Объясните поговорку лучи веером во все стороны
Обновлено: 22.11.2024
Герои романа путешествуют на фантастическом воздушном корабле «Альбатрос». Путь в две тысячи километров над Беринговым морем, от первых Алеутских островов до крайнего мыса Камчатки, был преодолен за двадцать четыре часа.
Вопрос: с какой скоростью летел воздушный корабль «Альбатрос»?
2. «Воздушный корабль несся вперед со скоростью ста километров в час, и висевшая на канате корзина отставала от него и тянулась позади».
Вопрос: почему корзина, висевшая на канате, отставала от шара?
3. Ж. Верн. «Опыт доктора Окса»
По теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа – доблесть, мужество, талант, остроумие, воображение – обусловлены воздействием некоторого газа.
Вопрос: что это за газ?
4. Ж. Верн. «Дети капитана Гранта»
« В самый разгар электрической бури на конце основной горизонтальной ветви омбу вдруг появился окруженный черным дымом огненный шар величиной с кулак; покружившись несколько секунд на одном месте, он, подобно бомбе, разорвался с таким оглушительным грохотом, что его слышно было даже среди непрерывных раскатов грома. Запахло серой».
Вопрос: какое физическое явление вы узнаете в этом отрывке?
5. Ж. Верн. «Пятнадцатилетний капитан»
Негоро положил под компас железный брусок. «Железо притянуло к себе стрелку компаса… стрелка сместилась на четыре румба…после того, как из – под нактоуза был убран железный брусок, стрелка компаса заняла вновь нормальное положение и указывала острием прямо на магнитный полюс. »
Вопрос: объясните явление?
6. Ж. Верн. «Таинственный остров»
Сайрос Смит для того чтобы разжечь костер, взял « два стекла, снятые с часов инженера и Спилета. Наполнив их водой и скрепив их края глиной. Сайрос Смит сфабриковал настоящее зажигательное стекло, которое сосредоточило лучи Солнца на охапке сухого мха и воспламенил его».
Вопрос: какой физический прибор сделал Сайрос Смит? Для чего между выпуклыми стеклами он налил воду?
7. А. Р. Беляев. «Звезда КЭЦ»
«У моего провожатого была портативная ракета – ранец для недалеких полетов в межпланетных пространствах. Ловко стреляя по задними, то боковыми, то верхними, то нижними «револьверами» ранца, он увлек меня все дальше и дальше по дуге над поверхностью шара».
Вопрос: как с точки зрения физики объяснить такой способ передвижения?
8. А. Р. Беляев. «Человек – Амфибия»
«Ихтиандр спускался все глубже и глубже в сумеречные глубины океана. Ему хотелось быть одному, прийти в себя от новых впечатлений… Он погружался все медленнее. Вода становилась плотнее, оно давила на него, дышать становилось все труднее. Здесь стояли густые зелено – серые сумерки».
Вопрос: значительно ли меняется плотность с глубиной?
9. А. Р. Беляев. «Властелин колец»
Герой романа сделал установку, передающую биотоки мозга в окружающее пространство. С ее помощью изобретатель ( властелин мира) заставлял людей то петь одну и ту же песню, то испытывать невыразимый ужас. Для борьбы с ним была использована аналогичная установка. « Меня начинает бить моим же оружием. Это скверно…У меня есть металлическая сетка. Можно будет накинуть на себя…»
Вопрос: почему изобретатель решил использовать металлическую сетку?
Физика в загадках
Задание: прочитайте загадки и ответьте на вопросы к ним.
1. Голубой платок,
По платку катается,
Людям усмехается. ( Солнце, небо. )
Почему иногда Солнце мы видим в виде красного колобка?
2. Синие крылья
Весь мир накрыли. ( Небо. )
Почему небо мы видим синим?
3. Своих глаз нет,
А видит далеко. (Бинокль,)
Какие оптические приборы вы знаете?
4. Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик. )
Объясните образование солнечного зайчика?
5. Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто ее не поймает. (Молния. )
6. Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма и без пара,
Лишь колесный перестук
Слышен далеко вокруг. Электропоезд. )
7. По тропинкам я бегу,
Без тропинок не могу,
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет. (электрический ток. )
Что называется электрическим током?
8. Книзу летит капельками,
А кверху – невидимкою. ( Вода. )
Какие процессы описаны в загадке?
9. На дворе переполох:
С неба сыпется горох,
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град. )
10. Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лед на реке. )
Над водою – ушко
Под водою – брюшко. (Айсберг. )
О каких состояниях воды идет речь в загадке?
11. Дерево даешь – съедает,
От воды – умирает. (Огонь. )
А тепло не выпускает. (Стекло. )
Какое излучение поглащается стеклом, а какое пропускается?
12. Искры небо прожигают,
А до нас не долетают. (Метеориты. )
Почему при движении космического тела в атмосфере Земли оно нагревается?
13. Под окошками гармонь
Горяча как огонь. (Батарея)
Почему батарея устанавливается под окнами?
14. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух. )
Может ли воздух быть в твердом и жидком состояниях?
15. Вырос лес, белый весь.
Пешком в него не войти,
На коне не въехать. (Морозный узор на окне. )
Как образуются морозные узоры на окне?
16. С одного конца хитро, с другого мудреней того, а в середине ум за разум заходит.
Каков принцип действия паровой машины?
17. К дальним селам городам
Кто идет по проводам?
От какого слова произошло слово электричество?
18. Золотая птичка
Вечером в дом залетает –
Весь дом освещает. ( Электрическая лампочка. )
Кто изобрел электрическую лампочку?
19. И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане
И ведет нас за собой. (Компас. )
А в каких точках Земли компас бесполезен?
20. Светит да не греет, только напрасно у Бога хлеб ест. (Луна. )
К какому виду источников света относится Луна?
Физика в пословицах и поговорках
Задание: прочитайте текст и сформулируйте ответы на вопросы.
1. Высокая и крутая радуга – к ведру, а низкая и пологая – к ненастью.
Вопрос: что мы называем радугой и как она образуется? К каком случае она крутая, а в каком пологая?
2. Радуга– дуга, дождя перебой.
Вопрос: почему радуга всегда связывается с дождем? А может ли радуга появиться без дождя?
3. Снег – одеяло для пшеницы: чем толще, тем лучше ей спится.
Вопрос: какой физический смысл этой пословицы?
4. Дым столбом – к морозу.
Вопрос: а почему дым столбом?
5. Горели дрова жарко– было в бане парко, дров не стало – все пропало.
Вопрос: каков физический смысл происшедшего?
6. Без мороза на земле не покроется льдом озеро.
Вопрос: при каких условиях образуется на поверхности озера лед?
7. Береги нос в большой мороз.
Вопрос: почему в большой мороз можно отморозить нос?
8. Гроза застала в поле – садись на землю.
Вопрос: почему?
9. Сколь кошку не гладь, все искры летят.
Вопрос: почему, поглаживая кошку, мы можем наблюдать искру?
10. Пряжа с искорками, все вон повыскакивали.
Отчего искрам выскакивать?
11. Солнце сияет, а месяц светит.
Вопрос: чем отличаются источники?
12. Солнце в мешок не поймаешь.
Вопрос: Объясните пословицу?
13. Лучи веером во все стороны.
Вопрос: объясните поговорку?
14. Нечего на зеркало пенять, коль рожа крива.
Вопрос: какие особенности имеет изображение в плоском зеркале?
15. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.
Вопрос: о каких фазовых переходах идет речь?
16. Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
Вопрос: О каких свойствах теплопроводности говорится в пословице?
Вопрос: как объяснить представленные ниже пословицы с точки зрения физики?
17. Шило в мешке не утаишь.
18. Не подмажешь, не поедешь
19. Не кланяйся как весы в обе стороны.
20. От пустой бочки много шума.
Физика в поэзии
Задание: Внимательно прочитайте предложенный текст и сформулируйте ответы на поставленные вопросы.
Ф. И. Тютчев. Успокоение
Гроза прошла – еще, курясь. Лежал
Высокий дуб, перунами сражений,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освеженной.
Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?
А. И. Недогонов. Дыхание
Пока весну томит истома
Летучих звезд, текущих вод,
Пока в прямой громоотвод
Летит косая искра грома…
Какие неточности допущены здесь поэтом?
А. А. Блок. На поле Куликовом
И, чертя, круги ночные птицы
А над Русью тихие зарницы
Что такое зарница?
А. М. Горький. Буревестник
Между тучами и морем
Гордо реет буревестник,
Черной молнии подобный.
Существует ли в природе черная молния?
В. Я. Брюсов. Хвала человеку
Змия, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
И, шипя, под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
О каком «змии» идет здесь речь? Где человек заставил его служить?
Роберт Бернс. Тэм ОШентер
Дул ветер из последних сил,
И град хлестал, и ливень лил,
И вспышки молний тьма глотала,
И небо долго грохотало…
Как возникают раскаты грома?
Ф. И. Тютчев. Как неожиданно и ярко…
Как неожиданно и ярко.
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облако ушла –
Она пол неба охватила
И в высоте изнемогла.
Какое явление описано в этих поэтических строках? Чем оно объясняется?
М. Ю. Лермонтов. Кавказский пленник
Последний солнца луч златой
На льдах Сребристых догорает…
О каком явлении идет речь в отрывке?
М. Ю. Лермонтов. «Боярин Орша»
… Светает. В поле тишина.
Густой туман, как пелена
С посеребренною каймой,
Клубится над Днепром – рекой.
Почему над рекой образуется туман?
И. А. Бунин. Компас
Но откуда б, в ветре и тумане,
Не швыряло пеной через борт,
Верю – он опять поймает Nord,
Крепко сплю, мотаясь на диване.
Не собьет с пути меня никто,
Некий Nord моей душою правит,
Он меня в скитаньях не оставит,
Он мне скажет, если что не то!
Почему стрелка компаса все время показывает на север?
Н. А. Морозов. Силы в природе
О каких силах говорится в этих поэтических строках?
А. А. Фет. Осень
Тяжело – хоть плач!
Смотришь – через поле
Прыгает, как мяч
Как возникает подъемная сила?
А. С. Пушкин. Кавказ
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины
Орел, с одоленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Почему орлы, ястребы и другие крупные птицы могу держаться на одной высоте, хотя не машут крыльями?
Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?
Опубликовать статью в журнале из списка ВАК - бесплатно без регистрации
Следующая пословица
Дуализм (от лат. daulis - двойственный) - двойственность.
Иллюзия (от франц. illusion - обман, обманчивое представление) — нечто кажущееся.
Квант (от нем. quant) - минимальное количество, на которое может изменяться дискретная физическая величина.
Корпускула (от лат. corpusculum - тельце) - очень малая частица вещества.
Люминесценция (от лат. lumen - свет и лат. escent - суффикс, означающий слабое действие) - свечение веществ (полимеров), возбуждаемое каким-либо источником энергии.
Прожектор (от лат. projectio - бросание вперед) - осветительный прибор с оптическим устройством, концентрирующим световые лучи от источника в пучок.
Фотон (от греч. photos - свет) - частица света, квант электромагнитного поля.
Экран (от франц. есгап - ширма) - щит, предохраняющий от вредного влияния электромагнитного поля, тепла, света, излучений.
Известен как физик Ньютон стал после 1668 г., когда им была изготовлена первая модель телескопа-рефлектора. Это изобретение послужило поводом для его избрания членом Лондонского Королевского общества (ЛКО). В 1673 г. на заседании ЛКО был зачитан доклад Ньютона «Новая теория света и цветов». Ньютон показал, что существуют монохроматические лучи разной цветности и что белый свет есть смесь этих лучей. В дальнейшем Ньютон развил свою теорию и поставил ряд новых оптических опытов. Взгляды ученого на природу света были довольно сложными. Ньютон пытался соединить представление о свете как о потоке корпускул с элементами волновой теории, принять которую в целом не мог, поскольку она не объясняла прямолинейность распространения света. Впоследствии, в XVIII в., теория Ньютона была упрощена, и его имя оказалось неразрывно связано с корпускулярной теорией.
Крупнейшим вкладом Гюйгенса в развитие физики была его теория света. О результатах своих работ по оптике Гюйгенс докладывал неоднократно на заседании Парижской академии еще в 1678 г., но лишь в 1690 г., достигнув в своих исследованиях необходимой ясности и законченности, он создал «Тракта! о свете», в котором изложил законы отражения и преломления света. Несмотря на большие достижения теории Гюйгенса, невозможность объяснения в ее рамках прямолинейности распространения света и других оптических эффектов привела к тому, что представления Гюйгенса о свете не получили всеобщего признания и были возрождены лишь в начале XIX в.
1. Особенно красиво ночное море в тропиках. Полное впечатление, что море горит, полыхает, переливается красками. Бывает, что за кормой идущего судна на воде вспыхнет яркий зеленовато-белый свет. Пылающее пятно растет и постепенно окружает теплоход кольцом. Затем оно отделяется от судна, и тогда кажется, что это зарево большого города. Источником такого свечения являются живые микроорганизмы.
2. Очень интересно спасает свою жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части отрастает новая. Свечение некоторых глубоководных существ настолько сильно, что создается впечатление, будто они излучают молнии.
3. В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной «лампочкой» на голове. Известны случаи, когда эти природные светильники - обитатели джунглей - спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
4. Если в Сахаре стоит тихая погода и небо не затянуто поднятой ветром пылью, трудно найти более красивое зрелище, чем закат солнца в пустыне. Небо в лучах заходящего солнца каждый раз поражает новыми сочетаниями оттенков - и кроваво-красным, и розово-перламутровым, незаметно сливающимся с нежно-голубым. Все это громоздится на горизонте в несколько этажей, горит и сверкает, разрастаясь какими-то причудливыми, сказочными формами, а затем постепенно угасает. Тогда почти мгновенно наступает абсолютно черная ночь, темноту которой не в силах рассеять даже яркие южные звезды.
5. Остров Врангеля является заповедником, расположенным в природной зоне, именуемой географами арктической пустыней. На человека, никогда не бывавшего в Арктике, природа этого края производит неизгладимое впечатление. Десять месяцев — с сентября по июнь - на острове царствует зима. В самый разгар ее, с середины ноября по январь, солнце здесь не показывается над горизонтом - наступает полярная ночь. Бескрайние снежные равнины острова и ледяные просторы окружающих морей сливаются в сплошную однообразную белую пустыню, освещаемую лишь светом луны или полярного сияния.
7. В XVIII в. на побережье Кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мириады огней. «Островитян слишком много, - решили захватчики, - нужно отступать, пока не поздно!» Куба в тот раз была спасена от колонизаторов. На самом деле испугали англичан светлячки.
8. Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения «философского камня», чтобы превращать медь в золото. Однажды для получения этого камня он налил в сосуд мочу и стал подогревать. Когда жидкость полностью испарилась, на дне реторты остался черный осадок. Бранд решил прокалить его на огне. На внутренних стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Потрясенный алхимик решил, что он осуществил наконец мечту своей жизни. Однако все попытки обладателей светящегося вещества получить с его помощью золото или серебро из неблагородных металлов оказались пустой затеей. Это был ранее неизвестный химический элемент фосфор (слово фосфор означает несущий свет).
Качественные задачи и вопросы
1. С какой скоростью распространяется свет? От чего зависит скорость распространения света? (Свет в воздухе и вакууме распространяется со скоростью 300 000 км/с. Скорость света зависит от среды, в которой свет распространяется. Так, в сахаре скорость света равна 192 300 км/с, в алмазе - 124 100 км/с, каменной соли - 194 300 км/с, в молоке - 222 200 км/с, в бензине - 214 300 км/с (скорости света даны при температуре тел 20 °C.)
2. Приведите примеры химического, теплового действия света. (Химическое действие: фотосинтез, фотография, загар, образование витамина D и т. д. Тепловое действие: нагревание поверхности земли, воды, атмосферы и т. д.)
3. Сделайте чертеж и покажите образование тени и полутени на рис. а-г.
4. Приведите примеры естественных и искусственных источников света. (Естественные источники света: костер, Солнце, звезды, светлячок, Луна и т. д. Искусственные источники света: лампа накаливания, свеча, камин, экран телевизора, спираль электроплит и т. д.)
Задачи для любителей литературы
1. «Длинные тени домов, деревьев, заборов ложились красиво по светлой пыльной дороге. » (Л. Н. Толстой. Набег).
Где должен находиться источник света, чтобы тени были длинные? (Низко над горизонтом.) Сделайте чертеж и покажите, как образуется тень от дерева или дома.
2. «. Знайка положил на стол перед рассевшимися вокруг коротышками лунный камень и принялся рассказывать о том, что в природе встречаются вещества, которые приобретают способность светиться в темноте, после того как подвергнутся действию лучей света» (Носов Н. Н. Незнайка на Луне).
О каком явлении рассказывал Знайка? (О люминесценции)
По пословицам и поговоркам
3. Солнце сияет, а месяц светит.
Чем отличаются данные источники света? (Солнце генерирует электромагнитные волны, а Луна лишь отражает свет.)
4. Лучи веером во все стороны.
Объясните поговорку. (Так говорят о лучах света от точечного источника.)
5. Солнца в мешок не поймаешь.
Объясните пословицу. (Потому что от него «лучи веером во все стороны».)
6. Поутру - в сажень,
В полдень - с ладонь,
К вечеру - через поле хватает. (Тень.)
Объясните изменение размеров тени. (Длина тени изменяется, так как изменяется высота солнца над горизонтом.)
7. Ты за ней - она от тебя,
Ты от нее - она за тобой. (Тень.)
Определите длину тени от человека, рост которого 1,8 м, в солнечный день, если длина тени от метровой линейки равна 1,5 м. (2,7 м.)
8. Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа. (Тень.)
Измерения показали, что длина тени от человека в 1,7 раза меньше его натуральной высоты. Какова высота Солнца над горизонтом? (60°.)
9. Светит да не греет, только напрасно у Бога хлеб ест. (Луна.)
К какому виду источников света относится Луна? (Луна отражает солнечный свет, т. е. не является тепловым источником.)
Обнаружение тени и полутени.
Приборы и материалы: источники света - лампочка накаливания, свеча, люминесцентная лампа, экран и разные предметы.
Задание: настройте источники света и поместите между экраном и источником света какой-нибудь предмет. Получите на экране четкую тень и полутень. Зарисуйте увиденное и объясните образование тени и полутени. Сделайте вывод.
Следующая пословица
По пословицам и поговоркам. Солнце сияет, а месяц светит. Чем отличаются данные источники света? Ответ: Солнце излучает электромагнитные волны, а луна лишь отражает свет. Объясните поговорки. Лучи веером во все стороны. Ответ: источник света точечный. Солнце в мешок не поймаешь. Ответ: потому что от него лучи веером во все стороны.
Слайд 30 из презентации «Источники света, распространение света». Размер архива с презентацией 1118 КБ.
Следующая пословица
Дуализм (от лат. daulis - двойственный) - двойственность.
Иллюзия (от франц. illusion - обман, обманчивое представление) — нечто кажущееся.
Квант (от нем. quant) - минимальное количество, на которое может изменяться дискретная физическая величина.
Корпускула (от лат. corpusculum - тельце) - очень малая частица вещества.
Люминесценция (от лат. lumen - свет и лат. escent - суффикс, означающий слабое действие) - свечение веществ (полимеров), возбуждаемое каким-либо источником энергии.
Прожектор (от лат. projectio - бросание вперед) - осветительный прибор с оптическим устройством, концентрирующим световые лучи от источника в пучок.
Фотон (от греч. photos - свет) - частица света, квант электромагнитного поля.
Экран (от франц. есгап - ширма) - щит, предохраняющий от вредного влияния электромагнитного поля, тепла, света, излучений.
Известен как физик Ньютон стал после 1668 г., когда им была изготовлена первая модель телескопа-рефлектора. Это изобретение послужило поводом для его избрания членом Лондонского Королевского общества (ЛКО). В 1673 г. на заседании ЛКО был зачитан доклад Ньютона «Новая теория света и цветов». Ньютон показал, что существуют монохроматические лучи разной цветности и что белый свет есть смесь этих лучей. В дальнейшем Ньютон развил свою теорию и поставил ряд новых оптических опытов. Взгляды ученого на природу света были довольно сложными. Ньютон пытался соединить представление о свете как о потоке корпускул с элементами волновой теории, принять которую в целом не мог, поскольку она не объясняла прямолинейность распространения света. Впоследствии, в XVIII в., теория Ньютона была упрощена, и его имя оказалось неразрывно связано с корпускулярной теорией.
Крупнейшим вкладом Гюйгенса в развитие физики была его теория света. О результатах своих работ по оптике Гюйгенс докладывал неоднократно на заседании Парижской академии еще в 1678 г., но лишь в 1690 г., достигнув в своих исследованиях необходимой ясности и законченности, он создал «Тракта! о свете», в котором изложил законы отражения и преломления света. Несмотря на большие достижения теории Гюйгенса, невозможность объяснения в ее рамках прямолинейности распространения света и других оптических эффектов привела к тому, что представления Гюйгенса о свете не получили всеобщего признания и были возрождены лишь в начале XIX в.
1. Особенно красиво ночное море в тропиках. Полное впечатление, что море горит, полыхает, переливается красками. Бывает, что за кормой идущего судна на воде вспыхнет яркий зеленовато-белый свет. Пылающее пятно растет и постепенно окружает теплоход кольцом. Затем оно отделяется от судна, и тогда кажется, что это зарево большого города. Источником такого свечения являются живые микроорганизмы.
2. Очень интересно спасает свою жизнь морской червь. Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части отрастает новая. Свечение некоторых глубоководных существ настолько сильно, что создается впечатление, будто они излучают молнии.
3. В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной «лампочкой» на голове. Известны случаи, когда эти природные светильники - обитатели джунглей - спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.
4. Если в Сахаре стоит тихая погода и небо не затянуто поднятой ветром пылью, трудно найти более красивое зрелище, чем закат солнца в пустыне. Небо в лучах заходящего солнца каждый раз поражает новыми сочетаниями оттенков - и кроваво-красным, и розово-перламутровым, незаметно сливающимся с нежно-голубым. Все это громоздится на горизонте в несколько этажей, горит и сверкает, разрастаясь какими-то причудливыми, сказочными формами, а затем постепенно угасает. Тогда почти мгновенно наступает абсолютно черная ночь, темноту которой не в силах рассеять даже яркие южные звезды.
5. Остров Врангеля является заповедником, расположенным в природной зоне, именуемой географами арктической пустыней. На человека, никогда не бывавшего в Арктике, природа этого края производит неизгладимое впечатление. Десять месяцев — с сентября по июнь - на острове царствует зима. В самый разгар ее, с середины ноября по январь, солнце здесь не показывается над горизонтом - наступает полярная ночь. Бескрайние снежные равнины острова и ледяные просторы окружающих морей сливаются в сплошную однообразную белую пустыню, освещаемую лишь светом луны или полярного сияния.
7. В XVIII в. на побережье Кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мириады огней. «Островитян слишком много, - решили захватчики, - нужно отступать, пока не поздно!» Куба в тот раз была спасена от колонизаторов. На самом деле испугали англичан светлячки.
8. Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения «философского камня», чтобы превращать медь в золото. Однажды для получения этого камня он налил в сосуд мочу и стал подогревать. Когда жидкость полностью испарилась, на дне реторты остался черный осадок. Бранд решил прокалить его на огне. На внутренних стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Потрясенный алхимик решил, что он осуществил наконец мечту своей жизни. Однако все попытки обладателей светящегося вещества получить с его помощью золото или серебро из неблагородных металлов оказались пустой затеей. Это был ранее неизвестный химический элемент фосфор (слово фосфор означает несущий свет).
Качественные задачи и вопросы
1. С какой скоростью распространяется свет? От чего зависит скорость распространения света? (Свет в воздухе и вакууме распространяется со скоростью 300 000 км/с. Скорость света зависит от среды, в которой свет распространяется. Так, в сахаре скорость света равна 192 300 км/с, в алмазе - 124 100 км/с, каменной соли - 194 300 км/с, в молоке - 222 200 км/с, в бензине - 214 300 км/с (скорости света даны при температуре тел 20 °C.)
2. Приведите примеры химического, теплового действия света. (Химическое действие: фотосинтез, фотография, загар, образование витамина D и т. д. Тепловое действие: нагревание поверхности земли, воды, атмосферы и т. д.)
3. Сделайте чертеж и покажите образование тени и полутени на рис. а-г.
4. Приведите примеры естественных и искусственных источников света. (Естественные источники света: костер, Солнце, звезды, светлячок, Луна и т. д. Искусственные источники света: лампа накаливания, свеча, камин, экран телевизора, спираль электроплит и т. д.)
Задачи для любителей литературы
1. «Длинные тени домов, деревьев, заборов ложились красиво по светлой пыльной дороге. » (Л. Н. Толстой. Набег).
Где должен находиться источник света, чтобы тени были длинные? (Низко над горизонтом.) Сделайте чертеж и покажите, как образуется тень от дерева или дома.
2. «. Знайка положил на стол перед рассевшимися вокруг коротышками лунный камень и принялся рассказывать о том, что в природе встречаются вещества, которые приобретают способность светиться в темноте, после того как подвергнутся действию лучей света» (Носов Н. Н. Незнайка на Луне).
О каком явлении рассказывал Знайка? (О люминесценции)
По пословицам и поговоркам
3. Солнце сияет, а месяц светит.
Чем отличаются данные источники света? (Солнце генерирует электромагнитные волны, а Луна лишь отражает свет.)
4. Лучи веером во все стороны.
Объясните поговорку. (Так говорят о лучах света от точечного источника.)
5. Солнца в мешок не поймаешь.
Объясните пословицу. (Потому что от него «лучи веером во все стороны».)
6. Поутру - в сажень,
В полдень - с ладонь,
К вечеру - через поле хватает. (Тень.)
Объясните изменение размеров тени. (Длина тени изменяется, так как изменяется высота солнца над горизонтом.)
7. Ты за ней - она от тебя,
Ты от нее - она за тобой. (Тень.)
Определите длину тени от человека, рост которого 1,8 м, в солнечный день, если длина тени от метровой линейки равна 1,5 м. (2,7 м.)
8. Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа. (Тень.)
Измерения показали, что длина тени от человека в 1,7 раза меньше его натуральной высоты. Какова высота Солнца над горизонтом? (60°.)
9. Светит да не греет, только напрасно у Бога хлеб ест. (Луна.)
К какому виду источников света относится Луна? (Луна отражает солнечный свет, т. е. не является тепловым источником.)
Обнаружение тени и полутени.
Приборы и материалы: источники света - лампочка накаливания, свеча, люминесцентная лампа, экран и разные предметы.
Задание: настройте источники света и поместите между экраном и источником света какой-нибудь предмет. Получите на экране четкую тень и полутень. Зарисуйте увиденное и объясните образование тени и полутени. Сделайте вывод.
Читайте также: