Для чего нужны пословицы

Обновлено: 22.11.2024

Одна читательница после моей статьи "Как развивать речь ребёнка? Пословица недаром молвится" выразила в комментарии просьбу написать ещё одну статью о том, где и как можно использовать пословицы и поговорки с детьми, кроме развития речи и учёбы.

Выполняю эту просьбу.

Незаслуженно забыты народные пословицы и поговорки в угоду грубым выражениям, сокращённым словам типа "чел" (человек), а также словам блатного жаргона и ненормативной лексики. Иногда подростки разговаривают так, что и не поймёшь, о чем это они? А наш нормальный красивый русский язык- в опале.

Старый друг лучше новых двух. Старый друг лучше новых двух.

Где и как можно ещё использовать пословицы? Конечно, при любом удобном случае для воспитательных моментов . Дети вас точно зауважают, если будут слышать красивое меткое выражение -пословицу. А тех, кого они безоговорочно уважают- слушаются. Вам ведь это надо?

Воспитывают ли пословицы? Думаю, что да, воспитывают. Пока мы соберёмся прочитать однообразную нотацию своему ребёнку, которую он едва ли будет слушать, да пока подберём нужные слова (или и не подбираем, каждый день одно и то же повторяем, да без толку).

Не лучше ли иметь в запасе меткую пословицу или поговорку, "сказать, как отрезать", "не в бровь, а в глаз" и этим ограничить свою нотацию? Думаю, пользы будет больше, а отношения между вами и детьми не ухудшатся. Скорее всего, ребёнок засмеётся и примет к сведению ваши слова, либо просто запомнит и при случае где-нибудь повторит вашу пословицу.

Предлагаю подборку пословиц для воспитания некоторых качеств.

Воспитываем осторожность:

1.Берегись козла спереди, коня-сзади. а лихого человека-со всех сторон.

2.Не зная броду- не суйся в воду.

3. Бережёного Бог бережёт.

4. Едешь на день, бери хлеба на неделю.

5. Гляди под ноги: ничего не найдёшь, так хоть нос не расшибёшь.

6.Ешь мёд, да жала берегись.

7. Не играй, кошка углем- лапу обожжёшь.

8. Он просит-плачет, а ты реви- не давай. (о тех, кто любит просить в долг)

9. Хорошо медведя в окно дразнить.

10. Не думай, щука, как влезть, думай, как вылезть.

11. Сказал бы словечко, да волк недалечко.

12. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Воспитываем скромность:

1. Взлетел орлом, прилетел голубем.

2. Все вокруг бобры, один я -соболёк.

3. Залетела ворона в царские хоромы: почёту много, а полёту нет.

4.Коза на горе- выше коровы в поле.

5. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

6. Не хвались отъездом, а хвались приездом.

7.Загордился кот, и с печи нейдёт.

8. Не хвались сам, жди,когда люди похвалят.

9. Сидит, надувается, а сам три дня в лапти обувается.

10. Хвалилась овца, что у неё хвост, как у жеребца.

11. Хвалилась редька : "Я с мёдом сладка!"

Воспитываем щедрость:

1.Дождёшься от тебя, как от дуба яблок.

2.Живёт- из кулака да в рот.

3.За маленьким погнался, большое потерял.

4. Жадный плачет от зависти, а щедрый- от жалости.

5. "Дай!"- так и не услышит, а "на" - так услыхал.

6. За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

7. Добрый хозяин -господин деньгам. а плохой- слуга.

8. Как собака на сене- сам не ам, и другим не дам.

9. Люблю дружка: укусит пирожка, да в запазушку. (о людях, которые из гостей без подарков не уходят, что-нибудь да выпросят.)

ДУША НАРОДА?

Вопрос, вынесенный в заглавие сего опуса, конечно же, скорее риторический. Думаю, не стоит повторять аксиом вроде «душа народа» и прочих. А зачем нужна литература? А зачем – сказки, песни? Ну и пословицы необходимы для того же!

Можно, конечно, как Людоедка Эллочка из бессмертного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев» обходиться и теми тридцатью словами и междометиями, которые были отобраны ею «из всего великого, многословного и могучего русского языка» (типа «Хо-хо» или «Хамите, парниша!» ).

К прискорбию, современный язык идёт по пути упрощения своего лексического состава и грамматического строя. И тем бережней надо относиться к богатству фразеологии русской! Не стоит общаться на языке бездушных железяк и жить исключительно их жизнью.

Пословицы о дружбе

Они учат нас тому, что друг – это не вещь, которую легко заменить. Настоящий товарищ – человек, испытанный в радости и горе. Он всегда придёт на помощь, подставит своё плечо, подаст руку. И даже если на горизонте появились новые знакомые и приятели, они никогда не заменят настоящего друга, что сопровождает вас всю жизнь. Например, эта мысль выражена в такой пословице: "Старый друг – лучше новых двух".

Быть настоящим товарищем – тяжёлый труд. Такие люди готовы отдавать, не получая ничего взамен. Они бескорыстны и надёжны. Их нужно ценить: если из-за предательства или сильной обиды близкий человек от вас отвернулся, его уже невозможно вернуть. Купить за деньги или другие материальные блага его любовь и уважение невозможно.

Пословицы о дружбе говорят, что без настоящих товарищей существование теряет свои краски. Лучше жить без гроша за душой, но в окружении верных спутников и соратников. Например: "Не имей сто рублей, а имей сто друзей", "Дружба – сила", "Человек без друзей – сокол без полёта".

О труде

Русский народ всегда был работящим. Поле и скот, станки и машины, шахты и выработки – то, что стало частью жизни многих простых людей из глубинки, рабочих и крестьян. Поэтому свой накопленный жизненный опыт они трансформировали в крылатые выражения: "Под лежачий камень вода не течёт", "Терпение и труд всё перетрут". Они учат нас не лениться, а наоборот, стараться достигать максимальных результатов в своей профессии. Потому что только тяжёлая продуктивная работа – залог материального благополучия и достатка. Пословицы о труде доносят до нас многовековую мудрость: любое дело, даже черновое, нужно уважать. Независимо от того, чем занят человек, он заслуживает похвалы и признания, если, конечно, это занятие не аморальное, не вредит обществу и не имеет криминального оттенка.

Чужой труд нужно ценить. А самому, берясь за работу, не спешить. Потому что только усердие, старательность и внимание помогают сделать по-настоящему что-то полезное и красивое, качественное и долговечное: "Торопливый дважды одно дело делает", "Семь раз отмерь – один раз отрежь".

Следующая пословица

Пословицы занимают важное место в культуре любого народа мира. Возникнув ещё в древности, они всегда несли в себе мудрость и многовековой опыт. Эти языковые обороты, ритмичные и лаконичные, наполненные глубоким смыслом, сопровождают нас на протяжении всей жизни. Чему учат пословицы? Попробуем докопаться до истины.

Следующая пословица

Если открыть самый на сегодняшний день популярный и «раскрученный» учебник по русскому как иностранному – «Дорога в Россию» , то с первых же уроков натыкаешься на вкрапления фразеологизмов:
«Век живи – век учись!»
«Сколько лет, сколько зим!» и других.

Казалось бы, такое использование в учебном материале примеров мудрости народной логично и закономерно. И многие преподаватели РКИ убеждены, что фразеологизмы способны «влюбить в язык» – они повышают мотивацию, расширяют словарный запас, приобщают к русской культуре, делают уроки более живыми и динамичными.

Хотя некоторые коллеги-русисты скептически относятся к использованию наших пословиц и поговорок при обучении РКИ и считают «злоупотребление» ими излишним. Конечно, не все идиомы достойны того, чтобы пополнить активный словарь иностранцев. Очень важен отбор и минимизация фразеологического материала, а при его подаче – опора на реальные ситуации речевого общения. Необходимо чувство меры. Впрочем, как и во всём остальном…

Например, выражение «Точно белены объелся» для сегодняшнего дня абсолютно непрозрачно. А вот бабушка моя в детстве как-то показала мне некие невзрачные белесые цветочки. И рассказала, что её старший сын (мой дядя) дважды ею действительно «объедался» ! Да так, что «на стену лез»

Зачем нужны пословицы?

ПЕРЛЫ И «АНТИПЕРЛЫ»

Если внимательно присмотреться к приведенным мною примерам пословиц на тему водки , то можно увидеть, что собственно фразеологизмами является только первая группа:
· Мужик напьется — с барином дерется, а проспится — свиньи боится.
· Первая чарка колом, втораясоколом, остальныемелкими пташками.
· Водка — вину тётка.
И др.

Вторая же группа – это своеобразные антипословицы (или антипаремии), то есть «приколы», каламбуры, перефразированные в шутливо-ироническом ключе устойчивые словосочетания:
· Пиво без водки — деньги на ветер.
· Не откладывай на завтра то, что можно выпить сегодня.
· Сколько водки не бери, всё равно два раза бегать.
· Мало водки много не бывает.

Примеры таких антипословиц и антиафоризмов были собраны и изданы в виде словаря немецким профессором Харри Вальтером из Грайфсвальда и профессором СПбГУ Валерием Михайловичем Мокиенко .

Зачем нужны пословицы?

Словарь «Антипословицы русского народа» показывает, что процесс рождения фразеологизмов в русском языке не только не умер, но очень даже жив! А благодаря скорости распространения информации и в СМИ, и в живой речи – весьма активизировался.

Профессор В.М. Мокиенко Профессор В.М. Мокиенко

Примеров антипословиц можно привести бесчисленное множество:
Нас на бикини не проведёшь.
Слово не воробей: упадет с воза – не вырубишь топором.
Время — лучший доктор, но плохой косметолог.

Причём с нашествием коварного Ковидла в сети даже появился новый жанр – «карантинки» . Так прозвали шуточные послания друзьям, сидящим дома на карантине:
Корона что дышло – куда чихнешь, туда и вышла.
Не так страшен Ковид, как его малюют.
Не пеняй на вирус, коли ДНК крива.

Этот процесс популярен не только в русском, но и в других языках. По-немецки антипословицы называют Antisprichwoerter , по-английски – anti-proverbs или twisted wisdom («перекрученные мудрости»).

Мих. Нестеров "На Руси" ("Душа народа") Мих. Нестеров "На Руси" ("Душа народа")

Следующая пословица

Сегодня взрослые всё реже используют в речи пословицы и поговорки. Соответственно, дети их не слышат, а значит, и в детской речи эти фразы отсутствуют. «Зачем они вообще нужны современным детям? Ведь мы живём не в позапрошлом веке!» — скажут многие родители. На этот вопрос отвечает наш блогер, будущий учитель начальных классов Катя Хасанова.

Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm

Родители могут не понимать и даже злиться на задания, в которых детям надо выучить пословицы и поговорки. В нашей речи их почти не осталось. Но я считаю, что их изучение очень полезно для ребят в началке:

  • Пословицы и поговорки значительно обогащают словарный запас ребёнка, делают его речь интересной и выразительной. Согласитесь, гораздо приятнее слушать эмпатичного собеседника, который ведёт «живой», а не сухой и монотонный разговор.
  • Фразеологизмы помогают точнее и глубже выражать свои мысли, поэтому человек, использующий их в своей речи, демонстрирует не только навыки общения, но и свой интеллектуальный и культурный бэкграунд.
  • Ребёнок, знакомый с пословицами и поговорками и употребляющий их в речи, легко освоит тему «Средства художественной выразительности». С метафорами, эпитетами, сравнениями и аллегориями многие дети мучаются с 5 по 11 класс. Фразеологизмы — самые простые средства художественной выразительности, чаще всего они уже включают в себя метафоры и сравнения.
  • Пословицы и поговорки отлично развивают чувство юмора! В них много доброй сатиры: используя фразеологизмы можно пошутить и никого не обидеть.
  • Наконец, пословицы и поговорки действительно учат думать, расширяют культурный кругозор, учат анализировать ситуацию и свои действия в ней. В каждой пословице спрятана мудрость, её нужно раскрыть, а также нужно решить своеобразный «кейс» и понять, в какой ситуации можно применить эту мысль.

Ну что ж, начнём?

1. Разбираем незнакомые слова

Многие слова, понятные и простые для взрослых, незнакомы детям. Например: «Коли взялся за гуж, не говори, что не дюж». Эту пословица мы часто слышим в повседневной речи. Но многие дети не понимают два главных слова здесь: «гуж» и «дюж». Объясните смысл каждого слова, покажите иллюстрации, найдите синонимы, более понятные ребёнку.

Например: «Дюжить» — быть сильным, выносливым. Дюжий человек — сильный человек. «Сдюжить все трудности» — преодолеть все трудности. Гуж — это кожаная петля, которую цепляли на шею лошади, перед тем, как её запрягать и отправляться в путь. Через какое-то время попросите объяснить, что такое «гуж» своими словами.

2. Выясняем, откуда взялась пословица

Здорово, если вы сами знакомы с историей возникновения пословицы или поговорки. Если нет — идём в интернет, ищем информацию там. Не забывайте адаптировать найденную историю под возраст и уровень восприятия ребёнка, исключите сложную терминологию, объясняйте живо, просто и с наглядными иллюстрациями. Самый лучший вариант изложения можно найти в двух частях «Большого толкового словаря пословиц и поговорок русского языка для детей».

Например : «На обиженных воду возят». История: пословица появилась во времена императора Петра I. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он сопровождал (как лакей) специальную повозку в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, водовозы начали повышать цену на свои услуги, хотя по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать этих жадин, император Петр I приказал вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло это выражение. Поверьте, вы сами для себя узнаете много нового и интересного.

3. Разбираемся со смыслом

Теперь, когда дети знают, откуда появилась пословица, и понимают значение всех слов в ней, можно разбираться со смыслом и значением. Не говорите правильный ответ сразу, помогите ребёнку самому докопаться до верного ответа.

Пример диалога по пословице «Не руби сук, на котором сидишь»:

Взрослый: Как ты думаешь, о чем говорится в этой пословице?

Ребёнок: О том, что всем надо стать лесорубами.

Взрослый: Не совсем так. Представь, ты залез на дерево, сидишь на ветке и сам топором начинаешь её рубить. Что будет дальше?

Ребёнок: Ветка отломится, я упаду.

Взрослый: Правильно. А если ветка крепкая и ты не будешь её рубить, то просидишь ещё очень долго и все будет хорошо. А если будешь рубить, то навредишь себе, верно?

Ребёнок: Да.

Взрослый: Так о чем тогда говорится в этой пословице?

Ребёнок: Если у тебя все хорошо, не надо это портить и вредить самому себе.

Взрослый: Отлично. Молодец!

В этом разговоре ребёнок ассоциировал пословицу непосредственно с собой, представил себя в этой ситуации. Но так же можно размышлять и над историей пословицы. Такой подход помогает развить аналитическое, критическое, ассоциативное и логическое мышление.

4. Ищем примеры из мультиков

Например: «Мал золотник, да дорог» — эту пословицу иллюстрирует мультфильм «Добрый динозавр», потому что главный герой, динозавр Арло, был вначале маленьким и слабым, но зато потом смог помочь человеческому малышу найти семью. «Что посеешь, то и пожнёшь» — эту пословицу иллюстрирует сказка «Три поросёнка», потому что Ниф-Ниф и Нуф-Нуф построили свои дома из соломы и дерева, дома оказались некрепкими и волк их разрушил, а Наф-Наф построил крепкий дом из камня, поэтому волк не смог разрушить его дом.

5. Применяем пословицы и поговорки в жизни

Аналогично фильмам и книгам вместе с ребенком вспомните случаи из его жизни или из жизни его друзей и родственников, иллюстрирующие определенную пословицу или поговорку. Например: пословица «Друг познаётся в беде», ребёнок может вспомнить: «Я как-то по дороге из школы подвернул ногу, и мой друг Витя помог мне дойти до дома и донести портфель. Эта пословица подходит, потому что в тот момент я оказался в трудной ситуации, мне было больно, а Витя меня поддержал».

Затем включаем пословицы и поговорки в диалог с ребенком. Главное условие — использовать как можно больше подходящих фразеологизмов (соревнуйтесь с ребенком: за каждый — 1 балл, у кого больше баллов, тот и победил).

Пример диалога:

Взрослый: В субботу мы встанем пораньше, чтобы успеть сделать все дела, ведь кто рано встаёт, тому Бог подаёт.

Ребёнок: Да, но только вначале я сделаю все уроки, а потом пойдём на пикник, сделал дело, гуляй смело. Представляешь, я так много нового узнал на уроке окружающего мира. Ты знал, что в организме человека живёт 10 миллионов бактерий?

Взрослый: Нет, не знал, век живи, век учись.

6. Делаем «копилку»

Заведите с ребёнком отдельный блокнотик, записывайте туда пословицу, её смысл, историю происхождения, расшифровку незнакомых слов. Но самое главное — сделайте иллюстрацию-комикс для каждой пословицы. Придумайте ситуацию, к которой пословица подходит, нарисуйте эту ситуацию в виде комиксов и с помощью «облачков» запишите реплики героев. Этот метод поможет детям развить фантазию, дизайнерские навыки и творческие мышление и лучше запомнить пословицу.

Если ребёнок визуал, то кроме комикса рекомендую нарисовать буквально дословную иллюстрацию пословицы или поговорки, чтобы он лучше запомнил её.

7. Учим пословицы других стран и народов

Я считаю, что человек должен обладать широким кругозором, поэтому помимо популярных и классических русских фразеологизмов, с ребёнком можно и нужно изучать и разбирать по той же самой схеме пословицы и поговорки других стран и народов. Это поможет лучше понять культуру, традиции и менталитет другого народа. Чтобы понять смысл «чужих» пословиц, поиграйте в «Сравнилку»: выбираем страну (или народ), ищем в интернете их самые популярные пословицы и поговорки (разумеется, понятные детям). Читаем, разбираем каждую и ищем точно такой же по смыслу русский фразеологизм.

Например: «Хороший кузнец и лягушку подкуёт» (литовская пословица). «Дело мастера боится» (русская пословица). У них один и тот же смысл: настоящий профессионал любую работу хорошо сделает.

Экспериментируйте и изучайте белорусские, украинские, датские, английские, китайские пословицы и поговорки. Но и про редко встречающиеся в нашей речи русские фразеологизмы тоже не забывайте, знакомьте детей с ними!

О добре и зле

Быть воспитанным, нравственным и честным - вот чему учат пословицы. В них часто упоминается, что человек должен хранить чистую совесть и добрые помыслы несмотря на разные искушения и непредвиденные обстоятельства: "Следовать добру – подниматься в гору, почитать зло – падать в пропасть".

Если вокруг встречаются люди, у которых тёмная душа и плохие намерения, нужно быть к ним терпимыми. Жизнь их накажет без вашего участия, всё воздастся сторицей: "Добру расти, худу по норам ползти", "Горе тому, кто добра не делает никому".

Несмотря на жестокую действительность, нужно всегда оставаться позитивным и открытым. Народная мудрость говорит: "Добрые дела два века живут". Поэтому нужно пройти путь на земле так, чтоб о тебе вспоминали только с любовью и уважением. Вот чему учат пословицы о добре и зле. Они побуждают нас придерживаться моральных принципов и нравственных критериев.

О Родине

Чему учат пословицы, в которых упоминается родной дом, отчизна? Конечно же любить их, ценить и уважать. Человек не выбирает себе семью и землю, на которой родился. Поэтому какой бы ни была твоя страна – бедной, непризнанной или угнетённой – её нельзя забывать, предавать, продавать за деньги. Об этом говорят такие пословицы: "Береги землю родимую, как мать любимую", "Худая та птица, что гнездо своё марает".

В народных изречениях показано, что сплочённая нация – сила, способная противостоять внешним угрозам, внутренним конфликтам, экономическим и политическим кризисам. Только объединив свои усилия, люди могут выстоять в тяжёлых испытаниях: "Когда народ един, он непобедим".

Пословицы говорят: даже пребывая на чужбине, человек тянется к своим корням. Никакие иностранные блага не заменят ему обычаи и традиции, любимые с детства, а обедая в ресторане деликатесами, он с ностальгией будет вспоминать бабушкины ватрушки и мамины блины. Например: "Чужая сторона – мачеха", "За морем теплее, а у нас светлее".

Общая характеристика

Пословицы – жанр фольклора, отражающий духовное состояние простых людей из народа, несущий накопленные ими знания. Они оформлены в короткие предложения. Пословицам присущи:

  • Ритмическая окраска.
  • Красивое звучание.
  • Меткое выражение мысли.
  • Поучение, наставление и юмор.

Суть пословиц – донести до будущих поколений полученный опыт. Поэтому, развиваясь интеллектуально и духовно, народ менял и свои изречения. Пословицы совершенствовались, к ним добавлялись новые слова, неся уже совсем иную смысловую нагрузку. Многие из них позаимствованы из произведений: русских народных сказок, Библии, басен, баллад, сказаний и былин.

Интересно, но первые пословицы появились ещё задолго до нашей эры. Они были распространены в Израиле, Египте, Греции и Римской империи. Древний философ Аристотель стал первым человеком, который сумел их классифицировать и обобщить в одном издании.

Читайте также: