Хвали горку продолжение пословицы

Обновлено: 07.11.2024

Пословица – это краткое мудрое изречение, которое содержит законченную мысль («Любишь кататься – люби и саночки возить», «Век живи – век учись», «Без друга на сердце вьюга», «Глаза страшатся, а руки делают»).

Группы пословиц (стр. 14):

1. О Родине («Своя земля и в горсти мила»).

2. О труде, семье, воспитании («Дело мастера боится», «Дома и стены помогают»).

3. О дружбе («Старый друг лучше новых двух»).

4. О лени («Под лежачий камень и вода не течет»).

Поговорка – это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения («Легок на помине», «Хоть шаром покати», «Бить баклуши», «Как снег на голову», «Ни к селу ни к городу»).

Задание по учебнику (стр. 15): определить название группы пословиц:

Название группы

Родимая сторона - мать, а чужая - мачеха.

На чужой стороне и весна не красна.

Не мил и свет, когда друга нет.

Один в поле не воин.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

К большому терпению придёт и умение.

Делу - время, потехе - час.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Без наук как без рук.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Лежебоке и солнце не в пору всходит.

Дело не медведь, в лес не уйдёт.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Молодец на овец, а на молодца - сам овца.

Волков бояться, так и в лес не ходить.

Пуганая ворона куста боится.

На печи не храбрись, а в поле не трусь.

Дураков не сеют, не жнут - сами родятся.

На голове густо, а в голове пусто.

В трёх соснах заблудился.

Лоб что лопата, а ума небогато.

Задание № 1 (сочинение-рассуждение): объясните, как вы понимаете одну из пословиц:

(1) Что написано пером, того не вырубишь топором. (2) Хорошую речь хорошо и слушать. (3) Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. (4) Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. (5) С умным разговориться что меду напиться. (6) Хороша книга, да чтец плох. (7) От учтивых слов язык не отсохнет. (8) Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

От учтивых слов язык не отсохнет.

В устной речи, чтобы точно, ярко, образно раскрыть свою мысль, мы часто используем пословицы. Раскроем смысл одной из них.

Народная мудрость гласит: «От учтивых слов язык не отсохнет». Интересно, а что это значит? Попробуем объяснить. В повседневной речи мы обязательно должны использовать слова вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другие. Если мы используем подобные слова, то показываем не только свою воспитанность, но и уважение к другому человеку. Учтивые слова украшают нашу речь, делают ее более интеллигентной и выразительной.

Слова этикета в своей речи должен использовать каждый культурный и уважающий себя и других человек. Верно гласит пословица: «От учтивых слов язык не отсохнет».

Задание № 2: распределите примеры на 2 группы: 1) пословицы; 2) поговорки:

(1) На чужой стороне и весна не красна. (2) Не мил и свет, когда друга нет. (3) Как снег на голову. (4) Не спеши языком, торопись делом. (5) Чужими руками жар загребать. (6) Соловьём поет. (7) Делу – время, потехе – час. (8) Маленькое дело лучше большого безделья. (9) Ни к селу ни к городу. (10) Лёгок на помине.

На чужой стороне и весна не красна.

Как снег на голову.

Не мил и свет, когда друга нет.

Чужими руками жар загребать.

Не спеши языком, торопись делом.

Делу – время, потехе – час.

Ни к селу ни к городу.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Лёгок на помине.

Задание № 3: продолжите пословицы и поговорки, используя «Материал для справок»; ответы запишите в таблицу:

(1) Лес рубят – (. ). (2) Не зная броду, (. ). (3) Цыплят (. ). (4) От яблони – яблочки, (. ). (5) Мало золотник, (. ). (6) Дерево смотри в плодах, (. ). (7) Большому кораблю - (. ). (8) Красна птица перьем, (. ). (9) Говорил день до вечера, (. ). (10) Молодец на овец, (. ). (11) На голове густо, (. ). (12) На чужой стороне (. ). (13) Человек без друзей (. ). (14) В трёх соснах (. ). (15) Их водой (. ). (16) Хоть шаром (. ). (17) Чужими руками (. ). (18) Своя земля (. ). (19) Хвали горку, (. ). (20) Затянул песню, (. ).

Материал для справок: (А) А от сосны – шишки. (Б) покати. (В) жар загребать. (Г) заблудился. (Д) что дерево без корней. (Е) а человек ученьем. (Ж) не разольешь. (З) а в голове пусто. (И) не суйся в воду. (К) и весна не красна. (Л) а слушать нечего. (М) щепки летят. (Н) большое плавание. (О) да дорог. (П) а на молодца – сам овца. (Р) а человека – в делах. (С) по осени считают. (Т) и в горсти мила. (У) так веди до конца. (Ф) как перевалишься.

Буква-соответствие

Пословицы и поговорки

Лес рубят - щепки летят.

Не зная броду, не суйся в воду.

Цыплят по осени считают.

От яблони – яблочки, а от сосны – шишки.

Мало золотник, да дорог.

Дерево смотри в плодах, а человека – в делах.

Большому кораблю - большое плавание.

Красна птица перьем, а человек - ученьем.

Говорил день до вечера, а слушать нечего.

Молодец на овец, а на молодца – сам овца.

На голове густо, а в голове пусто.

На чужой стороне и весна не красна.

Человек без друзей - что дерево без корней.

В трёх соснах заблудился.

Их водой не разольешь.

Хоть шаром покати.

Чужими руками жар загребать.

Своя земля и в горсти мила.

Хвали горку, как перевалишься.

Затянул песню, так веди до конца.

Задание № 4 : письменно объясните значения следующих поговорок :

(1) Как снег на голову. (2) Чужими руками жар загребать. (3) Соловьём поет. (4) Ни к селу ни к городу. (5) Лёгок на помине.

Значение поговорки

Как снег на голову.

Совершенно неожиданно, внезапно.

Чужими руками жар загребать.

Пользоваться результатами чужого труда в своих корыстных целях.

Говорить красноречиво, с увлечением.

Ни к селу ни к городу.

Совершенно некстати, не к месту, невпопад.

Лёгок на помине.

Появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят или думают.

Задание № 5 : 1) а) на сколько групп можно распределить пословицы? б) Как вы озаглавили эти группы? в) Выпишите номера пословиц каждой группы.

Пословицы : (1) «Всякому мила своя сторона». (2) «Лес и воды – краса природы». (3) «Здоровье дороже богатства». (4) «Роднее матери родни нет». (5) «Время дороже денег». (6) «Упустишь минуту – потеряешь часы». (7) «Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает». (8) «Здоровье сгубишь – новое не купишь». (9) «Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади». (10) «На чужой стороне и весна не красна». (11) «Жить – Родине служить». (12) «Сажай лес в поле – будет хлеба боле». (13) «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял». (14) «Птица рада весне, а дитя – матери». (15) «На час отстанешь, за день не догонишь».

Название группы

(1) «Всякому мила своя сторона».

(10) «На чужой стороне и весна не красна».

(11) «Жить – Родине служить».

(2) «Лес и воды – краса природы».

(9) «Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади».

(12) «Сажай лес в поле – будет хлеба боле».

(3) «Здоровье дороже богатства».

(8) «Здоровье сгубишь – новое не купишь».

(13) «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял».

(4) «Роднее матери родни нет».

(7) «Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает».

(14) «Птица рада весне, а дитя – матери».

(5) «Время дороже денег».

(6) «Упустишь минуту – потеряешь часы».

(15) «На час отстанешь, за день не догонишь».

Задание № 6: укажите верную последовательность примеров обрядовой поэзии в соответствии с народным сельскохозяйственным календарем:

(А) Масленица-кривошейка, / Состречаем тебя хорошенько! / С блинцами, / С каравайцами, / С варенчиками!

(Б) Жаворонки, / Жавороночки, / Прилетите к нам, / Принесите нам / Лето теплое, / Унесите от нас / Зиму холодную; / Нам холодная зима / Надоскучила, / Руки, ноги / Отморозила.

(В) Коляда, коляда! / Ты подай пирога, / Или хлеба ломтину, / Или денег полтину, / Или курочку с хохлом, / Петушка с гребешком. / Или сена клок, / Или вилы в бок.

(Г) Жнеи молодые, / Серпы золотые! / Уж вы жните, жните, / Жните, не ленитесь, / А обжавши нивку, / Пейте, веселитесь!

Задание № 7: найдите предложение, которое является лишним в описании обряда «Кликанье Коляды» (письменно поясните, почему оно является лишним):

(1) Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями земледельческого благополучия в будущем году. (2) Обычно сооружали чучело в виде женской фигуры, которое сначала окружали почетом, а затем сжигали. (3) Хозяева в ответ одаривали колядующих (чаще всего это была молодежь или дети) пряниками, блинами, которые были символическим знаком солнца, а также пирогами, фигурками животных, которые специально пеклись к Новому году.

Лишнее предложение - № 2 (в нем описывается Масленица), а в предложениях №№ 1, 3 – Колядки.

Домашнее задание: прочитать раздел «Древнерусская литература» (вступительная статья + «Сказание о белгородском киселе»).

Задание № 1 (сочинение-рассуждение): объясните, как вы понимаете одну из пословиц:

(1) Что написано пером, того не вырубишь топором. (2) Хорошую речь хорошо и слушать. (3) Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. (4) Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. (5) С умным разговориться что меду напиться. (6) Хороша книга, да чтец плох. (7) От учтивых слов язык не отсохнет. (8) Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

Задание № 2: распределите примеры на 2 группы: 1) пословицы; 2) поговорки:

(1) На чужой стороне и весна не красна. (2) Не мил и свет, когда друга нет. (3) Как снег на голову. (4) Не спеши языком, торопись делом. (5) Чужими руками жар загребать. (6) Соловьём поет. (7) Делу – время, потехе – час. (8) Маленькое дело лучше большого безделья. (9) Ни к селу ни к городу. (10) Лёгок на помине.

Задание № 3: продолжите пословицы и поговорки, используя «Материал для справок»; ответы запишите в таблицу:

(1) Лес рубят – (. ). (2) Не зная броду, (. ). (3) Цыплят (. ). (4) От яблони – яблочки, (. ). (5) Мало золотник, (. ). (6) Дерево смотри в плодах, (. ). (7) Большому кораблю - (. ). (8) Красна птица перьем, (. ). (9) Говорил день до вечера, (. ). (10) Молодец на овец, (. ). (11) На голове густо, (. ). (12) На чужой стороне (. ). (13) Человек без друзей (. ). (14) В трёх соснах (. ). (15) Их водой (. ). (16) Хоть шаром (. ). (17) Чужими руками (. ). (18) Своя земля (. ). (19) Хвали горку, (. ). (20) Затянул песню, (. ).

Материал для справок: (А) А от сосны – шишки. (Б) покати. (В) жар загребать. (Г) заблудился. (Д) что дерево без корней. (Е) а человек ученьем. (Ж) не разольешь. (З) а в голове пусто. (И) не суйся в воду. (К) и весна не красна. (Л) а слушать нечего. (М) щепки летят. (Н) большое плавание. (О) да дорог. (П) а на молодца – сам овца. (Р) а человека – в делах. (С) по осени считают. (Т) и в горсти мила. (У) так веди до конца. (Ф) как перевалишься.

Задание № 4: письменно объясните значения следующих поговорок:

(1) Как снег на голову. (2) Чужими руками жар загребать. (3) Соловьём поет. (4) Ни к селу ни к городу. (5) Лёгок на помине.

Задание № 1 (сочинение-рассуждение): объясните, как вы понимаете одну из пословиц:

(1) Что написано пером, того не вырубишь топором. (2) Хорошую речь хорошо и слушать. (3) Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь. (4) Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. (5) С умным разговориться что меду напиться. (6) Хороша книга, да чтец плох. (7) От учтивых слов язык не отсохнет. (8) Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

Задание № 2: распределите примеры на 2 группы: 1) пословицы; 2) поговорки:

(1) На чужой стороне и весна не красна. (2) Не мил и свет, когда друга нет. (3) Как снег на голову. (4) Не спеши языком, торопись делом. (5) Чужими руками жар загребать. (6) Соловьём поет. (7) Делу – время, потехе – час. (8) Маленькое дело лучше большого безделья. (9) Ни к селу ни к городу. (10) Лёгок на помине.

Задание № 3: продолжите пословицы и поговорки, используя «Материал для справок»; ответы запишите в таблицу:

(1) Лес рубят – (. ). (2) Не зная броду, (. ). (3) Цыплят (. ). (4) От яблони – яблочки, (. ). (5) Мало золотник, (. ). (6) Дерево смотри в плодах, (. ). (7) Большому кораблю - (. ). (8) Красна птица перьем, (. ). (9) Говорил день до вечера, (. ). (10) Молодец на овец, (. ). (11) На голове густо, (. ). (12) На чужой стороне (. ). (13) Человек без друзей (. ). (14) В трёх соснах (. ). (15) Их водой (. ). (16) Хоть шаром (. ). (17) Чужими руками (. ). (18) Своя земля (. ). (19) Хвали горку, (. ). (20) Затянул песню, (. ).

Материал для справок: (А) А от сосны – шишки. (Б) покати. (В) жар загребать. (Г) заблудился. (Д) что дерево без корней. (Е) а человек ученьем. (Ж) не разольешь. (З) а в голове пусто. (И) не суйся в воду. (К) и весна не красна. (Л) а слушать нечего. (М) щепки летят. (Н) большое плавание. (О) да дорог. (П) а на молодца – сам овца. (Р) а человека – в делах. (С) по осени считают. (Т) и в горсти мила. (У) так веди до конца. (Ф) как перевалишься.

Задание № 4: письменно объясните значения следующих поговорок:

(1) Как снег на голову. (2) Чужими руками жар загребать. (3) Соловьём поет. (4) Ни к селу ни к городу. (5) Лёгок на помине.

Задание № 5: 1) а) на сколько групп можно распределить пословицы? б) Как вы озаглавили эти группы? в) Выпишите номера пословиц каждой группы:

Пословицы : (1) «Всякому мила своя сторона». (2) «Лес и воды – краса природы». (3) «Здоровье дороже богатства». (4) «Роднее матери родни нет». (5) «Время дороже денег». (6) «Упустишь минуту – потеряешь часы». (7) «Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает». (8) «Здоровье сгубишь – новое не купишь». (9) «Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади». (10) «На чужой стороне и весна не красна». (11) «Жить – Родине служить». (12) «Сажай лес в поле – будет хлеба боле». (13) «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял». (14) «Птица рада весне, а дитя – матери». (15) «На час отстанешь, за день не догонишь».

Задание № 6: укажите верную последовательность примеров обрядовой поэзии в соответствии с народным сельскохозяйственным календарем:

(А) Масленица-кривошейка, / Состречаем тебя хорошенько! / С блинцами, / С каравайцами, / С варенчиками! (Б) Жаворонки, / Жавороночки, / Прилетите к нам, / Принесите нам / Лето теплое, / Унесите от нас / Зиму холодную; / Нам холодная зима / Надоскучила, / Руки, ноги / Отморозила. (В) Коляда, коляда! / Ты подай пирога, / Или хлеба ломтину, / Или денег полтину, / Или курочку с хохлом, / Петушка с гребешком. / Или сена клок, / Или вилы в бок. (Г) Жнеи молодые, / Серпы золотые! / Уж вы жните, жните, / Жните, не ленитесь, / А обжавши нивку, / Пейте, веселитесь!

Задание № 7: найдите предложение, которое является лишним в описании обряда «Кликанье Коляды» (письменно поясните, почему оно является лишним):

(1) Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями земледельческого благополучия в будущем году. (2) Обычно сооружали чучело в виде женской фигуры, которое сначала окружали почетом, а затем сжигали. (3) Хозяева в ответ одаривали колядующих (чаще всего это была молодежь или дети) пряниками, блинами, которые были символическим знаком солнца, а также пирогами, фигурками животных, которые специально пеклись к Новому году.

Задание № 5: 1) а) на сколько групп можно распределить пословицы? б) Как вы озаглавили эти группы? в) Выпишите номера пословиц каждой группы:

Пословицы : (1) «Всякому мила своя сторона». (2) «Лес и воды – краса природы». (3) «Здоровье дороже богатства». (4) «Роднее матери родни нет». (5) «Время дороже денег». (6) «Упустишь минуту – потеряешь часы». (7) «Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает». (8) «Здоровье сгубишь – новое не купишь». (9) «Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади». (10) «На чужой стороне и весна не красна». (11) «Жить – Родине служить». (12) «Сажай лес в поле – будет хлеба боле». (13) «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял». (14) «Птица рада весне, а дитя – матери». (15) «На час отстанешь, за день не догонишь».

Задание № 6: укажите верную последовательность примеров обрядовой поэзии в соответствии с народным сельскохозяйственным календарем:

(А) Масленица-кривошейка, / Состречаем тебя хорошенько! / С блинцами, / С каравайцами, / С варенчиками! (Б) Жаворонки, / Жавороночки, / Прилетите к нам, / Принесите нам / Лето теплое, / Унесите от нас / Зиму холодную; / Нам холодная зима / Надоскучила, / Руки, ноги / Отморозила. (В) Коляда, коляда! / Ты подай пирога, / Или хлеба ломтину, / Или денег полтину, / Или курочку с хохлом, / Петушка с гребешком. / Или сена клок, / Или вилы в бок. (Г) Жнеи молодые, / Серпы золотые! / Уж вы жните, жните, / Жните, не ленитесь, / А обжавши нивку, / Пейте, веселитесь!

Задание № 7: найдите предложение, которое является лишним в описании обряда «Кликанье Коляды» (письменно поясните, почему оно является лишним):

(1) Под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями земледельческого благополучия в будущем году. (2) Обычно сооружали чучело в виде женской фигуры, которое сначала окружали почетом, а затем сжигали. (3) Хозяева в ответ одаривали колядующих (чаще всего это была молодежь или дети) пряниками, блинами, которые были символическим знаком солнца, а также пирогами, фигурками животных, которые специально пеклись к Новому году.

Ответ или решение 1

В трёх соснах заблудиться — пословица
Их водой их не разольешь — поговорка
Хоть шаром покати — поговорка
Чужими руками жар загребать —поговорка
Своя земля и в горсти мила —поговорка
Хвали горку как перевалишься — пословица
Затянул песню так веди до конца — пословица

Ответ или решение 1

1 - М, 2 - И, 3 - С, 4 - А, 5 - О, 6 - Р, 7 - Н, 8 - Е, 9 - Л, 10 - П,
11 - З, 12 - К, 13 - Д, 14 - Г, 15 - Ж, 16 - Б, 17 - В, 18 - Т, 19 - Ф, 20 - У

Следующая пословица

записанной в левой колонке, найди её продолжение, которое приводится в правой колонке. Начало пословицы или поговорки Конец пословицы или поговорки 1 Лес рубят - А а от сосны - шишки. 2 Не зная броду, Б покати. 3 Цыплят В жар загребать. 4 От яблони - яблочки, Г заблудился. 5 Мал золотник, Д что дерево без корней. 6 Дерево смотри в плодах, Е а человек ученьем. 7 Большому кораблю Ж не разольёшь. 8 Красна птица перьем, 3 а в голове пусто. 9 Говорил день до вечера, И не суйся в воду. 10 Молодец на овец, К и весна не красна. 11 На голове густо, Л а слушать нечего. 12 На чужой стороне М щепки летят. 13 Человек без друзей, Н большое плавание. 14 В трёх соснах О да дорог. 15 Их водой П а на молодца - сам овца. 16 Хоть шаром Р а человека - в делах. 17 Чужими руками С по осени считают. 18 Своя земля Т и в горсти мила. 19 Хвали горку, У так веди до конца. 20 Затянул песню, Ф как перевалишься.

Следующая пословица

или пословица чужими руками жар загребать поговорка или пословица своя земля и в горсти мила поговорка или пословица хвали горку как перевалишься поговорка или пословица затянул песню так веди до конца поговорка или пословица

Следующая пословица

Есть старый (отец) - убил бы его; нет старого - купил бы его.

Всякое семя знает свое время.

Если часовой не бодрствует, то враг бодрствует.

Куда голова клонилась, туда и повалилась.

Если спор кончается дракой, то и посторонние страдают.

Не сули бычка, а отдай чашку молочка!

Всех обделяй, да и меня (или: и себя) не забудь.

Кто авосьничает, тот и постничает (голодает).

На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова.

Ешь до поту, работай до ознобу - дело пойдет споро.

Понурая свинка глубок корень роет.

Не ел редьки, не станешь и рыгать.

Не урод, так и красавец.

Волга - плыть долго, а Дунай - широко. Видно, Дунай с Волгой не сольются.

На Сергия начинается, а с Матрены зимней (9 ноября) устанавливается зима (северн.).

Читайте также: