Викторина пословица недаром молвится в библиотеке

Обновлено: 17.05.2024

Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами и поговорками.

  • Формировать понятия о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.
  • Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
  • Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
  • Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
  • Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.
  • Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
  • Формировать умение командной работы.

Дети делятся на три команды. Каждая занимает свое рабочее место.
Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…» (автор М.Скребцова).

Ведущая: Дорогие ребята! Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

  • Пословица – всем делам помощница.
  • Без пословицы не проживешь.
  • Пословица вовек не сломится.
  • Пословицы ни обойти, ни объехать.
  • Пословица ведется, как изба веником метется.

По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»

Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»

Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.

  • пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)
  • слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое слово – пословица.)
  • пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)
  • есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою спесь пословица есть.)
  • Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На всякого Егорку есть поговорка.)
  • слова, Из, выкинешь, поговорки, не. (Из поговорки слова не выкинешь.)
  • строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Если мил друг, то и семь верст не крюк.

Проводится игра «Загадки, загаданные пословицами».

Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.

  • Лапки её мягки, да когти остры.
  • Она спит, а мышей видит.
  • Доброе слово и ей приятно. (Кошка)
  • И она помнит, кто ее кормит.
  • Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
  • Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)

Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

  • Грозит она кошке, да из норы.
  • Она гложет, что может.
  • Надулся, как она на крупу. (Мышь)
  • Она на порог, а мышка в уголок.
  • Ее против шерсти не гладят.
  • Знает она, чье мясо съела. (Кошка)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает предостережение человеку, обидевшему слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)

  • Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
  • Как его ни корми, он все в лес смотрит.
  • Его ноги кормят. (Волк)
  • Он неуклюж, да дюж.
  • С ним дружись, а за топор держись.
  • Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает попадание из малой беды в большую. (От волка бежал, да на медведя напал.)

Ведущая: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.
Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина, потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.
«Пословица – это коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное и пущенное в оборот, под чеканом народности», – такое определение дал пословице В.И.Даль.

Проводится дидактическая игра «Живые буквы» – тема «Пословица».

Команды получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова – слова-ответы на вопросы.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

1. Оно не воробей, вылетит – не поймаешь. слово
2. Когда она есть, ума не надо. сила
3. Им лучше в грязь не ударять. лицо
4. Кто и во сне кур считает? лиса
5. Паршивая, она все стадо портит. овца
6. В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом пил? пиво
7. Бывает он долог, да ум короток. волос

Чтецы:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»

  • Лентяй да шалопай – два родных брата.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  • Где ум, там и толк.
  • Красна птица пером, а человек умом.

Проводится дидактическая игра «Азбука – к мудрости ступенька».

Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.

Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да буки, а там и науки.)
Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)

Ведущая: Не каждый человек сумеет рассказать сказку или спеть песню. Но любой человек может употребить в разговоре пословицу или поговорку и даже сам того не заметит. Не зря в народе говорится: «Без пословицы речь не молвится».
Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки «Пословицы и поговорки в сказках». Вы внимательно слушайте и назовите потом те пословицы и поговорки, смысл которых объясняется в этой сказке.

Ведущая читает сказку «Делу время – потехе час» О.Перовой.

Ведущая: Все народы имеют пословицы, и у всех народов пословицы ведут свое начало от самой глубокой древности. Но у каждого народа они свои, потому что пословицы отражают национальные черты каждого народа.
«За двумя зайцами пого­нишься – ни одного не пойма­ешь», – говорят русские люди. А в Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два арбуза одной рукой не удержишь».
«Новая метла чище метет»,– говорят русские. А таджики на ту же тему сложили свою пословицу: «В новом кувшине вода холодней».
У русских есть пословица: «Попал из огня да в полымя». А у индусов: «Вырвался из пасти крокодила, угодил в пасть к тигру».
И таких примеров можно найти сотни. Недаром говорится: «В каком народе живешь, того и обычая держись».

Проводится дидактическая игра «Пословицы – мудрость народов».

Ведущая дает каждой команде карточку с русской пословицей. На отдельном столике разложены пословицы и поговорки народов мира.
Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира.

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (ассирийская пословица)
  • У многих хозяев и собака дохнет. (карельская пословица)
  • Где много нянек, там дитя без носу. (польская пословица)
  • Много поваров плохой суп варят. (английская пословица)
  • В доме, где много петухов, поздно наступает утро. (турецкая пословица)
  • У кровельщика крыша дырявая. (бенгальская пословица)
  • Дверь плотника всегда сломана. (арабская пословица)
  • Торгующий овощами ест ботву. (китайская половица)
  • Красильщик в некрашеных шароварах ходит. (японская пословица)
  • Гадалка своей судьбы не знает. (осетинская пословица)
  • Верблюда под мостом не спрячешь. (афганская пословица)
  • В сене огня не скроешь. (грузинская пословица)
  • Пика не кладется в мешок. (польская пословица)
  • Угля в мешке не спрячешь. (английская пословица)
  • Сидящий на верблюде себя не скроет. (туркменская пословица)

Демонстрируется отрывок из мультфильма «Волк и лиса» (голодный волк встречает лису, поедающую рыбку).

Дети просматривают отрывок и называют пословицу:«Ем свой, а ты подальше стой…»

Ведущая: Очень близки к пословицам поговорки, недаром их обычно рассматривают вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, как в пословице. Например, выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица.
В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка.

Демонстрируются диафильмы «Коломенская верста» (о поговорке «Начать с азов») и «Хватит бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной строки»).

Ведущая: Если верить пословице, то в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность и образность.

Проводится игра «Мыслей и речи украшение».

  • Б*б*ш*а н*дв*е ск*з*л*. (Бабушка надвое сказала.)
  • *б*ть дв*х *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
  • К*п*ть *от* в *еш*е. (Купить кота в мешке.)
  • Д*а с*п*г* *ар*. (Два сапога пара.)
  • Д*л* в *л*п*. (Дело в шляпе.)
  • *ов*я *е*ла по-н*в*му м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)
  • *ор*г* *ож*а к *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

Ведущая: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»

Следующая пословица

в игровой форме раскрыть творческие способности учащихся 5 класса.

Участники: две команды учащихся 5 и 6 класса.

Оформление: название мероприятия, эпиграфы, иллюстрации к пословицам и поговоркам.

Ведущий: Дорогие ребята! Нашу игру я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?

Вам выражения знакомы:

Про первый блин, что вечно комом,

Про сор, что из избы несут…

Как их в народе все зовут? (Пословицы)

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни – верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают.

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут..

На уроках литературы вы узнали о пословицах много интересного, и сегодня я предлагаю вам принять активное участие в игре «Пословица недаром молвится», которая даст возможность углубить полученные знания, проявить свои творческие способности и расширить читательский кругозор.

Конкурс 1. «Разминка». “Из пословицы… слова не выкинешь”.

Ведущий читает первую часть пословицы, команды по очереди должны её закончить.

Не плюй в колодец-…(пригодится воды напиться)

Тише едешь-….(дальше будешь).

По одёжке встречают-…(по уму провожают).

За двумя зайцами погонишься-…(ни одного не поймаешь)

На ловца….(и зверь бежит)

Собака лает- …(ветер носит)

Смелого пуля боится-…(смелого штык не берет)

Скучен день до вечера,…_(когда делать нечего)

Сытое брюхо-…(к учению глухо)

Нет дыма …(без огня)

С кем поведёшься,…(от того и наберёшься)

Грамоте учиться-(всегда пригодится).

Терпение и труд….(всё перетрут)

Не стыдно не знать-…(стыдно не учиться)

Конкурс 2. «Сходные пословицы».

У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а учащиеся из каждой команды по очереди называют аналогичные русские. Если одна команда затрудняется ответить – право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская).

Язык мой – враг мой. (Русская).

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская).

Язык до Киева доведет. (Русская).

Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская).

Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская).

После обеда приходится платить. (Английская).

Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская).

И в тихой воде есть крокодил. (Малайская)

В тихом омуте черти водятся (Русская)

В трудную минуту друг тут как тут. (Арабская)

Друзья познаются в беде. Сам пропадай, а товарища выручай. (Русская)

Руки не протянешь, так и с полки ложку не достанешь. (Латышская)

Хочешь есть калачи– не сиди на печи. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Русская).

Кто ухаживает за пашней, за тем и пашня ухаживает. (Немецкая)

Что посеешь, то и пожнешь .Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится (Русская)

Не смейся над старым, сам состаришься. (Японская)

Дважды молодому не бывать. Придет старость– придет и слабость (Русская)

Торопливая работа криво идет. (Марийская)

Сделано наспех – сделано на смех. Поспешишь – людей насмешишь

Не смотри на лицо, а смотри на дело. (Казахская)

Смотри дерево в плодах, а человека в делах. С лица воды не пить. Не место красит человека, а человек место. (Русская)

Словами туда-сюда, а делом никуда. (Коми-пермяцкая)

Звону много, да толку мало. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не спеши языком – торопись делом (Русская)

Конкурс 3. «Пословица в азбуке». Участники игры поочерёдно бросают по одному кубику и называют пословицу на ту букву, которая выпала сверху.

Конкурс4. «Вспомни пословицу»

На столе выкладываются различные предметы:

- два игрушечных зайца;

- лист бумаги, половина которого закрашена чёрной краской;

- небольшой камень, стакан воды;

- игрушечный соловей и книга басен;

- гусиное перо, топор, щепки.

Командам необходимо взять их в руки и вспомнить пословицу, с этими предметами связанную:

«Семь раз отмерь- один раз отрежь».

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь».

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

«Под лежачий камень вода не течёт».

«Что написано пером, не вырубишь топором».

«Хлеб – всему голова»

«Соловья баснями не кормят»

«Лес рубят- щепки летят».

Конкурс 5 . «Угадай пословицу».

Участвуют по 4 человека от каждой команды. Ведущий дает им задание – комически изобразить пословицы. Пословицу угадывает команда противника. За правильный ответ – 3 балла.

«После драки кулаками не машут».

«Один в поле не воин».

«По лежачий камень вода не течет»

«Доброе слово и кошке приятно»

Конкурс 6. «Разгадай пословицу» (в виде кроссворда)

1.Собака лает-…носит.2.Кабы лиса не поспела, то бы…волка съела.3.На …шапка горит.4.слышал . да не знает где он.5.На … и цвет товарищей нет. 6Молчание-…согласия.7.Человек человеку друг, товарищ и ….8… на столе, пересол на спине.9.Мели, Емеля, твоя неделя.10.А… просто открывался.11.На ловца и зверь ….12.Старость не….13.Не было у бабы хлопот, так купила…. 14.Шумим,…,шумим.15.Терпи,…,атаманом будешь.16…не моего романа.17.Близок …. да не укусишь.18.Лиха беда… 19.Перемелется- …будет.20….не без добрых людей.

1.Новая …чисто метёт.8.Любовь- всему….17.Дорога …ложка к обеду.21.Не плюй в …, пригодится воды напиться.22.Один в поле не …..23.Бедность не…24….дороже денег.25Не дорог …., дорога любовь.26.Своя…не тянет.27.Нашла коса на …28.Кто старое помянет, тому …вон.29Чужой…скоро приедается.30…. рыбака видит издалека.31.Не всё коту масленица, бывает и великий….32.Смотри в ….

По горизонтали:1.Ветер.2.Овца.3.Шапка.4.Звон.5.Вкус.6.Знак.7Брат.8Недосол.9.Емеля.10.Ларчик.11Зверь12. Радость. 13.Порося. 14.Братец. 15.Казак.16.Герой.17. Локоть.18.Начало.19.Мука.20.Свет.

По вертикали:1.Метла.8. Начало.17.Ложка.21.Колодец. 22.Воин. 23.Порок.24.Уговор.26.Ноша.27. Камень. 28Глаз.29.Калач.30.Рыбак.31.Пост.32 Корень.

Конкурс7. «Магическая цифра».

Команды перечисляют пословицы, в которых есть цифра 7.

(Семеро одного не ждут. Семь пятниц на неделе. У семи нянек дитя без глазу. Семь раз отмерь, один раз отрежь и т.д.)

Конкурс 8 . «Нарисуй и узнай пословицу».

В конкурсе участвуют по два человека от каждой команды. Ведущий раздает им тексты пословиц, которые они должны будут нарисовать.

Если команда противника угадает пословицу, то ей зачисляется 3 балла, если не угадает, то балл получает команда, нарисовавшая рисунок.

«Яйца курицу не учат».

«Цыплят по осени считают».

«Дело мастера боится».

«Хлеб всему голова».

Конкурс 9 « Мозаика». Раздаются карточки. На них написаны половины пословиц. Задача – подобрать часть от другой пословицы .

10. Конкурс капитанов «Пословица недаром молвится» .

Придумать историю или юмористический рассказ, к которому можно применить составленную пословицу за 1 минуту.

Конкурс 11. « Блиц-опрос». Участникам предлагается ответить на вопросы блицтурнира знатоков пословиц и поговорок. Время блица для каждого игрока — одна минута. В случае затруднения можно сэкономить время, переходя к следующему вопросу сигналом «Дальше». Количество итоговых балов равно количеству вопросов, на которые участники успели правильно ответить.

Он красен платежом. (Долг)

Разлетаются при заготовке дров в лесу. (Щепки)

Праздник, не являющийся круглогодичным для кота. (Масленица)

Специалистка по поиску грязи. (Свинья)

Приходит во время еды. (Аппетит)

Не укусишь, несмотря на близость местонахождения. (Локоть)

Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка)

Дорога к обеду. (Ложка)

По нему провожают. (Ум)

Тихое место обитания нечистой силы. (Омут)

Птица, на которую не похоже вылетевшее слово. (Воробей)

Не присмотренное у семи нянек. (Дитя)

Он не приходится товарищем свинье. (Гусь)

Если своя, то не тянет. (Ноша)

Какая птица предпочтительнее летающего по небу журавля, если она в руках. (Синица)

Они считаются классической парой. (Сапоги)

Животное, являющееся щенком до старости. (Маленькая собачка)

Всему голова. (Хлеб)

Порядковый номер блина, получившегося комом. (Первый)

Куда не рекомендуется ходить со своим уставом. (В чужой монастырь)

У них нет товарищей. (Вкус и цвет)

Он спит, а служба идет. (Солдат)

Путеводитель до Киева. (Язык)

Им нельзя испортить кашу. (Масло)

Головной убор, который указывает на нечестного гражданина. (Шапка)

Единица счета по осени. (Цыпленок)

Чужой, куда бросают камни. (Огород)

Мать ученья среднего рода. (Повторенье)

Знающий свой шесток. (Сверчок)

Любитель кататься в масле. (Сыр)

То, что хвалит каждый кулик, если оно свое. (Болото)

Они падают близко от дерева, на котором росли. (Яблоки)

После ее завершения бесполезно махать руками. (Драка)

Для нее всегда хомут найдется. (Шея)

Время года для приготовления саней. (Лето)

Бегущий на ловца. (Зверь)

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра «Пословица недаром молвится». Жюри подводит окончательные итоги.

Следующая пословица

Учащиеся в русских народных костюмах под музыкальное сопровождение встречают гостей фестиваля (педагоги, общественность, родители), дарят им открытки-сердечки с надписью «Милости просим, гости дорогие!»

2. Начало занятия. Приветствие гостей

Учитель: Милости просим, а хлеб-соль по-старинному! (Вручает хлеб-соль членам жюри – гостям фестиваля)

Ученица: Хлеб-соль кушайте, добрых людей слушайте!

3. «Давайте познакомимся!»

Дети говорят по очереди:

* Эх, поговорочка – цветочек,
Пословица – ягодка!
Конкурс нам пора начать,
Уж не можем мы молчать!

* Мы ребята – 2 А,
Учимся мы всяко.
Но с пословицей, друзья,
Мы дружны, однако!

* Дружбой будем дорожить,
Пусть она крепчает!
И пословица, друг наш,
Пусть нам помогает!

* Вот учитель – наш творитель,
Много нам всего припас.
Он – немного сочинитель,
Очень любит весь наш класс!

* А вот – жюри, «Совет мудрейших»,
Пусть оценивает нас.
Поговорочек старейших
Знаем много про запас!

* Всем гостям мы очень рады,
Что пришли на фестиваль!
Это выше всей награды
Нам за месяц, за февраль!

* Не суди нас строго, зритель!
Добрым взглядом ободри.
Ты – наш зритель – вдохновитель,
Отдыхай, на нас смотри!

Учитель: Сядем рядком, да поговорим ладком!

4. Представление команд капитанов

  • «Мудрецы»
  • «Краснословы»
  • «Любознайки»

II. Проведение конкурсов

1. Разминка. «Закончи пословицу»

(Оценивается в 2 балла: 1 балл – за дополнение пословицы + 1 балл за объяснение значения)

  • Добрые вести… (не лежат на месте)
  • Век живи … (век учись)
  • Дерево ценят по плодам, … (а человека по делам)
  • Чужбина – калина, … (Родина – малина)
  • Хочешь есть калачи – … (не лежи на печи)
  • Уважай стариков, … (и сам будешь стар).

2. «Собери пословицу»

  • Не будет скуки, коль заняты руки.
  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Новых друзей наживай, а старых не теряй.

3. Кольцовка пословиц и поговорок

Команды по очереди называют пословицы и поговорки на заданную тему. Можно пользоваться записями, сделанными заранее. (За каждую пословицу – 1 балл)

  • Красна птица перьями, а человек – ученьем.
  • Учи других и сам поймешь.
  • Без муки нет науки.
  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Без терпенья нет ученья.
  • Век живи, век учись.
  • Знание – сила.
  • Знание – лучше богатства.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Без друга на сердце вьюга.
  • Друг познается в беде.
  • Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  • Без друга в жизни туго.
  • Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
  • Верному другу цены нет.
  • Берись дружно, не будет грузно.

4. Пословицы «шутят»

«Мудрецы»

«Краснословы»

«Любознайки»

5. «Поговорки-нескладушки» в тестах

Командам предлагается выбрать правильный вариант ответа для завершения пословицы. (За каждый правильный ответ – 1 балл).

а) скоро приедешь;
б) быстрей не надо;
в) дальше будешь;
г) поторопись!

  • Глаза боятся, а руки…
  • Назвался груздем –…

а) прыгай в бочку;
б) маринуйся путём;
в) так будь им;
г) полезай в кузов.

а) брат наш;
б) друг наш;
в) приятель наш;
г) враг наш.

  • Сам не научишься – …

а) другие научат;
б) никто не научит;
в) станешь ленивым;
г) других не упрекай.

  • Новых друзей наживай, а старых…
  • На то и два уха, чтоб…

а) было красиво;
б) можно было подергать;
в) больше слушать;
г) серьги носить.

  • Далеко ехали, да…

а) поедем еще дальше;
б) колёса сломались;
в) скоро приехали;
г) пора перекусить.

  • У кого хлеб родится, тот…

а) всегда веселится;
б) всегда сытый;
в) всегда голодный;
г) всегда гостей принимает.

6. Конкурс капитанов

Капитанам предлагается 2 задания: 1) объяснить значение пословицы на плакате (1 балл); 2) расшифровать пословицу, объяснить ее значение. (2 балла).

«Мудрецы»

1) Красна речь пословицей.
2) (Дом вести – не лапти плести).


1) От пословицы не уйдешь.
2) (Коли изба крива – хозяйка плоха)


«Любознайки»

1) Пословица правду всем говорит.
2) (Хозяин в дому, что медведь во бору)


7. «Лошадиные» пословицы В.Даля.

  • Казак без коня,… далеко не уедешь.
  • Дареному коню… хвост да грива осталась.
  • На леченном коне… что солдат без ружья.
  • Лошадь с волком тягалась… в зубы не смотрят.

8. «Собери картинку»

У каждой команды рисунок пословицы (А-3), разрезанный на части. Участники должны собрать картинку (склеить части), назвать пословицу и объяснить ее значение. (Сбор картинки – 2 балла, толкование пословицы – 1 балл).

«Мудрецы» (Хочешь есть калачи – не лежи на печи).
«Краснословы» (Поспешишь – людей насмешишь).
«Любознайки» (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь).

9. «Расшифруй пословицу»

Командам предлагается зашифрованная пословица. Участники должны расшифровать ее, подобрав нужный «ключик». Если не получается, можно воспользоваться подсказкой. (По направлению стрелок будет легко догадаться, как прочесть пословицу). (Расшифровка – 1 балл, объяснение пословицы – 1 балл).

* н е о л
ь л в е
п а е ч
о т, к д
р и а у
т м к р
т и р о т

* т и р
д у т в о
и б о ю у
б о л ь ш
о в о л с
м а л о е

10. Конкурс «Творческий»

а) Команды предлагают жюри свои папки с материалами о пословицах, поговорках (домашнее задание). «Совет Мудрейших» оценивает содержание каждой папки. (За каждую пословицу – 3 балла).

б) Пантомима «Отгадай пословицу» (домашнее задание). Каждая команда показывает команде-сопернице пантомиму пословицы. Соперники должны определить, какую именно пословицу изобразили. (Задание оценивается в 5 баллов).

«Мудрецы» На печи заседать – хлеба не видать.
«Краснословы» Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
«Любознайки» Красна птица пером, а человек умом.

IV. Подведение итогов. Награждение

Пока жюри подводит итоги, обучающиеся танцуют и поют.

«Совет мудрейших» подводит итоги, объявляет команду-победительницу, которой вручается диплом I степени. За II и III места – дипломы II и III степени. Все участники конкурса награждаются сертификатами.

Обучающиеся: Добрый конец – всему делу венец!

Родительница: Красна изба углами, а обед – пирогами!

(Вручает классу сладкий пирог).

Обучающиеся: По заслуге и честь!

Учитель:

Пусть живет в сердцах людских
Добрая пословица!
Пусть звучит она всегда,
Даром пусть не молвится!

Следующая пословица

Чужой компьютер

Акции и конкурсы для библиотекарей

Акции и конкурсы для библиотекарей

вернуться к странице

Людмила Ильюшина

Людмила Ильюшина запись закреплена

Читайте также: