Как басни связаны с пословицами

Обновлено: 22.11.2024

Урок 38. Тема. Л. Толстой. Басни Л. Толстого Нравственный смысл басен. Соотнесение смысла пословицы со смыслом басни.

Тип урока: чтение и анализ литературного текста

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Котёнок», совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно;

развивать способность полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное, составлять план для подробного пересказа произведения, работая с деформированным планом, развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, выявлять авторское отношение к героям и их поступкам, определять жанр произведения и главную мысль текста;

на материале урока прививать интерес к творчеству Л. Толстого, воспитывать любовь, ответственное и бережное отношение к животным.

Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2х частях, ч. 1/ Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2013 , стр. 117-119.

Оборудование : портрет Л. Н. Толстого, выставка книг с произведениями Л. Н. Толстого, компьютер, экран для показа слайдов.

1.Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок.

А мы народ культурный.

Будем дружно на уроке отвечать,

Наши знания достойно пополнять.

- Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения. А начнём мы наш урок с проверки домашнего задания

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

- С творчеством какого русского писателя вы познакомились на предыдущих уроках?

- Давайте вспомним страницы его жизни и творчества

А) Рассказ ученика о творчестве Л. Н. Толстого

- Какой рассказ Л. Толстого вы готовили дома? («Правда всего дороже»)

- Проверьте чтение текста у своего соседа и оцените его

Б) Работа в парах. Дети читают рассказ «Правда всего дороже»,

3.Постановка учебной задачи.

Для того, что бы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вы должны отгадать загадку:

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки? (Котёнок)

Правильно, это котёнок.

- Подберите родственные слова к слову котёнок (Кот, котик, кошка, кошачий)

Игра «Найди лишнее» (слова серый, белый, оранжевый, чёрный)

- Какое слово лишнее? Почему? (Котёнок не может быть оранжевым)

- Подберите синоним к слову оранжевый, чтобы он мог обозначать цвет шерсти котёнка. (Рыжий)

(На слайде слова усы, лапы, рога, хвост, уши)

- Какое слово здесь будет лишнее? Почему?

- Лев Николаевич Толстой много лет тому назад написал интересный рассказ, который так и назвал «Котёнок»

- Какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставим перед собой?

Задачи урока

1. Прочитать рассказ Льва Толстого

2. Определить главных героев

3. Понять содержание текста

4. Определить идею произведения

4.Открытие новых знаний.

Подготовка к первичному восприятию материала

- Сейчас вы внимательно послушайте рассказ Льва Толстого «Котёнок» и после чтения постарайтесь назвать всех главных героев произведения

Первичное восприятие текста учителем вслух

Проверка качества первичного восприятия текста

- Кому понравилось это произведение?

- Какой момент показался самым напряжённым?

- Назовите главных героев произведения (Дети называют)

Физкультминутка

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Вторичное восприятие текста

Задание перед чтением

- А теперь самостоятельно прочитайте текст и подчеркните в нём непонятные слова

Дети читают текст самостоятельно вполголоса

- Какие слова вам показались непонятными?

Словарная работа

Амбар - сарай для хранения зерна.

Щавель - травянистое растение с кислым вкусом.

Что было духу - очень быстро.

Солома - полые стебли злаков, остающихся после обмолота.

6.Включение в систему знаний.

Анализ литературного текста (с опорой на выборочное чтение)

- Когда у детей пропала кошка?

- Почему она пропала?

- Как вёл себя мальчик, когда обнаружил котят? (Был рад и удивлён)

- Подтвердите свой ответ словами текста.

- Сколько было котят?

- Прочитайте, какого котёнка выбрали себе дети.

- Как относились к нему ребята?

- Как котёнок оказался один на дороге?

- Какая опасность ему угрожала? Прочитайте.

- Каким показан котёнок? (Слабый, беззащитный, беспомощный, глупый)

- Как поступил Вася?(Он сумел преодолеть свой страх, бросился спасать котёнка

- Каким оказался Вася? (Смелый, решительный, находчивый, отчаянный, бесстрашный)

- Как вы думаете, боялся ли мальчик незнакомых охотничьих собак? (Боялся, но думал не о себе, а о маленьком, беззащитном котёнке)

- Как вела себя Катя? Можно ли осуждать девочку? (Нет, все мы можем чего-то бояться)

- Рассмотрите иллюстрацию. Какой эпизод рассказа изобразил художник?

- Прочитайте отрывок. (Вася бросается спасать котёнка, видя, что приближаются голодные охотничьи собаки)

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

  • Технология «6 шляп мышления». Распределение заданий по цвету шляпок.

Выявление нравственной проблемы произведения

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт.

- Как понимаете смысл пословицы?

- Подходит ли она к нашему тексту? Почему?

- Почему же котёнок оказался в опасности?

Какой же вывод мы можем сделать?

Выявление авторского отношения к герою и его поступку

- Как вы думаете, как сам автор относится к поступку своего героя?

- Как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана автором? У меня рассыпались буквы, если вы их соберёте, то узнаете, что же это за произведение (ы, ь, л, б, быль)

- Что же такое быль? (Быль – это то, что было на самом деле, случай из жизни)

- Зачем Лев Николаевич Толстой рассказал нам эту историю? Какими мыслями он хотел поделиться с нами?

Выявление позиции учащихся к поступку героя

- А как бы вы поступили на месте Васи? Оцените его поступок

7. Работа в группах. Работа в группах. Приём «Фишбоун».

Составление плана рассказа . У вас на партах лежит план этого произведения. Последовательность пунктов плана нарушена. Восстановите план, пронумеровав пункты плана цифрами.

Проверка выполнения задания (фронтально)

- У какой группы получился такой же план, как на слайде? Кто записал по – другому?

8. Домашнее задание (дифференцированное)

Каждому ученику: опираясь на составленный вами план, подготовьте подробный пересказ текста, по желанию можете нарисовать свои иллюстрации к тексту, по желанию написать мини-сочинение о своем домашнем питомце.

9. Рефлексия

- Какое произведение вы читали на уроке?

- Кто написал этот рассказ?

- Назовите главных героев рассказа

Подготовленный ученик.

Всё мяукал котёнок

Во дворе под кустом.

Всё хотелось котёнку

Чтоб позвал кто–то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист.

Что позвали: “Кис – кис!”

Замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

Слово учителя. Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что наш друг потеряет кров над головой. С каким настроением вы заканчиваете урок?

Удалось ли нам выполнить учебные задачи? Оцените себя, закончив предложения.

Сегодня на уроке:

Я похвалил бы себя за ….

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Скрыть
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

от 1 650 ₽ от 410 ₽

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

от 1 900 ₽ от 470 ₽

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов от 4 800 ₽ от 1 200 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Следующая пословица

некоторые пословицы вошли в народ из басен И.А.Крылова, например: "Сильнее кошки зверя нет", "А Васька слушает да ест", "У сильного всегда бессильный виноват", "Слона-то я и не приметил", "А воз и ныне там". Припомните, из каких басен эти пословицы.

Ответ или решение 1

"Битый небитого везёт",- это выражение из русской народной сказки. Говорят, так, когда, кто-то хитрый пользуется добротой другого для собственной выгоды. "Кому вершки, а кому корешки" – из русской народной сказки «Мужик и медведь» употребляется при несправедливом дележе чего-либо. "Сильнее кошки зверя нет" выражение пришло из басни Крылова – «Мышь и Крыса», так говорят о человеке, которого ошибочно считают самым главным и сильным. "А Васька слушает да ест", - из басни Крылова – «Кот и Повар», так говоря в адрес того, кто глух к упрёком кого-либо. "У сильного всегда бессильный виноват", - из басни «Волк и Ягнёнок», употребляется, когда кто –то старший по возрасту или по чину, не справедливо обвиняет младшего, уверенный, что ему это дозволено.

"Слона-то я и не приметил", - из басни Крылова - «Любопытный», так говорят о том, кто не заметил, чего-то главного, важного. "А воз и ныне там". Из басни Крылова – «Лебедь, Щука и Рак», употребляется, когда у людей в совершение общего дела, нет согласия и понимания, и как итог дело стоит на месте.

Следующая пословица

У нас проблема. Публикация не найдена , но она была здесь ранее!

Причины: публикация перенесена в архив (скорее всего) ИЛИ она была удалена автором.

СОВЕТ: воспользуйтесь поиском и уточните ее наличие!
. или напишите в Отдел поддержки пользователей с проблемой. Должны помочь!

Следующая пословица

Цель работы: показать воспитательную значимость пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Исследовать крылатые выражения в баснях И. А. Крылова.
2. Показать их воспитательное значение в современном мире.

Предмет исследования : работа над пословицами и поговорками, формирующими систему ценностей в жизни каждого ребенка на уроках литературы.

Актуальность: недостаточная изученность воспитательного влияния пословиц и поговорок как литературного жанра.


Методы исследования :
1.Наблюдение.
2.Теоретический анализ.
3.Сравнение.
4.Изучение литературы.

Глава 1. Мир басни Ивана Андреевича Крылова ……………………………….. 4-5 стр.

Глава 2. Практическая часть. Значения пословиц и поговорок в баснях И.А.Крылова (на примере басен «Ларчик», «Кот и Повар», «Квартет», «Слон и Моська», «Трудолюбивый Медведь», «Собачья дружба», «Лебедь, Щука и Рак») ………………………… 6-9 стр.

Введение.

Меня увлек жанр басни – как один из древнейших жанров искусства, так как очень глубоки его исторические корни. Изучив литературу по данному вопросу (смотреть список литературы), я узнал следующее : басни появились в глубокой древности, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире. Басня была так популярна, что с ее существованием связаны многие предания.

Древний мир знал множество басен .Считается, что первыми древнегреческими баснописцами были Гесиод (кон. 9–8 вв. до н.э) и Стесихор (6 в. до н.э.) Эзоп (сер. 6 в. до н.э.) – наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Именно с именем греческого баснописца связано понятие «эзопова языка», которое начало широко применяться в России с конца 18 в. Безусловно, самым знаменитым из западноевропейских баснописцев является Жан де Лафонтен (1621–1695). Настоящее развитие жанра басни произошло, естественно, в послепетровскую эпоху. Первым литератором 18 в., написавшим шесть подражаний Эзопу, был Антиох Кантемир (1708–1744). В это же время В.К.Тредиаковский (1703–1769) издал Несколько Эзоповых басен. После Кантемира и Тредиаковского басня стала одним из любимейших жанров поэтов 18 в. Много басен было написано А.П.Сумароковым (1718–1777), который называл их баснями-притчами. Всего им было создано 334 басни, часть из которых являются вольным переводом Лафонтена, однако большинство – оригинальные произведения. Следующей ступенью в развитии русской басни стало творчество И.И.Хемницера (1745–1784). Он также переводил произведения Лафонтена и немецкого баснописца Геллерта. Кроме того, им было создано множество собственных басен, впервые изданных анонимно в 1779 под названием Басни и сказки NN в стихах. Имя автора обнародовали уже после его смерти, когда впервые в 1799 была издана книга Басни и сказки И.И.Хемницера. Басни И.И.Дмитриева (1760–1837) хотя и уступают в художественном отношении творениям Сумарокова или Хемницера, однако куда более новаторские, прежде всего по своему языку. Все сорок его басен были написаны в 1803–1804годах. Всех баснописцев 18–19 вв. затмил И.А.Крылов (1768–1844). В.Г. Белинский заметил, что произведения И.А.Крылова не просто басни – «это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира».

Меня заинтересовало творчество Ивана Андреевича Крылова, потому что с его произведениями мы немного знакомились на уроках в начальной школе, а затем на уроках литературы в 5 классе. Это было интересно. Меня привлек богатый и выразительный язык его басен. Особое место в нем занимают пословицы и поговорки, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас даже и не подозревают об источнике происхождения того или иного выражения. Меня привлекло в его творчество то, как он незатейливо и вместе с тем умно высмеивает людские пороки, которым нет числа. Его басни настолько образны и вместе с тем просты по форме и языку, что очень легко воспринимаются детьми и оказывают на них большое воспитательное значение.

Глава 1. Мир басни Ивана Андреевича Крылова.

И.А.Крылов посвятил свое творчество басне. В 1808 году вышло первое издание его «Басен». Книга была раскуплена нарасхват и принесла Крылову огромный успех. Его много печатали. С 1809 по 1843 годы И.А. Крыловым написано более 200 басен.
Баснописец наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. Но мастерство Крылова, конечно, состоит не в подражании этой традиции. Как классицист, Крылов считал, что пороки человечества следует искоренять смехом, поэтому в его произведениях высмеиваются жадность, невежество, глупость.

Басни Крылова так отлично выражали народный взгляд на жизнь и по своему складу оказались так близки народным сказкам, поговоркам, что многие строки басен обратились в народные пословицы и прочно вошли в нашу память. А близость языка Ивана Андреевича к народной речи сказалась и в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и поговорки, и они вполне сливались с общим тоном басни. Но еще замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко запоминаясь, сами стали пословицами, вошли в народную речь. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: “А ларчик просто открывался” (“Ларчик”), “Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона” (“Слон и Моська”), “А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”) и много-много других не менее замечательных и выразительных.

А ларчик просто открывался.

Из басни «Ларчик» (1808) Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал — по привычке — особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал». А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку. Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе.

А Васька слушает да ест

Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком». Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Д Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить»

«А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Из басни «Квартет» (1811) Современники полагали, что эта басня была написана как сатирический отклик на реформу Государственного совета, который волей императора Александра I был разделен в 1810году на 4 департамента. Их возглавили Н. С. Мордвинов (Мартышка), П. В. Завадовский (Осел), П. В. Лопухин (Козел) и А. А. Аракчеев (Медведь). Так, лицейский сокурсник А. С. Пушкина М. А. Корф писал в своих «Воспоминаниях»: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснею Крылова «Квартет». О плохо работающем коллективе, в котором дело не идет на лад потому, что отсутствуют, единство, согласие, профессионализм, компетентность, точное понимание каждым своей и общей задачи .

А воз и ныне там!

Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что:

. Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается.


Выводы по 1 главе

1.Ценности – это продукт культурных процессов, так как вне человеческих отношений они не имеют смысла.

2.Пословицы и поговорки определяют духовные ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи. Мы широко употребляем их в современной речи, не всегда осознавая их авторства.


Глава 2. Практическая часть. Значения пословиц и поговорок в баснях И.А. Крылова

Иногда трудно определить: пословица ли произошла из басни Крылова, или Крылов прекрасно проиллюстрировал пословицу своей басней. Басни И.А. Крылова – прекрасная школа наблюдений жизни, явлений. Они заинтересовывают и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления, заставляет задуматься над моралью. Давайте посмотрим это на примерах:

1. А ларчик просто открывался.
Мораль басни «Ларчик» выражена в начальном четверостишии:
Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.

2.А Васька слушает да ест.
Эта пословица из басни «Кот и Повар». Повар распекает Кота, стащившего пирог и курчонка в его отсутствие.
А вот и мораль басни:
А я бы повару иному Велел на стенке зарубить :
Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить .

3.А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь.
Неудачливые музыканты: Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка обращаются к пролетавшему мимо Соловью.
А вот и мораль басни:
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, -им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».
(«Квартет»)

4. Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!

Шавка замечает Моське, изо всех сил лаявшей на Слона, что он не обращает на её лай никакого внимания.
А вот и мораль басни:
«Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!»
(«Слон и Моська»)

5. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг.

Увидя, что мужик, трудится над дугами , медведь задумал жить такими же трудами.
Однако у Медведя ничего не получилось и вот и мораль басни:
«В том, – отвечал сосед, – Чего в тебе, кум, вовсе нет: В терпенье».
(«Трудолюбивый Медведь»)

6. А только кинь им кость, так что твои собаки!

В басне «Собачья дружба» жили две дворовые собачки – Барбос и Полкан. И вот начали они признаваться друг другу в крепкой и нерушимой дружбе. Когда повар из кухни кинул кость, новые друзья грызутся. Насилу наконец их разлили водою.
Мораль такова:
Свет полон дружбою такою. Про нынешних друзей нельзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одиноки: Послушать – кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки!
Есть такая пословица: “Собачья дружба до первой кости”. Крылов ли написал басню, основываясь на этой пословице, пословица ли родилась из его басни?

7. А (да только) воз и ныне там.

В очень коротенькой басне «Лебедь, Щука и Рак» рассказывается о том, как перечисленные в названии персонажи везли с поклажей воз. Но Лебедь рвался в облака, Рак пятился назад, а Щука тянула в воду. А воз оставался и ныне там.
Мораль басни в первых трёх строках:
Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Словарь крылатых слов и выражений:

1.А ларчик просто открывался .(«Ларчик»)

Употребляется в отношении найденного простого решения вопроса, поначалу казавшегося сложным.

2.А Васька слушает да ест. («Кот и Повар »)

Употребляется по отношению к человеку, который не оспаривает обращенных к нему доводов, продолжает делать по – своему.

О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает, не считается с говорящим и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело.

3.А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»)

Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.

4.Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона.

Без драки попасть в большие забияки. ( «Слон и Моська»)

Употребляется по отношению к человеку, ругающему вышестоящие инстанции или того, кто в каком – либо отношении сильнее, пользуясь своей безнаказанностью.
Употребляется по отношению к людям, сильно различающимся по физическим данным или по общественному положению, когда мелкий, ничтожный человек тщательно пытается повредить какому-либо деятелю.

5. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. («Трудолюбивый Медведь»)

Употребляется как шутливо-ироническое порицание чьей-либо торопливости, а также поверхностного, легкомысленного отношения к делу, которое требует мастерства и терпения.

6 . Послушать — кажется, одна у них душа, — А только кинь им кость, так что твои собаки!(«Собачья дружба»)


иноск. : о непрочности дружбы

Ср. Пес дружества слывет примером с давних дней,

А дружбы между псов, как будто меж людей ,

Почти совсем не видно .

7.Д а только воз и ныне там Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)

Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета, то есть нет согласованности в каком – либо деле.

Выводы по 2 главе

Пословицы и поговорки – это высоко нравственный жанр. Они утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают ложь, зло, глупость, лень, спесь.

И.А.Крылов – великий русский поэт – баснописец, потому что он любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. А.С.Пушкин сказал о нем так: «Он превзошел всех нам известных баснописцев, обогатил русский язык крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями».

В. Г. Белинский писал: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственно доступной для них поэзии».

Басни И.А.Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывается на них. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Они известны не только у нас в стране, но и за рубежом, переведены на 50 языков.

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Изучив состояние данной проблемы в теории, практике, выявив воспитательные ценности пословиц и поговорок из басен И.А.Крылова можно сделать следующие выводы:

1.Пословицы и поговорки впитали в себя многовековой нравственный опыт народа. Глубоки их исторические корни. Это делает их актуальными в наше время, так как они вводят ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщают к истокам народной культуры.

2.С баснями И.А Крылова вошла в русскую литературу живая народная речь, так, например, А.С.Пушкин говорил, что в творчестве И.А.Крылова «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Список литературы

1.Гордин А.М. Иван Андреевич Крылов в портретах, иллюстрациях, документах .Под редакцией Л.В. Деницкого. – М.: Л.; «Просвещение»,1966.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. 4 – е изд., стереотип.- М.: Русский язык. - Медиа,2007.

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1980.

4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 13- е изд., стереотип. – М.: Русский язык. – Медиа,2007.

Читайте также: