Никогда не поздно учиться пословица
Обновлено: 22.11.2024
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Учись смолоду — слюбится под старость.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.
Учить — ум точить.
Пока талант получат, век учат.
Без муки нет и науки.
Для учения нет старости.
Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.
Злой ученый не стоит доброго глупца.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Учение образует ум, а воспитание — нравы.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Красна птица перьем, а человек — ученьем.
И медведя плясать учат.
Набирайся ума в ученье, а храбрости — в сраженье.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Плясать смолоду учись: под старость не научишься.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Не учи рыбу плавать.
Не учи безногого хромать.
Почитай учителя, как родителя.
Не учи козу — сама стянет с возу.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит.
Яйца курицу не учат.
От учителя наука.
Учился читать да писать, а научился петь да плясать.
Хлеб с голоду, а ученье смолоду.
Век живи, век учись, а дураком помрешь.
Дурака учить, что мертвого лечить.
Оттого в люди пробился, что учился.
Смотрит в книгу — видит фигу.
Держит книгу для модели, чтобы люди поглядели.
Лучше учить, чем переучивать.
Хорошие учителя на дороге не валяются.
Иная учеба до гроба.
И молиться надобно учиться.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Яйца курицу не учат.
Бей того, кто боится, учи того, кто слушает.
Не всякий урок впрок.
Нужда научит всему.
Битьем да клятьем доброму не научишь.
И среди ученых дураки попадаются.
Сытое брюхо на ученье глухо.
Всякому делу обученье надобно.
Понамучаяшься и понаучишься.
Учи тому, сам не знаю чему.
Учение — человеку ожерелье.
Учение — путь к умению.
Плохое учение — душе пагуба.
Где учение, там и умение.
Учиться всегда пригодится.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Учиться никогда не поздно.
У врача лечись, у умного учись.
Была бы охота, а выучиться можно.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
На ученье попотеем, зато в бою уцелеем.
Смелости учись у разведчика, осторожности — у минера, твердости — у летчика, меткости — у снайпера, а смекалке — у
партизана.
Чему в тылу научился, то на фронте пригодится.
Отстал в ученье — в бою мученье.
Изучай военное дело, будешь врагов бить смело.
Не тогда изучать военное дело, когда время к бою приспело.
Тяжело в ученье — легко в походе, легко в ученье — тяжело в походе (А. Суворов).
Небрежность в ученье — гибель в бою.
Военному делу учиться всегда пригодится.
Отличник в учебе — гвардеец в бою.
Кто силен в ученье, тот герой в сражение.
Родину-мать учись защищать.
Учись, боец, командиром будешь.
Тяжело в ученье — легко в бою.
Больше пота на ученье — меньше крови в бою.
Изучай умело военное дело.
Военное дело не учить — битым быть.
От подъема до отбоя воин учится для боя.
Не поддавайся хвастовству, учись военному мастерству.
Человек неученый — что топор неточеный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Ученого учить — лишь портить.
Ученому и книги в руки.
Ученье — красота, а неученье — сухота.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.
Не стыдно не знать — стыдно не учиться.
Учи народ, учись у народа.
Поучая, люди учатся.
Учи товарища добрым словом, а врага — штыком.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Учи показом, а не рассказом.
Учить дураков — не жалеть кулаков.
Учитель один не считает годин.
Обучают и медведя, а человека всему обучить можно.
Обученный повар не самоучка.
По выучке мастера знать.
Добро того учить, кто слушает.
Неразумного учить, как в бездонную кадку воду лить.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Обжегшись на молоке, станешь дуть и на воду.
Учи пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется — не научишь.
Без успеха в учебе нет успеха в труде.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Учат не только сказом, но и показом.
Учен, да недоучен.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Учение и труд к счастью ведут.
Учение требует призвания.
Ученику — удача, учителю — радость.
Ученого учить — лишь дело волочить.
Ученого учить — только портить.
Ученого учить, как мертвого лечить.
Ученому везде дорога.
Ученый без дела, как туча без дождя.
Ученый без практики — пчела без меду.
Ученый везде почтеный.
Ученый дурак хуже прирожденного.
Ученый идет, а неученый спотыкается.
Ученый сын старше неученого отца.
Ученье — свет. Ан свет-то разный бывает: солнышко светит, и огарок свет дает.
Познание как лекарство от болезни Альцгеймера
Сейчас у многих проблема с мотивацией. Можно хорошо понимать значение пословицы «учиться никогда не поздно», но так никогда ей и не последовать. Если читатель еще не понял смысла объекта исследования, то мы с готовностью откроем его сейчас.
Присказка сводится к той простой истине, что узнавать новое, неизведанное не зазорно. Совсем неважно, сколько человеку лет. Пока он жив, он может учиться. Причем не всегда имеются в виду учебники, научные занудные книги. Учеба – это фактически познание нового, освоение занятий, специальностей. Мотивационная основа движения вперед может быть различна, начиная от банального безделья и скуки и заканчивая насущной необходимостью. Иногда человек учится, потому что ему «это надо для работы», а иногда – чтобы загружать голову.
Некоторые люди сейчас редко поднимают лицо от смартфона. Они фактически живут в виртуальной реальности. Но от такой жизни мозг человека изнывает от скуки, грустит, а в итоге делает вывод, что он, собственно, не нужен и, фигурально выражаясь, ликвидируется.
На практике «отсутствие мозга» проявляет себя в виде разных видов слабоумия, из которых болезнь Альцгеймера – один из самых страшных случаев. Недавние исследования показали, что электронные гаджеты вредят не только взрослым, но и детям. Малыши, воспитанные с подобного рода «няньками», менее внимательны, хуже запоминают материал, легче отвлекаются.
Но вернемся к взрослым. Мы не говорим, что чтение книг – это панацея от старческого слабоумия, но оно точно может его отсрочить. Мелькающие картинки в интернете и на экране сводят человека с ума значительно быстрее. Книги желательно читать более или менее содержательные, чтобы была работа для мозга.
Человек с несколькими дипломами
Обыденный пример человека с несколькими высшими образованиями. На Западе он уважаем и, как правило, не бедствует, ибо там высшее образование – это очень дорогая штука.
В России образование воспринимается либо как блажь, либо как необходимость. То есть человека, получающего несколько дипломов, считают либо «ботаником», либо «страдальцем», которому нужна определенная квалификация для работы. Но в целом отношение такое, что человек, учащийся слишком долго, – беглец от ответственности, чуть ли не прожигатель жизни. Хотя нет, пожалуй, более тяжелого умственного труда, чем познание нового. А значит, студент и прожигатель жизнь – это два разных типа человека. Конечно, при условии, что студент действительно учится.
Пример пословицы
Есть одна интересная история, которая наглядно покажет, что учиться действительно никогда не поздно.
В одном провинциальном университете однажды появился необычный студент. Это был испанец 60 лет. Конечно, по обменным программам и прочим проектам тот вуз уже принимал иностранцев из стран Ближнего Востока, из Китая, из Венгрии и Финляндии, но они, как правило, больше вписывались в образ студентов. Здесь же ситуация была неожиданной и для преподавателей, и для других обучающихся. Загорелый, седовласый, с ярким испанским акцентом студент привлекал внимание всех окружающих.
Однако окружающие отмечали не только его не вполне подходящую под стандарты студента внешность, но и ум. Один тот факт, что он поступил в университет, о многом говорит. Но помимо этого преподаватели говорили, что ему дисциплины даются вполне легко, что он очень способный студент, и ставили его в пример другим. Вообще стоит сказать, что лишь седина и морщины выдавали в нем человека внушительного возраста. В остальном он был наравне с молодежью. А это значит, что учиться никогда не поздно.
Да в целом мире знает немало примеров, когда уже пожилые люди шли в университеты. И это здорово.
Время и место рождения
Произошло сие событие в Испании около 35 года нашей эры, а завершил свой земной путь ритор примерно в 100 году нашей эры (некоторые источники указывают 95 год).
Личная жизнь его была несчастлива: он потерял жену, когда та еще была молодой, затем с течением времени потерял и двух сыновей. К концу жизни остался совершенно один тот, кто сказал: «Учиться никогда не поздно». Грустная история. Хотя общественная, социальная жизнь его была более или менее успешна.
Следующая пословица
Другими словами, Бог открывает нам Себя, не только, через Библию, но и через природу.
Весь порядок, что мы наблюдаем в мироздании указывает нам на Него.
Е сл и бы наша Земля была бы чуть дальше или ближе от Солнца, то не было бы той жизни, что окружает нас сейчас. Но она такая, какая есть с огромным ее разнообразием и это благодаря Творцу.
Когда смотришь на дятла, то приходишь в изумление. Как могла Эволюция подвесить мозги дятла и окутать их его же языком так, чтобы при ударе о дерево он не получал сотрясения мозга?! Да не могла! А Бог смог.
Или еще один пример. Площадь крыльев жука, по законам аэродинамики не может поднять это насекомое от земли, а он летает. Летает оказывается благодаря тому, что Богом устроено так, что жук использует электромагнитное поле земли для полета. Но скажите, кто ему рассказал об этом? Да ничего жук не знает. Его полет не результат эволюции, его полет - это дар Бога, который использовал созданные Им же законы при сотворении! Как удивительно все устроено. Самые необычные вещи здесь, рядом и их так много.
Вникай, размышляй и не перестанешь изумляться! И вот этому удивлению нет предела! Жизни не хватит, чтобы познать всю мудрость и красоту от Бога!
Но с другой стороны. Да, дорогой читатель, есть и другая сторона, когда учиться уже почти поздно.
"Задним" умом все мы умные. "Задним", это когда случилось что-то плохое и ты понимаешь, что этого можно было избежать, сделать по-другому. "Задний" ум охватывает всю картину происходящего, но с задержкой во времени и осмыслении и если это касается жизни и смерти, то остается лишь "кусать локти".
Бог же хочет, чтобы мы смотрели вперед, в вечность, замечая детали. Он хочет, чтобы мы были богаты Его мудростью.
Недавно смотрел истории в которых рассказывается, как находили детей, которые каким-то образом были воспитаны животными. Так вот, эти дети останавливались в развитии. Они с трудом учились говорить, не говоря уже о математики. Их развитие было заторможено на животном уровне. Казалось бы, ну вот, мозги есть, а они оказываются другими. Способность думать у детей, что росли с животными отличалась от способности тех, кто жил среди людей. Их возможность думать, размышлять была горазда ниже. Время было упущено. Физически человек рос, а вот душой и духом таких детей никто не занимался.
Дьявол знает, что человек по замыслу Творца должен развиваться, поэтому Противник всячески старается помешать человеку, вбивая в его голову такие мысли: "ты произошел от обезьяны, путем эволюции!" или "человек человеку волк". Короче, он все делает, чтобы мы опустились на животный уровень и там остались навсегда. Дьявол не хочет нас видеть детьми Божьими, он хочет нас сделать подобием животных.
Мне понравилось, как однажды пошутил Кент Ховинд на своей лекции. Он сказал: "Ребенку говорят, что за миллионы лет, благодаря эволюции, из обезьяны произошел человек. И этот процесс изучает наука. Если же ребенку рассказывают: "Однажды Иванушка выпустив стрелу, пошел за ней. Шел он значит шел, и видит, как его стрелу держит в своих лапках лягушка. Подошел Иванушка к лягушке, взял её, поцеловал и стала лягушка красавицей", - то это почему-то сказка. Значит, если долго, то "наука", если быстро, то "сказка". Хотя и то, и другое - вымысел.
Чем старше человек, чем он дольше жил без мудрости Божьей, тем тяжелее ему поверить.
Поэтому , апостол Павел рекомендует Тимофею: "Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" (1Тим.4:16). Вникай в себя и в учение, а не только в себя и не только в учение. А то даже есть такое направление "Познай себя!". А что может человек познать в себе без Бога? Только зло. А ну да. В человеке есть хорошее и его тоже можно познать. Только тщеславие - одно из любимых орудий дьявола.
Бог дает нам спасение, как дар, чтобы никто не хвалился делами.
Мы должны пропустить свою жизнь, через Его слово, чтобы спасение и единство с Ним произошло, как можно раньше, что бы познание Его никогда не остановилось.
Если человек, принимает дар Иисуса Христа в старости, он получает спасение, если принимает в молодости, то обретает Жизнь.
Предлагаю принять Христа, как можно раньше, чтобы развиваться, познавать себя, этот мир и Бога иначе можно опоздать и остаться на уровне теории Дарвина.
Бог дает откровения о Себе. И если Он коснется человека даже в 100 лет, то тот прозреет, его ум станет ясным, тогда да, учиться никогда не поздно. Но если человек не захочет принять мудрость Божью, то такому человеку вряд ли что поможет. Кого Бог по собственному решению человека соглашается наказать, того Он лишает разума.
Вы наверное слышали, что хула на святого Духа не простится. Одно из имен Святого Духа - Божья Мудрость. Поэтому можно сказать по другому. Хула на Божью Мудрость уводит человека в дебри из которых он уже не выйдет, потому что та мудрость, которая помогает в борьбе с невежеством, глупостью - поругана.
И вопрос не в том профессор вы или домохозяйка. Вопрос в том, как вы относитесь к Богу.
Домиций Афр – наставник Квинтилиана
Квинтилиан поехал в Рим. Там он нашел наставника в лице Домиция Афра, за чьей манерой держаться и вести себя в суде Квинтилиан следил и, наверное, поначалу копировал.
Учитель нашего героя был классическим цицероновским оратором. Видимо, под его влиянием Квинтилиан полюбил труды самого Цицерона.
Пример Мэри Хобсон
Благодаря выпуску новостей об этой замечательной женщине знают не только переводчики. Хотя именно они вдохновляются ее примером. А история такая. Англичанка Мэри Хобсон начала изучать русский, когда ей было 56 лет. Ее потряс роман Л.Н. Толстого «Война и мир», но в то же время женщина подумала, что ведь она читала не оригинальный авторский текст, а лишь его переводной вариант. И после этого М. Хобсон стала учиться русскому.
Сначала «несерьезно», то есть несистематично, а потом поступила в Лондонский университет. Более того, русский язык не только стал полезным хобби, которое помогло избежать скуки, безделья и слабоумия. «Великий и могучий» оказался источником второго дыхания для англичанки: она перевела А.С. Грибоедова на английский, защитила диссертацию на тему его творчества. Ведь часто такое бывает, когда человек изучает что-то, сначала ему кажется, что это забава, а потом увлечение превращается в работу и становится смыслом его жизни.
Да, кстати, обсуждая поговорку «учиться никогда не поздно» и примеры ее применения, стоит сказать, что познание – это единственный способ раздвинуть грани возможного, пересмотреть отношение к себе, выбраться из депрессии и уныния. Если человек варится все время в собственном соку, то он более подвержен различным негативным состояниям: депрессиям, неврозам, сомнениям, сожалениям о прошлом.
Поэтому нужно постоянно открывать для себя новое, но не ради эфемерного внутреннего развития, а чтобы жизнь была насыщеннее и полнее.
Смысл пословицы
Смысл пословицы сводится к тому, что человек должен постоянно учиться. Без развития и обучения чему-либо человек может многое потерять. Он не сможет добиться крупных успехов по работе, не будет вовлечен в общемировую картину. К тому же ученые доказали, что те, кто регулярно тренирует свой мозг (читает книги, изучает языки, осваивает новые виды деятельности и т.п.), менее подвержены болезням мозга в старости. То есть у них лучше обстоят дела с памятью и ментальным здоровьем. А в придачу они интересные собеседники с широким кругозором, которые всегда могут поделиться чем-то важным и интересным с другими.
Следующая пословица
Смысл пословицы
Квинтилиан
Порой поговорка – это творчество народа. Так бывает, когда имя настоящего автора время не сохранило. Но в данном случае известно, кому мы обязаны тем сокровищем, которое совершенно не ценим.
Нам кажется, фраза да фраза, что ее хвалить или ею восхищаться. А пришла она к нам из глубокой древности. Вопрос о том, кто сказал: “Учиться никогда не поздно,” - предполагает конкретный ответ. Был такой в Древнем Риме мудрец Квинтилиан, ему-то мы и должны сказать спасибо.
О нем известно немного. О происхождении данные разнятся: одни говорят, что он был знатным, другие утверждают, что нет. Ясно одно - отец его был образованным человеком, поэтому послал его учиться в Рим, где в то время царствовал Нерон.
Да, мы не сказали, когда и где родился прославленный учитель красноречия.
Современность поговорки
То ли реальность действительно циклична, то ли настоящая мудрость на самом деле не ржавеет. Но можно сказать, что поговорка чрезвычайно современна. Сейчас только утюг молчит о том, что нам надо постоянно развиваться, если мы хотим чего-то добиться в жизни.
И представьте нас лет через 30, неужели мы бросим эту привычку расти? Это кажется невероятным. Вообще, когда от человека уже ничего общество не требует, а детей он уже вырастил, можно и отдохнуть. То есть выбросить из головы все эти идеи о постоянном развитии.
У современного социума это стало идеей фикс. Учеба – это не всегда нудный, тяжелый тягучий и скучный процесс. Учиться можно и с удовольствием, главное – ответить на вопрос: «Зачем?»
Следующая пословица
В основном в пословицах и поговорках об учебе заключен положительный смысл. То же самое справедливо сказать и о известном изречении «учиться никогда не поздно». Мы посмотрим на процесс накопления знаний с разных сторон, подвергнем его детальному разбору.
Дальнейшая судьба и фундаментальный труд
После смерти наставника Квинтилиан приехал в родную провинцию империи, чтобы там набраться опыта судебного оратора. Но он все равно вернулся в Рим в 68 году в качестве члена свиты императора Гальбы. Хотя наш герой не был к нему особенно близок. Это и спасло его после гибели цезаря.
Остальное излагаем пунктиром. В год четырех императоров Квинтилиан открыл свою школу красноречия. Высшей точкой развития его карьеры стало назначение консулом.
Однако известным на века он остался благодаря тому, что написал трактат «Об образовании оратора» – самый хорошо сохранившийся и полный курс ораторского мастерства, с многочисленными ссылками на литературные и исторические источники. Возможно, именно там и притаилась пословица «учиться никогда не поздно», которая в то время, конечно, афоризмом еще не стала.
Но точно установить источник нельзя, ибо замечательный труд был переведен на русский частично. На данный момент он есть только с дореволюционной орфографией. Не исключено, что в русский фраза «учиться никогда не поздно» попала из других языков, в которых существует более полный перевод античного классика. Но автор изречения точно Квинтилиан, в этом пункте пусть читатель не сомневается.
Происхождение пословицы
Очень интересно отметить, что возникло изречение более двух тысяч лет назад, но актуальным оно является по сей день. Ведь сейчас именно внутреннее развития и постоянное получение новых полезных навыков делает человека востребованным.
Читайте также: