Конспект пословицы и поговорки
Обновлено: 22.11.2024
предметные: овладение всеми видами речевой деятельности, знать определение пословицы и поговорки, уметь различать их, определять значение.
Оборудование урока: учебник, наглядность, тетрадь
«ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА». Повторенье – мать ученья. Век живи-век учись. Ребята, давайте попробуем объяснить значение данных выражений
2.Актуализация опорных знаний
Ребята, вспомним тему предыдущего урока. Назовите те крылаты выражения, которые вы лучше всего запомнили с предыдущего урока. Проверка домашнего задания
3.Объявление темы и целеполагание.
«Ситуация яркого пятна»
На проекторе текст.
Задали девочке на уроке труда сшить фартук. Решила она быстро работу выполнить и побежать гулять. " Сделал дело-гуляй смело "-решила девочка. Взяла она кусочек ткани так отрезала-неровно, и так вырезала-опять неровно. Так и испортила всю ткань. Растроилсь она , вот ведь и правду говорят :" поспешишь-людей насмешишь ".Тут пришла бабушка, стала внучку успокаивать и учить уму-разуму: " Семь раз отмерь-один раз отрежь ". Запомнила внучка бабушкин урок :" за всякое дело берись умело . "
Какие отрезки текста выделены другим цветом? Почему? Как называются такие выражения? Какова тема сегодняшнего урока? Сформулируйте цели и задачи.
4.Объяснение новой темы
Наглядность
Словарная работа. Слово учителя
ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» означает выражение досады.)
ПОСЛО́ВИЦА — краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела) . Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают) . Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься — люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай) . Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.
Лес рубят — щепки летят.
Прямой смысл — когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл — нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
Не зная броду, не суйся в воду.
Прямой смысл — реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл — если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
Цыплят по осени считают
Прямой смысл — цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл — итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
От яблони — яблочки, а от сосны — шишки
Прямой смысл — на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный — не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
6.Закрепление изученного материала
Класс делится на 2 команды, каждая из них получает задания
А) «Одним словом». Замените поговорки одним словом.
На попятный двор. (Отказаться);
Заткнуть за пояс. (Победить);
При царе Горохе. (Давно);
Хоть шаром покати. (Ничего нет);
Легок на помине. (Появился быстро);
У черта на куличиках. (Далеко);
Яблоку негде упасть. (Тесно);
Как снег на голову. (Внезапно);
Ни к селу ни к городу. (Невпопад).
Б) «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица?
Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);
Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);
А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);
А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);
А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).
Задание для капитанов команд. Нужно поднять карточку с правильным ответом
В) ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:
«Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость» и т.д.
- С родной земли – умри, не сходи
- Своя земля и в горсти мила
- Всякая сосна своему бору шумит
- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило
- Продай кафтан, да купи буквицу
- Корень учения горек, да плод сладок
- Сперва аз да буки, а там – и науки
- Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить
- Под лежачий камень вода не течет
- Дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах
- Горька работа, да сладок хлеб
- Двое пашут, а семеро руками машут
- На голове густо, а в голове пусто
- Лоб, что лопата, а ума небогато
- Волков боятся - в лес не ходить
Г) «Закончи поговорку»
1. Без году (неделя).
2. Брать быка (за рога)
3. Вставлять палки (в колёса)
4. Делать из мухи (слона).
5. Заблудиться в трёх (соснах)
6. Как с гуся (вода)
7. Не видать, как своих (ушей).
8. Обвести вокруг (пальца)
9. Показать, где раки (зимуют)
10. Переливать из пустого в (порожнее).
11. Друзья познаются в (беде).
12. Дорога ложка к (обеду).
Д) Игра «Угадайка».
Баба с возу – кобыле легче.
Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.
Беда не по лесу ходит, а по людям.
Несчастья именно с людьми являются настоящей бедой, а не с тем, что их окружает.
Беда никогда не приходит одна.
Она обязательно прихватит за собой минимум ещё одну.
Бедность не порок.
Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.
Бережёного Бог бережёт.
Осмотрительному, осторожному в своих решениях и поступках человеку легче избежать опасностей, неоправданных рисков.
Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
Редко что-либо бесплатное даётся нам без подводных камней, без подвоха.
Бог шельму метит.
Злые деяния и прочие отрицательные качества не остаются безнаказанными.
Большому кораблю – большое плавание.
Человеку с большими способностями достаются большие возможности.
Будешь долго мучиться – что-нибудь получится.
Действительно постаравшись в сложном деле, можно добиться хоть чего-то.
Бумага всё стерпит.
Бумага, в отличие от людей, стерпит любую ложь, любую ошибку, написанную на ней.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.
В здоровом теле здоровый дух.
Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благосостояние.
В тесноте, да не в обиде.
Небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
В чужом коллективе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.
В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
Ошибки и недостатки чужих людей заметны намного лучше своих собственных.
Видна птица по полёту.
О людях, которые своими делами, своей внешностью показывают окружающим свою натуру.
Вода камень точит.
Даже незначительный труд, проявляющийся долго и упорно, даёт хорошие плоды.
Воду в ступе толочь – вода и будет.
О занятии бестолковым делом, не приносящем ничего полезного.
Волка ноги кормят.
Чтобы заработать на жизнь, надо двигаться, активно действовать, а не сидеть на месте.
Волков бояться – в лес не ходить.
Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело.
Всему своё время.
Все совершается в назначенный срок, не раньше и не позже.
Где тонко, там и рвётся.
Прочное всегда остаётся прочным, а слабое звено всегда даёт затрещину.
Глаза боятся, а руки делают.
Страшно браться за дело, пока всё-таки не возьмёшься за него.
Голь на выдумки хитра.
Нужда, бедность человека делают его более умным и изобретательным.
Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдётся.
О людях, вопреки горам, способных по природе своей понимать, идти навстречу.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Жизнь – штука сложная, прожить её не так-то просто.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Невозможно достичь две цели одновременно, всё надо делать последовательно.
За деревьями леса не видать.
Зацикливаясь на мелочах или на одном и том же, невозможно увидишь главного.
Из песни слова не выкинешь.
Невозможно изменить или утаить что-либо словами, не исказив действительности.
Кабы знал, где упасть, так соломки бы подстелил.
Об осторожности, предусмотрительности, дабы не было беды.
Каждый кулик своё болото хвалит.
Всякий человек хвалит место, в котором он живёт, а всё остальное – чужое, непривычное.
Как аукнется, так и откликнется.
Любые поступки к окружающим людям, хорошие или плохие, со временем оборачиваются тем же.
Как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
На что настроишься, то и получишь.
Красна изба не углами, а пирогами.
Хозяин в доме ценится не богатством, а гостеприимством.
Кто ищет, тот всегда найдёт.
Когда человек действительно старается искать, он действительно находит.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Кто рано встать не ленится, тому и день длинней и урожай пышней.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Не стоит верить словам, стоит смотреть только на действия.
Лучше поздно, чем никогда.
Лучше сделать что-либо хоть когда-нибудь, чем не сделать вообще.
Не всё коту масленица, бывает и великий пост.
Не всегда жизнь – праздник. Она идёт переменчивыми полосами.
Не всё то золото, что блестит.
Любая вещь или сущность, как бы красиво она не выглядела, не определяется лишь по внешним признакам. Важнее признаки внутренние.
Не зная броду, не суйся в воду.
Прежде чем что-то делать, следует узнать, каким образом это делается.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Деньги исчезают при первом же походе в магазин, а друзья остаются вовек.
Не место красит человека, а человек место.
Человек при плохой должности может быть отличным работником, а при хорошей должности – наоборот.
Ход занятия.
Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.
-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.
Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят.Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают»ведет от сравнения: вырастить цыплят после того, как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»
Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.
Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!
Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.
- Хорошо это или плохо?
- Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор).
А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.
-Чем отличается пословица от загадки?
Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!
Прикреплённые файлы:
ilyustraci-k-ruskim-poslovicam-i-pogovorkam_5sgdg.ppt | 4178 Кб |
Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.
Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!» Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление.
Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Начинается занятие. На интерактивной доске заставка: сказочная страна)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в страну русской народной культуры! И прежде, чем мы начнем,я задам вам очень важный вопрос: «Ребята, вы любите сказки?». (Ответы детей)
- А вы помните, какими же словами заканчиваются русские сказки? (Ответы детей: Сказка ложь! Да в ней намёк. Добрым молодцам урок)
- Что же это за предложение такое? Это пословица.
У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура. Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, а каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих.
(Стук в окно. Воспитатель открывает занавеску, там сидит сова с письмом в клюве)
- Ребята, к нам прилетела мудрая сова из сказочного леса. Давайте посмотрим, что же у не в клюве? Это письмо, сейчас я его вам прочитаю!
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут сова Мудрость. Мне нужна ваша помощь.В волшебной стране произошло ужасное: Змей-Горыныч закрыл пословицы и поговорки в коробку. Я узнала, что только вы сможете мне помочь расколдовать коробку, ведь вы самые добрые, смелые, умные ребята, которые не боятся никаких преград. С уважением, сова Мудрость».
Ребята, поможем сове Мудрости освободить пословицы? (Ответы детей)
- Чтобы пословицы расколдовать, надо собрать цветик-семицветик из лепестков с заданиями. Вы слушайте внимательно, а потом отвечайте на вопросы.
(Просмотр основной части презентации)
Пословицы и поговорки доли к нам с давних времён. Это короткие, простые, но богатые по мысли изречения. Они складывались народом ещё до того, как появилась на Руси грамота.
Пословицы – это народная мудрость. Они содержат в себе глубокий смысл, прямой совет и подсказывают, как поступить в данной ситуации.
Пословица – это целое законченное предложение. Например «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которое можно заменить другими словами. Например «Золотые руки». Что это значит? (Ответы детей) Золотые руки – это значит руки умелые, трудолюбивые, занятые делом.
Пословицы и поговоркиохватывают все стороны жизни народа: Родина, труд, семья, любовь, дружба, учёба, явления природы, животные. Они передавались из поколения к поколению, из уст в уста.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Слова-антонимы». Антонимы – это слова с противоположным значением.
Пословицы бывают о:
Добре и (зле)
Труде и (лени)
Счастье и (несчастье)
Любви и (ненависти)
Войне и (мире)
Правде и (лжи)
Диких животных и (домашних)
Родителях и (детях)
Горе и (радости)
- Молодцы, ребята. А теперь я буду задавать вопросы, если вы ответите правильно, то появится лепесток.
Вопросы: Кто придумал пословицы? О чём бывают пословицы? (Ответы детей)
- Как здорово, ребята, у вас получается! Мы расколдовали уже целых два лепестка. Наверное, вы немножко устали, поэтому давайте немного разомнемся.
Физминутка. Воспитатель озвучивает действия в стихотворной форме и показывает движения. Дети повторяют за воспитателем.
«Сказка даст нам отдохнуть,
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
- давайте продолжим знакомство с пословицами. Сейчас я вам расскажу о нескольких пословицах и покажу картинки.
«Что написано пером, не вырубишь топором»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей»
«Сделал дело – гуляй смело
(Воспитатель кратко описывает каждую пословицу).
- Ребята, а сейчас я вам раздам пословицы в картинках, только одна часть пословицы достанется одному, а вторая часть-другому ребёнку. Я буду называть начало пословицы, вы должны по картинке определить её, и найти вторую половинку. Также вы должны вдвоём объяснить смысл этой пословицы.
(Детям раздаются карточки, выполняется задание, после выполнения задания дети получают третий лепесток)
Вот теперь узнали мы, что вы с пословицей дружны. И посмотрим мы сейчас, кто самый знающий из вас.
Проводится словесная игра «Продолжи пословицу».
- Молодцы, ребята. А вот и четвертый лепесток на нашем цветике-семицветике.
Ребята, мы с вами познакомились с пословицам. А теперь я вам покажу картинку, а вы отгадайте к какой пословице она подойдёт.
«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Яблоко от яблоньки недалеко падает», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». (Ответы детей)
- Молодцы, ребята. А вот и пятый лепесток на нашем цветике-семицветике.
Пословицы и поговорки учат нас, как надо вести себя, как поступить в какой-то ситуации, но поговорки можно применить не только к детям и людям, но и к сказочным героям. Ведь они тоже бывают положительные и отрицательные.
Я буду называть пословицу, а вы определите к какому сказочному герою она подойдёт, и объясните свой выбор.
«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» (Буратино)
«Друг познаётся в беде» (Красная шапочка)
«Терпение и труд - всё перетрут» (Репка)
«Берегись бед, пока их нет» (Карлсон)
«Ему на хвост не наступишь» (Кот в сапогах)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и шестой лепесток на нашем цветике-семицветике.
А сейчас выходите на полянку, становитесь в хоровод, поиграем в игру «Назови пословицу по предмету»
Звучит русская народная музыка,дети ведут хоровод и повторяют слова:
«Раз, два, три, на поляну выходи.
Хоровод заводи и пословицу говори»
Ведущий идёт в обратную сторону, в руках у него волшебная коробочка. Музыка останавливается. Ребёнок достаёт 1 предмет и по нему называет пословицу - ножницы, 100 рублей, заяц, топор, яблоко, калач, рыбка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот и седьмой лепесток на нашем цветике-семицветике.
Слайд 14. Заставка страна знаний и сова Мудрость.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня вы не только помогли сове освободить пословицы и поговорки, но и научились помогать друг другу!Народная мудрость гласит: «Поговорка – цветочек, пословица- ягодка». Вы сегодня старались, Мне очень понравились ваши рассказы, ответы. Вы узнали, что действительно, к каждому вашему поступку можно применить ту или иную пословицу.
Пословицы недаром молвятся.
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится-
Ведь с ней и горе, и беда.
И наша речь красна пословицей,
Давайте помнить их друзья.
Прикреплённые файлы:
itogovaja-rabota-kaljaeva-s-m_odgv7.pptx | 5519,48 Кб |
Стихи, пословицы, поговорки о лете в старшей группе Дорогие друзья, сегодня вашему вниманию хочу представить подборку стихотворений о лете, которые можно выучить. С. Маршак. Июнь. пришел июнь,.
Пословицы и поговорки, крылатые выражения с числами МБДОУ №37 «Родничок» Кемерово. Пословицы и поговорки, крылатые выражения с числами 1. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы.
Пословицы и поговорки РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ несут в себе невероятную силу и вековую мудрость нашего народа, поэтому очень желательно начинать.
Пословицы и поговорки о семье • Вся семья вместе, так и душа на месте. • В своей семье всяк сам большой. • В родной семье и каша гуще. • Семьей и горох молотят. •.
Пословицы, поговорки и приметы про деревья Пословицы, поговорки и приметы про деревья. Пословицы, поговорки, приметы о деревьях предназначены для детей дошкольного и младшего школьного.
Пословицы, поговорки, приметы про зиму Август собирает, да вот зима всё проедает. Больше снега — больше хлеба. Большой иней зимой - лето выдастся тяжкое для здоровья. Быстрая.
Пословицы, поговорки в режимных моментах в ДОУ детский фольклор Ставрополья Литературное наследие Ставрополья складывалось давным-давно в виде народных песен, мифов, пословиц, поговорок, загадок разных национальностей,.
Проект по русскому языку «Пословицы и поговорки» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 города Магнитогорска улица.
Загадки, стихи, пословицы, поговорки о ветре Предлагаю подборку загадок, стихов, пословиц, поговорки про ветер для детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен воспитателям,.
Следующая пословица
Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.
1. Учить детей обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования.
2. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.
1. Развивать у детей память, мышление, воображение;
2. Развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
1. Воспитывать в детях любовь к устному народному творчеству.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: ознакомительная беседа с детьми о русской культуре; разучивание и применение в игровой деятельности русских народных (хороводных) игр; чтение сказок, рассматривание иллюстраций, книг, чтение поговорок.
Формы организации образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, работа по подгруппам.
Методы и приёмы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря, индивидуальная работа, дифференцированный подход.
Пословица, поговорка, слова-антонимы
Развивающая предметно-пространственная среда: сова, письмо, презентация, набор карточек «пословицы», волшебная коробка с предметами для игры «Назови пословицу по предмету», русская народная музыка.
Следующая пословица
Конспект НОД по пословицам и поговоркам.
Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.
Следующая пословица
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (пословицы, поговорки).
Метапредметные: познавательные: знакомятся с малыми жанрами фольклора (пословицы, поговорки), выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; коммуникативные: используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности
м етоды и формы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные
ресурсы
Альбомные листы; цветные карандаши
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
о рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
I. Мотивация (само-
определение) к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готов-ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность
Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность
Личностные: имеют положительную мотивацию
к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету; понимают его важность.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Устные ответы, наблюдения учителя
II. Постановка темы и целей урока
Формулирование темы
и задач урока
Совместно с учащимися учитель формулирует тему урока, ставит учебные задачи
Формулируют вместе с учителем тему
и задачи урока
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
III. Проверка домашнего задания
Ответы
на вопросы по учебнику
Предлагает ответить на вопросы 1, 2
Отвечают на вопросы учителя
Познавательные: осуществляют структурирование знаний.
Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения
Ответы на вопросы
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Собери пословицу».
2. Составление истории, в основе которой лежит пословица
Учитель называет слова. Учащиеся должны составить пословицу из предложенных им попарно соединённых слов. Объясняют смысл пословиц.
• время – потехе (делу – время, потехе – час) ;
• труда – пруда (без труда не вынешь и рыбку из пруда) ;
• дело – мастера (дело мастера боится) ;
• пышки – шишки (работнику – медовые пышки, лодырю – еловые шишки) ;
• друга – береги (нет друга – ищи, а нашёл – береги) .
– Что такое пословица?
− Придумайте и расскажите историю на основе одной из составленных пословиц
Отвечают на вопрос.
Придумывают и рассказывают историю, в основе которой лежит пословица. Осуществляют взаимопроверку
Познавательные: осуществляют логические операции, структурирование знаний, извлечение необходимой информации из различных источников; строят логическую цепь рассуждений, доказательство; ориентируются в системе знаний.
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют контроль и оценивание учебной деятельности.
Коммуникативные: владеют навыками учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют слушать, строить понятные для собеседника речевые высказывания; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию по обсуждаемой проблеме
Состав-ление
и чтение пословиц; рассказа, в основе которого лежит пословица
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; действуют четко по инструкции
Движения согласно инструкции учителя
Продолжение работы по теме
урока
1) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в учебнике
2) Выполнение заданий 4, 5 в учебнике
2) Иллюстрирование пословиц, поговорок
Выполняют задания. Осуществляют самопроверку, взаимопроверку
Регулятивные: осуществляют контроль и оценивание учебной деятельности.
Коммуникативные: умеют слушать собеседника.
Личностные: проявляют чувство радости за успехи сверстников
Чтение пословиц, поговорок. Иллюстрирование
V. Итог урока. Рефлексия
1. Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная
беседа.
2. Конкурс знатоков
– С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным?
– При помощи считалки выберите участника конкурса «Малые жанры фольклора». Представители от каждой команды читают выразительно на выбор загадку, потешку, скороговорку, пословицу, поговорку. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится
Отвечают на вопросы учителя.
Принимают участие в конкурсе
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Познавательные: ориентируются в системе знаний.
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; оценивают собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные: умеют слушать собеседника.
Личностные: проявляют познавательный интерес
к предмету, чувство радости за успехи сверстников
Устные ответы, чтение загадок, потешек, скороговорок, пословиц, поговорок
Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Ответить на вопросы 1, 2, 3, с. 27
Задают уточняющие вопросы
Регулятивные: принимают и сохраняют учебные цели и задачи.
Личностные: осознают важность и необходимость знаний в жизни человека
Читайте также: