Читательский дневник кавказский пленник пословицы
Обновлено: 22.11.2024
Пословицы к произведению:
Верь не силе, а правде.
Врешь хорошо, да не в одно слово.
Ложь — на тараканьих ножках: того и гляди подломятся.
Чему учит этот рассказ:
Рассказ учит честности.
Сюжет — краткое содержание:
Мама поставила на стол сливы и не разрешила их есть до обеда. Ваня не удержался и съел одну. За обедом папа спросил у детей, кто же съел сливу. Все отрицательно помотали головами. Ваня тоже сказал, что ничего не ел и покраснел. Тогда отец рассказал, что кто съест косточку сливы, то скоро умрёт. А Ваня ответил: «Нет, я косточку бросил за окошко».
Следующая пословица
Чему учит рассказ "Кавказский пленник"
Рассказ учит сочувствию и состраданию. Учит фантазировать и выдумывать. Учит играть. Учит тому, что игра обязательно будет веселой, если она нравится игрокам. Учит дружить. Учит радоваться жизни.
Отзыв на рассказ "Кавказский пленник"
Мне понравился этот рассказ и особенно мне понравилась игра, которую выдумали девочки. Они очень достоверно разыграли сценку из рассказа Льва Толстого, и конечно им всем очень понравилось играть в пленников. В игре оказаться пленником не было страшно, а было весело. И у девочек составилось совсем иное впечатление о прочитанной книге.
Пословицы к рассказу "Кавказский пленник"
Пошла потеха, надорвать живот от смеха.
Кто много смеется, тому легче живется.
У нашего молодца нет забавам конца.
Не любо - не смейся, а другим не мешай.
Где горе, там и радость.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Кавказский пленник"
Стоял чудесный весенний день, все цвело и благоухало. Зеленела молодая трава, весело пели птички. Вдоль забора, отделявшего дачи носились собаки. С той стороны - такса, с этой дворняжка Тузик.
Внизу покачивалась пристань и выбегала к Елагину мосту маленькая славная речка. Шесть юношей снесли к ней длинную лодку и понеслись по воде. Старик на лодке вылавливал плавающие бревна, мальчишки раскачивали лодку у берега. А с Невы плыла в речку веселая компания с гармошками.
Всем было хорошо в этот день, даже старенькой бабушке, отдыхавшей на балконе.
И в примыкающем к саду флигеле было весело и уютно. Две сестренки стояли у стеклянной двери и только им в этот день было грустно. У старшей, Вали, даже блестела на щеке слезинка, а младшая, Катя, стояла надувшись.
Дело было в том, что девочки только что прочитали "Кавказский пленник" и ужасно разволновались.
Взрослых в доме не было, и не у кого было спросить, правда ли написана в книжке.
Наконец Кате надоело дуться и она сказала, что Жилин все-таки удрал, и наверное потом поймал татар, которые его мучили, и наказал их.
Валя подхватила, сказав, что высек он их крапивой. Хотя тут же передумала и сказала, что великодушный русский офицер конечно бы отпустил татар, а девочке Дине дал бы георгиевскую медаль. А потом Дина бы вышла замуж за Жилина.
Катя даже взвизгнула от восторга и девочки вышли в сад.
Девочки остановились около ямы с прошлогодними листьями и переглянулись. Они поняли друг друга без слов и решили, что Жилиным будет Мишка, а Костылиным Тузик. А они сперва будут татарами, которые их поймают, а потом Диной и ее подружкой, которые освободят пленников.
Девочки стали звать дворецкого мальчика Мишку.
Мишка сразу согласился играть в пленника и оседлав прут, поскакал вдоль забора. Девочки стреляли в него, но Мишка не падал и только кричал, что они не попали. Тогда сестры стащили Мишку с прута и посадили в яму, бросив туда коврик, чтобы было мягче. Туда же запихали и довольного Тузика.
Потом девочки написали от имени Тузика-Костылина письмо с требованием выкупа и вручили его дворнику Семену.
В это время пленники в яме весело играли. Девочки стали требовать, чтобы Мишка лепил им кукол, но тот не знал из чего. Тогда девочки принесли из дома игрушек, а заодно и три пирожка. Мишка стал выбрасывать игрушки, а девочки бросили ему пирожок. Но пирожок съел Тузик, затем и второй. Только третий пирожок достался Мишке.
Потом девочки спустили в яму прут, но пленники отказались вылезать, в яме ведь было удобно.
Девочки кричали и ругались, но потом сами залезли в яму и сидели все вчетвером, смотря на облака.
Через два часа вернулась мама девочек и долго не могла найти дочерей. Дворник показал ей записку про пять тысяч монет, но мама ничего не поняла. Она стала громки звать девочек и те откликнулись, словно из-под земли.
Нашла мама девочек в яме, удивилась, и потребовала вылезать. Вылезли пленники, прижались к маме, домой идут, жмурятся. И непонятно им, почему сперва им так грустно было, ведь превеселая это книга - "Кавказский пленник".
Главные герои и их характеристики:
- Ваня – врунишка, сам случайно рассказал о своём обмане
План произведения для пересказа:
- Запрет мамы
- Аппетитная слива
- Нарушение запрета
- Вопрос папы за столом
- Разоблачение лгуна
Понравившийся эпизод:
Папа очень смешно напугал Ваню, а мальчик сам себя выдал. За этим было очень интересно наблюдать.
Следующая пословица
Чему учит рассказ "Кавказский пленник"
Рассказ учит тому, что война очень плохое дело и воевать никогда нельзя. Нужно жить в мире представителям самых разных народов. Учит обращать внимание не на национальность человека, а на его дела и поступки. Потому что плохие никчемные люди есть у каждого народа, но хороших всегда больше. Учит тому, что дети видят кто хороший человек и им все равно какой он нации.
Отзыв на рассказ "Кавказский пленник"
Мне очень понравился этот рассказ. Дружба, которая возникла между Жилиным и татарской девочкой Диной, такая трогательная и она единственная напитана настоящими эмоциями. Все остальные действовали не сами по себе, а повинуясь принятым стереотипам поведения. Мне очень понравилась добрая и смелая Дина, и я надеюсь, что ее судьба сложилась удачно. А вот Костылин меня разочаровал, он оказался не просто обузой, он был никому не нужен.
Пословицы к рассказу "Кавказский пленник"
Кто идет вперед, того страх не берет.
Велик телом, да мал делом.
В мире нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.
Перед настойчивым и горы преклоняются.
Под лежачий камень вода не течет.
О чем произведение:
Мальчик без разрешения съел сливу и решил, что его обман не раскроется.
Следующая пословица
Читательский дневник по произведению Пушкина «Кавказский пленник» поможет сохранить в сжатом виде значимые моменты данного произведения. В основу поэмы легла история страстной любви черкеской девушки к русскому, попавшему в плен.
1. Время и место сюжетаПроизведение написано Пушкиным в 1821 году. Действие поэмы разворачивается в период Кавказской войны (1817—1864 гг.), в одном из черкесских аулов.
2. Главные герои и их характеристикаРусский пленник — участник сражений с горцами, попавший в плен. Светская жизнь пришлась не по душе свободолюбивому герою. Он ощущает себя бесчувственным, не может выбросить из головы прежнюю любовь.
Черкешенка — юная девушка, проникшаяся состраданием к главному герою, взятому в плен. Она влюбляется в русского, освобождает его.
В горный аул попадает русский, взятый черкесом в плен. Ему одевают кандалы, не приставляя к нему охраны. Он пасет овец, наблюдает жизнь аула. По ночам к нему наведывается черкешенка, пламенно и безответно влюбленная в русского. В итоге она освобождает пленника от кандалов, а сама умирает, кинувшись в реку. Пленному удается бежать из возвратиться к русским.
4. Главная мысль, чему учит произведениеВ поэме описаны отношения двух людей, представляющих два вражеских лагеря. Черкешенка сострадает пленному, а после влюбляется в него. Читая эти строки, понимаешь, что войны, захват территорий не нужны людям, для обычных людей нет врагов.
Поэма показывает, что настоящая жизнь кроется в простых вещах, в обыденности, в контакте с природой. Для людей важно иметь чувства, строить отношения на искренности и любви.
Произведение учит бережно относиться к себе. Если не обращать на внимание на собственное окружение, то можно травмировать себя и стать бесчувственным, как это происходит с главным героем. Важно следить за своими желаниями и эмоциями, учиться открыто выражать их, стремиться к внешней и внутренней свободе.
5. ВыводМне очень понравилось описания быта горцев, красот Кавказа. Поэт сумел передать необыкновенное величие и самобытность этого края. Читая о жизни черкесов, ощущаешь спокойствие, размеренность, полноту. У меня всегда такие чувства, когда описана простая жизнь людей на лоне природы.
Тема произведения традиционна для романтической поэмы. Здесь речь идет о свободе и безответной любви. К понятию свободы герой обращается не раз, но в поэме нет персонажей, ощущающих себя независимыми. Черкешенку пытаются насильно выдать замуж, а самих горцев теснят русские. Опасность для казаков представляют те же горцы, когда «чеченец ходит за рекой».
Русский пленный остро ощущает нехватку свободы. Он отказывается от светской жизни, признав ее бесполезной и пустой. Он до сих пор испытывает на себе негативное влияние света, не чувствуя эмоций и желаний. Попав в плен, он видит на ногах кандалы, но в итоге черкешенка освобождает его. Хотелось бы, чтобы, получив такой серьезный урок в черкесском ауле, главный герой снова бы начал испытывать силу и радость своих чувств.
Попав в аул, герой созерцает простую и неприхотливую жизнь. Более свободной и настоящей ощущается именно поведение горцев, чем светская жизнь, которую он вел. Глядя на пленника с его окаменелыми чувствами и на любящую черкешенку, становится понятным, кто из них свободнее и счастливее.
Мне очень нравится образ черкешенки – замечательная девушка, пылкая, яркая, красивая. Она искренняя в своих чувствах, способная выразить свою любовь. Жаль, что она решает уйти из жизни. У меня была знакомая, родом из Кавказа, которая вела себя аналогичным образом. Пушкину удалось уловить суть этого народа.
В эпилоге поэт восхваляет доблесть русских генералов, ведущих войну на Кавказе. Я считаю, что захватнические войны не добавляют радости стране-победителю.
6. Система образов произведенияВ поэме показаны два образа, имеющие противоположные характеры – это русский и черкешенка. Пленник ведет себя пассивно, он только и ждет, чтобы кто-то освободил его. Сам же он не предпринимает никаких попыток бежать, хотя вся его охрана – это тяжелые кандалы. Он – человек, утративший способность чувствовать, лелеющий в своей душе свою давнюю безответную любовь. Ему противопоставлен образ черкешенки – смелой, чувственной, гордой. Она любит всем сердцем. Девушке не хватает хладнокровия главного героя, а ему – ее эмоциональности.
Эти два образа дополняют друг друга, создавая целостную картину в поэме.
7. Словарь незнакомых словАул — кавказская деревня.
Уздень — человек, имеющий титул князя или состоящий на руководящей должности.
Шашка — сабля черкесов.
Сакля — дом кавказского крестьянина.
Кумыс — напиток, изготавливаемый из молока кобылы. Он считается полезным, имеет приятный вкус.
Потом на камень вновь склонился Отягощенною главой; Но все к черкешенке младой Угасший взор его стремился; И долго, долго перед ним Она, задумчива, сидела; Как бы участием немым Утешить пленника хотела
Нет! я не знал любви взаимной. Любил один, страдал один.
Блеснет за мрачною горой, Черкешенка, тропой тенистой, Приносит пленнику вино, Кумыс, и ульев сот душистый, И белоснежное пшено; С ним тайный ужин разделяет; На нем покоит нежный взор; С неясной речию сливает Очей и знаков разговор; Поет ему и песни гор
Людей и свет изведал он И знал неверной жизни цену. В сердцах друзей нашед измену, В мечтах любви безумный сон, Наскуча жертвой быть привычной Давно презренной суеты, И неприязни двуязычной
Главная мысль:
Любая ложь очень быстро раскрывается.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Очень поучительный рассказ. Думаю, Ваня вынес урок из этой ситуации и в будущем никогда не будет врать.
Новые слова и выражения:
Горница – неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище
Читайте также: