Какая пословица поможет вам оправдаться за существенное опоздание на урок

Обновлено: 07.11.2024

читательский кругозор учащихся; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного

чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный

список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить

коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения

дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию;

метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа

материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с

учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П —

анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на

доказательство своей точки зрения; лцчностные: проявление бережного отношения к

художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки

и закладки для книги.

Оборудование: кроссворд и цветик - семицветик, на лепестках которого написаны темы,

стихотворения «Страшная история»,»Память», стихи Успенского на карточках.

Русская л итература

Тема урока . Урок внеклассного чтения Самые интересные книги, прочитанные летом

Цели урока: 1. Обобщить читательский опыт учащихся по отбору книг для самостоятельного чтения летом. 2. Подготовить выставку книг, обсудить наиболее интересные прочитанные книги. 3. Обучать приемам самостоятельного выбора и чтения книг на тему, заданную учителем

ХОД УРОКА

Организационный момент

Речевая разминка

Добрый день, дорогие друзья! Наш первый в этом учебном году урок внеклассного чтения мне хотелось бы начать с этой небылицы. Прочитайте её на доске:

Долгоногий журавель

На мельницу ездил,

Диковинку видел:

Коза муку мелет,

А маленькие козлёночки

А барашки круты- рожки

В дудочку играют,

А сороки – белобоки

Пошли танцевати,

А вороны стережёны

Пошли примечати,

Сова из-за угла смотрит,

(После выразительного прочтения детьми обратить внимание на выражение :

Вороны стережёны –от слова «стеречь».Известно слово «стережа», «стерёжка», означающее действие по глаголу.По- видимому, отсюда производное – стереженные (в краткой форме – стережёны, кто в стереженье , стережёт)

Мы прочитали с вами небылицу. На самом деле, как много интересного происходит вокруг.А узнавали вы это из книг

Сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие, обратно в лето.

- Наше путешествие мы начнем с истории создания книги

Викторина «Пословицы и поговорки»

— Узнайте пословицы и поговорки.

• Назовите имя фольклорного погонщика телят. (Макар. Куда Макар телят не гонял.)

• Когда рыба запоет? (Когда рак на горе свистнет, тогда и рыба запоет.)

• Какая пословица поможет вам оправдаться за существенное опоздание на урок?

(Учиться никогда не поздно.)

• К какому занятию приравнивает русская поговорка преждевременный дележ еще не

полученного добра? (Делить шкуру неубитого медведя.)

• Действуя постепенно и упорно, многого достигнешь, своего добьешься. Какая

пословица это утверждает? (Вода и камень точит.)

• Какая поговорка советует противодействовать там же средством? (Клин клином

• Что говорят, когда чьи - либо слезы, жалобы не вызывают сочувствия, не могут помочь?

(Москва слезам не верит.)

4. Работа по теме урока

1. Из истории создания книги .

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа.

Сейчас я вам кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.

В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И, глядишь, уже дряхлый старик.

С появлением книгопечатного станка (изобрёл его Иоганн Гуттенберг в Германии) книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем. У нас на Руси первым книгопечатником был Иван Фёдоров.

И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Машина умнела, умнела, а ныне

Доверили книгу великой машине,

Чтоб мы получили книгу, над ней

Поработало очень много людей.

Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу не сможет. Люди каких профессий прикладывают немало сил для создания книги? (ответы учеников).

Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики (ведь бумагу для книг делают из древесины). Писатели, поэты, учёные пишут тексты, художники рисуют иллюстрации. Наборщики, переплётчики и ещё многие другие люди создают книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё таки остается труд человека.

Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Нельзя обращаться с ней небрежно.

Если каждый из ребят Тебе бы надо уважать

Порвёт листы, обложку, Труды их и заботы –

Во что же книгу превратят Беречь и книгу, и тетрадь,

Ребята понемножку? Не мять, не пачкать, не трепать

В библиотеке, в школе, Нам книги – лучшие друзья,

Трудились множество людей Они дают нам счастье.

На фабрике и в поле. А эта книга – и моя,

Трудились твой отец и мать. Да и твоя отчасти!

Правила обращения с книгой .

А теперь послушайте правила обращения с книгой (все ученики получают памятки):

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась – подклей ее.

Книга – ваш друг и помощник. Тому, кто умеет общаться с книгой, она становится добрым собеседником.

Правила обращения с книгой можно продолжать, но сейчас послушаем обращение книги к нам, читателям.

- Я книга, я – товарищ твой,

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня заляпал!

Что здесь за звери? Что за птицы?

Опять загнул мои листы!

Не бережёшь меня, друг, ты.

Мой переплёт не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг!

Но только не для грязных рук!

Давайте всегда выполнять просьбу книги и соблюдать правила обращения с нашими друзьями.

5. План представления прочитанной книги

2. Автор, иллюстратор (художник).

3. Что читали (сказка, стихотворение, рассказ).

4. О чем читали (см. темы на лепестках цветка, указать свою).

— Посмотрите, какая выставка получилась. Отрывки из каких книг вы хотели бы

услышать? (Ответы детей.)

2. Индивидуальные выступления учащихся

( Ученики кратко пересказывают содержание любимых произведений, рассказывают, что

нового узнали из прочитанных книг, что открыли для себя. Заслушивают выборочный

пересказ к самой интересной иллюстрации в книге. Дети дают рекомендации

одноклассникам прочитать всю книгу или, возможно, самое интересное произведение из

6. Остановка «Сказочная»

-Итак, мы приземляемся на первой станции, которая называется «Сказочная»

Запрягайте, ребятня,

Веники в коляску

Собирайтесь в дальний путь,

Поезжайте в сказку!

- Знаю,что вы прочитали много сказок.Какие из них вы хотите представить нам? (Ученики кратко рассказывают о тех сказках , которые прочитали летом.)

7. Остановка «Детская»

Почему обо мне

Знают все на свете,

Знают даже о Луне

Взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу,

Но скажу вам честно:

Что другим не по плечу,

Мне давно известно…

- Вы узнали этого мальчика? Кто его создал? ( Незнайка. Николай Николаевич Носов).

8. Станция «Здравствуй лес!»

В лесу над росистой полянкой

Кукушка встречала рассвет.

В тиши его голос стеклянный

Звучал как вопрос и ответ

В память об этом рассвете

Я в город собой унесу

Пускай мне зимою о лете.

Напомнит кукушка в лесу

Много интересного можно увидеть в лесу. Я знаю, что многие из вас любят читать рассказы о природе.

- О чём вы хотите поведать нам сегодня? (Ответы учащихся.)

9. Остановка «Зоопарк»

Отправляемся из леса в зоопарк, чтобы увидеть экзотических животных и птиц..

Перед нами птицы разных стран,

Здесь целый город птичий!

Вот розоватый пеликан.

Под клювом у него карман

Для пойманной добычи.

Вот ковыляющий пингвин,

Морской пловец проворный.

А рядом –голубой павлин

Раскинул хвост узорный

Вот попугай на вас глядит,

Горбатым клювом щёлкая,

И тут же перепел сидит

С рябою перепёлкою.

- О каких экзотических животных или птицах вам хочется хочется рассказать (Ответы детей)

10. Остановка «песенная »

- Вы конечно же, устали. Но всегда веселее путешествовать с песней . Вспомните песни из мультфильмов и попоём немного. Возвращаясь обратно.

11 .Остановка « Шутки на полминутки »

- А сейчас, вернувшись из дальнего путешествия, расскажите о нём в шутливой форме. (Распределение учащимся диалогов ) (Слайд № 7)

1.-Я медведя поймал!

-Так веди его сюда!

Да он меня не пускает!

2. Мишка топал, баловался,

Лёгкий мостик зашатался,

По воде идут круги…

Шарик, Шарик,помоги!

3.Младший брат чихнул спросонок,

Радуются сёстры:

- Вот уже растёт ребёнок-

Он чихнул, как взрослый.

4. Мама сразу узнаёт ,

Учу ли я уроки :

Если выучен урок ,

Всегда в … щёки

(В чернилах. А. Барто)

12. Подведение итогов по уроку - путешествию!

13. Домашнее задание

Отбор и чтение книг на тему «Сказки народов мира». Использовать при поиске электронный каталог, тематические выставки в библиотеке, открытый доступ, интернет

По горизонтали: 1. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот», которую придумал

пес Шарик. (Чайник.) 2. Что было отправлено почтальоном Печкиным маме и папе Дяди

Федора для опознания? (Пуговица.) 5. Кличка теленка из книги «Дядя Федор, пес и кот»,

которую придумал Дядя Федор. (Гаврюша.) 6. Герой произведения Э. Успенского,

имеющий связи в научных кругах. (Матроскин.)

По вертикали: 1. Неизвестный науке зверь, описание которого есть в книге Э.

Успенского. (Чебурашка.) 3. Кличка коровы, которую купил кот Матроскин. (Мурка.) 4.

Кто о себе сказал: «Я могу картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть —

языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать»? (Шарик.)

— Какой герой в кроссворде лишний и почему? ( Чебурашка — герой книги «Крокодил

Следующая пословица

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Следующая пословица

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Следующая пословица

5. С итальянского языка это слово переводится как «сломанная скамья». А в русском языке оно обозначает неудачливого бизнесмена. Что это за слово?

6. Из малайского языка к нам пришло название этого животного. В переводе на русский оно означает « лесной человек ». Назовите это животное.

7. Название какого парфюмерного средства переводится с французского как « вода из Кёльна »? (одеколон)

8. Какая известная порода собак была выведена в Испании, что и отразилось в её названии? (спаниель)

9. Какой молочный продукт приготовить проще простого, если судить по названию? (простоквашу)

10. Если перевести это слово с латинского языка, то оно буквально будет означать « сидящий впереди ». Что это за слово? (президент)

11. По порядку он девятый , а его название с латинского языка переводится как « седьмой ». О чём идёт речь? (сентябрь)

12.Какое существительное в современном русском языке произошло от латинского глагола « не хватать »? (дефицит)

13. «Ветеринар» по-чукотски – « кора-доктор ». Что означает чукотское слово « кора »? (олень)

14. Первоисточник этого слова – греческий, где оно обозначало, как ни странно, « досуг », « праздность ». Звучание практически не изменилось, а вот значение поменялось кардинально. Назовите это слово. (школа)

15. Эти посетители поликлиник скорей всего не догадываются, что зовутся латинским словом « страдальцы ». (пациенты)

16. Это русское слово в прошлом означало « лицо » и произошло от слов со значением « лоб » и « рот ». Что это за слово? (челюсть – чело+уста)

17. Название какого вида спорта переводится с норвежского как « след на склоне »? (слалом)

КОНКУРС «СОБЕРИ СЛОВА»

Соберите слова, которые спрятались в других словах.

1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ ( подснежники ).

2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ ( дворовый ).

3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА ( загородка ).

4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ ( молодцы ).

КОНКУРС «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота )

2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? ( именительный )

3. Чем похожи существительные ножницы , брюки , чернила ? ( они употребляются только во множественном числе )

4. Какую часть слова можно в земле найти? ( корень )

5. Каким членом предложения является обращение? ( обращение не является членом предложения )

6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв ( стол, стон… )

7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей ( у рыб есть зубы )

8. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? ( строчку, прошитую на швейной машине )

Читайте также: