за отцом и свинка идет молодцом: да еще как идет – кверху нос дерет.
15. За медный пятак и эдак и так, а уж за полтину – дугою спину.
16. Занимать – так приходит, а платить – так кругом обходит.
17. И богу, и черту заодно угодить хочет.
18. И нашим и вашим всегда спляшем.
19. И речисто, да нечисто.
20. 24. И сам тонет, и других топит.
21. И с умом, да с пустой сумой, и без ума, да туга сума.
22. Когда совесть раздавали, его дома не было.
23. Кому служу, тому и пляшу.
24. Конь не свой – погоняй не стой.
25. Льстивые слова говорит, а сам в карман норовит.
26. На берегу много умных, когда на море беда случится.
27. Мистеры важные, да умы продажные.
28. На обеде все соседи, а пришла беда, они прочь, как вода.
29. На словах милости просит, а за голенищем нож носит.
30. На волка помолвка, а пастух теленка украл.
31. Назначили лису воеводой в лесу – пера много, а птицы нет.
32. Наша дуда и туда и сюда.
33. На чьем возу сижу, того и песенку пою.
34. Невинность соблюсти и капитал обрести.
35. О подлости кричит и воет, а честности яму роет.
36. Не всякий судит по праву, иной и по нраву.
37. Плачет сын по отцу, что мало денег оставил.
38. Подал ручку, да подставил ножку.
39. Одной рукой крестится, а другой за пазуху лезет.
40. Пожалел волк кобылу, оставил хвост и гриву.
41. Правда на дне моря отдыхает.
42. Подсунуть барашка в бумажке (дать взятку).
43. Режь волк чужую кобылу, да моей овцы не тронь.
44. С переднего крыльца отказ, а с заднего милости просим.
45. При деньгах Панфил всем людям мил, а без денег Панфил никому не мил.
46. Соврет и дорого не возьмет.
47. У кого руки подлиннее, тот и правее.
48. Рука руку моет, плут плута кроет.
49. У лжеца на одной неделе семь четвергов.
50. Хлеба нет, так и друзей не бывало.
51. Хвост лисий, да рот волчий.
52. Чужим добром поступиться – себе не в убыток.
53. Чье кушаю, того и слушаю.
54. Чужими руками каштаны из огня таскать.
ФИО Пол Возр.(дата рожд) Сем. положение Образование Профессия, должность Стаж работы / в должн. Дата
Шкала оценок: поставьте в протоколе 7 баллов, если данная пословица полностью характеризует оцениваемых персонажей и вы с этим полностью согласны. Итак: 7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 – да, согласен; 5 – возможно да, согласен частично; 4 – ни да ни нет, нечто среднее; 3 – возможно нет, не согласен частично; 2 – нет, не согласен; 1 – безусловно нет, полностью не согласен.
ФИО Пол Возр.(дата рожд) Сем. положение Образование Профессия, должность Стаж работы / в должн. Дата
Обработка данных опросника «Пословицы»
Опросник «Пословицы» используется для изучения гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье. Данный опросник составлен И.С.Клециной и апробирован в курсовых и дипломных работах студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им.А.И.Герцена.
В качестве утверждений использованы русские народные пословицы, собранные В.И.Далем. Опросник предназначен для определения степени подверженности испытуемых традиционным представлениям о разделении ролей в семье. Результаты опросника могут свидетельствовать о гендерных установках испытуемых.
совершенно согласен – 5 баллов;
скорее согласен – 4 балла;
трудно сказать – 3 балла;
скорее не согласен – 2 балла;
совершенно не согласен – 1 балл.
Чем больше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому присущи традиционные установки о распределении ролей в семье. Если получены значения больше 37 баллов, то можно говорить о выраженности традиционных гендерных установок. Значения от 24 до 36 свидетельствуют о неопределенных гендерных установках.
АНЕКДОТИ на гендерную тематику
Объявление в газете: «Продам дешево рыболовные снасти, рыбацкую лодку с мотором. Телефон: 12-34-56. Если ответит мужчина, следует сказать: "Извините, ошибка".
Милая, дорогая, единственная! Ты — радость всей моей жизни, ты — свет в окошке! Любимая, красивая, желанная! Ну будь человеком, дай на пиво.
Согласно исследованиям американских психологов, есть всего две основные причины, по которым мужчина проводит вечера в баре:
у него нет жены;
у него есть жена.
Она: - Наша машина совсем пришла в негодность! Вода в карбюраторе. Он: - Вода в карбюраторе?! Это же смешно! Ты даже не знаешь, где карбюратор находится.
«Ты посмотри, во что ты квартиру превратил! Повсюду рога! Охотник чертов! Обещал мне летом еще фазаний мех добыть. И где он, спрашивается? У всех мужики как мужики, мне только такой попался! Я этого так не оставлю! Я тебе покажу! Ты на коленях передо мной будешь ползать, прощения просить! Здоровый детина размером с платяной шкаф, а мозгов — как у трамвайного столба! Что молчишь, как в гостях? Убери газету! Там про тебя, дурака, никогда не напишут. Хоть бы мусор вынес! Отложи свою газету в сторону и слушай меня! Права была мама, не пара ты мне, не пара. » — так юная девушка накануне замужества стояла перед зеркалом, готовя себя к супружеской жизни.
Доктор, я обеспокоен.
Вот уже несколько дней мне кажется, что все, что говорит моя жена, имеет какой-то смысл.
Всемирный женский конгресс, проработав три недели, огласил свою резолюцию:
Все мужики — сволочи.
Надеть абсолютно нечего.
Женщина интересуется у приятельницы, злобной феминистки:
— Ты зачем назвала своего пса Подонок? Та объясняет:
— Приятно! Когда я его зову на улице, столько мужиков оборачивается.
Разговаривают два приятеля:
Все-таки женщины умнее мужчин!
А ты когда-нибудь слышал про женщину, которая вышла замуж только потому, что у него длинные ноги?
Один мужик говорит другому:
- Не знаю, что жене на 8 Марта подарить. - А когда у нее 8 Марта?
У блондинки спрашивают:
Вам нравится Бернард Шоу?
Не знаю. А по какому каналу оно идет?
— Ты сволочь! Негодяй! Мерзавец! Я от тебя ухожу! Между нами все кончено! Дай мне денег на билет, подонок, я уезжаю к маме.
Муж протягивает ей деньги.
— Подлец! А на обратный билет?
Женщина приехала в автомастерскую и пытается «объяснить» механику, что произошло с машиной. После чего механик заявляет:
— То, что «бум-бум-бум», — мы сделаем очень быстро, а вот то, что «пых-пых-пых», — обойдется вам в 200 баксов.
Выходит казак из дому, смотрит — сосед на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит. Жена у соседа детей собрала-накормила, лошадь запрягла, огород пропахала, за скотиной сходила, в доме убралась.
На следующий день выходит казак из дому, смотрит — сосед опять на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит. Жена у соседа огород засеяла, детей накормила, за скотиной сходила.
На третий день выходит казак из дому, смотрит — сосед опять на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит, а жена у соседа вовсю хлопочет, домашние дела делает.
Спрашивает казак у соседа:
— Как так, сосед? Ты чего на крыльце сидишь отдыхаешь, а жена твоя изработалась вся?
А сосед отвечает:
— Дак вдруг завтра война, а я уставший?
Едет телега по дороге, вожжами управляет женщина, рядом сидит мальчик, в телеге валяется мужик с похмелья.
Плохо ему, голова болит, а еще телегу трясет на ухабах. Тут сын спрашивает:
Папа, а почему деревья такие зеленые? Мужик ему:
Через некоторое время мальчик опять спрашивает:
Папа, а почему небо такое голубое и солнце светит так ярко? Отец стонет:
У-у-у, не лезь ко мне!
Прошло какое-то время, мальчик опять с вопросом:
— Папа, а почему птички так летают по воздуху, кружатся и песни поют?
Мать не выдерживает и говорит сыну:
— Не лезь к отцу! Видишь — ему плохо!
Тут мужик поднимает голову и говорит грозно:
— Молчи, женщина, если не я, то кто сына жизни научит!
Две женщины просидели в лифте шесть часов, а когда техники их оттуда вытащили, они постояли в холле еще 15 минут, поговорили о том о сем и разошлись каждая по своим делам.
— Что нам, мужчинам, не нравится в домашней работе, так это ее однообразие: убрал постель, вытер пыль, пропылесосил. И через полгода начинай все сначала!
Идет суд. Судья допрашивает мужчину-свидетеля:
Скажите, вы женаты? Мужчина тяжело вздыхает. Судья — секретарше:
Маша, запишите: «женат».
Дальше допрашивают женщину-свидетеля:
Скажите, вы замужем? Женщина тяжело вздыхает. Судья:
Маша, запишите: «не замужем».
Подозвал отец сына и говорит:
— Сынок, ты уже у меня взрослый, пора тебе открыть глаза на жизненную правду. Запомни, сынок, что если женщина красивая, то она — дура, а если она умная, то, тут уж ничего не поделаешь, — она полная уродина. Такова, сынок, наша жизнь.
Сын все это слушал, слушал, а потом и спрашивает:
Пап, а пап. А исключения бывают?
Ну а почему же им не бывать, сынок? Встречаются в жизни и некрасивые идиотки.
Интуиция — поразительное чутье, подсказывающее женщине, что она права независимо от того, права она или нет.
Женщина говорит мужу:
— Дорогой, я пойду на минуточку к соседке, а ты помешивай в кастрюле каждые полчаса.
Следующая пословица
В какой степени вы согласны с приведенными ниже суждениями. Поставьте плюс в графе, соответствующей вашему мнению.
Совершенно согласен
Скорее согласен
Трудно сказать
Скорее не согласен
Совершенно не согласен
Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи
Муж вези гуж, а жена шей рубашки
Муж – голова, жена – шея
Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит
Муж – дому строитель, нищете отгонитель
От плохой жены – состаришься, от хорошей – помолодеешь
Муж молоти пшеницу, а жена пеки паляницы
Мир в семье женой держится
Без мужа, что без головы, без жены, что без ума
Бабе дорога – от печи до порога
Не всякую правду муж жене сказывает, а и сказывает, так обманывает
Баба да кошка завсегда в избе, мужик да собака во дворе
Мужик тянет в одну сторону, баба – в другую
Пусть нередко и дура, только бы огонь пораньше раздула
Жена верховодит, так муж по соседям бродит
Следующая пословица
Данная методика определяет понимание личностью переносного смысла явлений и ситуаций, прямо не отражённого в вербальном (словесном) виде.
Пословицы содержат в себе указания на разные способы действия в конфликтных ситуациях, иногда, даже, диаметрально противоположные. Это и позволяет использовать данную методику в целях определения когнитивных (интеллектуальных) аспектов конфликтогенности личности.
В данной классической методике, широко применяемой в клинической практике, выявляется не только способность испытуемых оценить пословицы по смыслу, но и их познавательное отношение к конфликтным ситуациям.
Таким образом, в методике оценивается не только понимание испытуемыми переносного смысла пословиц, но и соотнесение ими их содержания с предпочитаемым стилем собственного поведения. Пословицы могут по смыслу «закреплять» противоположные способы поведения, и «предпочтение» тестируемыми тех или иных пословиц позволяет «отнести» их к представителям разнообразных типов поведения личности в конфликте.
Пословицы, как и загадки, относятся к сфере народного творчества. Они во многом отражают этнические особенности народа, что особенно заметно при сравнении пословиц разных народов.
Пословицы могут быть по значению «однонаправленными». Сравним содержание пословиц: туркменской — «Поселился у горы, так гора обвалилась. Поселился у реки, так река высохла» и русских — «Пришла беда — отворяй ворота» или «На бедного Ванюшку все шишки валятся».
Пословицы могут быть «разносмысловыми». Сравним русские пословицы: «Яблоко от яблони недалеко падает» и «Даже на одной ветке могут быть разные яблоки», или «Тише едешь, дальше будешь» и «Куй железо, пока горячо».
В данной психодиагностической методике испытуемым предъявляется набор из 35-ти пословиц, преимущественно русских, ориентированных на определение двух основных свойств человека: быть, т.е. отказаться от своего эгоцентризма и «вещизма», проявлять внутреннюю активность, и иметь, т.е. жить во имя собственных интересов, особенно - материальных. Э. Фромм писал, что большинство людей относятся ко второму, «материальному» типу личности, так как отказаться от своей ориентации на обладание слишком трудно, - это предполагает высокую степень внутренней свободы.
В описанных ценностных ориентациях и проявляется конфликтность личности. В первой («духовной») она слабо выражена, а во второй («материальной») – сильно выражена. Описанные тенденции психологической направленности личности испытуемого на конфликт или на бесконфликтность и выявляются в данном тесте-задании. Испытуемые на специальном бланке, по пятибалльной шкале определяют своё личное отношение к каждой пословице и меру (степень) следования ей в их обычном поведении.
Полный текст данной психодиагностической тестовой методики «Понимание пословиц» (Автор – Э. Фромм, адаптация Е.С. Романовой) приведён нами ниже.
Инструкция. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте все утверждения и определите, в какой степени каждое из них типично (характерно) для Вашего обычного поведения в условиях конфликта (ориентируйтесь на нижеследующую таблицу) и понимания Вами конфликтных ситуаций. Отметьте (оцените) то, насколько типично каждое из нижеприведённых утверждений по отношению к Вашему обычному поведению, используя критерии оценки, «заложенные» в представленной ниже таблице.
Следующая пословица
1. Мне кажется, что нет такого человека, который понимал бы меня.
2. Я не против того, чтобы меня выбирали мишенью для насмешек.
3. Я часто совершаю поступки, о которых потом жалею (больше и чаще, чем другие).
4. Большую часть времени у меня такое чувство, как будто я сделал что-то плохое или злое.
5. Я считаю, что в моем доме жизнь идет не хуже, чем у большинства моих знакомых.
6. Мои родители и другие члены моей семьи часто ко мне придираются.
7. Моя повседневная жизнь полна событий, интересующих меня.
8. Моя половая жизнь удовлетворительна.
9. Временами мне очень хотелось покинуть дом.
10. В юности было время, когда я совершал мелкие кражи.
11. Я вел неправильный образ жизни.
12. Я никогда не нарушал закона.
Адекватность. При согласии поставьте «+», при не согласии «-».
Методика 8
Инструкция для испытуемого (1 этап): Вам нужно оценить в баллах, насколько подходит данные пословицы для характеристики нашего времени и людей живущих в нем.
Шкала оценок: поставьте в протоколе 7 баллов, если данная пословица полностью характеризует оцениваемых персонажей и вы с этим полностью согласны. Итак: 7 баллов – безусловно да, полностью согласен; 6 – да, согласен; 5 – возможно да, согласен частично; 4 – ни да ни нет, нечто среднее; 3 – возможно нет, не согласен частично; 2 – нет, не согласен; 1 – безусловно нет, полностью не согласен.
Следующая пословица
Заполнение и обработка опросника «Пословицы»
Заполнение опросника «Распределение ролей в семье»
Опросник «Распределение ролей в семье» предназначен для изучения установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами. Авторы опросника: Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская [1]. Для реализации целей занятия в опроснике изменена инструкция. В исходном варианте испытуемым предлагалась следующая инструкция: «Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации вашей семейной жизни». В приведенном варианте (приложение 6) инструкция дается следующая: «Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни». Студентов просят высказать свое мнение не о том, как в их семье распределены роли между мужем и женой, а предлагают высказать суждения о том, как вообще должны распределяться семейные роли. Таким образом выясняются гендерные установки студентов, связанные с распределением ролей в семье.
Обработка и обсуждение результатов
В опроснике выявляются установки студентов относительно распределения ролей в семи сферах семейной жизни: 1) воспитание детей; 2) материальное обеспечение семьи; 3) поддержание эмоционального климата в семье; 4) организация развлечений; 5) исполнение роли «хозяина»/»хозяйки»; 6) ответственность за удовлетворенность интимными отношениями; 7) организация семейной субкультуры. Полученные данные обрабатываются в соответствии с инструкцией, данной в приложении 6.
Читайте также: