Басня соловей и ястреб пословицы к ней
Обновлено: 22.11.2024
Цели: создать условия для ознакомления с творчеством Эзопа, сравнения басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб». Выяснить, что композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали). Обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается. Обнаружить, что у басен с разной темой повествования может быть сходный по основной мысли вывод.
Создать условия для развития связанной речь учащихся, внимания, памяти.
Создать условия для воспитания культуры общения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу.
Планируемые УУД:
Личностные: ценностное отношение к образовательному процессу.действие смыслообразования,мотивация
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление своих мыслей в устной форме
Предметные: в ыделение главного в увиденном (услышанном)
- Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись.
1. Определение темы урока:
- Очень рада видеть вас сегодня отдохнувшими, веселыми, готовыми хорошо работать на уроке. Сегодня на уроке мы продолжим набираться мудрости из басен.
2500 лет назад жил в VI веке до н. эры в Греции человек. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться от неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость делали его хозяином положения. Но однажды недруги сбросили его со скалы. Кто это? Эзоп был поэт, он сочинял басни. Что такое басня?
Эзоп считается родоначальником басен. Как вы думаете, были ли басни до него? Это не совсем так. Басни появились 4000 лет назад. Первые басни – современницы просто древних сказок.
Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
2. Постановка проблемного вопроса
- А похожа ли басня на сказку о животных?
Какая басня начинается так же как сказка, какая сказка, автор?
( В басне герои – животные, как и в сказке о животных)
- А чем басня отличается от сказки?
( Сказка о животных часто строится как цепочка, в ней есть повторы. А басня состоит из двух частей: повествования и морали)
Что такое мораль?
Давайте прочитаем басню «Рыбак и рыбёшка». Какова мораль басни?
Сегодня мы познакомимся с новой басней?
3. Чтение детьми текста басни «Соловей и Ястреб»
4. Работа над текстом басни
- Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая?
- А может быть, в баснях похожие истории? Или общая мысль?
- Какая же эта мысль? Прочитайте.
- В какой части басни она сформулирована?
(Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни)
- Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построение: состоят из двух частей? Повествования и морали.
- Найдите обе эти части в басне «Соловей и Ястреб»
- Чью точку зрения отражает мораль этой басни: Ястреба или Соловья?
( точку зрения Ястреба)
- Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, - это история о животных, а вывод, который из нее делается, - касается людей?
Мораль басни часто напоминает пословицу. Может быть, пословицы появились из басен? Нет. У пословиц нет конкретных авторов. Пословицы — это остроумные народные выражения. Это не литературное, а устное народное творчество. С их помощью даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям. Пословицы передавались из уст в уста, из поколения в поколение. А вот у басен уже есть авторы. Это литературные произведения, в которых пословицы использовались в качестве морали. А если подходящей пословицы не находилось, то баснописцы придумывали свою мораль.
Истории басен Эзопа известны во всём мире и дожили до наших дней. Их пересказывали писатели и поэты в разных странах. Многие басни Эзопа стали известны российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.
Осторожного коня и зверь не берет.
Не доглядишь оком, заплатишь боком.
Кто всегда бережется, тот никогда не ожжется.
- Выберите пословицы, которые близки по смыслу морали басни « Соловей и Ястреб».
- Можно ли использовать в качестве морали другие пословицы?
1 ряд тет. Галка и голуби
2 ряд тет. Галка и кувшин
3 ряд уч. Отец и сыновья
Вывод и пословицы.
- На протяжении всего урока мы доказывали, что характерно для басни. Можно ли с уверенностью сказать, что басня не похожа на сказку о животных?
На этом мы заканчиваем урок. В заключении определите, каким выражением заканчивается басня, а каким сказка.
Следующая пословица
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Следующая пословица
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Следующая пословица
Выбери пословицы, которые недалёки по смыслу морали сказки Соловей и ястреб. А можно ли использовать в качестве морали другие пословицы? Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?
Какая мораль, с твоей точки зрения, является более гуманной?
1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
2. Лучше телёнок в хлеву, чем скотина за горой.
3. Осторожного жеребца и зверек не берёт.
4. Не доглядишь оком, оплатишь боком.
5. Кто всегда остерегается, тот никогда не ожжётся.
Читайте также: