Что означает пословица сделать на ять
Обновлено: 07.11.2024
От названия буквы ять, правила использования которой считались одними из самых сложных в дореволюционном русском правописании. Выражение знать на ять в буквальном смысле означало — знать эти правила, в переносном — знать всё до деталей. В народной этимологии часто перетолковывается через сближение с знать на пять (баллов), т. е. знать на отлично.
Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её .
В частности, следует уточнить сведения о:
Следующая пословица
Чем занимались дореволюционные гимназисты на задних партах?
Фото: @ humus Фото: @ humus— Скажи, Греч, зачем у нас буква Ѣ?
— Это знак отличия грамотных от неграмотных, – сострил Греч.
И государь, не встретив сочувствия своему намерению, махнул рукой, а буква Ѣ осталась.
Впервые упразднить букву Ѣ предложил русский поэт и филолог XVIII века Василий Тредиаковский. Впервые упразднить букву Ѣ предложил русский поэт и филолог XVIII века Василий Тредиаковский.Правдива эта история или нет — неизвестно. Вместе с тем она красноречиво свидетельствует об утрате Ѣ к середине XIX века своего подлинного значения. Язык научился обходиться без этой когда-то нужной буквы. Орфографическая реформа 1917-18 годов только подтвердила это. Хотя в среде русской эмиграции долго не унимались толки и споры по поводу нужности и ненужности Ѣ и «нового правописания» («кривоисания») вообще.
В частности, несколькими весьма язвительными заявлениями разразился русский философ и публицист И. А. Ильин:
Иван Александрович Ильин (1883 — 1954) Иван Александрович Ильин (1883 — 1954)Прав был князь С. Н. Трубецкой, когда писал («Учение о Логосе»): «слово есть не только способ выражения мысли, но и способ мышления, самообъектирование мысли». Прав был и князь С. М. Волконский, когда настаивал на том, что смешение родов, падежей, степеней сравнения и т. д. вызывает к жизни «возвратное зло»: дурное правописание родит дурное мышление . Замечательнейший знаток русского языка В. И. Даль писал в своем «Толковом Словаре»: «Надо… сохранять такое правописание, которое бы всегда напоминало о роде и племени слова, иначе это будет звук без смысла» (том I, с. 9). И именно в этом единственно верном языковом русле движется новейший исследователь русского правописания И.И. Костючик в своем сочинении «Нашествие варваров на русский язык». «Не реформа была проведена, а искажение, коверкание русского языка, и при этом – умышленное », отрыв русского языка от его церковно-славянских корней , денационализация русского письма, русской этимологии, фонетики, русского мышления <…> И. С. Шмелев передает, что один из членов российской орфографической комиссии сказал: «старо это новое правописание, оно искони гнездилось на задних партах, у лентяев и неспособных» … И именно ученые академики поспешили этим безграмотным лентяям на помощь: прервали всенародную творческую борьбу за русский язык, отреклись от ее вековых успехов и завоеваний и революционно снизили уровень русской литературы. Этим они попрали и смысловую, и художественную, и органическую природу языка. Ибо строгое соответствие звука и записи выговариваемому смыслу есть дело художественного всенародного искания иррационального (как всякое искусство!) и органического (как сама народная жизнь!). <…> Один русский ученый говорил мне: «Что они все твердят об облегчении? Пишем мы , образованные, и нам прежнее правописание совсем не трудно, а необразованной массе важно читать и понимать написанное ; и тут старое правописание, верно различающее смысл, для чтения и понимания гораздо легче! А новое кривописание сеет только бессмыслицу»… (И. А. Ильин. Как же это случилось? (Заключительное слово о русском национальном правописании).
Но история, как и история развития языка, неумолима, и Ѣ окончательно исчез из правописания. Теперь эта буква употребляется только в церковнославянском языке. Или в личных записях людей, которые любят вспоминать о царской России.
Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ
А что там было, на задних партах? Правила правописания буквы Ѣ в словообразовательных окончаниях и во флексиях были не столь трудны для заучивания, зато множество ошибок возникало при написании Ѣ в корнях слов.
Школьники, правильно умевшие расставлять трудную букву Ѣ, считались отличниками, откуда и появилось выражение «на ять» , то есть «отлично» .
Именно с буквой Ѣ была связана настоящая школьная «орфографическая оргия».
Выпускной экзамен по русскому языку во Владивостокской гимназии, 1899 год Выпускной экзамен по русскому языку во Владивостокской гимназии, 1899 годОдним из распространенных приемов в обучении был «метод versus memoriales», то есть заучивание «стихов», вернее, нелепых рифмованных строк, которые являли собой дурной образец поэтической речи:
Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъГимназисты Валентин и Евгений Катаевы Гимназисты Валентин и Евгений Катаевы
Убѣжалъ голодный въ лѣсъ.
Лѣшимъ по лѣсу онъ бѣгалъ,
Рѣдькой съ хрѣномъ пообѣдалъ
И за горькiй тотъ обѣдъ
Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
Вѣдай, братъ, что клѣть и клѣтка,
Рѣшето, рѣшетка, сѣтка,
Вѣжа и желѣзо съ ять, —
Такъ и надобно писать.
Наши вѣки и рѣсницы
Защищаютъ глазъ зѣницы,
Вѣки жмуритъ цѣлый вѣкъ
Ночью каждый человѣкъ.
Вѣтеръ вѣтки поломалъ,
Нѣмецъ вѣники связалъ,
Свѣсилъ вѣрно при промѣнѣ,
За двѣ гривны продалъ въ Вѣнѣ.
Днѣпръ и Днѣстръ, какъ всѣмъ извѣстно,
Двѣ рѣки въ сосѣдствѣ тѣсномъ,
Дѣлитъ области ихъ Бугъ,
Рѣжетъ съ сѣвера на югъ.
Кто тамъ гнѣвно свирѣпѣетъ?
Крѣпко сѣтовать такъ смѣетъ?
Надо мирно споръ рѣшить
И другъ друга убѣдить.
Птичьи гнѣзда грѣхъ зорить,
Грѣхъ напрасно хлѣбъ сорить,
Надъ калѣкой грѣхъ смѣяться,
Надъ увѣчнымъ издѣваться.
(Проф. Н. К. Кульманъ. Методика русского языка. 3-е изд. СПб., 1914. С. 182)
Бытовали и такие стихи, где слова с Ѣ вплетались в некий фантастический сюжет:
Разъ бѣлка бѣса побѣдила —
И съ тѣмъ изъ плѣна отпустила, —
Чтобъ онъ ей отыскалъ орѣхъ.
Но дѣло было то в апрѣлѣ,
В лѣсу орѣхи не созрѣли, и т. д.
Съ Днѣпра, съ Днѣпра ли нѣкто Глѣбъ,
Жилъ в богадѣльнѣ дѣдъ-калѣка, —
Не человѣкъ, полъ-человѣка… —
Онъ былъ и глухъ, и нѣмъ, и слѣпъ,
Ѣлъ только рѣпу, хрѣнъ и рѣдьку…
И, наконец, известный советский филолог Лев Успенский, рассказывая о Ѣ, приводит ещё одну одну чисто орфографическую «выходку» Антона Павловича Чехова:
Следующая пословица
Каждый язык нашей планеты по-своему напоминает ледник, сползающий с гор. Он движется медленно, но не способен застыть в статичном положении. В нем постоянно появляются новые слова, некоторые слова переходят в разряд устаревших, а иные устаревшие слова и вовсе исчезают из устной и письменной речи. Вот о письменной речи и пойдет разговор в статье.
Стремление к упрощению и унификации алфавита свойственно человечеству. Это несложно объяснить — выучить 2-4 десятка букв несравненно проще, чем изучить несколько тысяч иероглифов. Да и количество букв желательно уменьшить до оптимального уровня. Тогда и книжные шрифты делать быстрее, да и набирать издания значительно проще. Русский язык не является исключением. Еще 3 с небольшим столетия назад наша азбука насчитывала на 13 букв больше. Некоторые из них исчезли в ходе Петровской реформы азбуки, иные позже, а часть сумела продержаться до прихода большевиков.
Одной из забытых букв, продержавшихся до 1918 года, была буква «Ѣ» (ять), которая передавала длинный звук [е].
О, это был настоящий кошмар дореволюционных школяров! Правила ее написания отличались изощренной сложностью, а еще требовалось вызубрить весьма немалый список слов, в которых «ять» употреблялась. Эти сложности привели к появлению выражения «выучить на ять» , что означало детально разобраться в некоем особо сложном вопросе.
Первая попытка избавиться от излишне сложной буквы была предпринята в 18 веке известным филологом и поэтом Василием Тредиаковским. Но у ять нашлась мощная защита в лице академика Михайло Ломоносова. Михаил Васильевич утверждал, что хотя на слух различие весьма тонкое, но оно все же существует и явственно проступает в чтении написанного.
Николай I стремился не только установить палочную дисциплину, но и упростить алфавит. Императору была по душе идея избавиться от буквы ять, но в этот раз ее отстоял публицист Николай Греч. Греч смог доказать царю, что именно эта буква является индикатором отделяющим грамотных людей от неграмотных.
"Ять". Источник изображения: "Ять". Источник изображения:Однако уже к концу 19 века произношение е и ять в большинстве диалектов русского языка мог отличать только узкий специалист. Снова возник вопрос о проведении реформы азбуки. Проект реформы орфографии Императорская Академия наук выработала в 1911 году. Над «ять» вновь нависла смертельная угроза, однако Николай 2 решил не спешить с крутыми мерами и законсервировал идею ученых.
Февральская революция положила конец самодержавию в России. У рудиментарных букв не стало защитника в виде императора, а Временному правительству реформа языка пришлась по душе. Очередной проект реформы азбуки был подготовлен к лету 1917 года. В октябре этого же года в результате переворота пришли большевики. Им подобная реформа пришлась по вкусу и с 1918 года буква ять исчезла из азбуки русского языка.
Итак, удаление ять произошло по причине упрощения и унификации письменной речи, в связи с тем, что эта буква практически утратила свое значение. Но это официальная версия.
Однако есть и версия неофициальная , которая довольно давно встретилась автору статьи. Ять была не единственной буквой удаленной из азбуки в 1918 году. Компанию ей составили фита, i «десятичное», ъ, а также практически выпала из написания ижица.
Сейчас нужно вспомнить, что в результате переворотов 1917 года к власти пришли люди, часто сидевшие в тюрьмах (эсеры и большевики). В то время выражение «настучали из соседней камеры» означало передачу информации между заключенными соседних помещений (это сейчас выражение «настучать» имеет совершенно иной смысл). Новых заключенных обучали перестукиванию по специальной таблице размером 5х6 , в которую помещались только 30 букв. Рудиментарным буквам в азбуке заключенных не было место. Вот когда они пришли к власти, то и ввели для всей страны привычную для себя "тюремную" азбуку. Так ли это было на самом деле автор статьи не знает, но полагает, что подобная альтернативная версия имеет право на жизнь.
Как вы считаете, нужно ли было удалять из русского алфавита «ненужные» буквы? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Следующая пословица
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
На ять (простореч. фам.) — очень хорошо, как следует, как полагается. Сделать что-н. на я.Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
на ять
1. в функции наречия разг. безукоризненно, отлично, на отлично ◆ — Ничего! — растопырил пальчики Бортовой. — Все будет на ять. Андрей Лазарчук, Михаил Успенский, «Посмотри в глаза чудовищ», 1996 г. (цитата из НКРЯ)
2. в функции определения разг. безукоризненный, отличный, на отлично ◆ И дамочка его разодета во все буржуазное, прическа на ять, перстень на руке, правда, без букв, перчатка тоже сдернута и небрежно брошена на стол. Астафьев, «Затеси», 1999 г. // «Новый Мир» (цитата из НКРЯ) ◆ — Понравилось? — интересуюсь осторожно. // — Фильм — на ять! — и задирает вверх большой палец правой руки. Николай Пеньков, «Была пора», 2002 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Итак, она звалась Татьяной, // Наружностью была на ЯТЬ, // Но говорят, что с обезьяной // Была готова флиртовать! Татьяна Окуневская, «Татьянин день», 1992 г. // «Искусство кино», № 8 ◆ Вы красивая, умная, как говорится – интеллектуально развитая. Вообще женщина на ять. Аккомпанируете прекрасно. А он рядом с вами – вешалка, карьерист, штабной момент. Елена. За глаза-то! Отлично! (Зажимает ему рот.) . Булгаков, «Пьесы», 1987 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: занятный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Читайте также: