О вышибании чего себе подобным упоминает известная пословица

Обновлено: 07.11.2024

Часто употребляемые нами к месту и не к месту пословицы часто имеют не совсем тот смысл, что мы в них вкладываем. Иногда этот смысл даже прямо противоположен изначальному. Что касается меня, то я всегда был уверен, что старый конь, хотя и не испортит борозды, но глубоко не вспашет. У яблока, упавшего недалеко от яблони всегда есть ненулевой шанс откатиться от своей яблони на некоторое расстояние. А упрямому человеку, в отличие от горбатого, всегда сможет помочь правильно примененная крепкая дубина.

Голод не тетка — пирожком не накормит
Чужую беду руками разведу, к своей ума не приложу
Хлопот полон рот, а закусить нечем
Яблоко от яблони недалеко падает, но далеко катится
Рука руку моет, да обе свербят (слышал более позитивный вариант «и обе чистые»)
Ни рыба ни мясо, ни кафтан ни ряса
Шила в мешке не утаишь, девушку под замком не спрячешь
Язык мой — враг мой — прежде ума рыщет, беду ищет
Денег куры не клюют — денег нет, и кур нет
У страха глаза велики, да ничего не видят
Дорога ложка к обеду, а там — хоть под лавку
В здоровом теле здоровый дух редко встречается
Пьяному море по колено, а лужа — по уши
Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда
Все люди братья, как Каин и Авель
Курочка по зернышку клюет, да весь двор загадит (опять же, «и сыта бывает»)
От работы кони дохнут, а люди — крепнут
Старый конь борозды не испортит, но и глубоко не вспашет
Кто старое помянет, тому глаз вон, а кто забудет — оба глаза
Дело мастера боится, а иной мастер — дела
Новая метла по-новому метет, а как сломается — под лавой валяется
В ступе воду толочь — вода будет
Собака на сене: сама не ест, и скотине не дает
На чужой каравай рта не разевай, а раньше вставай, да свой затевай
Ума палата, да ключ потерян
Прошел огонь, воду и медные трубы, да попал к черту в зубы
Где тонко, там и рвется, где худо — там и порется
Денег некуда девать, кошель не на что купить
Везет, как утопленнику — плыл, плыл, да на берегу и утонул
Друг познается в беде, как золото в огне
Два сапога пара, да оба на одну ногу
Он на этом деле собаку съел, да хвостом подавился
В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду
Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена
Гол как сокол, а остер как бритва
Знай наших — последняя копейка — ребром
Молодые бранятся — тешатся, старики бранятся — бесятся
Язык мой — враг мой! Прежде ума глаголет!
Когда ударят по правой щеке, подставь левую, но не дай ударить
Не все коту масленица, будет и великий пост
Палка, о двух концах: туда и сюда бьет
Вашими молитвами как шестами подпираемся
Молодо-зелено — погулять велено
Губа не дура, язык не лопата
Хлопот полон рот,а прикусить нечего
Собачья жизнь: брехать нужно, а есть нечего
Лиха беда начало: есть дыра, будет и прореха
Горбатого могила исправит, а упрямого — дубина
Повторенье — мать ученья и пристанище для дураков

Следующая пословица

В копилке народной мудрости сохранилось множество жемчужин, которые красноречиво рассказывают о многовековом опыте русичей, который уходит своими корнями в далекое праславянское прошлое. Мы привыкли пользоваться меткими словечками и фразами, различными крылатыми выражениями, обогащая свою речь, делая свой язык ярким, насыщенным. Но все ли мы в них понимаем сегодня, в каком виде они дошли до нашего времени, правильно ли толкуем древние смыслы пословиц и поговорок? Мы приготовили для Вас небольшую подборку таких изречений. А все ли они Вам знакомы и в полном ли объеме, давайте проверим!

Ясно, что значения каких-то слов хорошо забыты или вовсе утрачены. Мы по привычке говорим: «Гол как сокол», лишь изредка задаваясь вопросом, почему это замечательная ловчая птица сокол называется голой?

Оказалось, что словом «сокол» наши Предки обозначали тяжелую чугунную болванку или бревно, которым пользовались при осаде крепости для выбивания ворот. Вот они-то как раз должны быть идеально гладкими. Можно привести и другие подобные примеры.

Понятно, что с течением времени одни крылатые фразы становились длиннее, другие, наоборот, сокращались, поскольку краткость – сестра таланта. Но иногда эти сокращения шли в ущерб первоначальному значению.

Мало того, иногда оно менялось почти до противоположного. Мы довольно часто говорим: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Смысл ясен – не стоит лишний раз ворошить прошлое. Однако у пословицы было продолжение: «а кто забудет – тому оба».

То есть, содержание углубляется: да, прошлое лишний раз беспокоить не стоит, но и забывать его – последнее дело. Мудрые Предки знали, что, забывая прошлое, мы утрачиваем свои корни, именно это знание они и передали нам, своим потомкам.

Миропонимание Предков было настолько глубоким и всеобъемлющим, что какие-то тонкости со временем неизбежно ускользали. Ведь к глубинной, изначальной Мудрости со временем становилось все сложнее прикоснуться.

Она осталась в неизменном виде в народном творчестве – сказках, песнях, былинах. Древние смыслы пословиц и поговорок восстановить непросто. Тем не менее, для тех, кто бережно относится к своему культурному наследию, мы подготовили небольшую подборку, назвав ее «Пословицы и поговорки: измененное и забытое». В ней собраны всем нам знакомые выражения, но в несколько ином виде. Повторимся, некоторые из них были дополнены в более поздние времена. Некоторые, наоборот, со временем утратили какую-то часть слов. У некоторых обнаруживается не один вариант. Например, «Голод не тетка» имеет и такое продолжение: «…не тетка, а мать родна». А почему? Казалось бы, где тут логика? Оказывается, ничто не дает такой жизненной науки, ничто не заставляет человека искать выход, новые варианты, иными словами, «шевелиться», как голод.

В заключение приведем 70 метких выражений, которые нам известны в урезанном виде. Добавленные слова выделены шрифтом.

Пословицы и поговорки: измененное и забытое:

1. Голод не тетка, пирожка не поднесет.

2. Гол как сокол, а остер как топор.

3. Губа не дура, язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко.

4. Два сапога пара, оба левые.

5. За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь.

6. Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.

7. Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

8. Бедность — не порок, а большое несчастье.

9. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.

10. Везет как субботнему утопленнику — баню топить не надо.

11. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

12. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

13. Дураку хоть кол теши, он своих два ставит.

14. Девичий стыд — до порога, переступила и забыла.

15. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

16. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

17. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

18. И делу время, и потехе час.

19. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

20. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

21. Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся — бесятся.

22. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

23. На сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.

24. Не все коту масленица, будет и пост.

25. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.

26. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

27. Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется.

28. Один в поле не воин, а путник.

29. От работы кони дохнут, а люди — крепнут.

30. Палка о двух концах, туда и сюда бьет.

31. Повторенье — мать ученья, утешенье дураков.

32. Пьяному море по колено, а лужа — по уши.

33. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

34. Работа — не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

35. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

36. Рука руку моет, да обе свербят.

37. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

38. С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.

39. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

40. Собаку съели, хвостом подавились.

41. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

42. Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.

43. У страха глаза велики, да ничего не видят.

44. Ума палата, да ключ потерян.

45. Хлеб на стол — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска.

46. Чудеса в решете — дыр много, а выскочить некуда.

47. Шито-крыто, а узелок-то тут.

48. Язык мой — враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.

49. Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан — то не понят, если понят — то не так.

50. Старость не радость, сядешь — не встанешь, побежишь — не остановишься.

51. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита.

52. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.

53. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.

54. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина.

55. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.

56. Дело мастера боится, а иной мастер дела.

57. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.

58. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

59. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.

60. Лиха беда начало, а там уж близок и конец.

61. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.

62. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает.

63. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.

64. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.

65. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.

66. Хлопот полон рот, а прикусить нечего.

67. Свято место пусто не бывает, а пусто место не бывает свято.

68. Чем чёрт не шутит, пока Бог спит!

Постигая древние смыслы пословиц и поговорок, мы примеряем их на себя, приобщаясь к вековой Мудрости Предков. Мы учимся читать подтекст, улавливать намеки, усиливаем свое образное мышление, обогащаемся Духовно. Это будит мысль, развивает воображение и делает еще ярче и прекраснее доставшийся нам в наследство язык, нашу родную речь.

Следующая пословица

Я очень люблю изучать пословицы и поговорки других народов мира, потому что, таким образом, можно увидеть отражение народной морали, моральных ценностей, определенных установок.

Предлагаю вам, совсем небольшую подборку пословиц и поговорок.

Японская пословица

На огонь дуют, чтобы его разжечь, а не для того, чтобы обжечься.

Читайте также: