Объяснить смысл пословицы опасение половина спасения
Обновлено: 07.11.2024
Не знаю, друзья, слыхали ли вы такую пословицу: "Опасение - половина спасения". Я вот первый раз ее увидел в словаре Даля, хотя мне приходилось читать и слышать иную сентенцию: "Рассуждение - половина спасения". Но в подлиннике она звучит куда более музыкально, и вы слышите музыку не только смысла, но и орфоэпическую, звуков: "Опасение - половина спасения". Что, в данном случае, понимать под опасением? Конечно, осторожность. Церковно-славянское слово "опаство" означает осторожность, проницательность.
Протоиерей Артемий Владимиров
Предварительный просмотр:
Классный час в 3 классе.
Тема: Опасные и безопасные ситуации
1. Формировать представление о правильном и безопасном поведении.
2. Развитие навыков безопасного поведения в быту.
1. Показать, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни.
2. Обсудить с ними опасные и безопасные ситуации.
3. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.
Оборудование: пословицы; кроссворд; формула безопасности (для каждого ученика и на доске); карточки с описанием ситуаций в конвертах; макет светофора для проведения физкультминутки.
Ход классного часа
- Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета. Надо ли их выполнять? (Конечно, надо.)
- Что происходит, если нарушаются правила? Приведите примеры. (Дети отвечают и приводят примеры.)
- Правильно, в первую очередь страдает наша безопасность. Правила охраняют нашу жизнь и здоровье. А можно ли придумать правило или совет к каждой конкретной ситуации? (Пожалуй, нет.)
Очень часто взрослые - родители, учителя - решают за детей, выполнять или не выполнять правила. Тем самым они берут на себя ответственность за вашу безопасность. Если решение принимаете вы, то сами несете ответственность за его последствия. Давайте послушаем несколько четверостиший.
1. Шел по берегу петух,
Поскользнулся - в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
- Почему петух оказался в такой ситуации? Петух не смотрел под ноги .
Полез через забор,
За гвоздь зацепился,
- Снимите с забора
- Почему Егор оказался в такой ситуации? Егор не подумал о том, как будет слезать с забора.
3. Мы в поход вчера ходили,
Там из лужи напились.
В животе у нашей Лили
Три лягушки завелись.
- Почему Лиля оказалась в такой ситуации? Лиля не знает, что из лужи пить нельзя.
4. Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат,
Сам ты в этом виноват.
- Почему Петя оказалась в такой ситуации? Петя дерется .
- А можно ли было избежать этих ситуаций? Как? (Дети отвечают.)
- Вот и получается: если сначала подумать, а потом действовать, многих неприятностей можно избежать.
- Сегодня я вас хочу познакомить с формулой безопасности. Вот она:
2. Подумай! (Найди положительные и отрицательные стороны.)
4. Похвали себя. (Слайд.)
- Давайте разберем одну ситуацию, пользуясь данной формулой.
Ситуация: друзья вам предложили без взрослых пойти на речку.
Работа в парах. Происходит обсуждение по формуле.
Работа в парах (по рядам):
1. К тебе подошел незнакомец и предложил прокатиться на машине.
2. Друзья зовут поиграть на пустыре, а мама строго запрещала тебе это делать.
3.Ты очень спешишь. А тебе нужно перейти дорогу. Но поблизости нет пешеходного перехода.
Происходит обсуждение по формуле.
Учитель проводит игру «Светофор»: если показывает красную карточку - дети стоят на месте, если желтую - хлопают в ладоши, если зеленую - шагают на месте.
- Формула безопасности работает, если правильно ею пользоваться. Кроме формулы, есть еще один верный способ - слушаться взрослых. Послушайте рассказ школьника «К чему приводит непослушание». (Подготовленный ученик читает рассказ.)
К чему приводит непослушание
Однажды я, брат и наша мама пошли гулять на детскую площадку. Мама сидела на скамейке. Мы съезжали с горки, забирались по лестнице, катались на качелях, карусели. На площадке были и два кораблика: один большой, другой маленький.
Когда мы уже собирались домой, Вите вдруг захотелось влезть на большой кораблик и бросать с него камни. Мама говорила ему: «Слезь!» Но он не слушался. Так продолжалось некоторое время, и мама стояла около кораблика, следила за Витей, чтобы он не упал. В какой-то момент ее окликнула женщина, гулявшая со своим малышом. Мама повернулась, чтобы ответить, а Витя в это время бросил камень в очередной раз. Вдруг он потерял равновесие, зацепился за что-то ногами и полетел на землю вниз головой. Витя сильно плакал. Мама взяла его на руки, мы сразу пошли домой и вызвали скорую помощь. Когда она приехала, Витя уже успокоился и не плакал, только жаловался, что болит спина. Витю с мамой отвезли в больницу, и там выяснилось, что у него перелом трех позвонков.
В больнице мама и Витя пробыли почти два месяца. Витя не мог ходить, первое время он лежал только на спине. Потом ему разрешили переворачиваться на живот, начать двигаться на четвереньках. Очень нескоро моему брату разрешили встать на ноги, но ходить он разучился, и поэтому ему снова пришлось учиться ходить.
С того дня прошло уже семь месяцев, но Витя до сих пор расплачивается за свое непослушание. Ему и теперь еще нельзя бегать, прыгать, кататься с горки и многое другое. А ведь этого могло и не случиться, если бы он сразу послушал маму!
- Вот такой грустный рассказ о случае, который произошел на самом деле. Сделаем вывод: чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и действовать по формуле безопасности.
- Объясните смысл пословиц: «Опасение - половина спасения», «Берегись бед, пока их нет». (Дети отвечают.)
- Опасности подстерегают нас всюду, опасными могут оказаться даже предметы, которыми мы пользуемся каждый день. Давайте поиграем. Я буду называть предмет, а вы говорите, чем он полезен и когда может быть опасным для человека.
Авторучка. (Можно писать, рисовать, использовать вместо палочки для счета, вместо барабанной палочки и т. д. Но можно ткнуть кого-то, если бегать с ней во время перемены, поранить себя, если держать ее во рту .)
Камешек. (Можно выкопать небольшую ямку, использовать для строительства чего-нибудь, в игре «12 камешков», в цветочном горшке в качестве дренажа и т. д. Но, кидая, можно нанести кому-нибудь травму или разбить окно. )
А теперь сами назовите предметы и приведите примеры, когда они могут быть полезными, а когда - опасными. (Дети выполняют задание.)
- Посмотрите, какой интересный вывод можно сделать: чаще всего эти предметы делает опасными сам человек.
Работа в группах (по 4 человека, 2 пары объединяются)
- Закончим урок чтением азбуки безопасности. (У каждого ученика на столе лежат листочки с текстом азбуки. Дети по цепочке читают.)
А - автомобиль - это опасно.
В - всегда помни свой адрес и номер телефона.
Г - громко кричи, если нужна помощь.
Д - делись всеми страхами и подозрениями с родителями.
Ж - жалуйся родителям, если кто-то делает тебе больно.
3 - звони домой, если собираешься задержаться.
И - играй только в безопасных местах.
К - красть нехорошо!
Л - лазать по деревьям и заборам небезопасно.
М - мама должна знать все!
Н - никуда не иди с незнакомыми людьми.
О - открывай дверь только хорошо знакомым людям.
П - пустыри и стройки - не место для игры.
Р - расспрашивай обо всем, что кажется тебе странным.
С - соблюдай законы.
Т - темнота - друг преступников, а не молодежи.
У - укус животного опасен.
Ф - формула безопасности - твой надежный друг.
X - хлопушки, петарды опасны.
Ц - цепочка на двери - твой друг.
Ч - часто водоемы коварны.
Ш - шоссе: будь внимателен.
Э - электроприборы не оставляй без присмотра.
Ю - юный друг, помни правила!
Я - я верю в тебя.
Разгадайте кроссворд. (Всем детям раздают листочки.)
3. Лечебное средство, которое при неправильном использовании является причиной отравления. (Лекарство.)
4. Что бежит по проводам? (Электричество.)
6. Живое существо, которое может укусить. (Животное.)
1. То, что на проезжей части таит в себе опасность для пешехода. (Транспорт.)
2. Причина потопа. (Вода.)
5. Причина пожара. (Огонь.)
Работа в группах.
По картинке сформулировать правило безопасности
Правила личной безопасности на улице и дома.
1. Не вступайте в разговор с незнакомыми и случайными людьми на улице.
2. Не играйте на дороге, возвращаясь из школы домой.
3. Не вступайте в разговор с нетрезвым человеком.
4. Будьте внимательны при входе в жилище. Не заходите в подъезд и лифт с незнакомым человеком.
5. Не играйте с наступлением темноты, а также в темных местах, на пустырях, свалках, рядом с железной дорогой, в пустых и в разрушенных зданиях.
6. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу.
7. Не слушайте на улице аудиоплеер: в наушниках невозможно распознать звуки, предостерегающие об опасности (например, шаги за спиной, шум в кустах и др.).
8. Никогда не соглашайтесь на предложение незнакомых людей зайти в гости, послушать музыку, посмотреть видеофильм, поиграть на компьютере.
9. Обо всех подозрительных случаях и обо всем, что было на улице, сообщайте родителям.
10. Никогда не играйте на балконе в подвижные игры и не перегибайтесь через перила балкона.
11. Никогда не открывайте дверь незнакомым людям, если находитесь дома одни.
Следующая пословица
Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896—1912 .
Смотреть что такое "опасенье — половина спасенья" в других словарях:
Опасенье — половина спасенья — Опасенье половина спасенья. Отъ малаго опасенья великое спасенье. Поясн. (Безъ опасенья въ путь не ходи.) Береженаго Богъ бережетъ. Курица пьетъ, а на небо смотритъ (чтобъ не налетѣлъ на нее ястребъ). Ср. По нонѣшнему времени завсегда надо опаску … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Опасенье - половина спасенья. — Береженье лучше вороженья. Опасенье половина спасенья. См. ОСТОРОЖНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Animus, vereri qui scit, scit tuto ingredi. — См. Опасенье половина спасенья … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Береженье лучше вороженья. — Береженье лучше вороженья. См. БЕРЕЖЬ МОТОВСТВО Береженье лучше вороженья. Опасенье половина спасенья. См. ОСТОРОЖНОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Следующая пословица
1. Формировать представление о правильном и безопасном поведении.
2. Развитие навыков безопасного поведения в быту.
Задачи
1. Показать, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни.
2. Обсудить с ними опасные и безопасные ситуации.
3. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_v_3_klasse.docx | 442.42 КБ |
opasnye_i_bezopasnye_situatsii.pptx | 1.67 МБ |
pamyatka_azbuka_bezopasnosti.docx | 12.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Формула безопасности» в 5 классе
1. Показать, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни.
2. Обсудить с ними опасные и безопасные ситуации.
3. Научить быстро ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.
Оборудование: пословицы; кроссворд; формула безопасности (для каждого ученика и на доске); карточки с описанием ситуаций в конвертах; макет светофора для проведения физкультминутки.
Ход классного часа
Учитель. Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета. Надо ли их выполнять? (Конечно, надо.)
- Что происходит, если нарушаются правила? Приведите примеры. (Дети отвечают и приводят примеры.)
- Правильно, в первую очередь страдает наша безопасность. Правила охраняют нашу жизнь и здоровье. А можно ли придумать правило или совет к каждой конкретной ситуации? (Пожалуй, нет.)
Очень часто взрослые - родители, учителя - решают за детей, выполнять или не выполнять правила. Тем самым они берут на себя ответственность за вашу безопасность. Если решение принимаете вы, то сами несете ответственность за его последствия. Давайте послушаем несколько четверостиший.
(Дети читают заранее подготовленные стихотворения.)
1. Шел по берегу петух,
Поскользнулся - в речку бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
Учитель. Почему петух оказался в такой ситуации?
Ученики. Петух не смотрел под ноги.
Полез через забор,
За гвоздь зацепился,
- Снимите с забора
Учитель. Почему Егор оказался в такой ситуации?
Ученики. Егор не подумал о том, как будет слезать с забора.
3. Мы в поход вчера ходили,
Там из лужи напились.
В животе у нашей Лили
Три лягушки завелись.
Учитель. Почему Лиля оказалась в такой ситуации?
Ученик и. Лиля не знает, что из лужи пить нельзя.
4. Петя драться любит очень,
С ним играть никто не хочет.
На друзей не дуйся, брат,
Сам ты в этом виноват.
Учитель. Почему Петя оказалась в такой ситуации?
Ученики. Петя дерется.
Учитель. А можно ли было избежать этих ситуаций? Как? (Дети отвечают.)
Вот и получается: если сначала подумать, а потом действовать, многих неприятностей можно избежать.
Учитель. Сегодня я вас хочу познакомить с формулой безопасности. Вот она:
2. Подумай! (Найди положительные и отрицательные стороны.)
(Каждому ученику раздают карточки с формулой.)
Давайте разберем одну ситуацию, пользуясь данной формулой.
(Разыгрывается ситуация: друзья вам предложили без взрослых пойти на речку. Происходит обсуждение по формуле.)
Работа в группах
(Детям предлагается обсудить следующие ситуации (по рядам):
1. К тебе подошел незнакомец и предложил прокатиться на машине.
2. Друзья зовут поиграть на пустыре, а мама строго запрещала тебе это делать.
3.Ты очень спешишь. А тебе нужно перейти дорогу. Но поблизости нет пешеходного перехода.)
Учитель проводит игру «Светофор»: если показывает красную карточку - дети стоят на месте, если желтую - хлопают в ладоши, если зеленую - шагают на месте.
Учитель. Формула безопасности работает, если правильно ею пользоваться. Кроме формулы, есть еще один верный способ - слушаться взрослых. Послушайте рассказ школьника «К чему приводит непослушание». (Подготовленный ученик читает рассказ.)
К чему приводит непослушание
Однажды я, брат и наша мама пошли гулять на детскую площадку. Мама сидела на скамейке. Мы съезжали с горки, забирались по лестнице, катались на качелях, карусели. На площадке были и два кораблика: один большой, другой маленький.
Когда мы уже собирались домой, Вите вдруг захотелось влезть на большой кораблик и бросать с него камни. Мама говорила ему: «Слезь!» Но он не слушался. Так продолжалось некоторое время, и мама стояла около кораблика, следила за Витей, чтобы он не упал. В какой-то момент ее окликнула женщина, гулявшая со своим малышом. Мама повернулась, чтобы ответить, а Витя в это время бросил камень в очередной раз. Вдруг он потерял равновесие, зацепился за что-то ногами и полетел на землю вниз головой. Витя сильно плакал. Мама взяла его на руки, мы сразу пошли домой и вызвали скорую помощь. Когда она приехала, Витя уже успокоился и не плакал, только жаловался, что болит спина. Витю с мамой отвезли в больницу, и там выяснилось, что у него перелом трех позвонков.
В больнице мама и Витя пробыли почти два месяца. Витя не мог ходить, первое время он лежал только на спине. Потом ему разрешили переворачиваться на живот, начать двигаться на четвереньках. Очень нескоро моему брату разрешили встать на ноги, но ходить он разучился, и поэтому ему снова пришлось учиться ходить.
С того дня прошло уже семь месяцев, но Витя до сих пор расплачивается за свое непослушание. Ему и теперь еще нельзя бегать, прыгать, кататься с горки и многое другое. А ведь этого могло и не случиться, если бы он сразу послушал маму!
Учитель. Вот такой грустный рассказ о случае, который произошел на самом деле. Сделаем вывод: чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и действовать по формуле безопасности.
- Объясните смысл пословиц: «Опасение - половина спасения», «Берегись бед, пока их нет». (Дети отвечают.)
Учитель. Закончим урок чтением азбуки безопасности. (У каждого ученика на столе лежат листочки с текстом азбуки. Дети по цепочке читают.)
Следующая пословица
Материал классного часа поможет увидеть, какие опасности подстерегают детей в повседневной жизни. Разыгрывая разные ситуации, дети знакомятся с формулой и азбукой безопасности.
Главная цель классного часа – научить детей ориентироваться в ситуациях и принимать рациональные решения.
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 19.03 КБ |
Читайте также: