Какая воспитательная и познавательная ценность пословиц
Обновлено: 07.11.2024
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным даже легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком, теоретически и практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма не многие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания…»
На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речь. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
При дальнейшем становлении личности высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств, станут самой надежной рекомендацией общественной жизни и творческой деятельности.
В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Исследования Ф. А. Сохина доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладение детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на становление нравственного облика ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.
Богатейший материал для воспитания нарвственных качеств и культуры речи содержит в себе устное народное творчество. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Эти жанры фольклора – свод правил жизни, народная мудрость. А народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство. И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Что не маловажно для детей с нарушениями речи, у которых в силу недостаточной сформированности звуковой стороны речи, грамматического строя, лексики, наблюдаются затруднения в построении произвольных фраз, в изложении своих мыслей. Отличаются эти дети и своеобразием отдельных сторон мышления, как например, несформированностью некоторых понятий, замедленностью темпа мыслительных процессов и пр. У детей наблюдается также некоторые особенности в эмоционально-волевой и мотивационной сфере, которые проявляются в психофизической расторможенности или заторможенности, в отсутствии устойчивого интереса. Поэтому в работе с детьми использую народные изречения, в которых всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действия через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние, что еще более усиливает воздействие на человека.
Пословицу можно использовать в любой ситуации. Одно дело, сказать ребенку,который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое,когда говорю: «Что же выходит: делать – не я, работать – не я, а есть кисель нет против меня?»
Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, «Говорить легко – делать трудно»; «Играй, играй, да дело знай». Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения.
Другие имеют и прямой и переносный смысл («Без труда не вынешь рыбку из пруда»). Действительно, чтобы выудить рыбу, нужен труд. Но так говорю и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы добиться результата.
Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл,например: «Назвался груздем – полезай в кузов», т. е. взялся за дело, доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение – действуй.
Последние, не всегда понятны детям и требуют разъяснения. Однако используя пословицы в контексте деятельности при соответствующих условиях, делает их смысл понятным.
Пословицы и поговорки произношу выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п., а также сопровождаю жестами и мимикой. Выразительность интонации и жесты помогают осмыслить суть пословицы и побуждают детей к желаемому поступку.
Многие пословицы, поговорки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов; создают основу для развития таких мыслительных операций,как сравнение и обобщение: «Радость молодит, а горе старит», «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет», «Добро помни, а зло забывай».
Очень часто на занятиях дети сталкиваются с различными трудностями, но если они проявляют терпение и сами стараются их преодолеть, то их надо поддержать,дать почувствовать удовлетворение от результатов своего труда: «Терпенье и труд все перетрут», «За один раз и дерево не срубишь».
После занятия, кстати, будет пословица: «Делу время, потехе – час».
Совместные дела – эффективный метод воспитания дружелюбия. Он объединяет детей, ставит перед ними общие задачи. Организовывая детей на какое-нибудь совместное дело,говорю: «Берись дружно, не будет грузно (тяжело)», а после окончания работы: «Что одному не под силу, то легко коллективу».
Оценка деятельности детей, прежде всего, должна выражать заинтересованное отношение взрослого. Стандартные фразы, штампы («Молодцы, дети, хорошо потрудились, позанимались» и т. п.) становятся привычными для детей и не воспринимаются ими, а значит, и не имеют педагогического воздействия. Пословицы же, прежде всего, выражают отношение к происходящему. Если нужно подчеркнуть то, что дети вложили много стараний в свою деятельность (учебную, трудовую)и она получилась качественной говорю: «Какие труды, такие и плоды», «Кончил дело – гуляй смело».
Бывают в детских коллективах и негативные проявления: дети сердятся друг на друга, пытаются что-то доказать силой. Иногда достаточно ироничной, шутливой пословицы,чтобы смягчить ситуацию: «На сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи». Пословицей показываю отношение к силовому; сила хороша с добротой,а с драчливостью несовместима: «Сила – хорошо, а ум лучше». Пословица кратко и точно показывает, чем для спесивого, драчливого,несговорчивого оборачивается его поведение: «Кто в нраве крут, тот никому не друг», «Зачем с тем дружиться, кто все время браниться?».
Ссора может привести к потере друзей. В подобной ситуации привожу пословицы, подчеркивающее значения дружбы,согласия: «Человек без друзей, что дерево без корней», «Вместе - тесно, а врозь - скучно», «Старый друг лучше новых двух».А про двух неразлучных друзей говорю: «Куда иголка, туда и нитка».
Многообразие интонаций, с какими произношу одну и ту же пословицу, расширяет ее педагогические возможности. Например, с помощью пословицы «Наскоро делать - переделывать» в одном случае констатирую как результат поспешности, а в другом – предупреждение.
Прибаутки, пословицы, поговорки использую вне конкретного поведения и действий детей, а как средство создания определенного поведения и действий детей, а как средство создания определенного настроения, атмосферы вокруг какого-то явления. Например, атмосферы неприятия, высмеивания лени, нерадивости. В педагогическом процессе нахожу место «тематическим подборкам» пословиц и поговорок, например, после прочтения сказки «Колосок»,разыгрываем сценку прибаутку:
- Тит, поди молотить!
- Тит, поди кисель есть!
- Где моя большая ложка?
Итог подвожу пословицей: «Ленив работать, да не ленив поесть»
Когда дети будут знакомы с достаточным количеством пословиц и поговорок, тогда можно проводить игры на понимание и умение использовать их в нужной ситуации.
«О чем говорить пословица»
После беседы о значении какой-нибудь пословицы предлагаю детям придумать сказку, в которой кто-то из героев мог бы сказать эту пословицу. Дети могут нарисовать иллюстрации к пословице. Это упражнение рекомендую использовать на занятиях при ознакомлении с художественной литературой, применяя принцип тематического отбора пословиц и поговорок. Детям могут быть предложены такие пословицы: «У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек - волк».
Даю детям деформированный пословицыи предлагаю произнести ее верно:
- «Глаза – делают, руки - боятся»;
- «Работнику – еловые шишки, а лодырю – медовые пышки»;
- «Маленькое безделье лучше большого дела».
Дети делятся на две команды. Каждому ребенку первой команды даю свою часть пословицы, каждому ребенку второму команды продолжение пословицы. После сигнала ребенок должен найти свою пару. Побеждает тот, кто первый «составил» свой пословицу.
- «Один за всех, все за одного»;
- «Делу – время, потехе - час»;
- «Легко сломать, трудно сделать»;
- «Долог день до вечера, коли делать нечего»;
- «Любишь кататься – люби и саночки возить».
Приводимая работа доказала, что арсенал способов и методов применения пословиц и поговорок в детском саду поистине огромен. Несмотря на краткость, эти жанры фольклора пробуждают у детей интерес к окружающему, заставляют думать, осмысливать обстановку, помогают углубить нравственный опыт детей. Приобщая детей к золотому фонду народной культуры решаю не только проблемы обогащения речи детей, но и совершенствую их внутренний мир, делаю его более духовным.
Публикации по теме:Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.
План проведения Дня спонтанного проявления доброты Предварительная работа: Создание картотеки стихов, пословиц и поговорок о доброте. Подборка коммуникативных игр Подготовка консультации.
Следующая пословица
Пословица – едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены деятельные силы демократической культуры. И как бы сверяя с пословицами самоё направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.
Пословицы касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, оценок ближних, души человека, его здоровья, характера, причин и следствий его разнообразных действий.
Тематика пословиц многолика. Это важное, но не единственное их достоинство. Много существеннее – как они воспроизводят жизнь, какую оценку ей дают. В своё время Н. В. Гоголь, пленённый полнотой смысла пословиц, отметил их особенный «образ выражения». «В них всё есть, сказал Гоголь о пословицах,- издёвка, насмешка, попрёк, словом – всё шевелящее и задирающее за живое».
Пословицы переходят из века в век, передают накопленный опыт новым поколениям. Сама пословица не спорит, она утверждает. В ней окончательный вывод, она – итог длительных размышление и потому –категоричное суждение о мире: «Пословица – всем делам помощница».
Большинство пословиц и поговорок мира пронизаны пафосом гуманных идей и чистых чувств, соприкосновение с их миром доставляет человеку радость и душевное волнение.
Детский возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление обобщенных знаний о предметах и явлениях - важный этап в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения речи, для придания ей выразительности, точности. Также содержание многих пословиц является источником воспитаниянравственных качеств: любви к природе, Родине, труду,доброте и отзывчивости: «Сделав добро, не кайся».
Дидактическая функция пословиц и поговорок неоспорима.Они давно стали учебником жизни: в них можно найти совет, как поступить, как оценить поступок, свой и товарища, какой вывод сделать.
В возрасте 6 – 7 лет дети понимают уже многое, у них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, всё чаще и чаще у них возникают вопросы, почему и зачем. Поэтому знакомить детей с пословицами надо в старших группах дошкольного возраста. Очень важно, чтобы воспитатели сами знали пословицы и употребляли их к месту.
На занятиях по развитию речи методы использования пословиц могут быть самыми разнообразными. Они зависят от возраста детей, их подготовленности, сенсорного развития. В любом случае главная составляющая любого занятия – интерес к нему. Чтобы вызвать интерес к народному творчеству у детей, необходимо научить детей отличать пословицы и поговорки от других жанров народного творчества, понимать и объяснять их смысл, применять их к месту. Использовать их можно в режимных моментах, в играх, чтобы дети постоянно их слышали.
Например,занятие на тему: «Пословица недаром молвится».
Воспитательпредлагает детям рассмотреть несколько предметов: удочку, вилы, ножницы, цифру семь.
Анализируя назначение, к примеру, первого предмета, задаёт вопрос:
- Какая пословица спрятана в удочке?
Рассказывая, как этот предмет называется, что им делают, кто берёт в руки удочку, дети вспомнят пословицу «Рыбак рыбака видит издалека», либо «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
Здесь уместно обговорить, как дети понимают эту пословицу, в каких ситуациях её произносят.
А можно подобное занятие провести иначе: воспитатель говорит пословицу, например, «Поработаешь до поту – поешь в охоту», «Свинья грязь найдёт, и т. д., а дети подбирают к ней предмет и объясняют, почему они остановили свой выбор именно на этом предмете.
Итогом занятия может быть рисование или лепка понравившегося предмета или они сами вспомнят пословицу и нарисуют к ней предмет.
Пословиц и поговорок много, но наиболее понятны детям пословицы о Родине, о дружбе, о маме,о природе:
1. Нет земли краше, чем Родина наша. Родина – мать, умей за неё постоять. Жить – Родине служить. Родина любимая – мать родимая. Родина – всем матерям мать.
2. Верный друг лучше сотни слуг. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба -как стекло - разобьёшь - не сложишь. Старый друг лучше новых двух. Не мил свет, когда друга нет.
3. При матери добро – при солнышке тепло. Материнская ласка нормы не знает. Сердце матери лучше солнца греет. Птица радуется весне, а мать деткам.
4. Береги нос в сильный мороз. В лесу тень весь день. Без воды – земля пустырь. Что летом родится, зимой сгодится.
Полезно использовать пословицы во время трудовой деятельности.
Воспитатель выводит группу на площадку, на свою территорию для уборки. Распределяя поручения, можно предложить детям вспомнить подходящую по ситуации пословицу. Например, «Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться», «Без хорошего труда нет плода», «В труде рождаются герои» «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».
Использование пословиц мотивирует детей на добросовестную, ответственную работу, придаёт ей состязательный характер, развивает спортивный азарт, желание выполнить поручение как можно лучше.
При изготовлении поделок в начале занятия воспитатель напоминает
пословицу «Скоро, да не споро». Обязательно должно пройти обсуждение этой пословицы:
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Почему занятие началось именно этой пословицей. Можно ли предложить другую? (Поспешишь – людей насмешишь», «Что сделано наспех, сделано на смех»). Знакомство с пословицами данной тематики не только воспитывают аккуратность в работе, качественное её выполнение, но, как и другие, обогащают словарный запас, учат пользоваться пословицами в обиходе.
Один из самых интересных видов работы с пословицами – её игровой вариант. В группе можно провести игру «Доскажи пословицу». Воспитатель или дети по очереди проговаривают начало пословицы, а продолжение доскажет тот, кому, например, брошен мяч или кто первый поднял руку.
Очень хорошее упражнение «Подбери пословицу к сказке». В этой игре объединяются два фольклорных жанра, и это даёт богатейшие возможности не только для речевого, но и нравственно – этического воспитания.
После прочтения сказки ребёнок с помощью воспитателя пытается подобрать нужную пословицу, которой можно кратко охарактеризовать главного героя. Давая оценку поступку герою сказки, ребёнок, прежде всего, называет его черты характера, что, по мнению воспитанника, он делает хорошо, а что плохо, и только потом можно говорить о пословице, которая наиболее ярко высветит названные недостатки. Например, сказка «Заяц – Хваста». Дети быстро подберут пословицу «Если сам себя не похвалишь, никто не похвалит»», т. к. они поймут, что героем двигало тщеславие. Иногда пословица становится названием сказки. Интересно понаблюдать, поймут ли это дети сразу или только по наводящим вопросам воспитателя. Например, сказка «У страха глаза велики».
В своей практике я уделяю большое внимание фольклору.
Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, использование малых фольклорных форм на занятиях в детском саду актуально и перспективно.
Публикации по теме:Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ из опыта работы Физическое воспитание детей - одно из приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений. В связи с этим разработка эффективных.
Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.
Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.
Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.
Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.
Картотека пословиц и поговорок об учебе, знаниях для начальной школы С самого детства человека сопровождают короткие и мудрые изречения - пословицы и поговорки. В них - народная мудрость. Они актуальны на.
Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.
Из опыта работы воспитателя ДОУ «Развивающие игры как средство развития ручной моторики у дошкольников» Дошкольный возраст - яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс самореализации, устанавливается.
Следующая пословица
«Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей», - писал российский философ И.Т.Фролов. Ценность – это понятие, используемое в гуманитарных науках для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного. Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.
Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё человек впитывает в себя с детства, наблюдая, слушая, читая. В пословицах запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу – родной язык, остались бессмертными».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : Ценность пословиц»
Ценностно - ориентированный аспект пословичной картины мира
«Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей», - писал российский философ И.Т.Фролов. Ценность – это понятие, используемое в гуманитарных науках для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного. Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.
Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё человек впитывает в себя с детства, наблюдая, слушая, читая. В пословицах запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу – родной язык, остались бессмертными». Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения, типизируют явления действительности.
Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа: «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Лесом шёл, а дров не видал», «Есть время плакать, есть и веселиться». М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа. ». Эти обобщения могут касаться и важных явлений, и жизненных мелочей. Пословицы не только помогают лучше узнать жизнь, не только дают обобщения ее явлений, но нередко и объясняют их. Пословица нередко содержит в себе совет или поучение: «Напрасен труд, когда нет порядка», «Каковы гости, таков и пир», «За недобрым пойдёшь, на беду набредёшь». В пословицах отражались социальные противоречия: крестьянин - помещик, бедняк - богач, крестьянин - поп. Пословицы всегда дают резкую оценку угнетателям народа. В них постоянны сатирические фигуры барина-пана, купца, судьи, попа: «Купцы собираются, чтобы обирать людей», «Всякому засуха, а попу сноп», «Увидели у слепого один глаз, и тот хотят у него вынуть». В пословицах отражалось стремление народных масс улучшить свою жизнь, звучала вера в наступление лучших дней: «Придет солнце и к нашим дверям», «Хоть сила и сильна, да не вечна».
В народную среду проникли и пословицы, сложенные духовенством - они учили смирению и терпению: «Без бога не до порога», «Никто не может, так бог поможет». Были и пословицы, созданные не в крестьянской среде: «Холоп что рогатина», «Смерда взгляд хуже брани».
Пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».
«Мы учим русскому народному языку на пословицах, - говорит К.Д.Ушинский, - ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в
пословицах, не знаем». Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», - отмечал великий педагог и мыслитель в работе «Первая книга после азбуки».
Вплотную смыкается со взглядом К.Д. Ушинского в своей оценке народных пословиц, их роли и месте в усвоении родного языка Л.Н. Толстой (см. Приложение 1). В народных пословицах и поговорках он видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».
Таким образом, русские пословицы имеют огромную общественную ценность. Она состоит в познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, глубоком идейном смысле, больших художественных достоинствах и национальном своеобразии.
Следующая пословица
Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали такие видные художники слова, как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой (высказывания о пословицах см. в Приложении 1). Эстетическая ценность заключается в четкости и предельной краткости выраженной законченной мысли. Пословица представляет собой образную формулу, основанную на сравнении, метафоре, антитезе, гиперболе и передающую значительное жизненное наблюдение или вывод. Образность пословицы состоит в том, что она создает типические образы представителей разных социальных слоёв, использует аллегорические образы, изображая под видом животных людей с их определенными качествами. Волк, свинья, пёс, ворона, осёл, лиса, волк и тому подобное - вот те ходовые образы, которыми пользуется поговорка: «И лисица хитра, да ее кожу продают на крючках», «Каждая курица петухом поёт». Одним из проявлений образности пословицы служит её способность быть применённой в переносном смысле. «Кабы знать, где упасть, так соломки б подостлал». Переносное значение придают пословицам обобщающие формулы: «Вечер покажет, каков был день», «У кого колос, у того и голос». Но такие художественные средства, как метафора, сравнение, антитеза и другие, также придают пословицам возможность применять их к различным случаям жизни. Например, метафора: «Его голыми руками не возьмёшь», антитеза: «Дальше положишь - ближе
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему : Эстетическая функция пословиц»
Эстетическая функция пословиц
Эстетическую ценность пословиц не раз отмечали такие видные художники слова, как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой (высказывания о пословицах см. в Приложении 1). Эстетическая ценность заключается в четкости и предельной краткости выраженной законченной мысли. Пословица представляет собой образную формулу, основанную на сравнении, метафоре, антитезе, гиперболе и передающую значительное жизненное наблюдение или вывод. Образность пословицы состоит в том, что она создает типические образы представителей разных социальных слоёв, использует аллегорические образы, изображая под видом животных людей с их определенными качествами. Волк, свинья, пёс, ворона, осёл, лиса, волк и тому подобное - вот те ходовые образы, которыми пользуется поговорка: «И лисица хитра, да ее кожу продают на крючках», «Каждая курица петухом поёт». Одним из проявлений образности пословицы служит её способность быть применённой в переносном смысле. «Кабы знать, где упасть, так соломки б подостлал». Переносное значение придают пословицам обобщающие формулы: «Вечер покажет, каков был день», «У кого колос, у того и голос». Но такие художественные средства, как метафора, сравнение, антитеза и другие, также придают пословицам возможность применять их к различным случаям жизни. Например, метафора: «Его голыми руками не возьмёшь», антитеза: «Дальше положишь - ближе возьмёшь». Таким образом, эстетическая ценность пословиц проявляется многосторонне. Следовательно, можно сделать вывод, что пословицы – явление высокого мастерства. В них воплощены эстетические принципы, которые высоко ценятся в искусстве: простота, краткость, содержательность, выразительность.
Ценностно - ориентированный аспект пословичной картины мира
«Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей», - писал российский философ И.Т.Фролов. Ценность – это понятие, используемое в гуманитарных науках для обозначения явлений, объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного. Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка.
Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом, характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми – всё человек впитывает в себя с детства, наблюдая, слушая, читая. В пословицах запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу – родной язык, остались бессмертными». Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения, типизируют явления действительности.
Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. Причем пословицы не просто говорят о явлениях действительности, а типизируют их, обобщают жизненный опыт народа: «Терпение и труд всё перетрут», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Лесом шёл, а дров не видал», «Есть время плакать, есть и веселиться». М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа. ». Эти обобщения могут касаться и важных явлений, и жизненных мелочей. Пословицы не только помогают лучше узнать жизнь, не только дают обобщения ее явлений, но нередко и объясняют их. Пословица нередко содержит в себе совет или поучение: «Напрасен труд, когда нет порядка», «Каковы гости, таков и пир», «За недобрым пойдёшь, на беду набредёшь». В пословицах отражались социальные противоречия: крестьянин - помещик, бедняк - богач, крестьянин - поп. Пословицы всегда дают резкую оценку угнетателям народа. В них постоянны сатирические фигуры барина-пана, купца, судьи, попа: «Купцы собираются, чтобы обирать людей», «Всякому засуха, а попу сноп», «Увидели у слепого один глаз, и тот хотят у него вынуть». В пословицах отражалось стремление народных масс улучшить свою жизнь, звучала вера в наступление лучших дней: «Придет солнце и к нашим дверям», «Хоть сила и сильна, да не вечна».
В народную среду проникли и пословицы, сложенные духовенством - они учили смирению и терпению: «Без бога не до порога», «Никто не может, так бог поможет». Были и пословицы, созданные не в крестьянской среде: «Холоп что рогатина», «Смерда взгляд хуже брани».
Пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе.
Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».
«Мы учим русскому народному языку на пословицах, - говорит К.Д.Ушинский, - ибо лучшего народного языка, чем тот, который сохранён в
пословицах, не знаем». Ни в одной из форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах и поговорках. «Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам», - отмечал великий педагог и мыслитель в работе «Первая книга после азбуки».
Вплотную смыкается со взглядом К.Д. Ушинского в своей оценке народных пословиц, их роли и месте в усвоении родного языка Л.Н. Толстой (см. Приложение 1). В народных пословицах и поговорках он видел идеальное воплощение лучших качеств подлинной художественности: чувства красоты и меры, правды и простоты, общедоступности и заразительности, вызывающих «бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений».
Таким образом, русские пословицы имеют огромную общественную ценность. Она состоит в познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значении, в богатом жизненном содержании, глубоком идейном смысле, больших художественных достоинствах и национальном своеобразии.
Читайте также: