Милосердие никогда не пропадет зря смысл пословицы
Обновлено: 22.11.2024
Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», «ближний», «любовь к врагам».
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний»; формировать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.
Воспитывающая: воспитывать уважительное, внимательное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции; развивать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию и адекватному проявлению своих чувств; Формировать понятие, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Планируемые результаты.
Метапредметные:
познавательные: получат возможность оценивать нравственное содержание прочитанного текста, высказывать суждения о поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию текста;
регулятивные : научатся принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свои действия;
коммуникативные : получат возможность грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, коллективном обсуждении, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.
Личностные : развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
Основные термины и понятия урока: долг, добрый самарянин, ближний, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке.
Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете.
Прослушивание песни «Вера» (стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой).
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
А. Дементьев
- Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе? (Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость)
- Что захотелось сделать?
- Со-чувствие, со-стадание, со-переживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. - Что их объединяет? (Приставка со-)
Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.
Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
-Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
-Значит, «милый» - это приятный? С какой интонацией мы произносим это слово? (доброй, нежной, ласково)
5. Беседа. Мы с нежностью говорим: «Милый, милая…» Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.
Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)
Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.
- Ребята, назовите еще слово с корнем «мил» (Милость) Что думаете о значении этого слова? Назовите синонимы (Помощь. Забота. Жалость)
Учитель:
Милосердие, доброта, забота о своих ближних играют важнейшую роль в жизни человека. Одним из важнейших элементов веры христианства является представление о том, что Бог всемилостив. Его Сын, Иисус Христос, многократно учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям все, что имеют. Иисус учил, что всякий добрый или наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращен к Богу.
Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая самая главная среди множества заповедей?» ) Он сказал: «Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?». Христос же на заданный ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.
6. Притча о добром самарянине .
На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили, сняли с него одежду и оставили едва живым. По случаю один священник шёл той дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил мимо. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местом языке, остановился, сжалился и, подойдя, перевязал избитому раны. И, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, дал содержателю гостиницы денег и сказал ему: «Позаботься о нём; и если расходы будут более, того, что я, дал, то когда я возвращусь, отдам тебе долг».
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний избитому
Учитель:
Добрый самарянин или по-другому – милосердный – тот человек, у которого милое, доброе сердце. Он всегда спешит на помощь к ближнему.
Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же».
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»
Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах. Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов, обидел тебя. А сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.
Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочь в беде другим. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это станет доброй привычкой твоего сердца.
Учитель: «Пока живёшь, твори добро, лишь путь добра – спасение души» – гласит народная мудрость.
Доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другому человеку, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как своё собственное.
9.. Притча «Окно» С.Копыловой
Учитель : Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.
«Дерево Добра».
Вы сегодня привели много примеров добрых дел, которые уже совершили. А теперь подумаем, какие добрые дела нас ждут впереди.
-Напишите на листочках от Дерева Доброты, какое доброе дело вы хотели бы совершить уже сегодня или в ближайшее время.
- Молодцы! Много добрых дел запланировали. Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра !
- Я очень рада видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица.
Наш класс просто расцвёл от улыбок.
9.. Притча «Если ты такой милосердный, то забирай даром»
Учитель: А сейчас послушайте одну притчу:
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.
– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный , то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева , как ты.
- Какие чувства вы испытали, когда слушали?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как назвал продавец мальчика?
Учитель: продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.
Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.
(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)
Учитель:
- Ребята, посмотрите на доску, как много как много мы видим слов.
- Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.
Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность».
Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости .
Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его
Учитель:
- Одно из дел милосердия – милостыня. А как вы себе представляете, что такое милостыня?
Подая́ние (милостыня) - добровольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям, как правило, нуждающимся (нищим или бедным).
- Иисус Христос учил: «Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца. Если у тебя нет денег, то молитва за этого человека – это тоже милостыня. Подавший милостыню умножил количество добра в мире. Он принес добро самому себе. От этого его душа стала светлее.
Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.
Но у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что может пожертвовать ребенок?
(Ответы детей)
Ребенок может пропустить любимый мультик – и вместо этого навестить больного товарища, хотя бы позвонить ему; или например, помыть полы в своей комнате. Можно уделить внимание старенькой бабушке: расспросить, как она себя чувствует, какое у неё сегодня настроение… Пожилым людям очень не хватает внимания.
Милосердное сердце надо воспитывать. Как спортсмены тренируют тело, так и нам с вами надо закалять свою душу.
Учитель:
Творческая работа в группах (3 группы).
Задания для групп: найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации.
Вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка.
В минуту твоей беды тот, кого ты считал своим лучшим другом, не помог тебе.
Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками
Вы нашли у своего дома маленького котенка
Один из дежурных заболел, девочка берется за уборку одна. Ей нужно поднять стулья, подмести, принести воду, вытереть пыль и вымыть пол. Ваши действия?
Девочку из первого класса толкнул старшеклассник. Она стукнулась о стену и больно ударила руку. Девочка присела около стены и заплакала. Вы идете мимо и видите плачущую девочку. Ваши действия?
Зимой бывает скользко. Вы идете по улице. Перед вами идет бабушка и вдруг она падает. Ваши действия?
- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.
- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.
- Доброе сердце о чужой беде болит.
- Человек милосердный благотворит душе своей.
- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
- Милосердие никогда не пропадет зря.
Учитель:
Леонид Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного Благотворительного Фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Целью этого фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т.д.)
Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.
Притча Калека
Высказывания учащихся:
- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?
Учитель:
У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Давайте и мы украсим наше солнышко (нарисовано на ватмане) нашими сердечками. На сердечке детям предлагаю написать свои эмоции, которые они получили на уроке. Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют свои сердечки к солнцу. Учитель озвучивает эмоции, которые получили дети
Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня молодцы! Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. «…во всем, как хотите чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»!
И хочу подарить вам «Правила милосердия».
«Правила милосердия».
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей
2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
Следующая пословица
Задачи: углубление представлений о милосердии и сострадании; освоение данных понятий на новом для учащихся уровне.
дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание;
чем милосердие отличается от дружбы;
кого называют ближним;
как христиане должны относиться к людям;
обогатить словарный запас учащихся (раскрыть лексическое значение понятий: «милосердие», «сострадание», «ближний», «милость», «милостыня»);
поразмышлять о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности в наше время.
Познавательные: мотивация учебной деятельности ; любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные. Сохранять и принимать учебную задачу; планировать собственную деятельность, искать средства для ее осуществления.
Сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогию, относить к известным понятиям.
Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение.
Коммуникативные. Сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.
адекватно оценивать результаты учебной деятельности;
выявлять причины успешности или неуспешности учебной деятельности.
Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
1. Мотивация (самоопределение к деятельности)
2. Постановка учебной задачи
3. Работа над лексическим значением слов «милосердие», «сострадание».
4. Работа с притчей о добром самарянине.
5. Икона «Встреча и прощение».
К.Петров – Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец»
6. Сестры милосердия.
9. Домашнее задание
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Нацеливает на определение темы урока, постановку учебной задачи.
- Правильно, сегодня мы будем говорить о добре, любви.
Любовь бывает разной.
Она бывает радостной. При встрече с любимым родным человеком лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе — и не смог остаться равнодушным.
- Как называют человека, который не остался равнодушным к твоему горю?
- Такого человека еще называют милосердным. Слышали вы такое слово «милосердие»?
- Милосердный человек откликнулся на твое горе, сострадал. Знакомо вам слово «сострадание»?
- Какова тема нашего урока? О чем мы будем говорить?
- Сформулируем цель урока.
- Откроем учебник на стр.42 и посмотрим, что мы еще узнаем.
- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие . Вслушайтесь в слово.
- Подберите слова, близкие по значению слову «милосердие».
- А кому в жизни мы чаще всего говорим «милая»?
- Мы говорим, что мама милует нас. В её объятиях мы чувствуем себя защищёнными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся . Миловать – значит дарить приятное для души.
- Подумайте, как могло возникнуть в языке слово «милосердие»?
- В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие.
- А где еще можно узнать значение этого слова?
- А теперь разделимся на группы и узнаем значение слова « милосердие», используя: 1 группа – словарь В.Даля, 2 группа – С.Ожегова, 3 группа – Д.Ушакова, 4 группа – «Современный толковый словарь».
- Что общего в данных определениях?
- Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.
Во всех определениях встретили слово- сострадание.
- Давайте разберём по составу
- Вспомните, что обозначает приставка со-?
- Объясните значение слова.
- Подберите еще слова с приставкой со-, близкие по значению слову «сострадание».
- В толковом словаре В. И. Даля дано толкование слова «сострадание». Давайте прочитаем.
- Милосердие исстари обозначало свершение добра и оказание бескорыстной помощи нуждающимся. Наиболее активно оно начало проявляться на Руси с принятием христианства, одна из основополагающих заповедей которого гласит: «Возлюби ближнего твоего».
- А, как вы думаете, кого можно считать ближним?
- Однажды Иисуса Христа спросили «А кто мой ближний?». - В ответ на вопрос Христос рассказал притчу о добром самарянине.
Давайте познакомимся с этой притчей и постараемся понять, о чем хотел сказать Иисус Христос, кого христиане называют ближним.
Притча - рассказ с нравоучением.
Самарянин - означает чужак, человек другой веры.
- Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; (поставьте карандашом («+»).
б) печалят вас, потому что так поступать тяжело; («-»)
в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.(«?»)
- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека?
- Чему хотел научить Христос, рассказывая эту притчу?
- Кого христиане называют ближним?
- Кто такой ближний? Прочитайте в учебнике на 43странице 2 абзац.
- Кого мы называем ближним ?
- Вы согласны с утверждением: «Как ты ко мне (относишься), так и я к тебе?»
- Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Это неприятно. Но прошло время ,и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, довести до дома или врача?
Даже если вчера ты поссорился с другом, если он наговорил тебе много плохих слов, обидел тебя. А сегодня он попал в беду – протяни ему руку помощи, прости его. Поддержи в беде и несчастье.
Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды.
Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».
Учебник – стр.44 – 2, 3 абзац. (Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным…)
Почему с узников сняли кандалы?
А сейчас поработаем в группах.
Задание 1. Фрагмент иконы. «Встреча и прощение». Рембранд «Возвращение блудного сына»
- Одинаковая ли тема на этих изображениях?
- Какое бы дали название этим изображениям?
- Как вы поняли, что изображенный просит прощение?
- Будет ли он прощен?
- Какое из данных изображений является иконой, а какое картиной?
( Притча о блудном сыне. Данный фрагмент из Евангелия отображает милостивую любовь Бога даже к согрешающим людям в лице Его неблагодарных сыновей: старшего и младшего. )
Задание 2. К.Петров – Водкин «Богоматерь Умиление злых сердец»
Икона «Богоматерь Умиление злых сердец»
- Какое из изображений является иконой?
- А в учебнике дано какое из этих двух изображений?
- Рассмотрим картину К.Петрова – Водкина.
- Почему художник изобразил Богородицу с головой, покрытой красным платком?
- Опишите выражение лица.
Почему Богоматерь изображена с поднятыми руками?
- Как вы думаете, в каких случаях, жизненных ситуациях, люди обращаются к иконе «Богоматерь Умиление злых сердец» ?
Человек может научиться милосердию. Если вы будете совершать дела милосердия: ухаживать за больными или младшими, пожилыми, бескорыстно предлагать свою помощь, то эти дела со временем изменят сердце каждого из вас, сделают его более человечным.
- А кто знает, кого называют сестрой милосердия?
- В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами милосердия.
Многие сестры милосердия XIX— начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами.
А красавица баронесса Юлия Вревская умерла от тифа, которым заразилась ухаживая за больными солдатами. Она продолжала выполнять свой долг пока у нее были еще силы.
Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны.
Среди сестер милосердия мы видим великую княгиню Елизавету Федоровну, которая после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.
В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров.
Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.
- К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо - Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной.
Благотворительный фонд в Петербурге «Милосердие детям».
Существуют благотворительные фонды. Фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хаматовой.
Организация заботится о детях, страдающих раком.
Благотворительный фонд помощи тяжелобольным детям, сиротам и инвалидам « Русфонд ».
В 2013 году первый канал провел также и благотворительный марафон «Всем миром» по сбору денежных средств для жителей Дальнего Востока пострадавшим от наводнения. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.
Леонид Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного Благотворительного Фонда. Целью этого фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т.д.)
Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.
12 мая - Международный День сестры милосердия.
- Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему.
Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли очень много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала все, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.
Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай».
А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра.
Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться. «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину.
Чтение по учебнику – стр.45 о святой Иулиании.
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский
- Почему нищий, не имея сам благосостояния, получив подаяние, раздавал его бедным?
- Что заставляло его так поступать?
Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.
- Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц.
- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.
- Доброе сердце о чужой беде болит.
- Человек милосердный благотворит душе своей.
- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
- Милосердие никогда не пропадет зря.
2. Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?
Смотрят видео – презентацию «Притча о добре и милосердии». ( «Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что – то с песка и бросал в море…»
Отвечают на вопрос.
- Будем говорить о добре, … .
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
- Милосердие и сострадание.
- Задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание. …
- Чем милосердие отличается от дружбы.
- Кого называют ближним.
- Как христиане должны относиться к людям.
- Милует, жалеет , милое сердцу, хорошее, доброе , доброта, милый, сердце, помиловать, помощь, прощение, сердечная боль, сердечный человек, ценность, жалость, сердечный поступок, любовь, забота.
- Милая мамочка – мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть её.
- МИЛоСЕРДИЕ – милое сердце.
- В толковом словаре.
Работа в группах .
Работают с толковым словарем.
Вступают в общение , соблюдая правила общения.
Сравнивают определения, делают вывод.
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: “Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость”.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
– Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие.
Д. Ушаков : Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Современный толковый словарь : Милосердие сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т.п.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
- Соединение с чем или кем-либо.
- со – страдать, сочувствовать, переживать), «долг» (обязанность, необходимость )
- Это совместное страдание, способность переживать боль другого человека, как собственную.
- Сочувствие, сопереживание, соболезнование.
- Сострадание – сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем, несчастьем; совместное переживание невзгоды.
Близкие – это семья, друзья, те, кто нас любит.
Читают текст в учебнике – стр.42 – 43.
Читают отмеченные отрывки.
- Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего.
Отвечают на вопрос.
- Ближний - всякий человек, который нуждается в помощи
“…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.
Отвечают на вопрос.
Работа в группах .
Лик Ее нежен и ясен, в нем какая-то особенная простота и открытость, спокойствие.
Она стремится успокоить или благословить тех, кто смотрит на неё.
Так называют людей, которые оказывают ближним бескорыстную помощь.
Они помогают больным, слабым, обездоленным и не просят взамен ни денег ни благодарности.
Рассказывают подготовленные учащиеся.
Великая княгиня Елизавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елизаветы Федоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елизавета Федоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа. В час тяжелого испытания Елизавета Федоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елизавета Федоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Елизавета Федоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Следующая пословица
Цель урока: Познакомить учащихся с христианским пониманием милосердия, сострадания.
Задачи урока:
Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научить понимать христианское значение слова «ближний»; формировать знания о том, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям;
Развивающая: осознать суть христианского отношения к ближнему; понять, каким должно быть отношение христианина к личным врагам; формировать понимание, каким должен быть настоящий человек в современном обществе, его моральные и духовные ценности.
Воспитывающая: воспитывать уважительное, внимательное отношение к людям, наблюдательность, положительные эмоции; развивать навыки доброжелательного и добродетельного поведения, способность к сопереживанию и адекватному проявлению своих чувств; Формировать понятие, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Ожидаемые результаты:
· Учащиеся задумаются над понятиями милосердие и сострадание;
· Узнают, что одно из дел милосердия – милостыня;
· Познакомятся с притчами о добром самарянине о с притчей « Если ты такой милосердный, то забирай даром»;
· Обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и миролвоззренческом уровне).
Основные термины и понятия: Долг. Ответственность. Милосердие. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.
Оборудование урока и средства наглядности:
Мультимедийная презентация к уроку. Раздаточный материал.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
2. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Сегодня, дорогие ребята, мы с вами поговорим о милосердии.
(Презентация 1.)
Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть в нашей жизни оправдание.
Ребята, какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (переживание, сострадание)
Ребята, вы все правильно сказали СОСТРАДАНИЕ. (Презентация 2)
Это слово близко по значению со словом милосердие.
С какой интонацией мы произносим слово милосердие? (ответы учеников).
Работа со словарем.
Учитель: Давайте прочитаем в словарях понятие слов 1)милосердие 2)сострадание 3) милый
Беседа с учениками.
Ребята, слово Милосердие связано со словом МАМА. Милая мамочка - мы говорим эти добрые слова своей маме, потому что нам всегда приятно видеть ее. Представьте, что вы рядом со своей мамой, и загляните в свою душу, послушайте ее. Что вы чувствуете? (дети отвечают)
Нежность, сладость в сердце и желание прижаться, чтобы мама нас пожалела. Мы говорим, что мама милует нас. В ее объятиях мы чувствуем себя защищенными, нам уютно и хорошо, потому что мы ей полностью доверяемся.
Учитель: А сейчас мы с вами познакомимся с притчами. (Учитель раздает раздаточный материал с притчами).
Притча «Если ты такой милосердный, то забирай даром»
Учитель: А сейчас послушайте одну притчу:
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Продаются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в карман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сейчас, – грустно сказал он.
– Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему - то явно от всех отставал. И как - то странно подтягивал заднюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему - то очень заволновался. – Вот его - то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряженным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца. – Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто - то, кто бы понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза. . . Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
Беседа по прочитанному
- Какие чувства вы испытали, когда читали?
- Каким качеством обладал мальчик?
- Как назвал продавец мальчика?
Соберите пословицы о милосердии, доброте и сострадании, подготовьте объяснение значений этих пословиц. (презентация 3)
- Дающая рука не отболит, берущая не отсохнет”.
- Доброе сердце о чужой беде болит.
- Человек милосердный благотворит душе своей.
- Милосердие – это сила, могущая защитить то, что беззащитно.
- Милосердие никогда не пропадет зря.
Учитель:
- Ребята, посмотрите на доску, как много как много мы видим слов. (презентация 4)
- Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.
Убираем слова «месть, злость, обида, равнодушие, жадность, зависть».
Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости. (презентация 5)
Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим, тем больше получаем его.
И я хочу подарить вам «Правила милосердия».
Учитель раздает правила детям.
«Правила милосердия».
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей
2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Спасибо всем за урок! Творите добро себе на благо!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
от 1 800 ₽ от 450 ₽Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
от 1 650 ₽ от 410 ₽
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
от 1 650 ₽ от 410 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Читайте также: