Практическая значимость изучения пословиц для дошкольников

Обновлено: 22.11.2024

Пословицы и поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.

В пословице заключается оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности:

Где работа - там и благо.

Не плюй в колодец - пригодиться воды напиться.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы и поговорки ,ребёнок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.

Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.

В дошкольных учреждениях пословицы могут быть использованы во время проведения экскурсий в лес, в парк, по селу или городу, в зоопарк, на животноводческую ферму, в школу и т. д.; на прогулках, во время организованной учебной деятельности, через различные образовательные области; в процессе игровой деятельности и при выполнении ими трудовых поручений, для объяснения и закрепления материала о труде взрослых, нормах поведения, общественных явлениях, видовых признаках и повадках животных, сезонных явлениях и т. д.

Возможно так же использование пословиц в повседневной жизни, в процессе индивидуальной работы по развитию речи, на вечерах устного народного творчества, праздничных утренниках.

«Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.» В.Г Белинский.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё обусловленное возрастными особенностями видение мира. Взрослые, писал К.И.Чуковский мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов. Поэтические произведения многие столетия передавались из поколения в поколение, постепенно приобретали содержание и форму. Совершенные образцы народного творчества – пословицы и поговорки вошли в язык.

Старших дошкольников пословицы привлекают яркой игрой слов, созвучием, ритмикой. Поэзия здесь выступает формой сохранения и распространения народной мудрости, опыта познавательной деятельности, сознания, средствам влияния на мысль и поступки людей. Дошкольники, рассуждая над пословицами и поговорками развивают речь, обогащают активный словарь, тренируют память и мышление.

Ниже приводятся задания для дошкольников, предполагающие формирование у них операций мышления, элементов творческого воображения на материале пословиц.

Игра: Скажи по другому.

Цель: учить детей излагать смысл пословицы своими словами.

Материал: Кукла Незнайка, пословицы.

Поспешишь- людей насмешишь.

Делано наспех- и сделано на смех.

Любишь кататься- люби и саночки возить.

Судят не по словам, а по делам.

У страха глаза велики.

Плача будешь арык рыть, смеясь будешь воду пить.

Методика проведения: Воспитатель предлагает помочь Незнайке понять смысл пословиц. Незнайка говорит детям пословицу, предлагает придумать и сказать по другому. В конце занятия он предлагает детям нарисовать рисунок к понравившейся пословице.

Примечание: Если занятие проводится с небольшим количеством детей, Незнайка просит, чтобы ему сказали на ушко и выбирает лучший ответ.

Цель: Учить детей соотносить содержание пословицы с содержанием сказки.

Материал: Пословица: У страха глаза велики.

Методика проведения: В гости к детям приходит «Сказочница», рассказывает детям сказку «У страха глаза велики» и объясняет, что сказка названа словами пословицы. Детям даётся задание объяснить, почему так названа сказка.

Цель: Учить детей сравнивать и абстрагировать нравственный смысл пословиц и других литературных жанров.

Дело мастера боится.

За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось.

От трудной работы и хлеб сладок.

Стихотворение С. Я. Маршака

Эй, купец- молодец ,захромал мой жеребец ,

Ты подкуй его опять- Отчего не подковать.

Вот гвоздь , вот подкова. Раз , два- и готово !

К. Чуковский «Телефон»

Ох, нелёгкая это работа

Из болота тянуть бегемота.

Рассказ Л. А. Толстого.

Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо. Увидела себя в воде и подумала , что там другая собака мясо несёт,- она бросила своё мясо и кинулась отнимать у другой собаки. Того мяса вовсе и не было, а своё волной унесло и осталась собака ни причём.

Методика проведения: прочитайте детям пословицы о труде и дружбе и т. д. После этого прочитайте стихотворение Маршака и попросите назвать пословицу, подходящую нему по смыслу. Зачитайте отрывок из произведения П.И. Чуковского « Телефон» и поручите ребятам указать на соответствующую ему пословицу. Аналогичную работу проведите с другими произведениями.

Цель: Учить детей сравнивать и группировать пословицы, подходящие друг к другу по смыслу.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Где сосна взросла, там она красна.

Своя земля и в горсти мила.

С родной земли умри- не сходи.

Всякому мила своя сторона.

Смелость города берёт

И лук на родине сладок

На своей родине каждое дерево улыбается.

Методика проведения: К детям приходит бабушка - загадушка называет детям пословицы.

Вопросы к детям:

1. Как вы понимаете пословицу « Всякому мила своя сторона ?»

2. Какие пословицы похожи на неё?

3.Какая из всех пословиц лишняя?

Цель: Учить детей сравнивать и абстрагировать содержание пословиц и других произведений.

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

Сбил, сколотил - вот колесо! Сел да поехал – ах, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат.

Мультфильм «Девочка и кувшинчик», «Приключения Незнайки».

Методика проведения: Просмотр с детьми мультфильма; затем прочитайте пословицы и попросите сказать какие из прочитанных пословиц подходят по смыслу к мультфильмам.

Цель: Учить детей абстрагировать нравственный смысл пословиц и других произведений.

Смелость города берёт.

Трусливому Зайке и пенёк – волк.

У страха глаза велики.

Методика проведения: К детям приходит сказочница рассказывает сказку «Пых».

Вопросы к детям:

Почему Алёнка не испугалась «страшного Пыха», а все остальные испугались?

Как об этом можно сказать словами пословицы?

Какие пословицы подходят по содержанию к этой сказке? Почему?

Цель: Учить детей абстрагировать нравственный смысл пословиц и других произведений.

Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Рассказ К.Д. Ушинского « Отец и сыновья».

Методика проведения: Прочитайте рассказ Ушинского. Задайте вопросы.

Почему сыновья не смогли сломать веник, когда все прутья были вместе?

Какой наказ дал сыновьям отец?

Подходит ли эта пословица к содержанию рассказа?

Предложите вспомнить пословицы о дружбе. ( Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться. В согласном стаде и волк не страшен. Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.)

Цель: Учить детей через мимику, жесты, правильно отображать главную идею произведения, правильно подбирать пословицу к сказке.

Берись дружно, не будет грузно.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Один в поле не воин.

Методика проведения: Подготовительная работа. Прочитать сказку «Репка», распределить роли. После показа инсценировки предложить сказать главную мысль произведения и подобрать к сказке пословицы.

Вопросы к детям:

Почему дед не смог сам вытащить репку?

Когда герои сказки справились с работой?

Как об этом можно сказать словами пословицы?

Цель: Учить детей отличать пословицы от других жанров литературного творчества.

Материал: знакомые детям стихи, потешки, песни, рассказы.

Методика проведения: Воспитатель предлагает послушать стихотворения, потешки, песни, рассказы, сказки, пословицы и объяснить, чем отличаются пословицы от других произведений. Предложите вспомнить пословицы о дружбе, Родине и т. д .

Цель: Учить детей заканчивать пословицы.

Материал: Мудрая Сова, пословицы

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось

Кончил дело – гуляй смело

Скучен день до вечера, коли делать нечего

Не рой другому яму – сам в нее попадешь

Богатство джигита – труд.

Методика проведения: Скажите детям, что к ним в гости пришла Мудрая Сова. Она хочет узнать, помнят ли дети пословицы. От имени Совы задайте детям начало разных пословиц и предложите закончить их. Помогите дополнительными вопросами.

Следующая пословица

Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.

Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.

Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».

Последователь великого русского педагога методист В. И. Водовозов видел ценность народных пословиц в том, что они знакомят детей с нравственными правилами, с «понятиями об окружающей природе, о различных отношениях к людям, о доме и хозяйстве, о науке и промыслах, - со всем его бытом семейным и общественным». Высоко ценили значение пословиц и другие выдающиеся представители русской педагогики – Л. Н. Толстой, И. И. Паульсон, В. А. Флерова и др. Они показали лучшие образцы широкого использования пословиц в педагогических целях, воспитательной работе.

Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.

В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.

В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».

Методы применения пословиц:

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».

К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».

Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)

Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.

Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.

Например,для звука Ж:

«Дружба дружбой, а служба службой»;

«Небо даёт дождь, а земля рожь»;

«Однажды шёл дождик дважды»

Или для звука Ш:

«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»

«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;

«Тише едешь, дальше будешь» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова)

Консультация логопеда для родителей.

Основы правильной речи

С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.

Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.

Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.

Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – голосообразование. Например, лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «р».

Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», другие имеют более грубые акустические различия «т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные «ть» и «т», «с» и «сь». Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.

Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.

Публикации по теме:

Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественные.

Консультация для родителей Роль игры в развитии речи дошкольника Кувардина Ольга Петровна, воспитатель, МДОУ детский сад комбинированного вида № 46, Комсомольск - на - Амуре КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Консультация «Роль строительно-конструктивной игры в когнитивном развитии дошкольника» Строительно-конструктивные игры – это разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника Музалевская Наталья Анатольевна, старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного.

Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Игра – это подлинно «путь детей к познанию мира, в котором они живут.

Консультация «Роль Лего в развитии дошкольника» Конструкторы LEGO самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для.

Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.

Роль дидактической игры в развитии дошкольника МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «РОЛЬ.

Следующая пословица

Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль.

ВложениеРазмер
rol_poslovits_i_pogovorok_v_razvitii_doshkolnikov.docx 18.65 КБ

Следующая пословица

Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно и интересно построить работу по ознакомлению с пословицами и поговорками.

ВложениеРазмер
uch-met._material-poslovitsy_14g.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

учебно-методический материал Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна , преподаватель Санкт-Петербургского ГБПОУ Педагогический колледж №8 2014 год

Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно и интересно построить работу по ознакомлению с пословицами и поговорками.

1. Знакомя детей с пословицами и поговорками, учите их рассуждать над смыслом услышанного, делать выводы, исходя из жизненного опыта. Действуйте по принципу «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интеллектуальные и речевые способности.

2. Не оставляйте без внимания новые и непонятные детям слова. В доступной форме объясняйте их значение. Пользуйтесь при этом толковыми словарями. Например: *«И готово, да бестолково » (бестолково – непонятно, по - глупому, неумно) *«У стряпухи Дарьи целый день аварии» (стряпуха – простореч.- женщина, занимающаяся стрепнёй, кухарка; стряпня – устар., разг . кушанье) *«Не всякий столб - околица , не всякая речь - пословица » (околица - изгородь

вокруг села; пословица – краткое народное изречение) 3 .Воспитывайте у детей интерес к родному языку, его меткости и образности.

Обогащайте и активизируйте их лексику за счёт новых слов. 4. Расширяйте знания детей о традициях и быте нашего народа. 5. Используйте пословицы и поговорки в соответствующих жизненных ситуациях:

- во время умывания, одевания: «Поспешишь - людей насмешишь» «Семеро одного не ждут» «Каков мастер - такова и работа» «Тяп-ляп не выйдет корабль» «Наскоро делать - переделывать» «И готово, да бестолково» «На охоту ехать - собак кормить» и др.

- в процессе трудовой деятельности: «Делу - время, потехе - час» «Кончил дело - гуляй смело» «Глаза страшат, а руки делают» «Терпенье и труд всё перетрут» «Где хотенье, там и уменье «Оной рукой и узла не завяжешь» «Труд человека кормит, а лень портит» и др.

- в игровой деятельности: «Где лад, там и клад» «Как аукнется, так и откликнется» «Каков привет, таков ответ» «Что посеешь, то и пожнёшь» и др.

- в повседневной жизни для создания хорошего настроения у детей : «Будет и на нашей улице праздник» «Слезами горю не поможешь» «Терпи, казак, атаманом будешь» «Не всё ненастье, проглянет и ясно солнышко» и др.

- при обучении детей рассказыванию (пословицы могут быть темами для рассказов) : «Старый друг лучше новых двух» «Любишь кататься - люби и саночки возить» «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь» «Семь раз отмерь - один отрежь» и др.

- на утренниках, вечерах досуга, викторинах (использование пословиц и поговорок при проведении конкурсов, игр)

Последовательность и формы работы по ознакомлению старших дошкольников с пословицами и поговорками:

- у потребление пословиц воспитателями и родителями в повседневной жизни , объяснение их смысла детям;

- рассматривание картинок, подбор к ним соответствующих пословиц и поговорок * Детский словарь пословиц и поговорок в картинках С.Н.Зигуненко,- Изд-во «Астрель», 2014

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» «Хочется есть – да не хочется лезть» «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» «Чтобы рыбку съесть – надо в воду влезть» «Скучен день до вечера, коли делать нечего» «Отчего кот гладок.? Поел, да и на бок» «Поспешишь – людей насмешишь»

- рассказ-образец воспитателя по пословице, объяснение значения новых слов;

- чтение рассказов Л.Н.Толстого по пословицам «От добра добра не ищут», «Как глядишь, так и видишь» и др. (с показом картинок). Например:

« Бежал заяц от собак и ушёл в лес. В лесу ему хорошо было, да уж много он страху набрался и хотел ещё лучше спрятаться. Стал искать, где поглуше место, и полез в чащу в овраге - и наскочил на волка. Волк схватил его. Видно, правда, - подумал заяц, что от добра добра искать не надо . Хотел лучше спрятаться и вовсе пропал».

« Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: « Дерево кривое». А другой мальчик сказал: « Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь »;

- внесение в книжный уголок сборников пословиц и поговорок .

2 этап Активное самостоятельное ознакомление детей с пословицами

- игры и упражнения :

* «Найди нужную картинку» (подбор детьми картинки соответствующего содержания к названной взрослым пословице);

* «Назови пословицу к картинке» ;

* «Я начну, а ты продолжи» (взрослый начинает, а ребёнок заканчивает пословицу; и наоборот): «Семеро одного… не ждут », «Один за всех, и все… за одного », «Как аукнется так и… откликнется » и др.;

* «Подбери слово в рифму» («Делано наспех – сделано… на смех », «Сделал дело – гуляй… смело », «У стряпухи Дарьи целый день… аварии », «Работай до поту, так поешь… в охоту », «Нужно наклониться, чтоб из ручья воды… напиться », «Чтобы рыбу съесть, надо в воду… лезть », «Хочешь есть калачи, так не сиди… на печи », «Без труда не выловишь и рыбку… из пруда », «На чужой каравай рта … не разевай , а пораньше вставай да свой… добывай », «Птицу узнают в полёте, человека - … в работе », «Терпенье и труд всё… перетрут », «К большому терпенью придёт и… уменье », «Умелые руки не знают… скуки », «Не за своё дело не берись, а за своим… не ленись », «У ленивой пряхи и для себя нет… рубахи », «Лень, отвори дверь, сгоришь. - Хоть сгорю да … не отворю »);

* «Исправь ошибку» : («Что с возу упало, то… нашлось (пропало)», «Тяп-ляп – выйдет корабль (не выйдет)», «Готовь сани… зимой (летом), а телегу летом (зимой)», «К большому терпенью придёт и… безделье (уменье)» и т.д.)

- рисование по пословице («Волков бояться – в лес не ходить», «Где блины, тут и мы», «Грибов ищут - по лесу рыщут», «Готовь летом сани, а зимой телегу», «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть», «Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком сойдётся», «Любишь кататься, люби и саночки возить» и др.);

- составление детьми рассказов по пословицам («Долог день до вечера, когда делать нечего», «Один - за всех, и все - за одного», «Лениться да гулять – добра не видать», «Семь раз отмерь – один отрежь», «Не рой другому яму - сам в неё попадёшь», «Одна пчела много мёда не наносит», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Как аукнется, так и откликнется» и др.). Например. «Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чём её попросят – всё сделает, что имеет – всем поделится. Другая же злая да ворчливая, всё причитает: то не так, да это не так. Случилась беда – сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: как аукнется – так и откликнется »;

- чтение пословиц (в подготовительной к школе группе – индивидуальные задания): «Пройди по лабиринту, прочитай пословицу (поговорку)». Например, «Кто не ра-бо-та-ет, тот не ест», «Спус-тя ле-то по ма-ли-ну не хо-дят», «За дву-мя зай-ца-ми по-го-нишь-ся, и од-но-го не пой-ма-ешь».

3 этап Употребление детьми пословиц в разговорной речи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и.

Учебно-методический комплекс «Комплексное обучение дошкольников в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»

Программа по раннему развитию дошкольников от 4-5 лет рассчитана на 2 года обучения. Программа предполагает тесное сотрудничество педагогов разных дисциплин: фортепиано, скрипки, теории, хореографа.

Учебно-методический комплекс «Комплексное обучение дошкольников в группах раннего развития и в подготовительном классе ДШИ»

Программа по раннему развитию дошкольников от 4-5 лет рассчитана на 2 года обучения. Программа предполагает тесное сотрудничество педагогов разных дисциплин: фортепиано, скрипки, теории, хореографа.

Методическая разработка. Пословицы и поговорки на уроках английского языка.

Методическая разработка "Пословицы и поговорки на уроках английского языка" раскрывает такие вопросы, как: первоисточники английских пословиц и поговорок, использование пословиц и поговорок в произнош.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки.

Английские пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы, и поговорки всегда останутся актуальными, приходящими.

Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста

Курсовая работа "Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста".

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Пословицы и поговорки — произведения устного творчества народа. Читать их интересно и увлекательно. В них отражён быт человека, любовь к родителям, подмечены черты характера людей и описаны природные явления. Они не устаревают, будут читаться и всегда найдут отклик в человеческой душе. Среди пословиц и поговорок есть те, что сложены русскими писателями и поэтами, те, что были сложены в советское время, а есть пословицы и поговорки наших дней.

Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм «Войти в пословицу» — стать общеизвестным благодаря своей характерности. Так, многие строки басен И.А.Крылова вошли в пословицу. Поговорка — краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, Толковый словарь русского языка). Чем отличается пословица от поговорки? В общем случае, пословица учит людей, в ней скрыт глубокий смысл. Поговорка является метким замечанием относительно какого-либо события, явления, объекта. Сравните: «делу время, потехе час» — пословица, «час от часу не легче» — поговорка.

Пословицы представляют для воспитателя интерес не только как иллюстративный дидактический материал для развития речи, но и как средство развития кругозора детей, их нравственного самосознания. Это связано с особенностями пословиц, о которых пишет Л. А. Введенская: «Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, все знает и обо всем имеет свое собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда четкая, иногда даже категоричная, часто с иронией: Думай двояко, а делай одинако. Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно. Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем».

Особенно значимыми в этом отношении представляются пословицы, в краткой афористической форме передающие точку зрения народа на основные вопросы бытия. В основном пословицы носят наднациональный характер, отражают общие законы природы, в том числе человеческой, предписывают определенные правила поведения.

Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, « от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям ». К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.

Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А.М. Леушиной, А.П.Усовой и других учёных. А.М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость. В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи».

Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит, когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др.

Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль. Пословицы обладают большим дидактическим и воспитательным потенциалами и могут успешно использоваться в качестве материала для работы по развитию речи и коммуникативной культуры. Кроме того, пословицы, несомненно, являются эффективным занимательным языковым материалом, использование которого способно повысить интерес к русскому языку, оказать воспитательное воздействие на морально-нравственные качества личности, активизировать познавательную деятельность, формировать уважение к родному языку, культуре и истории России.

1. Алефиренко Н. Ф. Поэтическая энергия слова: синергетика языка, сознания и культуры. М.: Академия, 2002. 234 с.

2. Аникин В. П. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2007. 726 с.

3. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 251 с.

4. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2003. 616 с.

5. Илькова А. П. Педагогические условия включения пословиц и поговорок в систему развивающей речевой работы

с дошкольниками / Приднестр. гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. М., 2001. 72 с.

6. Мокиенко В. М. В глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. Изд-е 3-е,

перераб. СПб.: Авалон; Азбука-классика, 2005. 256 с.

7. Пословицы, поговорки, загадки / сост.: А. Н. Мартынов, В. В. Митрофанов. М.: Современник, 1982. 216 с.

8. Соболев А. И. Народные пословицы и поговорки. М., 1961. 420 с.

9. Соболева О. В. О понимании мини-текста, или Пословица век не сломится // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 46-52.

10. Формановская Н. И. Речевое взаимодействие: коммуникация и прагматика. М.: Икар, 2007. 478 с.

11. Хлебцова O. A. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. 248 с.

12. Чистякова А. Ф. Пословица зря не молвится. М.: Крон-Пресс, 1998. 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных жанров (пословиц и поговорок) в развитии речи детей

Малые фольклорные жанры - пословицы и поговорки - способствуют развитию речи старших дошкольников, учат их рассуждать, думать, делать вывод ы и обобщения.

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"

Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка.

Выступление на семинаре "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности" Тема:" Методы личностного развития дошкольников"

Выступление на семинаре: "Методы личностного развития дошкольников".

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника.

Роль русских народных сказок, пословиц и поговорок в развитии речи детей

слайдовая презентация по духовно - нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ (нарушения речи).

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по эффективному использованию пословиц и поговорок для развития речи детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по использованию пословиц и поговорок в общении с детьми дошкольного возраста в условиях семьи .

Консультация "Использование пословиц и поговорок для развития словаря детей дошкольного возраста"

Консультация учителя-логопеда для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Читайте также: