Классификация пословиц и поговорок

Обновлено: 20.05.2024

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней.

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

ВложениеРазмер
klassifikaciya_poslovic.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе.

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней.

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

Использование пословиц при изучении мягких и твёрдых согласных.

Порядок время бережёт.

Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.

Поле труд любит.

И медведя люди учат.

Всякий человек вперёд смотрит.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Использование пословиц при изучении темы: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов».

Зимою шубка не шутка.

Кошке игрушки, а мышке слёзки.

Не будь тороплив, а будь памятлив.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

В зимний холод всякий молод.

Снег на полях – хлеб в закромах.

В чужих руках всё дело легко.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Глаз видит, да зуб неймёт.

Не в бровь, а в глаз.

Наш народ растёт из года в год.

На сказки герой, а на работу слаб.

Хороший друг – это настоящий клад.

Пример героя зовёт на подвиг.

Сядем рядком. да поговорим ладком.

Спасибо, мороз, что снега нанёс.

Терпенье и труд всё перетрут.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Использование пословиц при изучении безударных гласных в корне слова.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Флот морской – границ часовой.

Смелость города берёт.

Посуда любит чистоту.

На хороший цветок и пчела летит.

На языке медок, а на сердце ледок.

Собака лает, а ветер носит.

Красна весна цветами, а осень плодами.

Нет земли краше, чем страна наша.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Наша правда врагам глаза колет.

Апрель с водою – май с травою.

Вода на лугу – сено в стогу.

По лесу ходи – под ноги гляди.

Целина красна не только хлебами, но и богатырями.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Использование пословиц при изучении слов с непроизносимыми согласными.

Радостная жизнь сердце веселит.

Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.

Человек трудолюбивый – самый счастливый.

Честный труд – наше богатство.

Рукам работа – душе праздник.

Сердце матери лучше солнца греет.

Ленивому и будни праздник.

Счастливым и красивым делает человека работа.

Дождливое лето хуже осени.

Москва от глаз далеко, да к сердцу близко.

Солнце пригреет – всё поспеет.

Без коллектива и жизнь не счастлива.

Использование пословиц при изучении слов с удвоенными согласными.

У коллектива большая сила.

Хороша нива только у коллектива.

Ссора до добра не доводит.

В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

Использование пословиц при обучении правописанию слов с предлогом и приставкой.

Сначала подумай, потом говори.

Труд и накормит, и научит.

Язык до Киева доведёт.

Родина поучает, Родина выручает.

За край родной иди бесстрашно в бой.

Использование пословиц при изучении темы: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу».

Умел начать – умей и окончить.

Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

Не давши слова – крепись, а давши – держись.

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Кто дрожит, тот и бежит.

Не верь чужим речам, верь своим очам.

Жить – Родине служить.

Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

Сам погибай, а товарища выручай.

Жизнь дана на добрые дела.

Чужой славой не проживёшь.

Жизнь правде посвящай.

На чужой стороне и летом холодно.

Кто с техникой дружит, тому она верно служит.

С книгой жить – век не тужить.

С песней дружить – и в бою не тужить.

Шила в мешке не утаишь.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Не спеши языком – торопись делом.

Использование пословиц при изучении слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного.

Маленькое дело лучше всякого безделья.

Больше дела, меньше слов.

От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

Мужество рождается в борьбе.

Умел взять – умей отдать.

Использование пословиц при изучении правописания слов с разделительными ъ и ь знаками.

Без терпенья нет уменья.

Без ученья нет уменья.

Доброе молчанье лучше пустой болтовни.

От желанья к исполненью приложи уменье.

Ручьи сольются - река, люди соединятся – сила.

Красна птица перьями, а человек уменьями.

Повторенье – мать ученья.

Здоровье всего дороже.

Уменье везде найдёт примененье.

С большим подъёмом и спуск большой.

Пословицу не обойти, не объехать.

Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.

Знает кошка, чьё мясо съела.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Лето собирает, а зима подъедает.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Использование пословиц при изучении падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений.

Добрые вести не лежат на месте.

Солдата к славе ведут ученье и труд.

Умный товарищ – половина дороги.

Нашей армии сыны – Родине веры.

Будет и на нашей улице праздник.

Делу – время, потехе – час.

И на солнце есть пятна.

Наша сила в крепости тыла.

Ленивому Микишке всё не до книжки.

По наружности о человеке не суди.

Богаче Сибири нет земли в мире.

Труд – дело чести, славы, доблести и геройства.

Использование пословиц при формировании навыков правильного письма имён существительных с шипящими на конце.

На помощь надейся, а сам не плошай.

Спящий кот мышь не поймает.

Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

Идёт дождь, даст он рожь.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Книжка – лучший товарищ.

Ростом с мышь, а храбрый малыш.

Наука – источник знаний, знание - светоч жизни.

Использование пословиц при изучении тем: «Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжений», «Правописание не с глаголами».

Правда в воде не тонет, в огне не горит.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Умелый воин не дрогнет в бою.

Труд кормит, а лень портит.

Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит.

Умный человек не тратит много слов.

Берись дружно, не будет грузно.

Лето собирает, а зима подъедает.

Читает – летает, да ничего не понимает.

Использование пословиц при изучении темы: «Личные окончания глаголов 2-го лица».

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Без пословицы не проживешь.

Одной рукой узла не завяжешь.

Что написано пером, того не вырубишь топором.

Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.

Слезами горю не поможешь.

Веника не сломишь, прутья по одному все переломаешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь.

Делаешь наспех, сделаешь на смех.

Использование пословиц при изучении местоимений.

Одна у человека мать, одна у него и родина.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Герой умирает, а слава его живёт.

Брат мой, а ум у него свой.

Использование пословиц при изучении темы: «Неопределённая форма глагола».

Без дела жить – только небо коптить.

Учить – ум точить.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Использование пословиц при изучении темы: «Имя прилагательное».

Зимнее солнце плохо греет.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Ударная работа человека красит.

За худым пойдёшь, худое и найдёшь.

Без хорошего труда нет плода.

Хорошим словом мир освещается.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Летний день за зимнюю неделю.

Ленивой лошади любая дорога кажется дальней.

Жизнь дана на добрые дела.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют рас.


Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап.

Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка.

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически.


Классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе

в данной материале приводится классификация дидактических игр, используемых на уроках русского языка в начальной школе.


Пословицы, поговорки, загадки, фразеологические обороты на уроке русского языка в начальной школе

Весело нынче учиться в школе. Просто карнавал. Диктанты-эстафеты и кроссворды по частям речи, костюмированные праздники с участием орфограмм и частушки на тему правил пунктуации – все это есть в.


Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Использование лингвистической сказки на уроках русского языка в начальной школе»

Использование лингвистической сказки на уроках русского языка позволяет повысить уровень развития речи, сделать процесс обучения эффективным, разнообразным и интересным. При этом ее возможности таковы.

Предварительный просмотр:

Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе.

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней.

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

Использование пословиц при изучении мягких и твёрдых согласных.

  • Порядок время бережёт.
  • Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
  • Поле труд любит.
  • И медведя люди учат.
  • Всякий человек вперёд смотрит.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.

Использование пословиц при изучении темы: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов».

  • Зимою шубка не шутка.
  • Кошке игрушки, а мышке слёзки.
  • Не будь тороплив, а будь памятлив.
  • Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
  • В зимний холод всякий молод.
  • Снег на полях – хлеб в закромах.
  • В чужих руках всё дело легко.
  • Рыбка мелка, да уха сладка.
  • Глаз видит, да зуб неймёт.
  • Не в бровь, а в глаз.
  • Наш народ растёт из года в год.
  • На сказки герой, а на работу слаб.
  • Хороший друг – это настоящий клад.
  • Пример героя зовёт на подвиг.
  • Сядем рядком. да поговорим ладком.
  • Спасибо, мороз, что снега нанёс.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.

Использование пословиц при изучении безударных гласных в корне слова.

  • Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
  • Флот морской – границ часовой.
  • Смелость города берёт.
  • Посуда любит чистоту.
  • На хороший цветок и пчела летит.
  • На языке медок, а на сердце ледок.
  • Собака лает, а ветер носит.
  • Красна весна цветами, а осень плодами.
  • Нет земли краше, чем страна наша.
  • Тот герой, кто за Родину стоит горой.
  • Наша правда врагам глаза колет.
  • Апрель с водою – май с травою.
  • Вода на лугу – сено в стогу.
  • По лесу ходи – под ноги гляди.
  • Целина красна не только хлебами, но и богатырями.
  • Народы нашей страны дружбой сильны.

Использование пословиц при изучении слов с непроизносимыми согласными.

  • Радостная жизнь сердце веселит.
  • Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.
  • Человек трудолюбивый – самый счастливый.
  • Честный труд – наше богатство.
  • Рукам работа – душе праздник.
  • Сердце матери лучше солнца греет.
  • Ленивому и будни праздник.
  • Счастливым и красивым делает человека работа.
  • Дождливое лето хуже осени.
  • Москва от глаз далеко, да к сердцу близко.
  • Солнце пригреет – всё поспеет.
  • Без коллектива и жизнь не счастлива.

Использование пословиц при изучении слов с удвоенными согласными.

  • У коллектива большая сила.
  • Хороша нива только у коллектива.
  • Ссора до добра не доводит.
  • В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

Использование пословиц при обучении правописанию слов с предлогом и приставкой.

  • Сначала подумай, потом говори.
  • Труд и накормит, и научит.
  • Язык до Киева доведёт.
  • Родина поучает, Родина выручает.
  • За край родной иди бесстрашно в бой.

Использование пословиц при изучении темы: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу».

Использование пословиц при изучении слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного.

  • Маленькое дело лучше всякого безделья.
  • Больше дела, меньше слов.
  • От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
  • Мужество рождается в борьбе.
  • Умел взять – умей отдать.

Использование пословиц при изучении правописания слов с разделительными ъ и ь знаками.

  • Без терпенья нет уменья.
  • Без ученья нет уменья.
  • Доброе молчанье лучше пустой болтовни.
  • От желанья к исполненью приложи уменье.
  • Ручьи сольются - река, люди соединятся – сила.
  • Красна птица перьями, а человек уменьями.
  • Повторенье – мать ученья.
  • Здоровье всего дороже.
  • Уменье везде найдёт примененье.
  • С большим подъёмом и спуск большой.
  • Пословицу не обойти, не объехать.
  • Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.
  • Знает кошка, чьё мясо съела.
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Лето собирает, а зима подъедает.
  • Ум без книги, как птица без крыльев.

Использование пословиц при изучении падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений.

  • Добрые вести не лежат на месте.
  • Солдата к славе ведут ученье и труд.
  • Умный товарищ – половина дороги.
  • Нашей армии сыны – Родине веры.
  • Будет и на нашей улице праздник.
  • Делу – время, потехе – час.
  • И на солнце есть пятна.
  • Наша сила в крепости тыла.
  • Ленивому Микишке всё не до книжки.
  • По наружности о человеке не суди.
  • Богаче Сибири нет земли в мире.
  • Труд – дело чести, славы, доблести и геройства.

Использование пословиц при формировании навыков правильного письма имён существительных с шипящими на конце.

  • На помощь надейся, а сам не плошай.
  • Спящий кот мышь не поймает.
  • Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
  • Идёт дождь, даст он рожь.
  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Книжка – лучший товарищ.
  • Ростом с мышь, а храбрый малыш.
  • Наука – источник знаний, знание - светоч жизни.

Использование пословиц при изучении тем: «Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжений», «Правописание не с глаголами».

  • Правда в воде не тонет, в огне не горит.
  • Ласточка день начинает, а соловей кончает.
  • Умелый воин не дрогнет в бою.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит.
  • Умный человек не тратит много слов.
  • Берись дружно, не будет грузно.
  • Лето собирает, а зима подъедает.
  • Читает – летает, да ничего не понимает.

Использование пословиц при изучении темы: «Личные окончания глаголов 2-го лица».

  • Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  • Без пословицы не проживешь.
  • Одной рукой узла не завяжешь.
  • Что написано пером, того не вырубишь топором.
  • Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.
  • Слезами горю не поможешь.
  • Веника не сломишь, прутья по одному все переломаешь.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь.
  • Делаешь наспех, сделаешь на смех.

Использование пословиц при изучении местоимений.

  • Одна у человека мать, одна у него и родина.
  • Живи для людей, поживут и люди для тебя.
  • Герой умирает, а слава его живёт.
  • Брат мой, а ум у него свой.

Использование пословиц при изучении темы: «Неопределённая форма глагола».

Использование пословиц при изучении темы: «Имя прилагательное».

  • Зимнее солнце плохо греет.
  • Береги землю любимую, как мать родимую.
  • Ударная работа человека красит.
  • За худым пойдёшь, худое и найдёшь.
  • Без хорошего труда нет плода.
  • Хорошим словом мир освещается.
  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Летний день за зимнюю неделю.
  • Ленивой лошади любая дорога кажется дальней.
  • Жизнь дана на добрые дела.

Следующая пословица

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней.

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

Использование пословиц при изучении мягких и твёрдых согласных

·Порядок время бережёт.

·Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.

·Поле труд любит.

·И медведя люди учат.

·Всякий человек вперёд смотрит.

·Мороз невелик, да стоять не велит.

Использование пословиц при изучении темы: «Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов»

·Зимою шубка не шутка.

·Кошке игрушки, а мышке слёзки.

·Не будь тороплив, а будь памятлив.

·Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

·В зимний холод всякий молод.

·Снег на полях – хлеб в закромах.

·В чужих руках всё дело легко.

·Рыбка мелка, да уха сладка.

·Глаз видит, да зуб неймёт.

·Не в бровь, а в глаз.

·Наш народ растёт из года в год.

·На сказки герой, а на работу слаб.

·Хороший друг – это настоящий клад.

·Пример героя зовёт на подвиг.

·Сядем рядком. да поговорим ладком.

·Спасибо, мороз, что снега нанёс.

·Терпенье и труд всё перетрут.

·Если дружба велика, будет Родина крепка.

Использование пословиц при изучении безударных гласных в корне слова

·Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

·Флот морской – границ часовой.

·Смелость города берёт.

·Посуда любит чистоту.

·На хороший цветок и пчела летит.

·На языке медок, а на сердце ледок.

·Собака лает, а ветер носит.

·Красна весна цветами, а осень плодами.

·Нет земли краше, чем страна наша.

·Тот герой, кто за Родину стоит горой.

·Наша правда врагам глаза колет.

·Апрель с водою – май с травою.

·Вода на лугу – сено в стогу.

·По лесу ходи – под ноги гляди.

·Целина красна не только хлебами, но и богатырями.

·Народы нашей страны дружбой сильны.

Использование пословиц при изучении слов с непроизносимыми согласными

·Радостная жизнь сердце веселит.

·Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.

·Человек трудолюбивый – самый счастливый.

·Честный труд – наше богатство.

·Рукам работа – душе праздник.

·Сердце матери лучше солнца греет.

·Ленивому и будни праздник.

·Счастливым и красивым делает человека работа.

·Дождливое лето хуже осени.

·Москва от глаз далеко, да к сердцу близко.

·Солнце пригреет – всё поспеет.

·Без коллектива и жизнь не счастлива.

Использование пословиц при изучении слов с удвоенными согласными

·У коллектива большая сила.

·Хороша нива только у коллектива.

·Ссора до добра не доводит.

·В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

Использование пословиц при обучении правописанию слов с предлогом и приставкой

·Сначала подумай, потом говори.

·Труд и накормит, и научит.

·Язык до Киева доведёт.

·Родина поучает, Родина выручает.

·За край родной иди бесстрашно в бой.

Использование пословиц при изучении темы: «Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»

·Умел начать – умей и окончить.

·Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

·Не давши слова – крепись, а давши – держись.

·Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

·Кто дрожит, тот и бежит.

·Не верь чужим речам, верь своим очам.

·Жить – Родине служить.

·Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

·Сам погибай, а товарища выручай.

·Жизнь дана на добрые дела.

·Чужой славой не проживёшь.

·Жизнь правде посвящай.

·На чужой стороне и летом холодно.

·Кто с техникой дружит, тому она верно служит.

·С книгой жить – век не тужить.

·С песней дружить – и в бою не тужить.

·Шила в мешке не утаишь.

·Грибы ищут – по лесу рыщут.

·Не спеши языком – торопись делом.

Использование пословиц при изучении слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласного

·Маленькое дело лучше всякого безделья.

·Больше дела, меньше слов.

·От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

·Мужество рождается в борьбе.

·Умел взять – умей отдать.

Использование пословиц при изучении правописания слов с разделительными ъ и ь знаками

·Без терпенья нет уменья.

·Без ученья нет уменья.

·Доброе молчанье лучше пустой болтовни.

·От желанья к исполненью приложи уменье.

·Ручьи сольются - река, люди соединятся – сила.

·Красна птица перьями, а человек уменьями.

·Повторенье – мать ученья.

·Здоровье всего дороже.

·Уменье везде найдёт примененье.

·З большим подъёмом и спуск большой.

·Пословицу не обойти, не объехать.

·Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.

·Знает кошка, чьё мясо съела.

·Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

·Лето собирает, а зима подъедает.

·Ум без книги, как птица без крыльев.

Использование пословиц при изучении падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений

·Добрые вести не лежат на месте.

·Солдата к славе ведут ученье и труд.

·Умный товарищ – половина дороги.

·Нашей армии сыны – Родине веры.

·Будет и на нашей улице праздник.

·Делу – время, потехе – час.

·И на солнце есть пятна.

·Наша сила в крепости тыла.

·Ленивому Микишке всё не до книжки.

·По наружности о человеке не суди.

·Богаче Сибири нет земли в мире.

·Труд – дело чести, славы, доблести и геройства.

Использование пословиц при формировании навыков правильного письма имён существительных с шипящими на конце

· На помощь надейся, а сам не плошай.

·Спящий кот мышь не поймает.

·Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

·Идёт дождь, даст он рожь.

·Хорошую речь хорошо и слушать.

·Книжка – лучший товарищ.

·Ростом с мышь, а храбрый малыш.

·Наука – источник знаний, знание - светоч жизни.

Использование пословиц при изучении тем: «Личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжений», «Правописание не с глаголами»

·Правда в воде не тонет, в огне не горит.

·Ласточка день начинает, а соловей кончает.

·Умелый воин не дрогнет в бою.

·Труд кормит, а лень портит.

·Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит.

·Умный человек не тратит много слов.

·Берись дружно, не будет грузно.

·Лето собирает, а зима подъедает.

·Читает – летает, да ничего не понимает.

Использование пословиц при изучении темы: «Личные окончания глаголов 2-го лица»

·Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

·Без пословицы не проживешь.

·Одной рукой узла не завяжешь.

·Что написано пером, того не вырубишь топором.

·Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.

· Слезами горю не поможешь.

·Веника не сломишь, прутья по одному все переломаешь.

·Поспешишь – людей насмешишь.

·Что посеешь, то и пожнёшь.

·Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь.

·Делаешь наспех, сделаешь на смех.

Использование пословиц при изучении местоимений

·Одна у человека мать, одна у него и родина.

·Живи для людей, поживут и люди для тебя.

·Герой умирает, а слава его живёт.

·Брат мой, а ум у него свой.

Использование пословиц при изучении темы: «Неопределённая форма глагола»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«Пословица-не зря молвится» (Работа над пословицами. Пословица век не сломится.)

Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач.


Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют рас.


Классификация названий растений презентация к материалу "Классификация названий растений"

Данная презентация является наглядным дополнением к материалу " Классификация названий растений".


Классификация пословиц по темам, изучаемым на уроках русского языка в начальной школе

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, иск.


Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка. Классификация по правилам.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.Классификация по правилам.

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико.


Внеурочное занятие . Модуль "Классификация .Сравнение" 2 класс занятие 2 «Классификация» .

Овладение учащимися приёмом классификации есть один из критериев сформированности как общеучебных универсальных действий, так и универсальных логических действий.

Пословица и поговорка- это .

Чтобы не перепутать между собой два эти понятия, достаточно запомнить, что поговорка короче пословицы.

Поговорка — это устойчивое словосочетание, которое используется как образное выражение и находится в близкой связи с таким языковым явлением, как «фразеологизм».

Поговорка служит для описания свойств, качеств человека или предмета. Это не целая мысль, а кусочек мысли.

Пословица – это полноценная завершённая мысль, синтаксически оформленная как предложение. Обычно в ней содержится вывод, основанный на опыте коллективных наблюдений, поучение, житейский совет.

Примеры поговорок:

  1. Не по Сеньке шапка.
  2. Не от мира сего.
  3. Начал за здравие, а кончил за упокой.

Примеры пословиц:

  1. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  2. На двух стульях не усидишь.
  3. На Бога надейся, а сам не плошай.

Как видно, для поговорок важнее значение признака, для пословиц – действия, точнее, руководства к действию.

Важно не просто получить представление о предмете или явлении, но и понять, как правильно вести себя по отношению к нему.

Следующая пословица

Нет, пожалуй, ни одного человека, который не пользовался бы время от времени пословицами и поговорками.

Они, подобно пряной приправе, делают речь насыщенной и «вкусной» — приятной для слуха, запоминающейся, яркой.

Чаепитие

Дать определение термину не всегда просто: этот малый фольклорный жанр выполняет сразу несколько задач.

Поговорка – краткое присловье, житейская характеристика, закрепившийся в коллективной памяти народа афоризм.

Веками люди наблюдали друг за другом, давали оценку своим действиям, поступкам, качествам. Постепенно сложились устойчивые словесные формулы, которые, благодаря своей точности и выразительности, так полюбились людям, что стали использоваться постоянно. Их мы и называем поговорками.

Классификация поговорок

Все поговорки можно условно поделить на тематические группы. Иногда хрестоматии включают в себя такие разделы, как «Пословицы о труде», «Пословицы о храбрости», «Пословицы о вере» и т.д.

Учёные-фольклористы заметили, что картина мира в восприятии любого народа делится на два полюса: «доброе»-«худое» и, в связи с этим, предложили разбивать все имеющиеся единицы текста на антонимические пары:

  1. «лень-трудолюбие»;
  2. «ум-глупость»;
  3. «сила-слабость»;
  4. «правда-ложь».

Такой путь оказался продуктивным. Сегодня мы можем уверенно говорить о том, что для русского человека хорошо, а что плохо, какие черты характера украшают нас, а какие – портят.

Поговорки рассматриваются либо отдельно (как малый жанр фольклора, приближенный к фразеологизмам), либо в одном семантическом поле с пословицами.

Для них тоже характерны такие черты, как оценочность, разбиение на антонимические пары. Важным признаком жанра является его юмористическая (ироническая) составляющая.

Ищем поговорки

Обнаружить и безошибочно идентифицировать поговорку в художественном тексте или в речи собеседника поможет простой алгоритм действий.

Шаг 1

Находим в предложении образный компонент (иногда с непрояснённым буквальным значением):

На Дмитрия Иваныча не надейтесь: он нынче лыка не вяжет.

Под подозрение попадает словосочетание «лыка не вяжет». Во-первых, нужно вспомнить, что такое лыко, для чего его вязали, а также понять, почему надеяться на Дмитрия Ивановича нельзя (он ведь не занят работой (не вяжет лыка), стало быть, мог бы помочь в другом деле).

Шаг 2

Обращаемся к словарю фразеологизмов для прояснения смысла выражения.

Там мы узнаём, что вязание лыка (верхней части коры, годной для плетения лаптей, корзин и прочего) считалось в крестьянской жизни делом самым простым, доступным даже ребёнку.

Если же о ком-то говорили, что он не вяжет лыка, значит, человек находился в совершенно недееспособном состоянии. Обычно речь шла о пьяных.

Шаг 3

Проверяем себя с помощью синонимов. Если к словосочетанию можно подобрать синоним (существительное или прилагательное), перед нами именно поговорка, а не пословица:

  1. Лыка не вяжет – пьян;
  2. Денег куры не клюют – богат;
  3. Куда Макар телят не гонял – далеко.

Собирание пословиц и поговорок

Сокровища образной народной речи дошли до нас не сами по себе. Их, словно золото, по крупицам выбирали из тысячи прочих выражений учёные-языковеды, знатоки и любители русской старины. Первый известный нам опыт обобщения подобных текстов относится к концу 17-го века. Его автор остался неизвестным.

В 18 веке научным собиранием поговорок и пословиц занялись учёные М.В.Ломоносов и В.Н.Татищев. Вслед за ними появились сборники Н.Курганова, А.А.Басрова, И.М.Снегирёва, Ф.И.Буслаева.

Самой любимой до настоящего дня остаётся бессмертная работа В.И.Даля «Пословицы и поговорки русского народа».

Она продолжает обогащать наш словарный запас спустя 200 лет после своего появления на свет.

Поговорки и фразеологизмы

Тонкая грань между поговорками и фразеологизмами весьма условная. Дело в том, что фразеологические единицы делятся по происхождению на несколько групп:

Между Сциллой и Харибдой.

Карету мне, карету!

В этой последней группе различия между поговорками и фразеологизмами становятся практически незаметными. Пожалуй, только качественное значение поговорки (отвечает на вопросы: какой? как?) помогут провести здесь границу.

Добро и зло в поговорках русского народа

А теперь понаблюдаем, какие черты характера высмеивались нашими предками.

  1. Хитрость, ложь, изворотливость:
    1. вёрткий как уж;
    2. врёт и не краснеет;
    3. врёт, себя не помнит;
    4. и стелет, и метёт, и врёт, и плетёт, а сам глазом не сморгнёт.
    1. (у него в избе) конь не валялся;
    2. валит, как пень через колоду;
    3. дело пытает, а от дела лытает;
    4. ему замеси, да и в рот поднеси.
    1. язык – что мочало;
    2. язык без костей;
    3. человек ражий, да язык вражий.
    1. в работе отстаём, да за едой нагоняем;
    2. что пир, что поминки – обжоре всё одно.

    Ценности у русского народа – вполне традиционные. За них и стоит горой фольклор.

    Поговорки и художественная литература

    Любовь писателей к пословицам и поговоркам далеко не случайна.

    Нельзя не видеть в народных афоризмах источник вдохновения, родничок живой человеческой энергии, которая, накапливаясь веками, пробивается на свет озорными россыпями слов.

    О важности поговорок и пословиц говорили А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, А.Н.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой. Невозможно представить без метких и острых народных словечек басни И.А.Крылова. (Впоследствии многие из его строк сами стали поговорками).

    Пушкин предавал некоторые свои произведения эпиграфами, заимствованными из сборников афоризмов. Достаточно вспомнить его повесть «Капитанская дочка».

    Этой традиции следовал Гоголь, который в письмах к матери настоятельно просил прислать ему малороссийские песни и пословицы для работы над повестями циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород», поэмой «Мёртвые души».

    Собиранием пословиц занимался в студенчестве Н.А.Добролюбов. Драматург А.Н.Островский давал своим пьесам пословичные названия. Л.Н.Толстой не только собирал пословицы сам, но и просил о присылке знакомых.

    Речь литературных героев не была бы живой и органичной, если бы писатели не обращались к поговоркам, присловьям, присказкам и другим малым жанрам русского фольклора.

    Если вы тоже балуетесь написанием рассказов и повестей, стоит взять этот ценный опыт на заметку.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Павел

    Я считаю, что поговорки, как и частушки, — низшее из искусств. Кто сочинял эти фразеологизмы? Да обычные простолюдины, люди, у которых даже начального образования не было, потому не пойму чему тут восхищаться.

    Хоть поговорками пользуются все реже, но такое впечатление, что их смысл всегда будет актуален!

    Дмитрий

    Павел: тем, что высшее искусство никогда так часто не цитируется и не передается из поколение в поколение веками. Одаренный человек — это не синоним образованный. Это как «красивый» не синоним «хорошо одетому».

    Дмитрий

    Павел: тем, что высшее искусство никогда так часто не цитируется и не передается из поколение в поколение веками.

    Одаренный человек — это не синоним образованный. Это как «красивый» не синоним «хорошо одетому».

    Следующая пословица

    На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

    Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго, честного, искреннего и твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней.

    Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного запаса.

    ВложениеРазмер
    klassifikaciya_poslovic.doc 58.5 КБ

    Читайте также: