Казахская пословица о жузах

Обновлено: 22.11.2024

Слова рождаются из слов; если не говорить, то откуда они могут родиться?


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Слепой курице - всё зерно


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Сердце матери - в ребенке, сердце ребенка - в степи


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Сегодняшнее яйцо лучше завтрашней курицы


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Свет свечи не падает на ее основание; достоинства человека не за метны для близких


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Рана от копья заживет, а от языка - нет


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Разрозненные гуси - добыча для сплоченных ворон


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Раз поседевшая борода вновь не почернеет


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Пятна у пегого скота снаружи, пятна у дурного человека внутри


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Пусть лучше один волк съест, чем тысяча собак


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Плохому человеку сделаешь добро - не оценит, хорошему человеку сделаешь плохое - не забудет


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Оттого, что вспомнишь виноград, во рту сладко не станет


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

От пищи не разорвется желудок, от радости не лопнет лоб


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

От доброго - добро, от злого – зло


Рубрика: Казахские пословицы и поговорки

Есть вопросы?
Мы всегда рады помочь! Напишите нам, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Жузы в современном Казахстане

На сегодняшний момент в процентном соотношении жители Казахстана делятся следующим образом: 35 % - жители Старшего жуза, 40 % - жители Среднего и 25 % - Младшего.

Также в Казахстане есть две малочисленные, но почитаемые большинством казахов группы населения:

  1. Торе – прямые потомки Чингисхана.
  2. Кожа – потомки первых арабов, которые принесли ислам в степи Казахстана.

Две эти группы - так называемые "белая кость". Они считаются древней аристократией казахов.

Современный Казахстан старается не подчеркивать различия между жузами, а еще лучше – совсем стереть различия между ними. Но дело идет не очень успешно – все же это история страны в несколько сотен лет, а приверженность традициям в казахской степи очень велика.

Показательно, как чиновники из высших эшелонов власти стараются свести на нет важность происхождения из какого-либо жуза. В качестве примера можно взять высказывание советника президента Ермухамета Ертысбаева:

Я вообще не знаю, какого я рода, какого жуза. Я — казах. Двадцать первый век, а мы мыслим категориями эпохи монголо-татарского нашествия.

Особенности воспитания

Какие особенности воспитания и поведения были приняты в объединениях, которые носили названия жуз? Это, к примеру, особенность воспитания сыновей. Традиционно детей «делили» так: старший сын отдавался бабушке и дедушке «на воспитание», средний сын рос с родителями и в дальнейшем оставался в этой семье, помогая до старости, а вот младшего растили для войска. Младшие сыновья с детства знали о своем предназначении и обучались тем умениям, которые могли бы пригодиться на поле боя – фехтованию, стрельбе из лука и прочему.

Каждый член этой общности должен был превосходно знать и жузы, и роды, населявшие его. Знание своего родословного древа – святая обязанность для всех обитателей с самого раннего возраста.

Знать «назубок» всех родственников до десятого и далее колена – не прихоть старейшин. Дело в том, что в жузах любой, даже самый дальний родственник мог рассчитывать на всевозможную помощь, в какой бы момент он за ней не обратился к своему. Важность родственной взаимопомощи – отличительная особенность мировосприятия.

Старший

Южно-Казахстанская, Джамбульская и юг Алматинской области – это все бывший Старший жуз. Это земли Южного Казахстана, Семиречья и даже частично территория современного западного Китая.

По этим территориям текут реки Сырдарья и Или. Основные племена, проживавшие на этих землях и являющиеся основой Старшего жуза - дулаты, албаны, канлы, жалаиры, уйсуны, суаны. К началу 20-го века население составляло около 1 млн человек.

Этот жуз – последний из трех, оказавшийся в составе Российской империи. Более того, за него еще пришлось побороться с Кокандским ханством – в прямом смысле слова. Да и дипломатическую войну за Семиречье тоже пришлось устроить, но уже с Китаем.

Если племена Среднего и Младшего жузов были кочевыми, то Старший жуз отличался наличием оседлых казахов.

Богатство Старшего жуза – залежи урана. В последние годы Казахстан стал лидером по его добыче, сильно увеличив производство.

Здесь высокая рождаемость, сюда с удовольствием переселяются многие узбеки и киргизы.

Сейчас на территории бывшего жуза находится город Алма-Ата с населением более полутора миллионов человек.

Занятный факт: большинство руководящих постов в стране, значительная часть правящей элиты - выходцы из Старшего жуза. Самый яркий пример – президент страны Нурсултан Назарбаев.

Средний

Иначе говоря, Орта-жуз - самый большой по территории из казахских жузов. Он занимал в основном север и восток страны, а также Центральную ее часть. Если рассматривать этот жуз в контексте современного Казахстана, то речь идет о таких областях, как Кустанайская, Акмолинская, Северо-Казахстанская, Павлодарская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская. А также часть Алма-Атинской и Джамбулской областей.

По территории Среднего жуза протекали реки Иртыш, Ишим и Тобол. Проживали в нем 6 основных племен: аргыны, найманы, кипчаки, коныраты, кереи и уаки. К началу двадцатого века общая численность Среднего жуза составляла порядка 1 млн 300 тыс. человек.

Если говорить о присоединении Среднего жуза к России, то тут важным оказался 1739 год. В этом году состоялся съезд казахских султанов в Оренбурге; от Среднего жуза присутствовали 27 старшин. На этом съезде султаны присягнули на верность Российской империи, и часть Среднего жуза вошла в ее состав. Но не все проходило гладко, часть ханов оспорила это решение, и в итоге окончательное присоединение Среднего жуза затянулось вплоть до середины 19-го века.

Рассматривая территорию Среднего жуза в условиях современности, можно увидеть, что помимо коренного населения - казахов и русских - на этих землях сейчас также проживают чеченцы, украинцы, немцы, татары. Караганда и Астана – крупнейшие города, расположенные на этой территории.

Следующая пословица

В Казахстане, как и в США, есть аграрный патриархальный Юг, космополитичный промышленный Север и дикий Запад - Старший, Средний и Младший жузы соответственно.

Метки: "Тюркский след", Великая Степь, Казахстан, дорожное, этнография

Последние записи в этом журнале

Суровое Сибирское Лето. Часть 3 (август): Второй путь БАМа

Покрутившись в июне по диким степям Забайкалья и прорвавшись в июле в бурятскую Долину Вулканов всем локдаунам назло, в августе я начал путь…

Суровое Сибирское Лето. Часть 2 (июль): шаманы и вулканы Прибайкалья

В июньских скитаниях по диким степям Забайкалья я готовил июльский маршрут - пеший поход к Долине Вулканов в далёком Окинском районе на крайнем…

Суровое Сибирское Лето. Часть 1 (июнь): Даурия

По диким степям Забайкалья, Где золото моют в горах Бродяга, судьбу восхваляя Гулял с рюкзаком на плечах. В Москве холодно, и я с удивлением…

Браки

В жузах строго соблюдалось правило "не ближе семи колен" при заключении браков. Супруги не могли быть из одного рода - казахи строго следили за экзогамностью браков, не допуская связей между родственниками. Нарушение этой нормы строго каралось, как правило, смертной казнью.

Младший

Этот жуз занимал территорию современных Актубинской, Западно-Казахстанской, Атыраусской, Мангышлакской областей и частично – Кызылординской области. Если смотреть на карту, то это западная часть Казахстана от Урала до Каспийского моря. Основные реки, протекающие по землям – Сырдарья и Яик.

Младший жуз Казахстана по большей части состоял из трех племенных союзов – алимулов, байулов и жетыру. Это три основные группы, каждая из которых, в свою очередь, имела в составе более малочисленные - в группу алимулов входило еще 6 родов, в группу байулов - 12, а в группу жетыру - 7 родов. К началу 20-го века численность превышала 1 млн 100 тыс. человек.

Крупнейший город на современной территории – город Ахтубинск с населением свыше 370 тыс. человек. Помимо казахов и русских, сейчас в этих краях проживают представители корейской нации.

Территория, которую занимал Младший жуз – это край засушливых степей, напоминающих пустыню. Но в этой пустыне есть стратегически важные для Казахстана ресурсы – здесь добывают нефть, хром и уран.

Что такое жуз? Отличительные характеристики

Жуз – это специфическая форма объединения казахов, сложившаяся исторически. Всего их было три. Старший, Средний и Младший, и между собой они делили практически всю территорию современного Казахстана, захватывая и небольшую часть соседних государств. Жузы имели свои отличительные особенности: внутреннее этническое единство, обособленная территория, родовые связи, традиции и обычаи.

Следующая пословица

Казахстан - государство, принадлежащее и Европе, и Азии, с населением более 18 миллионов человек. Страна космодрома Байконур и редких животных, таких как снежный барс и джейран. Страна с девственной природой и богатейшей историей, в которой до сих пор много «белых пятен». И один из самых интересных и малоизученных вопросов для историков – вопрос о жузах казахов. Знаете ли вы, что это?

Жузы Казахстана

Существует казахская пословица:

Дай Старшему Жузу посох и пусть пасет скот, дай Среднему Жузу перо и пусть решает споры, дай Младшему Жузу копье и отправь на врага.

Довольно любопытно, не правда ли?

Всего существовало три казахских жуза. О них мы уже упоминали. Старший ("Улы жуз"), Средний ("Орта") и Младший ("Киши"). Старший занимал территорию Семиречья и Южного Казахстана. Средний – территорию Центрального Казахстана А Младший казахский жуз располагался на территории Западного Казахстана.

Интересный факт! Старший не был самым крупным по территории или численности. Он получил свое название из-за старшинства входивших в его состав родов.

Жузы существовали как разные ханства со своими правителями, обычаями и родовыми связями. Но при этом жители никогда не забывали, что в целом они – единый народ, между собой войн не устраивали, а при угрозе внешнего врага объединяли свои силы.

Следующая пословица

В Казахстане, как и в США, есть аграрный патриархальный Юг, космополитичный промышленный Север и дикий Запад - Старший, Средний и Младший жузы соответственно.

Метки: "Тюркский след", Великая Степь, Казахстан, дорожное, этнография

Последние записи в этом журнале

Суровое Сибирское Лето. Часть 3 (август): Второй путь БАМа

Покрутившись в июне по диким степям Забайкалья и прорвавшись в июле в бурятскую Долину Вулканов всем локдаунам назло, в августе я начал путь…

Суровое Сибирское Лето. Часть 2 (июль): шаманы и вулканы Прибайкалья

В июньских скитаниях по диким степям Забайкалья я готовил июльский маршрут - пеший поход к Долине Вулканов в далёком Окинском районе на крайнем…

Суровое Сибирское Лето. Часть 1 (июнь): Даурия

По диким степям Забайкалья, Где золото моют в горах Бродяга, судьбу восхваляя Гулял с рюкзаком на плечах. В Москве холодно, и я с удивлением…

Значение жузов в истории Казахстана

Наличие жузов определенно сыграло свою важную роль в истории всего государства. В первую очередь именно благодаря ним был так хорош сохранен казахский этнос. То, что до наших дней дошли обычаи, язык, особенности культуры и традиции древнего казахского общества – неспроста. На страну оказывали давление и Китай, и среднеазиатские ханства, и Россия. Все это могло бы удручающе повлиять на этнос и культуру казахов. Но именно благодаря жузам потери этой уникальной культуры не произошло.

Надо также понимать, что казахи занимали довольно большую территорию. Эффективно управлять ею из какого-то одного центра было проблематично, а в иные отрезки времени и невозможно. Наличие уважаемых жузов помогло сохранить страну для потомков в том виде, в каком мы видим современный Казахстан сейчас.

Мнение историков о периоде возникновения жузов

Причины возникновения, внутренняя структура, организация - все это вызывает множество споров и противоположных мнений. Расходятся взгляды историков и на период возникновения такого явления, как жузы казахов.

Языковед Сарсен Аманжолов, один из основоположников казахского языкознания, придерживается версии об их появлении в 10-12 веках, еще до объединения монголов и тюрков в единую тюрко-монгольскую империю

Советский востоковед Василий Бартольд, исламовед и арабист, считает временем возникновения жузов 16-й век.

Историк Чокан Валиханов связывал возникновение жузов с периодом распада Золотой Орды.

Русский этнограф и востоковед Николай Аристов же относил создание жузов к периоду набегов джунгар.

Востоковед Турсун Султанов, отмечая скудность сведений, с большей долей вероятности относил время возникновения жузов ко второй половине 16-го века – по его мнению, именно в этот период произошла трансформация системы улусов в систему жузов.

Читайте также: