Авось и небось пословица
Обновлено: 22.11.2024
Слова - авось и небось числятся как вводные и так в основном и употребляются. Правда кое-кто употребляет слово - Авось и как возможное имя языческого бога. А это вполне самостоятельные слова самоцветы - бриллианты русского языка.
Авось, - одно из первичных истинных значений этого слова - сфера допустимости ожидания какого либо самоусроения. Но широко известно вторичное ложное - критическое по отношению к первому значению толкование, которым как-раз-то осознать первое этим критикам не удалось, даётся в словаре Ушакова как "недостаточно обоснованная надежда".
Нет это критика их тут не достаточно объективная и слишком негативна и тенденциозная. Но не только авторы толковых словарей дали маху, нет, и широкие народные массы это слово употребляют далеко не всегда верно. Однако, примечательно то, что когда его употребляют, не задумываясь над его значением - интуитивно, оно употребляется чаще всего правильно. А вот уже в зафиксированных народных пословицах чувствуется недостаточность аналитической базы.
А в словаре Даля: Авось
нареч. (а-во-се, а вот, сейчас; см. во) иногда с придачею частиц: ко, то, же, ну, вот, либо; может быть, станется, .
Вот последние два примера если записать вместе, то получится значение - "может быть станется", к нему если добавить нужную эмоциональную окраску с выбором надежды, то будет верно. (Второе верное значение). Авось -очень простое слово в употреблении, но многозначное и в толковании непростое. А такое сочетание и вводят людей в заблуждение. Попробуем без этого.
Авоська ушел, а небоську покинул.
Авось что заяц, в тенёта попадёт.
Авось и рыбака толкает под бока.
Авось живы будем, авось не помрем.
Авось да небось — родные братья, оба лежни.
Авось небосю — родной брат.
Авось и как-нибудь до добра не доведут.
Авось да небось такая подпора, хоть брось.
Авось да небось — возьми да брось.
Эти пословицы попробуем растолковать с учётом, что:
Авось - сама надежда как основание выбора действия позиции. (Третье истинное значение слова - авось)
Небось - само обоснование надежды - гарантия - моральный задаток.
Авоська ушел, а небоську покинул. - Надежда ушла, а без надежды гарантии ни чего не стоят.
Авось что заяц, в тенёта попадёт. - Поскольку тенёта ловушка для мелкой дичи и само его слово говорит о тени, куда она ставится, речь в поговорке связана с опасностью голой не подкреплённой гарантиями надежды. Однако пословица не верна, она говорит об обреченности голой надежды на неудачу. Надо или голость надежды выделить как постоянную, например, так: Один авось - в тенётах кость. Или: "Не ждёт тенет, но жданный гость в них спит уж ёрзанный авось. "Большой авось в тенётах гость, а малый бойкостью огромный". Малый, - малая - меньший меньшая но начальный(ая) часть, например, Малороссия.
Авось и рыбака толкает под бока - Активная надежда азартнее самого азарта.
Авось живы будем, авось не помрем - раз надеемся, что будем жить, ведь об этом и представляем в минуту опасности, то, что ж не надеяться, что не помрём
Авось да небось — родные братья, оба лежни - не правильная поговорка. Ею хотели сказать: « Ссылки на авось при ссылках на небось, засЫпят все дела, - и засыпАй тогда без дел". Если и сама надежда призывает к действию и гарантия есть, то зачем тогда ссылаться и на то и на другое сразу. Если к надежде добавились гарантии, то естественно сказать только про них, но с эмоциями надежды - небось не пропадем. Уже не просто надежда, а вера.
Авось небосю — родной брат - а вот братьями считать их действительно можно, но по предыдущему примеру видно, что и это может пониматься ложно, поэтому рационально дополнить так: « Авось родной небосю брат, а коль не бояться дружбы - рать".
Авось и как-нибудь до добра не доведут - конечно, так и есть. Авось здоровым будь - не будь и даже рядом как-нибудь.
Авось да небось такая подпора, хоть брось - неверная пословица.
Небось как гарантия - подпора, а какая гарантия - такая и подпора. А авось - как надежда скорее зов. Брось подпоривать авосью, подопри её, - в ней ось. Взор надежд не вкось подробрось, да, небось, земля опора, - без подпорок дай-ка взор!
Авось да небось — возьми да брось - не правильно. Правильно: « Авось да небось, и оставь да не брось, а поставь да не врознь".
Следующая пословица
Авось да небось до добра не доведут.
Русак на авось взрос.
Наше авось не с дуба сорвалось (т. е. не бестолковое).
Авось и к нам на двор солнышко взойдет.
Авось задатка не дает.
Авоське верь без задатка.
Поживи в рабах, авось, будешь и в господах.
На авось не надейся.
На авось мужик и хлеб сеет.
Авось не унывает.
Авось не веревку вьет, но больно петлю закидывает.
Авось кривая выведет.
Авось и рыбака толкает под бока.
Авось живы будем, авось помрем.
Авось да небось такая подпора, хоть брось.
На авось мужик и пашню пашет (и хлеб сеет).
На авось казак на конь садится, на авось его и конь бьет.
Держись за авось, поколе не сорвалось.
Авося жданки съели.
Авоськал, авоськал да и доавоськался.
Авоська ушел, а небоську покинул.
Авоська парень добрый: или выручит, или выучит.
Авоська веревку вьет, небоська петлю закидывает.
Пословицы и поговорки про авось, слово означает расчет на случай или удачу и т.п.
Откуда появилось авось в русской культуре
Существует, однако, и другой перегиб. Если жить, не включаясь в мировую гонку, суету, то можно впасть в другую крайность: положиться на «авось», играть в «тварь дрожащую», «маленького человека», о чем писали ещё Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов и М.Ю. Булгаков.
Любители лёгкой жизни даже придумали псевдомифы, что у славян был Бог Авось, которому поклонялись обжорством и прелюбодеянием, откладыванием важных дел с надеждой на Бога. Правда, ни одного этнографического и языкового подтверждения древнее XIX века они не приводят.
А вот этнография XVII-XVIII века говорит, что Авоська и Небоська – это «мелкие зело злые духи, сыновья Лиха Одноглазого», мешающие Срече и Доле, дочерям Богини Макоши. Да и пословицы и поговорки того времени чётко отражают народное отношение к подобному явлению.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАГОВОРЫ И ШЕПОТКИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ Получи заговоры от болезней, от порчи и сглаза, от упадка сил, на зеркальце, на оберег места, на выпечку хлеба, на освещение пищи и многое другое. Нажимая на кнопку, ты подтверждаешь своё согласие на обработку персональных данных согласно Политике Конфиденциальности.Узнайте практические заговоры на каждый день из книги 👇
Пословицы и поговорки про авось
- От авося добра не жди.
- Авось да небось — хоть вовсе брось.
- Авоська веревку вьёт, небоська петлю затягивает.
- Держался авоська за небоську, да оба в воду упали.
- Авось с небосем водились, да оба битыми и очутились.
- Авось и рыбака толкает под бока.
- Авось попадает, что заяц в тенета.
- Авось небосю родной брат.
- Вывезет и авоська, да не знай куда.
- Авось да небось – такая подмога, хоть брось.
- Авосю верь не вовсе.
- Авось плут, обманет.
- Авось да небось – возьми да из головы брось.
- Авось да небось – родные братья, оба лежни.
- Авось да небось такая подпора, хоть брось.
- Авось живы будем, авось помрём.
- Авось задатка не дает.
- Авось и к нам на двор солнышко взойдет.
- Авось кривая вывезет.
- Авось не веревку вьет, но больно петлю закидывает (затягивает).
- Авось, небось да как-нибудь — добра не будет.
- Авось, что заяц, в тенёта попадает.
- Авоська парень добрый: или выручит, или выучит.
- Авоська ушел, а небоську покинул.
- Авоськал, авоськал да и доавоськался.
- Авося жданки съели.
- Авось задатка не дает.
- Авось не бог, а полбога есть.
- Авось обманет, в лес уйдет.
- Держись за авось, поколе не сорвалось.
- На авось мужик и хлеб сеет.
- На авось не надейся.
- Наше авось не с дуба сорвалось.
- Авосевы города не горожены, авоськины дети не рожены.
- Авось – дурак, с головой выдаст.
- Авось да как-нибудь не бери с собою в путь.
- Авось да небось доводят до того, что хоть брось.
- Понадеялся на авось, и дело сорвалось.
- Кто делает все на авось, у того все хоть брось.
Но самое главное понять, отчего люди кидаются из одной крайности в другую? Причин всего две:
- Не верят в Бога и его Коны.
- Не верят в себя как лучших божьих творений.
Обрадую вас известием: ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСЁ! У нас достаточно сил и возможностей, просто надо научиться ими пользоваться…
Именно поэтому наши предки говорили, что у любого человека есть 9 крыниц счастья, сил, и называли их стогнами, а индо-арии – чакрами. Стогна = сто+га+огна = «сто огней, данных для движения».
И вся система развития человека строилась не только на заветах Любомудрия, но и на том, чтобы научить растущего человека пользоваться силой этих 9 стогн.
П.С. Если вы готовы взять на себя ответственность и обрести самостоятельность с помощью практических знаний, мы приглашаем вас на вторую ступень онлайн курс «Свой путь. Ключи ко взрослой жизни» Академии Жизни «Одолень-трава». На курсе в течение 9 месяцем вы узнаете, как убрать «мусор» с наших колодцев силы, вернуть забытые в родах знания и раскрыть свои возможности.
Следующая пословица
Мы живём в мире, где все куда-то бегут. Люди гонятся за современными айфонами, последними марками машин, за крутым селфи на фоне еды, экзотических островов и т.п.
Всё это приводит к тому, что они вечно боятся чего-нибудь не успеть, опоздать на раздачу, упустить шанс. И оттого часто «сталкиваются лбами» с родными и соратниками по делу и работе, ведут себя грубо в метро и общественном транспорте, очередях и местах общего пользования.
Подобная гонка культивирует в людях агрессивность, жадность, эгоизм, ханжество, провоцирует крен системы ценностей в сторону сребролюбия и искусственности, «картинности» и «подиумности».
В итоге, мы считаем, что мир агрессивно к нам настроен и несправедлив. И видим море агрессии, эгоизма, претензий в ответ.
Но не все так плохо. Главное, понять и признать некоторые истины:
-
не означает продуктивность.
- Иллюзии временности счастья, ограниченности благосостояния, мимолётности любви создаются искусственно, т.к. людьми, которые всего боятся, легче управлять.
- Конкуренция в борьбе за еду, блага возможна только при их недостатке. Но человек влияет на природу более, чем кто-либо на Земле. Кроме того, он одарён огромным количеством душевных и физических возможностей и более осознан. Именно поэтому у человека всегда есть выбор и выход из сложившейся ситуации.
- Все блага мира находятся в руках Бога – только ему решать чего и сколько должно быть и в чьих-то руках. Его игра настолько сложна и многоходова, что невозможно предугадать, каким будет следующий поворот. Поэтому не стоит увлекаться осуждением других и сравнением своего несчастья со счастьем других.
Вместо этого стоит взять ответственность за собственное счастье, за состояние своего двора, ближайшего сквера, детской площадки и т.д. – не ждать, что «придёт глава и сделает/ выделит деньги/ исправит и т.д.». Делать всё, что возможно самим в единстве со своими соратниками. Делать не то, что комфортно по минимуму, «без напряга», а то, что открывает в вас возможности творца и создателя.
Следующая пословица
В русском языке есть буквы, которые почти со стопроцентной вероятностью укажут на иностранное происхождение слова. Прежде всего это «Ф». Вторая такая буква — «А».
Список исконно русских слов (и то с натяжкой) на «а» довольно короткий:
- Азъ — первая буква старославянской азбуки. Одновременно это местоимение «я». Есть выражение «не знать ни аза» , то есть ничего не знать, не смыслить. «От а́за до и́жицы» — от самого начала до самого конца. И́жица была последней буквой алфавита.
- Азбука, азбуковник. Из названий первых двух букв старославянского алфавита: аз и буки .
- Авось. О нём поговорим ниже.
Самое загадочное по происхождению слово — аист. Есть версия, что пришло от средневерхненемецкого Heister . Исконное славянское происхождение многие лингвисты отвергают, поскольку в родственных языках аист обозначается совершенно другими лексемами.
Если учесть старославянизмы, то можно в список слов на «а» добавить агнец (ягнёнок). Вспомните выражение «агнец Божий».
Ещё архаизмы а́бие (тотчас), абы́ (чтобы), а́ще (если), алка́ть (жаждать) и алчный. И различные междометия, звукоподражания вроде ах, ага, агу, ай-яй-яй! и др.
Слово аляповатый (от «лепить, ляпать») тоже изредка упоминается, но оно пришло в русский язык из северных диалектов, его история точно не выяснена (Фасмер в словарной статье «ляп» упоминает саа́мское liерре).
Считается, что «а» восходит к греческой Αα (альфа), а та — к финикийскому «алеф» (бык). В старославянской азбуке у буквы «а» ещё было числовое значение «1». Я встречал утверждение, что звук [a] вместе с [о] есть во всех языках мира. Если статью читают историки, прошу подтвердить или опровергнуть, это очень интересно.
Так почему же «а» не могло быть в начале русских слов?
Снова вспоминаем древнерусский. В нём не могло быть [а], [е] в начале слов. Перед ними всегда появлялся йот [j] , который называется протети́ческим. Выполнял важную функцию: отделял начальный гласный от конечного гласного предыдущего слова. В итоге получались [ja], [je]. Сравните: древнерусское ѩзъ [jаз] и старославянское аз . Исключение — союз «а».
Поэтому у нас много исконно русских слов, начинающихся на «е» и «я». В абсолютном начале слова могли быть звуки [о], [у], [и].
А откуда же слово «авось»?
Происхождение его до конца неясно. Как пишет лингвист Елена Березович в книге «Язык и традиционная культура» (этнолингвистика), «„авось“ — ключевое слово русской языковой культуры» . Это признают и филологи, и культурологи.
Самая распространённая версия: соединение союза а и указательной частицы осе со значением «вот»; позднее между двумя гласными развилось «в»:
а + осе → аось → авось
Однако это промежуточная гипотеза. Слово «авось» настолько загадочное, что чуть ли не каждый известный лингвист или словесник высказывался о нём: В. М. Мокиенко, А. А. Потебня́, Е. С. Отин, В. В. Виноградов и др. К примеру, в той книге Березович история его изучения занимает целых семь (!) страниц.
Почему всё так туманно? Не хватает контекстов. Слово народное, в основном бытовало в диалектах. Если кратко, то:
1. Значение слова «авось» менялось. Примерно так: в недалёкий от момента речи период времени → через некоторое время в будущем (через год и др.) → возможно, быть может.
2. Слово «вось» могло превратиться в «авось» благодаря противопоставлению. Сейчас так-то, а вось будет по-другому.
3. Предполагается, что в русский литературный язык «авось» попало из поволжских говоров.
По всей видимости, это произошло ещё до XVIII века, поскольку в НКРЯ (Национальном корпусе) можно найти достаточно примеров употребления «авось» в литературе с 1760-х гг. Причём сначала оно писалось как «авось-либо» или «авось либо» (просторечный вариант «авось)». А с начала XIX в. «авось» закрепилась как самостоятельная частица.
Есть множество пословиц и поговорок со словом «авось». Например, в словаре В. И. Даля:
Авось Бог поможет. Авось — вся надежда наша. Авось, небось, да третий как-нибудь. Авось — хоть брось. Наше авось не с дуба сорвалось, рассудительное. На авось мужик и хлеб сеет. На авось и кобыла в дровни лягает. Авось и рыбака толкает под бока.
Пословица: русский-де человек на трех сваях стоит: авось, небось да как-нибудь.
Сразу вспоминается персонаж из знаменитого мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»:
Откуда произошло слово «авоська»?
В том же словаре Даля «авоськой» зовётся человек, который делает всё «на авось»:
Ему авоська дал или обещал. С авоськи ни письма, ни записи. Вывезет и авоська, да (ин) не знать куда. Авоська уйдет, а небоську одного покинет. Авоська веревку вьет, небоська петлю накидывает. Авоська небоське набитый брат. Держался авоська за небоську , да оба упали. Авось с небосем водились, да оба в яму ввалились. Тянули, тянули авоська с небоськой, да животы надорвали.
Кто такой небоська? Во-первых, вспомним «небось». Считается, что это фонетическое упрощение из «небойсь», сращение «не бойся».
Во-вторых, тут нам поможет произведение «Приключения Незнайки и его друзей» В. Носова (надеюсь, все его читали). Там были персонажи Авоська и Небоська — братья-близнецы из Цветочного города. Они любили всё делать наугад (на «авось»).
Небоська — буквально тот, кто ничего не боится и полагается во всём на авоську.
Существительное «авоська» в современном понимании — вероятно, производное от «авось».
Точное время появления слова в значении «сетка для продуктов» неизвестно. Графиня Александра Толстая (дочь Льва Толстого) в своей книге «Дочь» утверждает, что уже в 1920-х годах оно употреблялось:
«Люди шли по мостовой, таща за собой санки, или несли мешки, сумки, прозванные „авоськами“ — авось что-нибудь раздобудут,— кусочек масла, конины, сухую воблу или селедку».
Распространилось благодаря известному советскому комику Аркадию Райкину. В октябре 1939 г. он выступил на сцене Колонного зала Дома союзов на I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Перед зрителями сатирик предстал в образе мужичка, который держал в руках популярную сетку и повторял: «А это авоська. Авось-ка я что-нибудь в ней принесу». Текст для сатирика написал сценарист и сатирик Владимир Поляков.
В итоге авось и авоська — это фактически единственные исконно русские слова на букву «а», если не учитывать старославянизмы. И союз «а».
Вот такая история. Что думаете по этому поводу? :) Какие ещё факты о слове «авось» и букве «а» вы слышали? Ставьте «Нравится», делитесь статьёй с друзьями. Всех благодарю за внимание.
Следующая пословица
АВОСЬ ДА НЕБОСЬ - не белая кость,
Простые слова, мы их видим насквозь.
В них пафоса нет и отсутствует злость,
То вместе они к нам приходят, то врозь.
Хоть их подними, хоть безжалостно брось,
Им столько чудес увидать довелось.
На них опираемся мы, как на трость,
И с ними народное сердце срослось.
Берёте кредит, забиваете гвоздь,
У вас за спиной легендарный НЕБОСЬ.
И если, вдруг что- то у вас не сошлось,
Поможет всегда безотказный АВОСЬ.
Уж так получилось и так повелось,
Что нам никуда без АВОСЬ и НЕБОСЬ.
Свидетельство о публикации №218111100373 Рецензии
Прочитал с интересом весь цикл про пословицы: интересна задумка и качественно ее реализовали.
Про Небось и Авось - особенно. Все-таки, Вы верно отметили, что "с ними народное сердце срослось".
Русский Авось - уже притча во языцах во всем мире. Пока другие в страхе просчитывают риски и возможности, перестраховываются от первых тщательно, русский человек безотказно и спокойно опирается на авось без всяких расчетов и страхов. И что.
Не тратит лишнее время и легко проходит через все препятствия, порой их и не осознавая таковыми. Магическое слово для нас Авось).
Георгий, прекрасные стихи. Спасибо большое. Понравились.
Добра и всяческих благ Вам. Успехов в творчестве и удач. С наступающими.
С добрыми пожеланиями и уважением,
Игорь, большое спасибо за Ваш отзыв! Приятно прикасаться к народной мудрости и очень приятно, когда твои усилия оценены таким внимательным читателем и замечательным автором, каким Вы являетесь. Видимо я буду и дальше обращаться к пословицам и поговоркам, мне это интересно. Это направление близко к толкованию притч и особого на них взгляда, чем Вы занимаетесь в последнее время.
Удачных находок и творческих удач!
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Читайте также: